Постановление Правительства Саратовской области от 13 июля 2001 г. N 82-П
"О Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области"
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 г. N 126-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования системы сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, снижения младенческой и предотвращения материнской смертности, укрепления системы государственных мер, способствующих сохранению репродуктивного потенциала общества, совершенствования организации и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, обеспечения приоритетного гарантированного финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области.
2. Министерству здравоохранения области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области разработать и представить на рассмотрение Правительства области проект областной целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья населения Саратовской области".
См. областную целевую программу "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2002-2005 годы, утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 13 ноября 2002 г. N 3-98
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить концепции репродуктивного здоровья населения соответствующих муниципальных образований области.
О муниципальной целевой программе "Охрана репродуктивного здоровья населения Энгельсского муниципального образования на 2003-2005 годы" см. решение Энгельсского муниципального Собрания депутатов Саратовской области от 26 декабря 2002 г. N 447/28-02
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Саратовской области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 13 июля 2001 г. N 82-П
Концепция
охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области
Обоснование необходимости Концепции охраны репродуктивного здоровья
населения Саратовской области
1. Введение
2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения
3. Региональная политика в области охраны репродуктивного здоровья
населения
4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья
5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране
репродуктивного здоровья
6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья
7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны
репродуктивного здоровья
8. Информационная и просветительская работа с общественностью
и населением
9. Механизмы и этапы реализации Концепции
Обоснование необходимости Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области
По определению ВОЗ под репродуктивным здоровьем следует понимать состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающее возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизвести здоровое потомство в количестве и сроки, определенные самим индивидуумом.
Первостепенное значение для оценки эффективности социальной политики, мероприятий по охране материнства и детства на региональном уровне имеет анализ демографической ситуации и основных показателей, характеризующих репродуктивное здоровье населения. Рассмотрение данных биосоциальных показателей позволит обосновать необходимость разработки региональной концепции по охране репродуктивного здоровья населения.
О материнской и младенческой смертности в Саратовской области и путях снижения см. решение министерства здравоохранения Саратовской области от 19 сентября 2003 г. N 460
Естественная убыль населения наблюдается в области с 1992 года. Одним из факторов, приведших к естественной убыли населения, является интенсивное снижение рождаемости, которое наблюдается в области на протяжении последних 10 лет, показатель рождаемости составил в 2000 году 8,1 на 1000 населения. Начиная с 1988 года, рождаемость в области не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,15 ребенка на каждую женщину детородного возраста (в 1988 году - 2,25-2,17), в то время как для простого воспроизводства населения в будущем он должен составлять 2,17. Одной из причин уменьшения рождаемости является изменение возрастной структуры женщин. К началу 2000 года число женщин в возрасте 20-29 лет, на которых приходится две трети ежегодных рождений, было на 6,2 процента меньше, чем на начало 1990 года. При снижении общего числа рождений продолжается рост внебрачной рождаемости: если в 1990 году детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в общем числе родившихся было 11,7 процента, то в 2000 году - уже 24,2 процента. За 1990-2000 годы число ежегодно регистрируемых браков сократилось почти наполовину. В 1990 году на 1000 браков приходилось 429 разводов, в 2000 году - 509. Более 60 процентов разводов приходится на семьи с детьми.
Увеличение естественных потерь населения во многом связано со значительным увеличением смертности. С 1990 по 1994 годы число умерших увеличивалось на 11,2 тысячи человек ежегодно, в последние три года число умерших стабилизировалось на уровне 38-39 тысяч человек. Показатель смертности населения на протяжении последних 10 лет возрос с 11,7 до 16,3 на 1000 населения. Темп роста показателя составил 107,3 процента. Основными причинами смертности населения, по-прежнему, остаются болезни системы кровообращения (25,7 тысяч умерших или 58,1 процента), новообразования (5,8 тысяч умерших или 13,1 процента) и несчастные случаи, отравления и травмы (6,02 тысяч умерших или 13,6 процента). Динамика роста смертности от болезней органов дыхания в 1999 году составила 19,6 процента, в 2000 году - 8 процентов, болезней органов пищеварения в 1999 году - 8 процентов, в 2000 году - 8,7 процента.
Сохраняется тенденция увеличения влияния на уровень смертности таких факторов, как курение, дорожно-транспортные происшествия, насильственные причины смерти. Прирост смертности населения области от неестественных причин составил в 2000 году 11 процентов.
Широкое распространение психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, имеющих тяжелые медико-социальные последствия, ставит профилактику и лечение указанных видов патологии в ряд наиболее актуальных проблем здравоохранения.
На протяжении последних лет заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, остается на высоком уровне - более 1000 случаев на 100 тыс. населения. Крайнюю озабоченность вызывает увеличение среди больных сифилисом удельного веса детей до 14 лет (двухкратный рост за последние 5 лет).
Большую тревогу вызывает распространение ВИЧ-инфекции, которое началось с апреля 1996 года и в настоящее время существенно ускорилось. Так, в 2000 году выявлено 1085 случаев ВИЧ-инфекции, что в 3,5 раза больше, чем за 1999 год. Увеличивается доля выявленных ВИЧ-инфицированных детей и подростков.
Серьезную обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья населения: на 40 процентов увеличилось число заболеваний женской репродуктивной сферы, в три раза возросла частота заболеваемости девочек-подростков, только 28 процентов родов проходят без осложнений.
Неблагоприятные тенденции отмечаются и в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей.
Несмотря на снижение, сохраняется высокий уровень младенческой смертности в области. Показатель младенческой смертности за 2000 год составил 17,6 процента. Это значит, что из каждой тысячи родившихся по области не доживают до 1 года 18 младенцев. По данным областного комитета за 2000 год родилось 21903 ребенка, что на 2,5 процента больше, чем за 1999 год. В 2000 году умерло 390 детей первого года жизни. Структура младенческой смертности по области не отличается от структуры смертности детей в возрасте до 1 года по Российской Федерации. Две трети умерших младенцев погибло от состояний, возникающих в перинатальном периоде (первое место), большую долю в отдельных состояниях перинатального периода составили внутриутробные инфекции. Второе место занимают врожденные аномалии развития и третье место - болезни органов дыхания. Таким образом, одним из реальных шагов по охране репродуктивного здоровья населения и снижению младенческой смертности в области является организация работы службы пренатальной диагностики. Пренатальное обследование направлено на предупреждение и раннее выявление врожденной и наследственной патологии у плода. Мероприятия Концепции предусматривают развитие методов, направленных на точную диагностику аномалий у плода как хромосомного, так и генного происхождения, а также других пороков развития.
Сохраняется тенденция снижения числа зарегистрированных абортов. В 2000 году их число по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 5486 (13 процентов) и составило 36339 (1999 год - 41252; 1998 - 44659). За последние 3 года число абортов в Саратовской области снизилось на 18,6 процента, и что особенно важно, в возрастной группе подростков до 15 лет - на 43,5 процента, 15-19 лет - на 19,4 процентов. Однако, количество абортов остается высоким - 51,3 на 1000 женщин фертильного возраста в 2000 году (63,3 на 1000 - в 1998 году).
В этих условиях возрастает роль профилактической работы, включающей просвещение по вопросам безопасного секса, обеспечение подростков средствами контрацепции. Наибольшее количество абортов зарегистрировано среди учащихся ПТУ, среди которых значительное количество подростков обращались за прерыванием беременности на поздних сроках. Так за 2000 год проведено абортов по социальным показателям у 280 подростков (29,5 процента от всех абортов по социальным показателям), в т.ч. учащимся ПТУ в 172 случаях и учащимся старших классов школ в 41 случае.
Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются причиной бесплодия. В структуре бесплодного брака 60 процентов составляет мужское бесплодие. В этой связи организация работы службы детской андрологии и проведение мероприятий по вакцинации детей приобретает особую медико-социальную значимость.
Неблагоприятным фоном являются злокачественные новообразования. При этом ведущее место у женщин занимают злокачественные опухоли репродуктивной сферы. Рак молочной железы 58,6 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 49,8), злокачественые опухоли половых органов 59,7 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 46,7). Высоким остается не только уровень онкопатологии, но и уровень запущенных стадий заболеваний и одногодичной летальности.
Репродуктивное здоровье населения зависит от многих факторов, поэтому для его сохранения и улучшения необходимы усилия государства, общественных организаций и лично каждого человека.
В условиях реформирования здравоохранения целесообразно и методически правильно использование сети кабинетов планирования семьи для проведения широкого спектра просветительской работы. В этих целях министерством здравоохранения области проводится координация деятельности служб наркологии, планирования семьи, венерологии, СПИДа и Центра медицинской профилактики.
1. Введение
Необходимость в разработке Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области (далее - Концепция) вызвана тем, что, наряду с социально-экономическими факторами, неудовлетворительное репродуктивное здоровье населения области начинает играть все большую роль в негативной демографической ситуации, являясь уже фактором национальной безопасности.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом Саратовской области "О здравоохранении Саратовской области", Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы и Планом мероприятий по ее реализации, Концепцией улучшения положения женщин в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П постановление Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 г. N 97-П, утвердившее Концепцию развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 гг., признано утратившим силу
Законом Саратовской области от 29 декабря 2004 г. N 127-ЗСО вышеназванный Закон признан утратившим силу
Определяя цели, стратегию и приоритетные направления деятельности, Концепция представляет собой целостную комплексную систему мероприятий, основанных на межведомственном и межотраслевом сотрудничестве, позволяющих в 2001-2005 годах создать комплексную систему помощи населению по укреплению репродуктивного здоровья и сохранению репродуктивного потенциала, обеспечить укрепление семьи и ее воспитательной функции, создать предпосылки изменения демографической ситуации в области. Приоритетными направлениями определены:
вопросы охраны репродуктивного здоровья сельского социума;
профилактическая деятельность, в т.ч. просвещение детей и подростков по вопросам здорового образа жизни, воспитания семейных и нравственных ценностей;
вопросы охраны материнства и детства;
развития андрологической помощи населению.
В условиях ограниченных бюджетных средств важным направлением становится разработка гарантированных объемов медицинской помощи в разделе охраны репродуктивного здоровья, в т.ч. в вопросах профилактики, поиск внебюджетных источников финансирования данного раздела работы.
Сохранению репродуктивного потенциала общества в значительной степени может способствовать научная разработка межведомственной концепции охраны репродуктивного здоровья населения области.
2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения
Целью Концепции охраны репродуктивного здоровья населения является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения области, повышение его репродуктивного потенциала.
Основными задачами Концепции являются:
обеспечение государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения области;
поддержка региональных программ охраны репродуктивного здоровья населения с изучением их эффективности;
укрепление и развитие социального института семьи, создание условий для наилучшего выполнения семьей основных функций: репродуктивной, воспитательной, экономической и т.д.;
соблюдение прав человека, гендерного равенства, обеспечение возможности женщинам в успешной реализации профессиональной, общественной, материнской функции. Создание "безопасных" рабочих мест для женщин активного репродуктивного возраста. Охрана здоровья женщин на производстве. Противодействие сексуальной эксплуатации женщин;
совершенствование нормативно-правовой базы охраны репродуктивного здоровья;
увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения;
проведение специальных научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий, профилактики, диагностики и лечения;
повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
активное участие общественности, самого населения в охране репродуктивного здоровья;
информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья;
реализация дифференцированного подхода к комплексу медико-психологической помощи в сфере репродуктивного здоровья с учетом половозрастных различий;
законодательное упорядочение использования труда женщин активного репродуктивного возраста, детей и подростков в сферах деятельности, связанных с риском нарушения репродуктивной функции и здоровья, с персональной ответственностью работодателя.
3. Региональная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения
Для осуществления последовательной социальной политики, направленной на охрану репродуктивного здоровья в регионе, определены приоритеты в самом здравоохранении.
За последние пять лет министерством здравоохранения области, Правительством области и областной Думой ведется активная законотворческая деятельность. Подготовлены и приняты 7 Законов Саратовской области по отрасли здравоохранения: "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", "О народной (альтернативной) медицине", "Об иммунопрофилактике населения Саратовской области", "О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении", "О правах пациента", "О здравоохранении Саратовской области", "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области."
Законом Саратовской области от 29 июля 2002 г. N 91-ЗСО Закон Саратовской области "О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении" признан утратившим силу
Законом Саратовской области от 30 мая 2002 г. N 47-ЗСО Закон Саратовской области "Об иммунопрофилактике населения Саратовской области" от 22 октября 1996 г. признан утратившим силу
Формирование здорового образа жизни, осознанного родительства, охраны репродуктивного здоровья в контексте межведомственного взаимодействия заслушивались на Президиуме Правительства Саратовской области, на межведомственной комиссии при Правительстве области по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области. В Саратовской области существует межведомственная система реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни. Образовательная программа "Основы здорового образа жизни", рассчитанная на 14 лет обучения (с 3 до 17 лет), апробирована на территории Саратовской области. В рамках этой программы подготовлены к внедрению в качестве эксперимента программы: родительско-детских отношений "Здоровая семья-ЛАД", "Студенческая семья". Программа "Основы здорового образа жизни" введена в план обучения как обязательная в детских дошкольных учреждениях и начальных классах школ.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 апреля 2004 г. N 109-П межведомственная комиссия при Правительстве области по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей упразднена
Благодаря совершенствованию законодательной базы по вопросам охраны здоровья женщин с 2000 года заключаются соглашения "О принципах сотрудничества в области здравоохранения между министерством здравоохранения Саратовской области и администрациями муниципальных образований", в которых предусматривается комплекс основных мероприятий по охране здоровья населения Саратовской области. Достижение нормативных уровней показателей, разработанных индивидуально для каждого района области, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, воздействовать на демографическую ситуацию в области. Основными направлениями муниципальных соглашений являются аспекты охраны здоровья женщин и детей и обеспечение им социальных гарантий. Данная форма работы может быть использована для соответствующих типов регионов.
Основные направления развития здравоохранения определены Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
Концепцией предусматривается перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целенаправленного инвестирования и адресного оказания медицинской помощи, повышение качества услуг здравоохранения, реализация программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления. В Концепции построена модель и определены основные направления развития областного здравоохранения. Мероприятия по охране здоровья матери и ребенка являются приоритетным направлением Концепции развития здравоохранения.
Мероприятия, направленные на сохранение репродуктивного здоровья населения, отражены в действующей в настоящее время областной программе "Дети Саратовской области" на 2001-2003 годы, которая утверждена постановлением Саратовской областной Думы от 21 июня 2000 года N 43-1866. Ее цели и задачи направлены на разработку дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства, стимуляцию здорового образа жизни, сохранение репродуктивного здоровья населения. В рамках программы гарантировано сохранение за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг беременным женщинам и медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан.
Ежеквартально проводятся коллегии, посвященные охране здоровья женщин и детей, вопросам младенческой и материнской смертности. За период 1996-2000 годов министерством здравоохранения области разработаны формы структуры управления, построена управленческая вертикаль и определены права и обязанности всех субъектов здравоохранения и взаимоотношения между ними. Обеспечен контроль за организацией и проведением экспертизы всех случаев младенческой смертности и эффективности мер по ее профилактике на 3-х уровнях (центральная районная больница - областные стационары по детству и родовспоможению - министерство здравоохранения области).
В области используется трехуровневая модель организации специализированной акушерской помощи беременным, роженицам и родильницам. Принят приказ Министерства здравоохранения области от 6 февраля 2001 года N 167-п, по которому определена этапность стационарной помощи на основании дифференциации беременных по группам риска развития патологии у матери и ребенка. В рамках организации и стандартизации медицинской помощи, для улучшения качества оказания реанимационной помощи детям первого года жизни проводится ежедневный мониторинг по системе "Динар".
В решении приоритетных задач достигнуто взаимодействие мероприятий по планированию, организации и контролю за комплексом мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин и детей. Использование новых организационных технологий является одним из наименее затратных и наиболее эффективных путей улучшения охраны материнства и детства, а также оптимизации здоровья женщин и их потомства. Их поиск и внедрение становятся доступными в современных условиях увеличения самостоятельности органов здравоохранения.
Для выполнения Концепции необходима разработка нормативно-правового акта, в котором должны быть обозначены правовые социально-экономические гарантии в области здравоохранения, обеспечивающие право матери родить здорового ребенка и право ребенка родиться и быть здоровым.
4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья
Основой развития профилактических мероприятий должна стать ответственность за создание условий, вызывающих нарушения репродуктивного здоровья, профилактика и раннее выявление нарушений состояния здоровья населения, возникающих при воздействии производственных и факторов окружающей среды на репродуктивную функцию.
Особое внимание должно быть обращено на охрану здоровья подростков:
внедрение в образовательных учреждениях программы "Основы здорового образа жизни";
использование образовательных учреждений для массового оздоровления и укрепления здоровья подростков;
улучшение материально-технической базы медицинских учреждений, создание оптимальных условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса;
совершенствование системы проведения профилактических осмотров и выявление различных видов патологии;
повышение эффективности диспансеризации населения до соответствия с нормативными показателями соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований в области здравоохранения.
Одной из действенных мер по сохранению репродуктивного здоровья являются мероприятия по профилактике абортов. В связи с этим необходимо:
предупреждение нежелательной беременности, снижение числа абортов, а также заболеваемости по причине аборта;
повышение качества рекомендаций, информации, образования, просвещения, консультаций и услуг в области здоровья семьи;
вовлечение мужчин в решение проблем охраны здоровья семьи, повышение их ответственности и роли в семье.
С целью снижения уровня патологии беременности и родов, улучшения качества здоровья потомства следует усилить контроль за выполнением соглашений, заключенных между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований в области здравоохранения в части обеспечения социальных гарантий женщинам и детям из социально незащищенных слоев населения.
5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья
Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья является оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи с увеличением объемов и качества обследования, с учетом внедрения принципов семейной медицины, создание многопрофильных амбулаторно-поликлинических комплексов с развитием специализированных видов помощи, обеспечивающих диагностику и лечение нарушений репродуктивного здоровья.
Развитие и оптимизация службы детской и подростковой гинекологии и андрологии должно стать важным направлением деятельности отрасли здравоохранения.
Внедрение межведомственной программы "Основы здорового образа жизни" обеспечит выполнение комплекса мероприятий по сохранению репродуктивного потенциала населения области.
Реорганизация стационарной помощи должна обеспечить этапность оказания медицинской помощи. Необходимо обеспечить сокращение длительности госпитального этапа, провести реструктуризацию коечного фонда в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса:
интенсивное лечение до 20 процентов;
восстановительное лечение до 45 процентов;
длительное лечение больных хроническими заболеваниями до 20 процентов;
медико-социальная помощь до 15 процентов.
Необходимо дальнейшее развитие сети стационаров дневного пребывания, дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров дневного пребывания.
Важным этапом интеграции родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами является создание перинатального центра на базе ММУ "Больница N 8". Оснащение данного центра уже предусмотрено областной целевой программой "Безопасное материнство" на 2001-2003 годы.
При осуществлении медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья населения необходимо выделить приоритеты с учетом возраста.
У детей до 10 лет необходимо сосредоточить внимание на ранней диагностике и коррекции врожденных пороков развития половой системы, предупреждение высокого риска нарушений роста и развития, хронических болезней, инфекций, в том числе вакцинопрофилактика, особенно вирусного гепатита В, эпидпаротита, краснухи.
В подростковом возрасте ведущее значение занимает ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивной системы детей и подростков, ранняя профессиональная ориентация, нравственное и гигиеническое воспитание, формирование ценностных ориентиров здоровья.
Следует особое внимание уделить дальнейшему развитию детской андрологии, обеспечив раннюю диагностику урологической и половой патологии.
У женщин репродуктивного возраста особое значение имеет прегравидарная подготовка, пренатальная охрана плода, предупреждение и лечение внутриутробных инфекций, профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности.
6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья
Основной стратегической задачей научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения является формирование стратегии в оценке уровня здоровья, разработке новых технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, новых форм управления и организации медицинской помощи.
Приоритетными научными направлениями являются:
расширение урбоэкологических исследований для выявления отдельных факторов риска в нарушении репродуктивного здоровья;
использование методов сравнительного, структурно-функционального и системного анализа, контент-анализа и структурно-целевого анализа документов для разработки методов прогнозирования и профилактики нарушений репродуктивного здоровья;
научная разработка и внедрение эффективных высоких технологий в лечении бесплодия и невынашивания беременности;
осуществление медико-социологических исследований по репродуктивному поведению различных групп населения для научного обоснования программ в области семейной политики.
7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья
При осуществлении базовой общеклинической подготовки вопросы охраны репродуктивного здоровья выделить в отдельный блок с учетом особенностей отдельных специальностей. Для обеспечения охраны репродуктивного здоровья населения адаптировать новые специальности, такие как врач общей практики, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, менеджер здравоохранения.
См. Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) в Саратовской области, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 18 февраля 2005 г. N 59-П
Продолжать работу по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.
Подлежит усовершенствованию система управления персоналом и распределения трудовых ресурсов между стационаром и амбулаторным звеном.
8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением
Неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей заболеваемости и смертности во многом являются следствием низкой культуры населения, что проявляется в резком увеличении вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. В этих условиях изменить ситуацию позволит реальное повышение приоритета санитарного просвещения. Для этого необходимо развитие следующих направлений:
информационное - пропаганда здорового образа жизни, обеспечение высокого качества профессиональной, доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней;
образовательное - разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;
координирующее - взаимодействие различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленное на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
осуществление работы в области информации, образования и коммуникаций с учетом культурных особенностей, реализация которых позволила бы женщинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения;
разработка, издание и распространение среди населения специальных печатных информационных материалов по охране репродуктивного здоровья.
9. Механизмы и этапы реализации Концепции
Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции работа будет выполняться в два этапа.
I этап (2001-2002 годы)
1. Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом сложившихся социально-экономических условий, регламентирующих государственное признание репродуктивных прав граждан и обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья.
2. Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений по охране репродуктивного здоровья, профилактике его нарушений.
3. Совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, пересмотр нормативных актов, положений о видах деятельности и реализации стандартов объемов медицинской помощи.
4. Формирование научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья.
5. Разработка региональных целевых программ по реализации основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения с научно-обоснованных позиций.
6. Проведение информационных и образовательных кампаний среди специалистов и населения.
II этап (2002-2004 годы)
1. Внедрение эффективной системы охраны репродуктивного здоровья на основе усовершенствованных и вновь разработанных законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность министерств, ведомств и учреждений.
2. Реализация государственных целевых программ по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья.
3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья.
4. Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья.
5. Формирование единой системы мониторинга репродуктивного здоровья, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями государственных и общественных структур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 13 июля 2001 г. N 82-П "О Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 7, июль 2001 г., стр. 961 (подписано в печать 3 сентября 2001 г.)
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 г. N 126-П настоящее постановление признано утратившим силу