Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 1 ноября 2000 года N 115-П
План действий Правительства Саратовской области по реализации социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы
При определении мер по реализации социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы Правительство области основывалось на Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2000 году, стратегических ориентирах, определенных в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Главной целью социально-экономической политики Правительства Саратовской области является повышение уровня жизни и снижение дифференциации населения области по уровню доходов, реализация конституционных прав человека на образование, гарантированную бесплатную медицинскую помощь и обеспечение доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры.
Социальная политика
Преобразования в социальной сфере будут направлены на усиление адресности социальной поддержки населения, перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.
Для осуществления этих преобразований необходимо создать условия, обеспечивающие:
высокий уровень доходов и социального потребления трудоспособного населения;
доступность всем слоям населения стандартных минимальных социальных услуг;
социальную защиту малообеспеченных слоев населения, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждающихся в социальной помощи;
мобилизацию и эффективное использование средств населения для развития социально-культурной сферы, расширение ассортимента и повышение качества платных социальных услуг населению.
Реформирование образования
Основной задачей является обеспечение увеличения финансовых ресурсов, направляемых на образование, повышение эффективности использования бюджетных средств и создание многоканальной системы финансирования профессиональных образовательных учреждений в соответствии с потребностями развития экономики области, оказание дополнительных услуг в общественных учреждениях за счет средств родителей и других внебюджетных источников.
Действия министерства образования области должны быть направлены на реструктуризацию учреждений образования (в том числе сельских школ), их интеграцию и создание системы непрерывного образования.
Необходимо разработать минимальные социальные стандарты системы образования области и региональные составляющие государственного стандарта основного общего образования, внедрить механизмы нормативного подушевого финансирования.
Реформирование здравоохранения
Действия Правительства области будут направлены на обеспечение полного финансирования гарантированной бесплатной медицинской помощи населению области.
Это потребует от министерства здравоохранения области проведения мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации медицинских услуг, реструктуризации учреждений здравоохранения, разработке минимальных социальных стандартов медицинских услуг.
В области должна быть создана объединенная система медико-социального страхования и обеспечен переход к системе подушевого финансирования бесплатной медицинской помощи.
Необходимо решить задачу привлечения в систему здравоохранения новых финансовых инструментов, способных обеспечить защиту бюджетных средств от непредвиденных расходов и создать дополнительные источники финансирования. Одним из инструментов в решении данной задачи в ближайшее время станет развитие страхования.
Политика в сфере культуры
Действия Правительства области в данной сфере будут направлены на увеличение бюджетного финансирования, создание благоприятных условий для привлечения в культурную сферу средств из внебюджетных источников.
В числе первоочередных задач министерства культуры области - участие в создании общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда, библиотечных и архивных фондов, а также кинофонда.
Социальная поддержка населения
Правительство области должно обеспечить проведение в области государственной политики по перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения, переходу на адресную социальную поддержку домохозяйств, фактическое потребление которых находится ниже прожиточного минимума, переводу натуральных льгот и выплат отдельным категориям граждан в денежную форму.
Действия министерства труда и социального развития области будут направлены на разработку государственной политики по социальной поддержке населения, дальнейшее совершенствование системы учреждений по социальной поддержке населения области.
Пенсионное обеспечение и страхование
Первоочередные действия Правительства области должны быть направлены на завершение образования Единой пенсионной службы, на дальнейшую стабилизацию и обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы области.
Необходимо осуществить меры по дальнейшему развитию и контролю за деятельностью негосударственных фондов.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства
Основными задачами развития отрасли ЖКХ являются:
обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
переход к федеральному стандарту по оплате жилья и коммунальных услуг;
создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы;
техническое переоснащение отрасли.
По мере устранения перекрестного субсидирования и снижения уровня дотационности жилищно-коммунального хозяйства должны приниматься меры по частичному возмещению расходов на жилье и коммунальные услуги малообеспеченным семьям, предоставляться субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг. Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов коммунальных услуг в 2000 году -20 процентов, в 2001 году - 22 процента. Стандарт предельной стоимости предоставляемых услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц в 2000 году - 11,5 рубля, в 2001 году - 12,7 рубля.
В области социальной политики реализация Плана действий Правительства области позволит добиться значительных сдвигов во многих отраслях социальной сферы и заложит фундамент для их последующего развития.
Модернизация экономики
В 2000-2001 годах модернизация экономики области будет направлена на достижение устойчивых темпов экономического роста.
Макроэкономическая политика
Реформа налоговой системы
Основными задачами налоговой реформы в 2000-2001 годах являются:
снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы;
совершенствование налогового администрирования;
сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.
Снижение налогового бремени будет достигнуто прежде всего за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения прибыли для стимулирования инвестиционной деятельности.
Основными факторами выравнивания налогового бремени будут снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд оплаты труда и ликвидация значительной части налоговых льгот. Упрощению налоговой системы будут способствовать установление единой ставки подоходного налога и предельного перечня налогов и сборов, отмена значительного их числа, введение единого социального налога.
Совершенствование налогового администрирования будет основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов с одновременным установлением гарантий по выполнению бюджетов при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей.
Бюджетная политика
Одной из важнейших задач действий Правительства области являются разработка и проведение в жизнь скоординированной и сбалансированной единой бюджетной политики на всех уровнях финансовой системы, продолжение работы по выполнению мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов, внедрение в практику новых методов управления финансовыми ресурсами.
Главной особенностью бюджетной политики на 2000-2001 годы является повышение "прозрачности" государственных финансов, позволяющей обществу лучше отслеживать направление и эффективность использования денег налогоплательщиков.
Формирование и исполнение бюджета по расходам будет осуществляться, исходя из реальных возможностей бюджета, установленных границами максимальной мобилизации доходных источников на основе принципа бездефицитности. Основными направлениями в формировании расходной части бюджета остаются обеспечение текущих потребностей бюджетной сферы области, социальный блок расходов, поддержка приоритетных отраслей производства на возвратной и платной основах, обслуживание внутреннего долга области.
Важнейшей задачей 2001 года является прекращение дальнейшего наращивания внутренней задолженности.
Оценку результатов работы отраслевых министерств, ведомств, администраций муниципальных образований предполагается переориентировать на эффективность использования бюджетных средств.
До 1 января 2001 года предстоит завершить перевод на систему предварительного контроля исполнения областного бюджета, внедрение автоматизированного программного комплекса, а с 1 января 2001 года начать перевод на эту систему исполнения местных бюджетов.
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика Правительства области будет направлена на повышение конкурентоспособности местных банков на рынке банковских услуг, увеличение объемов предоставляемых кредитов в реальный сектор экономики области, внедрение передовых банковских технологий, динамичность развития филиальных сетей, повышение доверия населения к банковской деятельности.
Необходимо обеспечить снижение доли наличных денег в общем денежном обороте и увеличение объемов безналичных расчетов в области.
Ценовая политика
Ценовая политика в комплексе с другими направлениями макроэкономической политики будет направлена на решение ключевых проблем создания условий для экономического роста промышленности в 2001 году и последующие годы, основными из которых являются снижение уровня инфляции, тарифной нагрузки для промышленных потребителей, достижение платежеспособной дисциплины, вытеснение нерыночных форм обмена и т.д.
В этой связи в 2001 году предполагается осуществление комплекса мер по дальнейшему проведению ценового регулирования, основной из которых является совершенствование регулирования цен на продукцию (услуги) естественных монополий, направленное на снижение затрат и сокращение перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Структурная политика. Управление государственной собственностью
Политика в области управления государственной собственностью направлена на введение механизмов:
обеспечивающих контроль за эффективностью использования государственного имущества (аудиторские проверки областных государственных унитарных предприятий), повышающих прозрачность финансово-хозяйственной деятельности государственных унифицированных предприятий, облегчающих выработку правильного управленческого решения;
обеспечивающих защиту областного государственного имущества (областные страховые программы), создающих дополнительные инвестиционные источники.
Развитие промышленности
Главными задачами развития промышленности на 2000-2001 годы являются:
сохранение устойчивого роста промышленного производства;
активизация инновационной деятельности на промышленных предприятиях.
Развитие топливно-энергетического комплекса
В области развития топливно-энергетического комплекса основными направлениями политики Правительства являются:
удовлетворение топливно-энергетическими ресурсами потребителей области, включая обеспечение потребностей бюджетных предприятий и организаций;
формирование рациональной структуры топливно-энергетического баланса области;
стимулирование энергосбережения, в том числе реализация мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере на областном и муниципальном уровнях;
поэтапное прекращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике на территории области.
В этой связи Правительство области считает необходимым безусловное обеспечение расчетов за энергоресурсы бюджетными организациями.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
Основной задачей реструктуризации оборонно-промышленного комплекса области на 2000-2001 годы является создание технологически интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса области для развития гражданского сектора экономики.
Развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры
Приоритетными задачами развития транспортной и теле коммуникационной инфраструктуры на 2000-2001 годы являются:
обеспечение безопасного функционирования транспорта на территории области;
формирование конкурентоспособных предприятий, оказывающих транспортные услуги;
расширение обеспечения населения области услугами электросвязи;
совершенствование механизма представления льгот на транспорте.
В области развития железнодорожного транспорта планируется вести техническое перевооружение и реконструкцию железнодорожной сети на Приволжской железной дороге. Одновременно предлагается провести инвентаризацию малодеятельных участков железных дорог.
Инвестиционная политика
В целях повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области предполагается сконцентрировать усилия на развитии двух ее составляющих:
росте инвестиционного потенциала предприятий всех форм собственности;
мерах по снижению риска инвестирования.
Основными задачами Правительства области являются:
использование преимущественно косвенных методов государственного регулирования инвестиционных процессов на базе совершенствования инвестиционного законодательства;
расширение практики применения и развитие методологии среднесрочного планирования инвестиций в производственную и непроизводственную сферы экономики области;
развитие информационных технологий, позволяющих отслеживать ресурсные потоки в инвестиционной сфере, совершенствование информационных баз данных по инновационным и инвестиционным потребностям и предложениям в отраслевом, подотраслевом и территориальном разрезе;
расширение и развитие системы лизинговых отношений на территории области;
диверсификация рисков с помощью схемы бюджетного финансирования части процентов по коммерческим кредитам для реализации инновационных и инвестиционных программ предприятий и организаций области, дальнейшее развитие страхования и перестрахования инвестиционных процессов.
Развитие агропромышленного комплекса
Основными задачами развития сельской территории на перспективу являются:
улучшение качества жизни людей, проживающих в сельской местности;
обеспечение продовольственной стабильности региона;
сохранение качественных характеристик природных ресурсов сельской территории.
В предстоящий период Правительство области сосредоточит свои усилия на:
создании условий, позволяющих сельским жителям наиболее эффективно реализовывать свои хозяйственные интересы в рамках существующего нормативно-правового поля;
укреплении конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
расширении рынков сбыта продовольственной продукции местных производителей;
обеспечении рационального использования природных ресурсов области;
обеспечении формирования социальной инфраструктуры и социальной поддержки сельского населения;
создании сельскохозяйственных страховых рынков;
создании сельскохозяйственных банков.
Поддержка малого предпринимательства
В целях создания благоприятного предпринимательского климата необходимо обеспечение условий для подготовки профессиональных управленческих кадров, повышения уровня экономических знаний школьников и студентов. В сфере трудовых отношений необходимо повысить мобильность рабочей силы, обеспечить баланс интересов работников, работодателей и государства и увеличение занятости населения области.
Необходимо сформировать общественный имидж предпринимателя, создать равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории области, ликвидировать препятствия и устранить барьеры для развития предпринимательской деятельности в области, создать условия для выгодного размещения капитала в области.
Развитие страховых, финансовых рынков и институтов
Главной задачей на 2000-2001 годы в области страхования является создание и внедрение механизмов, стимулирующих развитие добровольных видов страхования, пресекающих возможность недобросовестного поведения страховщиков на рынке страховых услуг, обеспечивающих долгосрочное вложение страховщиками своих средств в экономику области. В сфере обязательного страхования будут создаваться механизмы контроля за хозяйствующими субъектами, обязанными осуществлять обязательное страхование в соответствии с федеральными законами.
Межрегиональное сотрудничество
Межрегиональное сотрудничество Правительства области будет направлено на решение следующих задач:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
формирование организованных рынков, в том числе, разработка биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажение рыночных цен;
создание на территории области конкурентоспособных международных транспортных коридоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.