Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Направления развития областной системы образования
3.1. Структурные изменения системы образования
Структура областной системы образования призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан на образование, гармоничное развитие личности и ее творческих способностей, сохранение и развитие единого образовательного пространства.
Системные структурные изменения предполагают развитие инфраструктуры образования, дальнейшую интеграцию образовательных учреждений, что должно обеспечить адекватность областного образовательного пространства демографическим и социальным изменениям.
Дошкольное образование
Развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования с учетом потребностей населения;
расширение сети коррекционных учреждений для детей с различными нарушениями здоровья;
поддержка и развитие инновационных учреждений, расширение практики создания в сельской местности комплексов "школа - детский сад";
введение гибких программ дошкольного образования.
Общее образование
Структурная перестройка системы общего образования с учетом демографической ситуации в предстоящие 5-10 лет на основе многообразия типов и видов общеобразовательных учреждений, вариативности образовательных программ;
поэтапный переход на 12-летнее образование;
поддержка и развитие малокомплектных общеобразовательных учреждений в сельской местности, оптимизация их сети;
реализация структурных изменений в системе общего образования, направленных на расширение возможностей для обучения одаренных детей;
развитие структуры учебных заведений, обеспечивающих образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
содействие развитию национальных школ;
расширение сети областных экспериментальных площадок на базе инновационных образовательных учреждений;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Начальное профессиональное образование
Развитие структуры начального профессионального образования, обеспечивающей широкий спектр профессионально-образовательных услуг для различных групп населения. Увеличение профилей обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;
разработка программ взаимодействия районных и городских служб занятости, предприятий промышленного, агропромышленного комплексов, сферы обслуживания и учреждений начального профессионального образования по подготовке и переподготовке населения по рабочим профессиям;
создание на базе профессиональных училищ центров непрерывного профессионального образования, реализующих учебные программы разного профессионального уровня;
повышение статуса учреждений начального профессионального образования, увеличение количества профессиональных лицеев.
Среднее и высшее профессиональное образование
Развитие научно-образовательных комплексов, включающих вузы, системы периферийных филиалов, колледжей и училищ с целью усиления концентрации ресурсов и осуществления непрерывного профессионального образования;
развитие научных и научно-технических центров, объединяющих вузы, научные учреждения академического и отраслевого профилей, предприятия и организации, для выполнения работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологии;
развитие участия учебных заведений и организаций в международной деятельности в сфере профессионального образования на принципах экономической целесообразности. Использование потенциала высшей школы для обучения иностранных студентов на коммерческой основе.
3.2. Обновление содержания образования
Главная задача образования состоит в обучении функциональной, научной и технологической грамоте всех молодых людей, получающих образование. В связи с этим возникает потребность в формировании ключевых компетенции, которым общество придает особое значение и которыми образовательное учреждение должно вооружить молодежь:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многонациональном и поликультурном обществе, такие, как уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устной и письменной речью, важной в работе и общественной жизни, владение иностранными языками.
4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их преимуществ и недостатков.
В русле формирования данных ключевых компетенций должен развиваться процесс обновления содержания образования.
Новое содержание образования призвано обеспечивать:
формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Основой, на базе которой должен развиваться процесс обновления содержания образования, являются государственные образовательные стандарты.
Основные принципы обновления содержания образования:
личностная ориентация содержания образования;
фундаментальность образования;
гуманизация и гуманитаризация образования;
обеспечение практической ориентации образования;
оптимизация объема учебной нагрузки;
профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора обучающимися уровня и направленности изучения образовательных программ;
развитие региональной составляющей содержания образования, имеющей соответствующее научно-методическое обеспечение.
Основные направления обновления содержания образования
Дошкольное образование
Развитие вариативности дошкольного образования, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания;
создание условий для физического, интеллектуального, социально-нравственного и эстетического развития; обеспечение эмоционального благополучия;
поиск рациональных путей реабилитации детей-инвалидов через развитие воспитательно-образовательного процесса в специализированных дошкольных образовательных учреждениях;
обновление подходов к осуществлению преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Начальное образование
Обеспечение преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;
обновление содержания ныне функционирующей системы начального образования путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников;
разработка областной стратегии перехода на единый для всех начальных школ области четырехлетний срок обучения;
разработка учебно-методической базы, обеспечивающей внедрение инновационных технологий в процесс начального образования.
Гуманитарное образование
Обеспечение целостности и преемственности системы обществоведческого образования, включая пропедевтику в начальной школе, интегрированный курс обществоведения в основной и средней школе;
обновление содержания обществоведческого образования с учетом достижений современных общественных наук. Придание преподаванию курса обобщающего, методологического и практико-ориетированного характера;
обеспечение приоритетности последовательного и целостного рассмотрения истории России и истории родного края в системе исторического образования в основной школе. Изучение возможности обучения на старшей ступени отечественной и всеобщей истории как в рамках отдельных курсов, так и интегративно;
формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенции в обучении русскому языку;
усиление нравственно-этических и культурно-эстетических аспектов в преподавании курса литературы. Изучение возможности перераспределения учебного материала между основной и старшей школой с вынесением сложных и значительных по объему литературных произведений на III ступень. Акцентирование внимания на формирование культуры устной и письменной речи школьников;
обеспечение приоритетности социокультурного компонента в изучении иностранных языков, повышение их значения как источника знаний о мире. Придание языковым курсам познавательной и коммуникативной роли в формировании культуры личности. Мониторинг обучения иностранным языкам в начальной школе, второму иностранному языку в системе языковой подготовки;
акцентирование художественного образования и воспитания на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре, на приобретение опыта непосредственного эмоционально-художественного восприятия и практической художественной деятельности в различных сферах искусства;
совершенствование междисциплинарной интеграции процесса обучения, обеспечение единства гуманитарного и естественнонаучного образования.
Естественнонаучное и математическое образование
Усиление прикладной направленности естественнонаучных предметов, способствующих приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности, формированию у школьников целостной картины мира;
обеспечение развивающего и общекультурного потенциала курса математики, реализация двух его основных функций: образование с помощью математики и собственно математическое образование. Введение в школьный курс вероятностно-статистического материала, необходимого человеку для жизни в современном обществе;
активизация роли информатики в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовки к жизни в условиях информационного общества. Придание курсу системообразующего характера, обеспечивающего изучение процессов передачи, хранения и преобразования информации;
обновление содержания курса технологии, синтезирующего научно-технические и экономические знания, раскрывающего способы их применения в различных областях деятельности человека. Создание условий для самостоятельной творческой, проектной деятельности учащихся.
Образовательная область "Физическая культура"
Усиление внимания здоровому образу жизни в преподавании физической культуры. Дифференциация обучения в зависимости от групп здоровья учащихся;
использование вариативных программ по физической культуре с увеличением количества занятий до 3 уроков в неделю;
придание практико-ориентированного характера изучению курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
Профессиональное образование
Качественное обновление содержания профессионального образования в соответствии с достижениями отечественной и мировой науки, техники, производства и культуры;
совершенствование профессионально-квалификационной структуры образования на основе регионально-отраслевого принципа формирования образовательных программ и учета структурных изменений в экономике и на рынке труда;
обеспечение преемственности программ профессионального образования различных уровней;
усиление приоритета подготовки специалистов для сферы высоких технологий;
разработка региональных компонентов стандартов профессионального образования;
совершенствование программно-методического и научно-методического обеспечения профессионального образования;
обеспечение условий для развития личности и творческих способностей обучающихся, индивидуализация форм, методов и систем обучения, том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ;
внедрение модульной структуры образовательных программ, позволяющей получать образование по частям, чередуя очное образование с работой и дистанционным образованием;
внедрение инновационных подходов к организации образовательного процесса и педагогических технологий, использующих современные информационные и телекоммуникационные возможности.
3.3. Новые подходы к процессу воспитания
Основными направлениями воспитательной деятельности образовательных учреждений области в современных условиях являются;
развитие творческих возможностей и способностей учащихся;
формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма;
развитие демократической культуры;
профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде;
формирование потребности к здоровому образу жизни;
эстетизация и экологизация среды жизнедеятельности ребенка;
объединение усилий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей через создание родительских комитетов, попечительских советов и других общественных формирований на муниципальном и областном уровнях.
Существует ряд проблем, замедляющих обновление воспитательного процесса. Среди них:
крайне медленный переход в педагогическом сознании и педагогической деятельности с авторитарных позиций на гуманистические;
расхождение между декларируемыми педагогами идеологическими принципами воспитания и реальным положением дел в образовательном учреждении;
отсутствие преемственности в воспитании между возрастными группами;
невыполнение семьей предназначенных ей воспитательных функций;
отсутствие действенного детского и молодежного движения;
отсутствие целенаправленной кадровой политики в вопросах подготовки педагогов-воспитателей: классных руководителей, мастеров производственного обучения, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня.
Основные направления обновления воспитательной деятельности
Воспитание патриотизма и гражданственности
Осознание воспитанниками как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему;
сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
развитие правового обучения и воспитания молодежи, усвоение и использование учащимися своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей;
формирование экологического мировоззрения, базирующегося на принципиально иной системе жизненных ценностей, экологической этики, экологической грамотности, экологической культуры.
Трудовое обучение и воспитание
Разработка и реализация областной концепции непрерывного трудового обучения и воспитания;
принятие нормативных актов, стимулирующих работодателей на инвестирование средств в сферу образования, привлечение молодых специалистов для работы на предприятиях, обеспечение учебных заведений местами для производственной практики;
участие учреждений профессионального образования в областных заказах на изготовление промышленной продукции;
разработка и принятие межведомственной программы кадрового обеспечения предприятий области молодыми специалистами всех уровней;
принятие областной программы "Индустрия образования";
организация методического обеспечения учреждений общего и профессионального образования;
развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, мастеров производственного обучения, осуществляющих трудовое обучение и воспитание.
Воспитание духовно-нравственной личности
Создание условий для формирования нравственного сознания, привычек и нравственных черт характера - честности, мужества, трудолюбия и других;
создание позитивных нравственных установок, осмысленного стремления к добру;
формирование позитивного образа Родины, потребности служения ей;
формирование позитивного отношения к семье, уважения к родителям, целомудренного отношения к любви, готовности мальчика быть защитником Отечества, отцом и мужем, а девочки - хранительницей семейного очага, добродетельной матерью и супругой;
формирование бережного отношения к природе, материальным ценностям, созданным обществом.
Воспитание навыков здорового образа жизни
Работа педагогов по реализации программы "Здоровье";
создание здоровой образовательной среды;
усиление воспитательного значения уроков физкультуры;
приведение учебной нагрузки учащихся в соответствии с их возрастными возможностями.
Воспитание будущего семьянина
Помощь молодежи в осознании установок, ценностей, целей в будущей семейной жизни;
формирование у подростков правильного представления о родительских обязанностях, о влиянии семьи на развитие личности ребенка;
передача первоначальных знаний о личностном развитии ребенка и взаимодействии с ним.
Воспитание культуры
Формирование у молодежи потребности построения собственной линии поведения на основе культурных норм, предполагающей осознанное восприятие ребенком окружающей действительности, сознательный выбор и обоснование своего жизненного пути, принятие или отторжение определенных ценностей культуры в зависимости от собственных культурных установок;
развитие способности к самооценке культурной активности (своей и других людей);
развитие умения корректировать процесс взаимодействия с окружающими.
Развитие системы дополнительного образования
Обеспечение стабильности функционирования сети учреждений дополнительного образования, оказание дополнительных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативно-правовой базы функционирования различных видов учреждений дополнительного образования детей;
развитие социально-педагогической диагностики как важнейшего условия проектирования деятельности системы дополнительного образования;
оказание помощи органам управления образованием в прогнозировании и формировании муниципальной системы дополнительного образования;
организация педагогической сплоченности межведомственной сети учреждений дополнительного образования, создание условий для здоровой педагогической конкуренции между учреждениями.
3.4. Социальные гарантии в системе образования
Основные направления развития социальных гарантий в системе образования состоят в следующем:
обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее образование, в том числе среднее полное, начальное профессиональное и дополнительное образование детей;
расширение доступа граждан к получению среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сельских школ;
обеспечение возможностей выбора обучающимися содержания, продолжительности и форм получения образования;
обеспечение условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
разработка норм регулирования условий быта, отдыха, оздоровления обучающихся и работников системы образования;
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых учебных заведений, в том числе на льготных условиях и бесплатно;
разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной сферы системы образования и социальную поддержку обучающихся, сохранение льгот для учащихся начального профессионального образования;
разработка межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования и соответствующей нормативной базы.
3.5. Ресурсное обеспечение
3.5.1. Финансово-экономическое обеспечение
Обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности;
создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников;
внедрение нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений с учетом типов и видов;
разработка адресной социальной поддержки обучающихся и воспитанников из малообеспеченных семей;
участие в разработке государственных социальных стандартов области;
создание системы нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений;
инвентаризация материальной базы подведомственных учреждений и организаций на предмет ее оптимизации и поиска резервов по сокращению эксплуатационных расходов;
реализация мер по эффективному управлению собственностью в системе образования; разработка нормативных документов, обеспечивающих повышение эффективности использования федеральной собственности и защиты имущественных прав учреждений образования, определенных законодательством об образовании;
организация работы по снижению кредиторской задолженности учреждений образования;
оптимизация структуры получателей бюджета в системе образования;
работа, направленная на поэтапное повышение заработной платы, увеличение надтарифного фонда, пересмотр повышающих коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений образования, введение областных надбавок, предоставление установленных законодательством льгот и гарантий.
3.5.2. Материально-техническое обеспечение
Анализ состояния и прогнозирование развития учебно-материальной базы образовательных учреждений области;
разработка и осуществление программы капитального строительства и капитального ремонта учреждений образования;
разработка и реализация мероприятий по выводу образовательных учреждений из зданий, находящихся в аварийном состоянии;
реализация отраслевой программы энергоресурсосбережения;
осуществление мероприятий по улучшению условий труда и техники безопасности в образовательных учреждениях;
замена мебели, оборудования, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения в учреждениях образования;
разработка и реализация программы улучшения состояния материально-технической базы детских домов и интернатных учреждений;
осуществление взаимодействия учреждений образования и предприятий всех форм собственности с целью укрепления и развития материально-технической базы;
разработка и реализация программы предоставления образовательным учреждениям расширенного доступа к глобальным компьютерным сетям.
3.5.3. Кадровое обеспечение
Разработка концептуальных основ кадровой политики в области образования с учетом демографической ситуации и кадровых потребностей в ближайшем будущем;
осуществление прогнозирования потребности в педагогических кадрах для всех типов и видов образовательных учреждений области;
развитие многоступенчатой и многоуровневой подготовки педагогических кадров, в том числе руководящих кадров;
разработка механизма целевой подготовки педагогических кадров для сельской местности и национальных школ;
совершенствование организационных основ эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических и руководящих кадров;
разработка концепции повышения квалификации работников образования с учетом общих тенденций развития областной системы образования и социокультурных потребностей педагогов;
создание областной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность системы дополнительного профессионального образования;
разработка областного положения о повышении квалификации работников образования на основе именного образовательного чека;
организация работы по созданию межвузовских структур, ориентированных на дополнительное профессиональное образование;
реализация мер по эффективному сотрудничеству системы повышения квалификации и службы занятости;
укрепление правовой основы трудовых отношений в системе образования области;
разработка системы мер по предотвращению оттока педагогических и научно-педагогических кадров из системы образования;
принятие мер по обеспечению работников образовательных учреждений жильем и необходимыми условиями для труда и быта, развитие кооперативного и индивидуального строительства жилья.
3.6. Совершенствование управления системой образования
Осуществление программно-целевого подхода к организации управления образованием на областном, муниципальном и институциональном уровнях, предполагающее разработку соответствующих программ развития образования на основе анализа потребностей системы образования, социального окружения и экономики области.
Создание и поддержка более открытой практики управления образованием, включающей в себя:
использование управленческих команд;
самоуправление коллективов;
более широкое привлечение педагогического сообщества, учащихся и населения в качестве социальных партнеров к управлению образовательным процессом;
общественную подконтрольность использования финансово-экономических ресурсов образования;
создание и развитие многоуровневой системы попечительских советов.
Разработка целостной исследовательской политики в сфере образования, проведение опережающих исследований, направленных на:
разработку подходов, механизмов привлечения финансовых, материально-технических и интеллектуальных инвестиций в систему образования;
разработку подходов, механизмов увеличения управляемости и эффективности деятельности областной системы образования;
выявление и описание предстоящих затруднений и проблем развития системы образования;
разработку и апробацию передовых образцов практики в различных направлениях развития областной системы образования.
Развитие информатизации образования, опирающееся на:
создание единой системы информационного обеспечения, использующей базы данных областного и муниципального уровней;
совершенствование материально-технической базы сбора и анализа информации, применение новых информационных технологий.
Развитие дистанционного образования как средства решения задач:
управляемости отраслью;
доступа к областным, российским и мировым банкам данных;
непрерывного образования педагогических кадров;
равенства образовательных возможностей жителей области;
компетентной разработки образовательной политики на всех уровнях управления образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.