Комментарий к Закону Саратовской области "Об ответственности
за нарушение в сфере налично-денежного обращения"
Хотя Закон Саратовской области от 25 июля 1998 г. п 43-ЗСО "Об ответственности за нарушение в сфере налично-денежного обращения" (с изменениями от 30 декабря 1998 г.) в преамбуле и содержит обоснование его принятия со ссылкой на статью 72 Конституции РФ и на Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области, данный Закон, тем не менее, принят с превышением полномочий Саратовской областной Думой.
Согласно Договору о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области от 9 февраля 2002 г. вышеупомянутый Договор прекратил действие с 16 февраля 2002 г.
Рассмотрим, что является объектом регулирования в данном Законе. Объектом регулирования являются правовые отношения в сфере налично-денежного обращения, которые являются неотъемлемой частью финансового права (законодательство о банковской деятельности, ва лютном регулировании и т.д.), а регулирование данных отношений находится в компетенции Российской Федерации согласно статье 71 Конституции РФ (пункт ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки).
Поэтому, если законодательство РФ не устанавливает ответственность за "нарушения" в сфере налично-денежного обращения, данный "пробел" не может быть восполнен субъектом федерации.
Правовую оценку вышеуказанному Закону можно дать и с другой стороны. Какие виды ответственности существуют в праве? Уголовная, гражданская (материальная), административная и дисциплинарная. Закон Саратовской области устанавливает административную ответственность в сфере налично-денежного обращения, и поэтому представляет собой, ничто иное, как специальный закон административного законодательства, центральное место в котором занимает КоАП РФ. Статья 10 Кодекса устанавливает следующее понятие административного правонарушения: "Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность". А Закон Саратовской области устанавливает новый вид правонарушения, который не предусмотрен административным законодательством. Установление административной ответственности за "нарушения" в сфере налично-денежного обращения не входит в полномочия законодательного органа Саратовской области и согласно статье 6 КоАП РФ.
Закон Саратовской области от 25 июля 1998 г. п 43-ЗСО может быть собирательным документом, вобравшим в себя нормы ответственности, предусмотренные в банковском законодательстве и в законодательстве о валютном контроле, а также попыткой превратить диспозитивные нормы, практикуемые в договорах на расчетно-кассовое обслуживание между банками и клиентами, в императивные нормы на территории Саратовской области.
Закон написан и действует в нарушение основного закона РФ - Конституции РФ. Поэтому при защите нарушенных его применением прав юридических лиц, субъектов предпринимательской деятельности возможна как судебная защита, так и обращение в органы прокуратуры.
Эксперт Кизилов В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Саратовской области "Об ответственности за нарушение в сфере налично-денежного обращения"
Автор
В.В.Кизилов - руководитель Службы экономической безопасности ЗАО "Сигнал-прибор"