Постановление Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 г. N 97-П
"Об утверждении Концепции развития здравоохранения Саратовской
области на 2001-2005 годы"
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления
В целях формирования основных направлений развития здравоохранения области Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
2. Министерству здравоохранения области представить до 1 июня 2001 года программы реализации направлений Концепции развития здравоохранения Саратовской области.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области обеспечить исполнение основных направлений Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
4. Контроль за реализацией Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Губернатор области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 21 сентября 2000 г. N 97-П
Концепция
развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы
I. Обоснование необходимости разработки Концепции
II. Цели и задачи
III. Совершенствование системы управления здравоохранением
IV. Организация и стандартизация медицинской помощи
V. Совершенствование финансирования системы здравоохранения
VI. Совершенствование кадрового потенциала области
VII. Приоритеты в организации первичной медицинской помощи и ее
специализированных видов
VIII. Совершенствование психиатрической и наркологической службы
области
IX. Совершенствование кардиологической службы области
X. Совершенствование хирургической службы области
XI. Совершенствование онкологической службы области
XII. Совершенствование фтизиатрической службы области
XIII. Профилактика ВИЧ/СПИДа
XIV. Совершенствование педиатрической и акушерско-гинекологической
служб области
XV. Расширение гарантий в области обеспечения лекарственными
средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской
техникой
XVI. Формирование здорового образа жизни
XVII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
XVIII. Этапы развития здравоохранения области
I. Обоснование необходимости разработки Концепции
Необходимость новой Концепции определяется появлением новых факторов, влияющих на организацию охраны здоровья населения, развитием различных форм собственности, усилением роли местного самоуправления при нестабильном и недостаточном финансировании отрасли.
Концепция развития здравоохранения Саратовской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения, Законами Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области по вопросам здравоохранения.
Целостность и единство системы здравоохранения, доступность медицинской помощи обеспечиваются совершенствованием управления отраслью как со стороны Правительства области, так и органов местного самоуправления.
Концепция предусматривает перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целевого инвестирования и адресного оказания медицинской помощи, использование международного сотрудничества в сфере охраны здоровья, а также укрепление кадровой политики.
Основные приоритетные направления Концепции, методические подходы ее формирования соответствуют целям и принципам Концепции развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Концепция определяет приоритетность профилактики заболеваний, необходимость санитарного просвещения населения, пропаганду здорового образа жизни и реализацию прав граждан на охрану здоровья.
В условиях ограниченности бюджетных средств области становится особенно актуальной задача обеспечения государственных гарантий оказания всем гражданам медицинской помощи законодательно установленного объема и качества на основе создания организационно-технологических, правовых и финансово-экономических механизмов, оптимального использования ресурсов здравоохранения в условиях рыночной экономики. Важным является в этих условиях формирование межведомственных, межотраслевых взаимоотношений, направленных на улучшение общественного здоровья.
II. Цели и задачи
Основной целью Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы является профилактика заболеваний, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.
Можно выделить ряд основных задач, направленных на реализацию основной цели Концепции:
совершенствование деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения области;
реализация соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований, направленных на охрану здоровья населения районов области и улучшение деятельности медицинских учреждений;
улучшение демографической ситуации в Саратовской области;
сохранение права каждого жителя области на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с минимальными стандартами обследования и лечения;
См. Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 г., утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 21 января 2005 г. N 23-П
целевое финансирование приоритетных направлений в охране здоровья населения в соответствии с областными целевыми программами, направленными в первую очередь на такие социально значимые проблемы, как туберкулез, наркомания, ВИЧ, онкологические заболевания и др.;
интеграция основных источников финансирования;
создание фондов в системе здравоохранения области (фонд развития отрасли, фонд освоения новой научной продукции и др.);
переориентация оказания медицинской помощи населению области на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации с созданием института врачей общей практики и семейных врачей, сельских врачебных амбулаторий, дневных стационаров;
См. Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) в Саратовской области, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 18 февраля 2005 г. N 59-П
приведение коечной мощности лечебных учреждений области в соответствие с реальной потребностью населения в условиях рыночной экономики и обязательного медицинского страхования с учетом социального состава пролеченных больных и перепрофилированием простаивающих коек под койки социального ухода;
реструктуризация потоков больных преимущественно в амбулаторно-поликлинические учреждения: в дневные стационары поликлиник и койки дневного пребывания стационаров, с уменьшением потоков больных на круглосуточные стационарные койки и скорую медицинскую помощь;
совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи;
формирование социального заказа по научной разработке и совершенствованию эффективных технологий защиты здоровья населения области;
сертификация и лицензирование учреждений, медицинских кадров и видов медицинской деятельности;
развитие и совершенствование системы добровольного медицинского страхования, оказания медицинских услуг за счет средств населения и иных источников финансирования;
упорядочение льгот в обеспечении населения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения;
расширение социальной базы здравоохранения с привлечением к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций;
развитие экономических принципов управления отраслью (оплата труда медработников в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, официальная оценка экономических потерь области в результате неудовлетворительного состояния здоровья граждан, анализ эффективности использования ассигнований на здравоохранение).
III. Совершенствование системы управления здравоохранением
Концепция предусматривает:
укрепление единой территориальной системы здравоохранения Саратовской области, направленной на повышение эффективности использования ресурсов, в том числе материальных (стандартизация медицинских учреждений, реорганизация и оптимизация коечного фонда, удешевление видов медицинской помощи); людских ресурсов (оптимизацию кадровой структуры здравоохранения, вопросов переподготовки и повышения квалификации); финансовых ресурсов (совершенствование системы оплаты, прежде всего через механизм зарабатывания средств учреждениями здравоохранения при условии гарантированного объема оказания медицинской помощи);
повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств на основе полной "прозрачности" затрат, внутри- и вневедомственного контроля по вертикали;
улучшение качества лечения за счет широкого внедрения системы контроля качества медицинской помощи;
построение управленческой вертикали и определение прав и обязанностей всех субъектов здравоохранения и взаимоотношений между ними;
законотворчество по основным проблемам;
создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования системы;
организацию информационно-аналитического центра при министерстве здравоохранения области с внедрением автоматизированных систем управления;
обеспечение взаимодействия с ведомственными медицинскими службами, Саратовским государственным медицинским университетом, научно-исследовательским институтом сельской гигиены, научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии, ВНИПЧИ "Микроб" в вопросах планирования и контроля путем совершенствования работы комиссий при Правительстве области.
IV. Организация и стандартизация медицинской помощи
К числу приоритетных задач в этой области отнесены:
введение унифицированной государственно-общественной системы оценки и контроля деятельности медицинских и фармацевтических учреждений, включая лицензирование, аттестацию, аккредитацию, стандартизированные табели материально-технического оснащения медицинских учреждений;
развитие системы медицинского страхования, формирование экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий и учреждений, гарантирование населению квалифицированной медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий;
внедрение медико-экономических стандартов для оценки медицинских технологий и конечных результатов деятельности разного типа учреждений, организаций и предприятий здравоохранения. Развитие государственных и независимых экспертных структур для контроля качества медицинской и лекарственной помощи населению. Формирование системы защиты прав пациента в процессе оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
совершенствование системы организации медицинской помощи по следующим направлениям: децентрализация амбулаторной помощи в целях обеспечения ее доступности в территориальном и временном отношении; создание сети пунктов первичной медико-санитарной и медико-психологической помощи; реформирование амбулаторной помощи по принципу врача общей практики; концентрация высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе в рамках межрегиональных и межмуниципальных медицинских объединений; обеспечение качества медицинской помощи путем проведения ее стандартизации; разработка стандартов качества медицинской помощи; запрещение применения неподдающихся стандартизации способов воздействия на организм человека (включая биоэнергетику).
V. Совершенствование финансирования системы здравоохранения
Преобразование и развитие системы финансирования здравоохранения призвано обеспечить выполнение следующих задач:
совершенствование системы финансирования здравоохранения, предполагающее тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг;
подушевое финансирование для обеспечения минимального уровня оказания медицинской помощи;
контроль за реализацией муниципальных соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований, направленных на охрану здоровья населения каждого района области и улучшение деятельности центральных районных больниц;
повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
VI. Совершенствование кадрового потенциала области
Приоритетами в сфере кадровой политики должны стать:
систематическая работа органов управления, лечебно-профилактических учреждений городов и районов по подготовке резерва руководящих кадров;
проведение дальнейшей работы по трехэтапной подготовке специалистов с высшим медицинским образованием;
продолжение политики закрепления молодых специалистов путем заключения и обеспечения выполнения администрациями муниципальных образований области мер по обеспечению медицинских работников благоустроенным жильем;
продолжение работы при министерстве здравоохранения области постоянно действующих семинаров ("школы руководителя");
проведение постоянной работы по повышению квалификации кадров, воспитанию их в духе высокой ответственности за выполнение своих обязанностей, строгого соблюдения трудовой и производственной дисциплины; повышение личной ответственности медицинского работника за качество своего труда; повышение значимости аттестации врачей и среднего медицинского персонала; совместно с факультетом повышения квалификации постдипломной подготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета изыскивать новые формы подготовки участковых врачей-терапевтов, специалистов узкого профиля - очно-заочное, прерывисто-цикловое обучение, тематическое усовершенствование с использованием клинических баз Саратовского государственного медицинского университета;
концентрирование научного потенциала НИИ сельской гигиены, НИИТО, Саратовского государственного медицинского университета, ВНИИПЧИ "Микроб" на приоритетных направлениях охраны здоровья населения, создание и формирование комплексных целевых программ, направленных на охрану здоровья населения;
совершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения;
восстановление профессиональных медицинских связей с государствами - участниками СНГ;
реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, изменяющая соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, дифференцированный подход к оплате труда.
VII. Приоритеты в организации первичной медицинской помощи и ее специализированных видов
К числу важных задач отрасли следует отнести оптимизацию амбулаторной помощи:
развитие системы врача общей практики и семейного врача; медицинское обслуживание с учетом свободного выбора врача;
создание на базе поликлиник районов Саратовской области и г. Саратова многопрофильных консультативных лечебно-диагностических комплексов;
развитие медико-социальной помощи;
реорганизация скорой медицинской помощи населению путем выделения структуры неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях;
формирование и поэтапная реализация принципа постоянного мониторинга и активной направленной коррекции здоровья человека (от перинатального периода до заключительного этапа жизни) на базе системы семейной медицины с приоритетной поддержкой деятельности в области охраны материнства и детства;
привлечение здорового населения к динамическому медицинскому наблюдению.
Необходима оптимизация стационарной помощи:
дальнейшая организация этапности оказания медицинской помощи;
специализация больниц (отделений стационаров) по степени интенсивности и профилю оказываемой медицинской помощи;
постепенная оптимизация стационарной помощи с учетом развития инфраструктуры медико-социальной помощи;
дальнейшее развитие районных и межрайонных специализированных медицинских центров;
развитие и совершенствование специализированных областных и межрайонных центров и формирование на их базе филиалов санитарной авиации и выездных консультативных поликлиник;
оказание этапной стационарной помощи на основе специализации больниц (отделений стационаров) по степени интенсивности и профилю оказания медицинской помощи и обеспечение ухода за больными (интенсивного лечения, восстановительного лечения, смешанного типа медико-социальной помощи и длительного ухода, хосписы);
дальнейшее развитие сети стационаров дневного пребывания, дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров одного дня и т.д.;
создание единого центра психологической реабилитации для лиц, переживших экстремальные ситуации, участвовавших в боевых действиях, пострадавших в результате насилия или противоправных действий, потерпевших от стихийных бедствий и катастроф.
VIII. Совершенствование психиатрической и наркологической службы области
Серьезную опасность для здоровья граждан и их социального благополучия представляет проблема наркомании. Обладая способностью к быстрому и скрытому формированию, наркомания поражает психическую сферу человека и проявляется в форме различных противоправных действий.
Неуклонный рост числа наркологических больных и отсутствие эффективной системы в лечении и профилактике данной патологии вынуждает министерство здравоохранения области совместно со специалистами-психиатрами и наркологами пересмотреть методы и подходы к решению этой проблемы.
В ближайшее время целесообразно начать процесс объединения психиатрической и наркологической служб с созданием единой принципиально новой системы управления.
В рамках формирующейся структуры на базе областной психиатрической больницы планируется создание областного центра наркологии.
Основными направлениями в работе данного центра станут: разработка и внедрение новых технологий в лечении и профилактике наркологических заболеваний, организационно-методическая работа со специалистами соответствующих учреждений, а также формирование высококвалифицированного кадрового потенциала.
Интеграция двух служб предполагается на всех уровнях, вплоть до кабинетов при центральных районных больницах. Как показывает опыт, большинство наркологических больных проходят лечение на койках психиатрических стационаров, а за амбулаторной помощью зачастую обращаются к участковым психиатрам. Слияние двух служб поможет больным более быстро и беспрепятственно получать квалифицированную помощь на местах. Существенную роль также будут играть специалисты: психотерапевты, психологи, социальные работники, уже вошедшие в штаты психиатрических учреждений. В дальнейшем планируется укомплектовать ими все районные кабинеты области.
Необходимо в кратчайшие сроки создать единые стандарты для лечения данной патологии, открыть на базе всех наркологических и психиатрических стационаров специализированные палаты, отделения.
Обеспечить при взаимодействии с управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области первоочередное оказание помощи больным наркоманией и хроническим алкоголизмом, освобождающимся из мест отбывания и утратившим прежние социальные связи, в специализированных реабилитационных отделениях, которые необходимо открыть в областном и крупных районных центрах области.
Для проведения одного из важных этапов оказания помощи больным данной категории необходимо создать реабилитационные отделения сначала в крупных городах нашей области, а затем и во всех районах по модели функционирующего реабилитационного отделения Красноармейской психиатрической больницы.
Продолжить разработку и внедрение областной лечебно-реабилитационной программы "Ступени".
Для оказания помощи лицам, страдающим запущенными формами алкогольной зависимости и утратившим социальные связи, планируется открытие специализированного отделения в структуре областной Красноармейской психиатрической больницы.
Задачей профилактической работы следует считать доведение до широких масс населения правдивой и полной информации о психоактивных веществах и последствиях их употребления как для организма человека, так и для его социального существования. Лидирующую позицию в организации профилактической работы с населением и особенно с молодежью должны взять на себя специалисты-психиатры и наркологи. Но привлекать к этой деятельности следует не только государственные органы, но и авторитетные общественные и религиозные организации, средства массовой информации, а также престижных политических лидеров и популярных деятелей культуры, искусства и спорта.
Приоритетным направлением развития психиатрии является предоставление жителям области квалифицированной доступной, т.е. бесплатной и максимально приближенной медицинской помощи с соблюдением стандартов качества и действующего законодательства о гарантиях прав граждан при ее оказании, улучшение качества жизни психически больных.
Доминирующие позиции должны занять государственные и муниципальные медицинские учреждения, представленные сетью самостоятельных психиатрических больниц, диспансеров, психиатрических отделений при центральных районных больницах, психиатрических и психотерапевтических кабинетов в структуре центральных районных больниц и многопрофильных больниц, дневных стационаров, лечебно-производственных мастерских, спеццехов, общежитий для психически больных, утративших жилье и социальные связи.
IX. Совершенствование кардиологической службы области
Приоритетным для кардиологической службы области является проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Основным направлением является разработка и повсеместное внедрение системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития и раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы и их осложнений.
Важнейшей задачей является разработка и реализация областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии", так как данное заболевание - основной фактор риска раннего развития ишемической болезни сердца.
Требуется дальнейшее оснащение и развитие межрайонных кардиологических диспансеров с использованием долевого финансирования за счет прикрепленных районов, отбор и обучение кадров терапевтов и кардиологов, что позволит приблизить специализированную помощь к сельскому населению, совершенствование системы формирования потоков больных из городов и районов области в специализированные отделения.
Необходимо обеспечение жесткого контроля за соблюдением стандартов объема и качества оказания кардиологической помощи во всех лечебных учреждениях области в соответствии с их уровнем и категорийностью.
Работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, своевременной их диагностике и лечению требует 100-процентного укомплектования машин скорой помощи ЭКГ-аппаратами, организации кардиодиспансеров в крупных районах (в т.ч. и г. Саратове), внедрения и применения новых современных подходов, организационных и клинических технологий.
Учитывая значительные потери, наносимые обществу в результате преждевременной смертности, инвалидизации и трудопотерь от болезней системы кровообращения, в последние годы министерством здравоохранения области принимались меры по формированию стратегии и тактики совершенствования первичной и скорой медицинской помощи по вопросам кардиологии, а также дальнейшему развитию кардиологической и кардиохирургической служб.
Современный уровень оказания специализированной помощи кардиологическим больным может быть достигнут при широком внедрении хирургических методов лечения ишемической болезни сердца, нарушений ритма и пороков сердца различной этиологии.
Особое внимание уделялось развитию кардиохирургической помощи, однако кардиохирургическая служба, обеспечивающая радикальную коррекцию пороков сердца, позволяющая успешно решать некоторые вопросы лечения нарушений ритма и проводимости сердца, добиваться более высокой степени реабилитации больных, еще занимает недостаточное место в системе лечения и реабилитации кардиологических больных в области.
Необходима разработка и реализация целевой программы по кардиохирургии, в которой считать приоритетным для кардиохирургической службы области:
разработку и повсеместное внедрение системы мероприятий, направленных на раннее выявление и своевременное направление на хирургическое лечение больных с заболеваниями сердца и магистральных сосудов;
рациональное использование имеющейся клинической базы кардиохирургических отделений с созданием, оснащением и развитием областного центра кардиохирургии:
отбор и обучение кадров сердечно-сосудистых хирургов, аритмологов, кардиореаниматологов, анестезиологов, организацию условий для своевременного повышения их квалификации;
обеспечение соблюдения стандартов объема и качества оказания специализированной помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающимися в хирургическом лечении, во всех лечебных учреждениях области в соответствии с их уровнем.
Важными факторами для развития кардиологической службы являются материально-техническое оснащение, а также разработка и внедрение системы четкого взаимодействия по определению приоритетов развития специализированной помощи на базе различных лечебных учреждений как между самими учреждениями, так и преемственности между терапевтами, кардиологами, ревматологами и кардиохирургами по диспансеризации этой категории больных, своевременному обследованию и направлению на оперативное лечение.
Необходимо внедрение на базе Саратовского научно-исследовательского института кардиологии компьютерной информационно-аналитической системы управления качеством кардиологической помощи с включением в нее лечебно-профилактических учреждений г. Саратова и области, что позволит осуществлять мониторинг соблюдения стандартов кардиологической помощи населению области.
X. Совершенствование хирургической службы области
В течение последних лет в области происходили серьезные структурные изменения хирургической службы, связанные с интенсификацией ее деятельности и направленные на упорядочение объема и характера оперативных вмешательств в лечебно-профилактических учреждениях различных уровней, отработку профильности отделений, снижение экономических затрат, улучшение качества оказания помощи.
К приоритетам развития хирургической службы следует отнести разработку и повсеместное внедрение системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития острых хирургических заболеваний и их осложнений; дальнейшее развитие ресурсосберегающих технологий, стационарзамещающих форм оказания помощи в хирургических стационарах и амбулаторных учреждениях; оснащение и развитие центров специализированной высокотехнологичной помощи, отбор и обучение кадров хирургов и анестезиологов, создание и совершенствование системы формирования потоков больных из городов и районов области в данные центры; обеспечение соблюдения стандартов объема и качества оказания хирургической помощи во всех лечебных учреждениях области в соответствии с их уровнем и категорийностью.
XI. Совершенствование онкологической службы области
Для повышения качества оказания медицинской помощи онкологическим больным необходимо:
принятие территориальной целевой программы "Онкология";
создание территориального ракового регистра;
совершенствование системы подготовки врачей основных клинических специальностей по онкологии;
внедрение скрининговых программ активного поиска рака шейки матки и молочной железы;
обеспечение участия врачей основных клинических специальностей в проведении активного поиска предопухолевой патологии и раннего рака;
организация полноценного диспансерного наблюдения за больными с предопухолевой патологией;
обеспечение онкологических учреждений необходимыми противоопухолевыми препаратами;
совершенствование радиологической службы;
развитие материально-технической базы онкологических учреждений;
организация центров паллиативной помощи онкологическим больным.
XII. Совершенствование фтизиатрической службы области
Работа по борьбе с туберкулезом на территории области проводится в соответствии с Законом Саратовской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза".
В целях снижения распространения туберкулеза на территории области, совершенствования организации медицинской помощи больным туберкулезом разработана целевая Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Саратовской области на 1999-2004 годы".
В целях создания единого автоматизированного учета больных активными формами туберкулеза, оценки эпидситуации в области внедрена система Государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза.
Для укрепления и улучшения организации работы фтизиатрической службы области на период до 2005 года необходимо:
утверждение комплексной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Саратовской области на 1999-2004 годы";
обеспечение методическим руководством и контроль за внедрением программы "Выявление бациллярных форм туберкулеза и их лечение краткосрочными курсами химиотерапии";
осуществление координации противотуберкулезных мероприятий на межведомственном уровне;
проведение мероприятий по увеличению объема хирургической помощи больным туберкулезом легких;
расширение совместной работы с кафедрами Саратовского государственного медицинского университета по вопросам профилактики и борьбы с туберкулезом;
развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы;
обеспечение современного лечения больных, подготовку кадров, лечебно-профилактических мероприятий;
организация отечественного производства противотуберкулезных препаратов и вакцин;
максимальное выявление всех впервые заболевших туберкулезом среди коренного населения области и мигрантов;
проведение изоляции бациллярных больных с хроническими формами туберкулеза легких без определенного места жительства в стационар с постоянным пребыванием.
XIII. Профилактика ВИЧ/СПИДа
СПИД - одна из самых трагических проблем, с которыми столкнулось человечество в нынешнем столетии.
Только на 2000 год прогноз по эпидситуации в области дает возможность предполагать рост числа ВИЧ-инфицированных до 2 тысяч, а также появление больных СПИДом.
Основная задача здравоохранения в данной ситуации - недопущение заражения других лиц в лечебно-профилактических учреждениях через донорскую кровь. В плане противодействия распространения ВИЧ-инфекции главное на сегодняшний день - первичная профилактика. Пропаганда здорового образа жизни среди населения, переориентация сознания молодого поколения на заботу о своем здоровье, своем будущем, чтобы наше молодое поколение само могло защитить себя.
Учитывая вышеизложенное, считать приоритетными направлениями:
повышение уровня знания населения по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДа;
проведение всех доступных мероприятий по информированию и обучению населения средствам и методам предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией;
оказание содействия совместно с органами социальной защиты в социальной поддержке ВИЧ-инфицированным и членам их семей;
проведение лечения ВИЧ-инфицированных на современном уровне, для чего предусмотреть приобретение препаратов для комплексной специфической терапии в дополнение к централизованно выделяемым Минздравом России;
проведение современных диагностических мероприятий, направленных на своевременное выявление ВИЧ-инфекции, определение стадии болезни, назначение и мониторинг специфической терапии, являющейся профилактикой развития оппортунистических инфекций и поддерживающей жизнь и работоспособность ВИЧ-инфицированных. Для этого необходимо укрепление материально-технической базы областного Центра "СПИД", заключающееся в скорейшем вводе в эксплуатацию нового здания Центра, приобретении необходимого диагностического оборудования и постоянном централизованном обеспечении расходными материалами и диагностическими реактивами лаборатории Центра и межрайонных лабораторий диагностики СПИДа;
недопущение внутрибольничного и профессионального заражения гемоконтактными инфекциями, которое подразумевает обеспечение безусловного соблюдения требований режимов дезинфекции и стерилизации в ЛПУ области, полное обеспечение потребности ЛПУ в спецодежде, резиновых перчатках, дезсредствах;
координирование деятельности Центра "СПИД" с наркологической, дермато-венерологической, инфекционной службами по проведению профилактических мероприятий, организация оказания плановой, специализированной и экстренной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
развитие образовательных программ для медицинских работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, практической работы с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми лицами, постоянное повышение квалификации медицинских работников по данной проблеме;
развитие программ психологической поддержки для медицинского персонала и других специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими.
XIV. Совершенствование педиатрической и акушерско-гинекологической служб области
В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности в области проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства имеют особую медико-социальную значимость. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель смертности негативно сказываются на уровне воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости под влиянием социально-экономических факторов отражает тенденции в репродуктивном поведении населения: сокращается число женщин и семей, желающих иметь детей. За последние 10 лет общие потери в численности новорожденных составили более 6 тысяч.
Материнская и младенческая смертность являются важными показателями, характеризующими состояние здоровья населения области и уровень медицинской помощи, своеобразным индикатором социально-экономического благополучия общества. Несмотря на снижение показателя младенческой смертности с 23,9 промилле в 1996 году до 18,7 промилле в 1999 году, этот показатель остается выше среднероссийского. В структуре младенческой смертности высок удельный вес неонатальной смертности, который составляет более 60 процентов. На высоком уровне остается смертность младенцев от врожденных пороков развития.
Неблагоприятные социально-экономические и демографические процессы в обществе сопровождаются ухудшением состояния здоровья детей и подростков. За последние 5 лет заболеваемость школьников в нашей области выросла на 45 процентов. Рост показателя заболеваемости связан с отрицательным влиянием процесса обучения на здоровье школьников. Более 191 тысячи детей в нашей области имеют различные заболевания, требующие диспансерного наблюдения, более 9 тысяч детей являются инвалидами детства.
В связи с этим на 2001-2005 одними из приоритетных направлений педиатрической службы являются:
совершенствование работы по системе акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса, отношение к профилактической работе как к одному из приоритетных направлений в работе акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
создание единой неонатальной службы с единой координационно-консультативной системой оказания реанимационной помощи новорожденным, оснащение родильных отделений, палат новорожденных, отделений реанимации новорожденных, стационаров 3-го уровня аппаратурой, необходимой для реанимации новорожденных и дальнейшей их адаптации, оснащение мониторами витальных функций;
развитие медико-генетической службы в области, совершенствование пренатального ультразвукового скрининга врожденных пороков развития;
работа по пропаганде и поддержке грудного вскармливания;
совершенствование качества оказания медицинской помощи детям в соответствии со стандартами;
разработка и осуществление мероприятий по профилактике детской инвалидности и реабилитация детей-инвалидов.
Система мероприятий по планированию семьи остается важнейшим элементом первичной медико-социальной помощи населению. Созданная сеть службы планирования семьи позволяет улучшить информированность молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, и, что особенно важно, профилактики непланируемой беременности, формирует установку у молодого поколения на осознанное материнство и отцовство.
Для дальнейшего совершенствования работы службы планирования семьи необходимо:
создание самостоятельной структуры, отвечающей за подготовку подростков к материнству и отцовству;
создание единой неонатальной службы, открытие областного неонатального центра;
оснащение родильных отделений, палат новорожденных аппаратурой, необходимой для обеспечения первичной реанимации новорожденных и их адаптации;
укомплектование врачебными кадрами межрайонных центров.
XV. Расширение гарантий в области обеспечения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой
Учитывая реальную социально-экономическую обстановку в России и хроническую инфляцию, с одной стороны, и высокие цены на импортные препараты и неразвитую отечественную фармацевтическую промышленность, с другой стороны, необходимо:
централизованное обеспечение лечебно-профилактических учреждений жизненно важными препаратами и препаратами для лечения социально значимых заболеваний;
проведение маркетинговых исследований по вопросу развития производства лекарственных препаратов на территории области;
придание имеющимся муниципальным аптекам статуса "социальных" для обеспечения льготных категорий жителей Саратовской области;
обеспечение контроля за рациональным использованием лекарственных средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях области;
максимальное привлечение фирм-производителей фармацевтических препаратов к обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений области.
XVI. Формирование здорового образа жизни
Неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей, заболеваемости и смертности, во многом являются следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также утратой позиций профилактики в медицине.
В этих условиях изменить ситуацию позволит реальное повышение приоритета профилактической деятельности, целенаправленное ее развитие и совершенствование. Для этого необходимо развитие следующих направлений:
информационное - пропаганда здорового образа жизни, обеспечение высокого качества профессиональной, доступной и легко понимаемой информации для любого, нуждающегося в ней;
образовательное - разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и подкрепляться государственной поддержкой на всех уровнях;
координирующее - взаимодействие различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленное на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
центры медицинской профилактики ввиду особенностей своей структуры должны выступать организаторами обучения принципам и методам гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья как среди медицинских работников (до- и последипломная подготовка), так и работников других секторов.
XVII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
В сложившейся ситуации требования к эффективности и качеству деятельности санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения значительно возрастают и назрела необходимость разработки целостной концепции охраны здоровья населения области.
Необходимо восстановление дезинфекционной службы в составе государственной санитарной службы во всех районах области.
Обеспечение совместных мероприятий, направленных на защиту территории области от завоза и распространения особо опасных заболеваний.
XVIII. Этапы развития здравоохранения области
Первый этап (2000-2002 гг.) - переход к сбалансированному развитию в новых политических, социальных и экономических условиях предусматривает:
недопущение снижения объемов медицинской и лекарственной помощи населению;
сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки и обеспечение эффективного его использования;
сосредоточение ограниченных финансовых и других ресурсов на ускоренном развитии наиболее важных направлений здравоохранения в соответствии с научно обоснованными приоритетами;
сохранение общественного сектора здравоохранения, обеспечение государственного регулирования в системе платных услуг, коммерциализации медицинских и фармацевтических учреждений;
реализацию муниципальных соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований, направленных на охрану здоровья населения каждого района области и улучшение деятельности центральных районных больниц;
совершенствование системы медицинского страхования;
сохранение и укрепление единого пространства действия медицинских технологий, образования, лицензирования и аккредитации;
закрепление и углубление демократических основ управления здравоохранения, развитие форм государственно-общественного управления;
реализацию новых подходов к экономическому обеспечению здравоохранения за счет оптимизации расходов бюджетных ассигнований, внебюджетных средств и регулирования прав собственности в системе здравоохранения.
В итоге выполнения первого этапа будут решены наиболее острые вопросы реформирования системы здравоохранения, преодолены деструктивные тенденции и процессы, подготовлены проблемно-целевые проекты развития важнейших самостоятельных разделов деятельности системы здравоохранения.
Второй этап (2003-2005 гг.) - этап прогрессивного развития системы здравоохранения в условиях стабилизации общества, экономики и государства предполагает:
формирование надежной государственно-правовой, экономической, социальной и личностной основы для высокоэффективной деятельности профилактического сектора здравоохранения, переход к личностно ориентированной модели здравоохранения и технологиям медицинских услуг;
коренное изменение общественного и личностного понимания значимости здоровья в экономике, обороноспособности и политике государства, всеобщее признание здоровья основным критерием качества жизни;
введение перманентного (с момента рождения) мониторинга пациента на основе базисных показателей его здоровья, с введением паспорта здоровья (через систему семейного врача), индивидуализация и целенаправленность наблюдения за здоровьем человека;
осуществление федеральных и областных целевых программ развития здравоохранения, реализация которых позволит создать основу для внедрения в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения болезней и обеспечить население доступной квалифицированной и специализированной медицинской помощью;
завершение работы по структурной перестройке отрасли, в результате чего в здравоохранении должен сформироваться частный сектор; в системе первичной медико-санитарной помощи основная роль будет отведена врачам общей практики; большое развитие получат межрайонные и межрегиональные клинические центры специализированной медицинской помощи; активно будут внедряться передвижные формы оказания медицинской помощи населению в сельской местности;
формирование единой информационной системы мониторинга здоровья, создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и врачами общей (семейной) практики для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 г. N 97-П "Об утверждении Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 9, сентябрь 2000 г., стр. 1716 (подписано в печать 3 ноября 2000 г.)
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления