Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 31 мая 2001 г. N 6-43
Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы
28 февраля, 21 марта 2002 г., 27 марта 2003 г.
Решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2003 г. N 32-288 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование программы Муниципальная целевая Программа развития мало-
го предпринимательства в городе Саратове на
2001-2003 годы
Дата принятия решения 1 марта 2001 года
о разработке программы
Заказчик программы Администрация города Саратова
Основные разработчики Комитеты и отделы администрации города,
программы администрации районов города
Цели и задачи программы, Эффективное развитие малых предприятий
важнейшие целевые города, увеличение количества рабочих мест,
показатели расширение для бюджета города базы
налогообложения, содействие развитию деловой
и инвестиционной активности, развитие
конкуренции на рынках товаров и услуг
Сроки реализации В течение 2001-2003 годов
программы
Перечень подпрограмм "Развитие системы государственной поддержки
и основных мероприятий малых предприятий в Саратове";
"Развитие системы финансовой поддержки малых
предприятий"; "Поддержка малых предприятий в
научно-технической сфере"; "Развитие пред-
принимательства в системе ЖКХ"; "Устранение
барьеров в развитии малого предприниматель-
ства"; "Продвижение продукции малых
предприятий"
Головной исполнитель Комитет по экономике и инвестиционной политике
Объемы и источники Городской бюджет - 6150000 рублей
финансирования
Ожидаемые конечные Стабилизация рынка труда города; насыщение
результаты реализации товарных рынков конкурентоспособной продукцией
программы и услугами местного производства;
увеличение бюджетных поступлений от малых
предприятий города
Система организации Контроль осуществляет комитет по экономике
контроля за ходом и инвестиционной политике, а также руководите-
реализации программы ли соответствующих ведомств, комитетов,
ответственных за выполнение мероприятий
программы
Содержание проблемы
Настоящая Программа является продолжением проводимой в 1998-2000 годах работы по реализации администрацией города Саратова в сфере государственной поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.
Анализ состояния малого бизнеса в городе показывает определенные положительные результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, по итогам 2000 года в сравнении с 1999 годом объем продукции, работ, услуг, выполненных малыми предприятиями города, увеличился в 1,6 раза. Численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 9 тыс. человек и составила около 62 тыс. человек. Налоговые платежи с субъектов малого бизнеса, переведенных на уплату единого налога, увеличились в 2,2 раза. По оценочным данным, в городе действует около 6,5 тыс. малых предприятий. На учете в органах ИМНС стоит около 25 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В структуре проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в 1999-2000 годах, значительных изменений не произошло. По-прежнему одной из наиболее важных проблем остается налоговый режим. Кроме непомерно больших размеров налогов, не способствует развитию предприятий малого бизнеса негибкость налоговой политики, сложность нормативных документов. Следует отметить, что с введением единого налога на вмененный доход некоторая доля напряженности в этом вопросе была снята.
Сохраняются барьеры в развитии малого бизнеса, связанные с процедурами административного регулирования, - сложность этих процедур, большое количество необходимых документов и длительность их оформления, создающие почву для волокиты со стороны чиновников.
К несовершенству нормативно-правового регулирования сферы деятельности малого бизнеса относится сложность всего законодательства, в том числе противоречивость законов, неоднозначность их трактовки, плохая информированность о правовых нововведениях. Наиболее важной проблемой, с которой сталкиваются субъекты малого бизнеса, является поиск источников инвестиций, клиентов и рынка сбыта. Получение банковских кредитов затруднено из-за высоких ставок, большого количества необходимых документов и сложности предоставле ния гарантий. Отсутствует система управления инвестиционным планированием. Предприниматели, как правило, не в состоянии качественно провести инвестиционное проектирование, расчет рисков, отсутствует система продвижения проектов, единая методика определения перспективности бизнес-планов и т.д. При этом инвестирование в малый бизнес - органический путь повышения инвестиционной активности в городе. В условиях ограниченного финансирования целесообразно не только непосредственное кредитование отдельных предприятий, но и развитие инфраструктуры поддержки, в том числе через предоставление налоговых льгот, льготный режим предоставления помещений и другие меры.
Решение проблем развития малого бизнеса требует программных методов, то есть системного подхода, который обеспечит выделение приоритетов поддержки малого бизнеса и разработку такой концепции поддержки сферы предпринимательства, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны направляться на создание организаций и механизмов, обеспечивающих высокий уровень возврата средств.
Основные цели и задачи Программы.
Сроки ее реализации
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства путем создания и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий на местном уровне, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в: преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест; обеспечении импортозамещения; пополнении городского бюджета; развитии муниципального заказа; адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей; расширении информационного поля для малого предпринимательства. Реализация программы будет осуществляться в 2001-2003 годах.
Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства
- инновационная сфера;
- малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
- малая строительная индустрия;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- транспорт;
- дорожное хозяйство и придорожный сервис;
- общественное питание и сфера услуг;
- информационный сервис;
- обслуживание жилищно-коммунального хозяйства.
Основные мероприятия по реализации Программы
Решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2003 г. N 32-288 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
Раздел I. Развитие системы муниципальной поддержки малых предприятий в городе Саратове
Наименование мероприятий | Срок исполнение |
Финансовое обеспечение (руб.) |
Источники финансиро- вания |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.1. Разработка и внесение на рассмотрение городской Думы Положения о поддержке субъектов малого предпринимательства органами местного самоуправления г. Саратова |
I кв. 2002 г. |
20000 | Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.2. Обучение, переподготовка специалистов организаций инфраструктуры муниципальной поддержки малого бизнеса |
2002 г. - 2003 г. |
2002 г. - 30000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.3. Информационное обеспечение межрегиональных связей малого предпринимательства. |
2002 г. - 2003 г. |
2002 г. - 100000 2003 г. - 150000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.4. Создание справочника малых предприятий - производителей продукции |
II кв. 2002 г. II кв. 2003 г. |
80000, в том числе: 2002 г. - 30000, 2003 г. - 50000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.5. Проведение конкурса "Предприниматель года" |
Ежегодно | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
1.6. Внесение изменений в Положение о Совете по развитию предпринимательст- ва при комитете по экономике и инвестиционной политике |
II кв. 2002 г. |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
1.7. Содействие созданию городской инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, учебные центры, технопарки и т.д.) |
Постоянно | 2002 г. - 60000 2003 г. - 450000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике, Комитет по управлению имуществом |
1.8. Информационная поддержка малого предпринимательства путем опубликования методических и справочных материалов, в том числе о кредитных потребительских кооперати- вах граждан |
2002 г. - 2003 г. |
375000, в том числе: 2002 г. - 75000, 2003 г. - 30000 |
Бюджет города Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.9. Разработка модельных бизнес-планов для начинаю- щих предпринимателей |
2002 г. - 2003 г. |
150000 2002 г. - 75000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.10. Формирование положительного образа предпринимателя и информационная поддержка через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства |
2002 г. - 2003 г. |
2002 г. - 30000 2003 г. - 150000 |
Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.11. Подготовка и проведение конференций, "круглых столов" по тематике малого предпринимательства |
2003 г. | 50000 | Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.12. Методическая помощь общественным организациям предпринимателей и пропаганда их деятельности |
2003 г. | 100000 | Бюджет города |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
Решением Саратовской городской Думы от 21 марта 2002 г. N 19-164 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
Раздел II. Развитие системы финансовой поддержки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, работающим в приоритетных направлениях в соответствии с Приложением |
2001-2003 гг. |
2001 г. - - 2000000 2002 г. - - 2000000 |
Городской бюджет | Совет по развитию МП, конкурсная комиссия, комитет по экономике и инвестиционной политике |
2.2. Реализация механизма микрофинансирования |
2002-2003 гг. |
2002 г.- за счет средств, выделяемых на реализацию п. 2.1 прог- раммы |
Городской бюджет | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
Механизм реализации
Льготное кредитование проектов малых предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления бюджетных кредитов, предназначенных для поддержки субъектов малого предпринимательства и развития инфраструктуры рынка (Приложение).
Основной целью реализации механизма микрофинансирования является создание в городе условий, обеспечивающих доступ малых предприятий и предпринимателей города к рынку небольших финансовых ресурсов путем создания при комитете по экономике соответствующего структурного подразделения по работе с малым бизнесом и выдаче кредитов. По разным оценкам, до 70 процентов предпринимателей в России прибегает к услугам так называемых неформальных кредитов. Доступность легальных источников позволяет снижать долю теневого предпринимательства.
По проведенным исследованиям Фонда "Евразия" потребность в микрокредитах в России в настоящий момент в 3-4 раза превышает предложение.
Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2002-2003 годах.
На реализацию механизма микрофинансирования в 2002 году требуется выделение из городского бюджета 1,0 млн.руб.
Оптимальная величина активов, которыми может эффективно управлять институт микрофинансирования, колеблется в пределах от 1,0 до 3.0 млн.рублей. Если активы менее 1,0 млн.рублей, то проблематично достигнуть самоокупаемости предприятий, а если активы более 3,0 млн.руб., то требуется управляемость клиентами, и ситуация на рынке финансов выходит из-под контроля.
Если диапазон средних займов составит от 2-х до 30 тыс. рублей, то один институт микрофинансирования при активах в 1,0 млн. руб. сможет предоставить свои услуги около 300-400 клиентам в год.
Залогом успеха работы на рынке микрофинансов является установление доверительных отношений с клиентами, отношений сотрудничества и поддержки.
В целом ожидаемые результаты от реализации подпрограммы следующие:
- создание и поддержание более 500 рабочих мест;
- увеличение налогооблагаемой базы субъектов малого предпринимательства на 10 процентов (как показывает опыт Москвы, на каждый вложенный рубль из бюджета в развитие малого предпринимательства в него возвращается 2-2,5 рубля);
-увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в общий объем производства продукции (работ, услуг) на 10 процентов и более.
Раздел III. Поддержка предприятий в научно-технической сфере
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1. Разработка Положения и создание Совета по развитию инновационной деятельности при комитете по экономике и инвестиционной политике |
3 кв. 2001 г. |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
3.2. Финансирование научно-технических проектов малых предприятий (венчурных проектов) |
2001-2003 гг. |
За счет средств, выделяемых на реализацию п.2.1. Программы |
Совет по развитию инновационной деятельности, комитет по экономике и инвестиционной политике |
|
3.3. Разработка и реализация схем венчурного финансирования |
2001-2003 гг. |
Совет по развитию инновационной деятельности, комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
3.4. Оказание содействия в создании венчурных предприятий экспериментального оборудования на базе малых, научно- -производственных фирм города |
2002 г. | Комитет по промышленности Совет по развитию инновационной деятельности |
В ряде случаев проекты МП могут быть отнесены к разряду венчурных, то есть имеющих очень высокую рентабельность (в случае успешной реализации) при достаточно высоком риске невозврата вложенных средств. К таким проектам можно отнести научные разработки, освоение выпуска принципиально новых товаров, незнакомых потребителю, и т.п. Высокий риск, однако, окупается высоким уровнем прибыли, так как норма прибыли от реализации таких проектов в несколько раз выше среднестатистической по отрасли экономики.
Решение об отнесении проекта к разряду венчурных определяет структура, проводящая комплексную экспертизу проекта.
Венчурное финансирование финансирование венчурных проектов. К венчурным предприятиям относятся малые предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказам крупных фирм и государственным (муниципальным) контрактам.
Льготное кредитование проектов малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью осуществляется по представлению Совета по развитию инновационной деятельности. Решение об оказании финансовой поддержки принимает конкурсная комиссия по рассмотрению инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства (Приложение).
Раздел IV. Развитие предпринимательства в системе ЖКХ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.1. Содействие МП в приоритетных направлениях ЖКХ (энергосбережение, переработка отходов и т.д.) |
постоянно | Комитет по ЖКХ. комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
4.2. Размещение муниципального заказа на жилищно-коммуналь- ное обслуживание |
постоянно | Комитет по экономике и инвестиционной политике, Комитет по ЖКХ |
||
4.3. Широкое привлечение малых предприятий к участию в обслуживании городского ЖКХ на конкурсной основе |
постоянно | Комитет по ЖКХ |
Решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2003 г. N 32-288 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
Раздел V. Устранение барьеров в развитии малого предпринимательства
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.1. Мероприятия по снижению уровня адми- нистративных барьеров |
2002-2003 гг. |
150000, в том числе: 2002 г. - 50000, 2003 г. - 100000 |
Городской бюджет | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
5.2. Рассмотрение проблемы административных барьеров на заседаниях Совета по развитию предпринимательства при комитете по экономике и инвестиционной политике |
по мере необходи- мости |
Комитет по экономике и инвестиционной политике |
||
5.3. Обсуждение предложений по устранению выявленных барьеров на ПДС администрации города, внесение на рассмотрение Саратовской городской Думы предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства |
постоянно | Комитет по экономике и инвестиционной политике, Совет по развитию предпринимательства при комитете по экономике и инвестиционной политике |
||
5.4. Организация семинаров для руководителей и бухгалтеров малых предприятий, а также для социально незащи- щенных слоев населения |
2002-2003 гг. |
2002 г. - 80000, 2003 г. - 50000 |
Городской бюджет | Комитет по экономике и инвестиционной политике, ИМНС РФ по городу Саратову |
5.5. Разработка упрощенного порядка изъятия и предоставления земельных участков для ведения предпринимательской деятельности |
2 кв. 2001 г. |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству |
||
5.6. Анализ поступающих заявлений от предпринимателей (создание реестра обращений граждан) |
постоянно | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
Механизм реализации
5.1. Для определения эффективности шагов по устранению административных барьеров необходимо проводить ежегодные исследования их уровня среди постоянной целевой группы предпринимателей. Принципы исследования аналогичны тем, на которых проводилось исследование "Административные барьеры" совместно с Фондом "Евразия" в 2000 году.
5.2. Для эффективной работы Совета по развитию предпринимательства в области устранения административных барьеров необходимо включить в его состав представителей объединений предпринимателей различных отраслей деятельности. Кроме того, необходимо предусмотреть в Положении о Совете:
- обязательность согласования с ним проектов нормативных документов, затрагивающих интересы малого предпринимательства;
- необходимость направления на общественную экспертизу проектов нормативных документов, затрагивающих интересы малого предпринимательства и доведение результатов экспертизы до лиц, принимающих окончательное решение о принятии нормативных актов.
Работа по устранению административных барьеров будет осуществляться во взаимодействии с межведомственными комиссиями по снижению административных барьеров при правительстве области и главном федеральном инспекторе по Саратовской области.
Решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2003 г. N 32-288 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
Раздел VI. Продвижение продукции малых предприятий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6.1. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности. |
2002-2003 гг. |
200000, в том числе: 2002 г. - 100000, 2003 г. - 100000 |
Городской бюджет | Комитет по потребительскому рынку, комитет по экономике и инвести- ционной политике |
6.2. Создание муниципального рынка для поддержки сара- товских товаро- производителей, ориентированного на малоимущии слои насе- ления |
4 кв. 2001 г., 1 кв. 2002 г. |
Привлеченные средства |
Комитет по потребительскому рынку, комитет по экономике и инвести- ционной политике |
Итого: 6150000 руб.
В том числе на 2001 год 2000000 руб.
на 2002 год 2650000 руб.
на 2003 год 150000 руб.
Механизм реализации
Выставочные мероприятия проводятся совместно с рекламными агентствами, СМИ, комитетом по потребительскому рынку и другими заинтересованными организациями на основании договоров и соглашений.
Муниципальный рынок создается с целью поддержки саратовских товаропроизводителей и обеспечения малоимущих слоев населения местной продукцией по более низким ценам.
В Саратове на данный момент действует 36 частных рынков (27 продовольственных и 9 вещевых). Условия предоставления торговых мест на них доступны только состоятельным торговцам, имеющим возможность содержать десятки рабочих мест. Мелкие товаропроизводители города и фермеры области практически не имеют доступа на эти рынки.
За прошлый год количество продовольственных рынков возросло на 5 единиц, но при этом мы наблюдаем стихийную и неорганизованную торговлю вокруг основных рынков и на улицах города, которая ведется сотнями мелких товаропроизводителей частного сектора города и дачниками, которые не могут найти места на рынке по различным причинам. Это говорит о том, что проблема обеспечения торговыми местами производителей продукции города и области существует.
Значительная доля продукции поступает жителям города через многоступенчатую систему посредников (в среднем 3-4 посредника стоят в цепочке от производителя до потребителя продукции, вследствие чего цена товаров увеличивается на 60-80 процентов), живущих значительно богаче самих товаропроизводителей, что приводит к отставанию развития производственного сектора от сектора торговли. Для регулирования этих процессов экономическими и административными методами необходимо развивать систему муниципальных рынков.
Создание муниципального рынка осуществляется на базе свободных земельных участков, выделяемых городской администрацией (комитетом по земельным ресурсам и землеустройству) например, стадион "Авангард", с привлечением финансовых средств товаропроизводителей города на конкурсной основе.
Работа рынка предполагает:
- преимущественное предоставление мест для торговли и льготные ставки платежей за услуги, предоставляемые рынком, предпринимателям, реализующим свою продукцию;
- контроль за соблюдением приоритетов в деятельности рынка со стороны депутатов городской Думы и общественных организаций предпринимателей - производителей продукции.
Помимо улучшения социально-экономической ситуации в городе в целом, создание муниципальных рынков приведет к росту производства продукции,
товаров и услуг, увеличению
поступлений в бюджет, как в виде налогов, так и в виде доходов от деятельности рынка. (В Воронеже в 2000 году от муниципальных рынков в бюджеты поступило 30,3 млн.рублей).
Ожидаемые результаты реализации Программы
В рамках выполнения мероприятий программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства на 15 тыс. человек, обеспечив при этом источниками доходов 45 тыс. человек.
Предполагается, что после выполнения мероприятий Программы вклад субъектов малого предпринимательства в общий объем производства продукции (работ, услуг) достигнет 18 процентов. Реализация мероприятий программы позволит расширить налогооблагаемую базу и повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней.
Решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2003 г. N 32-288 в настоящий раздел внесены изменения
Организация управления реализацией целевой Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления реализацией целевой Программы и контроль осуществляет комитет по экономике и инвестиционной политике, а также руководители соответствующих ведомств, комитетов, ответственных за выполнение мероприятий программы.
Отчет об исполнении Программы утверждается Саратовской городской Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.