глава городского самоуправления |
Ю.Н.Аксененко |
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 27 декабря 2001 г. N 16-132
Муниципальная целевая Программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002-2004 годы"
См. областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы, утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 17 октября 2001 г. N 58-2568
Паспорт муниципальной целевой Программы "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на территории города Саратова
на 2002-2004 годы"
Введение
1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения программными
методами
2. Основные цели и задачи Программы
3. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
4. Организация управления реализацией Программы
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации
программных мероприятий
6. Перечень мероприятий и затрат муниципальной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории города
Саратова на 2002-2004 годы"
Паспорт муниципальной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002-2004 годы"
Наименование программы: - муниципальная целевая Программа "Снижение
рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на территории
города Саратова на 2002-2004 годы".
Дата принятия решения - приказ председателя комитета по делам ГО и
о разработке программы: ЧС при Правительстве Саратовской области
от 28.06.99 N 90 и приказ начальника
управления по делам ГО и ЧС города
Саратова от 05.07.99 N 60.
Заказчик программы: - администрация города Саратова.
Разработчик программы: - управление по делам ГО и ЧС города
Саратова.
Цели и задачи программы: - осуществление комплекса мер по
предупреждению чрезвычайных ситуаций на
территории города Саратова и объектах
экономики;
- обеспечение защиты населения и
материальных ценностей от последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- развитие городской системы управления
предупреждением и действиями в
чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности
городского звена областной подсистемы РСЧС
по защите населения и проведению аварийно-
спасательных работ при возникновении ЧС;
- повышение уровня подготовки населения к
действиям в условиях ЧС;
- осуществление декларирования безопасности
опасных производственных объектов;
- обязательное страхование ответственности
за причинение вреда при эксплуатации
опасного производственного объекта;
- лицензирование опасной производственной
деятельности предприятий.
Важнейшие целевые - повышение надежности системы управления,
показатели: оповещения, связи;
- повышение пожарной безопасности;
- повышение надежности эксплуатации
технологического оборудования;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- замена технологических процессов, в
которых применяются АХОВ, на безопасные -
без применения опасных веществ;
- замена морально устаревшего и физически
изношенного оборудования на более
прогрессивное;
- внедрение новых прогрессивных
технологических процессов.
Сроки реализации программы: - 2002-2004 годы.
Основные мероприятия - подготовка специалистов для органов
программы: управления, обучение личного состава
формирований и населения действиям в
чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование учебно-материальной
базы;
- развитие аварийно-спасательных сил.
Основные исполнители - управление по делам ГО и ЧС города
программы: Саратова;
- комитет по образованию администрации
города;
- комитет по культуре администрации города.
Объем и источники - всего на 2002-2004 годы - 3,225 млн. руб.,
финансирования: в том числе:
- из городского бюджета - 2,025 млн. руб.;
- прочие источники - 1,2 млн. руб.
Ожидаемые результаты - снижение рисков и смягчение последствий
реализации программы: чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на территории
города Саратова.
Система организации контроля - управление и контроль реализации целевой
исполнения программы: программы осуществляется комиссией по
чрезвычайным ситуациям администрации
города.
Введение
Обеспечение защиты населения и территорий города Саратова от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в условиях сложившейся социально-экономической обстановки является одной из важнейших задач органов управления, администраций объектов города Саратова. Первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территорий города от ЧС уделяется предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Однако эти усилия являются не высокоэффективными, так как экономика города не в состоянии увеличивать финансирование работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
На современном этапе развития возникает необходимость формирования общегосударственной политики в области снижения природных и техногенных рисков, смягчения последствий стихийных бедствий. Приоритет в решении проблемы защиты населения города должен быть отдан предупреждению ЧС.
Для решения этой проблемы необходима целевая программа: "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002-2004 годы".
Основанием для разработки целевой программы является приказ председателя Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Саратовской области от 28 июня 1999 г. N 90 и приказ начальника Управления по делам ГО и ЧС г. Саратова от 5 июля 1999 г. N 60.
1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения программными методами
Город Саратов является территорией, на которой имеют место опасные природные явления и угроза техногенных аварий, возникающие по различным причинам. Город насыщен большим количеством потенциально опасных объектов (60). Наибольшую опасность для населения и территории города представляют объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются химические, пожаро- и взрывоопасные вещества.
Основными причинами техногенных аварий и ЧС на объектах экономики г. Саратова являются:
- снижение трудовой и технологической дисциплины на всех уровнях производства и его противоаварийной устойчивости, которые произошли в результате затянувшейся структурной перестройки экономики;
- высокий износ основных производственных фондов (до 60%), особенно на предприятиях химического комплекса и нефтегазовой промышленности;
- продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде (ежегодно образуется примерно 475 тыс. тонн промышленных отходов).
Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, аварии с выбросом химически опасных веществ, взрывы и пожары.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в ЧС обусловлена тем, что в городе Саратове функционируют 105 предприятий различных отраслей промышленности и предприятия транспорта. В их число входят 60 потенциально опасных производственных объектов, 18 из которых относятся к различной степени химической опасности, 1 - к взрывоопасным объектам, 26 - к пожароопасным, 15 - к пожаровзрывоопасным.
Из предприятий города Саратова, в технологии производства которых используются химические вещества, наибольшую опасность представляет ООО "Саратоворгсинтез". В случае аварии с выбросом 40 тонн хлора площадь заражения может достигнуть 157 кв.км, глубина распространения -10 км, в зону заражения может попасть до 95 тыс. человек.
Город Саратов является крупным транспортным узлом. При пожаре на станции Саратов-II, где могут быть одновременно сосредоточены несколько железнодорожных составов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями общей емкостью 7,5 тыс.куб.м и аварийными химически опасными веществами (АХОВ) емкостью до 3000 куб.м, может произойти разлив их на площади 1 кв.км. Огнем будут охвачены промышленные и жилые здания, произойдут взрывы железнодорожных цистерн, в том числе и с АХОВ. В городе возникнет сложная химическая обстановка, ликвидация последствий которой потребует помощи областной и региональной структур ЧС.
Город Саратов является крупным перевалочным речным портом. По реке Волге перевозят нефтехимические продукты и десятки тысяч пассажиров. Кроме того, через город ежегодно проходят порядка 20 тысяч автомобилей транзитом. По городу проложено 20 маршрутов перевозки хлора и аммиака.
Экологическая ситуация в городе крайне неблагоприятная и выражается в значительной степени загрязнения воздушного и водного бассейнов, почвы и растительности. На территории городской застройки отмечаются сложные инженерно-геологические процессы подтопления, эрозия оврагов, просадка грунта, оползни. Всего насчитывается 28 оползней, суммарная протяженность которых составляет 17,5 км.
Не исключены в городе Саратове стихийные бедствия природного характера: обильные снегопады, обледенение, ураганные и штормовые ветры, ливневые дожди и засуха, которая бывает каждые 2-3 года.
Анализ характера причин возможных чрезвычайных ситуаций и динамика их развития позволяет сделать вывод о необходимости принятия неотложных мер посредством разработки городской целевой программы снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера на период до 2005 года.
2. Основные цели и задачи Программы
Для снижения природных и техногенных рисков и смягчения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в городе Саратове необходимо предусмотреть решение следующих задач:
- осуществление комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Саратова и объектах экономики;
- обеспечение защиты населения и материальных ценностей от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- развитие городской системы управления предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности городского звена областной подсистемы РСЧС по защите населения и проведению аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС;
- повышение уровня подготовки населения к действиям в условиях ЧС;
- осуществление декларирования безопасности опасных производственных объектов;
- обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- лицензирование опасной производственной деятельности предприятий.
3. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера, приведены в основной части программы.
Всего для реализации мероприятий программы необходимо 3,225 млн. руб. (2002 год - 1,05 млн. руб.; 2003 год - 1,05 млн. руб.; 2004 год - 1,125 млн. руб.), в том числе:
- средства городского бюджета - 2,025 млн. руб.;
- прочие источники (спонсорская помощь) - 1,2 млн. руб.
4. Организация управления реализацией Программы
Управление по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города является координатором Программы.
Комитет по экономике и инвестиционной политике, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по финансам администрации города, управление по делам ГО и ЧС города при разработке проектов городского бюджета на соответствующие годы предусматривают выделение средств на финансирование Программы. При этом учитывается, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей городского бюджета.
Управление и контроль реализации мероприятий целевой Программы осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации города.
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий
Реализация Программы должна обеспечить повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от ЧС природного и техногенного характера.
Вывод из эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования, переход на новые безопасные энергосберегающие технологии. Улучшение подготовки населения по вопросам профилактики и действий в ЧС приведет к снижению людских потерь, материальных и финансовых средств.
6. Перечень мероприятий и затрат муниципальной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2002-2004 годы"
Прогноз ожидаемых результатов
Планируемые мероприятия (виды работ) |
Исполнители | Срок финансирования |
Источники финансирования |
Финансирование (млн. руб.) |
В том числе по годам | Ожидаемые результаты | ||
2002 | 2003 | 2004 | ||||||
6.1. Мероприятия по подготовке специалистов для органов управления ГО и ЧС, обучению личного состава формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях |
||||||||
1. Проведение в общеобразовательных учреждениях тренировок по действиям учащихся в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени |
Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре |
2004 | Прочие источники |
0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС |
2. Организация и проведение соревнований "Школа безопасности" |
Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию, Комитет по культуре |
2004 | Прочие источники |
0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | Выработка практических навыков у учащейся молодежи по действиям в ЧС |
6.2. Совершенствование учебно-материальной базы | ||||||||
1. Внедрение в учебный процесс курсов ГО новых технических средств обучения, предназначенных для эффективной подготовки и повышения квалификации слушателей |
Управление по делам ГО и ЧС города |
2004 | Городской бюджет |
0,06 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | Повышение эффективности подготовки всех категорий обучаемых |
2. Обеспечение курсов ГО образцами новых средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, а также новой учебной и методической литературой |
Управление по делам ГО и ЧС города |
2004 | Городской бюджет |
0,09 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | Повышение эффективности подготовки всех категорий обучаемых |
3. Разработка и оборудование в классах ОБЖ общеобразовательных учреждений и учреждениях начального и среднего профессионального образования новых обучающих стендов по ГО и ЧС |
Управление по делам ГО и ЧС города, Комитет по образованию |
2004 | Прочие источники |
0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Повышение качества подготовки учащейся молодежи к действиям в ЧС |
4. Оборудование учебных классов, разработка и изготовление информационно- справочных стендов по ГО и ЧС на объектах экономики |
Управление по делам ГО и ЧС города, объекты экономики |
2004 | Прочие источники |
0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | Повышение качества подготовки учащейся молодежи к действиям в ЧС |
6.3. Развитие аварийно-спасательных сил | ||||||||
1. Подготовка, проведение тренировок, учений с гражданскими организациями ГО по предупреждению и ликвидации ЧС |
Управление по делам ГО и ЧС города, объекты экономики |
2004 | Прочие источники |
0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Совершенствование практических навыков в проведении аварийно-спасательны работ |
2. Развитие ЕДДС города; приобретение оборудования, предметов снабжения и длительного пользования |
Управление по делам ГО и ЧС города |
2004 | Городской бюджет |
1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Повышение качества работы, проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ |
3. Оснащение поисково- спасательного отдела ЕДДС города средствами связи |
Управление по делам ГО и ЧС города |
2004 | Городской бюджет |
0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Сокращение времени доведения сигналов и совершенствование системы управления при ликвидации ЧС |
4. Страхование спасателей ЕДДС города |
Управление по делам ГО и ЧС города |
2004 | Городской бюджет |
0,075 | - | - | 0,075 | Страхование спасателей |
Всего | 3,225 | 1,05 | 1,05 | 1,125 |
Примечания:
1. Всего на реализацию программы необходимо 3,225 млн. руб., в том числе: городской бюджет - 2,025 млн. руб., - прочие источники - 1,2 млн. руб.
2. В настоящее время потенциально опасными объектами города за счет собственных средств проводится реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС на территории города Саратова. Между администрацией города и предприятиями-исполнителями заключено 29 соглашений о намерениях по исполнению этих мероприятий на общую сумму 283,777 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовской городской Думы от 27 декабря 2001 г. N 16-132 "О муниципальной целевой Программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Саратова на 2001-2004 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 12 января 2002 г.