Решение Саратовского областного суда от 1 августа 2012 г. N 3-134/2012
(извлечение)
Саратовский областной суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующей части 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области",
установил:
Б. обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующими частей 1, 2, 4 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" и части 1 статьи 5 Закона Саратовской области N 372-ЗСО от 26 декабря 2008 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области".
В обоснование требований указал, что он является ветераном боевых действий и оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему федеральному законодательству, в том числе Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", чем нарушают его права на получение мер социальной поддержки, в предусмотренном федеральным законодательством размере. Оспариваемые нормы регламентируют порядок расчета социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде снижения платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги исходя из стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого органом исполнительной власти области, который существенно занижен в сравнении со стандартами, установленными Правительством РФ в целом для Саратовской области. Заниженный размер стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по области нарушает права заявителя на получение ежемесячной денежной выплаты исходя из федеральных стандартов для жителей Саратовской области, которая была бы в этом случае значительно больше. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, выделяя им средства для реализации указанных полномочий из федерального бюджета в виде субвенции. При этом порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Субъектом РФ определяется только форма предоставления указанных мер социальной поддержки. Заявитель полагает, что расчеты для ветеранов боевых действий должны осуществляться исходя из стандартов по оплате жилищно-коммунальных услуг, определенных постановлениями Правительства РФ для Саратовской области.
В последующем, Б. уточнил заявленные требования, указав, что оспариваемые им ранее части 2 и 4 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" и часть 1 статьи 5 Закона Саратовской области N 372-ЗСО от 26 декабря 2008 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" ошибочно были указаны им как противоречащие статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", прав его как ветерана боевых действий не нарушают и им не оспариваются.
Определением суда от 01 августа 2012 года производство по делу в части требований Б. о признании недействующими частей 2 и 4 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" и части 1 статьи 5 Закона Саратовской области N 372-ЗСО от 26 декабря 2008 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" прекращено.
Заявитель Б., будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором поддержал заявленные требования с учетом уточнений и не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель Саратовской областной Думы Ш. в судебном заседании с заявлением не согласилась, сославшись на то, что оспариваемая заявителем статья 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" не противоречит федеральному законодательству и прав, свобод или законных интересов Б. не нарушает, нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, просила суд в удовлетворении заявления Б. отказать.
Выслушав объяснения представителя Саратовской областной Думы, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование заявителя подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма закона области противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
Частью 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года (в редакции Закона Саратовской области от 25 марта 2011 года N 20-ЗСО) установлено, что ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов: для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, - 40 процентов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 указанного Закона размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, исчисленный в порядке, установленном настоящей статьей, не может быть ниже денежного эквивалента предоставляемой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующей категории граждан.
Граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, вправе обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) для проведения перерасчета, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента мер социальной поддержки граждан, установленного законодательством Российской Федерации. (в редакции Закона Саратовской области от 29.07.2010 N 134-ЗСО)
Часть 4 статьи 2 Закона определяет, что размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством области.
Данный закон был опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области", N 29, ноябрь, 2009 года.
Б. является ветераном боевых действий и ему предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 10, 88-90). В связи с этим Законом Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" затрагиваются права заявителя, и он вправе оспаривать указанный нормативный правовой акт.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты и жилищного законодательства, предполагает осуществление ими нормативного правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.
Саратовская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти области осуществляет в пределах полномочий области законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 6, 44 Основного Закона (Устава) Саратовской области).
Из содержания статьи 1 Закона Саратовской области "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" N 17-ЗСО от 26 ноября 2009 года следует, что он принят во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", законом"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О ветеранах". Данный закон устанавливает предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с приведенными выше федеральными законами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Саратовской области следует читать как "N 174-ЗСО"
Таким образом, оспариваемый заявителем Закон Саратовской области от# 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года принят Саратовской областной Думой в пределах ее полномочий.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями), Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий по оплате жилищно-коммунальных услуг установлены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 16 ноября 2011 года) и предусматривают в том числе:
оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда (пункт 5 части 1).
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены статьями 13-21 названного Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ для иных категорий ветеранов и приравненных к ним лиц, указанных в статье 1 Закона, статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне".
Указанными нормами законов размер предоставления мер социальной поддержки поставлен в зависимость от фактически занимаемой гражданином жилой площади и фактически потребленных им коммунальных услуг или стоимости топлива.
С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся названной категории граждан до указанной даты в натуральной форме (например, при замене отдельных льгот на денежные компенсации), обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан из числа ветеранов труда; при этом совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
В силу части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (редакция от 05 июня 2012 года) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать положения, определяющие права и обязанности федеральных органов власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не закрепляют права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, то субъекты Российской Федерации реализуют соответствующие права и осуществляют обязанности самостоятельно.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации, по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах переданных им Российской Федерацией полномочий.
Согласно части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть 2 статьи 23.2 названного Закона).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (часть 3 статьи 23.2 названного Закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона N 2-ФЗ от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне".
Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образуемого в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов в установленном порядке.
В качестве таковых расходных обязательств по статьям 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 10, 15, 16, 18, 21 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", статьями 14, 15, 17, 25 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьями 2, 3, 4, 6, 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Российская Федерация установила определенный объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на конкретные цели, в частности: гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Следовательно, при установлении денежного эквивалента таких мер он должен соответствовать половине расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой льготником площади, потребленных им коммунальных услуг, стоимости топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы (для домов, не имеющих центрального отопления).
Согласно статье 4 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленной настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенными выше нормами Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также определение нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации формы предоставления указанных мер социальной поддержки.
Иных полномочий субъектам Российской Федерации в отношении граждан, меры социальной поддержки которым предоставляются за счет федерального бюджета, действующим законодательством не предоставлено, включая установление условий предоставления такой поддержки, в том числе в зависимости от региональных стандартов.
Согласно положениям статьи 3 Закона Саратовской области от 01 июня 2006 года N 54-ЗСО (в редакции от 25 марта 2011 года) "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина: для семей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в различных жилищных фондах, и для семей, проживающих в жилых домах индивидуального жилищного фонда, дифференцированно по муниципальным образованиям (часть 2). Размеры стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов (часть 3).
С 01 июля 2012 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09 июня 2012 года N 22/1 "О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг" региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в Саратовской области установлены в твердой денежной сумме в рублях на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Саратовской области являются усредненными показателями и не индивидуализируют льготу, как это предусмотрено федеральным законодательством.
Следовательно, установление Законом Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" ежемесячной выплаты денежных средств льготным категориям граждан, на которых распространяет свое действие оспариваемый закон, проживающих в Саратовской области, в твердой денежной сумме из расчета величины регионального стандарта лишает эти категории граждан, права на оплату коммунальных услуг и жилого помещения в объеме, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы" размер федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц установлен на 2012 год в размере 97,2 рублей (для Саратовской области - 70,3 рублей), а Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09 июня 2012 года NN 22/1 "О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг" стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м, учтенных при формировании стандарта на 1 человека, по муниципальным районам области не превышает 41,90 рублей.
При таких обстоятельствах является несостоятельным довод представителя Саратовской областной Думы о том, что определение размера денежной выплаты исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, не ухудшает положение граждан в сравнении с предоставлением им мер социальной поддержки на основании фактических начислений на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Суд также не может признать обоснованным довод представителя Саратовской областной Думы о том, что обеспечение предоставления меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в объеме, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", гарантируется положениями части 3 оспариваемой статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", которой установлено, что граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, вправе обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) для проведения перерасчета, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента мер социальной поддержки граждан, установленного законодательством Российской Федерации.
В статье 28 Федерального закона "О ветеранах" указано, что реализация мер осуществляется по предъявлению удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению (абз. 13 ст. 17). При этом не установлена обязанность граждан по предоставлению ими иных документов в целях реализации указанного права.
В качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Это правило закрепленное в пункте 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, не подверглось изменениям в ходе дальнейшего развития законодательства в сфере социальной поддержки граждан.
Из содержания статьи 3 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" следует, что установлен заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для проведения перерасчета, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента мер социальной поддержки граждан, установленного законодательством Российской Федерации, что вводит дополнительные обязанности по представлению документов, не предусмотренных действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном законом размере ставит в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.
Часть 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" противоречит вышеуказанным Федеральным законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которыми право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является безусловным.
То обстоятельство, что свои полномочия по выплате названных мер социальной поддержки Российская Федерация передала субъектам Российской Федерации, не означает снижения уровня правовых гарантий для граждан - получателей льгот.
Между тем оспариваемая норма снижает уровень правовых гарантий в сфере социальной поддержки граждан, поэтому довод представителя Саратовской областной Думы о том, что часть 1 статьи 2 указанного Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года не может быть признана утратившей силу до выработки механизма расчета ежемесячной денежной выплаты на основании фактических начислений на оплату жилищно-коммунальных услуг, не может являться основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (ст. 2 и 5) Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дополнены нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенции, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Что касается норм, определяющих условия предоставления льготы, то они изменений не претерпели.
Доводы Саратовской областной Думы о том, что при переходе к новой системе предоставления мер социальной поддержки гражданам в денежной форме, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, федеральными органами государственной власти не принимались какие-либо нормативные акты, определяющие порядок расчета денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также сроки осуществления данных выплат; отсутствует механизм получения сведений от жилищных организаций о начисленных платежах за жилищно-коммунальные услуги, не свидетельствуют о законности оспариваемой части нормативного правового акта, так как меры социальной поддержки граждан, установленные федеральным законодательством и финансируемые за счет средств федерального бюджета, должны предоставлять соответствующим категориям граждан, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, в том объеме и в той форме, которые предусмотрены нормами вышеприведенных федеральных законов. Органы государственной власти субъекта во исполнение федерального законодательства обязаны разработать и реализовать необходимые механизмы предоставления указанных мер социальной поддержки населения. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства всех перед законом, разделения власти между Российской Федерацией и ее субъектами, приоритета федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о противоречии части 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" положениям федерального законодательства, а именно статьям 14-19, 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьям 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьям 13, 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункту 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209.
Часть 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года в силу положений части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан выплачена за период действия оспариваемого нормативного правового акта органами социальной защиты населения Саратовской области из федерального бюджета, что затрагивает межбюджетные отношения субъекта и Российской Федерации и повлечет перерасчет выплаченных гражданам денежных сумм.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление Б. удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО от 26 ноября 2009 года "О ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" (в редакции Законов Саратовской области от 19 февраля 2010 года N 16-ЗСО, от 29 июля 2010 года N 134-ЗСО, от 25 марта 2011 года N 20-ЗСО).
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию Саратовской областной Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 1 августа 2012 г. N 3-134/2012 Закон субъекта РФ о ежемесячной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области признан судом частично не действующим, поскольку оспариваемая норма закона снижает уровень правовых гарантий в сфере социальной поддержки граждан (извлечение)
Текст решения размещен на сайте Саратовского областного суда