Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации г. Саратова
от 7 октября 1997 г. N 610
Положение
о городском звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования городского звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. В соответствии с Законом Саратовской области от 14 мая 1996 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами городского звена областной подсистемы РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проведение декларирования безопасности потенциально опасных объектов (организаций) с выдачей экспертного заключения.
3. Городское звено областной территориальной подсистемы РСЧС объединяет органы управления города всех уровней, силы и средства органов местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Городское звено областной территориальной подсистемы РСЧС имеет два уровня: местный и объектовый, состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования местных звеньев городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС определяются положениями об этих звеньях, утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления районов в соответствии с настоящим Положением.
5. Каждый уровень городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материально-технических ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
6. Координирующими органами городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС являются:
на местном уровне, охватывающем территорию города, района, - комиссии по чрезвычайным ситуациям при администрации города и районов;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям при администрациях города, районов, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций.
7. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям при администрациях города и районов являются:
обеспечение функционирования городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС и ее местных звеньев;
руководство проведением первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для этих целей, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
создание местных резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
организация разработки и реализации государственных и территориальных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, повышение устойчивости функционирования организаций экономики, транспорта и социального назначения при их возникновении;
организация подготовки и обучения населения, должностных лиц и формирований городского звена областной подсистемы РСЧС и ее звеньев к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов индустриального комплекса, железнодорожного и магистрального транспорта, определение степени их риска, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за поступлением и использованием ресурсов, выделяемых из государственных, областных и местных резервных фондов;
участие в разработке мер экономического, правового и организационно-хозяйственного характера, способствующих предотвращению чрезвычайных ситуаций, оздоровлению экологической обстановки и обеспечивающих заинтересованность организаций в осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за проведением декларирования безопасности деятельности потенциально опасных объектов;
организация разработки и внесение на рассмотрение мэру города проектов решений и распоряжений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, промышленной и экологической безопасности, а также участие в подготовке других нормативных правовых актов, затрагивающих указанные вопросы;
организация системы взаимодействия и координации надзорно-контрольной деятельности функционирующих на территории города органов государственного надзора;
определение совместно с государственными органами исполнительной власти области состава, размещения и оснащения сил и средств, входящих в городское звено областной подсистемы РСЧС, формирование в составе указанной подсистемы сил постоянной готовности и других внештатных специальных формирований;
организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в районах чрезвычайных ситуаций или после проведения эвакуационных мероприятий;
разработка и реализация мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности, а также осуществление контроля за соблюдением норм и правил инженерно-технических мероприятий при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация взаимодействия с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, в том числе на соседних территориях, органами военного командования и общественными объединениями (организациями) по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
разработка и осуществление мероприятий в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планирование и проведение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования, повышению надежности потенциально опасных объектов и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание на потенциально опасных объектах в постоянной готовности локальных систем контроля и оповещения, средств индикации, специальной обработки, индивидуальных и коллективных средств защиты, других систем жизнеобеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала объектов и организаций;
создание резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов и организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на других объектах и организациях;
предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников объектов и организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
оперативное и безвозмездное информирование специально уполномоченных территориальных органов местного самоуправления (управлений, отделов по делам ГО и ЧС) по вопросам планирования и проведения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
разработка документации по декларированию безопасности деятельности на потенциально опасных объектах и организациях.
9. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на местном уровне - управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при администрациях города и районов;
на объектовом уровне - отделы (или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
10. Органами повседневного управления городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС являются:
пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления местного и объектового уровней;
дежурные службы и специализированные подразделения органов городского самоуправления и ведомственных звеньев, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения объектов и организаций;
управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней.
Органы повседневного управления осуществляют управление и контроль за функционированием городского звена областной территориальной подсистемы и ее структурных звеньев.
Размещение органов повседневного управления осуществляется на городских и загородных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
11. В состав сил и средств городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС входят силы и средства:
- наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов индустриального комплекса, железнодорожного и магистрального транспорта на территории города;
- ликвидации чрезвычайных ситуаций.
12. Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов состоят из:
сил органов государственного надзора;
служб (учреждений) и организаций города, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природой среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;
сети наблюдения и лабораторного контроля городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС;
лаборатории региональной и инженерной геофизики НИИ геологии и геофизики;
Саратовской гидрологической экспедиции отряда экзогенных геологических процессов территориального центра государственного мониторинга геологической среды;
Саратовского регионального отделения Российской экологической академии.
13. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных спасательных, газоспасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных формирований, в том числе постоянной готовности ведомств и организаций города;
частей и подразделений управления государственной противопожарной службы УВД;
соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе химических и инженерных войск, воинских частей и формирований МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
территориальных и объектовых формирований гражданской обороны;
сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации АООТ "Саратовские авиалинии";
восстановительных и пожарных поездов отделения управления Приволжской железной дороги в пределах территории города;
внештатной специальной группы разминирования комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве области в пределах территории города;
других нештатных аварийно-спасательных формирований городских управлений, объединений и организаций независимо от ведомственной принадлежности, а также общественных объединений (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования).
14. Привлечение специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, мэром города по согласованию с начальником Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций может приниматься решение на привлечение подразделений отдельного механизированного полка ГО МЧС России.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области и города Саратова.
15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
16. Информационное обеспечение функционирования городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
информационные центры функциональных и ведомственных звеньев городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС;
абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
информационные центры потенциально опасных объектов и организаций;
средства связи и передачи данных.
Порядок сбора, содержание и вид информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами городского самоуправления, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней определяется соответствующими нормативными правовыми актами исполнительных органов городского самоуправления.
17. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением мэра города в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также при ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах индустриального комплекса, железнодорожного и магистрального транспорта и прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение государственных и территориальных целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов, организаций экономики, транспорта и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, сил и средств городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующим управлением (отделами) по делам ГО и ЧС (комиссиями по чрезвычайным ситуациям) всех уровней непосредственного руководства функционированием городского звена областной подсистемы РСЧС и ее звеньев, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление единой дежурно-диспетчерской службы города, ее структурных звеньев и подразделений;
усиление охраны, наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах индустриального комплекса, железнодорожного и магистрального транспорта и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов, организаций экономики, транспорта и социального назначения;
приведение в состояние готовности сил и средств городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации для непосредственного руководства работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов, организаций, учреждений, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
19. Оперативные группы управления (отделов) по делам ГО и ЧС, комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей природной среды и их реализации непосредственно в районе бедствий.
Основными задачами оперативных групп в районе бедствия являются:
а) в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценки характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;
координация действий местных органов управления или непосредственное руководство разработкой мер по предотвращению чрезвычайной ситуации;
б) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации местных резервов финансовых и материально-технических ресурсов, а также по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде гуманитарной помощи от организаций и отдельных граждан;
координация и контроль действий территориальных и местных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию необходимой помощи пострадавшим и другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами местного самоуправления районов в зонах бедствия.
Состав оперативных групп управления по делам ГО и ЧС города, отделов по делам ГО и ЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям) всех уровней, их оснащенность, организация работы, всестороннее обеспечение деятельности и порядок действий определяются соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города и районов.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
городской резерв финансовых и материально-технических ресурсов - за счет средств городского бюджета;
объектовый резерв финансовых и материально-технических ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы указанных резервов определяются органом, их создающим.
Резервы финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций формируются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых финансовых и материально-технических средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и создаются администрацией города, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Порядок создания, источники формирования и использования резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются действующим законодательством.
21. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, ведомственных звеньев, органов местного самоуправления города и районов, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством управления по делам ГО и ЧС города, отделов по делам ГО и ЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям) всех уровней.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные управления (отделы), комиссии обращаются за помощью к вышестоящему органу по делам ГО и ЧС (комиссии по чрезвычайным ситуациям). Вышестоящий координирующий орган городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
22. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству администрации города.
23. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
24. Финансирование мероприятий по решению задач, возложенных на городское звено областной территориальной подсистемы РСЧС, осуществляется за счет городского бюджета, а также за счет объектов экономики, организаций, учреждений.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, организаций и учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области и города из Федерального бюджета, области, города, объектов экономики, организаций и учреждений, в интересах которых они проводятся.
Финансирование деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется за счет средств, выделяемых из соответствующих бюджетов, собственных средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций, средств исполнительных органов местного самоуправления, целевых и страховых фондов, внебюджетных средств и других источников.
В случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых исполнительных органов местного самоуправления и собственных средств предприятий, учреждений и организаций недостаточно для ликвидации чрезвычайной ситуации, выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда непредвиденных расходов при Правительстве области.
25. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках городского звена властной подсистемы РСЧС на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города, районов, предприятий, учреждений и организаций. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Саратова.
Начальник управления по
делам ГО и ЧС г. Саратова,
полковник |
В.Новосельцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.