Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации МО г. Маркс
Марксовского муниципального района
Саратовской области
от 28 марта 2012 г. N 01-16/21
Положение
о муниципальном земельном контроле физических лиц на территории муниципального образования город Маркс
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном земельном контроле физических лиц на территории муниципального образования город Маркс (далее по тексту Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля администрацией муниципального образования город Маркс в лице отдела земельного контроля за использованием физическими лицами земель на территории муниципального образования город Маркс и является обязательным для исполнения всеми гражданами.
1.2. Муниципальный земельный контроль направлен на обеспечение соблюдения физическими лицами законодательства РФ, нормативных правовых актов Правительства Саратовской области и органов местного самоуправления г. Маркса в области земельных отношений, обязательных требований по использованию земель на территории муниципального образования город Маркс, выявление и предупреждение нарушений в области землепользования, обеспечение защиты интересов муниципального образования город Маркс.
1.3. Муниципальный земельный контроль физических лиц на территории муниципального образования город Маркс осуществляется должностными лицами отдела земельного контроля (далее по тексту должностные лица), уполномоченными на его проведение правовым актом администрации муниципального образования город Маркс (далее по тексту администрация).
1.4. В своей деятельности должностные лица, уполномоченные на проведение муниципального земельного контроля, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, иными нормативными и правовыми актами в области землепользования, а также настоящим Положением.
1.5. Формой деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля является проведение плановых и внеплановых проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель, в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Саратовской области и органов местного самоуправления г. Маркса в области земельных отношений, в том числе контроль за:
а) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
б) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
в) использованием земельных участков, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
г) исполнением предписаний по вопросам устранения нарушений в области землепользования, выявленных должностными лицами отдела земельного контроля в ходе проведенной проверки;
д) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам землепользования.
2. Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля физических лиц
2.1. К полномочиям администрации муниципального образования город Маркс относятся:
- организация и осуществление муниципального земельного контроля физических лиц на территории муниципального образования город Маркс;
- проведение плановых и внеплановых проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель;
- разработка и принятие административных регламентов проведения плановых и внеплановых проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель;
- утверждение планов проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель на территории муниципального образования город Маркс;
- заключение соглашений о взаимодействии с органами и организациями, осуществляющими государственный земельный контроль, а также органами и организациями, осуществляющими учет объектов недвижимости, с целью осуществления муниципального земельного контроля физических лиц на территории муниципального образования город Маркс;
- организация и проведение мониторинга эффективности земельного контроля физических лиц;
- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
3. Организация и проведение плановых проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель на территории муниципального образования город Маркс
3.1. Плановые проверки физических лиц осуществляются на основании ежеквартальных планов проверок, утвержденных администрацией муниципального образования город Маркс, и проводятся не чаще, чем один раз в два года. Плановые проверки физических лиц проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном настоящим Положением.
В планах проведения плановых проверок физических лиц указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество физического лица, адрес его земельного участка, подлежащего плановой проверке;
б) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
в) дата и сроки проведения каждой проверки;
г) наименование органа муниципального контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку (при проведении плановой проверки органом муниципального контроля совместно с органами государственного контроля указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов).
3.2. Документарная проверка физических лиц.
Предметом документарной проверки физического лица являются сведения, содержащиеся в его документах, устанавливающих его право пользования данным земельным участком, исполнение предписаний и постановлений администрации, связанных с соблюдением порядка переуступки права пользования землей, с соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, исполнение предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных должностными лицами, уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля, выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования земель, а также связанных с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами администрации в первую очередь рассматриваются документы физического лица, имеющиеся в распоряжении администрации, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого физического лица муниципального земельного контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении администрации, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение физическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, администрация направляет в адрес физического лица повестку, содержащую мотивированный запрос о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов (приложение N 1 к настоящему Положению). К повестке прилагается заверенная печатью копия распоряжения администрации о проведении проверки данного физического лица.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса физическое лицо обязано направить в администрацию указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных подписью физического лица либо его уполномоченного представителя.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных физическим лицом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у администрации документах и (или) полученным в ходе осуществления муниципального земельного контроля, информация об этом направляется физическому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Физическое лицо, представляющее в администрацию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у администрации документах и (или) полученным в ходе осуществления муниципального земельного контроля, вправе представить дополнительно в администрацию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо администрации, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные физическим лицом или его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений, администрация установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица администрации вправе провести выездную проверку этого физического лица.
При проведении документарной проверки администрация не вправе требовать у физического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Срок проведения документарной проверки не может превышать тридцать рабочих дней.
3.3. Выездная проверка физических лиц.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах физического лица сведения, а также соответствие их обязательным требованиям по использованию земель, установленным муниципальными правовыми актами, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Саратовской области и органов местного самоуправления г. Маркса в области земельных отношений. Выездная проверка (как плановая так и внеплановая) проводится по месту нахождения земельных участков, используемых физическим лицом, в отношении которого проводится проверка.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении администрации документах физического лица;
2) оценить соответствие деятельности физического лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами администрации, обязательного ознакомления физического лица или его уполномоченного представителя с распоряжением администрации муниципального образования город Маркс о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Физическое лицо или его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам администрации, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на проверяемый земельный участок.
Срок проведения выездной проверки не может превышать трех рабочих дней.
4. Организация и проведение внеплановых проверок исполнения физическими лицами обязательных требований по использованию земель на территории муниципального образования город Маркс
4.1. Внеплановые проверки физических лиц проводятся, в соответствии с настоящим Положением:
- для проверки устранения обстоятельств нарушения физическим лицом земельного законодательства;
- в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства;
- при поступлении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации о возникновении аварийных ситуаций, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей природной среде и имуществу юридических и физических лиц;
- в случае обращения физических и юридических лиц с жалобами на нарушение физическим лицом их прав и законных интересов в области земельных правоотношений, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
4.2. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся по вопросам нарушения установленных требований в использовании земель, а также не содержащие данных о землепользователе (Ф.И.О., адрес местожительства), в отношении которого необходимо провести проверку, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
4.3. Физические лица, в отношении которых проводится муниципальный земельный контроль, должны быть предупреждены должностными лицами администрации любым доступным способом не позднее трех дней до начала проведения проверки.
Отсутствие землепользователя или его законного представителя может служить причиной для переноса срока проведения проверки.
4.4. Регламент проведения внеплановой проверки аналогичен регламенту проведения плановой проверки.
5. Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на проведение муниципального земельного контроля, и порядок их работы
5.1. Проверка проводится на основании распоряжения администрации муниципального образования город Маркс (приложение N 2 к настоящему Положению). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении администрации муниципального образования город Маркс.
В распоряжении указываются:
1) наименование администрации;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) фамилия, имя, отчество, адрес земельного участка физического лица, проверка которого проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения проверки и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых физическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
5.2. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа муниципального земельного контроля, проводящими проверку, физическому лицу или его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении.
5.3. Должностные лица, уполномоченные на проведение муниципального земельного контроля физических лиц, при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право:
1) в порядке, установленном настоящим Положением обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде проверяемого физического лица, производить из замер и фотографирование;
2) безвозмездно получать сведения и документы, устанавливающие право физического лица пользоваться данным земельным участком, а также другие документы, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля;
3) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению физическими лицами законной деятельности.
5.4. Должностные лица администрации при проведении проверки физических лиц обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими лицами обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в области землепользования;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы физических лиц, проверка которых проводится;
3) проводить проверку только на основании распоряжения администрации о ее проведении, в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения администрации;
5) не препятствовать физическому лицу или его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять физическому лицу или его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, не допускать необоснованное ограничение их прав и законных интересов;
7) знакомить физическое лицо или его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании физическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) соблюдать сроки проведения проверки, указанные в распоряжении администрации на проверку;
10) не требовать от физического лица или его уполномоченного представителя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено настоящим Положением;
11) перед началом проведения выездной проверки по просьбе физического лица или его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
12) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
6. Ограничения при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица администрации не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям администрации, от имени которой действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении физического лица или его уполномоченного представителя, за исключением случая причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать у физического лица представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) превышать установленные сроки проведения проверки;
7. Порядок оформления результатов проверки
7.1. По результатам проверки должностными лицами администрации, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (приложение N 3 к настоящему Положению).
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование администрации;
3) дата и номер распоряжения главы администрации муниципального образования город Маркс;
4) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) фамилия, имя, отчество; адрес местожительства физического лица, проверка которого проводится, либо его уполномоченного представителя;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица или его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
7.2. В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к акту проверки могут прилагаться: объяснения физического лица (приложение N 4 к настоящему Положению), фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка (приложение N 5 к настоящему Положению), схематический чертеж земельного участка (приложение N 6 к настоящему Положению), обмер площади земельного участка (приложение N 7 к настоящему Положению), предписания об устранении выявленных нарушений и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.
7.3. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается физическому лицу или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
7.4. В случае отсутствия физического лица или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле администрации.
7.5. Физическое лицо или его уполномоченный представитель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в администрацию в письменной форме возражения в отношении акта проверки. При этом физическое лицо или его уполномоченный представитель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в администрацию.
8. Меры, принимаемые должностными лицами администрации в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
8.1. В случае выявления при проведении проверки нарушений физическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица администрации, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание физическому лицу или его уполномоченному представителю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных в ходе проверки физического лица нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
9. Ответственность администрации, ее должностных лиц при проведении проверки
9.1. Администрация, ее должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут дисциплинарную ответственность (в отношении должностных лиц администрации), а также иную юридическую ответственность, установленную действующим законодательством.
9.2. Администрация осуществляет контроль за исполнением ее должностными лицами соответствующих служебных обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводит соответствующие служебные расследования и принимает, в соответствии с законодательством РФ меры в отношении таких должностных лиц.
10. Права и обязанности, ответственность физических лиц при проведении проверки
10.1. Физическое лицо или его уполномоченный представитель имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от администрации, ее должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Положением;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц администрации;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц администрации, повлекшие за собой нарушение прав физического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке, в соответствии с законодательством РФ;
5) на возмещение вреда, причиненного физическим лицам вследствие действий (бездействия) должностных лиц администрации, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными при осуществлении муниципального земельного контроля.
10.2. При проведении проверок физические лица обязаны присутствовать лично либо обеспечить присутствие их уполномоченных представителей.
10.3. Физические лица или их уполномоченные представители, препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний администрации об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность, в соответствии с законодательством РФ.
11. Защита прав физических лиц при осуществлении муниципального земельного контроля
11.1 Защита прав физических лиц при осуществлении муниципального земельного контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.2 Заявление об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц администрации может направляться в администрацию на имя главы администрации, которое подлежит рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан законодательством РФ.
11.3. Нормативные правовые акты администрации, нарушающие права и (или) законные интересы физических лиц и не соответствующие законодательству РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.