Постановление Правительства Саратовской области от 7 июля 1999 г. N 50-П
"О приоритетных направлениях молодежной политики
в Саратовской области в 2000-2002 годах"
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 января 2004 г. N 19-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации молодежной политики в области и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 года N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 годы)" Правительство области постановляет:
1. Утвердить областную комплексную программу "Молодежь Саратовской области на 2000-2002 годы" согласно приложению.
2. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму области предусматривать при формировании расходов по молодежной политике на соответствующий финансовый год выделение средств на реализацию мероприятий областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области на 2000-2002 годы".
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области в срок до 1 января 2000 года принять среднесрочные программы в сфере реализации молодежной политики, а также предусматривать их финансирование при формировании соответствующих бюджетов.
О муниципальной целевой программе "Молодежь Саратова (2002-2004 годы) см. решение Саратовской городской Думы от 28 февраля 2002 г. N 18-150
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Председатель Правительства Саратовской области |
П.П.Камшилов |
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
"О приоритетных направлениях молодежной политики
в Саратовской области в 2000-2002 годах"
Областная комплексная программа
"Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы
Паспорт областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области"
на 2000-2002 годы
Содержание проблемы
Основные цели, направления и приоритеты программы
Структура программы
Финансовое обеспечение программы
Организационно-кадровое обеспечение программы
Механизм реализации программы
Оценка эффективности реализации программы
Перспективы развития программы
Прогнозные показатели финансово-экономического обеспечения областной
комплексной программы "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы
Паспорт областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы
Наименование программы Областная комплексная программа "Молодежь
Саратовской области" на 2000-2002 годы
Основание для разработки Постановление Правительства Российской
программы Федерации от 11 июня 1997 года N 746 "О
федеральной целевой программе "Молодежь
России (1998-2000 годы)"; Устав (Основной
Закон) Саратовской области
Государственный заказчик и Министерство по делам молодежи, спорту и
основной разработчик туризму области
программы
Цели и задачи программы, Решение социальных проблем молодежи, решение
важнейшие целевые вопросов профессионального развития и
показатели занятости молодежи, развитие деловой
активности молодежи; правовая защита и
социальная адаптация молодежи; поддержка
детских и молодежных общественных
объединений; создание условий для
гражданского становления, духовно-
-нравственного и патриотического воспитания
молодежи; интеллектуальное и физическое
развитие; поддержка художественного и
научно-технического творчества, массовых
видов детского и молодежного спорта и
туризма международных взаимоотношений в этой
сфере
Исполнители основных Министерство по делам молодежи, спорту и
мероприятий программы туризму области; Министерство труда и
социального развития области; Министерство
образования области; Министерство культуры
области; Министерство международных
отношений и внешнеэкономических связей
области; Министерство здравоохранения
области; Управление внутренних дел области;
Областной комитет государственной
статистики; Поволжская академия
государственной службы; Региональный центр
комплексного социального обслуживания детей
и молодежи; Детские и молодежные
общественные объединения.
Ожидаемые результаты Рост деловой активности и предприимчивости
реализации программы молодежи; повышение духовно-нравственного,
интеллектуального и творческого потенциала
молодого поколения; обеспечение вторичной и
сезонной занятости молодежи; создание
условий для снижения уровня безнадзорности и
правонарушений среди детей и молодежи;
улучшение здоровья молодого поколения,
снижение уровня наркомании и алкоголизма в
молодежной среде; создание инфраструктуры
информационных, социальных и правовых служб
для молодежи; повышение уровня квалификации
руководителей и специалистов органов по
делам молодежи, а также специалистов,
работающих в учреждениях органов по делам
молодежи.
Организация контроля за Министерство по делам молодежи, спорту и
исполнением программы туризму области.
Содержание проблемы
Деятельность Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области, органов по делам молодежи администраций муниципальных образований области по реализации молодежной политики осуществляется в условиях:
значительной безработицы среди молодежи (28%);
криминализация молодежной среды (49% общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет);
ограниченности средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации молодежной политики.
Результатом деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области в 1997-1998 годах прежде всего является формирование организационно-кадровой структуры муниципальных органов по делам молодежи. Так, по состоянию на 1 июня 1999 года, в Саратовской области действуют 12 комитетов, 7 отделов, 2 управления, 5 секторов, а также 12 специалистов, не входящих в структурные подразделения администраций, но занимающихся реализацией молодежной политики, развитием физической культуры, спорта и туризма (в числе последних: 2 помощника главы администрации, 1 консультант, 2 главных специалиста, 6 ведущих специалистов, 1 специалист 1-й категории). Всего в муниципальных органах по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области работает 67 специалистов.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации". На уровне Саратовской области действует Закон Саратовской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Сдерживающее влияние на реализацию молодежной политики оказала недостаточно разработанная законодательно-нормативная база как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствие единой и устойчивой системы органов по делам молодежи в Саратовской области, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении молодежной политики. Особенно негативное влияние на деятельность в сфере реализации молодежной политики оказало нестабильное и недостаточное финансирование.
Основные цели, направления и приоритеты программы
В условиях, когда основным результатом реализации молодежной политики в Саратовской области в 1997-1998 годах является формирование организационно-кадровой структуры органов по делам молодежи, основной целью программы является формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается достижение определенных приоритетов Программы и реализация ее основных направлений.
Первый приоритет программы: Формирование законодательно-нормативной, научно-методической и информационной базы, обеспечивающей реализацию молодежной политики в Саратовской области.
Настоящий раздел включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Формирование законодательно-нормативной базы, регулирующей деятельность органов по делам молодежи и других субъектов молодежной политики:
разработка новых законов и иных нормативных правовых актов;
внесение дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и Саратовской области;
содействие органам местного самоуправления в формировании нормативной базы в сфере реализации молодежной политики.
2. Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение деятельности органов по делам молодежи, в том числе:
организация и проведение научных исследований, а также изучение общественного мнения молодежи по основным вопросам молодежной политики;
организация и проведение научно-практических конференций, обучающих семинаров, круглых столов по стратегическим проблемам молодежной политики;
формирование системы подготовки и переподготовки кадров по работе с молодежью;
издание научно-методической, справочной, информационной литературы по проблемам молодежной политики в Саратовской области;
работа со средствами массовой информации.
Организации-соисполнители:
Комитет по общественным отношениям области;
областной комитет государственной статистики;
Поволжская академия государственной службы;
Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи.
Второй приоритет молодежной политики: Формирование условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодежи и всестороннего развития личности.
Настоящий раздел включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, в том числе: патриотических и поисковых объединений; организационно-методическое и финансовое содействие реализации проектов и программ молодежных и детских объединений.
2. Организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных и областных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
3. Правовая защита и социальная адаптация молодежи: разработка и апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в сфере профилактики наркозависимости; защита прав молодежи, в том числе создание механизма правового информирования и консультирования молодежи.
4. Поддержке талантливой молодежи и содействие интеллектуальному развитию личности, в том числе организация творческих молодежных и детских фестивалей, конкурсов, смотров, направленных на развитие социальных инноваций художественного и научно-технического творчества молодежи.
5. Поддержка массового детского и молодежного спорта, в том числе: проведение массовых детских и юношеских спортивных соревнований, воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни.
6. Развитие международного молодежного сотрудничества, в том числе: вовлечение молодежи Саратовской области в систему молодежных обменов, реализация международных проектов и программ.
Организации-соисполнители:
Министерство образования области;
Министерство культуры области;
Министерство международных отношений и внешнеэкономических связей области;
Управление внутренних дел области;
Учреждения высшего профессионального образования.
Третий приоритет молодежной политики: Формирование и развитие инфраструктуры социальных служб и учреждений для работы с молодежью.
Настоящий раздел включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Развитие системы детского и молодежного отдыха, в том числе: внедрение новых социально-педагогических идей, технологий и программ о деятельности оздоровительных лагерей "Орленок" и "Звездный"; организация и проведение профильных смен и лагерей; участие в организации и проведении тематических смен Всероссийского детского центра "Орленок" (Краснодарский край).
2. Решение вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости молодежи, в том числе: поддержка и стимулирование молодежных инициатив и инноваций в данной сфере, разработка и внедрение профориентационных программ и проектов допрофессиональной подготовки.
Создание и развитие социальных служб молодежи, в том числе: содействие деятельности детско-молодежным клубам и центрам по месту жительства граждан; развитие центров и служб социальной, социально-психологической и адаптационной направленности.
Организации-соисполнители:
Министерство труда и социального развития области;
Министерство образования области;
Министерство здравоохранения области;
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области;
Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи.
Структура программы
Структура областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы сформирована в соответствии с Федеральной целевой программой "Молодежь России (1998-2000 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 годы)".
Опыт реализации молодежной политики на областном и местном уровнях показал, что перечень направлений областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы в основном соответствует спектру социальных проблем, которые существуют в молодежной среде и которые необходимо решать в ближайшее время.
В связи с этим в программе обозначены приоритеты в работе с молодежью Саратовской области, включающие в себя 11 подпрограмм и комплексный план мероприятий. Основные приоритеты, направления и мероприятия программы сформулированы в программе в укрупненном масштабном виде и детализируются при подготовке годовых планов реализации программы.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, тесное увязывание основных элементов молодежной политики с основными механизмами реализации социальной политики Саратовской области в целом.
Финансовое обеспечение программы
Общий объем финансирования программы в 2000-2002 гг. прогнозно составляет 36530 тыс. руб. (2000/2001/2002 годах - 22930 тыс. руб./8526,6 тыс. руб./5072,7 тыс. руб.), в том числе 19722 тыс. руб./2000 г. - 15722 тыс. руб.) 2001 г. - 4000 тыс. руб.) - лимиты капитальных вложений.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования Программы из областного бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Министерством по делам молодежи, спорту и туризму области и утверждаются законом Саратовской области об областном бюджете на соответствующий год. Финансирование мероприятий молодежной политики на муниципальном уровне регламентируется соответствующими нормативными документами в пределах собственных бюджетов. Финансирование предполагается осуществлять из следующих источников: областной бюджет; местные бюджеты; внебюджетные источники. Размер расходуемых средств может уточняться исходя из возможностей областного бюджета.
Организационно-кадровое обеспечение программы
Программа реализуется на основе взаимодействия Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области с министерствами и ведомствами, являющимися соисполнителями программы в тесной связи с мероприятиями других областных программ, направленных на решение проблем детей и молодежи.
Организационное обеспечение реализации программы предусматривает четкое разграничение полномочий и ответственности между Министерством по делам молодежи, спорту и туризму области с одной стороны, и органами по делам молодежи администраций муниципальных образований, с другой стороны, за решение вопросов разработки и реализации молодежной политики.
Реализация программы предусматривает самостоятельную работу муниципальных органов по делам молодежи по разработке и осуществлению городских, районных программ реализации молодежной политики. Данные программы конкретизируют областную комплексную программу "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы с учетом местных приоритетов, особенностей и условий. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму области сотрудничает на паритетных началах с муниципальными органами по делам молодежи области в реализации совместных программ и проектов, входящих в программу и имеющих областной статус.
Организационное обеспечение реализации программы включает в себя также деятельность Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области, направленную на:
определение и корректировку приоритетных направлений и комплексного плана мероприятий программы;
осуществление регулирующих и контрольных функций, обеспечивающих установление зависимости между затратами на реализацию программы и ее конечными результатами;
обеспечение эффективного использования запланированных средств и ресурсов.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму области координирует деятельность Министерств и ведомств - соисполнителей программы, органов по делам молодежи администраций муниципальных образований, учреждений по работе с молодежью, общественных молодежных объединений и организаций по выполнению мероприятий программы.
Кадровое обеспечение молодежной политики в Саратовской области предполагает формирование единых подходов и создание условий для подготовки и переподготовки кадров, работающих в системе органов и учреждений по делам молодежи, а также деятельность, направленную на подготовку кадров для системы государственной службы в целом. С этой целью в рамках реализации программы предусматривается:
развитие методологической основы для разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов;
разработка организационного механизма обучения специалистов, работающих с молодежью;
внедрение таких технологий, которые бы позволили не только обучать, но и закреплять обученные кадры специалистов молодежной сферы на постоянных местах работы с учетом их профессиональной специфики, а также способствовать их кадровому росту;
создание условий для кадрового роста специалистов, работающих в молодежной сфере.
Механизм реализации программы
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму области осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание органам местного самоуправления финансовой поддержки из областного бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию на паритетных с Министерством началах.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе органов местного самоуправления, за счет средств областного бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений.
Взаимодействие Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области с исполнителями мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов и договоров, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств областного бюджета подлежит постоянному контролю со стороны Министерства по делам молодежи, спорту и туризму области в соответствии с установленным порядком.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
формирование в молодежной среде гражданско-патриотического духа, уважение к истории, культуре, традициям своей страны;
рост деловой активность и самоорганизации молодежи;
снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков, укрепление института молодой семьи;
улучшение здоровья молодого поколения, снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
снижение уровня безработицы и обеспечение максимально возможной вторичной и сезонной занятости молодежи.
Перспективы развития программы
Достижение приоритетов настоящей программы позволит по истечении срока ее реализации определить новые приоритеты, направления и мероприятия с учетом возникновения социально-экономических изменений и появления новых региональных условий.
В качестве перспектив развития программы могут реализовываться следующие направления:
1. Внедрение единой организационно-кадровой структуры органов по делам молодежи на территории Саратовской области, а именно развитие системы органов по делам молодежи, инфраструктуры подведомственных учреждений.
2. Решение жилищной проблемы молодежи, в том числе: разработка и внедрение различных форм, методов поддержки, стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи; поддержка и координация инициатив молодежи, предприятий и организаций, деятельность которых направлена на решение жилищной проблемы молодежи в области.
3. Поддержка молодой семьи, в том числе: улучшение ее материального, нравственного и духовного состояния, стимулирование ее деловой активности; разработка системы льгот в сфере социально-экономической поддержки молодой семьи; развитие центров содействия молодой семье.
4. Содействие молодежному предпринимательству, в том числе: развитие комплексной инфраструктуры содействия молодежному предпринимательству в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг.
Прогнозные показатели финансово-экономического обеспечения областной комплексной программы "Молодежь Саратовской области" на 2000-2002 годы
N п/п | Наименование направления | Финансовые затраты на 2000/2001/2002 годы - обл. бюджет (тыс. руб.) |
Сроки исполне- ния |
Всего на 2000-2002 гг. (тыс. руб.) |
1. | Формирование нормативно- законодательной базы, регулирующей деятельность органов по делам молодежи |
48 22 22 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
92 |
2. | Учебно-методическое, информационное и кадровое обеспечение деятельности органов по делам молодежи |
316,5 339 359,5 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
1015 |
3. | Поддержка деятельности молодежных и детских объединений |
116,7 150 166,6 | 2000 г. 3001 г. 2002 г. |
433,3 |
4. | Организация и проведение международных, межрегиональных и областных мероприятий |
216,7 220 220 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
656,7 |
5. | Правовая и социальная защита молодежи |
201 204 206 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
611 |
6. | Поддержка талантливой молодежи и содействие интеллектуальному развитию личности |
447 624,6 596,6 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
166,2 |
7. | Поддержка массового молодежного и детского спорта |
180 124 114 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
418 |
8. | Развитие международного молодежного сотрудничества |
157 181 197 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
535 |
9. | Развитие системы детского и молодежного отдыха |
15125 (11200)* 865 1108,6 |
2000 г. 2001 г. 2002 г. |
17098,6 (11300)* |
10. | Решение вопросов до профессиональной подготовки, профориентации и занятости молодежи |
288,8 326 383,8 | 2000 г. 2001 г. 2002 г. |
999,6 |
11. | Создание системы социальных служб молодежи |
5657 (4522)* 5356 (4000)* 1618,6 |
2000 г. 2001 г. 2002 г. |
12631,6 (8522)* |
12. | Гражданское и патриотическое воспитание молодежи |
177 115 80 | 2000 г. 2001 г. |
372 |
2002 г.
Итого: 2000 г. 22930,7
(15722)*
2001 г. 8526,6
(4000)*
2002 г. 5072,7
Всего по программе: 36530
В том числе лимиты капитальных вложений: 19722
------------------------------
* Лимиты капитальных вложений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 7 июля 1999 г. N 50-П "О приоритетных направлениях молодежной политики в Саратовской области в 2000-2002 годах"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 января 2004 г. N 19-П настоящее постановление признано утратившим силу