Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 7 сентября 2012 г. N 544-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы
18 декабря 2012 г., 20 февраля, 20 марта, 21 мая, 3, 17 июня, 16 августа, 24 сентября, 6 ноября, 9, 31 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 793-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 25 июня 2012 года N 192-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы" |
Государственный заказчик |
министерство сельского хозяйства области |
Основные разработчики Программы |
министерство сельского хозяйства области, ассоциация "Аграрное образование и наука" в составе: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова", государственное научное учреждение "Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса", государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Россельхозакадемии", федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Волжский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации", Саратовское отделение федерального государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства", ассоциация сельскохозяйственных кооперативов, арендаторов и крестьянских хозяйств "Возрождение", областная организация профсоюза работников АПК |
Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Целями Программы являются: обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК области; повышение конкурентоспособности производимой в регионе продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности; повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и создание достойных условий жизни для сельского населения; обеспечение сохранения и воспроизводства окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов. Основные задачи: стимулирование роста производства на территории области основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК области; поддержка малых форм хозяйствования; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса; повышение эффективности регулирования региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение уровня рентабельности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития; повышение уровня и качества жизни сельского населения; создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; развитие мелиорации сельскохозяйственных земель. Основными оценочными показателями реализации Программы являются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах); индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; рентабельность сельскохозяйственных организаций; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства); количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе молодых семей и молодых специалистов; уровень газификации домов (квартир) сетевым газом; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий за счет восстановления мелиорируемых земель |
Сроки реализации Программы |
2013-2020 годы |
Перечень подпрограмм Программы |
"Поддержка малых форм хозяйствования" на 2013-2020 годы; "Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие" на 2013-2020 годы; "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2020 годы; "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области" на 2014-2020 годы |
Исполнители основных мероприятий |
министерство сельского хозяйства области, управление ветеринарии Правительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), научные организации (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности области различных форм собственности (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы |
общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2020 годы составляет 91999101,2 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 15240339,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2814379,5 тыс. рублей, 2014 год - 1480466,0 тыс. рублей, 2015 год - 1518726,0 тыс. рублей, 2016 год - 1742862,0 тыс. рублей, 2017 год - 1806024,0 тыс. рублей, 2018 год - 1884083,2 тыс. рублей, 2019 год - 1958611,1 тыс. рублей, 2020 год - 2035187,7 тыс. рублей; из областного бюджета - 8763348,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 697865,0 тыс. рублей, 2014 год - 767559,2 тыс. рублей, 2015 год - 773411,1 тыс. рублей, 2016 год - 1183133,5 тыс. рублей, 2017 год - 1241107,1 тыс. рублей, 2018 год - 1301921,3 тыс. рублей, 2019 год - 1365715,5 тыс. рублей, 2020 год - 1432635,5 тыс. рублей; из местных бюджетов (прогнозно) - 417319,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 33415,0 тыс. рублей, 2015 год - 39165,00 тыс. рублей, 2016 год - 63415,0 тыс. рублей, 2017 год - 65881,0 тыс. рублей, 2018 год - 68475,8 тыс. рублей, 2019 год - 71814,9 тыс. рублей, 2020 год - 75152,3 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 67578094,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5301931,4 тыс. рублей, 2014 год - 5534953,0 тыс. рублей, 2015 год - 6212836,0 тыс. рублей, 2016 год - 8733965,5 тыс. рублей, 2017 год - 9302995,9 тыс. рублей, 2018 год - 9901418,7 тыс. рублей, 2019 год - 10633110,5 тыс. рублей, 2020 год - 11956883,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате реализации мероприятий Программы к 2020 году в Саратовской области прогнозируется: рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 120,5 процента к уровню 2011 года; среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 5 процентов; увеличение площади полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения в 1,6 раза (с 160 до 260 тыс. га); повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 процентов; сохранение ежегодных объемов субсидируемых инвестиционных кредитов на уровне 13,3 млрд рублей, краткосрочных - на уровне 6,3 млрд рублей; увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади с 33,2 до 50 процентов; доведение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве с 10462 рублей в 2011 году до 21900 рублей в 2020 году; улучшение жилищных условий 3856 семей, проживающих в сельской местности, в том числе 2197 молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом с 97,5 до 99 процентов, обеспеченности сельского населения питьевой водой с 56 до 70 процентов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Саратовская область является крупнейшим аграрным регионом России и Поволжья и имеет значительный потенциал по производству продовольствия. В 2006-2011 годах в валовом региональном продукте области на долю сельского хозяйства приходилось от 12,5 до 15 процентов (по Российской Федерации около 5 процентов).
Региональная аграрная политика реализуется на основе финансовых ресурсов областных целевых программ: областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы", областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы".
За 2008-2011 годы объемы производства валовой продукции сельского хозяйства по Саратовской области возросли в 2 раза (таблица 1). В 2011 году объем производства региональной продукции агропромышленного комплекса составил 152,8 млрд рублей, в том числе продукции сельского хозяйства - 109,3 млрд рублей, или 136,7 процента к предыдущему году в сопоставимой оценке. Это позволяет области уверенно занимать второе место среди субъектов Приволжского федерального округа, уступая лишь Республике Татарстан. Во многом это было обеспечено благодаря государственной поддержке АПК области, объем которой за данный период составил 17,9 млрд рублей, в том числе 8,7 млрд рублей - из областного бюджета.
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе в хозяйствах всех категорий (млн. рублей)
Регионы |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год (предв.) |
Удельный вес продукции субъектов Российской Федерации в продукции сельского хозяйства Российской Федерации в 2011 году |
Республика Татарстан |
93493,1 |
117338,7 |
116527,5 |
104153,6 |
165647,0 |
4,8 |
Саратовская область |
54434,8 |
67453,2 |
64004,1 |
69720,2 |
109264,2 |
3,2 |
Республика Башкортостан |
81642,7 |
105123,0 |
103832,5 |
90097,7 |
103856,6 |
3,0 |
Оренбургская область |
46004,3 |
64600,4 |
58161,6 |
50865,9 |
71831,5 |
2,1 |
Самарская область |
34376,0 |
43609,6 |
43437,0 |
38133,1 |
57968,7 |
1,7 |
Пензенская область |
22275,8 |
29505,8 |
31868,7 |
29017,5 |
56085,4 |
1,6 |
Нижегородская область |
33762,5 |
45132,8 |
40376,7 |
39017,2 |
51624,2 |
1,5 |
Удмуртская Республика |
25378,7 |
32205,0 |
33246,8 |
34876,3 |
46366,2 |
1,3 |
Пермский край |
20238,8 |
26971,4 |
27351,7 |
30055,8 |
43681,1 |
1,3 |
Республика Мордовия |
22738,5 |
29114,1 |
31603,7 |
28051,9 |
42459,8 |
1,2 |
Чувашская Республика |
16539,2 |
21798,5 |
24064,1 |
21949,4 |
36660,0 |
1,1 |
Ульяновская область |
14837,1 |
19641,5 |
18880,4 |
17533,2 |
31928,7 |
0,9 |
Кировская область |
17704,8 |
23405,8 |
22666,9 |
23089,8 |
30131,7 |
0,9 |
Республика Марий Эл |
13521,1 |
16863,2 |
18453,3 |
18641,8 |
24764,5 |
0,7 |
Из-за засухи 2009 и 2010 годов был недополучен значительный объем производства продукции растениеводства: среднегодовой валовой сбор зерна за 2008-2011 годы составил по области 2462 тыс. тонн, что составляет 58,4 процента от планового среднегодового показателя программы. В то же время среднегодовое производство подсолнечника составило 751,6 тыс. тонн, что в 1,3 раза выше планового показателя.
Положительная динамика наблюдается в развитии отраслей животноводства. За 2008-2010 годы рост поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составил 104,2 процента (по Приволжскому федеральному округу - 89 процентов), в том числе коров - 109,3 процента (89,6 процента), а свиней и овец соответственно 107,6 процента (97 процентов) и 117,4 процента (100,1 процента).
Производство молока во всех категориях хозяйств области в 2011 году составило 1015,7 тыс. тонн, что на 11,1 процента выше уровня 2007 года. По объемам производства данного вида продукции область стабильно удерживает третье место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь республикам Башкортостан и Татарстан.
Хозяйствами всех категорий произведено 260,8 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, или на 14,3 процента больше, чем в 2007 году. Это позволило области по итогам 2011 года выйти на 12 место среди 78 субъектов Российской Федерации и на 3 место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа по объемам производства мяса.
Производство яиц в 2011 году составило 932,9 млн. штук, или 102,7 процента к уровню 2010 года.
Ежегодно растет потребление продуктов питания. Если в 2006 году потребление на душу населения составляло 293 кг молока и 53 кг мяса, то в 2010 году 311 кг и 65 кг соответственно. Вместе с тем, несмотря на рост производства молока и мяса, нормы среднегодового потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 N 953н, обеспечены по мясу лишь на 90 процентов, по молоку - на 97 процентов. Потребление яиц на душу населения выше стандарта питания на 20 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "2 ноября 2010 г."
При этом в области наблюдается несбалансированность обеспечения населения отдельными видами мяса.
Саратовская область полностью обеспечивает себя бараниной и свининой. При этом необходимо отметить, что 92,6 процента всего объема производимой свинины сосредоточено в хозяйствах населения. В результате мясоперерабатывающие предприятия испытывают недостаток в свинине и вынуждены закупать его в других регионах и за рубежом.
Производство говядины в расчете на 1 человека составляет 23,5 кг, или 94 процента от годовой нормы потребления, а спрос на мясо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства лишь на 31 процент (по Российской Федерации на 67 процентов).
Очевидно, что такой уровень производства говядины и мяса птицы недостаточен для удовлетворения полной потребности и обеспечения импортозамещения мяса на региональном рынке.
Уровень потребления основных продуктов питания определяется, в основном, объемами сельскохозяйственного производства области.
В 2010 году среди 14 территорий Приволжского федерального округа Саратовская область по потреблению растительного масла и яиц занимала первое место, молока и молочных продуктов - третье, мяса и мясопродуктов - шестое, фруктов и ягод - восьмое, рыбы и рыбных продуктов - девятое, овощей, продовольственных бахчевых культур - одиннадцатое, хлебных продуктов - тринадцатое, картофеля и сахара - четырнадцатое.
Благодаря системным мерам государственной поддержки в отрасли созданы благоприятные условия для привлечения инвесторов. В основной капитал предприятий и организаций АПК за 2008-2011 годы инвестировано, по расчетам, около 24 млрд рублей, из них в сельское хозяйство - более 15 млрд рублей.
В 2008-2011 годах предприятиями и организациями АПК области осуществлялась реализация 165 инвестиционных проектов, из них по строительству новых животноводческих объектов - 69 проектов. Завершена реализация 88 инвестиционных проектов. Введено в эксплуатацию 29,9 тыс. скотомест и 1195,7 тыс. птицемест. Создано около 250 рабочих мест.
За четыре года машинно-тракторный парк области пополнился на 2290 тракторов, 1137 зерноуборочных комбайнов, 59 кормоуборочных комбайнов. В целом за четыре года реализации Программы выполнение целевых показателей составило по приобретению тракторов - 104,1 процента, зерноуборочных комбайнов - 64,9 процента, кормоуборочных комбайнов - 59 процентов.
Получили дальнейшее развитие региональный рынок продовольствия и сельскохозяйственная потребительская кооперация. В настоящее время в г. Саратове действует сельскохозяйственный рынок, в области зарегистрировано 163 кооператива, из которых 37 создано в 2008-2011 годах.
За последние 4 года в агропромышленном комплексе произошли положительные изменения не только в технологической модернизации, повышении конкурентоспособности и наращивании объемов производства сельскохозяйственной продукции, но и в социальной сфере.
В результате реализации мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" за 2008-2011 годы в области было построено (приобретено) 170,9 тыс. кв.м жилья, в том числе 115,6 тыс. кв.м для молодых семей и молодых специалистов, построено и введено в эксплуатацию пять общеобразовательных школ общей численностью на 1718 учащихся, 301,4 км локальных водопроводов и 96,8 км распределительных газовых сетей.
В рамках реализации областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" за последние четыре года проведена реконструкция орошаемых земель по области на площади 27,9 тыс. га, сельхозтоваропроизводителями области приобретено 135 новых дождевальных машин и установок, восстановлено более 200 единиц дождевальной техники, приобретено более 66 км поливных и распределительных трубопроводов. Ежегодно сельхозпредприятиями области проводился полив сельско-хозяйственных культур на площади 160,0 тыс. га.
Динамично развивались предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
В рамках мероприятий областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы" проводилось техническое перевооружение производства на 12 молокоперерабатывающих предприятиях области, велись работы по реконструкции и модернизации убойных цехов на трех мясокомбинатах, оснащено технологическим оборудованием 9 убойных цехов и пунктов.
За 2010-2011 годы на территории области введено в эксплуатацию 25 молокоприемных пунктов и 56 убойных пунктов и площадок. Мощности по первичной переработке скота увеличены на 11,0 тыс. т мяса в год.
Объемы производства цельномолочной продукции в 2011 году возросли по сравнению с 2007 годом на 13,3 процента, колбасных изделий - на 49,9 процента, мяса - на 50,6 процента. Область полностью обеспечивает себя хлебом и хлебобулочными изделиями.
Особое внимание на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности уделяется повышению качества продукции за счет переоснащения производства современным высокопроизводительным оборудованием, внедрения новых технологий и постоянного контроля технологического процесса на всех стадиях производства, благодаря чему обеспечивается конкурентоспособность пищевой продукции, осваиваются ее новые виды.
Разнообразие ассортимента пищевой продукции достигается за счет использования различных натуральных фруктовых наполнителей, пищевых добавок. На крупных молочных предприятиях освоено производство витаминизированного молока, кисломолочных продуктов с бифидобактериями, оказывающих лечебно-профилактическое действие на органы пищеварения.
Пищевыми предприятиями области вырабатывается в год до 8 процентов от общего объема производства продукции продуктов с пониженным содержанием жира, с использованием бифидобактерий, нутриентов и витаминов.
В отрасли внедряются ресурсосберегающие технологии, способствующие снижению себестоимости продукции и увеличению выпуска продуктов питания с повышенными потребительскими свойствами.
В результате проводимых преобразований увеличивается налогооблагаемая база. Объем налоговых поступлений от предприятий агропромышленного комплекса области в консолидированный бюджет области по сравнению с 2008 годом возрос на 28,7 процента и составил в 2011 году около 1,9 млрд рублей.
За анализируемый период, на который выпало два засушливых года и период преодоления последствий аномальной засухи, уровень рентабельности в сельском хозяйстве имел отрицательную динамику и снизился с 34 процентов, достигнутых по результатам 2007 года, до 24 процентов, 6,9 процента и 3,4 процета# в 2008, 2009 и в 2010 годах соответственно. В 2011 году показатель составил 12,9 процента.
Несмотря на отмеченные позитивные изменения в результате реализации областных целевых программ в агропромышленном комплексе области за 2008-2011 годы, поставленные цели и задачи были решены не в полной мере, и остается не решенным целый спектр проблем. На выполнение целевых показателей оказали влияние следующие объективные и субъективные факторы:
во-первых, в связи с оптимизацией расходов областного бюджета, вызванной влиянием мирового финансового кризиса, вносились корректировки в финансовое обеспечение действующих программ, но при этом не имелось возможности произвести соответствующее изменение целевых индикаторов, утвержденных Соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
во-вторых, на данный период пришлось два года жесточайшей засухи, последствия которой преодолеваются и по настоящее время.
Уровень государственной поддержки АПК в расчете на 1 га пашни в Саратовской области значительно уступает большинству регионов Приволжского федерального округа. Так, за 2011 год в# этот показатель составил 743,5 руб./га, в то время как в Пензенской области - 949,9 руб./га, Ульяновской - 1083,9 руб./га, в Самарской - 1093 руб./га.
Потребность сельскохозяйственных производителей в обновлении материально-технической базы остается высокой. Полностью решить данную проблему посредством среднесрочного и долгосрочного кредитования не предоставляется возможным. Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику относительно динамики цен на сельскохозяйственную продукцию ограничивает финансовые возможности сельхозтоваропроизводителей.
Так, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 году к 2010 году составил 87,8 процента, производителей пищевой продукции - 98,3 процента, а производителей нефтепродуктов - 137 процентов, машин, оборудования и транспортных средств - 115,4-116,8 процента, строительной продукции - 106,9 процента.
Недостаточно активно внедряются в животноводство современные технологические процессы. Из-за недостатка финансовых средств по ряду инвестиционных проектов не выдерживаются запланированные сроки сдачи в эксплуатацию строящихся объектов.
Требуют большего внимания вопросы совершенствования системы земледелия, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, формирования структуры посевных площадей, отвечающей потребностям рынка и удовлетворяющей требованиям рационального использования земли.
Физический износ мелиоративного комплекса области комплекса превышает 80 процентов, а для поддержания его в рабочем состоянии необходимо ежегодно выделять на реконструкцию и модернизацию более 1,5 млрд рублей.
Недостаточным остается уровень применения сельхозтоваропроизводителями (учитывая их финансовые возможности после трех лет засухи) минеральных удобрений. Данные станции агрохимической службы свидетельствуют, что в целом по области сложился отрицательный баланс питательных веществ в почве.
Несмотря на наметившиеся в последние годы подвижки в приобретении новой техники, не удается преодолеть тенденцию опережающего старения основных фондов в отрасли. В машинно-тракторном парке области до сих пор имеется большое количество техники, выработавшей свой ресурс. Средняя нагрузка на трактор по области составляет 250 га при научно обоснованной норме 110-115 га.
При сохранении существующей тенденции покупательская способность сельхозтоваропроизводителей по приобретению основных видов техники в текущем году оценивается на 30-35 процентов ниже плановых значений областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы", что не соответствует потребностям производства.
Необходимы дополнительные меры для активизации деятельности кооперативов, КФХ, малых предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, оказания помощи в организации и создании системы сбыта производимой продукции.
Недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры на селе, низкая заработная плата обусловили дефицит квалифицированных кадров. Среднегодовая численность работающих, занятых в сельскохозяйственном производстве, за период с 2006 по 2010 годы сократилась с 50,2 до 37 тыс. человек. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве сохраняется один из самых высоких темпов роста среднемесячной заработной платы, на протяжении многих лет она остается более низкой по сравнению с другими отраслями экономики области. По состоянию на 1 января 2012 года среднемесячная заработная плата в отрасли составила 9714,8 рубля.
Остается низким процент трудоустройства молодых специалистов на сельхозпредприятия (13 процентов).
Среди причин, сдерживающих развитие пищевой и перерабатывающей промышленности области необходимо отметить:
недостаточное количество мощностей по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, соответствующих современным технологическим и санитарным нормам;
использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования. Особенно это имеет место на предприятиях по первичной переработке скота и в большинстве молокоперерабатывающих предприятий;
недостаточная государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства, сложное финансовое состояние большинства предприятий;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции;
неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями.
Развитие сферы АПК области следует рассматривать как проблему государственного значения, требующую решения как на областном, так и на федеральном уровнях, так как она имеет системный, межотраслевой, социально-экономический характер и может быть решена лишь на основе разработки комплекса мероприятий, направленных не только на поддержку и повышение экономической эффективности аграрного производства, но и на социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельских жителей, работников сельского хозяйства.
Обеспечение устойчивого развития АПК, повышение его конкурентоспособности и интеграция на этой основе в национальные и мировые продовольственные рынки является стратегической целью развития агропромышленного комплекса области, которая определена в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П.
Для вывода сельского хозяйства на рубежи, обеспечивающие максимальное импортозамещение на внутреннем рынке продукции, сырья и продовольствия и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности России, необходимо привлечение значительных финансовых ресурсов (кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов и др.), а также концентрации средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, на наиболее приоритетных направлениях в увязке с конечными результатами и усилением контроля за их целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод.
Для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координации и концентрация финансовых ресурсов областного, федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Отсутствие стратегии и координации в развитии подотраслей растениеводства и животноводства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности может привести к несбалансированному развитию отдельных отраслей АПК, будет препятствовать развитию партнерских отношений между хозяйствующими субъектами по всей цепочке от производителя до потребителя.
Решение большинства выявленных проблем возможно на областном уровне при расширении финансовых возможностей поддержки отраслей сельского хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленных на модернизацию АПК, освоение современных интенсивных (инновационных) технологий, развитие мелиорации и сельских территорий, стимулирование непосредственно самого производства продукции и продовольствия.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
недостаточный уровень финансирования из бюджетных источников;
недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников;
снижение уровня инвестиционной активности;
неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов продукции, сырья и продовольствия местного производства.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целями Программы являются:
обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК области;
повышение конкурентоспособности производимой в регионе продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и создание достойных условий жизни для сельского населения;
обеспечение сохранения и воспроизводства окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов.
В соответствии с поставленными целями должны быть решены следующие задачи:
стимулирование роста производства на территории области основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК области;
поддержка малых форм хозяйствования;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса;
повышение эффективности регулирования региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение уровня рентабельности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития;
повышение уровня и качества жизни сельского населения;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.
Основными оценочными показателями реализации Программы являются:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства);
количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий за счет восстановления мелиорируемых земель.
Реализацию Программы планируется осуществить в течение 2013-2020 годов. Этапы реализации не выделяются.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 марта 2013 г. N 133-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) программных мероприятий
Реализация Программы предусматривает выполнение комплекса программных мероприятий, включенных в шесть подпрограмм, которые направлены на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих максимальную самообеспеченность области продовольствием, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий.
Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов; ее переработка; развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование.
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013-2020 годы включает следующие основные мероприятия:
развитие селекции и элитного семеноводства;
стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
развитие переработки продукции растениеводства;
абзац седьмой утратил силу
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
снижение рисков в подотраслях растениеводства;
развитие инфраструктуры, логистическое обеспечение и регулирование рынка продукции растениеводства;
поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства;
поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи.
В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2013-2020 годы выделены следующие основные мероприятия:
племенное животноводство и птицеводство;
развитие молочного скотоводства;
развитие материально-технической базы молочного скотоводства;
развитие мясного скотоводства;
развитие свиноводства;
развитие овцеводства;
развитие птицеводства;
развитие прудового рыбоводства;
предупреждение распространения и ликвидации африканской чумы свиней и проведение противоэпизоотических мероприятий на территории области;
развитие переработки продукции животноводства;
абзац двенадцатый утратил силу
государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
снижение рисков в подотраслях животноводства.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2013-2020 годы представляет собой продолжение региональных мероприятий в области поддержки малого предпринимательства, включая следующие основные направления:
поддержка начинающих фермеров;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие" на 2013-2020 годы включает следующие основные мероприятия:
обновление парка сельскохозяйственной техники;
проведение выставок, семинаров, конкурсов, презентаций;
разработка приоритетных научных исследований (выполнение прикладных научных исследований) в сфере АПК;
выплаты ежемесячной доплаты молодым специалистам;
абзац шестой утратил силу
См. текст абзаца шестого части шестой
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2020 годы включает следующие основные мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие на селе сети общеобразовательных учреждений;
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики;
развитие сети учреждений физической культуры и спорта;
развитие сети учреждений культурно-досуговой деятельности на селе;
развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области" на 2014-2020 годы предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
развитие орошения земель сельскохозяйственного назначения;
развитие приоритетных направлений сельскохозяйственного производства на орошаемых землях;
развитие мелиорации рыбохозяйственных водоемов.
Поддержка мероприятий по развитию материально-технической базы молочного скотоводства, развитию мясного скотоводства, развитию свиноводства, развитию овцеводства (за исключением возмещения части затрат по выращиванию маточного поголовья овец и коз), развитию прудового рыбоводства в 2013-2015 годах будет осуществляться в рамках соответствующих ведомственных целевых программ, разработанных министерством сельского хозяйства области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 793-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2020 годы составляет 91999101,2 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета (прогнозно) - 15240339,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2814379,5 тыс. рублей,
2014 год - 1480466,0 тыс. рублей,
2015 год - 1518726,0 тыс. рублей,
2016 год - 1742862,0 тыс. рублей,
2017 год - 1806024,0 тыс. рублей,
2018 год - 1884083,2 тыс. рублей,
2019 год - 1958611,1 тыс. рублей,
2020 год - 2035187,7 тыс. рублей;
из областного бюджета - 8763348,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 697865,0 тыс. рублей,
2014 год - 767559,2 тыс. рублей,
2015 год - 773411,1 тыс. рублей,
2016 год - 1183133,5 тыс. рублей,
2017 год - 1241107,1 тыс. рублей,
2018 год - 1301921,3 тыс. рублей,
2019 год - 1365715,5 тыс. рублей,
2020 год - 1432635,5 тыс. рублей;
из местных бюджетов (прогнозно) - 417319,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 33415,0 тыс. рублей,
2015 год - 39165,00 тыс. рублей,
2016 год - 63415,0 тыс. рублей,
2017 год - 65881,0 тыс. рублей,
2018 год - 68475,8 тыс. рублей,
2019 год - 71814,9 тыс. рублей,
2020 год - 75152,3 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 67578094,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 5301931,4 тыс. рублей,
2014 год - 5534953,0 тыс. рублей,
2015 год - 6212836,0 тыс. рублей,
2016 год - 8733965,5 тыс. рублей,
2017 год - 9302995,9 тыс. рублей,
2018 год - 9901418,7 тыс. рублей,
2019 год - 10633110,5 тыс. рублей,
2020 год - 11956883,5 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета (прогнозно) составляет 16,6 процента от общего объема финансирования, из областного бюджета - 9,5 процента, из местных бюджетов - 0,5 процента (прогнозно), из внебюджетных источников (прогнозно) - 73,4 процента.
Распределение финансовых средств по подпрограммам приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 793-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация и управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляется министерством сельского хозяйства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ".
Администрациям муниципальных районов области рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить аналогичные муниципальные целевые программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Государственная поддержка по всем направлениям осуществляется в установленном порядке, в том числе в виде компенсации части затрат.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 сентября 2013 г. N 499-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике области - на степень решения социальных проблем отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Показатели подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Министерство сельского хозяйства области по итогам первого полугодия, 9 месяцев отчетного года и в целом за отчетный год обобщает и анализирует статистическую и оперативную отчетность по использованию бюджетных средств и исполнению целевых показателей Программы для предоставления информации в министерство экономического развития и инвестиционной политики области, размещения этой информации на сайте министерства сельского хозяйства области.
Оценка эффективности выполнения целевых показателей Программы производится на основе статистических данных и оперативной отчетности.
В результате реализации Программы на 1 рубль государственной поддержки из областного бюджета планируется привлечение более 1,7 руб. из средств федерального бюджета (прогнозно).
К 2020 году в Саратовской области прогнозируется:
рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 120,5 процента к уровню 2011 года;
среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 5 процентов;
увеличение площади полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения в 1,6 раза (с 160 до 260 тыс. га);
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 процентов;
сохранение объемов субсидируемых инвестиционных кредитов на уровне 13,3 млрд рублей, краткосрочных - на уровне 6,3 млрд рублей;
увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади с 33,2 до 50 процентов;
доведение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве с 10462 рублей в 2011 году до 21900 рублей в 2020 году;
улучшение жилищных условий 3856 семей, проживающих в сельской местности, в том числе 2197 молодых семей и молодых специалистов;
повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом с 97,5 до 99 процентов, обеспеченности сельского населения питьевой водой 56 до 70 процентов.
Кроме того, будет дополнительно создано 2100 рабочих мест.
Основные целевые показатели приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Финансовое обеспечение Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 7 сентября 2012 г. N 544-П "О долгосрочной областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.