Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 23 мая 2001 г. N 54-2436
Областная целевая программа
"Сахарный диабет на 2001-2005 годы"
24 сентября 2003 г., 21 сентября 2005 г.
Постановлением Саратовской областной Думы от 21 сентября 2005 г. N 43-1727 в паспорт программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы "Сахарный диабет на 2001-2005 годы"
Наименование - областная целевая программа "Сахарный диабет на
Программы 2001-2005 годы" (далее - Программа)
Государственный - министерство здравоохранения Саратовской
заказчик области
Программы
Основные - министерство здравоохранения Саратовской
разработчики области,
Программы - Саратовский государственный медицинский
университет
Цели и задачи - повышение продолжительности и улучшение жизни
Программы, больных сахарным диабетом;
важнейшие снижение заболеваемости, инвалидизации и
целевые показатели смертности населения Саратовской области от
сахарного диабета и его осложнений;
совершенствование диабетологической службы
Саратовской области;
организация системы профилактики сахарного
диабета и его осложнений;
обеспечение современного эффективного лечения
больных сахарным диабетом
Сроки и этапы - 2001-2005 годы;
реализации этапы:
Программы 1 этап (2001-2002 годы) - подготовка и
реализация первоочередных мероприятий
2 этап (2003-2005 годы) - реализация основных
мероприятий и завершение выполнения программы.
Исполнители - министерство здравоохранения Саратовской
основных области, министерство здравоохранения и
мероприятий социальной поддержки области, Саратовский
Программы государственный медицинский университет
Объемы и - общий объем финансирования Программы 2001-2005
источники годы - 626,057 миллионов рублей
финансирования
Ожидаемые - снижение на 30 процентов числа случаев
конечные осложнений, возникших вследствие заболевания
результаты диабетом (слепоты, ампутаций конечностей,
реализации хронической почечной недостаточности,
Программы ишемической болезни сердца); обеспечение
отечественными лекарственными и
диагностическими средствами; повышение качества
жизни больных сахарным диабетом, увеличение
продолжительности жизни больных сахарным
диабетом на 5-7 лет
Контроль за - Правительство области, министерство
реализацией здравоохранения области
Программы
Введение
Областная целевая программа "Сахарный диабет на 2001-2005 годы" в Саратовской области разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом", федеральной целевой программы "Сахарный диабет", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года N 1171, и Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 года N 97-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П постановление Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 г. N 97-П признано утратившим силу
Сахарный диабет - одна из самых острых медико-социальных проблем мирового масштаба. Самая ранняя из всех заболеваний инвалидизация, высокая смертность (третье место после сердечно-сосудистой патологии и злокачественных новообразований) определили лечение и профилактику сахарного диабета в числе основных приоритетов национальных систем здравоохранения большинства стран мира, в том числе России и области. В промышленно-развитых странах диабетом больны до 4-5 процентов всего населения.
Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота в 10 раз, нефропатия в 12-15 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
По данным обращаемости населения в области - 32411 человек, больных сахарным диабетом, среди них 270 детей и 120 подростков.
Количество врачей, занимающихся проблемой сахарного диабета, в настоящее время в области составляет 139 эндокринологов (141 штатная единица) и 15 диабетологов (15 штатных единиц), имеется 6 специализированных эндокринологических отделений (с общей численностью коечного фонда 275 коек: 245 - для взрослых и 30 - для детей). Однако имеется высокая концентрация эндокринологов (71,9 процента) в гг. Саратове, Энгельсе, Балаково, тогда как в 9 районах диспансеризация больных осуществляют терапевты, не имеющие специализации по эндокринологии и диабетологии; области испытывает дефицит кадров специально обученного среднего медицинского персонала. В структуру амбулаторной службы входят областной диабетологический центр и городской эндокринологический диспансер, диагностическая база которых не соответствует современным требованиям.
В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения и Минздравом России (письмо от 30 октября 2000 года N 01/11-519) принят следующий рейтинг препаратов инсулина:
для лечения детей, подростков, беременных, страдающих сахарным диабетом, больным инвалидам с ослабленным зрением и после ампутации конечности по поводу диабетической стопы рекомендуется использовать только генно-инженерные препараты инсулина человека в пенфиллах для применения их в соответствующих шприц-ручках;
для лечения взрослых, страдающих сахарным диабетом типа 1, наряду с генно-инженерными препаратами инсулина человека возможно применение также препаратов полусинтетического инсулина человека (из монокомпонентных субстанций инсулина свиньи);
для лечения больных сахарным диабетом типа 2 (инсулинопотребные формы сахарного диабета) наряду с применением вышеперечисленных препаратов инсулина возможно применение монокомпонентных свиных инсулинов.
Всего в области получают инсулин 9252 больных сахарным диабетом. 1600 человек нуждаются в введении инсулина шприц-ручкой (дети, больные с резким снижением зрения на фоне диабетической ретинопатии, больные с ампутацией конечностей по поводу диабетической гангрены, женщины фертильного возраста). Годовая потребность в пенфиллах инсулина короткого и продленного действия составляет 19200 упаковок.
Диагностическая база имеющихся эндокринологических структур не соответствует современным требованиям. Область испытывает дефицит кадров эндокринологов-диабетологов и специально обученного среднего медицинского персонала. Созданные в 1996 году городской и областной диабетологический центры не обеспечены необходимым медицинским оборудованием и специально подготовленными квалифицированными кадрами.
В области не осуществляется стабильное снабжение больных пероральными сахароснижающими препаратами, недостаточно проводится обучение в школах для больных сахарным диабетом. Женщины фертильного возраста не обеспечиваются в полном объеме препаратами человеческого инсулина, средствами его введения и средствами самоконтроля.
В области практически полностью отсутствует система реабилитации как для детей, больных сахарным диабетом (детские сады, пансионаты для матери и ребенка, санатории и другие), так и для взрослых.
Проблемы профилактики сахарного диабета и его осложнений недостаточно освещаются в средствах массовой информации.
Все вышеизложенное указывает на остроту проблемы сахарного диабета и необходимость принятия областной целевой программы "Сахарный диабет на 2001-2005 годы".
I. Основные цели и задачи программы
Основные цели Программы - Улучшение помощи больным сахарным диабетом путем разработки и внедрения первичной, вторичной и третичной профилактики сахарного диабета.
Для первичной профилактики сахарного диабета проводятся:
скрининг населения для установления групп риска и лиц с начальными проявлениями болезни;
пропаганда мероприятий по устранению регулируемых факторов риска (ожирение, артериальная гипертензия, гиподинамия, нерациональное питание);
привлечение средств массовой информации (радио, телевидение, печать) к пропаганде здорового образа жизни как метода профилактики сахарного диабета.
Вторичная профилактика сахарного диабета включает в себя:
достижение оптимальной компенсации углеводного обмена с помощью современных эффективных методов заместительной терапии сахарного диабета, обучения больных и использования адекватных методов мониторинга заболевания;
обеспечение функционирования регистра больных сахарным диабетом;
внедрение современного мониторинга сахарного диабета;
совершенствование работы сети школ по обучению больных сахарным диабетом;
работа с женщинами фертильного возраста, девочками-подростками по планированию беременности и строгий контроль за компенсацией сахарного диабета во время беременности;
внедрение эффективных методов инсулинотерапии;
раннюю диагностику сосудистых и неврологических осложнений сахарного диабета методом скрининга;
профилактику синдрома "диабетической стопы" путем внедрения ухода за ногами, специальных физических упражнений, подбора адекватной обуви;
оздоровление и реабилитация в специализированном санатории;
издание и распространение методической литературы для медицинского персонала и больных в помощь обучения самоконтролю;
ориентацию при выборе профессии и социальную адаптацию в обществе.
Третичная профилактика сахарного диабета обеспечивается за счет:
лечение выявленных осложнений диабета для предупреждения их прогрессирования.
Первоочередные задачи Программы:
создание и совершенствование работы школ по обучению больных сахарным диабетом при эндокринологических отделениях, центрах, эндокринологических кабинетах поликлиник;
принятие срочных мер по улучшению обеспечения инсулином, инсулиновыми шприцами и пероральными сахароснижающими препаратами всех нуждающихся больных;
обеспечение детей, подростков, больных сахарным диабетом с детства, женщин репродуктивного возраста средствами самоконтроля (глюкометры, тест-полоски);
выделение средств для приобретения реактивов и оборудования с целью обеспечения эффективного контроля за течением сахарного диабета.
Стратегические задачи Программы:
уменьшение на 1/4 количества новых случаев слепоты и терминальной стадии диабетической нефропатии, обусловленных сахарным диабетом;
снижение в 2 раза числа ампутаций конечностей по поводу диабетической гангрены;
содействование снижению заболеваемости и смертности от ишемической болезни сердца путем достижения оптимальной компенсации сахарного диабета и уменьшения факторов риска для инфаркта миокарда;
обеспечение специальное наблюдения женщин репродуктивного возраста, страдающих сахарным диабетом, и содействование планированию беременности у данного контингента больных;
обеспечиние полной компенсации сахарного диабета за весь период беременности больных сахарным диабетом женщин.
II. Сроки и этапы реализации Программы
Первый этап (2001-2002 годы) - подготовка и реализация первоочередных мероприятий (совершенствование деятельности диабетологической службы области, обеспечение больных сахароснижающими препаратами).
Второй этап (2003-2005 годы) - реализация основных мероприятий и завершение выполнения программы (путем организации первичной, вторичной и третичной профилактики снижение заболеваемости, инвалидности от сахарного диабета и его осложнений).
III. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством области, программы - министерством здравоохранения области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных программ.
IV. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
Эффективность программы оценивается исходя из показателей эффективности профилактических мероприятий и лечения лиц, больных сахарным диабетом. Ожидается, что количество дней временной нетрудоспособности сократится в 1,5-2,5 раза, потребность в госпитализации в связи с острыми осложнениями, возникающими вследствие заболевания сахарным диабетом, уменьшится в 4-5 раз, потребность в госпитализации по поводу сосудистых осложнений уменьшится на 30 процентов, в том числе по поводу ампутаций нижних конечностей на 33 процента, инфарктов миокарда на 50 процентов, ретинопатии и нефропатии на 30 процентов. Расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах сократятся в 2,7-3 раза, выплаты пособий по листам нетрудоспособности уменьшатся в 1,5-2,5 раза. Ущерб, наносимый производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих, уменьшится в 1,75-2,5 раза. В результате снижения перинатальной смертности и частоты врожденных уродств в 1,5-2 раза уменьшатся расходы на лечение инвалидов с детства в 3-4 раза.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться:
уменьшения на 33 процента числа больных с поздними стадиями почечной недостаточности;
уменьшения на 33 процента числа больных со слепотой, развившейся вследствие диабетической ретинопатии;
уменьшения на 50 процентов числа ампутаций конечностей у больных сахарным диабетом;
обеспечения такого же уровня успешного исхода беременности у больных сахарным диабетом женщин, как и у здоровых женщин;
увеличения продолжительности активной жизни и снижения ранней инвалидизации лиц, больных сахарным диабетом.
Постановлением Саратовской областной Думы от 21 сентября 2005 г. N 43-1727 в настоящую таблицу внесены изменения
Финансовое обеспечение программы "Сахарный диабет на 2001-2005 годы"
N п/п |
Наименование мероприятий |
Всего | Исполнитель и источники финансирования |
|||||
2001 год (млн. руб.) |
2002 год (млн. руб.) |
2003 год (млн руб.) |
2004 год (млн. руб.) |
2005 год (млн. руб.) |
||||
I. Организационные мероприятия | ||||||||
1.1. | Организация на базе областного диабетологического центра кабинета "Диабет и беременность" |
0,125 | 0,025 | 0,025 | 0,025 | 0,025 | 0,025 | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, областной бюджет |
1.2. | Обеспечение функционирования государственного регистра лиц больных сахарным диабетом для детей и взрослых |
- | - | - | - | - | - | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, |
1.3. | Организация лабораторного мониторинга лиц с пограничными состояниями и начальными факторами риска развития сахарного диабета |
- | - | - | - | - | - | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, |
1.4. | Разработка и внедрение научно-практического метода санитарно-просветитель- ского образования населения по вопросам профилактики сахарного диабета и образа жизни больного сахарным диабетом |
- | - | - | - | - | - | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, |
1.5. | Организация систематических публикаций в прессе материалов по профилактике и раннему выявлению сахарного диабета |
- | - | - | - | - | - | министерство информации и печати области, министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, |
II. Развитие материально-технической базы диабетологической службы области | ||||||||
2.1. | Оснащение компьютерной техникой и программным обеспечением областного диабетологического центра и детского эндокринологического центра |
0,190 | 0,070 | 0,030 | 0,030 | 0,030 | 0,030 | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, областной бюджет |
2.2. | Обеспечение препаратами инсулина и сахароснижающими препаратами, в том числе: |
614,747 | 60,456 | 81,318 | 81,318 | 201,325 | 190,33 | министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, областной бюджет |
препаратами инсулинами | 433,949 | 60,032 | 70,556 | 70,556 | 119,4 | 113,405 | ||
сахароснижающими препаратами |
180,798 | 0,424 | 10,762 | 10,762 | 81,925 | 76,925 | ||
2.3. | Обеспечение больных сахарным диабетом глюкометрами, тест-полосками и средствами введения инсулина |
10,995 |
министерство здравоохранения и социальной поддержки области, областной бюджет |
|||||
Итого | 626,057 | 60,551 | 81,373 | 81,373 | 201,38 | 201,38 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 г. N 54-2436 "Об областной целевой программе "Сахарный диабет... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.