Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 марта 2011 г. N 139-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к распоряжению Правительства Саратовской области
от 17 июня 2005 г. N 169-Пр
Методика
проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти Саратовской области, государственных органах Саратовской области, созданных Губернатором Саратовской области и Правительством Саратовской области
21 марта 2011 г.
I. Общие положения
1. Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти Саратовской области, государственных органах Саратовской области, созданных Губернатором Саратовской области и Правительством Саратовской области (далее - государственные органы области, Методика конкурса), - это нормативно-методический документ, предусматривающий методы, приемы сбора информации о профессионально значимых и личностных качествах участников конкурса, влияющих на эффективность исполнения ими деятельности в должности государственной гражданской службы области, а также способы систематизации и анализа собранной информации.
2. Конкурс проводится с целью:
реализации принципов функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации;
отбора граждан Российской Федерации, в наибольшей степени соответствующих требованиям вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области (далее - вакантной должности);
создания кадрового резерва области и кадрового резерва государственных органов области.
3. Задачи, решаемые при проведении конкурса:
оценка профессиональных и личностных качеств участников конкурса на основании объективных профессионально значимых критериев;
выявление среди участников конкурса лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям вакантной должности;
обеспечение равных условий для всех участников конкурса в выполнении ими конкурсных заданий и процедур;
соблюдение законных интересов и этических норм в отношении всех лиц, имеющих отношение к конкурсу.
4. Проведение конкурса обеспечивают субъекты оценки:
представитель нанимателя, принявший решение о проведении конкурса;
конкурсная комиссия (далее - Комиссия);
рабочая группа;
управление кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области (далее - Управление);
группа независимых экспертов (далее - группа экспертов).
5. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным постановлением Правительства области.
6. Основные функции субъектов оценки:
Управление координирует работу и взаимодействует с рабочими группами, контролирует их работу;
лица, отвечающие за кадровую работу в государственных органах области, а при наличии кадровой службы организуют и обеспечивают сбор информации, изучение участников конкурса на основании представленных ими документов в соответствующий государственный орган области на замещение вакантной должности и при формировании кадрового резерва на конкурсной основе;
Комиссия осуществляет итоговую оценку профессиональных и личностных качеств участников конкурса, принимает решения по итогам проведения конкурса на замещение вакантных должностей и о включении гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв;
рабочая группа организует оценку профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности, изучение личностных качеств участников конкурса, проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения конкурса на замещение вакантной должности по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике, обработку полученных информационных материалов, а также подготовку места заседания и соответствующих документов для работы Комиссии;
независимые эксперты совместно с рабочей группой оценивают профессиональный уровень кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям вакантной должности, изложенным в должностном регламенте.
7. Конкурс проводится на основе конкурсных процедур в форме:
интервью;
анкетирования;
групповых упражнений;
испытания по профессиональным пробам (аналитические материалы (реферат), тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий вакантной должности, и др.);
психологического тестирования;
организационно-управленческих игр.
8. Конкурс проводится в зависимости от классификации вакантной должности в следующих формах:
на младшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным и краткое интервью;
на старшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование;
на ведущие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование, групповые упражнения, организационно-управленческие игры;
на главные и высшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование, групповые упражнения, организационно-управленческие игры.
II. Решение о проведении конкурса
9. Решение о проведении конкурса оформляется актом государственного органа области, в котором указываются наименование вакантной должности, создается рабочая группа и утверждается ее состав.
10. Конкурс объявляется при наличии вакантной должности и отсутствии резерва гражданских служащих (граждан) для ее замещения.
11. Информация о проведении конкурса направляется в министерство занятости, труда и миграции области, министерство информации и печати области, размещается на сайте Правительства области в сети Интернет, а также в специально отведенных местах и средствах для оперативного информирования гражданских служащих (граждан).
12. Основаниями для решения о проведении конкурса являются:
введение новых должностей гражданской службы;
наличие вакансий;
реорганизация государственного органа области, предполагающая создание кадрового резерва и/или требующая перемещения кадрового состава на должности, отличные от тех, которые они занимали ранее в государственном органе области.
III. Направление заявок на конкурс
13. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет лицу, отвечающему за кадровую работу в государственном органе области, а при наличии в кадровую службу личное заявление на имя председателя Комиссии и документы, установленные законодательством.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе области, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган области заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа области, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.
IV. Рабочая группа
14. Рабочая группа создается для организационного и материально-технического обеспечения конкурса.
15. В состав рабочей группы входят:
лица, отвечающие за кадровую работу в государственном органе области, а при наличии представители кадровой службы;
руководитель структурного подразделения государственного органа области;
секретарь Комиссии;
представитель Управления;
независимые эксперты.
16. Задача членов рабочей группы - обеспечение проведения конкурса на должном организационном, методическом и материально-техническом уровне.
17. Обязанности членов рабочей группы:
размещение информации о проведении конкурса на сайте Правительства области в сети Интернет;
взаимодействие в ходе проведения конкурса с председателем и членами Комиссии;
прием документов от участников конкурса;
ведение учета поступивших заявлений на участие в конкурсе, иных документов, предоставленных участниками конкурса, составление по запросам членов Комиссии и экспертов необходимых отчетов;
проверка документов, представленных участниками конкурса, на их соответствие установленным требованиям;
проверка достоверности сведений, представленных участниками конкурса;
помощь участникам конкурса в заполнении необходимых форм и документов;
участие в подготовке заседаний Комиссии;
информирование заинтересованных лиц о порядке проведения конкурса и возможных его изменениях;
ведение деловой переписки и документооборота, связанного с проведением конкурса.
18. Представители Управления привлекаются в качестве экспертов и участвуют в согласовании критериев отбора, в разработке конкурсных заданий и в оценке результатов их выполнения.
19. После завершения оценочных процедур конкурса, проверки достоверности сведений, представленных претендентами, изъявившими желание участвовать в конкурсе, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществленных рабочей группой, председатель Комиссии определяет место и время проведения заседаний Комиссии.
V. Эксперты
20. С целью разработки конкурсных заданий и оценки результатов их выполнения участниками конкурса Управление привлекает экспертов из числа своих специалистов, других государственных органов области и независимых внешних экспертов. Число привлекаемых независимых внешних экспертов определяется соответствующими правовыми актами.
21. Независимым экспертом признается не состоящий в штате государственного органа области специалист, имеющий достаточные знания и/или опыт в определенной области (по определенному вопросу) и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
22. Группа экспертов должна специализироваться в двух областях, занимая соответственно различные позиции при проведении конкурса.
Группа экспертов:
обеспечивает разработку содержания конкурсных заданий (испытаний) исходя из описания вакантной должности;
несет ответственность за полноценное проведение конкурсной процедуры.
23. Результаты своей работы эксперты оформляют в виде заключения по форме согласно приложению N 2 к настоящей Методике, которое представляется в Комиссию государственного органа области.
24. Сведения, включенные в заключение по результатам экспертизы, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма, а также невозможны различные толкования.
25. Если, в исключительном случае, эксперт дает устные разъяснения, то такие разъяснения должны быть отражены в заключении рабочей группы, особом мнении эксперта либо решении Комиссии.
VI. Сбор, обработка и хранение информации об участниках конкурса
26. В ходе конкурса участники предоставляют информацию о себе. Сбор и анализ этой информации является основанием для оценки и сравнения степени выраженности их профессионально значимых и личностных качеств, а также для определения Комиссией среди участников конкурса лиц, наиболее соответствующих вакантной должности.
27. Осуществление сбора, обработки и хранения всей информации об участниках конкурса не должно противоречить законодательству.
VII. Оценка участников конкурса
28. При проведении конкурса используются процедуры, состоящие из комплекса конкурсных заданий (испытаний).
Оценка профессиональных и личностных качеств участников конкурса осуществляется путем проведения комплексного профессионального и психодиагностического обследования, включающего изучение профессиональных и личностных качеств участников конкурса и экспертной оценки его результатов.
29. Конкурсные процедуры имеют целью раскрытие возможностей участников конкурса для наиболее полного проявления ими своих способностей, соответствующих требованиям вакантной должности. Никаких иных целей, явных или скрытых, конкурсные процедуры преследовать не должны.
30. Конкурсные процедуры основываются на методах оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса и должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность - соответствие принципам кадровой политики, проводимой в государственном органе области;
научность - создание их на научной основе, гарантирующей их достоверность и надежность;
результативность - возможность получения путем их применения значимых данных;
нормативность - их регламентация специально разработанными нормативно-методическими документами;
практичность - способность быть включенными в конкурсную процедуру при оптимальном соотношении их результативности и затрат на их осуществление.
Методы оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса являются идентичными для всех лиц, участвующих в конкурсе на замещение конкретной вакантной должности.
31. Конкурсные задания (испытания), входящие в состав конкурсных процедур, могут быть следующих видов:
психологические задания, позволяющие выявить степень выраженности личностных качеств участников конкурса, которые способствуют эффективности исполнения деятельности на вакантной должности;
профессиональные пробы, разработанные на основе реальной служебной практики и связанные с содержанием будущей профессиональной деятельности. В профессиональные пробы могут входить: подготовка аналитических и информационных материалов (рефератов), решение проблемных ситуаций, подготовка докладов и проведение публичных выступлений;
групповые упражнения, включающие участников в проектировочную деятельность и позволяющие оценить их умение работать в группе, осуществлять эффективную коммуникацию и прочее.
32. Конкурсные процедуры и задания (испытания) проводятся в течение трех дней: один день отводится для изучения профессиональных качеств участника конкурса, другой для изучения личностных качеств, третий для проведения групповых упражнений и индивидуального собеседования (интервью).
33. Изучение профессиональных и личностных качеств участников конкурса на замещение вакантной должности осуществляется рабочей группой государственного органа области на основании утвержденного председателем Комиссии списка участников конкурса, допущенных ко второму этапу конкурса, по форме в соответствии с приложением N 3 к настоящей Методике.
34. Специалисты перед проведением оценочных процедур должны удостовериться в личности участника конкурса путем проверки паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина.
35. Изучение личностных качеств участника конкурса на замещение вакантной должности состоит из группового и индивидуального обследования.
Групповое обследование проводится с целью получения данных о личностных особенностях участника конкурса и осуществляется с использованием основных психодиагностических тестов.
Индивидуальное обследование проводится после группового обследования для оценки профессионально важных личностных качеств, получения развернутой психологической характеристики личности, выявления признаков нарушений приспособляемости к условиям служебной деятельности и осуществляется с использованием основных и дополнительных психодиагностических методик.
36. В случае получения недостоверных результатов при групповом обследовании необходимо провести дополнительный инструктаж участника конкурса и его повторное тестирование в этот же или ближайший день.
37. Сравнение и отбор участников конкурса производится на основании результатов выполнения конкурсных заданий и прохождения конкурсных процедур.
38. Предварительное собеседование проводится в рамках первого этапа конкурса представителем государственного органа области, где имеется вакантная должность, на которую проводится конкурсный отбор.
39. Подготовленный участником конкурса аналитический материал (реферат) предназначается для оценки профессиональных знаний и навыков участника конкурса требованиям вакантной должности. Написание реферата осуществляется в течение первого этапа конкурса и является необходимой процедурой оценки претендента на замещение вакантной должности.
40. Темы рефератов и задания по ним разрабатываются Комиссией государственного органа области, утверждаются председателем Комиссии и доводятся до сведения гражданских служащих (граждан) в день подачи документов для участия в конкурсе.
41. Выбор темы реферата определяется двумя основными факторами:
соответствием темы должностным обязанностям и полномочиям по вакантной должности государственной гражданской службы;
интересом автора.
Участник конкурса по согласованию с председателем Комиссии вправе предложить свою формулировку темы реферата.
42. Содержание конкурсных процедур, методы (методики) и характер сбора персональных данных участников конкурса должны отвечать этическим, техническим, профессиональным и правовым требованиям, определяемым соответствующими стандартами, разработанными признанными профессиональными сообществами и/или закрепленными соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
VIII. Критерии отбора
43. Критериями оценки (отбора) являются признаки, на основании выявления которых можно вынести суждения о степени соответствия участников конкурса вакантной должности.
44. Перечень и описание критериев оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса разрабатываются на основе квалификационных требований, должностных регламентов и иных обоснованных требований, предъявляемых к должности либо к группе должностей гражданской службы области. Экспертами осуществляется оформление указанного перечня, который утверждается Комиссией.
45. При проведении конкурсного отбора используются критерии оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса согласно приложениям N 4, 5 к настоящей Методике.
IX. Планирование конкурса
47. Первый этап заключается в привлечении гражданского служащего (гражданина) к участию в конкурсе и проверке его соответствия требованиям вакантной должности на основе анализа представленных документов и подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов) по утвержденному председателем Комиссии тематическому плану, а также в разработке перечня и описания критериев оценки (отбора) применительно к вакантной должности.
Документы представляются в государственный орган области в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.
48. Второй этап состоит в проведении конкурсных процедур, включающих групповые и индивидуальные задания (испытания), а также индивидуальные собеседования (интервью), и отборе по их результатам наиболее подходящих на вакантную должность участников конкурса.
49. При осуществлении мероприятий по подготовке конкурса предусматривается:
создание рабочей группы;
составление плана-графика проведения конкурса;
выделение необходимых материально-технических ресурсов;
подготовка сметы проведения конкурса.
50. Обязательным условием при подготовке конкурса является проведение совещаний рабочей группы.
51. Рабочая группа перед началом первого этапа конкурса:
согласовывает с представителем нанимателя дату проведения конкурса;
определяет ответственных за прием документов, за информирование и консультирование граждан во время проведения конкурса;
разрабатывает план-график проведения конкурса;
организует информирование гражданских служащих (граждан) о проведении конкурса;
организует оснащение места сбора документов необходимой оргтехникой и средствами связи.
52. План-график проведения конкурса утверждается председателем Комиссии не позднее 3 дней после принятия решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы области.
X. Первый этап конкурса
53. Первый этап конкурса начинается со дня размещения на официальном сайте государственного органа области в сети Интернет объявления о приеме документов, а также информации о конкурсе, указанной в части второй настоящего пункта, и завершается не ранее чем через 30 дней после даты размещения объявления.
Информация о конкурсе включает в себя: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
Обязательными условиями начала первого этапа являются:
готовность организационного и материально-технического обеспечения проведения конкурса;
определение необходимых людских и материально-технических ресурсов;
готовность необходимых нормативных и методических материалов;
наличие должностного регламента, утвержденного представителем нанимателя;
наличие подготовленных экспертов для разработки и проведения конкурсных процедур.
54. На первом этапе рабочая группа осуществляет:
сбор и обработку представленных участниками конкурса документов и определение на этом основании их соответствия требованиям должностного регламента по вакантной должности;
информирование и консультирование граждан, претендующих на замещение вакантной должности гражданской службы, об условиях проведения конкурса;
оценку уровня профессиональной подготовленности участников конкурса на основе анализа документов, анкет, подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов).
55. Условием завершения первого этапа конкурса является наличие необходимого количества участников конкурса, в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям, которое обеспечивает возможность осуществления дальнейшего выбора из их числа в соответствии с настоящей Методикой.
56. Результатом первого этапа является заключение руководителя государственного органа области либо представителя нанимателя, подготовленное на основе анализа персональных данных, а также список участников конкурса, в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям и допущенных к дальнейшему участию в конкурсе. Список участников конкурса, допущенных ко второму этапу конкурса, утверждается председателем Комиссии.
XI. Второй этап конкурса
57. Второй этап конкурса состоит в проведении конкурсных процедур и выполнении участниками конкурса конкурсных заданий (испытаний), что позволяет оценить и сравнить участников конкурса по степени выраженности у них профессиональных и личностных качеств, необходимых для эффективного исполнения ими обязанностей по вакантной должности.
58. Проведение конкурсных процедур второго этапа конкурса разделяется на две стадии.
На первой стадии происходит оценка качеств участников конкурса на основе анализа результатов выполнения формализованных методик (стандартизированных тестов), а также в ходе групповых упражнений и специальных заданий. Характер заданий и предлагаемые участникам конкурса групповые упражнения, а также требования к аналитическим материалам (рефератам), связанные с будущей профессиональной деятельностью, разрабатываются на основе предложений экспертов и утверждаются Комиссией.
59. На второй стадии оценка участников конкурса происходит на основании результатов индивидуального собеседования с участником конкурса. В ходе собеседования уточняется информация, полученная по результатам проведенных конкурсных процедур, оцениваются профессиональные и личностные качества участников конкурса. Собеседование проводится экспертами при участии руководителя структурного подразделения государственного органа области на вакантную должность, на которую претендует участник конкурса.
60. Обязательными условиями начала второго этапа конкурса являются:
наличие списка участников конкурса, допущенных ко второму этапу конкурса;
готовность необходимых методических материалов;
наличие подготовленных экспертов для проведения конкурсных процедур и оценки результатов.
61. Условием завершения второго этапа конкурса является представление рабочей группой государственного органа области результатов своей работы в виде заключения с расчетом итоговой оценки в баллах на каждого участника конкурса по отдельно взятой вакантной должности, подписанного всеми лицами, проводившими оценку.
62. Второй этап конкурса завершается заседанием Комиссии, на котором происходит:
отбор кандидатур для представления победителей конкурса представителю нанимателя для назначения на вакантную должность;
отбор кандидатур из числа участников конкурса, рекомендуемых для зачисления в кадровый резерв государственного органа области.
63. Основаниями для подведения итогов конкурса и принятия Комиссией Правительства области итогового решения о формировании списка кандидатов на замещение вакантных должностей соответствующих государственных органов области являются:
сумма баллов по оценочным критериям, полученным участниками конкурса по результатам прохождения всех конкурсных процедур;
мнение руководителя структурного подразделения государственного органа области, на должность в котором претендует участник конкурса, по итогам собеседования с участниками конкурса.
64. Решение об итогах конкурса принимается Комиссией не раньше, чем после завершения всех конкурсных процедур и определения результатов второго этапа конкурса.
65. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в семидневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте государственного органа области в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.