Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013-2020 годы
18 декабря 2012 г., 20 февраля, 20 марта, 21 мая, 17 июня, 16 августа, 24 сентября, 31 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 793-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013-2020 годы (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик |
министерство сельского хозяйства области |
Основные разработчики подпрограммы |
министерство сельского хозяйства области, ассоциация "Аграрное образование и наука" в составе: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова", государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Россельхозакадемии" |
Цель и задачи подпрограммы, важнейшие оценочные показатели подпрограммы |
Цель подпрограммы - достижение продовольственной самообеспеченности населения области продуктами растениеводства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства. Основными задачами подпрограммы являются: повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов; увеличение объемов производства и переработки зерна, маслосемян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции; расширение ассортимента и повышение качества продуктов питания на основе модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства. Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы: внесение минеральных удобрений; агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий; производство зерновых и зернобобовых культур, маслосемян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции; площадь закладки многолетних плодовых насаждений; производство муки, крупы; производство подсолнечного масла, сахара из сахарной свеклы, плодоовощных консервов; удельный вес производства в ресурсах рынка области по зерну, картофелю, сахару, произведенному из сахарной свеклы, маслу растительному (с учетом структуры переходящих запасов) |
Сроки реализации подпрограммы |
2013-2020 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
министерство сельского хозяйства области, отраслевые союзы и ассоциации области (по согласованию), научные организации (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности различных форм собственности (по согласованию) |
Объем и источники обеспечения подпрограммы |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 19288868,1 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 8286848,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2101057,2 тыс. рублей, 2014 год - 705216,0 тыс. рублей, 2015 год - 817216,0 тыс. рублей, 2016 год - 880630,0 тыс. рублей, 2017 год - 901131,0 тыс. рублей, 2018 год - 934452,0 тыс. рублей, 2019 год - 960154,0 тыс. рублей, 2020 год - 986992,0 тыс. рублей; из областного бюджета - 1743820,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 497849,4 тыс. рублей, 2014 год - 129299,0 тыс. рублей, 2015 год -135181,0 тыс. рублей, 2016 год - 183389,0 тыс. рублей, 2017 год - 187655,0 тыс. рублей, 2018 год - 196265,0 тыс. рублей, 2019 год - 202770,0 тыс. рублей, 2020 год - 211412,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 9258199,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 891011,5 тыс. рублей, 2014 год - 729589,0 тыс. рублей, 2015 год - 851201,0 тыс. рублей, 2016 год - 1346862,0 тыс. рублей, 2017 год - 1351000,0 тыс. рублей, 2018 год - 1352316,0 тыс. рублей, 2019 год - 1359504,0 тыс. рублей, 2020 год - 1376716,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
увеличение производства зерновых и зернобобовых культур до 5,04 млн. т, маслосемян подсолнечника - до 886,8 тыс. т, сахарной свеклы - до 420,0 тыс. т, сои - до 75,0 тыс. т, рапса - до 22,0 тыс. т, картофеля - до 405,0 тыс. т, овощей - до 593,4 тыс. т, плодово-ягодной продукции - до 139,8 тыс. т; увеличение объемов производства муки до 466 тыс. т, круп - до 100 тыс. т, масла подсолнечного - до 400 тыс. т, плодоовощных консервов - до 144 млн. усл. банок; увеличение емкости современных хранилищ картофеля, овощей и фруктов на 100 тыс. т единовременного хранения; увеличение мощности по хранению подсолнечника на 50 тыс. т, рост производства маргариновой продукции и масла растительного - на 20 процентов; создание двух логистических центров |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за исполнением подпрограммы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Саратовская область является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по производству растениеводческой продукции. Принимаемые органами исполнительной власти меры по развитию растениеводства позволили в последние годы добиться заметных положительных результатов в этой отрасли - область занимает девятое место в Российской Федерации по валовому производству зерна и пятое по подсолнечнику. В расчете на душу населения производство зерна в Саратовской области в среднем за 2006-2009 годы составило 1296 кг (1 место в Приволжском федеральном округе), маслосемян подсолнечника 242 кг (1 место), овощей - 125 кг (2 место), картофеля - 152 кг (13 место).
Несмотря на это в развитии растениеводства области остается много нерешенных проблем. Производство растениеводческой продукции нестабильно. Так, валовое производство зерна в последний период варьировало от 3878 тыс. т (2004 год) до 1032 тыс. т (2010 год). Среднегодовое валовое производство зерна в 2006-2010 годах по сравнению с периодом 2001-2005 гг. снизилось с 3571 до 2877 тыс. т, сахарной свеклы с 173 до 158 тыс. т, картофеля - с 544 до 434 тыс. т.
Сельскохозяйственные угодья в области занимают 8203,5 тыс. га, или 80 процентов от земельного фонда области, в том числе пашня - 5759 тыс. га. Более 60 процентов сельскохозяйственных угодий размещены на склонах и подвержены эрозии почв. Черноземные почвы занимают 50,4 процента, каштановые - 30 процентов, солонцовые комплексы - 11,5 процента, аллювиальные почвы - 6,3 процента, прочие - 1,8 процента. Преобладают почвы глинистого и тяжелосуглинистого (86 процентов) гранулометрического состава.
Содержание гумуса в почвах области колеблется от 0,9-3,3 процента в VII юго-восточной левобережной микрозоне до 4,3-8 процентов в I западной правобережной микрозоне. В последние годы в связи с уменьшением количества применяемых удобрений отмечается снижение содержания гумуса, а также доступных форм макро- и микроэлементов в почвах. В левобережных микрозонах значительные площади занимают засоленные и солонцовые почвы.
Одним из факторов снижения плодородия почв является эрозия. Процессы водной и ветровой эрозии, а также их совместное проявление (водно-ветровая эрозия) наблюдаются почти на 60 процентах площадей сельскохозяйственных угодий. Наиболее интенсивно эрозионные процессы проявляются в лесостепной ландшафтной зоне. Доля неэродированных почв в этой зоне составляет всего 6,7 процента. В степной и сухостепной зонах площадь эродированных земель составляет 48,8 и 49,8 процента соответственно.
В структуре посевных площадей произошли изменения в сторону высокого насыщения озимыми культурами и подсолнечником, что привело к упрощению севооборотов и снижению их роли в повышении плодородия почв, а также к ухудшению фитосанитарной обстановки. Недостаточно активно идет восстановление ранее сокращенных посевных площадей. В 2011 году площадь неиспользуемой пашни составила около 600 тыс. га, или 11 процентов от общей площади пашни. Обеспеченность сельскохозяйственной техникой в области ниже, чем в других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, а также соседних областях. Меньше, чем в соседних областях, вносится удобрений на гектар посева (в 2010 году в области внесено всего лишь 4,9 кг д.в. минеральных удобрений, а в Волгоградской - 19,9 кг, Пензенской - 37,4 кг, Ульяновской - 34,8 кг, в среднем по Приволжскому федеральному округу - 28,5 кг, по Российской Федерации - 38 кг), что ведет к истощению почвенного плодородия. Медленно восстанавливается мелиоративный фонд области.
Нестабильность валового производства растениеводческой продукции отражается на производственной деятельности перерабатывающих предприятий. Так, за 2008-2010 годы производство муки в области варьировало от 340 до 353 тыс. т, крупы - от 63 до 93 тыс. т, растительного масла - от 176 до 196,9 тыс. т, плодоовощных консервов - от 84 до 109 млн. усл. банок.
В целом существующий уровень производства, переработки и реализации продукции растениеводства не в полной мере отвечает требованиям продовольственной самообеспеченности населения области продуктами питания. В 2010 году потребление основных растениеводческих продуктов питания на душу населения в области составило: хлебные продукты 100 кг (по Приволжскому федеральному округу - 115 кг), картофель соответственно 53 (107) кг, овощи и бахчевые - 85 (94) кг, растительное масло - 20,3 (13,8) кг, сахар - 26 (36) кг. Все показатели потребления указанных продуктов питания в области, кроме растительного масла, ниже показателей не только по Приволжскому федеральному округу, но и по Российской Федерации.
Область также значительно отстает по обеспеченности населения плодово-ягодной продукцией и овощами во внесезонный период. В 2011 году было произведено 19,3 кг плодово-ягодной продукции на человека в год, что составляет 20,3 процента от рекомендуемой нормы потребления (90-100 кг на человека в год). Производство овощей в защищенном грунте составило 7,4 кг на одного жителя в год при норме 12-15 кг. Увеличению темпов роста урожайности и валового производства овощей в защищенном грунте препятствует физический и моральный износ имеющихся культивационных сооружений. Дефицит овощной и плодово-ягодной продукции во внесезонный период восполняется за счет импорта. В связи с этим существует необходимость развития в области садоводства и производства продукции растениеводства в защищенном грунте.
Решение проблемы продовольственной самообеспеченности должно осуществляться программными методами. Подпрограмма охватывает зерновой, масложировой, картофельный, овощной, свеклосахарный, плодоовощеконсервный подкомплексы, включающие в себя отрасли по производству продукции растениеводства, их первичной и глубокой переработке, логистическое обеспечение рынка.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 марта 2013 г. N 133-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Основные цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации
Целью мероприятий по развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства является достижение продовольственной самообеспеченности населения области продуктами растениеводства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов;
увеличение объемов производства и переработки зерна, маслосемян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции;
расширение ассортимента и повышение качества продуктов питания на основе модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства;
развитие системы кредитования и страхования, способствующих устойчивому развитию растениеводства, снижению рисков;
регулирование рынка растениеводческой продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающее равные условия конкуренции для сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке, а также содействующее продвижению растениеводческой продукции на внешний рынок.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы:
производство зерна и зернобобовых, маслосемян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодов и ягод;
площадь закладки многолетних плодовых насаждений;
производство муки, крупы;
производство подсолнечного масла, сахара из сахарной свеклы, плодоовощных консервов;
удельный вес производства в ресурсах рынка области по зерну, картофелю, сахару, произведенному из сахарной свеклы, маслу растительному (с учетом структуры переходящих запасов).
Реализацию подпрограммы планируется осуществить в течение 2013-2020 годов.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Реализация поставленных целей и задач подпрограммы предусматривает выполнение комплекса программных мероприятий, направленных на более полное и сбалансированное использование имеющихся почвенно-климатических, экономических и производственных ресурсов и возможностей.
3.1. Развитие селекции и элитного семеноводства
Мероприятия направлены на создание и внедрение с учетом зональности новых сортов, технологий производства, современных схем и систем семеноводства, обеспечение своевременной сортосмены и сортообновления.
Оригинальное семеноводство в период до 2020 года будут осуществлять научно-исследовательские учреждения, элитное семеноводство и производство семян первой репродукции - опытные станции, опытно-производственные, учебные и базовые хозяйства, а последующих репродукций - районные семеноводческие хозяйства.
Развитию селекции и семеноводства будут способствовать следующие мероприятия:
оптимизация структуры семенных посевов и доведение их удельного веса в общей площади посевов до научно обоснованной потребности;
обеспечение производства оригинальных, элитных и репродукционных семян в необходимых объемах;
ежегодное внедрение в производство новых, выведенных местными селекционерами и принятых к районированию сортов и гибридов, наиболее адаптивных к засухе и превосходящих используемые сорта и гибриды по хозяйственно-полезным признакам;
укрепление материально-технической базы селекционных учреждений, госсортсети и семеноводческих хозяйств;
формирование областного семенного страхового фонда;
обеспечение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению элитных семян;
развитие системы маркетинга на рынке семян в целях повышения эффективности и конкурентоспособности регионального семеноводства.
Для обеспечения своевременного проведения сортообновления сельскохозяйственных культур предусматривается доведение в их общей площади доли элитных посевов до 10-15 процентов. Это позволит обеспечить к 2020 году все товарные посевы подсолнечника и проса семенами I репродукции, озимой пшеницы и ржи - III, яровой пшеницы - III и IV, ячменя и нута - семенами IV репродукции.
Реализация намеченных мероприятий позволит к 2020 году довести производство элитных семян по основным полевым культурам до 42,8 тыс. т в год, в том числе по озимой пшенице - 24,5 тыс. т (10 процентов элитных семян), озимой ржи - 3,5 тыс. т (5 процентов), яровой пшенице - 3,5 тыс. т (10 процентов), ячменю - 3,5 тыс. т (5 процентов), просу - 0,8 тыс. т (15 процентов), овсу - 0,7 тыс. т (5 процентов), нуту - 0,8 тыс. т (15 процентов), гороху - 0,6 тыс. т (5 процентов) и по сортам подсолнечника - 0,2 тыс. т (15 процетов#).
Субсидии из средств областного бюджета предполагается предоставлять в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете:
сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение оригинальных и элитных семян (включая гибриды первого поколения) сельскохозяйственных растений;
семеноводческим хозяйствам на компенсацию части затрат на производство оригинальных семян перспективных районированных сортов сельскохозяйственных культур, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 февраля 2013 г. N 79-П в подраздел 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.2. Стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур
Реализация мероприятия направлена на создание условий для повышения эффективности и увеличения объемов производства качественной продукции растениеводства на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий, а также обеспечения их фитосанитарной безопасности.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
наиболее полное использование биоклиматического потенциала микрозон области в целях получения стабильных урожаев;
создание биоразнообразия агроценозов путем введения в севообороты новых видов зернобобовых, крестоцветных и других сельскохозяйственных культур, способствующих поддержанию плодородия почв;
повышение доз внесения минеральных удобрений на 1 га посевной площади с 4,9 кг д.в. в 2010 году до 7,0 кг д.в. в 2015 году и до 7,3 кг д.в. в 2020 году;
увеличение объемов внесения органических удобрений и излишков измельченной соломы под вспашку;
организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с использованием ГИС-технологий, в целях своевременного выявления изменений состояния плодородия почв;
поддержание на полях оптимальной фитосанитарной обстановки на основе освоения экологически безопасной интегрированной системы защиты посевов от болезней, вредителей и сорняков;
обеспечение своевременного и эффективного предупреждения массового распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, в первую очередь саранчовых вредителей и карантинных сорняков;
поэтапное вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель;
оптимизация структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом их экономической эффективности и требований рынка.
В хозяйствах Саратовского Левобережья предусматривается расширение посевов нута, сорго, суданской травы, льна масличного, сафлора. В хозяйствах Саратовского Правобережья планируется увеличивать площади возделывания гороха, чечевицы, озимого рапса, расторопши, кориандра.
В структуре посевов подсолнечника возрастет доля площадей, засеваемых гибридами, которые отличаются более высокой масличностью, а также кондитерскими сортами, дающими наибольший выход калиброванных маслосемян.
Одним из приоритетных направлений в развитии растениеводства должно стать увеличение в структуре посевных площадей бобовых культур на основе расширения видового и сортового состава однолетних и многолетних бобовых культур, в наибольшей мере приспособленных к местным условиям (чечевица, горох, нут, фасоль и др.). В структуру посевов кормовых культур предусматривается расширение площадей под чину, горох полевой (пелюшку), кормовые бобы, козлятник, клевер в чистых и смешанных посевах. В севооборотах на выводных полях правобережных районов области приоритет будет отдаваться посевам люцерны, козлятника, клевера, эспарцета; в левобережных районах - эспарцета, донника, люцерны в чистых и смешанных агроценозах.
Реализация мероприятия позволит:
увеличить посевные площади зерновых и зернобобовых культур с 1837,2 тыс. га в 2011 году до 3000,0 тыс. га в 2020 году, кукурузы на зерно - с 43,6 до 75,0 тыс. га, сахарной свеклы - с 8,7 до 25,0 тыс. га, сои - с 6,5 до 50,0 тыс. га, рапса - с 2,6 до 20,0 тыс. га, картофеля - с 27 до 27,4 тыс. га, овощей открытого грунта - с 17,2 до 17,5 тыс. га, кормовых культур - с 286,8 до 383,4 тыс. га соответственно;
довести производство зерновых и зернобобовых культур до 5,04 млн. т, сахарной свеклы - до 420,0 тыс. т, картофеля - до 405,0 тыс. т, овощей открытого грунта - до 590,0 тыс. т на основе совершенствования набора сортов и гибридов, применения средств интенсификации и технической модернизации;
стабилизировать производство маслосемян подсолнечника на уровне 887 тыс. т на основе оптимизации структуры посевных площадей и роста урожайности подсолнечника до 12 ц/га.
В рамках данного мероприятия из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предполагается осуществлять следующие виды поддержки в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете:
абзац второй утратил силу
субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земель сельскохозяйственного назначения;
субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по борьбе с особо опасными вредителями и вредителями, имеющими массовое распространение;
субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по борьбе с болезнями сельскохозяйственных культур, карантинными сорняками и другими видами сорной растительности;
поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства;
поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 г. N 748-П в подраздел 3.3 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.3. Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками
Мероприятие направлено на поддержку развития садоводства и виноградарства в целях максимального обеспечения населения свежей плодово-ягодной продукцией и перерабатывающей промышленности сырьем собственного производства.
В рамках выполнения данного мероприятия предусматривается:
своевременное проведение комплекса работ по раскорчевке старых малопродуктивных насаждений с заменой их на высокоинтенсивные плодово-ягодные насаждения;
восстановление системы питомниководства с постепенным переходом на выращивание сертифицированного посадочного материала плодовых и ягодных культур;
наращивание площадей многолетних плодовых и ягодных насаждений, обеспечивающих максимальное импортозамещение на рынке области плодово-ягодной продукции;
рациональное зональное размещение плодово-ягодных насаждений;
применение передовых ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих стабильность плодоношения садов;
увеличение продуктивности плодово-ягодных насаждений и повышение качества плодов и ягод;
развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение рынка плодово-ягодной продукции.
Реализация мероприятия позволит:
довести площадь плодоносящих многолетних плодовых и ягодных насаждений с 8,3 тыс. га в 2011 году до 11,0 тыс. га в 2020 году;
увеличить площадь молодых плодовых и ягодных насаждений с 0,6 до 3,3 тыс. га;
повысить среднюю урожайность многолетних плодовых и ягодных насаждений с 60,7 до 127,1 ц/га;
довести валовой сбор плодово-ягодной продукции с 52,2 до 139,8 тыс. т.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) из областного бюджета предполагается осуществлять следующие виды поддержки в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете:
субсидии на компенсацию части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей;
субсидии на компенсацию части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями и виноградниками.
О ведомственной целевой программе "Развитие садоводства и питомниководства в Саратовской области на 2013-2015 годы" см. приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 марта 2013 г. N 87-пр
3.4. Развитие производства продукции растениеводства защищенного грунта
Развитие растениеводства защищенного грунта будет направлено на создание условий для повышения эффективности использования культивационных сооружений и конкурентоспособности производимой в них продукции.
Достижение указанной цели будет обеспечиваться решением следующих задач:
модернизация и развитие материально-технической базы тепличных комбинатов, объектов первичной переработки овощной продукции и овощехранилищ;
разработка и внедрение новых высокоэффективных конструкций культивационных сооружений и технологий получения овощной продукции;
увеличение площадей защищенного грунта под лекарственными, комнатными и декоративными культурами и грибами.
Реализация мероприятия к 2020 году позволит:
увеличить площадь культивационных сооружений под овощными культурами до 100 га, цветочно-декоративными, лекарственными культурами и грибами - до 10 га;
довести валовой сбор овощной продукции защищенного грунта до 40 тыс. т;
увеличить производство продукции грибоводства, цветочно-декоративных и лекарственных культур;
максимально удовлетворить нормативную потребность населения в продукции защищенного грунта во внесезонный период за счет собственного производства.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предполагается из областного бюджета в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, предоставлять субсидии на компенсацию части затрат на приобретение технологического оборудования при проведении комплекса работ по строительству, модернизации и реконструкции теплиц для производства продукции растениеводства защищенного грунта.
3.5. Развитие переработки продукции растениеводства
Реализация мероприятия направлена на обеспечение населения области высококачественными продуктами питания, а животноводства концентрированными кормами, производимыми из растительного сырья местного производства.
В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается решение следующих задач:
строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на основе внедрения инновационных технологий и оснащение современным оборудованием;
модернизация сахарного производства в целях двукратного увеличения в области мощностей по переработке сахарной свеклы;
формирование ежегодных запасов качественного сырья для мукомольной и хлебопекарной промышленности, увеличение доли заготовки твердых и сильных сортов пшеницы до 15-20 процентов, продовольственного зерна не ниже 3-4 класса - до 50-60 процентов;
внедрение новых технологий переработки плодоовощной продукции - выработки плодовых и овощных концентратов, сушеных и замороженных плодов и овощей и др.;
увеличение объемов производства натуральных плодовых и овощных соков, напитков, консервов с целью максимального импортозамещения;
увеличение объемов производства и повышение качества продуктов питания на основе комплексной переработки растениеводческого сырья;
расширение ассортимента производимых растительных масел, в том числе обладающих ценными пищевыми, кулинарными и лечебно-профилактическими свойствами (расторопшевое, кориандровое, льняное, горчичное, рыжиковое, сафлоровое и др.);
развитие производства хлебобулочных и кондитерских изделий повышенной биологической ценности, лечебного и профилактического назначения за счет внедрения новых научно обоснованных рецептур и технологий;
организация производств по глубокой безотходной переработке зерна белковых и крупяных культур с использованием экструзионной, гидротермомеханической и термолучевой технологий обработки;
рациональное использование вторичных ресурсов и отходов производства,
внедрение современных технологий глубокой переработки отходов сахарной свеклы в сухой гранулированный жом и мелассу на корм животных и птицы, а также минеральные удобрения для растениеводства;
развитие технологий, обеспечивающих повышение кормовой ценности жмыхов и шротов масличных культур, производства пищевых белковых продуктов.
Реализация мероприятия к 2020 году позволит не только в полной мере удовлетворить потребности населения области в муке, крупах, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделиях, растительном масле, картофеле, овощах, но и реализовывать за пределы области более 1 млн. т зерна и продуктов его переработки, а также часть овощей и растительного масла.
Поддержка предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, организациям потребительской кооперации будет оказываться в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, посредством предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования по переработке продукции растениеводства.
См. ведомственную целевую программу "Развитие переработки растениеводческого сырья в Саратовской области" на 2013-2015 годы", утвержденную приказом министерства сельского хозяйства Саратовской области от 15 мая 2013 г. N 128-пр
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 марта 2013 г. N 133-П раздел 3 настоящего приложения дополнен подразделом 3.6, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
3.6. Государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства
В целях осуществления государственной поддержки кредитования подотрасли растениеводства предусматривается предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации на развитие подотраслей растениеводства.
Основными направлениями субсидирования кредитов (займов), полученных на развитие подотраслей растениеводства, являются производство, переработка и логистическое обеспечение производства зерна, картофеля, овощей (открытого и защищенного грунта), плодов и ягод, сахарной свеклы, подсолнечника, сои, рапса, льна и конопли и другие направления.
В рамках осуществления основного мероприятия предусматривается:
обеспечение доступа к краткосрочным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах:
сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), крестьянским (фермерским) хозяйствам по кредитным договорам (договорам займа);
организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациям потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа) на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции растениеводства и на иные цели;
обеспечение доступа к инвестиционным кредитным ресурсам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, на:
строительство, реконструкцию, модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и масложировой промышленности, сахарных заводов, мощностей по переработке плодоовощной, ягодной продукции, винограда и картофеля, объектов по переработке льна и льноволокна, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений, заводов по производству дражированных семян сахарной свеклы, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур, закладку и уход за многолетними насаждениями, включая виноградники, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений (в том числе виноградников), холодильников для хранения столового винограда, строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем, а также на иные цели.
Средства областного бюджета в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, предполагается предоставлять в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по инвестиционным кредитам (займам) на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций и на приобретение сельскохозяйственной техники в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 17 июня 2013 г. N 292-П в подраздел 3.7 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.7. Снижение рисков в подотрасли растениеводства
Мероприятие направлено на снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случае:
а) воздействия опасных для производства продукции растениеводства природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар);
б) проникновения и (или) распространения вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
в) нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади;
снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;
снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям;
повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий из областного бюджета в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, заключенному ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
Субсидии для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий предполагается предоставлять в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии на расчетный счет страховой организации.
Указанные субсидии предполагается предоставлять при осуществлении страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных насаждений), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные насаждения).
3.8. Развитие инфраструктуры, логистическое обеспечение и регулирование рынка продукции растениеводства
Реализация мероприятия направлена на стимулирование развития инфраструктуры, логистического обеспечения и регулирования рынка продукции растениеводства, повышение конкурентоспособных позиций регионального агробизнеса, поддержание доходности местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В рамках осуществления мероприятий предусматривается решение следующих задач:
строительство современных объектов инфраструктуры и внедрение новейших технологий складской и транспортной логистики в целях снижения инфраструктурной нагрузки на рынке продукции растениеводства и продуктов ее переработки;
строительство, реконструкция и модернизация мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур, объектов по хранению картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции, готовой отгрузке и побочной продукции сахарного производства;
создание логистических центров для консолидации потоков продукции растениеводства и продуктов ее переработки в целях формирования рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителями, организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения, организация сервисного обслуживания клиентов (информационного, банковского, транспортного и т.д.), контроль качества и проверка на соответствие действующим нормам безопасности реализуемой продукции;
развитие в сложившейся системе заготовок и хранения продукции растениеводства и продуктов ее переработки интеграционных связей между производителями, поставщиками и потребителями, в том числе на кооперативной основе, в целях сглаживания сезонных колебаний цен на нее для производителей и потребителей и увеличения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание условий равной конкуренции местной и ввозимой из других субъектов Российской Федерации и по импорту продукции растениеводства и продуктов ее переработки в целях повышение конкурентоспособности регионального рынка;
повышение инвестиционной привлекательности производства и переработки продукции растениеводства с одновременным увеличением вывоза в другие субъекты Российской Федерации и экспорта продуктов ее глубокой переработки.
Государственное регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки предусматривает осуществление следующих мер:
компенсация части затрат на транспортировку продукции растениеводства и продуктов его# переработки;
прогнозирование структуры производства и потребления продукции растениеводства и продуктов ее переработки путем разработки баланса спроса и предложения по видам на основе мониторинга информации о# их товарных и потребительских свойствах;
развитие оптовых продовольственных рынков на территории области и вовлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая хозяйства населения, в рыночную и ярмарочную торговлю.
Реализация мероприятия позволит:
создать на территории области два логистических центра;
увеличить емкости современных хранилищ картофеля, овощей и фруктов на 100 тыс. т единовременного хранения;
повысить долю обеспеченности участников зернового рынка современными зернохранилищами до 40 процентов, элеваторами до 50 процентов;
повысить долю конкурентоспособности местной растениеводческой продукции, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках данного мероприятия из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предусматривается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования и специализированной техники для оснащения логистических центров, овоще- и картофелехранилищ.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 февраля 2013 г. N 79-П раздел 3 настоящего приложения дополнен подразделом 3.9, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
3.9. Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства
Реализация мероприятия направлена на повышение доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности и повышение плодородия и качества почв.
Субсидии из областного бюджета предполагается предоставлять в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Для получения поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо представить в министерство сельского хозяйства области справку о постановке на налоговый учет в Саратовской области, взять на себя обязательство по осуществлению производства на соответствующей территории еще минимум на 3 года начиная с 1-го платежа субсидии и обязательство осуществить страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений после осуществления их сева (посадки) с уровнем страховой защиты не ниже установленного в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Размеры субсидий будут определяться по ставке, рассчитанной с применением индекса, который определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также с учетом коэффициента дифференциации, установленного для каждой природно-климатической микрозоны в соответствии с Законом Саратовской области от 6 декабря 2012 года N 187-ЗСО "О механизме дифференцированного распределения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Саратовской области".
Об утверждении Методики расчета коэффициентов дифференциации по природно-климатическим микрозонам Саратовской области см. постановление Правительства Саратовской области от 21 марта 2013 г. N 139-П
Реализация мероприятия позволит обеспечить более рациональное использование биоклиматического потенциала и получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 г. N 748-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013-2020 годы будет проводиться в соответствии с системой целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей подпрограммы и ее результативность.
В результате реализации мероприятий подпрограммы в области прогнозируется:
увеличение производства зерновых и зернобобовых культур до 5,04 млн. т, маслосемян подсолнечника - до 886,8 тыс. т, сахарной свеклы - до 420,0 тыс. т, сои - до 75,0 тыс. т, рапса - до 22,0 тыс. т, картофеля - до 405,0 тыс. т, овощей - до 593,4 тыс. т, плодово-ягодной продукции - до 139,8 тыс. т;
увеличение объемов производства муки до 466 тыс. т, круп - до 100 тыс. т, масла подсолнечного - до 400 тыс. т, плодоовощных консервов - до 144 млн. усл. банок.
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения запланированных результатов будут являться государственные формы статистической отчетности, утвержденные Росстатом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.