Решение Малого совета Саратовского городского совета народных депутатов
от 30 октября 1992 г. N 176
"О порядке изъятия и предоставлении земельных участков в г. Саратове"
Решением Саратовской городской Думы от 24 июня 1999 г. N 32-317 настоящее решение признано утратившим силу
В целях упорядочения отвода земельных участков в городе, на основании Закона РФ "О местном самоуправлении в РСФСР" (ст.ст. 17, 18, 33, 38, 59, 66, 71-73, 78, 83), Земельного кодекса РСФСР (ст. 19, 23, 39, 70-79), Закона РФ "Об основах градостроительства Российской Федерации (ст. 16, 17), руководствуясь п. 12 ст. 66 Закона РФ "О местном самоуправлении в РСФСР", Малый совет городского совета рассмотрел подготовленный рабочей группой Порядок изъятия и предоставления земельных участков в г. Саратове и решил:
1. Утвердить Порядок изъятия и предоставления земельных участков в г. Саратове (прилагается) и ввести в действие с момента его принятия.
2. Установить предельный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства до 0,10 га и личного подсобного хозяйства до 0.30 га.
3. Органам ГУВД и муниципальной милиции в случае выявления нарушений земельного законодательства, содержащего признаки составов административного или уголовного правонарушения, принимать меры к привлечению виновных к ответственности.
4. Рекомендовать банкам, расположенным на территории города, обеспечивать своевременное взыскание штрафных санкций с предприятий и организаций по представлениям комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам г. Саратова, экологии и природным ресурсам г. Саратова, центра санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Аппарату городского совета и администрации города создать комиссии для определения принятых ранее решений, постановлений и распоряжений, противоречащих настоящему Порядку. Комиссии завершить работу и представить предложения на рассмотрение Малого совета до 15.11.92 г.
6. Уполномочить Фонд имущества г. Саратова выступать продавцом земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.
7. Городской администрации до 01.12.92 г. провести работу по выявлению самовольных захватов земельных участков и принять меры к оформлении или сносу незаконных строений и приведению земельных участков в надлежащее состояние.
8. ОТОСам оказать содействие городской и районным (в городе) администрациям в выявлении самовольно занятых земельных участков.
9. Городской администрации:
- в срок до 15.12.92 г. разработать Положение о льготах для отдельных категорий граждан при передаче им земельных участков для строительства жилых домов усадебного типа и представить на утверждение Малого совета городского совета:
- в срок до 15.12.92 г. разработать Положение о льготах для отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых связана с жизнеобеспечением города, при предоставлении им земельных участков, представить на утверждение Малого совета городского совета;
- в срок до 15.12.92 г. подготовить материал для информирования населения о земельных участках, предусмотренных генеральным планом и проектами застройки для строительства объектов жилищно-гражданского назначения;
- в срок до 01.12.92 г. разработать условия конкурса для предоставления земельных участков при наличии двух и более заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и представить на утверждение Малого совета городского совета;
- в срок до 01.12.92 г. разработать и утвердить условия, по которым предоставляется земельный участок для строительства жилых домов для граждан при наличии двух и более заявителей.
10. Комитету по экономике, комитету по управлению имуществом, фонду имущества, управлению архитектуры и градостроительства, комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при разработке плана приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий составить в срок до 01.12.92 г. перечень участков земель, предназначенных для продажи, с указанием целевого использования для утверждения городским советом народных депутатов и опубликования в средствах массовой информации. В данный список должны войти участки, предоставленные гражданам и их объединениям, для предпринимательской деятельности.
11. Настоящее решение и Порядок изъятия и предоставления земельных участков в г. Саратове опубликовать в средствах массовой информации.
12. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Саратовского городского совета народных депутатов Владимирова Н.В. и главу администрации г. Саратова Китова В.Б.
Председатель
городского совета |
Н.В.Владимиров |
Утвержден
решением Малого совета городского
совета народных депутатов
от 30 октября 1992 г. N 176
Порядок
изъятия и предоставления земельных участков в г. Саратове
1. Общие положения
1.1 Все земли в пределах городской черты находятся в ведении городского совета народных депутатов и используются в соответствии с генеральным планом развития города, проектами детальной планировки и застройки.
1.2 Генеральный план (проекты планировки и застройки) города определяет основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.
В случае строительства объектов, не предусмотренных генеральным планом (проектами планировки и застройки), осуществляется предварительное согласование места размещения объекта в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР.
1.3 План земельно-хозяйственного устройства города определяет основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель города.
1.4 Настоящий Порядок изъятия и предоставления земельных участков в г. Саратове (далее Порядок) распространяется на все категории городских земель, независимо от того, в чьей собственности, владении, пользовании, аренде они находятся, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Компетенция городского Совета народных депутатов по изъятию и предоставлению земельных участков
Городской Совет:
2.1 Изымает (выкупает) земли для государственных, общественных и иных нужд в исключительных случаях из земель сельскохозяйственного использования и других угодий, земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых городскими лесами, а также изымает из хозяйственного пользования земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы и национальными природными парками.
2.2 Предоставляет по согласованию с органами государственного горного надзора земельные участки на площадях залегания полезных ископаемых.
2.3 Информирует население о возможном (предстоящем) предоставлении земельных участков для размещения объектов, не предусмотренных генеральным планом (проектами планировки и застройки), деятельность которых затрагивает его интересы, до принятия решения выясняет мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Утверждает материал предварительного согласования места размещения объекта, не предусмотренного генеральным планом развития города, проектами планировки и застройки.
2.4 Принимает решение о разрешении всякого строительства на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
2.5 Согласовывает объявляемые городской администрацией зоны отчуждения и необходимые земельные резервы.
2.6 Согласовывает размещение построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения.
2.7 Устанавливает льготы отдельным категориям граждан при передаче им земельных участков для строительства жилых домов усадебного типа, а также предприятиям, организациям и учреждениям при предоставлении им земельных участков для строительства объектов, необходимых для жизнеобеспечения города.
2.8 Устанавливает для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства предельный размер земельного участка.
2.9 Согласовывает предоставление областным Советом народных депутатов земельных участков для садоводства, огородничества и животноводства гражданам, под объекты, имеющие республиканское и межрегиональное значение, для строительства, расширения промышленных предприятий областного подчинения.
3. Компетенция городской администрации по изъятию и предоставлению земельных участков
Городская администрация:
3.1 Принимает решение о прекращении права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками и их аренды у городской администрации независимо от площади и видов угодий полностью или частично в случаях:
1) добровольного отказа от земельного участка или его части, отчуждения (продажи) городскому Совету народных депутатов;
2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) использования земли не по целевому назначению;
5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в ст. 87 Земельного кодекса РСФСР;
6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные угодья;
7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
8) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;
9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и - двух лет для несельскохозяйственного производства на всех землях, указанных в ст. 4 Земельного кодекса РСФСР;
10) выделения из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (Фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
11) перехода права собственности на строение, сооружение в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР;
12) изъятия (выкупа) земельных участков для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам, за исключением случаев, предусмотренных ст. 2.1 настоящего Порядка;
13) смерти землевладельца, арендатора.
Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право пожизненного наследуемого владения землей граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, а также граждан, использующих земельные участки для садоводства и огородничества в течение трех лет с момента предоставления земельного участка. Пункт 3 может быть применен к гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, только при добровольном отказе от его ведения.
Прекращение права собственности в случаях, предусмотренных пунктами 4, 7, 8, 9 настоящей статьи, производится без возмещения стоимости земли и произведенных на ее улучшение затрат. Право собственности на земельный участок или его часть прекращается при его отчуждении (продаже) городскому Совету народных депутатов.
Право временного пользования земельным участком прекращается путем расторжения договора о временном пользовании.
3.2 Является арендодателем земельных участков.
3.3 Предоставляет предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основании утвержденного генерального плана города и проекта планировки и застройки земельные участки в бессрочное (постоянное) пользование, передает их в аренду, пожизненное наследуемое владение, в собственность, в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ее ведение решением районного Совета народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4 ст. 23 Земельного кодекса РСФСР.
3.4 Производит отчуждение (выкуп) земельного участка с одновременной его передачей в собственность на условиях, установленных в ст. 7 Земельного кодекса РСФСР (или безвозмездно при дарении жилого дома, строения, сооружения) новому собственнику жилого дома, строения, сооружения при переходе в порядке продажи или дарения права собственности на указанные объекты, расположенные на земельном участке, находящемся в собственности граждан.
Аналогичный порядок распространяется на садовые участки и участки, используемые для животноводства.
При переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.
Все затраты под урожай, а также затраты на улучшение качества земли и повышение ее кадастровой оценки, произведенные бывшим собственником, возмещаются ему лицом, которому передан земельный участок в собственность или пожизненное наследуемое владение, если иное не оговорено сторонами.
3.5 Рассматривает ходатайства предприятий, учреждений, организаций и заявления граждан об изъятии и предоставлении земельного участка.
3.6 Рассматривает материалы по изъятию и предоставлению земельных участков и издает постановление об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
3.7 Разрешает жалобу работника на совместное решение администрации предприятия, учреждения, организации и его профсоюзного комитета, имеющих в своем пользовании сельскохозяйственные угодья, об отказе ему в предоставлении земельного участка для огородничества, сенокошения и выпаса скота.
3.8 Продлевает срок начала восстановления строения при его разрушении от пожара или стихийного бедствия.
3.9 Предоставляет предприятиям, учреждениям и организациям соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств земельные участки для служебных земельных наделов.
3.10 Контролирует передачу земельных участков в аренду в случае наследования его несовершеннолетними детьми на срок до достижения совершеннолетия наследником.
3.11 Объявляет по согласованию с городским советом народных депутатов зоны отчуждения земель в интересах города.
Создает по согласованию с городским советом народных депутатов необходимые резервы земельных участков, подготовленных для застройки.
4. Компетенция районных советов народных депутатов в городе, районной в городе администрации, органов территориального общественного самоуправления по изъятию и предоставлению земельных участков
4.1 Районные Советы народных депутатов в городе, районные в городе администрации участвуют в рассмотрении и согласовании вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков.
4.2 Органы территориального общественного самоуправления участвуют в рассмотрении и согласовании вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения, если строительство объекта не предусмотрено генеральным планом, проектами детальной планировки и застройки, кроме случаев предоставления (передачи) земельных участков гражданам.
5. Оформление изъятой и предоставление земельных участков городским советом народных депутатов и городской администрацией
5.1. Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с ходатайством о предоставлении земельных участков в городской совет народных депутатов или городскую администрацию (в соответствии с их компетенцией, установленной данным Порядком). Ходатайство подписывается руководителем предприятия, учреждения, организации с предоставлением обоснования примерного размера земельного участка, эскиз генерального плана застройки участка с соответствующими технико-экономическими расчетами, выполненными на основе передовых технологий, рационального использования территории, а также сроков пользования земельным участком и указанием доверенного лица - представителя предприятия, учреждения, организации.
При обращении нескольких организаций с ходатайством о предоставлении одного и того же земельного участка выбор предприятия, организации, учреждения производится на конкурсной основе по условиям конкурса, утвержденным Малым советом городского совета народных депутатов.
5.2 Городской совет народных депутатов, городская администрация поручает управлению архитектуры и градостроительства администрации города, комитету по земельной реформе и земельным ресурсам подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельного участка.
5.2.1 Управление архитектуры и градостроительства устанавливает соответствие целевого предназначения испрашиваемого участка генеральному плану города и проектам планировки и застройки.
5.2.2 Управление архитектуры и градостроительства, комитет по земельной реформе и земельным ресурсам совместно:
а) осуществляет выбор земельного участка в натуре (на местности);
б) производят согласование с советом народных депутатов и администрацией соответствующего района в городе, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.
5.2.3 Управление архитектуры и градостроительства осуществляет подготовку проекта решения городского совета народных депутатов, проекта постановления городской администрации на разработку проектно-сметной документации на строительство объектов жилищного, промышленного назначения, сооружений, связанных с инженерно-транспортной инфраструктурой города на вновь отводимых участках за счет изъятия (выкупа), реконструкции с изменением границ отвода, реконструкции и строительства всех видов зданий и сооружений на предоставленных ранее земельных участках.
На основании подготовленных документов принимается решение городского совета народных депутатов или издается постановление городской администрации о разрешении на разработку проектно-сметной документации.
5.3 После утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращается в городской совет народных депутатов или городскую администрацию (в соответствии с их компетенцией) с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставления его для строительства объекта. При уточнении месторасположения объекта или увеличения площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, арендатором.
5.4 Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам осуществляет подготовку проекта решения городского Совета народных депутатов, проекта постановления городской администрации об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
5.5 Городской Совет народных депутатов (в соответствии с компетенцией) рассматривает материалы по изъятию и предоставлению земельных участков и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления на Малом совете городского совета народных депутатов, а в необходимых случаях - на сессии городского совета народных депутатов.
Городская администрация рассматривает материалы по изъятию и предоставлению земельных участков (в соответствии с компетенцией) и издает постановление об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
5.6 Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам:
а) выдает копию решения (выписку из него) или постановления (выписку из него) о предоставлении земельного участка заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям в семидневный срок с момента его принятия (издания);
б) производит отвод земельного участка в натуре (на местности);
в) регистрирует договоры аренды земельных участков. К договору прилагается план земельного участка, предоставленного во временное пользование, аренду;
г) регистрирует совместные решения администрации предприятия, учреждения, организации и его профсоюзного комитета, имеющих в своем пользовании сельскохозяйственные угодья, о предоставлении земельных участков работникам этих предприятии, организаций и учреждений для огородничества, сенокошения и выпаса скота.
Приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
5.7 Городская администрация разрешает приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных выше документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.
5.8 Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявления о предоставлении земельного участка в городскую администрацию. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
При обращении нескольких граждан с заявлением о предоставлении одного и того же земельного участка вопрос рассматривается на совместной комиссии, созданной городским советом народных депутатов и городской администрацией.
По поручению городской администрации комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение городской администрации.
Изданное постановление (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно постановление городской администрации является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
При покупке всего земельного участка или его части в собственность постановление городской администрации является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Правительством РФ.
6. Сроки рассмотрения ходатайств, заявлений об изъятии и предоставлении земельных участков
6.1 Ходатайства предприятий, учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков для несельскохозяйственных нужд рассматриваются городским Советом народных депутатов и городской администрацией в двухмесячный срок.
6.2 Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются городской администрацией в месячный срок.
7. Обжалование решений городского совета народных депутатов и постановлений, распоряжений городской администрации об отказе в предоставлении земельного участка или его изъятии
7.1 Решение городского совета народных депутатов, постановление городской администрации об отказе в предоставлении земельных участков гражданам может быть обжаловано в судебном порядке.
При рассмотрении дела суд имеет право вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправомерности принятого решения или изданного постановления об отказе. Решение суда в этом случае является основанием для оформления права на данный участок и подлежит исполнению в установленном законом порядке.
7.2 Решение или постановление об отказе в предоставлении земельного участка предприятию, организации и учреждению может быть обжаловано заказчиком в десятидневный срок в суд в исковом порядке. В таком же порядке может быть обжаловано решение городского совета народных депутатов и постановление городской администрации об изъятии (выкупе) земельного участка. Истцом в этом случае выступает собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением или постановлением об изъятии (выкупе) земельного участка.
Обжалование решения городского совета народных депутатов, постановления городской администрации приостанавливает его исполнение.
8. Ответственность за нарушение порядка изъятия и предоставление земельных участков
Нарушение порядка изъятия и предоставления земельных участков признается самовольным занятием земель.
За самовольное занятие земельных участков виновные лица привлекаются к ответственности:
юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность на основании ст.ст. 125, 126 Земельного кодекса РСФСР, ст.ст. 219, 444, 456, 457 ГК РСФСР;
граждане несут административную или уголовную, гражданско-правовую ответственность на основании ст.ст. 125, 126 Земельного кодекса РСФСР, ст. 199 УК РСФСР, ст.ст. 219, 444, 456, 457 ГК РСФСР.
Штрафы за самовольное занятие земельных участков налагаются комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Саратова; за самовольное занятие земель природоохранного и природозаповедного назначения - комитетом по экологии и природных ресурсов г. Саратова в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594.
За нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица привлекаются к административной ответственности на основании ст. 125 Земельного кодекса, п. 5 ст. 87 Закона РФ "О местном самоуправлении в РСФСР".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Малого совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 30 октября 1992 г. N 176 "О порядке изъятия и предоставлении земельных участков в г. Саратове"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Саратовской городской Думы от 24 июня 1999 г. N 32-317 настоящее решение признано утратившим силу