Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 г. N 130-П
"О Концепции развития страховой защиты населения и территории Саратовской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 апреля 2004 г. N 112-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения защиты населения и территории Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Министерству области по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям до 5 апреля 2002 года разработать и представить на рассмотрение Правительства области проект программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, председателя комитета по управлению имуществом области Камшилова П.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 25 декабря 2001 г. N 130-П
Концепция
развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. также Закон Саратовской области от 28 февраля 2005 г. N 21-ЗСО
Введение
1. Содержание проблемы
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Концепции
3. Система мероприятий
4. Система контроля и оперативного управления за реализацией Концепции
5. Эффективность Концепции
Введение
Потенциально опасные для населения и территории Саратовской области предприятия действуют, как правило, на проектном пределе уровня безопасности либо с его превышением. Внедрение на большинстве предприятий технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за больших финансовых затрат. Часть затрат на восстановление нормальных условий жизнедеятельности на объектах повышенной опасности и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, за счет средств областного бюджета. Имеет место большая недокомпенсация ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера (величина некомпенсированного ущерба составляет 96-100 процентов от суммы причиненного ущерба). В 1998-2000 годах средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации на компенсацию ущерба от чрезвычайных ситуаций в Саратовской области не выделялись. Выделяемые средства на предупредительные мероприятия по объему незначительны и не могут существенно повлиять на снижение рисков.
Сложившаяся ситуация неопровержимо свидетельствует о необходимости создания экономической системы для защиты жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, окружающей природной среды от аварий и катастроф техногенного характера. В условиях рыночной экономики именно страхование может обеспечить решение этой задачи. В связи с этим необходимо проведение государственной политики, направленной на поддержку и развитие регионального рынка страховых услуг, стимулирование развития социально важных видов, таких как:
страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, страхование гидротехнических сооружений, экологическое страхование, страхование в сфере сельскохозяйственного производства, в сфере инвестиционной деятельности, обязательное и добровольное медицинское страхование и другие. Организация страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет своей целью организацию внебюджетного финансирования мероприятий по ликвидации последствий (в том числе компенсации ущерба) чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
Реализация Концепции основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", других федеральных нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений" и на принятых в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Настоящая Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Концепция) отражает экономический механизм внедрения страховой защиты на территории Саратовской области и направлена на проведение государственной политики по обеспечению гарантированного уровня защиты населения и территорий от ЧС через механизм изыскания местных ресурсов и развитие страхования.
1. Содержание проблемы
В Саратовской области проживает 1459,1 тыс. человек (53,6 процента от общей численности населения) в зонах опасности возникновения ЧС. Площадь зон ЧС составляет 2307,7 км2, или 2,3 процента от общей площади территории области. Основные виды опасностей для жителей, проживающих в зонах поражения, - радиационная и химическая.
На территории области находятся:
2 радиационно-опасных объекта. Площадь возможного загрязнения при возникновении ЧС на данных объектах составит около 834,4 км2. Население, попадающее в зону поражения - 587,9 тыс. человек;
91 химически опасный объект. Площадь возможного загрязнения при возникновении чрезвычайных ситуаций на данных объектах составит около 1473,3 км2, население, попадающее в зону поражения - 871,2 тыс. человек.
Через территорию Саратовской области проходят следующие участки магистральных трубопроводов:
нефтепроводы:
Самара - Тихорецк (дата ввода в эксплуатацию - 1974 год, фактическая пропускная способность - 21,3 млн. т/год);
Самара - Лисичанск (дата ввода в эксплуатацию - 1977 год, фактическая пропускная способность - 57,8 млн. т/год);
газопроводы:
Оренбург - Новопсков (дата ввода в эксплуатацию - 1978 год, фактическая пропускная способность - 31025 млн. м3/год);
Средняя Азия - Центр (дата ввода в эксплуатацию - 1967-1982 годы, фактическая пропускная способность - 21900 млн. м3/год);
Мокроус - Самара - Тольятти (дата ввода в эксплуатацию - 1964 год, фактическая пропускная способность - 182,5 млн. м3/год);
Уренгой - Новопсков (дата ввода в эксплуатацию - 1981 год, фактическая пропускная способность - 31025 млн. м3/год);
аммиакопровод Тольятти - Одесса (дата ввода в эксплуатацию - 1981 год, фактическая пропускная способность - 2,12 млн. т/год).
Следует отметить, что строительство магистральных газо- и нефтепроводов пришлось на 70-80-е годы и в настоящее время существующая сеть магистральных трубопроводов в значительной мере выработала свой ресурс. Так, в феврале 2000 года в Новобурасском районе в с. Марьино-Лашмино произошел разрыв трубы магистрального газопровода Средняя Азия - Центр с последующим возгоранием газа, диаметр трубы - 1220 мм, рабочее давление - 51 атмосфера. Причина аварии - подпленочная коррозия нижней образующей трубы (утончение стенки трубы до 3 мм и возможное коррозионное расслаивание металла). Материальный ущерб составил 2 млн. 505 тыс. рублей, в том числе 1 млн. 722 тыс. 733 рубля - стоимость выгоревшего газа. В декабре того же года произошла авария на объекте жизнеобеспечения в г. Балакове. Лопнул фланец газопровода, в результате чего произошла утечка газа. Диаметр трубопровода - 500 мм, давление - 5,6 кг/см2. В результате аварии на несколько суток от газоснабжения было отключено 5500 домов в г. Балакове.
Транспорт. Ежемесячно по железной дороге через территорию Саратовской области перевозят до 1,6 млн. тонн опасных грузов, в том числе около 90 тыс. тонн аварийно химически опасных веществ и около 1,5 млн. тонн взрывопожароопасных грузов. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1925 км, в том числе 370,4 км электрифицированных.
В настоящее время число дефектных рельсов и шпал составляет 0,5 процента от общего их количества. У 30 процентов вагонов-цистерн истекают нормативные сроки эксплуатации. Потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня на 80-85 процентов.
Для перевозки хлора через территорию Саратовской области используется автотранспорт.
Гидротехнические сооружения. Всего в Саратовской области зарегистрировано более 3000 гидротехнических сооружений. Из них декларированию безопасности подлежат 440 гидротехнических сооружений. Из обследованных 134 наиболее крупных и опасных объектов 43 процента представляют реальную угрозу при прорыве и требуют реконструкции или капитального ремонта. Насчитывается порядка 43 бесхозных прудов объемом более 100 тыс. м3.
Страхование гидротехнических сооружений и третьих лиц в случае аварий на них отсутствует.
Объекты коммунального хозяйства. В жилищно-коммунальном хозяйстве области действуют 724 котельные, 9743 трансформаторные подстанции, 19 водопроводных насосных станций и 15 канализационных насосных станций.
Протяженность водопроводных сетей - 5066 км, тепловых сетей - 297 км, электрических сетей - 56704 км, канализационных сетей - 1231 км.
Существующие мощности систем жизнеобеспечения области недостаточны и не всегда отвечают нормативным требованиям. Мощность системы водоснабжения (производительность в сутки) составляет 1200 тыс. м3/сут, канализации - 980 тыс. м3/сут. Годовой дефицит мощности канализации составляет 100 тыс. м3/сут.
Особую социальную опасность в осенне-зимний отопительный период могут создать аварии на системах теплоснабжения городов. Причины данного положения состоят в том, что из-за недостаточного финансирования объемы подготовительных предзимних работ выполняются только на 80-90 процентов. Ветхость системы жизнеобеспечения стала фактом постоянноп потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.
Природные риски. На территории Саратовской области в 2000 году произошло 25 чрезвычайных ситуаций природного характера. Общий материальный ущерб составил 8699,9 тыс. рублей. Для большинства сельскохозяйственных районов области наиболее опасными по последствиям являются весенние заморозки, долговременное стояние высоких температур, сильные ливневые дожди со шквалистым ветром и градом, что приводит к гибели или частичной гибели посевов сельскохозяйственных культур. Так, в 1999 году в результате майских заморозков (до -7°С) погибли посевы сельскохозяйственных культур на площади 32,5 тыс. га.
Для большинства районов области наиболее опасным стихийным явлением являются высокие весенние паводки.
Ежегодно на территории области весенними паводками разрушаются плотины прудов и водохранилищ на реках Б.Узень, М.Узень, Алтата, Еруслан, Б.Иргиз ввиду отсутствия капитальных подпорно-регулирующих сооружений, разрушается от 7 до 20 земляных перемычек, аккумулирующих сток весенних паводков, как единственного источника для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов засушливого Заволжья.
В последнее время наблюдается увеличение числа ЧС природного и техногенного характера, последствия которых становятся все более масштабными и опасными для населения, окружающей природной среды. Ежегодный максимальный ущерб от ЧС различного характера не покрывается затратами на ликвидацию последствий и дефицит достигает несколько миллионов рублей ежегодно. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, в 2001 году целевой финансовый резерв из средств областного бюджета для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций составил 2000 тыс. рублей.
Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты различных уровней может быть механизм страхования.
Так, на территории Саратовской области осуществляют свою деятельность 32 страховые организации, из них 11 региональных, 21 филиал и представительства иногородних страховых организаций, входящих в число сильнейших компаний России. Объем страховых взносов в 2000 году составил около 500 млн. рублей, страховых выплат - 195 млн. рублей.
Из числа перечисленных выше страховых организаций страхованием гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасных производственных объектах занимаются в Саратовской области 18 организации.
За период с 1 сентября 1998 года по январь 2001 года страховыми организациями области застраховано 8492 объекта на 2230 предприятиях, в том числе в 2000 году 3615 объектов на 1299 предприятиях. Страховая сумма за 2000 год составила 1503789746 рублей, страховая премия - 7087760 рублей, отчисления в резерв предупредительных мероприятий - 354388 рублей.
Количество действующих договоров на 1 января 2001 года - 1299, что составляет 49,3 процента от всего страхового поля области.
Несмотря на значительный рост в 2000 году объемов страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (рост по сравнению с 1999 годом составил 172 процента), более 50 процентов рынка страхования опасных производственных объектов области остаются неохваченными.
К сдерживающим факторам развития данного вида страхования можно отнести:
финансовые затруднения страхователей, когда уже заключенный договор не вступает в законную силу из-за несвоевременной уплаты страхового взноса. Как правило, неохваченными страхованием остаются предприятия, имеющие опасные производственные объекты III типа;
отсутствие в размере страхового тарифа фактического состояния опасных производственных объектов, что требует пересмотра критерия риска и т.д.
Проведенный анализ проблемы существующих тенденций возрастания природных и техногенных опасностей, ограниченных возможностей экономики по предупреждению и ликвидации ЧС, недостаточной компенсации потерь от них позволяет сделать следующие выводы:
для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер (в течение ближайших 3-5 лет) во избежание потери условий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики области и ее способности к расширенному воспроизводству;
одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие регионального страхового рынка, а также контроль за исполнением хозяйствующими субъектами Саратовской области Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
внедрение механизма страховой защиты обеспечит компенсацию ущерба в результате природных и техногенных ЧС, финансирование мероприятий, направленных на снижение рисков за счет средств страховых организаций.
Все вышеперечисленное приводит к обоснованной необходимости разработки и реализации областной Концепции развития страховой защиты населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Концепции
2.1. Основные принципы развития приоритетных для экономики области
видов страхования от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
2.2. Сдерживающие факторы развития страхования
2.3. Сроки реализации Концепции
Настоящая Концепция разработана в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения защиты имущественных интересов населения и территорий Саратовской области от техногенных и природных рисков методами страхования при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Достижение поставленной цели может быть осуществлено при решении следующих основных задач:
согласование действий органов государственной власти всех уровней в вопросах развития рынка страховых услуг;
определение мер и источников государственной поддержки развития социально важных видов страхования на территории области;
создание системы внебюджетного финансирования мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращение чрезвычайных ситуаций либо снижение вероятности их возникновения;
определение условий привлечения финансовых институтов к реализации концепции;
определение условий привлечения средств страховых компаний - участников реализации Концепции в экономику области, а также согласованного управления основными финансовыми потоками;
обеспечение доступности страхования для страхователя;
повышение страховой культуры потенциальных страхователей;
обеспечение информационного сопровождения реализации Концепции.
2.1. Основные принципы развития приоритетных для экономики области видов страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основными принципами развития регионального рынка страховых услуг являются:
добровольность;
право страхователя на получение качественных страховых услуг;
доступность страховых услуг для всех категорий физических и юридических лиц области;
заинтересованность государства в обеспечении страховой защиты населения и территорий Саратовской области от техногенных и природных рисков;
гарантия защиты страхователя от недобросовестного поведения страховщика;
гарантия защиты страховщика от недобросовестного поведения страхователя;
гарантия возвратности финансовых ресурсов, вложенных в реализацию Концепции финансовыми и страховыми институтами;
согласованность региональной концепции с действующим законодательством.
2.2. Сдерживающие факторы развития страхования
В процессе реализации поставленных задач необходимо учитывать и влияние ряда факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие страхового рынка области в целом, а именно:
недооценку потенциальными страхователями важности и необходимости страхования, что свидетельствует о низкой страховой культуре населения, руководителей и персонала хозяйствующих субъектов;
отсутствие в хозяйственном обороте свободных финансовых ресурсов, которые страхователь готов направить на страхование своих рисков;
отсутствие общих подходов в проведении единой политики в вопросах развития страхового рынка у органов государственной власти разного уровня и разной отраслевой принадлежности;
отсутствие действенных систем контроля со стороны органов государственной власти за субъектами страхового рынка, препятствующих проведению страховщиками фиктивного страхования, и за субъектами хозяйственной деятельности, не исполняющими законодательства в области обязательного страхования.
Поэтому Концепция должна представлять собой систему взаимосвязанных мер, решения основных задач с учетом влияния на них указанных сдерживающих факторов.
2.3. Сроки реализации Концепции
Реализация Концепции рассчитана на 3 года и выполняется в 2001-2003 годах. Исходя из достигнутых результатов, будет определено дальнейшее развитие Концепции, связанное с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, повышению инвестиционного потенциала Саратовской области за счет страхования.
3. Система мероприятий
3.1. Определение приоритетных видов страхования от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, имеющих социально
важное значение для области
3.2. Определение основных принципов государственной поддержки развития
приоритетных для социально-экономического развития области
видов страхования
3.3. Определение основных принципов согласованного управления
финансовыми ресурсами участников Концепции
3.4. Определение основных принципов участия в реализации Концепции
страховых компаний и банков
Под страховой защитой населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера понимается система мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающая компенсацию потерь, наносимых общественному производству и жизненному уровню населения стихийными бедствиями и техногенными авариями, путем формирования достаточных страховых резервов и их целевого использования.
Решение поставленных задач может быть обеспечено системой мероприятий, способствующих качественному росту страхового рынка области, внедрению на нем новых страховых продуктов и согласованному управлению ресурсами его участников.
При этом система программных мероприятий состоит из следующих блоков;
1. Определение приоритетных видов страхования, имеющих социально важное значение для области.
2. Определение основных принципов государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования.
3. Определение основных принципов согласованного управления финансовыми ресурсами участников Концепции.
4. Определение основных принципов привлечения к реализации Концепции страховых компаний и банков.
Концепция представляет своего рода набор элементов для разработки механизмов государственного стимулирования развития конкретных видов страхования. Данные механизмы должны представлять собой относительно самостоятельные программы с едиными принципами развития страхования и использования ресурсов страховщиков-участников их реализации, - установленных настоящей Концепцией. По мере их разработки они выносятся в установленном порядке на утверждение.
3.1. Определение приоритетных видов страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющих социально важное значение для области
Мероприятия должны быть направлены на развитие страхового рынка области в целом как института рыночной экономики, так и приоритетных для области видов страхования.
В развитой экономике страховые компании обеспечивают около трети всего объема инвестиций. Страхование позволяет вовремя компенсировать потери от стихийных бедствий, техногенных катастроф, социальных конфликтов.
В Саратовской области за последние несколько лет наблюдается стабильный рост объемов собираемой страховой премии (страховых сборов). В 2000 году он составил 235 процентов от страховых поступлений 1999 года. Данный показатель является самым высоким в Поволжском регионе.
Наиболее успешно развиваются добровольные виды страхования (личное страхование, страхование имущества). При этом необходимо отметить, что доля личного страхования в общем объеме страховых сборов составляет 48,5 процента, а доли страхования ответственности и имущественного страхования - 26 процентов и 20 процентов соответственно. Доля обязательного страхования невелика.
Из приведенных данных видно, что страхование ответственности и имущественное страхование являются преимущественно неразвитыми секторами страхования. При этом увеличивающееся количество личного автотранспорта приводит к увеличению числа аварий на автодорогах области, а объем страхования ответственности владельцев автотранспортных средств в силу ряда причин не развивается. Серьезно стоит проблема страхования перевозок опасных грузов.
Природные катаклизмы и явления становятся крайне нежелательными и неблагоприятными по своим последствиям для сельскохозяйственных районов области, приводят к гибели и порче посевов сельскохозяйственых культур. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема развития страхования в аграрном секторе экономики.
Предусматриваемое Концепцией развитие страхового рынка имеет целью осуществить реальную оперативную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, в значительной части за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузок на областной бюджет.
Меры по развитию страхового рынка предусматривают создание широкого спектра страховых услуг. При этом государственная поддержка будет направлена на развитие наиболее важных для социально-экономического развития области видов страхования. К таким видам страхования согласно Концепции отнесено страхование рисков, последствие которых отнесено к чрезвычайным ситуациям в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и инженерной инфраструктуры жилых зданий, страхование гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнических сооружений, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности за перевозку опасных грузов и др.);
имущественное страхование (страхование имущества юридических лиц, в том числе муниципального жилого фонда от пожара и других опасностей, комплексное страхование личного имущества и др.);
страхование от катастрофических (природных) рисков физических и юридических лиц (страхование от гибели и порчи посевов сельскохозяйственных культур, противопожарное страхование и др.);
обязательное и добровольное медицинское страхование (страхование физических лиц, занятых на опасных и вредных производствах и др.); экологическое страхование.
Развитие данных видов страхования позволит за счет средств страховых компаний:
финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков (из средств резерва предупредительных мероприятий);
обеспечить полноценную компенсацию ущерба страхователям; инвестировать средства страховых резервов в экономику области.
3.2. Определение основных принципов государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования
Второй блок мероприятий направлен на разработку системы мер государственной поддержки развития приоритетных видов страхования на территории Саратовской области.
На современном этапе эффективное развитие страхового рынка, направленное на решение задач создания реальной страховой защиты населения и территории области, без государственной поддержки невозможно.
Страховщики, выступая в качестве организаторов страхования, контролеров за поведением субъектов страхового рынка, гарантов исполнения обязательств, аккумуляторов финансовых ресурсов и т.д., не станут без выгоды для себя заботиться об интересах страхователя. С одной стороны, страховщики, заинтересованные в развитии рынка страховых услуг, увеличении его емкости, снижении вероятности возникновения страхового случая, должны вкладывать средства в развитие экономики области, стимулировать развитие и увеличение благосостояния потенциального страхователя. С другой стороны, учитывая то, что все страховые резервы достались страховщикам в результате жесткой конкурентной борьбы, оценивая трудозатраты по вынужденному исполнению несвойственных им функций, а также отсутствие государственной поддержки на региональном уровне, страховщики отказываются выступать инвесторами, предпочитая использовать свои свободные финансовые ресурсы не на развитие регионального рынка страховых услуг и, как следствие, получение дополнительной прибыли, а на иное, не влияющее на развитие страхового рынка Саратовской области, выгодное вложение, в том числе на перераспределение в пользу регионов с более благоприятным "административным климатом".
Учитывая, что любой страховой договор косвенно защищает бюджетные средства от незапланированного расходования по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти области заинтересованы в развитии страхования, но отсутствие свободных средств в областном бюджете и нежелание страховщика выступать в качестве инвестора государственных социально-экономических программ сдерживает принятие решений по направлению части средств на развитие и поддержание страхования.
Концепция призвана разрешить создавшееся противоречие, введя в действие механизм, который, с одной стороны, установит порядок государственной поддержки видов страхования, имеющих социально важное значение для развития области, а с другой стороны, обеспечит привлечение ресурсов страховых компаний в экономику области. При этом меры государственной поддержки подразделяются на:
стимулирующие;
ограничивающие;
административные;
информационные.
Эти меры позволят стимулировать на государственном уровне развитие страхового рынка, определить условия косвенной компенсации бюджетных потерь.
К стимулирующим мерам государственной поддержки относятся:
компенсация части страхового взноса страхователям, осуществляющим страхование своих рисков в рамках соответствующей областной программы (за счет средств областного бюджета);
снижение размера страхового взноса посредством принятия государством на себя части страхового риска;
предоставление страхователю льготного кредита на сумму страхового взноса;
предоставление страхователю возможности получить льготный инвестиционный кредит.
Ограничивающие меры государственной поддержки включают в себя:
установление в качестве обязательного условия для предприятия, претендующего на получение государственных льгот, гарантий, льготных кредитов или государственного областного заказа, осуществление страхования своих рисков.
Административные меры государственной поддержки состоят:
из осуществления на территории области единой политики органов исполнительной власти всех уровней в вопросах регулирования развития страхового рынка региона. При этом органы власти области должны выстраивать свою политику в рамках правил, установленных федеральным законодательством, а исполнительные органы местного самоуправления - в соответствии с областными страховыми программами;
создания системы взаимодействия и координации органов исполнительной власти области для обеспечения контроля за хозяйствующими субъектами по исполнению ими действующего законодательства в сфере обязательного страхования. При этом следует учитывать, что система такого контроля не должна нарушать действующего законодательства, выходить за рамки компетенции органов власти соответствующего уровня;
создания соподчиненной сети экспертных советов по вопросам страхования.
К информационным мерам государственной поддержки можно отнести:
пропаганду страхования в рамках областных страховых программ через средства массовой информации. Данная мера направлена, прежде всего, на повышение страховой культуры потенциальных страхователей, что косвенно должно повлиять на развитие добровольных видов страхования. Это направление может быть реализовано путем организации бесплатных школ-семинаров для руководителей (специалистов) предприятий области, публикации в средствах массовой информации разъяснительных статей по вопросам страхования, разработки методических рекомендаций для специалистов;
обеспечение единой политики, которая может быть достигнута путем определения единого координационного центра, призванного согласовывать ключевые позиции всех участников реализации Концепции, вносить коррективы в порядок и условия ее реализации.
В частности, вопросами согласованной политики органов исполнительной власти области должны стать:
порядок привлечения страховщиков к реализации Концепции;
управление финансовыми ресурсами в рамках реализации Концепции;
порядок государственной поддержки;
условия отчетности и информационного сопровождения реализации Концепции;
порядок контроля по исполнению хозяйствующими субъектами действующего законодательства в области страхования.
3.3. Определение основных принципов согласованного управления финансовыми ресурсами участников Концепции
Третий блок мероприятий направлен на разработку механизма инвестирования средств страховых компаний в экономику области. Данный блок мероприятий должен обеспечить на основе взаимовыгодного страхования создание механизма инвестирования средств страховых компаний в проекты по снижению рисков чрезвычайных ситуаций, Инвестирования в программы предупредительных мер, разработку инвестиционных программ. Целью этих мероприятий является установление порядка максимального использования страхования в качестве источника инвестиционных ресурсов. Не менее важной задачей является использование механизма страхования для внебюджетного финансирования затрат на восстановление уничтоженного (поврежденного) государственного имущества.
Часть мер государственной поддержки развития страхования на начальном этапе ведет к финансовым потерям областного бюджета ("прямым" - в случае компенсации государством части страхового взноса страхователя и "возможным" - при принятии государством на себя части страхового риска страховщика). Поэтому одновременно с решением вопросов стимулирования развития социально важных для области видов страхования государство заинтересовано в минимизации бюджетных потерь, что может быть достигнуто посредством аккумулирования ресурсов страховых компаний - участников реализации Концепции - и направления их на решение части бюджетных задач, согласующихся с задачами страховщиков. Это достигается посредством внедрения механизмов согласованного управления финансовыми ресурсами областных страховых программ.
Данные механизмы определяют основные принципы формирования и расходования в рамках действующего законодательства ресурсов страховых компаний, участвующих в реализации Концепции. При этом они направлены на решение следующих задач:
организацию внебюджетного финансирования, ведущего к снижению вероятности возникновения чрезвычайной ситуации (страхового случая) либо сокращению размеров последствий от ее возникновения;
организацию внебюджетного финансирования информационного обеспечения реализации Концепции, мероприятий по локализации экстренных ситуаций;
формирование инвестиционных ресурсов, доступных и привлекательных для субъектов хозяйственной деятельности и финансирование из них инвестиционных проектов, ведущих к увеличению налогооблагаемой базы, сокращению бюджетных расходов.
При этом задачей органов исполнительной власти области является согласование интересов всех участников страхования и определение оптимального направления расходования средств.
Учитывая, что основными ресурсами страховщиков являются страховые резервы, фонды резервов предупредительных мероприятий (далее - РПМ), а также средства, направляемые страховщиком на оперативное управление компанией (агентское вознаграждение, средства на ведение дела), Концепция устанавливает требования к их участию в решении общих задач. К ним относятся:
в части формирования страховых резервов:
размещение в соответствии с действующим законодательством страховых резервов страховщика, участвующего в реализации Концепции, на депозитных счетах и ценных бумагах банков-участников реализации Концепции (до 40 процентов собранных в рамках Концепции средств);
размещение части страховых резервов в специальных выпусках ценных бумаг Правительства области, долях в уставном капитале, специально созданных заинтересованными организациями для решения определенных задач обществ с ограниченной ответственностью (до 40 процентов собранных в рамках Концепции средств);
в части формирования РПМ:
формирование фонда РПМ в размерах, устанавливаемых утвержденными в соответствии с Концепцией программами развития конкретного вида страхования, и размещение его на специальном счете страховой компании;
в части оперативного управления средств компании:
направление части средств агентского вознаграждения на специальные счета уполномоченного органами государственной власти области банка с целью формирования необходимых для развития конкретного вида страхования фондов поддержки.
Учитывая действующее законодательство, данные средства могут быть направлены органами исполнительной власти области по согласованию со страховой компанией на решение следующих вопросов:
формирование в рамках Концепции страховых резервов (на возвратной основе);
финансирование инвестиционных проектов, отобранных органами исполнительной власти области в рамках реализации Концепции;
формирование в рамках Концепции фондов РПМ (на безвозвратной основе);
расходование средств на мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, снижению размеров их последствий в рамках мероприятий, запланированных областным бюджетом;
формирование в рамках Концепции специальных фондов (на безвозмездной основе).
Учитывая среднюю структуру тарифной ставки страховой компании, можно говорить о следующих ожидаемых размерах вышеназванных средств:
а) страховые резервы, размещенные в рамках реализации Концепции в банках-участниках реализации Концепции, ценных бумагах, уставных капиталах специальных обществ с ограниченной ответственностью - до 60 процентов от собранных в рамках Концепции средств;
б) фонды РПМ, сформированные в рамках настоящей Концепции - до 10 процентов собранных в рамках Концепции средств;
в) специально организованные фонды Концепции - до 10 процентов от собранных в рамках Концепции средств.
При этом учитывая что по характеру формирования на безвозмездной основе расходуются только средства страховщиков, подпадающие под пункты б) и в), выделение государственных средств на компенсацию части страхового взноса должно быть соразмерно возможности их компенсирования из этих фондов. Ресурсы же страховщика, подпадающие под пункт а), должны обеспечивать увеличение доходной базы ,ластного бюджета, снижение его расходов и, соответственно, являться дополнительным источником компенсации бюджетных потерь.
Дополнительным ресурсом обеспечения минимизации бюджетных потерь являются банки-участники Концепции. В настоящей Концепции их задачами является:
открытие депозитных счетов страховщика;
льготное кредитование субъектов хозяйственной деятельности по представлению органов государственной власти области.
При этом основным условием участия банка в реализации Концепции должна являться его готовность финансирования представленных органом государственной власти области проектов под минимально возможную процентную ставку. Учитывая привлекательность размещаемых у него страховщиком денежных средств (низкая процентная ставка, достаточно длинный, по некоторым видам страхования до 5 лет, срок размещения), данное условие является для банка приемлемым.
Движение финансовых ресурсов служит своеобразным маховиком Концепции, способствуя ее развитию. Возрастает взаимная заинтересованность в получении максимального результата партнером.
Установленный Концепцией принцип согласованного управления финансовыми ресурсами должен учитываться при разработке механизмов стимулирования развития конкретных видов страхования в соответствии с конкретными программами. При этом размер и порядок размещения средств страховщика, формирование и направление расходования специальных фондов устанавливаются отдельно для каждого вида страхования, исходя из присущих ему специфических условий и действующего законодательства.
3.4. Определение основных принципов участия в реализации Концепции страховых компаний и банков
Учитывая широкомасштабность настоящей Концепции (планируется охват максимального количества видов страхования), доступ страховых компаний для участия в ее реализации должен быть достаточно упрощен. В то же время, высокий риск видов страхования, охватываемых Концепцией, диктует потребность жесткого отбора страховщиков. Данное противоречие может быть снято посредством установления определенных требований к страховым организациям, желающим принять участие в реализации Концепции. При этом, в зависимости от рассматриваемого вида страхования, данные требования могут отличаться друг от друга. А страховая компания может подать заявку на аккредитацию.
Предполагается, что аккредитацией страховщика (проверкой и подтверждением его соответствия установленным параметрам) должен заняться экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве области.
При этом основными требованиями к страховщикам, в зависимости от рассматриваемого вида страхования, могут быть:
наличие лицензии по осуществлению конкретного вида страхования;
организационная структура компании;
опыт работы в конкретном секторе страхового рынка;
страхование на основе правил (условий), утвержденных Правительством Российской Федерации либо другим органом государственной власти Российской Федерации;
отсутствие у претендента задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей (в т.ч. по выплатам страховых возмещении по ранее заключенным договорам страхования);
принятие на себя обязательств по размещению части страховых взносов в соответствии с программой развития вида страхования, на участие в реализации которой претендует страховщик;
принятие обязательств по формированию предусмотренных Концепцией дополнительных фондов и расходованию их средств по согласованным с уполномоченной Правительством области организацией;
требования к страховому портфелю компании, ее устойчивости, независимости.
При этом конкретизация вышеуказанных требований происходит после утверждения программы развития конкретного вида страхования, к которому они относятся.
Привлечение к реализации Концепции банков подразумевает еще более упрощенную процедуру. Их аккредитацией занимается министерство экономики области, а требования к ним утверждаются Правительством области одновременно с программой развития конкретного вида страхования. При этом основным условием участия банка в реализации Концепции может выступать требование о принятии банком обязательства о предоставлении в распоряжение органов исполнительной власти области на утвержденных условиях ресурсов страховых компаний, размещенных в банке в рамках настоящей Концепции.
4. Система контроля и оперативного управления за реализацией Концепции
Общий контроль за ходом реализации Концепции осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям при Правительстве области.
Координацию деятельности многочисленных участников Концепции на начальном этапе осуществляет экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве области. По мере разработки конкретных программ по отдельным видам страхования возрастает необходимость и финансовая возможность наличия в качестве координатора самостоятельного хозяйствующего субъекта.
5. Эффективность Концепции
Эффективность Концепции складывается из эффективности отдельных видов страхования, механизмы развития которых будут разработаны и внедрены в рамках Концепции. В связи с этим точные объемы привлекаемых в экономику области средств страховщиков - участников Концепции, объемы специально сформированных в рамках Концепции фондов (фонда информационной поддержки, экстренного фонда области, фонда РПМ, инвестиционного фонда) и их соотношение с направленными средствами из областного бюджета на поддержку конкретного вида страхования можно будет рассчитывать только в момент представления на утверждение проекта программы соответствующего вида страхования.
Вместе с тем предполагая, что развитие страхового рынка области в соответствии с настоящей Концепцией должно охватить приблизительно 70 процентов существующих на нем сегодня видов страхования, а также, что настоящая Концепция должна обеспечить качественный рост реального страхования и вымывание со страхового рынка фиктивного страхования, в первый год реализации Концепции можно ожидать привлечения в экономику области следующих ресурсов:
фонд РПМ - 35 млн. рублей;
экстренный фонд области - 50 млн. рублей;
фонд информационной поддержки - 15 млн. рублей;
инвестиционный фонд - 250 млн. рублей. Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней от освоения указанных инвестиций - 70 млн. рублей.
Дополнительно областной бюджет получит финансовые средства в виде 100-процентных компенсаций последствий чрезвычайных ситуаций на территории области по заключенным страховым договорам.
Учитывая экспертную оценку развития страхового рынка региона в 10 процентов от его экономически оправданного объема, а также предложенный Концепцией механизм его развития, в результате можно ожидать увеличения объемов средств вышеперечисленных фондов в 5-6 раз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 г. N 130-П "О Концепции развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 12, декабрь 2001 г., стр. 1506
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 апреля 2004 г. N 112-П настоящее постановление признано утратившим силу