1. Общие положения
2. Цели, задачи и основные направления
3. Правовое просвещение избирателей
4. Подготовка организаторов выборов и повышение их квалификации
5. Повышение правовой культуры представителей политических общественных
объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей
6. Средства массовой информации и выборы
7. Организация управления и финансирование Программы
1. Общие положения
1.1. Отличительной чертой демократического устройства современного государства является превращение выборов в основную и непрерывную процедуру отбора членов представительных органов, а также глав муниципальных образований и ряда должностных лиц на местном, областном и общегосударственном уровнях. Именно выборы являются основной формой участия граждан в политике и государственном управлении, осуществлении ими контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов и должностных лиц.
Свою политическую функцию выборы могут выполнить лишь при наличии развитой правовой культуры гражданского участия и неукоснительного исполнения избирательного законодательства всеми гражданами и должностными лицами. Отсюда - роль демократических общественных институтов, осуществляющих электорально-правовое воспитание граждан, обеспечивающих организацию и управление избирательным процессом, координацию деятельности всех его участников, анализ и обобщение избирательной практики, выработку рекомендаций и предложений. Для этих целей постановлениями Правительства Саратовской области и избирательной комиссии Саратовской области была одобрена Целевая программа правового просвещения населения и повышения правовой культуры организаторов выборов в Саратовской области на 1998-2000 годы (далее - Целевая программа).
Целевая программа охватывала все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, политические общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средства массовой информации и так далее. В осуществлении мероприятий участвовали органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, просветительские организации, образовательные учреждения области.
Реализация Целевой программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и осуществления, но и перспективность ее продолжения на новом этапе развития демократии в нашей стране.
1.2. В связи с завершением мероприятий Целевой программы и необходимостью выполнения Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2001-2005 годы, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 октября 2000 года N 113/1176-3, возникает объективная потребность в принятии и реализации Программы правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов в Саратовской области на 2001-2004 годы (далее - Программа), учитывающей практический опыт реализации Целевой программы и прошедших избирательных кампаний.
2. Цели, задачи и основные направления
2.1. Программа предусматривает проведение долгосрочных и оперативных мероприятий образовательного, информационного, организационного характера, направленных на создание системы правового просвещения всех участников избирательного процесса на территории Саратовской области.
2.2. Программа имеет своей целью создание и реализацию единой системы правового просвещения, основанной на индивидуальном подходе к различным категориям граждан, учитывающей их интересы и направленной на формирование осознанного, продуманного подхода к участию в политической жизни общества и государства, решению правовых проблем.
2.3. Выполнению этой цели служит решение следующих задач:
формирование у всех участников избирательного процесса знаний действующего законодательства в области избирательных правоотношений;
оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса;
формирование у граждан уважения к Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству и законодательству области;
организация целевой подготовки высококвалифицированных специалистов в области избирательного права;
нормативное и организационное обеспечение избирательных прав граждан;
организация работы семинаров-консультаций с представителями политических общественных объединений, кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями, инициаторами проведения референдумов и средствами массовой информации.
2.4. Программа включает следующие основные направления:
предложения по совершенствованию действующего избирательного законодательства;
правовое просвещение избирателей;
повышение правовой культуры организаторов выборов и участников избирательного процесса;
создание эффективной информационно-аналитической и образовательной избирательной инфраструктуры в Саратовской области.
2.5. В реализации Программы принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления области, научные и просветительские организации, специалисты по работе с общественностью, проведению выборов и референдумов.
Программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения и воспитания граждан и предусматривает разработку аналогичных программ в муниципальных образованиях области.
Программа признана стать частью общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшее углубление демократических преобразований институтов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Правовое просвещение избирателей
3.1. Через правовое просвещение решается задача включения в избирательный процесс различных групп населения, формирования осознанного желания каждого гражданина внести свой вклад в стабилизацию политической и социально-экономической жизни страны.
3.2. Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, ведущее место в процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к участию в избирательном процессе.
3.3. Обучение избирателей включает в себя комплекс мероприятий учебного, информационного, образовательно-просветительного характера, направленных на конкретные профессионально-возрастные группы.
3.4. Процесс правового просвещения осуществляется в следующих формах:
общее правовое образование в школах, высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, переподготовки специалистов;
реализация просветительско-информационной, пропагандистской работы через средства массовой информации, учреждения культуры, в том числе библиотеки;
различные формы разъяснения правовых актов, издание брошюр, листовок.
3.5. Правовой базой информационно-образовательной работы с избирателями является Конституция Российской Федерации, законодательство о выборах и референдумах Российской Федерации и области, Устав (Основной Закон) области, а также иные нормативные акты Российской Федерации и области, постановления и иные нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии Саратовской области, правовые акты органов местного самоуправления.
3.6. Правовое просвещение избирателей проводится непрерывно. Обучение в учебных заведениях осуществляется исходя из их специализации. Программы мероприятий разрабатываются с учетом возраста обучаемых, профиля учебного заведения и других факторов.
4. Подготовка организаторов выборов и повышение их квалификации
4.1. Подготовка специалистов по организации и проведению выборов и референдумов является важнейшим направлением государственной кадровой политики на современном этапе. Это положение закреплено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2001 год), где он говорит, что "нам понадобятся грамотные, подготовленные специалисты - ...и среди государственных служащих".
4.2. Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов выдвигает на передний план проблемы их кадрового обеспечения специалистами в области правоприменительной деятельности в избирательном процессе, финансовых и контрольно-ревизионных служб, а также постоянного совершенствования законодательства в области избирательного права и практики его применения.
4.3. Принимая во внимание высокую интенсивность проведения областных и местных выборов, важно организовать постоянное обучение кадров избирательных комиссий различных уровней, в том числе консультантов, специалистов в области избирательных технологий, системных администраторов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", руководителей и специалистов финансовых и контрольно-ревизионных служб.
4.4. Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права.
4.5. В ходе обучения предстоит активно привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе в области избирательного права.
4.6. Существенное место в процессе обучения отводится анализу правонарушающих избирательных технологий на стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, более широкому применению Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" во всех сферах деятельности избирательных комиссий.
4.7. Обучение должно охватить кадры избирательных комиссий следующих уровней:
избирательная комиссия Саратовской области;
окружные избирательные комиссии;
территориальные и участковые избирательные комиссии.
4.8. Обучение специалистов избирательной комиссии Саратовской области проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в системе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Саратовской государственной академии права, Поволжской академии государственной службы, на курсах и семинарах в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
4.9. Обучение членов окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий проводится в форме систематических семинаров-совещаний, консультаций, стажировок в вышестоящих избирательных комиссиях.
4.10. Реализация данного раздела Программы позволит повысить профессиональный уровень кадров избирательных комиссий, что является необходимым условием качественной подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
5. Повышение правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей
5.1. Основная задача, связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия данной категории лиц в избирательном процессе, состоит в организации системы их подготовки на базе современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями законодательства в области избирательного права, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.
5.2. В этих целях организуются постоянно действующий семинар и учебные курсы, проводятся регулярные юридические консультации.
5.3. В процессе обучения формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями, представителями средств массовой информации, политическими конкурентами на выборах.
5.4. Для реализации данного раздела Программы предусматривается издание учебных и методических пособий.
5.5. Проведение выборов обеспечивается общественным контролем за соблюдением норм законодательства в ходе голосования, подсчета голосов избирателей, определения результатов волеизъявления избирателей, оформления соответствующих документов. В этом процессе участвует значительное число наблюдателей, назначаемых кандидатами, общественными объединениями, правовое обучение которых также предусмотрено Программой.
6. Средства массовой информации и выборы
6.1. Влияние средств массовой информации на развитие правового просвещения открывает широкие возможности для проведения через средства массовой информации (далее - СМИ) активной государственной политики в области избирательного права и процесса.
6.2. Распространение в СМИ объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, конференций и других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.
6.3. Предполагается выпуск на страницах областных печатных СМИ постоянных информационной и консультативной рубрик избирательной комиссии Саратовской области.
6.4. Для представителей СМИ предусматривается проведение семинаров, конференций, консультаций и других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.
7. Организация управления и финансирование Программы
7.1. Управление реализацией Программы возлагается на избирательную комиссию Саратовской области.
7.2. Для организации выполнения Программы избирательная комиссия Саратовской области образует Координационный совет по реализации Программы правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов в Саратовской области на 2001-2004 годы (далее - Координационный совет).
См. Положение о Координационном совете по реализации Программы правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов в Саратовской области на 2001-2004 годы, утвержденное постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 10 октября 2001 г. N 01-10/49-П
7.3. Работа по осуществлению мероприятий Программы проводится избирательной комиссией Саратовской области совместно с нижестоящими избирательными комиссиями, с органами государственной власти и местного самоуправления области, иными участниками избирательного процесса.
7.4. Избирательная комиссия Саратовской области утверждает План основных мероприятий реализации Программы, разработанный Координационным советом на каждый очередной год.
7.5. Координационный совет готовит ежегодный отчет о реализации Программы на рассмотрение избирательной комиссии Саратовской области. Информация о ходе реализации Программы публикуется в СМИ.
7.6. Финансирование настоящей Программы производится из средств федерального бюджета, выделенных избирательной комиссии Саратовской области на реализацию Программы, средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности избирательной комиссии области, а также за счет средств иных участников избирательного процесса.
7.7. В целях дополнительного обеспечения реализации Программы за счет средств заинтересованных предприятий, организаций и учреждений может быть создан фонд развития избирательной системы Саратовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов в Саратовской области на 2001-2004 г. г. (утв. постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 20 июля 2001 г. N 01-10/39-П)
Текст программы официально опубликован не был