Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Саратовской области"
на 2013-2020 годы
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2020 годы
18 декабря 2012 г., 31 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 793-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2020 годы (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик |
министерство сельского хозяйства области |
Основные разработчики подпрограммы |
министерство сельского хозяйства области, ассоциация "Аграрное образование и наука" в составе: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова", государственное научное учреждение "Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса" |
Цель, задачи подпрограммы, важнейшие оценочные показатели |
Цель подпрограммы - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Основные задачи: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня социально-инженерного обустройства села. Важнейшими оценочными показателями реализации подпрограммы являются: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие общеобразовательных учреждений; открытие фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа; ввод в действие распределительных газовых сетей; ввод в действие локальных водопроводов |
Сроки реализации подпрограммы |
2014-2020 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
министерство сельского хозяйства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), отраслевые союзы и ассоциации области (по согласованию), научные организации (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию) |
Объем и источники обеспечения подпрограммы |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы на 2014-2020 годы составляет 5004462,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 1497647,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 144465,0 тыс. рублей, 2015 год - 149715,0 тыс. рублей, 2016 год - 219565,0 тыс. рублей, 2017 год - 228483,0 тыс. рублей, 2018 год - 239770,2 тыс. рублей, 2019 год - 251612,1 тыс. рублей, 2020 год - 264036,7 тыс. рублей; из областного бюджета - 1996853,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 192620,0 тыс. рублей, 2015 год - 199620,0 тыс. рублей, 2016 год - 292753,0 тыс. рублей, 2017 год - 304643,0 тыс. рублей, 2018 год - 319690,0 тыс. рублей, 2019 год - 335480,0 тыс. рублей, 2020 год - 352047,0 тыс. рублей; из местного бюджета (прогнозно) - 417319,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 33415,0 тыс. рублей, 2015 год - 39165,0 тыс. рублей, 2016 год - 63415,0 тыс. рублей, 2017 год - 65881,0 тыс. рублей, 2018 год - 68475,8 тыс. рублей, 2019 год - 71814,9 тыс. рублей, 2020 год - 75152,3 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 1092643,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 112650,0 тыс. рублей, 2015 год - 112150,0 тыс. рублей, 2016 год - 157814,0 тыс. рублей, 2017 год - 164331,0 тыс. рублей, 2018 год - 173110,0 тыс. рублей, 2019 год - 181700,0 тыс. рублей, 2020 год - 190888,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
реализация мероприятий подпрограммы за 2014-2020 годы позволит обеспечить: ввод (приобретение) 270,0 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 154,0 тыс. кв.м для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие общеобразовательных учреждений на 480 ученических мест; открытие 49 фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 580 мест; ввод в действие 46 км распределительных газовых сетей; ввод в действие 640 км локальных водопроводов |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за исполнением подпрограммы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Основой для разработки подпрограммы явились положения Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Саратовская область является одним из ведущих аграрных регионов России с численностью сельского населения 664 тыс. человек, или 26 процентов. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет удовлетворяющих современным требованиям систем центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.
Сельское хозяйство в большинстве районов области по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства. Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов.
Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным местом приложения труда для трудоспособных членов крестьянского двора.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют значительную часть всех общеобразовательных учреждений области. Сельская школа в настоящее время во многом определяет, есть ли будущее в конкретном населенном пункте. От наличия школы и состояния образования в селе зависит устойчивость развития сельских поселений и в целом сферы АПК. Однако, по данным министерства образования области, в последние годы большинство сельских школ становятся малокомплектными.
Ухудшилось состояние развития физической культуры и спорта среди сельского населения. Спортивные сооружения на селе в основном отсутствуют, не хватает квалифицированных физкультурных кадров. Незанятость молодежи в спорте часто толкает их на различного рода преступления, а также на ведение нездорового образа жизни.
Основным направлением развития системы здравоохранения в сельской местности является реальное снижение заболеваемости населения посредством повышения качества и доступности медицинских услуг. Реализация этой задачи предусматривается путем улучшения обеспечения доступа к медицинским услугам жителей села, активизации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Из имеющихся в области больничных коек лишь 9 процентов находится в сельской местности, обеспеченность больничными койками на селе составляет 40,4 койки на 1000 человек (в среднем по области - 94,1 койки).
Число мест в сельских учреждениях культуры составляет 294 места на 1000 жителей. За 10 последних лет этот показатель уменьшился на 14,3 процента.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. Жители сел и деревень лишены элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение имеют 963 сельских населенных пункта (54 процента).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и свыше 10 процентов - в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Объективным зеркалом процессов, происходящих в сельской местности, является демографическая ситуация на селе, которая, к сожалению продолжает ухудшаться. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, а продолжительность жизни снижается.
За период реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" с 2003 по 2011 годы в области освоено 3,1 млрд рублей, из них средств федерального бюджета - 898 млн. рублей, областного бюджета - 1,03 млрд рублей.
Построено (приобретено) 283 тыс. кв.м жилья. Жилищные условия улучшили более 3,2 тыс. сельских семей и 680 молодых специалистов, из них 47 процентов - работники АПК, 19 процентов - работники образования, 16 процентов - работники здравоохранения и 12 процентов - работники культуры и спорта.
Построено 470 км локальных водопроводов и водообеспечено более 23 тыс. сельских семей. Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой вырос с 32 до 56 процентов.
Введено 430 км распределительных газовых сетей и газифицировано более 4,5 тыс. сельских домов и квартир. Полностью завершена газификация Ершовского, Ивантеевского и Пугачевского районов. Продолжается газификация сел Вольского, Калининского, Хвалынского муниципальных районов. Уровень газификации в области вырос с 71 до 97,5 процента.
В рамках программы введено пять общеобразовательных сельских школ с общим числом учащихся 1200 человек. Это школы в Дергачевском (на 330 учащихся), Перелюбском (на 220 учащихся), Ровенском (на 250 учащихся), Федоровском (на 160 учащихся), Энгельсском (на 176 учащихся) районах. Построенные школы отвечают всем необходимым требованиям, предъявляемым к современным общеобразовательным учреждениям, имеют просторные спортивные залы, актовые залы, современные пищеблоки и благоустроенную прилегающую территорию.
Вместе с тем, несмотря на отмеченные положительные результаты в социальном развитии села поставленные цели и задачи в областной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" были решены не в полной мере, и остается нерешенным целый спектр проблем. При отсутствии комплексного подхода, охватывающего не только социальные, но и экономические проблемы села, ощутимых положительных результатов пока недостаточно для дальнейшего развития сельских территорий.
Необходимость развития сельских территорий обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, связанной с недостаточной бюджетной поддержкой развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, отсутствием стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности и ограниченностью рынка труда в сельской местности;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей;
удаленностью сельских поселений от центральных усадеб и районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских территорий муниципальных образований области. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки сельских территорий муниципальных образований области.
Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития сдерживают следующие факторы:
ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития;
ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и, прежде всего, местного самоуправления;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Решение большинства выявленных проблем возможно на областном уровне при расширении финансовых возможностей областного и местных бюджетов. Для решения обозначенных проблем требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях, адресность выделения, увязка с конечными результатами, усиление контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на реализацию программных мероприятий, относятся:
недостаточный уровень финансирования;
снижение уровня инновационной и инвестиционной активности в аграрном секторе экономики;
недостаточная активность органов местного самоуправления;
прочие обстоятельства, негативно влияющие на финансовую составляющую реализации подпрограммы и сельское хозяйство как основную системообразующую отрасль экономики в сельской местности.
2. Основные цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации
Цель подпрограммы - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие основные задачи:
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
повышение уровня социально-инженерного обустройства села.
Основными оценочными показателями реализации подпрограммы являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений;
открытие фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
ввод в действие локальных водопроводов.
Реализацию подпрограммы планируется осуществить в течение 2014-2020 годов.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Реализация поставленных целей и основных задач подпрограммы предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов и возможностей максимальной реализации социально-экономического потенциала развития сельских территорий.
Государственную поддержку из областного бюджета на развитие сельских территорий предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов;
развитие общеобразовательных учреждений;
развитие фельдшерско-акушерских пунктов;
развитие культурно-досуговой деятельности на селе;
развитие газификации в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности.
3.1. Улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов
Реализация мероприятия направлена на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни.
В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается:
строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов;
развитие первичного рынка жилья на селе;
формирование на селе фонда социального жилья;
повышение закрепляемости молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения граждан, проживающих в сельской местности, к участию в ипотечном жилищном кредитовании.
В результате реализации мероприятия будет введено (приобретено) 270,0 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 154,0 тыс. кв.м для молодых семей и молодых специалистов.
В рамках реализации данного мероприятия предусматривается предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858.
В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства областного бюджета, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
3.2. Развитие на селе сети общеобразовательных учреждений
Реализация мероприятия направлена на повышение общедоступности и качества образования в сельской местности, стимулирование улучшения демографической ситуации на селе, обеспечение сохранения и развития сельских территорий.
В рамках мероприятия предусматривается:
строительство и реконструкция сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности;
развитие центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;
повышение уровня обеспечения квалифицированными кадрами образовательных учреждений в сельской местности.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит ввести в действие не менее трех сельских общеобразовательных школ на 480 учебных мест.
3.3. Улучшение медицинского обслуживания сельского населения
Реализация мероприятий направлена на развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование первичной медико-санитарной помощи на селе.
В рамках реализации мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи предусматривается:
открытие фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики;
повышение доступности сельского населения к услугам по оказанию первичной медико-санитарной помощи на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики.
В результате реализации мероприятия будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения за счет открытия 49 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики.
3.4. Развитие сети культурно-досуговых учреждений на селе
Реализация мероприятия направлена на сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В рамках мероприятия предусматривается:
строительство и реконструкция культурно-досуговых учреждений на селе;
обеспечение доступа сельского населения к достижениям культуры, искусства и литературы;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха;
приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры;
сохранение и развитие национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора.
Реализация мероприятия позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения учреждениями культуры и отдыха за счет ввода в трех муниципальных районах области культурно-досуговых учреждений на 580 мест.
3.5. Развитие газификации в сельской местности
Реализация мероприятия направлена на повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности.
Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится до 99 процентов.
3.6. Развитие водоснабжения в сельской местности
Реализация мероприятия направлена на обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения.
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 70 процентов.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммных мероприятий прогнозируется:
ввод (приобретение) 270,0 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 154,0 тыс. кв.м для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений на 480 учебных мест;
открытие 49 фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 580 мест;
ввод в действие 46 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 640 км локальных водопроводов.
Система показателей и индикаторов оценки эффективности реализации подпрограммы представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.