Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 28 мая 1997 г. N 36-П
Концепция
национальной политики Саратовской области
Концепция национальной политики Саратовской области представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов власти Саратовской области в сфере национальных отношений.
Она базируется на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права, законах Российской Федерации, основных принципах государственной национальной политики, определенных концепцией государственной национальной политики, законов Саратовской области как субъекта РФ и призвана стать ориентиром для органов власти и управления при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
Основная цель национальной политики Саратовской области - обеспечение условий для полноправной жизнедеятельности и развития всех народов области на основе приоритета прав и свобод человека и гражданина, демократии, национального согласия. Учитывая, что экономические реформы, становление рыночных отношений возможны только при наличии национального согласия, в рамках Концепции национальной политики Саратовской области национальное возрождение рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса формирования гражданского общества и становления демократического правового государства.
I. Современная ситуация национальных отношений в Саратовской области
Саратовская область полиэтнична. Она своеобразна как по своему научно-техническому, культурному потенциалу, так и по национальному составу.
Геополитически область формировалась вблизи границ Европы и Азии. Ее характеризует сосуществование христианской и мусульманской религий, культур славянских и тюркских народов. Это отложило своеобразный отпечаток на этническую структуру населения области. Во многих городах и районах представлены компактно проживающие этнические группы населения. Ряд городов и районов области имеют несколько компактно проживающих этнических групп населения. Межнациональные отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия этнических групп, многоаспектны, включают экономическое, социально-политическое, духовно-нравственное и идеологическое направления.
В области существует более 30 национальных объединений и культурных центров. Создана областная национально-культурная автономия российских немцев Поволжья и городская национально-культурная автономия саратовских татар. Эти объединения, с одной стороны, свидетельствуют об активизации национального самосознания людей, а с другой - отражают основные аспекты национальных отношений.
В настоящее время национальные объединения области испытывают потребность конкретного участия в проведении экономических и политических реформ, которая обусловлена проблемами своих этнических групп населения. Сложность этих проблем выходит за рамки решения национальными объединениями и является предметом совместной деятельности государственных органов власти и национальных объединений.
Перемены последних лет обусловили глубокие изменения не только в жизни народов России, но и нашей области. Они требуют от органов власти серьезного осмысления, выработки конкретных практических мер, направленных на регулирование федеративных отношений и процессов межэтнического взаимодействия, достижения межнационального согласия с целью удовлетворения экономических, социальных, экологических, национально-культурных запросов народов, населяющих область, создание благоприятных условий для сохранения и развития языковой, культурной и религиозной самобытности народов Саратовской области.
Одно из направлений в решении национальных проблем, которое требует пристального внимания органов власти области, связано с вопросами обустройства и размещения увеличивающегося потока беженцев и вынужденных переселенцев, других мигрантов разных национальностей, в результате чего усложняется этнический состав населения и могут обостриться социальные проблемы.
Сложной проблемой, сохранившей на сегодня свою актуальность, является проблема реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента РФ по данному вопросу.
В решении вопросов общеполитической жизни области необходимо осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе.
Национальная политика Саратовской области может стать консолидирующим фактором, если будет отражать все многообразие интересов народов, проживающих в области. В этой связи большое значение имеет общность позиций органов власти области, различных политических сил, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях. Поэтому, помимо Концепции, требуется разработка программы социального и национально-культурного развития народов Саратовской области.
II. Основные направления национальной политики
Реализация национальной политики Саратовской области осуществляется по направлениям:
1. В политической и государственно-правовой сфере:
- создание нормативной и правовой базы для регулирования национальных отношений в Саратовской области;
- объединение усилий всех звеньев исполнительных органов власти области, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление взаимопонимания между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов в русле духовного развития региона, всего российского общества;
- достижение и укрепление межнационального согласия и партнерства, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременный поиск путей решения;
- выработка конкретных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
- содействие созданию правовой базы становления и функционирования национально-культурных автономий на областном, местном уровнях в рамках Закона "О национально-культурной автономии в Российской Федерации" и Концепции государственной национальной политики, решению проблем различных национальных общностей посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью.
2. В социально-экономической сфере:
- содействие созданию программ экономического развития, регулирующих экономические интересы народов области в соответствии с региональной экономической политикой и учетом региональных приоритетов;
- осуществление программ в сфере занятости с целью оптимизации социально-профессиональной структуры национальных групп населения и предотвращения социально-экономической дискриминации в этнонациональном разрезе;
- организация обустройства, а также социально-психологической адаптации беженцев и переселенцев на территории области;
- осуществление специальных экономических программ с целью предотвращения эмиграции.
3. В духовной сфере:
- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;
- распространение объективных знаний об истории и культуре народов, населяющих Саратовскую область, их вкладе в развитие региона, формирование чувства любви к родному краю, ответственности за его развитие и благосостояние;
- сохранение исторического и культурного наследия, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия народов в рамках общего этнокультурного пространства Саратовского Поволжья;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов, проживающих на территории области, использование русского языка как общегосударственного;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
- учет реально существующих взаимосвязей национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
- развитие связей с республиками России, государствами - бывшими республиками СССР. Заключение договоров о сотрудничестве и соглашений с целью разрешения проблем компактно проживающих в области национальных общностей и создания условий развития связей с соотечественниками за рубежом.
III. О программе социального и национально-культурного развития народов Саратовской области как инструменте реализации концепции в Саратовской области
Одним из инструментов реализации Концепции национальной политики Саратовской области является создание программы социального и национально-культурного развития народов Саратовской области, которая должна обеспечить объединение усилий органов власти области, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения уровня и качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов народов, проживающих в области.
Программа социального и национально-культурного развития народов Саратовской области должна учитывать положения настоящей Концепции.
В основу этой программы должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей. Основополагающим требованием к программе является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к обычаям, культурным и иным ценностям, отражающим особенности каждого народа, но являющимся единым достоянием российского государства.
Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, создание условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.
Потребности, интересы и актуальные проблемы русского народа, составляющего 85,6 процента населения области, которые требуют немедленного решения, должны найти достойное место в этой программе.
Программа социального и национально-культурного развития народов Саратовской области должна представлять собой систему взаимосвязанных мер, направленных на обновление и развитие национальной жизни представителей каждого народа:
- обеспечивать сохранение традиционных форм хозяйствования, приумножения духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка;
- использовать областные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов области;
- содействовать организации на радио и телевидении выпуска программ на языках народов Российской Федерации, а также циклов передач о жизни районов с компактным проживанием национальных групп населения, их взаимодействии и взаимообогащении;
- принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией РФ, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме;
- оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе договоров между субъектами российской Федерации и областью, посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;
- обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях.
Программа должна иметь разделы, посвященные защите прав и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, включая реализацию мер по приему и размещению с учетом потребностей и трудовых ресурсов области, а также профессиональной структуры и национально-культурных особенностей переселенцев.
IV. Механизм осуществления национальной политики
В реализации Концепции национальной политики Саратовской области наряду с комитетом по международным отношениям и внешнеэкономическим связям при правительстве области призваны участвовать министерство культуры области, министерство образования области, министерство юстиции области, министерство внутренних дел области, министерство экономики и инвестиционной политики области, министерство информации и печати области, комитет по делам молодежи, спорту и туризму при правительстве области, комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций области, служба миграции области.
В настоящее время национальная политика не имеет отлаженных механизмов ее осуществления.
Ранее какие-либо структуры управления этой отраслью отсутствовали, а ныне возникающие еще не обладают должным опытом и материально-финансовым обеспечением. Областной бюджет не предусматривает особых расходов на реализацию программ и проектов в сфере национальной политики, без чего невозможно ее эффективное осуществление. Это затрудняет деятельность комитета по международным отношениям и внешнеэкономическим связям при правительстве области, в частности управления по национальным отношениям, вызывает справедливую критику со стороны руководителей национальных общественных объединений, религиозных конфессий.
Механизм социального управления в этой сложной сфере общественной жизни должен базироваться на основе согласия, координации и сотрудничества всех заинтересованных органов, организаций, объединений.
Структура управления национальных отношений при правительстве области должна включать в себя такие направления деятельности, как:
- этнические и религиозные проблемы;
- вопросы работы с казачеством;
- вопросы связи с соотечественниками за рубежом.
Этого в настоящее время нет.
В этой связи механизм управления национальной политикой может стать следующим:
- общее руководство данной проблемой осуществляет губернатор - Председатель Правительства области;
- в правительстве национальными вопросами занимается один из заместителей Председателя Правительства, осуществляющий курирование комитета по международным отношениям и внешнеэкономическим связям и взаимодействующий со всеми ведомствами, сфера деятельности которых касается межнациональных отношений;
- комитет по международным отношениям и внешнеэкономическим связям (его управление по национальным отношениям) при Правительстве области обеспечивает проведение национальной политики, согласование ее целей с основными приоритетами экономических и политических реформ, с прогнозами и программами социально-экономического развития Саратовской области через межведомственную комиссию при губернаторе - Председателе Правительства области по проблемам национальной политики Саратовской области;
- управление по национальным отношениям проводит регулярные совещания по обмену опытом работы на местах с практическими работниками, организует краткосрочную учебу социологов, конфликтологов, психологов, исследующих проблемы межнациональных отношений;
- организует выпуск учебно-методической и информационно-аналитической литературы по национальным проблемам;
- проводит аналитическую работу, обеспечивает получение информации от городов, районов (местных органов управления), политических партий, общественных организаций и движений, научных учреждений и средств массовой информации по вопросам межнациональных отношений;
- организует деятельность координационного межнационального совета при правительстве области, который направляет работу национально-культурных центров, национальных общественных движений и ассоциаций. Функция координационного совета - совещательно-рекомендательная;
- направляет работу консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве области;
- при Правительстве области функционирует научно-методический совет по национальной политике из числа ученых-историков, этнографов, языковедов, социологов, экономистов - для обеспечения согласованности, определения направлений научно-исследовательской деятельности, координации научно-исследовательских работ в сфере национальных отношений, анализа и экспертизы национальных проблем;
- управление по национальным отношениям взаимодействует в своей работе с заместителями глав администраций городов и районов, курирующих вопросы межнациональных отношений, национальными общественными объединениями и национально-культурными центрами;
- управление по национальным отношениям подготавливает для рассмотрения областной Думы концептуальные вопросы национальной политики Саратовской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 28 мая 1997 г. N 36-П "О концепции национальной политики Саратовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.