Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 27 декабря 2002 г. N 5-164
Областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы
24 марта, 6 октября 2004 г.
О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, см. постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 638
Паспорт областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Обеспечение
жильем молодых семей" на 2003-2010 годы
(далее - Программа)
Государственный заказчик - министерство молодежной политики, спорта и
Программы туризма области
Основные разработчики - министерство молодежной политики, спорта и
Программы туризма области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области,
министерство экономического развития и
торговли области (по согласованию)
Цель и задачи Программы - Основная цель Программы - обеспечение жильем
молодых семей, состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое
обеспечение мероприятий по улучшению жилищных
условий молодых семей;
разработка и внедрение финансовых и
организационных механизмов оказания
государственной поддержки молодым семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов
на финансирование строительства жилья для
молодых семей
Сроки и этапы реализации - 2003-2010 годы:
Программы первый этап (2003-2004 годы) - разработка
правовой, финансовой и организационной базы
государственной поддержки молодых семей,
состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, отработка механизмов
предоставления субсидий и кредитов на
строительство (приобретение) жилья;
второй этап (2005-2010 годы) -
совершенствование методологической и
нормативной базы обеспечения жильем молодых
семей, широкомасштабное внедрение механизмов
реализации Программы
Исполнители Программы - министерство молодежной политики, спорта и
туризма области, министерство строительства и
и
жилищно-коммунального хозяйства области,
министерство экономического развития и
торговли области, министерство образования
области, министерство информации и печати
области, министерство здравоохранения
области, министерство труда и социального
развития области, органы местного
самоуправления (по согласованию)
Объемы и источники - объем финансирования мероприятий Программы
финансирования Программы составляет 8,369 млрд. рублей, из них:
2,687 млрд. рублей - бюджетные средства;
5,682 млрд. рублей - внебюджетные источники
Ожидаемые конечные - обеспечение жильем более 20 тысяч молодых
результаты Программы семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий;
строительство современного жилищного фонда
общей площадью 795 тыс. кв.м
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года проживает более 90 тыс. молодых семей, из которых более 10 процентов нуждаются в улучшении жилищных условий.
В 2001 году было заключено 16767 браков, расторгнуто - 12693, родилось 22346 детей. Ежегодно число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличивается на 4,5 процента. Если не принимать мер по решению жилищного вопроса молодых семей, то прогноз числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году составит более 44 тысяч семей.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в области необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цель и задачи Программы
Основная цель Программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа обеспечения жильем молодых семей в области рассчитана на период с 2003 года по 2010 год.
Реализацию Программы планируется провести в два этапа:
первый этап (2003-2004 годы) - разработка правовой, финансовой и организационной базы государственной поддержки молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья;
второй этап (2005-2010 годы) - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, широкомасштабное внедрение механизмов реализации Программы.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей;
организационное обеспечение реализации Программы.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы
4.1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Юридические вопросы обеспечения жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, решаются в рамках жилищного законодательства.
Реализация Программы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей условия предоставления жилья молодым семьям.
Постановлением Саратовской областной Думы от 24 марта 2004 г. N 23-907 абзац третий пункта 4.1.1. раздела 4 изложен в новой редакции
Участник программы - молодая семья, в том числе неполная семья, одинокая мать, возраст супругов (родителей) в которой не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в получении жилья и постоянно проживающая на территории Саратовской области (далее - молодая семья).
При этом должны учитываться следующие положения:
малоимущие молодые семьи, стоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, обеспечиваются жильем из государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке по договорам социального найма;
субсидии и ипотечные кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья, в том числе и за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов, будут являться основными формами оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка могут быть предоставлены субсидии за счет федерального и областного бюджетов на компенсацию затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья;
очередность предоставления субсидий и кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья может определяться муниципальной программой и нормативными актами органов местного самоуправления.
4.1.2. Механизм улучшения жилищных условий молодых семей
Для улучшения жилищных условий молодых семей будут совершенствоваться механизмы:
предоставления жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований области в пределах норм общей площади и требований, определяемых Законом Саратовской области "О предоставлении жилья в Саратовской области";
См. Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области"
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
Постановлением Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 г. N 27-1141 пункт 4.1.2 настоящего приложения дополнен абзацем четвертым
погашения финансовых обязательств, возникших у молодых семей по окончании финансового года вследствие изменения условий предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в пределах соответствующих лимитов капитальных расходов областного бюджета, выделенных на очередной финансовый год;
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, долгосрочных ипотечных кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и некредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
предоставления молодым семьям строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
содействия органов местного самоуправления при организации новых молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения жилищных проблем молодых семей формируются за счет бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных источников, в том числе собственных средств населения.
Реализация Программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местных бюджетов, используемые для обеспечения жильем молодых семей.
Указанные средства направляются на:
совместное финансирование строительства социального жилья;
предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья молодым семьям;
обеспечение гарантий банкам, кредитным и иным организациям, осуществляющим кредитование молодых семей, изъявивших желание строить (приобретать) жилье за счет возмездной финансовой помощи, при этом гарантии предоставляются юридическим лицам, осуществляющим ипотечное кредитование населения, в порядке, установленном действующим законодательством.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы (эмиссии жилищных сертификатов);
средства организаций, направляемые на предоставление субсидий, ссуд и займов своим работникам;
средства населения, направляемые:
на строительство (приобретение) жилья с использованием субсидий и кредитов (займов);
на долевое участие в строительстве жилья.
4.3. Организационное обеспечение Программы
Организационное обеспечение мероприятий Программы предусматривает:
формирование единой информационной системы мониторинга уровня обеспеченности жильем молодых семей в области;
привлечение общественных молодежных объединений и организаций к реализации мероприятий Программы;
разработку муниципальных программ для совместного финансирования строительства жилья молодых семей из областного и местных бюджетов;
информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации о целях, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Исходя из поставленных задач, проведен расчет потребности инвестиций на строительство жилья для обеспечения жильем молодых семей.
На первом этапе реализации Программы для обеспечения жильем молодых семей необходимо ввести не менее 114 тыс. кв. м нового жилья.
С учетом возможностей областного и местных бюджетов области потребность в бюджетных инвестициях на первом этапе составляет 124 млн. рублей.
На втором этапе планируемый ввод жилья - 681 тыс. кв. м, потребность в инвестициях областного и местных бюджетов - 964 млн. рублей.
Предполагаемые источники финансирования строительства жилья:
бюджетные средства - 2686,9 млн. рублей
в том числе:
прогноз средств областного бюджета - 502,1 млн. рублей
прогноз привлечения муниципальных средств - 585,8 млн. рублей
прогноз потребности в помощи федерального
бюджета в форме субвенций - 1599,0 млн. рублей
внебюджетные средства - 5681,8 млн. рублей
в том числе:
прогноз привлечения средств предприятий - 2990,2 млн. рублей
прогноз привлечения средств населения - 2691,6 млн. рублей
Конкретный размер инвестиций из областного и местного бюджетов определяется законом области (решением представительного органа местного самоуправления) о бюджете на очередной финансовый год.
6. Организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации
Государственный заказчик Программы осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы, координирует взаимодействие органов исполнительной власти области по вопросам обеспечения жильем молодых семей, оказывает содействие органам местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей.
Генеральная управляющая компания Программы действует на основании договора, заключенного с ней государственным заказчиком Программы. Условия договора определяются государственным заказчиком Программы по согласованию с министерством финансов области и министерством экономического развития и торговли области.
Отчеты о результатах реализации Программы в установленные сроки представляются генеральной управляющей компанией Программы государственному заказчику, в областную Думу, министерство финансов области, министерство экономического развития и торговли области и Агентство регионального развития при Губернаторе области.
7. Оценка эффективности социально-экономических результатов Программы
По окончании первого этапа реализации Программы (в 2004 году) предполагается:
собрать и систематизировать информацию о потребности в жилье молодых семей и на основе анализа данных скорректировать деятельность второго этапа реализации Программы;
предоставить более 600 квартир по договорам социального найма;
предоставить более 2,5 тысячи субсидий и кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья.
Для этого планируется осуществить строительство 114 тыс. кв. м общей площади социального жилья.
На втором этапе планируется ввести более 680 тыс. кв. м общей площади жилья для молодых семей.
В ходе строительства жилья планируется освоить более 8 млрд. рублей, обеспечив при этом новые рабочие места в строительном секторе экономики области.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
совершенствование механизмов оказания поддержки молодым семьям в решении жилищного вопроса;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
8. Мероприятия по реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы
N п/п |
Наименования мероприятий | Исполнитель | Срок | Стоимость (млн. руб.) |
Примечание | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
I. Правовое и методологическое обеспечение Программы | |||||||
1.1 | Совершенствование нормативных правовых актов по вопросу предоставления жилья молодым семьям на условиях социального найма |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
До 1 января 2004 года |
||||
1.2 | Разработка нормативных правовых актов по вопросу предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей, состоящих на учете нуждающихся |
До 1 августа 2003 года |
|||||
1.3 | Разработка нормативных правовых актов по вопросу предоставления субсидии на строительство (приобретение) жилья для молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, при рождении (усыновлении) ребенка |
До 1 января 2004 года |
|||||
II. Финансовое обеспечение Программы | |||||||
2.1 | Заключение соглашения с государственным заказчиком Программы |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
До 15 января 2003 года |
||||
2.2 | Заключение соглашений с администрациями муниципальных образований области |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
До 1 сентября 2003 года |
Мероприятия осуществляются в рамках муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей |
|||
2.3 | Совместное финансирование строительства социального жилья |
Ежегодно | 2686,9 | ||||
2.4 | Строительство жилья для молодых семей за счет средств организаций области |
Организации области (по согласованию) |
Ежегодно | 2990,2 | Мероприятия осуществляются в рамках муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей |
||
2.5 | Строительство жилья за счет средств населения |
Кредитные и иные организации (по согласованию) |
Ежегодно | 2691,6 | |||
III. Организационное обеспечение Программы | |||||||
3.1 | Формирование единой информационной системы мониторинга уровня обеспеченности жильем молодых семей в области |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ежегодно | Мероприятия осуществляются в рамках муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей |
|||
3.2 | Привлечение общественных молодежных объединений и организаций к реализации мероприятий Программы |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области; органы местного самоуправления области (по согласованию), общественные молодежные объединения и организации (по согласованию) |
Ежегодно | ||||
3.3 | Конкурсный отбор муниципальных программ для совместного финансирования строительства жилья для молодых семей из областного и местных бюджетов |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Ежегодно | ||||
3.4 | Информационно- разъяснительная работа в средствах массовой информации о цели, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, органы местного самоуправления (по согласованию), средства массовой информации |
Ежегодно |
9. Прогнозируемые источники финансирования строительства жилья для молодых семей на 2003-2010 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Показатель | Всего | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Привлекаемые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления |
2686,978 | 121,892 | 174,909 | 234,022 | 296,418 | 361,386 | 424,116 | 479,961 | 594,274 |
Прогноз потребности финансирования из областного бюджета |
502,129 | 23,708 | 33,459 | 44,130 | 55,331 | 67,168 | 78,745 | 89,326 | 110,262 |
Прогноз привлечения ресурсов муниципальных образований области |
585,818 | 27,660 | 39,035 | 51,485 | 64,552 | 78,363 | 91,869 | 104,214 | 128,639 |
Прогноз потребности финансовой помощи федерального центра в форме субвенций |
1599,031 | 70,525 | 102,414 | 138,408 | 176,535 | 215,855 | 253,502 | 286,421 | 355,372 |
Внебюджетное финансирование |
5681,844 | 273,244 | 382,741 | 501,475 | 625,761 | 758,084 | 888,300 | 1008,808 | 1243,432 |
средства населения | 2691,624 | 157,931 | 208,598 | 259,970 | 310,043 | 361,197 | 408,527 | 449,551 | 535,808 |
средства организации | 2990,220 | 115,313 | 174,143 | 241,505 | 315,718 | 396,887 | 479,773 | 559,256 | 707,625 |
Итого | 8368,822 | 395,136 | 557,650 | 735,497 | 922,178 | 1119,470 | 1312,416 | 1488,768 | 1837,706 |
Предполагаемая стоимость 1 кв.м |
7840 | 8702 | 9486 | 10150 | 10760 | 11200 | 11420 | 11420 | |
Индекс-дефлятор к предыдущему году |
1,12 | 1,11 | 1,09 | 1,07 | 1,06 | 1,04 | 1,02 | 1 |
Примечание. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий год.
10. Ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников финансирования
Показатель | Всего | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Количество нуждающихся семей |
9799 | 12105 | 14216 | 16148 | 17914 | 19529 | 21004 | 22349 | |
Количество нуждающихся человек |
24499 | 30264 | 35540 | 40370 | 44786 | 48823 | 52511 | 55872 | |
Прогноз ежегодного прироста нуждающихся (чел.) |
9265 | 9729 | 10215 | 10726 | 11262 | 11825 | 12416 | 13037 | |
Планируемый срок ожидания в очереди (лет) |
7 | 6,8 | 6,6 | 6,4 | 6,2 | 6 | 5,8 | 5 | |
Прогноз ежегодного обеспечения жильем (квартиры) |
22096 | 1400 | 1781 | 2154 | 2524 | 2890 | 3255 | 3622 | 4470 |
на вторичном рынке | 4421 | 280 | 357 | 431 | 505 | 578 | 651 | 725 | 894 |
на первичном рынке | 17675 | 1120 | 1424 | 1723 | 2019 | 2312 | 2604 | 2897 | 3576 |
в том числе: за счет средств предприятий и средств населения |
5906 | 258 | 363 | 480 | 612 | 757 | 916 | 1089 | 1431 |
по иным федеральным и областным программам |
1771 | 112 | 143 | 173 | 202 | 232 | 261 | 290 | 358 |
за счет собственных и заемных средств |
803 | 59 | 73 | 86 | 97 | 108 | 118 | 127 | 135 |
за счет субсидии и собственных средств |
2138 | 224 | 235 | 247 | 259 | 272 | 286 | 300 | 315 |
за счет собственных средств, субсидии и заемных средств |
7057 | 467 | 610 | 737 | 849 | 943 | 1023 | 1091 | 1337 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Саратовской областной Думы от 27 декабря 2002 г. N 5-164 "Об областной целевой программе "Обеспечение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.