Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Энгельсского муниципального Собрания депутатов
от 27 сентября 2002 г. N 401/25-02
Муниципальная комплексная программа
"Молодежь Энгельсского муниципального образования" на 2003-2005 годы
Паспорт
муниципальной комплексной программы "Молодежь Энгельсского муниципального образования" на 2003-2005 годы
Наименование Программы "Молодежь Энгельсского муниципального
образования (2003-2005 годы)"
Основание для разработки - Федеральная целевая программа "Молодежь
Программы России (2001-2005 годы)", утверждена
постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1015
- Областная комплексная программа "Молодежь
Саратовской области (2003-2005 годы);
- Закон Саратовской области "О молодежной
политике Саратовской области" от 10 октября
2001 года N 50-ЗСО
- постановление Губернатора области "О
проведении в Саратовской области Года
молодежи" от 24 декабря 2001 г. N 266
- постановление Главы Энгельсского
муниципального образования "О мероприятиях
по проведению "Года молодежи в Саратовской
области (2002 год) на территории
Энгельсского муниципального образования"
- решение Молодежного общественного Совета
при Главе Энгельсского муниципального
образования от 13.02.2002 г.
Государственный заказчик и Администрация Энгельсского муниципального
основной разработчик образования
Программы
Цели Программы Развитие правовых, экономических,
организационных и социокультурных условий для
реализации молодежной политики в Энгельсском
муниципальном образовании; гражданского
становления, духовно-нравственного
воспитания, формирования здорового образа
жизни, личностной самореализации молодежи в
условиях демократического общества, рыночной
экономики и правового государства.
Сроки реализации Программы 2003-2005 годы
Основные направления 1. Совершенствование нормативно-правовой
реализации Программы базы в сфере молодежной политики.
2. Методическое, информационное и кадровое
обеспечение молодежной политики.
3. Подготовка молодежи к участию в
общественно-политической жизни страны,
поддержка деятельности молодежных и
детских объединений.
4. Оптимизация форм интеллектуального,
творческого, нравственного развития детей
и юношества.
5. Развитие правового сознания,
гражданственности, правовой культуры и
патриотизма в молодежной среде.
6. Развитие подросткового и молодежного
спорта, создание условий для формирования
здорового образа жизни молодежи,
профилактики асоциальных проявлений в
молодежной среде.
7. Содействие в решении вопросов занятости,
профессиональной ориентации и адаптации
молодежи.
8. Укрепление молодой семьи, организация
консультативной и информационной
поддержки молодых семей.
9. Международное молодежное сотрудничество.
10. Развитие системы социальных служб,
специализированных учреждений для
молодежи.
Основные исполнители Отдел по делам молодежи, управление
Программы образования, управление социальной защиты
населения, управление культуры и кино,
управление информации и общественных
отношений, управление сельского хозяйства,
центр занятости населения, управление
внутренних дел, межведомственная комиссия по
делам несовершеннолетних, РОСТО, военкоматы,
администрации округов, центр детского
воспитания, спортивно-технический центр,
вузы, техникумы, училища Энгельсского
муниципального образования, молодежные
объединения.
Объемы и источники 9,5 млн. рублей (2003 г. - 2,6 млн. рублей,
финансирования Программы 2004 - 3,2 млн. рублей, 2005 - 3,7 млн.
рублей)
Ожидаемые конечные Повышение уровня гражданского, правового
результаты реализации сознания молодежи, повышение деловой
Программы активности и социальной активности молодежи.
Увеличение востребованности молодежи на рынке
труда.
Укрепление физического здоровья молодого
поколения.
Нивелирование проблем молодых семей.
Оптимизация структуры учреждений по работе с
молодежью.
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет в установленном порядке отдел по
Программы делам молодежи совместно с другими
управлениями, комитетами, ведомствами,
молодежными и детскими общественными
объединениями Энгельсского муниципального
образования.
I. Введение
Значимость реализации молодежной политики определяется местом молодежных проблем в общей системе задач государственных органов и органов местного самоуправления. Проблемы молодежной политики выходят на первый план исходя из задач:
1) в отношении одной из социально-демографических групп;
2) прежде всего из перспектив развития общества в целом.
Молодежная политика в Российской Федерации сформировалась. В определенной мере, на основе разрыва традиций. В июне 1992 года Верховным Советом были приняты "Основные направления молодежной политики в РФ" и создан Комитет по делам молодежи. В 1993 году была принята Федеральная программа "Молодежь России" на 1994-1997 годы, в рамках которой реализовывались подпрограммы, ориентированные на социально-экономические проблемы молодого поколения, информационное обеспечение, оптимизацию условий духовного и физического развития молодежи, поддержку молодежных и детских объединений. В развитие данной программы Указом Президента Российской Федерации N 890 от 15 августа 1997 года была утверждена программа "Молодежь России" (1998-2000 годы), получившая статус президентской. Новая программа на 2001-2005 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1015.
На уровне Саратовской области действуют Закон области от 23.07.1998 г. N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Важным шагом стало принятие Закона области от 10 октября 2001 г. N 50-ЗСО "О молодежной политике в Саратовской области". На уровне муниципальных образований действуют программы "Молодежь города (района)", имеющие среднесрочный характер. В их основе лежит межведомственный принцип реализации молодежной политики на территории муниципального образования.
II. Условия осуществления молодежной политики в Саратовской области
Условия осуществления молодежной политики в Саратовской области определяются рядом факторов.
Среди них - динамика численности молодежи. Прогнозируется ее некоторый рост на протяжении первого пятилетия ХХI века (порядка 3% к уровню середины 90-х годов), с достижением максимума в 2005 году и дальнейшим спадом, к 2010 году - ниже уровня 2000 года. При этом на молодежный возраст приходится треть трудоспособного периода, и молодежь на сегодня составляет 30% трудоспособного населения (при этом реально занята лишь половина: остальные учатся, не имеют работы, находятся в отпусках по уходу за ребенком).
Объектом деятельности отдела по делам молодежи ЭМО являются лица в возрасте от 14 до 30 лет. В Энгельсском муниципальном образовании проживает 69 515 молодых людей.
Для получения образования в Энгельсском муниципальном образовании существует:
76 школ: в городе - 47;
в округах - 29;
7 профессиональных училищ;
6 техникумов;
2 вуза.
Для проведения досуга в Энгельсском муниципальном образовании имеется:
1 городской парк;
25 дворцов культуры;
2 музея;
51 библиотека;
10 музыкальных школ;
21 подростковый клуб;
5 стадионов;
5 спортшкол;
138 спортплощадок;
85 спортзалов;
3 бассейна;
27 стрелковых тиров;
20 футбольных полей.
Социальный статус молодежи определяется социально-профессиональным положением самой молодежи и родительских семей.
Формально уровень занятости молодежи высок: зарегистрированы как неработающие и неучащиеся порядка 3,5%. Материальной поддержкой родителей пользуется, по крайней мере, 4/5 молодых людей. Свыше 60% в ходе опросов заявляют, что их устраивает материальное положение; при этом официальные доходы 2/3 молодых семей ниже прожиточного минимума. Лишь 1/5 имеет собственное жилье, приобретенное с помощью родителей. При этом только у 4% приходится свыше 20 квадратных метров на человека. Между тем, молодые семьи составляют 80% от общего количества семей, в них рождается 1/4 детей.
Катастрофическим следует назвать состояние здоровья молодого поколения. В первой половине 90-х годов здоровыми признавалось лишь 14% обследованных школьников, 35% отнесено к группе хронически больных. Широкое распространение получили такие заболевания, как инфекции, передающиеся половым путем, туберкулез, педикулез.
На молодежь в возрасте до 30 лет приходится 57% общего числа правонарушений. В их структуре наиболее весомое место занимают кражи, насилие против личности. Молодежь составляет значительную часть контингента криминальных группировок.
Достаточно низкой остается активность молодых граждан в участии как политической, так и общественной жизни города и района. Деятельность общественных объединений и организаций разрознена. У молодого поколения не сформирована потребность к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Таким образом, молодежная политика имеет своим объектом социально-демографическую группу, проблемы которой могут быть обозначены как пороговые значения кризисного состояния. В условиях дефицита средств работа с молодежью оказывается ориентирована на предупреждение наиболее острых проявлений общего кризиса: борьбу с молодежной преступностью, беспризорностью, наркоманией. Однако усилий в этих направлениях явно недостаточно для решения проблемы в целом. Чтобы быть успешной, молодежная политика должна обеспечить условия для подготовки молодежи к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в Энгельсском муниципальном образовании. Молодежная политика, по сути, должна пониматься как возвратное вложение средств в развитие человеческих ресурсов муниципального образования, как "кадровая политика будущего".
На основе существующих проблем на федеральном и региональном уровнях с учетом местных особенностей формируется комплексная программа "Молодежь Энгельсского муниципального образования" на 2003-2005 годы.
III. Цели и задачи программы
Развитие правовых, экономических, организационных и социокультурных условий для реализации молодежной политики на территории Энгельсского муниципального образования, гражданского становления, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни и личностной самореализации молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства.
Для поставленных целей требуется решение следующих задач:
- создание условий для интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественной жизни Энгельсского муниципального образования, региона, страны в целом;
- реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
- формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
- улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;
- развитие системы информационного обеспечения молодежи и реализации молодежной политики.
IV. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на среднесрочный период до 2005 года.
На первом этапе (2003-2004 годы) будет осуществляться:
- нормативно-методическое обеспечение молодежной политики;
- развитие системы специализированных учреждений по работе с молодежью (разработка современных технологий работы подростковых клубов и молодежных центров, направленных на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;
- решение вопросов по улучшению демографической ситуации в обществе, укреплению института молодой семьи;
- создание условий для реализации интеллектуального, творческого и научно-технического потенциала молодежи;
- дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта;
- поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- подготовка молодежи к участию в общественной жизни муниципального образования.
На втором этапе (2004-2005 годы) намечается осуществить следующие мероприятия:
- внедрение новых технологий в работу специализированных учреждений по работе с молодежью;
- введение в действие программ, направленных на поддержку молодых семей, молодежи на производстве;
- создание условий для развития системы занятости молодежи, стабилизация проблем безработицы;
- повышение деловой активности молодежи.
V. Система программных мероприятий
В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.
Предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодежной политики:
- участие в разработке проектов нормативных актов, направленных на решение жилищной проблемы молодежи;
- участие в разработке механизма поддержки молодежного предпринимательства;
- разработка и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
- поддержка деятельности центров содействия занятости, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.
2. Методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики:
- организация и проведение семинаров, совещаний для педагогов, работающих в сфере молодежной политики; развитие информационной службы и центров для молодежи;
- проведение исследовательских работ в сфере молодежной политики; разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.
3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
- информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, расширение видов и форм поддержки проектов молодежных и детских общественных объединений Энгельсского муниципального образования, направленных на осуществление приоритетных направлений молодежной политики в муниципальном образовании;
- содействие в развитии различных форм студенческого самоуправления, поддержка студенческого творчества и науки;
- решение социально-экономических проблем студенческой молодежи; оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;
- оказание организационного и информационно-методического содействия молодежным и детским общественным объединениям.
4. Оптимизация форм интеллектуального, творческого, нравственного развития подростков и молодежи:
- воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участии в культурной жизни общества;
- организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.
5. Развитие правового сознания, правовой культуры, воспитание гражданственности и патриотизма в молодежной среде:
- пропаганда отечественной истории и культуры;
- разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего и профессионального образования; развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
- развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха;
- координация и поддержка деятельности молодежных военно-патриотических и поисковых объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;
- поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.
6. Развитие подросткового и молодежного спорта, создание условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде:
- реализация вариативных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха;
- поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни;
- обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ; создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, лечения и реабилитации лиц, страдающих от наркотической зависимости;
- создание профильных (по интересам) лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробация специальных программ для молодых людей "групп риска".
7. Развитие вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости молодежи:
- разработка программ в области профориентации, профессиональной адаптации молодежи; организация взаимодействия с учреждениями и организациями, ведущими работу в данной сфере;
- поддержка мероприятий по обеспечению занятости молодежи, в том числе сезонной и временной, квотированию рабочих мест для выпускников профессиональных учебных заведений;
- разработка и внедрение программ трудовой занятости молодежи из числа сирот, инвалидов, уволенных из рядов Вооруженных сил Российской Федерации.
8. Укрепление молодой семьи, организация консультационной и информационной поддержки молодых семей:
- развитие учреждений, служб и "кабинетов доверия" по проблемам молодой семьи;
- разработка механизмов социальной поддержки молодых семей;
- просвещение подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
9. Международное молодежное сотрудничество:
- содействие в развитии международных молодежных отношений;
- развитие всестороннего сотрудничества с регионами стран СНГ в сфере молодежной политики.
10. Формирование и развитие системы специализированных учреждений по работе с молодежью:
- развитие деятельности подростковых клубов и молодежных центров по месту жительства;
- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
- создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
- развитие сети учреждений социального обслуживания молодежи.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы из средств местного бюджета прогнозно составляет - 9,5 млн. рублей (2003 г. - 2,6 млн. рублей, 2004 - 3,2 млн. рублей, 2005 - 3,7 млн. рублей).
Ежегодные объемы финансирования Программы определяются в соответствии с утвержденным местным бюджетом на соответствующий год.
К программе прилагаются годовые комплексные планы мероприятий (на 2003 г., 2004 г., 2005 г.).
VII. Механизм реализации программы и организация контроля
Программа реализуется на основе взаимодействия отдела по делам молодежи Энгельсского муниципального образования с управлениями, ведомствами - соисполнителями программы в тесной связи с другими программами, направленными на решение проблем детей и молодежи.
Отдел по делам молодежи осуществляет координацию по реализации Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
VIII. Оценка эффективности реализации программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:
- стабилизировать темпы неблагоприятного развития демографической ситуации, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков;
- повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые условия молодых семей;
- стабилизировать уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, повысить деловую активность молодежи;
- создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям города, области и страны в целом.
<< Назад |
||
Содержание Решение Энгельсского муниципального Собрания депутатов Саратовской области от 27 сентября 2002 г. N 401/25-02 "О муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.