Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 27 декабря 2001 г. N 16-133
Муниципальная целевая программа
"Создание межбиблиотечной корпоративной компьютерной сети муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова"
Паспорт программы
Наименование программы Муниципальная целевая Программа "Создание
межбиблиотечной корпоративной компьютерной
сети муниципального учреждения культуры
"Централизованная библиотечная система города
Саратова"
Дата принятия решения о Решение Саратовской городской Думы от 2
разработке программы, декабря 1999 г. N 38-373 "О муниципальной
дата ее утверждения программе социально-экономического развития
города Саратова на 1999-2001 годы"
Постановление мэра города от 19.04.2000 г. "О
выполнении муниципальной программы
социально-экономического развития города
Саратова за 1999 год"
Программа утверждена решением Саратовской
городской Думы от 27.12.2001 N 16-133
Заказчик программы Администрация города Саратова
Основные разработчики Муниципальное учреждение культуры
программы "Централизованная библиотечная система города
Саратова"
Цели программы Участие общедоступных муниципальных библиотек
в формировании в Саратове единого
информационного и культурного пространства на
основе сформированных ресурсов этих
библиотек, а также информационных ресурсов
библиотек России, библиотек мирового
сообщества; федеральных, региональных органов
власти, местного самоуправления; СМИ и других
информационных источников, обеспечивающих
свободный и равный доступ к информации,
знаниям, культуре всем жителям города
Сохранение сети публичных городских библиотек
Саратова и развитие ее на уровне потребностей
современного общества
Основные задачи Создание общей организационной,
программы программно-технологической и технической
среды, обеспечивающей объединение
информационных и трудовых ресурсов библиотек
ЦБС в корпоративную систему для совместного
использования их в интересах повышения
качества библиотечно-информационного
обслуживания различных категорий
пользователей
Повышение полноты, оперативности и
номенклатуры услуг на некоммерческой основе,
библиотечно-информационного обслуживания
жителей Саратова, а также его
административных органов, организаций,
учреждений, фирм за счет предоставления им
объединенных ресурсов корпоративной системы
публичных библиотек ЦБС и средств поиска в
них с использованием современных
информационных и телекоммуникационных
технологий для решения социальных,
культурных, образовательных, управленческих,
деловых и других задач
Интеграция библиотек ЦБС в мировое
библиотечно-информационное пространство
Формирование библиотек города как
общедоступных муниципальных информационных
центров
Важнейшие целевые 2002 год
показатели 34 тыс. жителей Саратова - пользователи 6
библиотек - участниц Программы 1 этапа:
получат доступ к информационным ресурсам
Центральной городской библиотеки, библиотек
России, библиотек мирового сообщества,
федеральных, региональных органов власти,
местного самоуправления и других
информационных источников;
будут иметь возможность пользоваться
дополнительными услугами, оказываемыми
библиотеками, на основе новых информационных
технологий
Библиотеки ЦБС смогут увеличить сумму доходов
от платных услуг на 30% вследствие установки
еще в 6 библиотеках необходимой для этого
техники (c 29 тыс. руб. до 37 тыс. руб. в
месяц)
2003-2005 гг.
121 тыс. жителей Саратова - пользователи 24
библиотек, участниц программы 2 этапа:
получат доступ к информационным ресурсам
Центральной городской библиотеки, будут иметь
возможность пользоваться дополнительными
услугами библиотек на основе новых
информационных технологий
Библиотеки ЦБС смогут увеличить сумму доходов
от платных услуг еще на 11% вследствие
установки еще в 24 библиотеках необходимой
для этого техники (с 37 тыс. руб. до 41
тыс. руб. в месяц)
Сроки реализации 2002-2005 годы
программы 1 этап - 2002 год
2 этап - 2003-2005 годы
Перечень основных 1. Техническое и технологическое оснащение
мероприятий Центральной городской библиотеки
2. Техническое и технологическое оснащение
библиотек - участниц Программы
3. Отработка, внедрение и эксплуатация
корпоративных технологий
4. Внедрение новых форм обслуживания и
информационных услуг, основанных на
использовании ресурсов корпоративной сети в
библиотеках - участницах Программы
5. Обучение персонала библиотек - участниц
Программы по учебным планам, связанным с
созданием и эксплуатацией новых услуг и
информационных продуктов
Исполнители основных Муниципальное учреждение культуры
мероприятий "Централизованная библиотечная система города
Саратова"
Объемы и источники 2002 год - 362949 руб. - бюджет города
финансирования 2003 год - 393280 руб. - бюджет города
2004 год - 399280 руб. - бюджет города
2005 год - 376000 руб. - бюджет города
итого 2002-2005 годы - 1531509 руб.
Ожидаемые результаты Выполнение Программы обеспечит:
реализации программы увеличение объема и качества библиотечных и
информационных услуг, предоставляемых
горожанам, являющимся пользователями
библиотечного филиала, расположенного на
территории их проживания и, вследствие этого,
ожидаемое увеличение дохода библиотек ЦБС от
оказания платных услуг на 40% (с 29 тыс. руб.
до 41 тыс. руб. в месяц);
предоставление жителям, особенно молодежи,
удобного доступа к информационным ресурсам
всей библиотечной системы города для
эффективного использования в процессе
образования (155 тыс. жителей Саратова
получат доступ к информационным ресурсам);
кооперирование усилий всех филиалов ЦБС,
включенных в корпоративную сеть, в расширении
электронных информационных библиотечных
фондов;
предоставление реальных возможностей для
доступа к информационным ресурсам библиотек
городов России и всего мирового пространства
каждому жителю Саратова;
развитие библиотечной системы города на
уровне требований современного общества
Система организации Текущий контроль за выполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет администрация города
программы Ежегодно отчет о ходе выполнении Программы
заслушивается в городской Думе.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Место библиотек Централизованной библиотечной системы в инфраструктуре города Саратова
Меняющиеся условия жизни делают необходимым решение проблемы выживания и приспособления того или иного учреждения к новой социально-экономической реальности. Проблема коренного изменения деятельности стоит и перед муниципальным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" (в дальнейшем - ЦБС). Значимость выработки новой стратегии деятельности библиотек города определяется прежде всего тем, что вокруг них концентрируется значительная часть населения, нуждающаяся в информации (46 библиотек ЦБС обслуживают более 185 тыс. жителей Саратова - 21%).
Развитие библиотек ЦБС определяет их муниципальный статус и основное бюджетное финансирование, значительно сократившееся за последнее десятилетие. Усложнившаяся экономическая ситуация и сокращение затрат на развитие во многом определили кризисные явления в деятельности библиотек, обозначившиеся в конце 80-х-начале 90-х годов.
Единая централизованная библиотечная система, объединившая сеть государственных библиотек города Саратова, была создана решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов в 1980 году. В то время приоритет в обслуживании читателей отводился не их интересам и потребностям, а способам воздействия на них, руководству чтением. Соответствующим образом шло формирование библиотечных фондов. Так, к середине 80-х годов 51% новых поступлений книжных фондов в библиотеки ЦБС составляла общественно-политическая литература (в основном труды классиков марксизма-ленинизма, деятелей КПСС и советского государства).
К началу 90-х годов в результате серьезного сокращения финансирования текущей деятельности библиотек (с 1996 года средства выделялись практически только на выплату заработной платы) положение с пополнением книжных фондов еще более усугубилось. К 2000 году приток новых изданий сократился в 4 раза по сравнению с 1990 годом, а выбытие фонда превышало его поступления.
Когда новые общественные явления, возникшие в стране, изменили информационные потребности населения, библиотека оказалась не в состоянии их выполнять (50% запросов не удовлетворялись). Начался резкий отток читателей из библиотек. С 1989 по 1993 год количество читателей в ЦБС сократилось на 30%.
Тогда-то и появилась необходимость осмысления роли библиотек в новых социально-экономических условиях, их места в городском сообществе. В ЦБС прошло широкомасштабное социологическое исследование "Имидж библиотеки глазами читателей" (1993-1995 гг.), в результате которого были изучены состав пользователей библиотек, их информационные запросы, представления пользователей о возможностях современной библиотеки. Главный вывод, сделанный исследованием, таков: социальная востребованность библиотек во многом зависит от того, насколько ее ресурсы отвечают потребностям разных категорий населения города. Поэтому определяющим направлением начала - середины 90-х годов была специализация некоторых библиотек ЦБС, создание информационно-библиотечных и культурно-просветительских центров, среди которых: "Наше наследие" (библиотека-филиал N 1), "Здоровье" (библиотека-филиал N 2), центр по экологическому просвещению населения (библиотека-филиал N 17), центры семейного чтения (библиотеки-филиалы N 7, 9, 23, 36), деловой информационный центр (ЦБ), молодежный информационный центр и др.
1998 год определил новое направление в деятельности библиотек города в помощь образовательному процессу и формирование их как общедоступных муниципальных информационных центров для населения, а фонды библиотек как основной информационный ресурс развития города. Был взят курс на компьютеризацию библиотечных процессов и внедрение новых информационных технологий.
1.2. Группы населения Саратова - пользователи библиотек Централизованной библиотечной системы, их информационные интересы
Анализ внешней и внутренней ситуации деятельности библиотек показал следующее: пользователи библиотек ЦБС представляют все поколения. Основная часть (71%) - молодежь: учащиеся школ, лицеев, гимназий, колледжей, технических училищ, высших учебных заведений. Студенты и учащиеся всех без исключения учебных заведений Саратова (50% учащейся молодежи) являются пользователями библиотек ЦБС. Библиотеки города сегодня - неотъемлемая часть образовательного процесса любого учебного учреждения Саратова.
Другой группой читателей для библиотек ЦБС являются специалисты, техническая и гуманитарная интеллигенция (20%). Изучение чтения и информационных интересов специалистов, посещающих библиотеки ЦБС, информационные потребности служащих администрации города Саратова, руководителей органов территориального общественного самоуправления, предпринимателей выявило их заинтересованность в приоритетном информационном обеспечении со стороны ЦБС.
Третьей группой пользователей являются социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды) (5%), для которых библиотека выступает как единственный очаг информации и культуры в силу ее бесплатности.
За последние два года ЦБС, развивая общественные связи, установила контакты с органами местного самоуправления, различными социально значимыми организациями, органами образования, правозащитными органами, средствами массовой информации. Взаимоотношения с ними строятся через заключение договоров о совместном сотрудничестве, что помогает оперативно реагировать на информационные запросы и менять стратегию комплектования.
1.3. Фонды библиотек ЦБС как основной информационный ресурс развития города
Библиотеки Саратова располагают универсальным фондом всех видов и типов изданий на традиционных и новых электронных носителях информации по всем отраслям знаний. Фонд снабжен разветвленным и хорошо структурированным справочно-поисковым аппаратом, представляющим собой совокупность различных методов поиска. Общий фонд ЦБС составляет на 1 января 2001 г. 1 млн. 798 тыс. изданий. Ежегодно в библиотеки выписывается более 400 периодических изданий.
Исследование чтения и информационных запросов пользователей показало, что в настоящее время особым спросом пользуется отраслевая литература по экономике, праву, менеджменту, бизнесу, социологии, психологии, культурологии и др. С изменением стратегии комплектования книжных фондов улучшилась ситуация с удовлетворением информационных запросов. По опросам последних лет 62% пользователей полностью смогли удовлетворить свои запросы, частично удовлетворены - 30%. Не удовлетворен совершенно 1% пользователей. Возрастает и количество пользователей. По сравнению с 1993 годом увеличение произошло на 10%
Ситуация с финансовыми средствами, выделяемыми на комплектование фонда, остается крайне тяжелой. Комплектование книжных фондов и сейчас не защищено бюджетным финансированием. Защищенным остается только финансирование годовой подписки библиотек ЦБС на периодику. Но и этих денег недостаточно.
1.4. Система сервисных услуг в библиотеках города
Совершенствование библиотечного обслуживания в ЦБС связывается в первую очередь с развитием и расширением услуг населению города. Выполняя запросы городского населения, библиотеки ЦБС переходят от традиционных библиотечных услуг: выдачи книг, газет, журналов к обслуживанию библиографической, фактографической информацией. Оно направлено на удовлетворение индивидуальных интересов различных категорий пользователей во всем их многообразии: в области образования, экономики, права, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного законодательства, культуры, досуга и др.
Традиционные библиотечные услуги остаются бесплатными. Одним из способов, отчасти помогающим выжить библиотекам в сложной экономической ситуации, являются платные услуги. Формирование профильного рынка платных услуг в настоящее время является одним из существенных направлений деятельности библиотек. Типы услуг, выполняемые библиотеками ЦБС, - библиотечно-информационные (индивидуальный тематический подбор литературы по запросу и составление списка литературы, составление бюллетеней новых поступлений, подготовка пресс-дайджестов, аналитических обзоров, услуги межбиблиотечного абонемента и др.); издательско-полиграфические (ксерокопирование, сканирование, набор и распечатка документов, изготовление буклетов) и др.
Однако, платные услуги эффективны лишь в том случае, когда речь идет о высоком качестве их выполнения. А высокое качество услуг опирается, прежде всего, на использование новых информационных технологий, новых технических ресурсов.
1.5. Современное состояние работы по внедрению информационных и компьютерных технологий в библиотеках ЦБС. Необходимость ее дальнейшего развития
Систематическая работа по внедрению новых технологий обработки информации началась в библиотеках ЦБС в 1996 году. Автоматизация основных библиотечных процессов в настоящее время осуществляется в основном в Центральной городской библиотеке, частично - в библиотеках-филиалах N 10, 4, 44, Центральной детской библиотеке.
В Центральной городской библиотеке создана локальная компьютерная сеть, объединяющая 25 рабочих станций. Работает Автоматизированная библиотечная система "Библиотека 4.2", которая позволяет автоматизировать все библиотечные процессы: комплектование и обработку литературы, все виды учета, книговыдачу и возврат книг, анализ книгообеспеченности, а также обеспечить быстрый поиск в электронном каталоге необходимого издания. Регулярно пополняются новыми записями 19 баз данных.
В общей сложности базы данных включают более 150 тысяч собственных документов с указанием места хранения источника информации не только в отделах центральной библиотеки, но и во всех 46 библиотеках-филиалах.
В 2000 году в ЦБ открыт Интернет-центр с оптико-волоконным каналом связи.
Однако остальные библиотеки ЦБС, расположенные в различных районах и микрорайонах города, таких высоких возможностей по информационному обслуживанию пользователей не имеют, так как не автоматизированы и не имеют доступа к сформированным базам данных Центральной городской библиотеки. Библиотеки эти обслуживают значительную часть населения города по месту жительства, учебы. Налицо проблема несоответствия между возможностями одной крупнейшей библиотеки ЦБС и остальными библиотеками-филиалами.
1.6. Место ЦБС в формировании единого информационного пространства города. Межбиблиотечная корпоративная компьютерная сеть как основа информационного обеспечения населения города
С самого начала в процессе автоматизации и компьютеризации библиотек ЦБС присутствует и учитывается сетевой аспект - задача их последующего объединения в единую информационную систему. Поэтому особую роль приобретает разработанная программа информатизации библиотек ЦБС "Создание межбиблиотечной корпоративной компьютерной сети". (МККС).
Разработанная Программа "Создание межбиблиотечной корпоративной компьютерной сети ЦБС г. Саратова" является логическим продолжением работ по внедрению современных библиотечно-информационных технологий в массовые библиотеки Саратова, которые были начаты в рамках проекта "Формирование первой очереди Саратовской региональной библиотечной компьютерной сети". Данный проект получил финансовую поддержку Института "Открытое общество" и реализован в 1999 году. Участницей этого проекта была и Центральная городская библиотека.
Войдя в МККС, библиотеки-филиалы ЦБС будут способствовать созданию единого информационного и культурного пространства Саратова. Каждая опорная библиотека для района, а Центральная городская библиотека - для города в целом, будет способна выполнять функции единых распределенных информационных центров.
Формируя единое информационное пространство города, МККС сделает возможным доступ к информации еще для 155000 пользователей независимо от места их проживания (центр - окраина) и приведет к значительному снижению затрат, связанных с получением информации при больших расстояниях (пользователь - база данных).
Более 2-х лет Центральная городская библиотека участвует в корпоративной работе с саратовскими библиотеками других ведомств, а также с публичными и университетскими библиотеками Самары, Твери, Ижевска, Челябинска, Чебоксар, Кирова, Оренбурга, Тулы, Ульяновска, Саранска. Еженедельно по электронной почте осуществляется межбиблиотечный обмен журнальными статьями более 200 наименований.
С вводом в действие МККС, библиотеки-филиалы ЦБС смогут также войти в этот консорциум, что даст им возможность выполнять информационные услуги на современном уровне, как выполняет их сейчас Центральная городская библиотека, т.е. подготавливать аналитические справки, пресс-дайджесты, предоставлять услуги Интернета.
Целесообразность создания МККС определяется в первую очередь достижениями для города социально значимых целей.
Создание МККС дает библиотекам ЦБС возможность осуществлять:
1. Информационное обеспечение образования путем обслуживания более чем половины учащейся молодежи города. Из 82 тыс. студентов саратовских вузов - 30 тысяч - читатели библиотек ЦБС; из 49 тыс. учащихся средних специальных учебных заведений - 22 тыс. - читатели библиотек ЦБС. Из 100 тысяч саратовских школьников - 78 тыс. - читатели библиотек ЦБС. Практически половина учащейся молодежи города - читатели библиотек ЦБС - сможет получить полноценное информационно-библиотечное обслуживание с использованием новых технологий максимально приближенно к месту жительства или учебы.
2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления путем приоритетного обслуживания руководителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих по их запросам. Форма информирования: подготовка пресс-дайджестов по интересующим темам, аналитических справок, справок по запросам муниципальных служащих. Оповещение о поступившей информации или документе производится по электронной почте, телефону либо другим способом по договоренности.
3. Обеспечение населения социальной информацией. Библиотеки ЦБС, используя МККС, смогут информировать население о нормативных документах, принимаемых органами местного самоуправления: о местных бюджетах, налогах, муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитию материально-технических ресурсов города; о социально-культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и др.
Библиотеки, используя МККС, предоставляют информацию по проблемам пенсионного обеспечения, трудоустройства, получения образования, правового просвещения, детской и подростковой преступности, наркомании и т.д.
4. Проведение маркетинговых исследований по аналитическому изучению всех групп городского сообщества, их информационных интересов и предоставление этих услуг.
В рамках Программы разработаны отдельные проекты и подпрограммы, способствующие дальнейшему развитию ЦБС: "Информационное обеспечение образования", "Библиотека - информационный центр правового просвещения детей и подростков", "Библиотека - общедоступный муниципальный информационный центр", "Программа непрерывного профессионального образования библиотечных работников ЦБС всех специальностей".
Одной из главных задач Программы является создание корпоративной сети ЦБС. Она предполагает объединение информационных ресурсов входящих в нее библиотек и осуществление информационного обмена между ними, а также организацию доступа к информационным ресурсами библиотек России, библиотек мирового сообщества, федеральных, региональных органов власти, местного самоуправления, СМИ и других информационных источников.
Программа охватывает все направления деятельности библиотек. Корпоративная сеть, которую предстоит создать, основана на сочетании традиционных и новых элементов, строится с учетом реальных потребностей населения в библиотечном и информационном обслуживании.
Проблемы модернизации, компьютеризации, информатизации библиотек, которые будут решаться в ходе реализации Программы, и есть путь выживания и повышения их социальной значимости как для жителей города, так и для органов местного самоуправления.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основными целями создания МККС ЦБС являются
1. Участие общедоступных муниципальных библиотек в формировании в Саратове единого информационного и культурного пространства на основе сформированных ресурсов этих библиотек, а также информационных ресурсов библиотек России, библиотек мирового сообщества; федеральных, региональных органов власти, местного самоуправления; СМИ и других информационных источников, обеспечивающих свободный и равный доступ к информации, знаниям, культуре всем жителям города.
2. Сохранение сети публичных городских библиотек Саратова и развитие ее на уровне потребностей современного общества.
Основные задачи МККС ЦБС
1. Создание общей организационной, программно-технологической и технической среды, обеспечивающей объединение информационных и трудовых ресурсов библиотек ЦБС в корпоративную систему для совместного использования их в интересах повышения качества библиотечно-информационного обслуживания различных категорий пользователей.
2. Повышение полноты, оперативности и номенклатуры услуг на некоммерческой основе, библиотечно-информационного обслуживания жителей Саратова, а также его административных органов, организаций, учреждений, фирм за счет предоставления им объединенных ресурсов корпоративной системы публичных библиотек ЦБС и средств поиска в них с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения социальных, культурных, образовательных, управленческих, деловых и других задач.
3. Интеграция библиотек ЦБС в мировое библиотечно-информационное пространство.
4. Формирование библиотек города как общедоступных муниципальных информационных центров.
Основные этапы реализации Программы
Сроки осуществления программы: 2002-2005 годы. Ее реализация осуществляется совместными усилиями сотрудников Центральной городской библиотеки и сотрудников библиотек-филиалов - участниц МККС. Программа рассчитана на два этапа.
На первом этапе проекта (2002 г.) - реализуется первая очередь создания МККС ЦБС, включающая семь библиотек:
- Центральная городская (Кировский район);
- опорные библиотеки районов города;
- N 1 (Волжский район);
- N 10 (Ленинский район);
- N 22 (Заводской район);
- N 17 (Фрунзенский район);
- N 4 (Октябрьский район);
- Центральная детская библиотека (Фрунзенский район).
На втором этапе (2003 г.-2005 г.) реализуется вторая и третья очередь создания МККС. В состав участников второй очереди включаются библиотеки:
- N 2, 11 (Волжский район);
- N 7, 23, 36, 33, 37, 44 (Ленинский район);
- N 5, 13, 15, 29 (Заводской район);
- N 9, 30 (Октябрьский район);
- N 3, 32 (Кировский район).
Третья очередь создания МККС включает библиотеки:
- N 12, 34, 19 (Ленинский район);
- N 31, 16, 26 (Заводской район);
- N 28, 35 (Октябрьский район).
Критерии отбора библиотек-участниц Программы определены, прежде всего, состоянием их информационных ресурсов, материальной базы, наличием высокопрофессиональных кадров библиотечных работников. В состав участников программы не включены 15 библиотек-филиалов. Причинами этого послужили:
- небольшой информационный фонд;
- несоответствие площади помещения нормам размещения техники;
- сложность обеспечения должной сохранности техники;
- расположение вблизи крупной библиотеки, где установка техники предполагается Программой.
3. Система программных мероприятий
3.1 Организационно-функциональная структура МККС ЦБС
МККС ЦБС состоит из "узлов" - комплексов технических и программных средств, создаваемых в библиотеках, которые взаимодействуют между собой и другими информационными ресурсами через разные способы связи, а также персонала, выполняющего как традиционные, так и дополнительные функции, которые определяются условиями участия библиотек в МККС. В сети выделяются следующие типы узлов:
1. Базовый центр-провайдер, осуществляющий функции технического администрирования и сопровождения МККС в целом.
Базовый центр-провайдер создается на базе телекоммуникационных компаний, имеющих опыт администрирования серверов и сетевого коммутационного оборудования. Отбор компании будет производиться на конкурсной основе.
2. Базовый сетевой центр, предназначенный для реализации информационных связей МККС с библиотечно-информационными системами города, России и предоставления своих ресурсов в доступ пользователям МККС.
Функции базового сетевого центра при определенном техническом дооснащении возлагаются на Центральную городскую библиотеку (головную библиотеку ЦБС, расположенную в Кировском районе). Эта библиотека имеет собственные информационные ресурсы, представляющие важное значение для Саратова, и готова предоставить эти ресурсы для коллективного пользования в МККС. Центральная городская библиотека осуществляет информационное взаимодействие МККС. Между базовым центром-провайдером и базовым сетевым центром информационный обмен осуществляется по волоконно-оптическому каналу связи.
3. Сетевые центры, предназначенные для обслуживания крупных библиотек районов города, создания и предоставления в сетевой доступ всем пользователям МККС наиболее значимых в масштабах своих районов информационных ресурсов.
Сетевые центры создаются на базе крупных опорных библиотек районов города, имеющих собственные информационные ресурсы и готовых предоставить эти ресурсы для коллективного использования в МККС. Они взаимодействуют с базовым центром-провайдером и базовым сетевым центром через коммутируемые линии.
Функции сетевых центров при определенном дооснащении и технологической поддержке готовы выполнять опорные районные библиотеки, предоставляя свои информационные ресурсы в общее пользование в МККС:
- библиотека-филиал N 1;
- библиотека-филиал N 4;
- библиотека-филиал N 10;
- библиотека-филиал N 17;
- библиотека-филиал N 22;
- Центральная детская библиотека.
4. Сетевые станции библиотек-филиалов, обслуживающие только свои филиалы и их пользователей.
Сетевые станции библиотек-филиалов создают и поддерживают телекоммуникационную сеть своих библиотек. Базовый сетевой центр предоставляет для сетевых станций новые обработанные библиографические и информационные ресурсы еженедельно на магнитных носителях FDD 3,5.
Функции сетевых центров библиотек-пользователей выполняют библиотеки, которые имеют собственные информационные ресурсы, но не готовы по тем или иным причинам их предоставить в общее пользование:
- библиотека-филиал N 5;
- библиотека-филиал N 9;
- библиотека-филиал N 11;
- библиотека-филиал N 12;
- библиотека-филиал N 13;
- библиотека-филиал N 15;
- библиотека-филиал N 16;
- библиотека-филиал N 19;
- библиотека-филиал N 26;
- библиотека-филиал N 28;
- библиотека-филиал N 29;
- библиотека-филиал N 30;
- библиотека-филиал N 31;
- библиотека-филиал N 32;
- библиотека-филиал N 33;
- библиотека-филиал N 34;
- библиотека-филиал N 35;
- библиотека-филиал N 37;
- библиотека-филиал N 44.
В этих библиотеках нет необходимости использовать дорогостоящие каналы связи, так как между ними нет интенсивного информационного обмена.
3.2 Обобщенная характеристика библиотек ЦБС - участников МККС
МККС ЦБС представляет все районы города.
Наиболее важные суммарные характеристики МККС:
- количество библиотек, участвующих в Программе, - 31 (почти 70%) от общего числа библиотек ЦБС;
- количество жителей микрорайонов, непосредственно обслуживаемых этими библиотеками, - 667 тыс. чел.;
- количество читателей этих библиотек составляет 150955 чел., из них посещающих читальные залы - 67761 чел.;
- средняя посещаемость читальных залов - более 1500 чел. в день;
- среднее число книговыдач - более 10000 книг в день;
- объем фонда литературы около 1,5 млн. экз.;
- средний объем годового комплектования книг более 13,5 тыс. экз.;
- среднегодовое количество выписываемых журналов - 540 наименований;
- объем электронного каталога росписи статей - 79100 записей;
- объем сводного электронного каталога библиотек ЦБС, который ведется Центральной городской библиотекой, составляет более 60 тыс. записей.
Последнее время значительное место в рамках ЦБС являются количественные показатели различных видов услуг, представляемых этими библиотеками своим читателям. В основном эти услуги выполняет Центральная городская библиотека, поскольку только здесь имеются программно-аппаратные средства современной библиотечно-информационной технологии. Принятие данной программы и ее реализация должны способствовать переходу всех библиотек ЦБС на новую качественную ступень как внутрибиблиотечной работы, так и обслуживания пользователей.
3.3. Состав программно-аппаратного комплекса
Базовый сетевой центр:
- сервер внутренней локальной сети,
- сервер интернет-центра.
Рабочие станции персонала создаются для обеспечения работы сотрудников библиотек участников МККС на основе IBM-совместимых персональных компьютеров (ПК).
Минимальное число ПК определяется из условий:
- отдел комплектования и обработки - 1 шт.;
- отдел справочно-библиографической и информационной работы - 2 шт.;
- читательский абонемент - по 1шт. на каждой кафедре выдачи литературы + 1 для читателей для 1-2 кафедр;
- читальный зал - 2 шт.;
- отдел автоматизации - 2 шт.;
- отдел инновационной работы - 1 шт.;
- интернет-класс - 4 шт.
Периферийное оборудование и прикладные программы, минимально-необходимые для выполнения внутрибиблиотечных работ, подготовки электронных изданий:
- лазерный принтер черно/белой печати - 1 шт.,
- струйный принтер цветной печати - 1 шт.,
- ППП MS OFFICE 97/98 и выше - 1 компл.,
- графический редактор типа PhotoShop - 1 компл.,
- планшетный сканер и программные средства распознавания символов - 1 компл.
Перечисленные аппаратные средства имеются в Центральной городской библиотеке.
Для доукомплектования Центральной городской библиотеки, чтобы она могла бы функционировать как базовый сетевой центр МККС, необходимо следующее оборудование:
N п.п. |
Наименование средств | Ориентировочная стоимость, руб. |
1. |
Рабочие станции: В отдел автоматизации (для межбиблиотечного обмена) |
15499,00 |
2. | В отдел инновационной работы (для координации работы МККС) |
15499,00 |
3. | В справочно-библиографический отдел (для создания информации для обмена) |
15499,00 |
4. | В информационно-аналитический отдел (для создания информационных продуктов) |
15499,00 |
5. | Принтер лазерный (для обмена полнотекстовой информацией) 3 шт. |
10422,00 х 3 = 31266,00 |
6. | Сканер (для создания электронной версии документов для обмена) |
3098,00 |
7. | Ксерокс (для предоставления копий) | 50000,00 |
Типовой программно-аппаратный комплекс базовых сетевых центров должен состоять из следующих основных частей:
- модуль подключения к каналам связи (модем),
- рабочая станция для осуществления обмена информацией и создания собственных баз данных.
Периферийное оборудование:
- планшетный сканер и программные средства распознавания символов,
- матричный принтер черно-белой печати.
Необходимый состав для доукомлектования 1 сетевого центра:
N п.п. |
Наименование средств | Стоимость, руб. |
1. | Рабочие станции | 15499,00 |
2. | Принтер матричный | 4255,00 |
3. | Сканер | 3098,00 |
4. | Модем | 2800,00 |
5. | Ксерокс | 14000 |
Типовой программно-аппаратный комплекс сетевых станций библиотек-филиалов должен состоять из следующих основных частей:
- рабочая станция для осуществления обмена информацией и создания собственных баз данных,
- матричный принтер черно-белой печати.
Необходимый состав для доукомлектования 1 сетевой станции библиотеки-филиала:
N п.п. |
Наименование средств | Стоимость, руб. |
1. | Рабочие станции | 15499,00 |
2. | Принтер матричный | 42555,00 |
3.4. Подключение к сети Интернет. Показатели стоимости подключения к сети Интернет, абонентной платы и трафика
Центральная городская библиотека подключена к сети Интернет по волоконно-оптическому каналу к узлу связи ООО "Ренет-ком". Подключение произведено на договорной основе. Открытый Интернет-центр эксплуатируется компанией "Ренет" и Центральной городской библиотекой совместно. Согласно договору абонентские платежи ЦБ не платит, не оплачивает свое подключение к узлу. Получение информации из сети (по производственной необходимости) оплачивает из расчета 60 коп. за 1 Мегабайт.
Для информационного обмена планируется подключение 6 библиотек (базовые сетевые центры) в сеть Интернет по коммутируемой линии к узлу связи одной из телекоммуникационных компаний города, выбранной на конкурсной основе. По существующей практике подключение к узлу связи телекоммуникационной компании производится бесплатно. Ежемесячная абонентская плата составляет примерно 400-460 руб. для одной точки.
3.5. Программное обеспечение автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС)
В качестве базового прикладного программного обеспечения АБИС используется автоматизированная библиотечно-информационная система "Библиотека 4.2".
Система полностью совместима с международными форматами UNIMARK и USMARK на основе средств двухсторонней конверсии. Система также поддерживает Российский коммуникативный формат RUSMARK.
В системе реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска.
Система позволяет создавать и поддерживать любое количество баз данных, составляющих Электронный каталог (ЭК).
Система обладает широкими возможностями для адаптации ее к условиям работы конкретной библиотеки.
3.6. Информационное обеспечение МККС
Под информационным обеспечением МККС понимается совокупность всех документов и данных, используемых в корпоративной сети для обслуживания пользователей и поддержки ее функционирования.
В состав информационного обеспечения МККС входят:
1. Библиотечные фонды участников МККС, используемые для коллективного обслуживания читателей;
2. Электронные каталоги, предоставляемые в прямой доступ пользователям МККС;
3. Справочно-информационные массивы данных на машиночитаемых носителях, предоставляемые в прямой доступ пользователям МККС;
4. Входной информационный поток МККС, включая библиографические записи;
Видовой состав документов и данных в фондах библиотек-участниц МККС включает:
- книги (брошюры),
- нотные издания,
- картографические издания,
- изоиздания,
- учебную литературу,
- издания правовых и нормативных документов,
- аудиовизуальную продукцию,
- электронные издания,
- банки данных на лазерных компакт-дисках.
Тематический состав литературы, содержащейся в фондах библиотек ЦБС, может быть охарактеризован как универсальный. Однако в ряде библиотек ЦБС имеет место достаточно четкая тенденция тематического профилирования комплектования фондов и обслуживания читателей по следующим направлениям:
- экономика (Центральная городская библиотека),
- правовая информация (Центральная городская библиотека, Центральная детская библиотека),
- медицина (библиотека-филиал N 2),
- изобразительное искусство, музыкальное искусство, нотные материалы (Центральная городская библиотека, библиотека-филиал N 22),
- история (библиотека-филиал N 1),
- техника (библиотека-филиал N 3),
- экология (библиотека-филиал N 17),
- литература по проблемам семьи, семейного чтения (библиотеки-филиалы N 7, 9, 23/36).
Каждая из указанных библиотек будет играть свою роль в формировании сводного электронного каталога в силу специфики своего комплектования.
3.7. Технологическое обеспечение МККС и его организация
Поддержку выполнения общесистемных требований в библиотеках - участниках МККС осуществляет группа, которая будет создана в базовом центре - Центральной городской библиотеке по отдельным направлениям технологической деятельности МККС.
Для совместной реализации отдельных задач (например, росписи в ЭК статей из периодических изданий, выписываемых библиотеками - участницами МККС) внутри МККС могут организовываться постоянно действующие группы библиотек.
Технологическое обеспечение МККС может быть представлено в виде следующих блоков:
1. Создания и ведения электронных каталогов коллективного пользования.
2. Обслуживания.
3.7.1. Создание и ведение электронных каталогов общего пользования
Обработка новых поступлений литературы в библиотеках ЦБС производится отделами комплектования и обработки, а также справочно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки по принятой схеме с учетом некоторых изменений:
1. Обработка периодических изданий и их постатейной росписи в обязательном порядке распределяется между библиотеками - участницами МККС
2. Передача библиографических записей статей в электронный каталог общего пользования производится после прохождения проверки.
На начальном этапе создания и функционирования МККС функции электронного каталога общего пользования выполняет электронный каталог, созданный Центральной городской библиотекой. Организация и технология его ведения отработаны. На последующих этапах к созданию электронного каталога будут подключены библиотеки - участницы Программы.
3.7.2. Обслуживание
Обслуживание пользователей МККС документами и базами данных предполагает свободный доступ к следующим видам ресурсов сети:
1. Все виды электронных каталогов библиотек-участниц МККС (только в режиме чтения, право копирования ЭК предоставляется по отдельному решению администрации ЦБС);
2. Справочно-информационные материалы и данные МККС;
3. Сведения о предоставляемых МККС услугах;
4. Полнотекстовые документы и мультимедийные материалы
Пользователям предоставляется возможность бесплатно производить:
- просмотр найденных записей;
- просмотр словарей;
- просмотр возможных условий ограничения поиска.
Найденные записи пользователь имеет возможность скопировать (записать на свой диск или распечатать на принтере).
Абонементное обслуживание пользователей предполагает предоставление систематических платных услуг по подготовке и представлению полных текстов библиографических записей, отдельных документов или их тематических подборок.
Обслуживание населения Саратова литературой, имеющейся в фондах библиотек - участниц МККС, производится в следующем порядке:
1. Исходной информацией для обращения читателей в библиотеки - участницы МККС являются сведения, полученные из электронного каталога общего пользования, о наличии необходимой литературы в библиотеках МККС (электронный каталог ЦБС выставлен на сайте ЦБС).
2. Сведения о наличии запрашиваемой литературы могут быть получены заинтересованными лицами по телефону в библиотеке или по электронной почте.
3. Обслуживанию, связанному с выдачей литературы на дом, подлежат все читатели библиотек - участниц МККС. При этом факт выдачи фиксируется в базе данных читателей автоматизированной библиотечно-информационной системы в обычном порядке.
4. Лица, которые не являются читателями библиотек или являются гостями города, обслуживаются литературой только в читальном зале.
4. Распределение объемов финансирования на реализацию программы по годам
Общая сумма расходов на реализацию Программы составляет 1531509 руб.
1-й этап предполагается завершить в один год (2002 г.). За этот год предполагается дооснастить Центральную городскую библиотеку, приобрести оборудование для библиотек первой очереди МККС. Сумма расходов на реализацию первого этапа - 362949 руб.
2-й этап предполагается завершить в три года. За эти годы поэтапно предполагается приобрести оборудование в библиотеки МККС второй очереди и программное обеспечение. В 2003 году расходы составят 393280 руб.; в 2004 году - 399280 руб.; в 2005 году - 376000 руб.
5. Механизм реализации программы
Реализация Программы заключается в выполнении ее участниками намеченных мероприятий.
Вначале планируется техническое дооснащение локальной компьютерной сети Центральной городской библиотеки как ключевого звена МККС с целью подготовки ее к межбиблиотечному обмену информацией.
Далее производится оснащение шести библиотек - участниц первой очереди МККС - N 1, 4, 10, 17, 22, Центральной детской современными мультимедийными компьютерами, сканерами, принтерами, ксероксами, модемами для подключения к сети Интернет через коммутируемый узел связи, генерируется программное обеспечение АБИС "Библиотека 4.2". С проведением всех этих работ библиотеки-филиалы первой очереди МККС будут иметь доступ к имеющимся электронным информационным ресурсам, созданным в Центральной городской библиотеке и предоставляемым ей библиотечным консорциумом.
После этого на первый план выходит обучение персонала библиотек N 1, 4, 10, 17, 22, Центральной детской библиотеки навыкам работы в АБИС "Библиотека 4.02", навыкам работы в Интернете, пользования электронной почтой, навыкам работы со сканером, принтером, ксероксом. Учеба будет производиться по специально разработанной программе сотрудниками отделов автоматизации, справочно-библиографического, отдела инновационно-методической работы Центральной городской библиотеки. Следует отметить, что сотрудники указанных библиотек первоначальные знания работы в АБИС "Библиотека 4.2" получили ранее.
Пока персонал библиотек-филиалов, включенных в МККС первой очереди, приобретет навыки работы с электронной почтой, эти библиотеки будут работать в режиме пользователей, т.е. Центральная городская библиотека будет пересылать им обработанную библиографическую информацию по электронной почте в одностороннем порядке.
По окончании учебы и закреплении навыков работы по межбиблиотечному обмену будет произведено распределение обработки получаемых информационных ресурсов по библиотекам-участницам первой очереди МККС. Тогда и начнет работу в полной мере корпоративная компьютерная сеть МККС ЦБС. Будет реализован принцип однократного ввода и многократного использования информации, и библиотеки-филиалы вольются в единое информационное пространство.
Второй этап предполагает автоматизацию библиотечных процессов в остальных библиотеках-филиалах, включенных в проект создания МККС. По аналогии с первым этапом, после установки оборудования организуется учеба персонала соответствующих библиотек.
В библиотеках-участницах МККС второй очереди не предполагается подключение к каналу Интернет. Эти библиотеки, имея собственные информационные ресурсы, не готовы по тем или иным причинам их предоставлять в общее пользование. Поэтому в этих библиотеках нет необходимости использовать дорогостоящие каналы связи, так как между ними нет интенсивного информационного обмена. Центральная городская библиотека будет предоставлять для сетевых станций новые обработанные библиографические и информационные ресурсы еженедельно на магнитных носителях FDD 3,5.
Таким образом, библиотеки будут иметь доступ к электронным информационным ресурсам, созданным в Центральной городской библиотеке и библиотеках - участницах МККС первой очереди. Они смогут производить поиск необходимой информации для своих пользователей и необходимые, отсутствующие у них материалы заказать в Центральной городской библиотеке по телефону. Для доставки необходимых документов в подразделения ЦБС в Центральной городской библиотеке существует специальное подразделение - межбиблиотечный абонемент. Перечень услуг, которые будет выполнять это подразделение с вводом корпоративной сети, должен расшириться, поскольку информацией о имеющихся материалах будет обладать большее количество пользователей библиотек ЦБС.
На втором этапе необходимо начать внедрение автоматизированной системы идентификации читателей и информационных ресурсов. Для этого необходимо обновить версию программного обеспечения Автоматизированной библиотечной системы "Библиотека 4.02" на ПО "Библиотека 2000", в которой имеется возможность ввода автоматического штрихкодирования книг и читательских формуляров, что позволит автоматизировать книговыдачу и вести учет фонда. Для создания полнотекстовой базы данных необходимо закупить лицензионную версию программного обеспечения распознавания текстов.
С началом функционирования корпоративной сети, с развитием в библиотеках ЦБС информационных технологий, появится еще одна услуга - создание различных по форме информационных продуктов: полнотекстовых аналитических тематических справок, пресс-дайджестов, тематических аналитических библиографических списков и т.д. Имея соответствующие технические возможности, библиотеки смогут осуществлять информационное обеспечение различных организаций и учреждений города, органов местного самоуправления, а также отдельных граждан. В Центральной городской библиотеке создан информационно-аналитический отдел и сектор библиотечного маркетинга для изучения информационных запросов различных категорий населения Саратова и для выполнения их. Кроме того, существует необходимость введения в шесть библиотек (N 1, 4, 10, 17, 22,) должности оператора для ввода информации в сеть; должности администратора МККС в отдел автоматизации и редактора-библиографа в отдел справочнобиблиографической работы в Центральную городскую библиотеку.
Мероприятия по компьютеризации будут сопровождаться мероприятиями по обеспечению охраны материальных ценностей (укрепление окон, дверей, установка решеток, сигнализации и т.д.). В некоторых библиотеках отсутствуют телефоны, что делает невозможным осуществление оперативного предоставления информации. Эксплуатация средств вычислительной техники предъявляет определенные требования к устойчивости электропитания.
Таким образом, в результате выполнения всех мероприятий Программы будет создана межбиблиотечная корпоративная компьютерная сеть ЦБС и созданы возможности ее функционирования.
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Роль муниципального заказчика по Программе выполняет администрация города Саратова.
Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" является непосредственным исполнителем мероприятий по реализации Программы.
Общее руководство Программой осуществляет директор ЦБС.
Технические мероприятия и организационные работы по созданию сети, а также ее сопровождение осуществляет отдел автоматизации Центральной городской библиотеки.
Ввод информации в сеть осуществляют все отделы Центральной городской библиотеки, а также библиотеки N 1, 4, 10, 17, 22, Центральная детская библиотека.
Редакцию вводимой информации осуществляет редактор-библиограф.
Создание информационной продукции осуществляет информационно-аналитический отдел.
Мониторинг информационных запросов реальных и потенциальных пользователей библиотек и координацию работ по Программе осуществляет отдел инновационно-методической работы и библиотечного маркетинга.
Текущий контроль за выполнением Программы осуществляет администрация города.
Ежегодно отчет о ходе выполнении Программы заслушивается в городской Думе.
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
Экономическая эффективность создаваемой сети складывается за счет:
1. Сокращения стоимости библиографической обработки литературы в результате исключения или, по крайней мере, сокращения дублирования работ.
Экономия средств по ЦБС за счет прекращения дублирования библиографической обработки годового потока статей, выписываемых периодических изданий равен примерно 1 млн. 408500 руб. Это значение может рассматриваться как одна из планируемых экономических выгод для города от создания и внедрения МККС.
Методика оценки стоимостных показателей ликвидации затрат на дублирование работ при создании электронных каталогов разработана в проекте "Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы". В подсчетах для библиотек ЦБС использована именно эта методика. Стоимость одной библиографической записи по данной методике равна 45 руб. Суммарное количество обрабатываемых периодических изданий в Центральной городской библиотеке составляет примерно 23 тыс. записей в год. Стоимость библиографической обработки годового объема периодических изданий в ЦБ составляет примерно 1млн. 35тыс. руб. Во всех 45 библиотеках ЦБС количество обрабатываемых периодических изданий составляет примерно 67,5 тыс. записей в год. Это уже дублирование библиографических записей и стоимость библиографической обработки составляет 3 млн. 37 тыс. руб. Всего стоимость годового объема обрабатываемых периодических изданий составляет по ЦБС 407,25 тыс. руб.
Оценка предположительной средней стоимости передачи одной библиографической записи документа из корпоративной сети в библиотеку-пользователь составляет 18 руб. Передача готовой информации в библиотеки-пользователи составит: 18 * 90500 = 1 млн. 629 тыс. руб. Оценка максимальной суммарной стоимости создания и передачи массивов библиографических записей всем библиотекам-пользователям составит: 1629000 + 1035000 = 2 млн. 664 тыс. руб. Разница между 4 млн. 72 тыс. 500 руб. и 2 млн. 664 тыс. руб. и составляет возможный экономический эффект.
2. Сокращения затрат финансовых средств, времени и труда пользователей на поиск необходимых документов и данных путем предоставления им для этой цели единым теледоступом необходимой литературы вне зависимости от мест ее расположения и жительства пользователей.
Весомый экономический эффект от внедрения МККС можно ожидать от возможности использования библиотеками-участницами проекта периодических изданий, на которые подписываются библиотеки ЦБС.
Экономится примерно 200 тысяч рублей на подписку для каждой из 46 библиотек ЦБС.
Подписка проводится в библиотеках неравномерно и во многом зависит от величины библиотеки и населения микрорайона, который она обслуживает. Так, из общего числа наименований газет и журналов (600) одни библиотеки получают 40-50, другие до 100. Средняя сумма подписки на каждую библиотеку-филиал составляет примерно 17-18 тысяч. Центральная библиотека получает - около 400 наименований газет и журналов. Сумма подписки на Центральную библиотеку составляет 216 тысяч руб. То есть видно, что многие библиотеки обеднены информацией. Возможности МККС уменьшат информационные пробелы библиотек без увеличения количества подписных изданий, поскольку библиографическая информация о публикуемых материалах во всех библиотеках-участницах сети будет представлена в полной мере. А по необходимости, можно по электронной почте переслать и полнотекстовую информацию. Это также будет информационная услуга библиотеки ее пользователям. В настоящее время, когда подписка из года в год дорожает, такая услуга имеет значение.
3. Технологического и технического обеспечения доступа пользователей к информационным ресурсам крупных библиотек других регионов России, а также крупнейших зарубежных библиотечно-информационных сетей и систем.
Возможность экономического эффекта даст и дифференцированный поиск информации в собственных базах данных и Интернете. Стоимость поиска в базах данных МККС гораздо дешевле поиска информации в сети Интернет. Так, стоимость пятнадцатиминутного поиска информации в Интернете стоит 15 рублей, а стоимость пятнадцатиминутного поиска информации в базах данных МККС - 1 рубль. Использование двух разных каналов поиска сможет во многом сэкономить финансовые ресурсы пользователя.
4. Экономических показателей, связанных с оказанием новых дополнительных услуг, которые могут пользоваться спросом в библиотеках с функционированием МККС ЦБС.
На протяжении пяти лет библиотеки оказывают пользователям дополнительные платные услуги.
Доход от платных услуг по ЦБС за 2000 г. составил примерно 400000,00 руб. Объем платных услуг, предоставляемых ЦБС населению, от общего объема финансирования составлял в 1998 г. - 0,75%; в 1989 г - 3%; в 2000 году - 6%.
Основную сумму доходов от платных услуг приносит Центральная городская библиотека. Другие библиотеки-филиалы зарабатывают гораздо меньше. Анализ видов платных дополнительных услуг, оказываемых в Центральной городской библиотеке, показал, что наибольшей популярностью пользуются услуги, возможность выполнения которых зависит от наличия технических средств в библиотеке. Это, прежде всего, услуги ксерокопирования, сканирования, набора и распечатки текстов информационных материалов ЦБС, услуги Интернета. 68% от всего количества оказываемых услуг составляют именно услуги такого рода. Другая услуга, пользующаяся спросом - поиск источников информации по электронному каталогу. С вводом МККС такие услуги смогут выполнять и другие библиотеки. Соответственно, увеличатся и экономические показатели, связанные с их оказанием.
Исходя из того, что минимальная месячная сумма, заработанная в Центральной городской библиотеке от услуг ксерокопирования, составляет 700 руб., а месячный доход от тематического поиска информационных источников в электронном каталоге составляет 500 руб., можно предположить, что есть основания прогнозировать увеличение дохода от платных услуг. Их объем от общего финансирования должен увеличиться до 30-40%.
Как уже указывалось, основная услуга, которую возможно будет предоставлять пользователям с началом функционирования МККС - это информационная услуга. Выполнение сложной аналитической справки или подготовка пресс-дайджеста стоит примерно 400 руб. Такие услуги пока имеет возможность оказывать только Центральная городская библиотека. По мере реализации Программы создания МККС потенциальных заказчиков смогут выявлять все библиотеки-участницы МККС, предоставляя своим пользователям информационные ресурсы сети в целом. Если возрастет число пользователей, имеющих необходимость в информационных услугах, возрастет и объем оказываемых информационных услуг. Соответственно, увеличатся экономические показатели, связанные с оказанием таких услуг. Создание МККС даст возможность выполнять новые информационные услуги в библиотеках-филиалах ЦБС: подготовка аналитических справок, пресс-дайджестов, открытие при библиотеках бизнес-залов, интернет-центров.
Анализ суммы платных услуг, оказываемых библиотеками - участницами проекта, дает возможность предположить, что с внедрением МККС ожидаемые суммы, выручаемые от платных услуг библиотеками в месяц, составят:
Наименование библиотеки |
Средняя сумма, зарабатываемая библиотекой в месяц от предоставления платных услуг в настоящее время, руб. |
Прогнозируемая средняя сумма, которую сможет заработать библиотека в месяц от предоставления платных услуг с внедре- нием МККС, руб. |
Центральная городская библиотека |
13000 | 18000 |
Библиотека N 1 | 800 | 1400 |
Библиотека N 4 | 1100 | 1700 |
Библиотека N 10 | 1100 | 1700 |
Библиотека N 17 | 1100 | 1700 |
Библиотека N 22 | 600 | 1200 |
Библиотека N 2 | 700 | 1000 |
Библиотека N 3 | 600 | 1000 |
Библиотека N 5 | 250 | 400 |
Библиотека N 7 | 400 | 600 |
Библиотека N 9 | 350 | 600 |
Библиотека N 11 | 400 | 500 |
Библиотека N 12 | 500 | 700 |
Библиотека N 13 | 600 | 700 |
Библиотека N 15 | 500 | 600 |
Библиотека N 16 | 150 | 200 |
Библиотека N 19 | 300 | 400 |
Библиотека N 23/36 | 1200 | 1600 |
Библиотека N 26 | 600 | 700 |
Библиотека N 28 | 300 | 400 |
Библиотека N 29 | 400 | 500 |
Библиотека N 30 | 500 | 600 |
Библиотека N 31 | 300 | 400 |
Библиотека N 32 | 350 | 500 |
Библиотека N 33 | 350 | 500 |
Библиотека N 34 | 300 | 400 |
Библиотека N 35 | 350 | 500 |
Библиотека N 37 | 600 | 800 |
Библиотека N 44 | 700 | 900 |
Центральная детская библиотека |
200 | 400 |
Итого | 28600 | 40600 |
Общая сумма, необходимая для реализации Программы, составляет 1531509 руб. Она распределена на четыре года. Если учесть, что такая сумма требуется для удовлетворения информационных нужд 155 тысяч жителей города, то потребуется всего по 10 руб. единовременных затрат на каждого пользователя ЦБС для предоставления ему доступа к широкому спектру современных информационных услуг, что свидетельствует о высокой социальной эффективности и значимости программы. Уже в результате выполнения 1 этапа программы в 2002 году стоимостью 362949 руб. новые услуги получат 34 тысячи жителей города.
Значение создания МККС ЦБС трудно переоценить. Проблемы модернизации, компьютеризации, информатизации библиотек, которые будут решаться в ходе реализации Программы, есть путь выживания и повышения их социальной значимости как для жителей города, так и для органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.