Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов БМО Саратовской области
от 27 января 2003 г. N 244
Муниципальная программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда по Балаковскому муниципальному образованию
на 2003-2010 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы Муниципальная программа "Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда по
Балаковскому муниципальному образованию на
2003-2010 годы".
Государственный заказчик Администрация Балаковского муниципального
Программы образования; управление капитального
строительства администрации Балаковского
муниципального образования; комитет
жилищно-коммунального хозяйства Балаковского
муниципального образования.
Основные разработчики Управление капитального строительства
Программы администрации Балаковского муниципального
образования, отдел экономического развития и
стратегического прогнозирования Балаковского
муниципального образования, комитет финансов
Балаковского муниципального образования,
комитет ЖКХ Балаковского муниципального
образования, комитет по управлению
имуществом, управление муниципального жилья
и жилищной политики Балаковского
муниципального образования, комитет по
земельным ресурсам и землеустройству
Балаковского муниципального образования.
Постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 7 августа 2006 г. N 1651 управление муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального образования ликвидировано
Цели и задачи Программы Целью Программы является: обеспечение жильем
граждан, проживающих в ветхих и аварийных
домах муниципальной собственности до 2010
года включительно. Для реализации данной
цели необходимо решить следующие основные
задачи:
- определить критерии ветхости и аварийности
жилых зданий (помещений) с инвентаризацией
данных, представленных для разработки
Программы;
- подготовить условия переселения граждан из
ветхого и аварийного жилищного фонда;
- мобилизовать внебюджетные и бюджетные
ресурсы на финансирование строительства
жилья для переселения граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда;
- оптимизировать развитие территорий,
занятых в настоящее время ветхим и аварийным
жилищным фондом.
Сроки и этапы реализации 2003-2010 годы;
Программы 1 этап - 2003-2005 годы, 2 этап - 2006-2010
годы.
Перечень основных - формирование нормативной базы для
мероприятий предоставления жилья гражданам;
- установление очередности сноса или
реконструкции жилищного фонда и этапов
переселения граждан;
- привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов (в т.ч. средства
граждан) для реализации Программы;
- поэтапное переселение жильцов и снос
ветхого и аварийного жилищного фонда;
- оптимизация развития высвобождаемых
земельных участков.
Исполнители Программы Администрация Балаковского муниципального
образования, управление капитального
строительства администрации Балаковского
муниципального образования, отдел
экономического развития и стратегического
прогнозирования Балаковского муниципального
образования, комитет финансов администрации
Балаковского муниципального образования,
комитет жилищно-коммунального хозяйства.
Система организации Общее руководство реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет администрация Балаковского
Программы муниципального образования. Управление
капитального строительства Балаковского
муниципального образования осуществляет
функции заказчика в реализации Программы,
обобщает поступающие отчеты о ходе
реализации Программы, представляет отчет в
Совет депутатов, администрацию Балаковского
муниципального образования.
Объемы и источники Общий объем финансирования - 1000,0 млн.
финансирования рублей в ценах, утвержденных Госстроем
России на II квартал 2002 г. (Приложение 2),
из них предполагается привлечь 0,7 млрд.
руб. бюджетных средств или 70% и 0,3 млрд.
руб. средств из внебюджетных источников или
30%
Ожидаемые конечные - Переселение из ветхого и аварийного
результаты реализации жилищного фонда более 7,0 тысяч граждан;
Программы - разработка механизмов привлечения
внебюджетных источников для решения проблемы
ликвидации ветхого и аварийного жилья;
- строительство жилья для граждан,
переселяющихся из ветхого и аварийного
фонда, до 142,0 тыс. м2
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по Балаковскому муниципальному образованию на 2003-2010 годы" (далее - Программа) имеет целью улучшить жилищные условия граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих современным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категориям "ветхие" и "аварийные", определяемые с учетом "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений", утвержденного Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529.
Программа определяет количество семей, которые будут обеспечены жильем, объем ввода необходимой для отселения жилой площади, сведения о составе и объеме предполагаемых источников финансирования, организационный и финансово-кредитный механизм реализации планируемых мер.
Принципы и цели Программы, механизмы ее реализации определены на основе анализа существующей ситуации в градостроительном и жилищном комплексе города Балаково.
На начало 2002 года в г. Балаково числится 386 ветхих и аварийных домов. Их распределение по районам города представлено в следующей таблице:
Районы | Число ветхих и аварийных домов | Площадь тыс. кв.м |
1. Островная часть | 226 | 68,76 |
2. Заканальная часть | 160 | 45,71 |
Общая площадь ветхого и аварийного фонда в г. Балаково составляет 114,47 тыс. кв.м.
Объем ветхого и аварийного жилья в г. Балаково составляет около 3,9% от общего жилищного фонда города, что превышает средний показатель по Российской Федерации, который составляет 1,8%.
Значительная часть ветхого жилья находится в островной части города. Подавляющее число домов определены как построенные до 1962 года.
Общая потребность в жилье, необходимом под расселение из ветхих и аварийных домов жилищного фонда города, числящихся таковыми на 01.01.2002 г., составляет 142,86 тыс. кв.м (из расчета минимальных социальных норм). Настоящая Программа предусматривает ввод жилья в объеме 142,86 тыс. кв.м.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть осуществлен в течение 2003-2010 годов.
На первом этапе выполнение программных мероприятий намечается осуществлять в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения средств из внебюджетных источников, планируемых для осуществления второго этапа.
В период 2003-2005 гг. будут созданы необходимые методические, организационные условия для реализации Программы:
- инвентаризация данных, представленных Балаковским филиалом ГУП Саратовское БТИ и оценки недвижимости, по наличию ветхого и аварийного жилья;
- упорядочение методологических основ оценки и сама оценка размеров жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции;
- определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- установление очередности сноса жилищного фонда, и, соответственно, переселения граждан;
- формирование жилищного фонда различных форм собственности для переселения (или временного проживания граждан) из домов, подлежащих сносу или реконструкции;
- привлечение финансовых ресурсов для реализации Программы.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилья всех форм собственности предполагается на начальном этапе реализации Программы преимущественно путем строительства, приобретения муниципального жилья при финансировании объектов незавершенного строительства домов массовых серий.
Второй этап реализации Программы будет посвящен переселению граждан из ветхих жилых домов. Будут решаться следующие задачи:
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажи на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Система включает в себя работу по следующим направлениям:
- формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка, утверждение в установленном порядке и реализация концепций развития территорий г. Балаково, на которых большую часть жилищного фонда составляет ветхое и аварийное жилье.
4.1. Формирование нормативной базы
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы подразумевает формирование муниципальной методической базы, определяющей механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Исходя из этого, в рамках исполнения Программы составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) с указанием принадлежности к той или иной форме собственности, уточняется объем такого жилья и численность проживающих в нем граждан:
по аварийному фонду - до 01.03.2003 г;
по ветхому фонду - до 01.08.2003 г.
В первую очередь должна быть установлена очередность сноса того или иного строения и, соответственно, очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах.
На основании показателей реестра:
- формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию;
- организуются мониторинг и учет ветхого и аварийного жилищного фонда, учет нуждающихся в переселении граждан и динамики переселения граждан.
Размеры и качество жилой площади, предоставляемой взамен ветхого и аварийного жилищного фонда, иной порядок возмещения определяются согласно требованиям, установленным действующим законодательством.
Предоставляемое городом жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика при выполнении дополнительных требований по использованию земельного участка;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом;
д) жильем, получаемым от покупателя при отселении из домов - памятников архитектуры.
Исполнитель Программы (администрация Балаковского муниципального образования) при выборе жилья прежде всего должен учитывать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
В рамках настоящей Программы планируется разработка механизма и использования средств добровольного страхования жилья юридическими и физическими лицами - собственниками жилья.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников. (Приложение 2, 2а, 3, 3а, 4).
Реализация Программы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств бюджета Балаковского муниципального образования и средств, передаваемых в бюджет Балаковского муниципального образования из бюджета Саратовской области, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субсидий и субвенций.
Бюджетными ресурсами являются субсидии и субвенции федерального бюджета, субсидии и субвенции областного бюджета, средства бюджета муниципального образования, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Поэтапная разбивка финансирования Программы
Источники финансирования | Объем средств, млн. руб. |
|
I этап | II этап | |
Всего в действующих ценах в том числе: |
448,0 | 552,0 |
Субсидии и субвенции федерального и областного бюджетов 50% |
224,0 | 276,0 |
- бюджет Балаковского муниципального образования 20% | 89,6 | 110,4 |
- внебюджетные источники 30% | 134,4 | 165,6 |
I-й этап - 2003-2005 гг. - ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, планируется в этот период ввести 64,0 тыс. кв.м жилья.
II-й этап - 2006-2010 гг. - ввод - 78,86 тыс. кв.м жилья.
Ежегодные объемы финансирования за счет средств бюджета Балаковского муниципального образования уточняются, исходя из возможностей бюджета Балаковского муниципального образования на соответствующий год.
4.3. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд
Для привлечения потенциальных инвесторов подготавливается информация о земельных участках, на которых сосредоточен ветхий и жилищный фонд с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительных концепций застройки зон сосредоточения ветхих, аварийных домов планируется осуществить в соответствии с "Правилами застройки и землепользования в г. Балаково".
Инвестирование средств бюджета для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы. Альтернативные возможности дальнейшего использования участков: продажа участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. При выборе варианта учитываются результаты ТЭО (технико-экономического обоснования).
5. Обоснование потребности в ресурсах
Расходы на реализацию Программы составят 1000,0 млн. рублей (в ценах, утвержденных Госстроем России на II квартал 2002 г.). На начальном этапе реализации Программы предполагается преимущественно строительство муниципального жилья путем финансирования объектов незавершенного строительства домов массовых серий. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы (Приложение 2).
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы за счет средств бюджета в форме субсидий и субвенций, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Госстроя России).
Наряду с показателями потребности в ресурсах (1000,0 млн. руб.) на реализацию Программы, рассчитанной по цене 7,0 тыс. рублей за 1 кв. метр общей площади жилья по Саратовской области, утвержденной Госстроем России на II квартал 2002 г., в Приложении 2а отражены расходы с учетом индекса-дефлятора (к предыдущему году) - 1407,436 млн. рублей.
6. Механизмы реализации Программы
Исполнителями настоящей Программы являются: администрация Балаковского муниципального образования, управление капитального строительства администрации Балаковского муниципального образования, комитет жилищно-коммунального хозяйства, отдел экономического развития и стратегического прогнозирования, комитет по финансам администрации Балаковского муниципального образования, комитет по управлению имуществом администрации Балаковского муниципального образования, комитет по земельной реформе и землеустройству, подведомственные организации.
Задачи администрации Балаковского муниципального образования:
- создание необходимой нормативной базы (включая подготовку проектов решений на Совет депутатов), регламентирующей процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.;
- предоставление отчетов об использовании средств и реализации Программы в целом;
- своевременное составление отчета о расходовании средств, используемых на реализацию Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в части переданных муниципальному образованию средств государственных бюджетов и предоставление его в Правительство Саратовской области, а также отчета о результатах строительства, мониторинга и учета ветхого и аварийного жилищного фонда, учета нуждающихся в переселении граждан и динамики переселения граждан.
7. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Организационный механизм включает процедуру согласования Советом депутатов приоритетных направлений в реализации данной Программы как в части использования бюджетных средств, так и в части самого выбора подходов при реализации Программы.
Администрация Балаковского муниципального образования организует работу по реализации Программы. В реализации Программы принимают участие структурные подразделения администрации Балаковского муниципального образования, юридические и физические лица.
Реализация Программы предполагает выполнение основных мероприятий и проектов по графику (Приложение 5), при необходимости состав мероприятий и сроки корректируются.
Оперативный контроль за выполнением Программы возлагается на управление капитального строительства администрации Балаковского муниципального образования, общий контроль осуществляется администрацией Балаковского муниципального образования.
Администрация Балаковского муниципального образования по итогам каждого года информирует население через средства массовой информации о ходе реализации Программы по следующим показателям:
- освоение средств, выделенных из бюджета Балаковского муниципального образования на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилых поселений;
- количество жилья, построенного в рамках Программы, а также фактически сложившаяся стоимость одного квадратного метра общей площади жилья;
- динамика переселения жильцов из ветхого и аварийного жилья.
8. Оценка эффективности социально-экономических результатов от реализации Программы
8.1. В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2003 года в ветхом и аварийном жилищном фонде, должны быть переселены.
8.2. Будет ликвидировано 114,47 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, под отселение которого введется нового жилья - 142,86 тыс. кв.м, в том числе по годам:
- в 2003 г. - 19,0 тыс. кв.м;
- в 2004 г. - 20,0 тыс. кв.м;
- в 2005 г. - 20,0 тыс. кв.м;
- в 2006-2010 годах - 78,86 тыс. кв.м.
8.3. Реализация Программы обеспечит:
- создание благоприятных условий на территории города для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации;
- улучшение состояния здоровья населения.
8.4. Будет создана нормативно-правовая база:
8.4.1. Технические критерии и правила отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному.
8.4.2. Упорядочение методологических основ оценки и сама оценка размеров жилищного фонда, подлежащего к сносу, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан.
8.4.3. Установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда и, соответственно, переселения граждан.
8.4.4. Нормативные документы, регламентирующие процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктуры и т.д.
8.4.5. Принятие Советом депутатов процедуры согласования приоритетных направлений в реализации данной Программы как в части самого выбора подходов при реализации Программы.
8.5. Будет сформирован жилищный фонд различных форм собственности для переселения из домов, подлежащих сносу.
8.6. Реализация Программы позволит:
- увеличить объемы жилищного строительства в г. Балаково на 142,86 тыс. кв.м за период 2003-2010 годы;
- снизить удельные затраты на содержание и ремонт нового жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.