Закон Саратовской области от 4 октября 1995 г.
"О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области
"О местном самоуправлении в Саратовской области"
Законом Саратовской области от 7 марта 2006 г. N 15-ЗСО настоящий Закон признан утратившим силу
Внести в Закон "О местном самоуправлении в Саратовской области" N 12-148 от 28.04.95 г. следующие изменения и дополнения:
1. Внести в Закон дополнительно статью в следующей редакции:
"Статья 1. Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
- муниципальное образование - городское, поселковое (городского типа), сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, сельсоветы, округа), часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом;
- местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
- органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
- представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
- муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
- муниципальный налог, местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
- муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий;
- муниципальные выборы - выборы в органы местного самоуправления и должностных лиц.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.".
2. В статьях Закона изменить термин "субъект местного самоуправления" на термин "муниципальное образование", термин "глава местного самоуправления" на термин "глава муниципального образования".
3. Статью 1 считать преамбулой к настоящему Закону, изложить ее в следующей редакции:
"Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает систему и порядок деятельности органов местного самоуправления в Саратовской области.".
4. В пункте 1 статьи 4 текст после слов "Конституция Российской Федерации" дополнить словами ... "Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы", далее по тексту.
5. Статью 4 дополнить третьим и четвертым пунктами в следующей формулировке:
"3. Законы области, устанавливающие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
4. В случае противоречий, содержащихся в законах области, к положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам применяются положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов.".
6. Статью 7 изложить в новой редакции:
"1. Жители территории муниципального образования осуществляют свое право на самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Участие жителей территории в самоуправлении гарантируется их правами:
- участвовать непосредственно в решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления;
- избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;
- иметь равный доступ к муниципальной службе;
- обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;
- обращаться в суд с иском о восстановлении права на участие в местном самоуправлении.
4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено Законом.".
7. Статью 9 изложить в новой редакции:
"1. Местное самоуправление осуществляется в границах существующего административно-территориального деления области: в городах, поселках, районах, сельских округах и других муниципальных образованиях.
Население, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
3. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются в соответствии с Законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Саратовской области.
Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
4. Территория муниципального образования является неотъемлемой частью территории области.".
8. Второй абзац статьи 11 изложить в новой редакции:
"Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с Уставом города.".
9. Абзац 3 пункта 2 статьи 17 в скобках после слова "референдумом" дополнить слово "сходом".
10. В пункте 3 статьи 17 исключить слова "...и вступает в силу после регистрации в областной Думе" и абзац второй.
11. Пункт 4 статьи 17 дополнить:
- во 2 дефисе после слов "границы" словами "и состав", далее - по тексту;
- в 4 дефисе изменить формулировку на следующую:
"- наименование, полномочия и срок полномочий выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления";
- в 5 дефисе после слов "органов местного самоуправления" словами "и должностных лиц местного самоуправления", далее - по тексту;
- в 6 дефисе после слов "формы и порядок" словами "и гарантии".
12. В пункт 4 статьи 17 включить дополнительно абзацы следующего содержания:
" - наименование муниципального образования с указанием административно-территориального образования, в состав которого оно входит;
- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
- виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- порядок отзыва, выражение недоверия населения или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления, в том числе депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
- гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
- условия и порядок организации муниципальной службы;
- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и области, включаются в уставы муниципальных образований самостоятельно".
13. В статью 17 дополнительно включить п. 6 в следующей редакции: "Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования)".
14. Внести в Закон дополнительно статью в следующей редакции:
"Статья ... Регистрация уставов муниципальных образований
"1. Устав муниципального образования в двухнедельный срок после принятия представительным органом местного самоуправления или референдумом (сходом) направляется для регистрации в Управление юстиции области главой муниципального образования, председателем представительного органа.
2. Управление юстиции в месячный срок со дня поступления Устава на регистрацию принимает решение о его регистрации либо о мотивированном отказе в регистрации. Отказ в регистрации Устава может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
3. Направляемый на регистрацию Устав должен быть пронумерован, прошнурован и заверен подписью главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления и скреплен печатью.
4. Вместе с текстом Устава представляется протокол и решение представительного органа местного самоуправления или местного референдума (схода) о принятии Устава.".
15. Включить в Закон дополнительно статью, изложив ее в следующей редакции:
"Статья ... Ассоциации и союзы муниципальных образований
"Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.".
16. Статью 18 и статью 34 объединить, сохранив название статьи 18.
17. Пункт 2 статьи 18 изложить в новой редакции:
"К полномочиям органов государственной власти в вопросах местного самоуправления относятся:
1. Принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением.
2. Обеспечение соответствия законов области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
3. Регулирование порядка передачи и передача объектов собственности области в муниципальную собственность.
4. Регулирование отношений между бюджетом области и местными бюджетами.
5. Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов.
6. Обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
7. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти области с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, и контроль за их реализацией осуществляется законами области.
8. Принятие региональных программ развития самоуправления.
9. Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области.
10. Защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
11. Обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.
12. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
13. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразование или упразднение муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований.
14. Законодательство о муниципальной службе.
15. Принятие и изменение законов области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.
16. Установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.".
18. Пункт 5 статьи 18 в конце предложения после слов "представительным органам" дополнить словами "местного самоуправления, так и соответствующим органам государственного управления".
19. Пункт 6 статьи 18 изложить в редакции части второй пункта 1 статьи 34.
20. Часть 1 пункта 1, пункты 3, 4 статьи 34 исключить.
21. Статью 19 исключить.
22. Статью 20 "Взаимодействие с субъектами хозяйственной деятельности и иными субъектами местного самоуправления" перенести в главу "Экономическая основа местного самоуправления", изменить название и изложить в новой редакции:
"Статья ... Взаимодействие муниципальных образований
1. Муниципальное образование строит отношения с другими муниципальными образованиями на договорной основе и в форме координации и контроля по вопросам, возложенным на органы самоуправления действующим законодательством и уставами муниципальных образований.
2. Споры и конфликты между муниципальными образованиями разрешаются в установленном законом порядке, в суде или посредством согласительных процедур.".
23. Статью 21 изложить в новой редакции:
"1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с Уставом муниципального образования.
3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решения местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законами области.".
24. Название главы III "Формы непосредственного волеизъявления жителей" изменить на "Формы прямого волеизъявления жителей и другие формы осуществления местного самоуправления".
25. Дополнить главу III статьями в следующей редакции:
"Статья ... Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов, должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законами избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется Законом области.
3. Органы государственной власти области гарантируют проведение муниципальных выборов в соответствии с требованиями Закона.".
26. "Статья ... Народная правотворческая инициатива
Жители в соответствии с Уставом муниципального образования имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные жителями в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа с участием представителей от жителей, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).".
27. "Статья ... Обращение граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальное и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.".
28. Главу IV "Экономическая основа местного самоуправления" перенести после Главы VI "Органы местного самоуправления", изменив соответственно их нумерацию.
29. Статью 23 изложить в новой редакции:
"Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.".
30. Статью 24 изложить в новой редакции:
"1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищные фонды и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Передача собственности из государственной в муниципальную производится на безвозмездной основе. Инициатива такой передачи, как правило, принадлежит муниципальному образованию.
Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность области осуществляется с согласия органа местного самоуправления либо по решению суда.
6. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.".
31. Статью 25 изложить в новой редакции:
"1. Финансовую основу деятельности муниципальных образований составляют средства, поступающие в местные бюджеты.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.".
32. Статью 27 изложить в новой редакции:
"1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансферные платежи и иные поступления в соответствии с федеральными и областными законами и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области.
3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федеральных или областных полномочий.".
33. Статьи 28 и 30 объединить в новой редакции:
"Статья ... Местные налоги и сборы
1. Представительные органы муниципального образования на основе действующего законодательства вправе устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате самостоятельно.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно-бытовой сферы.".
34. Статью 29 изложить в новой редакции:
"Статья ... Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с законодательством обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются областной Думой на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе доходных источников федеральным и областным законодательством.".
35. Статью 32 изложить в новой редакции:
"Статья ... Финансовые гарантии компетенции органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти области гарантируют местному самоуправлению финансирование, достаточное для удовлетворения жизненных потребностей населения не ниже минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных в статье "Доходы и расходы местных бюджетов" доходных источников, областные органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники, отнесенные законодательством к доходам федерального или областного бюджетов.
3. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходах местных бюджетов федеральными и областными органами государственной власти отчислений от федеральных и областных налогов.
4. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.".
36. Внести в Закон статьи в следующей редакции:
"Статья ... Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законодательством создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.".
37. "Статья ... Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.".
38. "Статья ... Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами области.".
39. "Статья ... Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.".
40. "Статья ... Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном Законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.".
41. "Статья ... Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, добываемыми на территории муниципального образования.".
42. "Статья ... Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и области.".
43. "Статья ... Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.".
44. В пункт 1 статьи 33 дополнительно включить абзацы:
"- принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- содействие сохранению памятников истории и культуры, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности;
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности средств массовой информации;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;".
Исключить абзац:
"- установление и применение административной ответственности в установленных законом случаях.".
Все абзацы обозначить цифровыми знаками.
45. В наименование главы VI "Органы местного самоуправления" дополнить слова "и должностные лица местного самоуправления".
46. В пункте 2 статьи 35 слова "в соответствии" заменить словами "на основе".
47. В статью 35 внести дополнения в следующей редакции:
Пункт 3. "Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.".
Пункт 4. "Органы местного самоуправления наделяюются соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.".
Пункт 5. "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.".
Пункт 6. "Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования.".
48. Статьи 36 и 37 объединить под наименованием: "Название, избрание, состав и сроки полномочий представительного органа".
49. Часть первую статьи 36 сохранить полностью, перенеся ее в ст. 37.
50. Часть вторую ст. 36 исключить.
51. Пункт 3 статьи 37 изложить в новой редакции:
"Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в зависимости от числа жителей.".
52. Пункт 4 статьи 37 изложить в следующей редакции: "Срок полномочий представительных органов - не менее 2 лет.".
53. Пункт 1 статьи 38 предлагается разделить на 2 части:
"1. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
- принятие и изменение Устава муниципального образования, если иное не предусмотрено уставом;
- утверждение местного бюджета и отчета администрации о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований.
2. Представительный орган обладает также следующими полномочиями:
- принятие нормативных актов, регулирующих иные вопросы местного значения, не урегулированные действующим законодательством", далее - по тексту.
54. В последнем абзаце статьи 38 текст после слов: "настоящим Законом" дополнить словами "Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - по тексту.
55. Внести в Закон новую статью в следующей редакции:
"Статья ... Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
4. Глава муниципального образования, главы администрации города, района, председатель представительного органа, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области.
7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.
8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами области.".
56. Статью 40 "Акты представительного органа" объединить со ст. 49 "Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц", оставив наименование ст. 49.
57. Пункты 1, 3 статьи 40 исключить.
58. Пункт 1 статьи 49 дополнить после слов "настоящего Закона" словами "Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - по тексту.
59. В первом предложении статьи 42 исключить слова "из числа депутатов".
60. Включить дополнительно в главу VI "Органы местного самоуправления" статью "Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления", изложив ее в следующей редакции:
"1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены:
- должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципальных образований: сел, поселков, сельсоветов;
- должность председателя представительного органа местного самоуправления в городах и районах области как муниципальных образований;
- должность главы администрации, возглавляющего деятельность исполнительного органа муниципального образования в городах и районах области;
- должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
2. Глава муниципального образования, главы администрации города, района, иные выборные должностные лица избираются гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в соответствии с федеральными и областными законами в порядке, определяемом в уставах соответствующих муниципальных образований.
3. Глава муниципального образования, председатель представительного органа, главы администрации города, района и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом муниципального образования.
4. Глава местного самоуправления, председатель представительного органа, главы администрации города, района и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
5. Главой муниципального образования, главой администрации города, района может быть избран гражданин России не моложе 21 года, постоянно проживающий на территории Саратовской области не менее одного года.".
61. Пункт 3 статьи 43, пункт 2 статьи 47 сохранить в прежней редакции и перенести в данную статью.
62. Пункты 1, 2 статьи 43, пункт 3 статьи 47 исключить.
63. Статьи 44, 48 объединить под названием "Прекращение полномочий главы муниципального образования, главы администрации города, района", изложив ее в следующей редакции:
"1. Полномочия главы прекращаются в связи с истечением срока его полномочий - со дня избрания нового главы. Для передачи полномочий устанавливается месячный срок со дня избрания нового главы. Вступление в должность вновь избранного главы реализуется в форме присяги, порядок принесения которой определяется в Уставе муниципального образования.
2. Полномочия главы могут быть прекращены в следующих случаях:
- выезда на постоянное жительство за пределы территории муниципального образования;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- добровольной отставки, принятой представительным органом большинством голосов;
- по состоянию здоровья.
Отставка главы принимается представительным органом при наличии соответствующих обстоятельств либо на основании письменного заявления, заключения МСЭК (медицинской комиссии).
3. Отрешение главы от должности может осуществляться в случаях:
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- признания судом его недееспособным;
- умышленного нарушения Устава муниципального образования или действующего законодательства;
- неисполнения своих обязанностей без уважительных причин.".
64. Статью дополнить пунктом 4, изложив его в следующей редакции:
"В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Устава области, федеральных законов, законов области, Устава муниципального образования Саратовская областная Дума может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области, Уставу муниципального образования.
Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области, Уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Саратовской областной Думой вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются Законом области.".
65. Статьи 45 и 46 объединить под единым названием "Администрация".
66. Первый абзац статьи 45 исключить.
67. В первом абзаце статьи 46 текст после слов "Главой администрации" дополнить словами "городов и районов и главой муниципального образования", далее по тексту.
68. Пункт 1 статьи 55 изложить в новой редакции:
"Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация жителей по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.".
69. Пункт 4 статьи 55 изложить в новой редакции:
"Органы территориального общественного самоуправления являются одной из форм осуществления местного самоуправления.".
70. В шестой строчке пункта 6 статьи 55 слово "Примерным" заменить словом "Типовым".
71. В названии статьи 54 текст после слова: "рассмотрение" дополнить словами "обращений и", далее - по тексту.
72. В первом предложении статьи 54 текст после слова "официальные" дополнить словами "обращения и ", далее по тексту.
73. В статью 57 добавить абзац в следующей редакции:
"- способствует органам государственной власти и самоуправления, участвует в организации разнообразных прямых целевых услуг различным социальным группам и гражданам, нуждающимся в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.".
74. Пункт 1 статьи 58 дополнить после слов "перед государством" словами "физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством".
75. Пункты 2-3 статьи 58 исключить.
76. Статью 60 дополнить новым пунктом, предложив его в качестве первоначального: "Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов области, уставов муниципальных образований.".
77. Статью 63 "Контроль за деятельностью органов местного самоуправления" исключить.
78. Внести в Закон Главу "Заключительные и переходные положения".
79. Внести в Закон дополнительно статью, изложив ее в следующей редакции:
"Статья ... О применении отдельных положений Закона "О местном самоуправлении в Саратовской области"
1. Статья 13. Статус городов, объединенных с районами области, применяется до принятия Закона области о территориях муниципальных образований и уставов соответствующих муниципальных образований.
2. В первый созыв главы муниципальных образований сел, поселков, сельсоветов, главы администраций городов и районов области избираются жителями муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Председатели представительных органов муниципальных образований избираются из числа депутатов в порядке, определенном регламентом представительного органа соответствующего муниципального образования.
Количество депутатов определяется в зависимости от числа жителей:
Число жителей Количество депутатов
до 1000 человек до 5 депутатов
свыше 1000 до 5000 человек до 7 депутатов
свыше 5000 до 50000 человек до 11 депутатов
свыше 50000 до 200000 человек до 17 депутатов
свыше 200000 до 500000 человек до 21 депутата
свыше 500000 человек до 31 депутата
Срок полномочий глав муниципальных образований сел, поселков, сельсоветов, глав администраций городов и районов области, представительных органов муниципальных образований первого созыва - 4 года.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Саратовской области от 4 октября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области"
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Саратовской области от 7 марта 2006 г. N 15-ЗСО настоящий Закон признан утратившим силу