Постановление Губернатора Саратовской области от 30 сентября 2002 г. N 247
"О концепции перехода на выплату единого социального пособия"
Постановлением Губернатора Саратовской области от 23 августа 2005 г. N 213 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования системы адресной социальной помощи населению в Саратовской области и во исполнение постановления Правительства Саратовской области от 26 июня 2002 года N 53-П "О Проекте программы реформирования системы управления финансами Саратовской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию перехода на выплату единого социального пособия.
2. Министерству труда и социального развития области в срок до 1 января 2003 года разработать план мероприятий по реализации концепции.
См. План мероприятий на 2003-2005 годы по реализации настоящей концепции, утвержденный распоряжением Правительства Саратовской области от 11 августа 2003 г. N 246-Пр
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Губернатор Саратовской области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 30 сентября 2002 г. N 247
Концепция
перехода на выплату единого социального пособия
1. Общие положения
2. Основные понятия, используемые в Концепции
3. Современное состояние проблемы
4. Основные принципы реализации Концепции
5. Механизм перехода на выплату единого социального пособия
6. Заключительные положения
1. Общие положения
В настоящее время в Саратовской области на основе Федерального закона "О государственной социальной помощи" и Закона Саратовской области "О социальной защите населения в Саратовской области" начато формирование системы адресной социальной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан за счет средств областного бюджета.
Настоящая Концепция разработана в целях дальнейшего повышения эффективности социальной поддержки населения Саратовской области.
Основными задачами настоящей Концепции являются определение комплекса мер, направленных на более полную реализацию принципа адресного назначения социальной помощи, улучшение качества жизни малоимущих групп населения, повышение эффективности использования финансовых средств, направляемых на социальную поддержку населения.
2. Основные понятия, используемые в Концепции
Малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) - семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.
Прожиточный минимум семьи - сумма значений прожиточного минимума всех членов семьи.
О порядке установления величины прожиточного минимума в Саратовской области см. Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 г. N 73-ЗСО
Социальный паспорт семьи (одиноко проживающего гражданина) - документ, включающий в себя сведения о составе семьи, о социальном статусе каждого члена семьи, совокупном среднемесячном доходе, прожиточном минимуме и размерах социальных пособий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
3. Современное состояние проблемы
Основными составляющими расходов на социальную поддержку населения являются расходы на финансирование социальных пособий и льгот, оказание социальной помощи населению.
Право на получение социальной помощи имеют малоимущие семьи, а также одиноко проживающие малоимущие граждане, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. В качестве базового критерия для выделения категорий граждан, имеющих право на получение социального пособия, выступает то обстоятельство, что данные граждане не могут удовлетворить свои материальные потребности в силу объективных причин (состояние здоровья, возраст, денежное и имущественное положение).
Необходимым условием для получения социальной помощи является документальное подтверждение получаемых доходов, таких как заработная плата, пенсии, стипендии, доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего на праве собственности, доходы, полученные в результате ведения личного подсобного хозяйства, а также льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета, в стоимостном выражении.
Адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат - не менее 70 процентов (социальных пособий) и в натуральной форме (продуктами питания и товарами повседневного спроса).
Важным элементом системы социальной поддержки населения являются предоставляемые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Саратовской области льготы, а также различные виды пособий, компенсаций и субсидий. Существенным недостатком действующей системы социальной поддержки населения является отсутствие взаимосвязи между ее различными формами, а также единых принципов и критериев предоставления социальной поддержки. Общий объем социальной поддержки трудно проконтролировать, так как многие льготы, пособия, компенсации, субсидии предоставляются согласно действующему законодательству без учета объемов социальной поддержки, предоставленных конкретному получателю в иных формах. Недостаток контроля усложняет увязку объема предоставляемой социальной поддержки с реальной нуждаемостью получателя. Существенные затруднения в развитии системы адресной социальной поддержки населения создает отсутствие соответствующей единой информационной системы (единой терминологии и классификации).
Дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки населения требует:
формирования органа исполнительной власти, реализующего единую политику Саратовской области в области оказания адресной социальной поддержки населению Саратовской области, в частности, путем оказания такой поддержки за счет средств областного бюджета во всех предусмотренных действующим законодательством формах, обеспечения унифицированных технологий назначения и выплаты социальной помощи, создания условий для подготовки квалифицированного персонала органов и учреждений социальной защиты населения;
создания единой информационной базы данных, содержащей информацию о получателях различных социальных выплат и льгот;
разработки соответствующей нормативно-правовой базы перехода на выплату единого социального пособия.
4. Основные принципы реализации Концепции
К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:
адресность в назначении единого социального денежного пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;
заявительный принцип выплаты единого социального денежного пособия с учетом индивидуальной нуждаемости;
установление критерия нуждаемости через соотношение среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума;
стимулирующий, исключающий социальное иждивенчество трудоспособного населения характер предоставления единого социального пособия;
доступность единого социального пособия, проведение политики социальной справедливости при предоставлении социальных пособий независимо от места жительства, принадлежности получателей к определенным социально-демографическим, этническим, профессиональным и иным группам населения;
преемственность проводимой исполнительными органами государственной власти политики реформирования системы оказания адресной социальной поддержки путем замены всех социальных выплат и льгот единым социальным пособием;
научная обоснованность социальной политики области, применение современных технологий в процессе оказания социальной поддержки населению Саратовской области;
повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, направляемыми на социальную поддержку;
совершенствование законодательной базы в части социальной поддержки населения на всех уровнях;
взаимодействие со средствами массовой информации и иными институтами гражданского общества в процессе перехода на выплату единого социального пособия.
5. Механизм перехода на выплату единого социального пособия
Целями перехода на выплату единого социального пособия являются:
совершенствование адресной социальной поддержки населения путем замены различных видов пособий, компенсаций, субсидий, предоставляемых малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, единым социальным пособием;
создание единой информационной системы, обеспечивающей получение достоверных сведений о численности получателей социальной поддержки в различных формах, видах социальной поддержки, оказываемых различными органами государственной власти;
рациональное использование денежных средств, направляемых на социальную поддержку населения, перераспределение их для целенаправленной помощи нуждающимся.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
проведение анализа обоснованности предоставления различных видов льгот, пособий и компенсационных выплат;
определение общего объема расходов на предоставление вышеуказанных видов социальной поддержки за счет средств областного бюджета;
создание единой информационной базы о малоимущих семьях, одиноко проживающих граждан;
принятие нормативных правовых актов, подготовка методических материалов, необходимых для перехода на выплату единого социального пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;
разработка положения о социальном паспорте малоимущей семьи и одиноко проживающих граждан, порядка его введения и использования при назначении единого социального пособия;
формирование механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Саратовской области, органами местного самоуправления, учреждениями социальной защиты.
Переход на выплату единого социального пособия предполагает несколько этапов.
Первый этап включает в себя комплекс мероприятий, направленных на проведение денежной оценки общего объема льгот, пособий, компенсационных выплат и субсидий населению, выплачиваемых (предоставляемых) за счет средств областного бюджета.
На втором этапе необходимо сформировать единую информационную систему, включающую информацию о численности получателей социальной поддержки, обо всех видах и объемах социальной поддержки (пособиях, компенсациях, субсидиях и льготах в денежном выражении), предоставляемой за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.
Третий этап предполагает осуществление мероприятий по совершенствованию механизмов оказания адресной социальной помощи:
разработке и принятию соответствующих нормативных правовых актов, введению на территории Саратовской области социального паспорта семьи;
формированию при органах социальной защиты населения соответствующих служб, которые будут заниматься оценкой нуждаемости потенциальных получателей единого социального пособия, его начислением и выплатой.
Источниками финансового обеспечения перехода на единое социальное пособие являются средства областного бюджета, иные средства, предусмотренные для обеспечения реализации поставленных целей действующим законодательством.
На каждом этапе необходимо осуществление мониторинга эффективности проведения мероприятий по реализации Концепции в целях возможной корректировки приоритетов, уточнения намеченных задач и путей их решения.
6. Заключительные положения
Реализацию положений настоящей Концепции обеспечивают органы исполнительной власти Саратовской области.
В процессе реализации настоящей Концепции следует признать необходимым формирование механизмов взаимодействия между органами государственной власти Саратовской области, органами местного самоуправления, организациями с целью проведения единой политики в сфере обеспечения социальной защиты населения Саратовской области, концентрации усилий государства и общества на решении наиболее острых социальных проблем, что позволит повысить эффективность системы социальной защиты населения, снизить социальную дифференциацию, уровень бедности и поднять систему социальной защиты населения Саратовской области на новый качественный уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Саратовской области от 30 сентября 2002 г. N 247 "О концепции перехода на выплату единого социального пособия"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области", N 9, сентябрь, 2002 г., стр. 1525 (подписано в печать 20 ноября 2002 г.)
Постановлением Губернатора Саратовской области от 23 августа 2005 г. N 213 настоящее постановление признано утратившим силу