Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.
Основные задачи и направления социально-экономического развития на 2003 год
3.1. Промышленность
Основной задачей, стоящей перед промышленностью ЭМО на 2003 год, станет сохранение роста объемов производства, развитие промышленного потенциала посредством реализации проектов, намеченных предприятиями на год. На 2003 г. по промышленности ЭМО по данным предприятий ожидается рост объемов производства на уровне 3% (индекс физического объема). Выполнение составит 8283 млн. руб., что составит к уровню 2002 г. 123,8% в действующих ценах.
Рост объемов промышленного производства в будущем году в целом по промышленности ЭМО сохранится за счет стабильной работы в течение года и реализации предприятиями основных отраслей промышленности ЭМО сформированных пакетов заказов: машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, доля которых в общем объеме промышленного производства составит - 67,7%, и значительного роста в химической (137,1%) и легкой (143,3%) промышленности. Положение в химической отрасли улучшится, несмотря на банкротство ОАО "Ацетат", ОАО "Энгельсский капрон", за счет вновь созданных ООО "Капрон" и ООО "Покровские эфиры", значительный прирост ожидается на ООО "Хенкель-Юг". В легкой промышленности на 2003 г. рост ожидается за счет таких предприятий, как ОАО "Ниткан-Покровск" (145,1%), ОАО "Швейная фабрика N 7" (165,8%) и ОАО "Зима" (123,8%).
Отрасль | Темп роста в действ. ценах |
Объем производства (в действующих ценах) |
Доля отраслей в общем объеме промышленного производства (%) |
||
в % к 2002 г. |
тыс. руб. | 2001 | 2002 | 2003 | |
Машиностроение и металлообработка |
126,1 | 4912143 | 59 | 58,3 | 59,3 |
Легкая промышленность |
143,3 | 205600 | 3,3 | 2,1 | 2,5 |
Химическая промышленность |
137,1 | 1346024 | 16,9 | 14,7 | 16,2 |
Пищевая промышленность |
114,2 | 934430 | 6,7 | 12,2 | 11,3 |
Стройиндустрия | 116,6 | 694192 | 9,4 | 8,9 | 8,4 |
Деревообрабатываю- щая и мебельная промышленность |
104,1 | 186751 | 3,3 | 2,7 | 2,3 |
Прочие | 96,3 | 3600 | 1,4 | 1,0 | 0,04 |
Всего по ЭМО | 8282,7 | 100 | 100 | 100 |
Наибольший рост объемов производства в 2003 г. ожидается на предприятиях: ОАО "Трансмаш" (183,9%), ООО "Радон и К" (143,9%), ЗАО "Трубный завод" (141%), ОАО "Ниткан-Покровск" (145,1%), ООО "Капрон" (233,9%), ООО "Покровские эфиры" (в 10 раз), ОАО "Спецавто" (332,1%) и др.
Число занятых на крупных и средних промышленных предприятиях ЭМО (по 57 предприятиям) увеличится на 1,8% и составит 24827 чел. (24377 тыс. чел. в 2002 году).
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям ЭМО увеличится на 25% по сравнению с уровнем 2002 года и составит 4033,7 руб.
В 2003 году на 20 предприятиях планируется освоить более 50 наименований новых видов продукции, отвечающих спросу рынков различных уровней от местного до международного. Планируется также запустить 4 новые линии по производству продукции, усовершенствованию технологий и повышению качества, 3 предприятия планируют расширение производства:
ОАО "Трансмаш" | - хоппер-дозатор-вагон для перевозки гравия и щебня; - поезд снегоуборочный самоходный ПСС-1; - КР-1-капитальный ремонт снегоуборочной техники; - 1-й пролет Главного корпуса под дополнительный выпуск снегоуборочной техники и производства капремонта; |
ЗАО "Энгельсский трубный завод" |
- расширение производства под выпуск стальных электросварных труб с производительностью 25 тыс. т. в год; - расширение производства под выпуск открытых стальных профилей производительностью 15 тыс. т в год; |
ЗАО "Энгельсская мебельная фабрика" |
- мебель для спальни; - детская мебель; |
ГУП "ЖБИ-6" | - производство шпал типа ШС-АРС; - шпунты для устройства причальных стенок; - модернизированные брусья для стрелочных переводов; |
ГУП "ЦАРЗ N 9" ООО "Капрон" |
- капитальный ремонт автомобилей КрАЗ-255, КрАЗ-260; - производство нитей блестящего ассортимента; - приобретение, монтаж установок по приему полиамида и экструдерного крашения; |
ОАО "Спецавто" | - кузова на базе шасси КРАЗ, ГАЗ-3308; - оборудование для изготовления сэндвич-панелей; - серия рефрижераторной техники, жилые вагончики; |
ЗАО "Кондитерская фабрика "Покровск" |
- печенье "Покровское"; - печенье "Каскад"; |
ОАО "Ниткан-Покровск" |
- трикотажное полотно; |
ГУП ДОК | - клееный строительный брус и изделия; |
ЗАО "Стройматериалы" |
- кирпич керамический ГОСТ 530-095; |
УШ 382/13 | - предполагается освоить 14 новых видов продукции; |
ОАО "Тролза" | - освоение перспективного вида троллейбуса с низким уровнем пола, оснащенного энергосберегающим тяговым электрическим приводом; |
ОАО "Саратов- авторемонт" |
- кап. ремонт двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-240; |
ОАО "Энгельсский молкомбинат" |
- линия по производству масла комбинированного с наполнителями и масла мягкого; - продукты лечебного назначения; |
ЗАО "ПП ЖБК-3" | - пуск линии по производству элементов фигурного мощения; |
ГУП "Практика" | - клапан предохранительный сбросной низкого давления КПСН-20, КПНС-40, КПСС-20; - корпус газового крана с шаровой заслонкой КШ-50 клееный строительный; |
ОАО "Сигнал" | - регулятор давления газа РДГП-50М; - программатор пл. Карт П-1; - устр. сопр. CENTRONICS; - устр. сопр. RS-232C; - счетчик газовый СГБ-G-10; - котельная установка ТКУ-03; - котельная установка ТКУ-01; - котельная установка ТКУ-06К; - котельная установка ТКУ-08; - котельная установка ТКУ-08К. |
Достижение вышеуказанных целей невозможно без капиталовложений, так как при нынешнем уровне технического оснащения и качестве выпускаемой продукции, существующих технологиях промышленность не сможет удерживать темпы развития и растущие требования конкуренции и рынка.
Так, в 2003 г. на 10 крупнейших предприятиях промышленности планируется реализация инвестиционных проектов на общую сумму 197,3 млн. руб. (73,3 млн. руб. в 2002 г., рост на 69%).
12 предприятий промышленности планируют провести мероприятия по энергосбережению с вложением средств в размере 23 млн. руб. (6,8 млн. руб. в 2002 г.). Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий по энергосбережению 17,5 млн. руб. (12,4 млн. руб. в 2002 г.).
Тем не менее общими для всех предприятий остаются проблемы:
- дефицит оборотных средств, недостаток собственных и внешних инвестиций. Следует также отметить, что спецификой промышленного производства ЭМО является преобладание продукции производственно-технического назначения и низкий удельный вес товаров народного потребления, в результате чего очень низка оборачиваемость оборотных средств, что в значительной степени ограничивает производственную активность предприятий и их инвестиционную привлекательность;
- высокая цена кредитных ресурсов и внешних инвестиций;
- удорожание энергоресурсов;
- устаревшие технологии и оборудование, высокая степень износа основных средств;
- старение и нехватка профессиональных кадров рабочих специальностей.
Высока степень специализации большинства крупных предприятий ЭМО (ОАО "Троллейбусный завод", ОАО "Спецавто", ОАО "Трансмаш", предприятия Министерства обороны и др.), обуславливающая критическую зависимость их финансово-экономического состояния от конъюнктуры рынка, государственного и муниципального заказчика и ритмичности бюджетного финансирования заказов.
Некоторые предприятия отмечают такие проблемы, как:
- наличие задолженности в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды за потребляемые энергоресурсы (просроченные задолженности, задолженности прошлых лет);
- высокие налоги;
- сложности во взаимоотношениях с энергетиками;
- нестабильность в работе поставщиков материалов и комплектующих, низкое качество сырья.
На 2003 год в области промышленного производства основной задачей будет являться создание условий для стабильной работы и развития производства.
Положительный опыт показала работа Совета директоров. Совместно с директорами выявляются болевые точки, наиболее острые проблемы и пути их решения. Так, найдено взаимопонимание, механизм решения проблемы:
- подготовки рабочих дефицитных специальностей для предприятий на базе профтехучилищ и самих предприятий;
- недостатка газа в промзоне путем долевого участия в строительстве газопровода в промзоне;
- долевого строительства дороги через промзону.
На 2003 г. управлением промышленности совместно с предприятиями будет осуществляться реализация этих решений.
Сейчас прорабатывается вопрос и в 2003 г. планируется открытие в г. Подольск Московской области Торгового дома г. Энгельса, где будет представляться продукция энгельсских предприятий.
Большое внимание будет уделено состоянию условий и мероприятиям по охране труда на предприятиях, в особенности расположенных в промзоне, для этого совместно с межотраслевой комиссией по охране труда администрации ЭМО будут проведены проверки и на основе результатов разработаны рекомендации.
Не удалось в этом году воспользоваться муниципальным Фондом развития на поддержку предприятий.
Совместно с представителями банков, предприятий будет проработан вопрос о предоставлении льготных кредитов местным предприятиям и увеличения сроков кредитования.
Будет более жестко взято под контроль прохождение процедур банкротства на предприятиях.
Особое внимание будет уделено проведению активной политики, направленной на внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, эффективное использование ТЭР.
Важным направлением работы станет принятие действенных мер по сокращению задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками энергоресурсов, полному погашению задолженности по заработной плате перед работниками.
3.2. Строительство
На 2003 год Управление капитального строительства ЭМО планирует освоить 11 млн. рублей за счет муниципального бюджета, в том числе:
- по жилищному строительству - 3,9 млн. руб.;
- строительство объектов здравоохранения физкультуры и спорта - 0,7 млн. руб.;
- строительство объектов образования - 1,5 млн. руб.;
- строительство и проектировка объектов коммунального хозяйства - 1,8 млн. руб.;
- строительные работы по благоустройству - 3,0 млн. руб.
В 2003 году за счет местного бюджета будут финансироваться наиболее приоритетные объекты:
- программа "Ветхое жилье" - 2,0 млн. руб.;
- жилой дом по пр. Ф.Энгельса - 1,0 млн. руб.;
- дом ребенка (проектные работы) - 0,5 млн. руб.;
- центр подготовки спортивных резервов (проектные работы) - 0,2 млн. руб.;
- школа в с. Шумейка (проектные работы) - 0,5 млн. руб.;
- школа в Летном городке - 1,0 млн. руб. и др.
Участие в федеральных целевых программах позволит привлечь 1 млн. рублей на строительство Хирургического комплекса областного онкологического диспансера, 1 млн. рублей на областной тубдиспансер, 3 млн. за счет средств федерального бюджета по целевой программе "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ" на Центр подготовки спортивных резервов.
Стратегическим направлением для строительного комплекса муниципального образования в ближайшее время является увеличение жилищного строительства, что позволит решить важнейшую социальную задачу - обеспечение жильем жителей муниципального образования.
В течение 2003 года ожидается ввод 100 тыс. кв.м жилья предприятиями всех форм собственности, что на 20 тыс. кв.м больше, чем в 2002 году.
Важной задачей для строительного комплекса на 2003 год является расширение участия Энгельсского муниципального образования в адресных федеральных и областных целевых программах.
3.3. Транспорт и связь
Проанализировав работу транспортного комплекса в Энгельсском муниципальном образовании, можно выделить несколько основных проблем, влияющих как на существующее состояние транспортного комплекса, так и на перспективы его развития:
1. Отсутствие системы единого руководства по организации, координации и управлению транспортным комплексом.
2. Отсутствие нормативных правовых актов на местном уровне, определяющих условия и порядок организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования.
3. Отсутствие плана развития транспортного комплекса Энгельсского муниципального образования на ближайшие годы.
4. Отсутствие договорных отношений между основными пассажирскими перевозчиками и администрацией муниципального образования.
5. Отсутствие полноценного тарифного регулирования эксплуатационной деятельности пассажирских перевозчиков.
6. Отсутствие действенного механизма компенсации потерь предприятий городского пассажирского транспорта, связанных с необходимостью выполнять перевозки пассажиров, относящихся к льготным категориям населения, имеющим в соответствии с федеральными и областными нормативно-правовыми актами право бесплатного проезда на ГПТ.
7. Неудовлетворительное финансовое состояние МУП "Энгельсгорэлектротранс".
При решении поставленных задач необходимо выполнить ряд мероприятий:
Задача 1. Создание единого органа, осуществляющего организацию и управление транспортным комплексом ЭМО.
Мероприятия:
1.1. Создание единой системы управления движением пассажирского транспорта на городских и пригородных маршрутах.
1.2. Внедрение радионавигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом.
1.3. Организация стоянок для грузового частного транспорта с предоставлением таких услуг, как ежедневное медицинское освидетельствование водителя, ежедневный технический осмотр транспортного средства, заключение договоров с частными предпринимателями - владельцами грузовых автомобилей на оказание услуг населению и предприятиям по перевозке грузов.
1.4. Создание информационно-диспетчерской службы с единой базой данных по перевозчикам пассажиров и грузов, грузоотправителям разных форм собственности.
1.5. Проведение рекламной кампании с целью увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров.
Решение данной задачи позволит ускорить процесс формирования и развития целостной системы управления транспортным комплексом ЭМО.
Оптимальной моделью развития рынка транспортных услуг на территории Энгельсского муниципального образования является регулируемый рынок с элементами муниципального управления, при котором выполнение маршрутных пассажирских перевозок и перевозок грузов перевозчиками всех форм собственности находится под контролем единого муниципального органа управления городским транспортным комплексом. Для этого его необходимо наделить следующими полномочиями:
контроль за выполнением перевозчиками пассажиров и грузов требований, установленных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами по вопросам деятельности предприятий транспортного комплекса;
содействие федеральным и региональным органам по вопросам осуществления контроля за соблюдением перевозчиками требований по безопасности перевозок;
ведение статистической отчетности и анализа деятельности перевозчиков;
разработка мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения Энгельсского муниципального образования;
контроль и координация деятельности пассажирских перевозчиков в целях улучшения качества пассажирских перевозок и повышения их безопасности;
обеспечение полноценного диспетчерского контроля и управления всеми перевозчиками на территории муниципального образования;
осуществление оперативного управления движением пассажирского транспорта на маршрутах Энгельсского муниципального образования;
контроль за исполнением пассажирскими перевозчиками принятых договорных обязательств по исполнению муниципальных заказов на транспортное обслуживание населения;
изучение и прогнозирование потребностей в транспортных услугах населения на основе систематического наблюдения напряженности и направленности пассажиропотоков и грузопотоков;
паспортизация маршрутов пассажирского транспорта на территории Энгельсского муниципального образования;
разработка и уточнение схемы маршрутов пассажирского транспорта на территории Энгельсского муниципального образования;
взаимодействие с Комитетом ЖКХ при администрации ЭМО по вопросам контроля за состоянием проезжей части улично-дорожной сети, на которой организовано движение городского пассажирского транспорта, а также обустройства маршрутов необходимыми линейными сооружениями, системами контроля и управления.
Учитывая, что в настоящее время часть из перечисленных выше полномочий уже возложена на муниципальное учреждение "Центральная диспетчерская служба", представляется целесообразным образовать единый орган управления грузо-пассажирским транспортным комплексом Энгельсского муниципального образования на основе упомянутого выше учреждения. Для этого администрации ЭМО необходимо заключить с муниципальным учреждением договор о передаче ему всех полномочий по организации транспортного обслуживания населения на территории Энгельсского муниципального образования, кроме того, вполне обоснованной будет являться передача муниципальному учреждению диспетчерской службы, имеющейся в настоящее время у МУП ЭГЭТ. Это предложение является вполне обоснованным, так как муниципалитет должен иметь возможность реально контролировать фактическую работу МУП ЭГЭТ на маршрутах пассажирского транспорта.
Задача 2. Разработка нормативной правовой базы Энгельсского муниципального образования по вопросам организации транспортного обслуживания населения.
Мероприятия:
2.1. Разработка пакета документов по организации пассажирских перевозок.
2.2. Разработка пакета документов по организации грузоперевозок и взаимодействию между грузоотправителями и грузоперевозчиками на территории ЭМО.
На территории Саратовской области, в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, действует Закон Саратовской области "О транспорте", принятый Саратовской областной Думой 20 октября 1999 года, и постановление Правительства Саратовской области от 23 августа 2000 года N 84-П "Об утверждении Правил организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Саратовской области", нормативные документы, во многом устанавливающие, если так можно выразиться, "основные правила игры" в этом секторе рынка услуг населению. С другой стороны, именно администрация Энгельсского муниципального образования является в настоящее время организатором пассажирских перевозок на территории города и района и именно она, а не Правительство Саратовской области в конечном счете отвечает перед населением Энгельса за качество и эффективность работы транспортного комплекса. Как следствие, представляется целесообразным разработать пакет нормативных правовых актов Энгельсского муниципального образования по вопросам транспортного обслуживания населения, в состав которого, как минимум, должны входить нормативно-правовые акты, определяющие:
принципы организации транспортного обслуживания населения Энгельсского муниципального образования;
формализованную процедуру определения размера бюджетного финансирования городского пассажирского транспортного комплекса;
формализованную процедуру проведения конкурсного отбора пассажирских перевозчиков, выполняющих муниципальный заказ на транспортное обслуживание населения и его отдельных льготных категорий;
порядок взаимоотношений администрации Энгельсского муниципального образования и пассажирских перевозчиков.
В настоящее время Управлением транспорта и связи разработано 2 пакета документов по организации транспортного обслуживания населения ЭМО:
1. "О порядке организации перевозок пассажиров на территории ЭМО", в который включены: проект постановления Главы ЭМО "О порядке организации перевозок пассажиров на территории ЭМО";
порядок допуска к перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории ЭМО;
положение о порядке возмещения транспортным организациям всех форм собственности и частным предпринимателям, выполняющим перевозки на территории ЭМО, выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров;
проект договора о поручении выполнения функций "Организатора" перевозок пассажиров на территории ЭМО МУ "ЦДС";
проект договора между "Организатором" перевозок пассажиров и перевозчиками, независимо от их формы собственности, частными предпринимателями.
2. "О мерах по развитию рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на территории ЭМО", в который включены:
проект постановления Главы ЭМО "О мерах по обеспечению развития рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на территории ЭМО";
Положение о мерах по развитию рынка грузовых автоперевозок на территории ЭМО;
проект договора о поручении выполнения функций по координации транспортно-экспедиционной деятельности МУ "ЦДС";
проект договоров между грузоотправителем и грузоперевозчиком.
Принятие вышеуказанных документов позволит создать единую систему управления транспортным комплексом Энгельсского муниципального образования, определить порядок допуска к перевозке пассажиров и грузов, обеспечить компенсацию потерь от перевозки льготных категорий пассажиров всем транспортным организациям, независимо от их формы собственности, и частным предпринимателям, создать единую базу данных по всем перевозчикам и грузоотправителям в ЭМО, обеспечить контроль и строгий учет выполняемых объемов перевозок, а следовательно, определить фактические доходы и увеличить налогооблагаемую базу.
Задача 3. Повышение экономической эффективности эксплуатационной деятельности муниципального предприятия "ЭГЭТ".
Основной задачей деятельности МУП ЭГЭТ является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей населения Энгельсского муниципального образования в перевозках. За 2002 г. перевезено более 28 млн. пасс., из них 18,7 млн. пасс. или 66,7% от общего объема перевезено бесплатно. В результате систематического на протяжении ряда лет недофинансирования предприятие находится в крайне тяжелом финансовом состоянии: кредиторская задолженность 36,4 млн. руб., задолженность по заработной плате - 2,8 млн. руб. или 2 месяца, долги по налогам - 26 млн. руб., судебными приставами наложен арест на 6 троллейбусов. Высокий уровень изношенности подвижного состава и, как результат этого, высокая убыточность эксплуатационной деятельности предприятий транспорта общего пользования также негативно сказывается на деятельности предприятия.
Управлением транспорта и связи проработаны варианты сокращения объема перевозок с целью сокращения расходов, однако результаты показывают, что это делать нецелесообразно, так как доходы при этом снижаются и темпы их снижения выше темпов снижения расходов.
При закрытии м-та N 9 28%
При сокр. выпуска в 2 р. и сокращении режима с 6 до 24 часов 39%
При сокр. выпуска в 2 р. и сокращении режима с 6 до 20 часов 26%
При полном выпуске, но сокращении режима с 6 до 20 часов 35%
Покрываемость расходов за счет собственных доходов в настоящее время 47%. Увеличить этот показатель позволит увеличение численности парка. При эксплуатации 70 троллейбусов он составит 56%. Сокращение убытков при этом планируется на сумму порядка 12 тыс. руб. в месяц или 144 тыс. руб в год.
Таким образом, для того чтобы снять финансовую и социальную напряженность в МУП ЭГЭТ, необходимо увеличить доходы предприятия, а именно приобрести подвижной состав (минимум 10 троллейбусов), обновить оборудование тяговых подстанций (5306,9 тыс. руб.), создать межведомственную контрольно-ревизорскую службу, это, в свою очередь, даст возможность сократить расходы предприятия, кроме того, необходимо обеспечить своевременное получение дотации, что даст возможность вступить в реструктуризацию задолженности по налогам.
Выполнение вышеуказанных задач позволит повысить качество управления городским пассажирским транспортным комплексом, позволит создать единую базу данных по перевозчикам и грузоотправителям, повысить ответственность за принятие решений в области обеспечения транспортных потребностей городского населения, снизить убытки МУП "Энгельсгорэлектротранс" от эксплуатационной деятельности и улучшить его финансовое состояние.
3.4. Бюджетная и налоговая политика
Главная цель бюджетной политики муниципального образования - это повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, содействие повышению конкурентоспособности экономики муниципального образования путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов.
Как и в большинстве других российских городов, в ЭМО годовой масштаб планирования является основной формой комплексного планирования развития муниципального образования и увязан с основным финансовым документом - годовым бюджетом. Сейчас приоритеты для проведения мероприятий в течение года, в том числе по среднесрочной программе, определяются объемами бюджетных доходов в целом и конкретно расходами по отдельным его статьям. Однако бюджет и годовой план, в силу временной ограниченности, не должны и не могут восприниматься как исходные документы для планирования развития муниципального образования.
Основная идея совершенствования планирования муниципального развития состоит в том, что текущее годовое планирование, связанное с планированием бюджета, должно базироваться на единой муниципальной программе социально-экономического развития, которая имеет среднесрочный характер.
Задача: Повысить результативность управления и планирования муниципального развития.
Мероприятия:
1. Формировать годовые планы мероприятий и бюджет, основываясь на программе социально-экономического развития.
2. Наладить систематический контроль со стороны управления экономики за экономическим обоснованием доходов и расходов, планируемых другими подразделениями администрации, на основе экспертизы планируемых мероприятий, планов и программ.
3. Сформировать информационную базу по развитию ЭМО для повышения обоснованности принимаемых решений по управлению и прогнозированию.
Задача: усовершенствовать структуру контроля за бюджетным процессом ЭМО.
Мероприятия:
Мониторинг долговой нагрузки на муниципальный бюджет, а также введение системы критериев в отношении целей расходования бюджетных средств.
Разработать и внедрить систему критериев для выделения проектов, в которые могут быть вложены бюджетные средства или привлечены средства под гарантии бюджета.
Безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами.
Строгая экономия бюджетных средств, сокращение нерациональных расходов.
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов, совершенствование бюджетных отношений и внедрение в практику новых методов управления финансовыми ресурсами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Дальнейшее совершенствование и формирование целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля на всех этапах использования денежных средств.
Повышение прозрачности системы местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности.
Проведение реструктуризации муниципальных предприятий и бюджетных учреждений с целью повышения эффективности их функционирования и развития.
Обеспечение систематического анализа ситуации по выплате заработной платы, контроля за целевым использованием средств, выделяемых на выплату заработной платы работников бюджетной сферы.
Установление жесткого контроля за получателями бюджетных средств, осуществляющими заключения договоров на закупку товаров, выполнение работ (услуг), принятие иных обязательств в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на текущий год на конкурсной основе.
Соблюдение при исполнении местного бюджета параметров долговых обязательств, установленных бюджетным законодательством.
Первоочередной задачей администрации было и останется своевременное обеспечение оплаты труда работников бюджетной сферы и контроль за оплатой труда в муниципальных предприятиях.
Большой резерв для улучшения экономики муниципального образования видится в работе с федеральными и областными структурами по более широкому включению в целевые программы финансирования строительства и реконструкции объектов социальной сферы муниципального образования.
Успешное исполнение доходной части муниципального бюджета, настойчивая работа по обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды - залог успеха бюджетной и налоговой политики Энгельсского муниципального образования. Для этого продолжит работу межведомственная комиссия при Главе муниципального образования по укреплению финансовой и налоговой дисциплины и комиссия по денежному обращению.
3.5. Малое предпринимательство
В условиях переходной экономики и общеэкономического кризиса развитие малого бизнеса является тем социальным и экономическим амортизатором, без которого существующие проблемы стали бы еще острее. Этот сектор отчасти снимает проблему безработицы, быстро осваивает наиболее перспективные с точки зрения рынка ниши, принося доходы в бюджет, позволяет гражданам реализовать и развить предпринимательские навыки, в конечном итоге формирует тот самый "средний" класс, без которого невозможна политическая стабильность. Приоритетность поддержки малого предпринимательства для муниципальной политики - аксиома как в развитых западных странах, так и в России.
Малый бизнес, отличающийся высокой "рождаемостью" и "смертностью" предприятий, весьма стабилен в целом как сектор даже и без поддержки со стороны властей. Однако без применения регулирующих мер этот сектор имеет тенденцию к криминализации под воздействием крупного теневого бизнеса. Эта тенденция опасна не только с позиции утечки налоговых и иных поступлений, но и потери позитивного влияния на молодое поколение, которое составляет преимущественную долю занятых в малом и среднем предпринимательстве.
Для развития малого бизнеса, как и для экономики муниципального образования в целом, наиболее тяжелым оказался 1994 год, когда число занятых в этом секторе сократилось больше, чем во всем хозяйстве. После этого показатели занятости и деятельности малого бизнеса неуклонно растут. Очевиден переток рабочей силы в наиболее быстроокупаемые и прибыльные секторы экономики.
Основной задачей, стоящей перед малым предпринимательством ЭМО на 2003 год, станет сохранение роста объемов производства, товарооборота, оказания услуг.
В 2003 году ожидается рост производства и реализации продукции, работ, услуг малого предпринимательства на 3% (индекс физического объема). Общий объем производства и реализации продукции, работ, услуг малого предпринимательства ожидается 1792 млн. руб., что составит 115% к уровню 2002 года в действующих ценах.
Число занятых на малых предприятиях увеличится на 2% и составит 10200 человек (10000 чел. в 2002 году).
Среднемесячная заработная плата увеличится на 33% по сравнению с 2002 годом и составит 2016 рублей.
Кроме малых предприятий, в 2003 году будет осуществлять деятельность 9 тыс. частных предпринимателей.
Для всех малых предприятий и частных предпринимателей остаются проблемы:
дефицит начального капитала и оборотных средств;
сложная система налогообложения;
многочисленные, не всегда оправданные проверки контролирующих органов.
Основная часть частных предпринимателей и малых предприятий работает в сфере торговли, где начинает намечаться "кризис перепроизводства". Уже к концу 2002 года количество торговых площадей в Энгельсском муниципальном образовании значительно превышает необходимые потребности. В 2003 году начнется процесс постепенного перехода частных предпринимателей и малых предприятий из сферы торговли в другие отрасли экономики, прежде всего в бытовое обслуживание и общественное питание.
Принятие с 2003 года новых законов о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства практически лишило местные органы власти налоговых инструментов стимулирования малого предпринимательства.
В 2002 году положительный опыт показала работа Консультативного Совета по вопросам предпринимательства при Главе Энгельсского муниципального образования. Совместно с представителями малого бизнеса представители общественности, структур по поддержке малого бизнеса, контролирующих органов выявляют наиболее острые проблемы и пути их решения. В 2003 году работа Консультативного Совета будет продолжена.
Целью работы является обеспечение благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства путем создания и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий на местном уровне, разработка механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в: преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест; обеспечении импортозамещения; пополнении бюджета; развитии муниципального заказа; адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, практическом содействии новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей; расширении информационного поля для малого предпринимательства.
Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства:
- инновационная сфера;
- малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
- малая строительная индустрия;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- транспорт;
- дорожное хозяйство и придорожный сервис;
- общественное питание и сфера услуг;
- информационный сервис;
- обслуживание жилищно-коммунального хозяйства.
Мероприятия:
1. Создать условия для облегчения доступа к получению в аренду малыми предприятиями производственных мощностей и помещений, высвобождаемых в ходе структурной перестройки для более эффективного использования лишних площадей и оборудования.
2. Облегчить процедуру аренды и выкупа недвижимости для малых и средних предприятий.
3. Информационная поддержка малого предпринимательства путем опубликования методических и справочных материалов, проведения семинаров совместно с налоговой инспекцией по изменениям в налоговом законодательстве.
4. Формирование положительного образа предпринимателя и информационная поддержка через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства.
5. Содействие МП в приоритетных направлениях ЖКХ (энергосбережение, переработка отходов и т.д.).
6. Размещение муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание. Широкое привлечение малых предприятий к участию в обслуживании городского ЖКХ на конкурсной основе.
7. Рассмотрение проблемы административных барьеров на заседаниях Консультативного Совета по вопросам предпринимательства при Главе ЭМО. Обсуждение предложений по устранению выявленных барьеров на ПДС при Главе ЭМО, внесение на рассмотрение ЭМСД предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства.
8. Анализ поступающих заявлений от предпринимателей (создание реестра обращений граждан).
9. Создание и ведение реестра малых предприятий ЭМО.
10. Провести конкурс "Предприниматель года".
3.6. Потребительский рынок
Основная цель предприятий потребительского рынка в 2003 году - удовлетворение покупательского спроса в товарах высокого качества по доступным ценам, удовлетворение потребителей в услугах с высокой культурой обслуживания, обеспечение защиты прав потребителей.
Достижение цели требует решение следующих задач:
- универсализация торговли продовольствием за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
- развитие сети фирменных и специализированных магазинов в центрах жилой застройки;
- упорядочение работы мелкорозничной сети: оптимизация размещения оборудования, соблюдение правил торговли и санитарных норм;
- формирование системы так называемых "удобных магазинов", расположенных вблизи от жилых массивов и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Розничная торговля должна ориентироваться на конкретные зоны торгового обслуживания.
Увеличение оборота торговли за 2003 года произойдет на 15% за счет введения в эксплуатацию новых торговых площадей и совершенствования функционирования уже действующих и составит около 4459 млн. рублей.
Оборот общественного питания в 2003 году планируется увеличить на 7-8% за счет организации новых предприятий общественного питания.
Удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте в 2002 году составлял 42,5%, непродовольственных товаров - 57,5%. Увеличение доли реализации непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о росте дохода населения. В 2003 году планируется увеличение удельного веса в розничном товарообороте - непродовольственных товаров на 2-2,2% за счет организации специализированных магазинов "Меха", "Одежда", "Головные уборы", "Часы", "Парфюмерия" и другие.
Основными направлениями в развитии общественного питания являются:
- формирование разветвленной сети общедоступных предприятий общественного питания, унифицированных по видам (кафе, столовая, бар, закусочная, ресторан) и дифференцированных по комфортности, качеству обслуживания и набору предлагаемых услуг;
- содействовать развитию сети предприятий общественного питания, включая сеть "быстрого питания" в зонах комплексного торгового обслуживания.
С целью возрождения сети предприятий бытового обслуживания, оказания разнообразных бытовых услуг сельским жителям планируется в 2003 году открыть 10 предприятий бытового обслуживания, ремонт обуви, парикмахерские - 2 в селе, 7 в городе.
В расчете на душу населения Энгельсского муниципального образования в 2002 году оказано услуг на сумму 103 рубля. Запланировано в 2003 году оказать бытовых услуг на душу населения на сумму не менее 150 рублей за счет:
- восстановления и расширения сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих бытовыми услугами малообеспеченные слои населения;
- открытия престижных объектов бытового обслуживания для состоятельных граждан.
С целью рационального размещения объектов потребительского рынка в городе, исключения перенасыщенности объектов в одних микрорайонах и недостаток других - запланировано открыть небольшие магазины с торговой площадью до 100 м2 в жилых микрорайонах: к концу 2003 года - 5 единиц.
С целью удовлетворения покупательского спроса на товары, вырабатываемые предприятиями местной промышленности, запланировано в 2003 году открыть 7 фирменных магазинов, эти магазины пользуются популярностью у малообеспеченных слоев населения, т.к. в них товары продаются без торговой наценки по ценам производителей, всегда свежие и вкусные.
Для повышения уровня и качества обслуживания, повышения знаний с учетом современных требований, обмена опыта планируется организовать ежеквартально проведение выставок "Модели одежды и причесок", "Мастера кулинарного искусства", а также принимать участие в областных мероприятиях, проводимых Министерством экономического развития и торговли.
В целях повышения профессиональных знаний работников потребительского рынка, соблюдения санитарных норм и правил, оказания безопасных услуг запланировано проведение семинаров ежемесячно с участием специалистов санитарно-эпидемиологической службы, преподавателей Поволжского кооперативного института, специалистов управления торговли и бытового обслуживания.
В городе в 2002 году отведено 11 площадок под торговлю с машин овощами, картофелем. Продукция свежая идет практически без перевалок, а значит, без больших наценок, эта форма торговли нравится пенсионерам, малоимущим слоям населения, планируется в 2003 году дополнительно открыть 3 овощные площадки.
Важным критерием функционирования потребительского рынка является соблюдение Закона РФ "О защите прав потребителей" в целях просвещения населения в области защиты прав потребителей, запланировано в средствах массовой информации ежемесячно в 2003 году готовить материал для публикации по защите прав потребителей, комментарии к Закону, выступления специалистов управления торговли и бытового обслуживания.
3.7. Здравоохранение
В 2003 году работа учреждений здравоохранения будет направлена на реализацию приоритетных направлений муниципального здравоохранения:
- реализацию кадровой политики,
- контроль демографической ситуации,
- снижение заболеваемости социально значимыми болезнями,
- охрану материнства и детства,
- охрану репродуктивного здоровья населения,
- рациональное использование ресурсов здравоохранения.
В здравоохранении остаются нерешенные проблемы. Острый вопрос - кадровое обеспечение. Укомплектованность врачами составила в 2002 году 66,1%, средним медицинским персоналом 79,8%. Основными вопросами сохранения кадров остаются отсутствие жилья и низкая заработная плата. В 2003 году планируется увеличить укомплектованность врачами до 80%, средним медицинским персоналом до 100%.
Требуют капитального ремонта многие учреждения здравоохранения города и села. В лечебных учреждениях по-прежнему ощущается дефицит в оборудовании, медицинской технике, лекарственных препаратах, расходных материалах.
В целях дальнейшего совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и решения проблем основными задачами службы здравоохранения на 2003 год являются:
- реализация областной Концепции развития здравоохранения на 2001-2005 годы и плана мероприятий на 2003 год по ее выполнению на территории Энгельсского муниципального образования;
- выполнение Соглашения между Министерством здравоохранения Саратовской области и администрацией Энгельсского муниципального образования о сотрудничестве в области здравоохранения на 2003 год;
- реализация целевых программ по здравоохранению;
- реализация доступности, качества и бесплатности гарантированного объема медицинской помощи населению;
- поэтапное введение организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики;
- рациональное использование имеющейся лечебно-диагностической базы и коечного фонда лечебных учреждений, бюджета здравоохранения;
- дальнейшее внедрение энергосберегающих технологий, в том числе по топливно-энергетическому комплексу;
- снижение заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулез, наркомания, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, злокачественные новообразования);
- укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, оснащение лечебных учреждений современной медицинской техникой в целях широкого внедрения современных медицинских технологий.
В 2003 году лечебно-профилактическую помощь населению будут оказывать 17 учреждений здравоохранения. Результатом совместной работы службы здравоохранения и администрации Энгельсского муниципального образования должно стать снижение заболеваемости социально значимыми болезнями. Для достижения этой цели в 2003 году планируется:
- обеспечить 100% охват микобиологической диагностикой туберкулеза групп населения из групп риска;
- обеспечить химпрофилактику контактных взрослых и детей из очагов туберкулезной инфекции и инфицированных микобактерией туберкулеза;
- приобрести 1 стационарный и 1 передвижной флюорограф;
- обеспечить полный охват осмотрами на сифилис групп риска.
В муниципальном образовании будут функционировать 13 кабинетов планирования семьи и пять кабинетов доверия.
Продолжится работа по совершенствованию лечебно-диагностического процесса.
Продолжится внедрение стационарозамещающих видов помощи - дневных стационаров в поликлиниках, диспансерах, женских консультациях и коек дневного пребывания в стационарах. С целью снижения затрат на дорогостоящую круглосуточную стационарную койку обеспеченность стационарозамещающими койками на 10 тыс. населения увеличится с 11,4 коек в 2002 году до 20 коек в 2003 году. Процент пролеченных больных на стационарозамещающих койках от общего числа пролеченных увеличится с 23,2% в 2002 году до 25% в 2003 году.
Увеличение стационарозамещающих видов помощи не приведет к снижению обеспеченности круглосуточными койками. В 2003 году обеспеченность круглосуточными койками увеличится на 28% и составит 90 коек на 10 тыс. населения.
В целях реализации поставленных задач запланированы на 2003 год следующие мероприятия:
- открытие Молодежного медико-педагогического отдела на базе Центра медицинской профилактики;
- организация кабинета планирования семьи в МУ "Детская поликлиника N 1", МУ "Детская поликлиника N 2", МУ "Противотуберкулезный диспансер";
- открытие филиала МУ "Станция скорой медицинской помощи" в Летном городке после капитального ремонта здания;
- организация офисов общей врачебной практики на базе Осиновской участковой больницы и врачебной амбулатории с. Новопушкино;
- начало строительства Дома ребенка в пос. Мелиораторов, освоить 1,5 млн. руб.;
- завершение капитального ремонта стационара МУ "Городская поликлиника N 4";
- проведение ремонта МУ "БСМП", МУ "Перинатальный центр", МУ "Детская поликлиника N 2", МУ "Городская поликлиника N 1", Безымянской и Узморской участковых больниц, ФАПов с. Зауморье и пос. К.Маркса - на сумму 5 млн. руб.
3.8. Образование
Цели и задачи:
- обеспечение конституционных прав граждан на образования, гарантии доступности образования для всех слоев населения;
- развитие муниципальной системы образования;
- развитие творческих способностей личности с целью ее социализации в обществе;
- профилактика асоциального поведения молодежи;
- расширение государственно-общественного управления образованием.
В процессе достижения указанных целей решаются следующие основные задачи:
- оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографической ситуации и социального запроса населения;
- обновление содержания общего среднего образования, обеспечение его вариативности, преемственности различных уровней, повышение практической направленности;
- переход к эффективным психолого-педагогическим здоровьесберегающим технологиям обучения;
- компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;
- реструктуризация сельской школы;
- развитие системы дополнительного образования детей;
- совершенствование нормативно-правовой базы муниципальной системы образования;
- создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования;
- социальная защита работников образования и обучающихся;
- повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования.
3.9. Молодежная политика
Значимость реализации молодежной политики определяется местом молодежных проблем в общей системе задач государственных органов и органов местного самоуправления.
На уровне Саратовской области действует Закон области от 23.07.1998 г. N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Важным шагом стало принятие Закона области от 10 октября 2001 г. N 50-ЗСО "О молодежной политике в Саратовской области". На уровне муниципального образования принята муниципальная комплексная программа "Молодежь Энгельсского муниципального образования" на 2003-2005 гг. В ее основе лежит межведомственный принцип реализации молодежной политики на территории муниципального образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "24 октября 2001 г."
Условия осуществления молодежной политики в Энгельсском муниципальном образовании в 2003 году определяются рядом факторов.
Объектом деятельности отдела по делам молодежи ЭМО являются лица в возрасте от 14 до 30 лет. В Энгельсском муниципальном образовании проживает 69 515 молодых людей.
Для получения образования в Энгельсском муниципальном образовании будут работать:
76 школ: в городе - 47,
в округах - 29,
7 профессиональных училищ,
6 техникумов,
2 вуза
Социальный статус молодежи определяется социально-профессиональным положением самой молодежи и родительских семей.
Формально уровень занятости молодежи останется высок: зарегистрированы как неработающие и неучащиеся порядка 3,5%. Материальной поддержкой родителей пользуется по крайней мере 4/5 молодых людей. Свыше 60% в ходе опросов заявляют, что их устраивает материальное положение; при этом официальные доходы 2/3 молодых семей ниже прожиточного минимума. Лишь 1/5 имеет собственное жилье, приобретенное с помощью родителей. При этом только у 4% приходится свыше 20 квадратных метров на человека. Между тем молодые семьи составляют 80% от общего количества семей, в них рождается 1/4 детей.
Достаточно низкой останется активность молодых граждан в участии как политической, так и общественной жизни города и района. Деятельность общественных объединений и организаций разрознена. У молодого поколения не сформирована потребность к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Таким образом, молодежная политика имеет своим объектом социально-демографическую группу, проблемы которой могут быть обозначены как пороговые значения кризисного состояния. В условиях дефицита средств работа с молодежью оказывается ориентированной на предупреждение наиболее острых проявлений общего кризиса: борьбу с молодежной преступностью, беспризорностью, наркоманией. Однако усилий в этих направлениях явно недостаточно для решения проблемы в целом. Чтобы быть успешной, молодежная политика должна обеспечить условия для подготовки молодежи к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в Энгельсском муниципальном образовании. Молодежная политика, по сути, должна пониматься как возвратное вложение средств в развитие человеческих ресурсов муниципального образования, как "кадровая политика будущего".
На основе существующих проблем, с учетом местных особенностей формируется комплексный план мероприятий на 2003 г., основной целью которого является - формирование здорового образа жизни, условий личностной самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание в условиях демократического общества и правового государства. Основные мероприятия этого плана на 2003 год:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодежной политики:
- Разработка в течение 2003 года положений, постановлений, других нормативных актов в сфере реализации молодежной политики.
2. Методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики:
- проведение социологических исследований по основным молодежным проблемам, социально-экономическому положению, подготовка информационно-аналитических материалов. Финансирование - 42 тыс. руб.;
- организация и проведение научно-практических конференций, обучающих семинаров, "круглых столов" по работе с молодежью;
- анкетирование молодежи: "Молодежь и выборы", "Ценностные ориентации молодежи в Энгельсском муниципальном образовании";
- провести в I кв. 2003 года научно-практическую конференцию по военно-патриотическому воспитанию;
- производить повышение квалификации кадров по работе с молодежью через Институт усовершенствования учителей, Поволжскую академию государственной службы, Институт молодежи;
- молодежная страница в газете "Наше слово";
- молодежная передача на районном радио;
- раз в квартал в течение 2003 года проводить подготовку материала и выпуск молодежной газеты "Молодежка", организация работы молодежного "Пресс-клуба";
- формирование системы подготовки, переподготовки специалистов по работе с молодежью;
- проведение семинаров: "Технологии создания молодежных и студенческих организаций", "Проектирование и фандрайзинг в сфере молодежной политики";
- разработка и внедрение информационно-просветительских программ в средства массовой информации по актуальным проблемам молодежи (проблемы здорового образа жизни, деятельности молодежных и детских общественных объединений и т.д.).
3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений - финансирование 55,5 тыс. рублей.
- организация работы экспертно-консультативного совета по программам и проектам молодежных и детских общественных объединений;
- проведение конкурса программ и проектов молодежных и детских общественных объединений и организаций "Молодежные инициативы 2003-2005";
- участие в работе областного молодежного парламента;
О Молодежном парламенте при Саратовской областной Думе см. постановление Саратовской областной Думы от 22 февраля 2006 г. N 51-2022
- работа "Круглого стола" молодежных и детских организаций и объединений;
- организация ежегодных совещаний по вопросам деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- участие в федеральных, межрегиональных, областных конкурсах проектов и программ по молодежным проблемам;
- организация деятельности Молодежного общественного Совета;
- сотрудничество с детской организацией "Парус". Конкурсы лидеров и организаторов детского движения "Лидер", "Вожатский круговорот";
- внедрение на предприятиях Энгельсского муниципального образования программы "Молодежь на производстве";
- организация деятельности Советов молодых специалистов на предприятиях города, студенческих активов и Советов в учебных заведениях, молодежных активов в округах;
- проведение Дня дублера в отделе по делам молодежи;
- школа молодежного актива "Лидер-Плюс";
- проведение профильных смен для активистов и лидеров молодежных общественных объединений, организаций;
- внедрение программы "Референт-волонтер";
- содействие в участии представителей молодежных и детских общественных объединений во Всероссийских, межрегиональных, областных мероприятиях.
4. Оптимизация форм интеллектуального, творческого, нравственного развития подростков и молодежи - финансирование 460 тыс. руб.:
- организация досуга для подростков и молодежи;
- организация творческих молодежных и детских смотров, направленных на реализацию творческого потенциала молодежи;
- организация и проведение "Молодежных приемов", встреч молодежного актива с Главой Энгельсского муниципального образования, депутатами Энгельсского муниципального Собрания депутатов;
- организация и проведение в I, II кв. 2003 городского молодежного фестиваля "Студенческая весна";
- участие в IV кв. 2003 в ежегодном областном Молодежном форуме;
- выставки декоративно-прикладного и технического творчества подростковых клубов "Таланты нашего двора", "Город мастеров";
- организация работы "Интеллектуального клуба студентов";
- игры "Брейн-ринг";
- провести в III кв. 2003 Фестиваль молодежных субкультур;
- провести в III кв. 2003 районный фестиваль "Покровская струна";
- провести детские и молодежные фестивали "Покровские узоры", "Как стать звездой";
- направление молодых музыкантов на всероссийские, международные конкурсы;
- организация "Молодежного театра", молодежной студии "Боди-Арт";
- организация и проведение городских, областных мероприятий, посвященных календарным праздникам и памятным датам отечественной истории и культуры - День призывника, День космонавтики, День Победы, День защиты детей, День независимости России, День молодежи, День города.
5. Развитие правового сознания, правовой культуры, воспитание гражданственности и патриотизма в молодежной среде - финансирование 99 тыс. руб.:
- разработка и поэтапное внедрение проектов центров правовой помощи и социальной адаптации молодежи;
- организация работы экспертных советов и проведение конкурсов, программ, направленных на правовую защиту молодежи; профилактику наркомании, социальную адаптацию лиц, страдающих наркоманией;
- участие в ежегодном областном слете поисковых отрядов "Мы помним их имена";
- проведение семинаров-тренингов медицинской профилактики для различных групп молодежи;
- организация работы "Клубов молодого избирателя", "Правового лектория" для молодежи, молодежных активов, дискуссионных клубов;
- методико-практическая районная конференция "Становление патриотизма и гражданина";
- проведение в феврале 2003 фестиваля военной, солдатской и патриотической песни;
- участие поисковых отрядов в области во Всероссийской вахте Памяти;
- организация поисковых экспедиций;
- создание выездных консультационных пунктов социальной, юридической, психологической помощи сельской молодежи;
- участие в областном финале спартакиады допризывной молодежи;
- участие во Всероссийской акции "Эстафета памяти" в честь празднования Дня Победы;
- создание центра по военно-патриотическому воспитанию на базе центра "Поиск";
- участие в Международной выставке "О деятельности молодежных поисковых объединений по увековечиванию памяти защитников Отечества" г. Москва.
- проводить Дни открытых дверей в воинских частях;
- провести месячник оборонно-массовой работы;
- провести в августе 2003 историко-культурный фестиваль "Покровская застава".
6. Развитие подросткового и молодежного спорта, создание условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде - финансирование 245 тыс. руб.:
- провести Молодежную акцию "Здорово быть здоровым";
- провести спортивную эстафету: "Папа, мама, я - спортивная семья!";
- проводить Спартакиады подростковых клубов по месту жительства;
- провести открытое первенство по славяно-горицкой борьбе "Кубок Волги";
- провести открытое первенство города по тхэквандо на приз отдела по делам молодежи;
- учебно-тренировочные сборы по спортивно-техническим и прикладным видам спорта;
- участие представителей Энгельсского муниципального образования в первенстве России по тхэквандо;
- открытое первенство города, Губернаторские гонки по картингу;
- участие в областных, Всероссийских соревнованиях по картингу, радиоспорту, авиамодельному спорту;
- проводить городские "Веселые старты";
- приобретение спортивного инвентаря в спортивные секции центра детского воспитания и спортивно-технического центра;
- проведение палаточных скаутских и спортивных лагерей;
- содействие деятельности оздоровительных лагерей района;
- участие в организации и проведении тематических смен Всероссийского детского центра "Орленок";
- молодежная акция "Безопасная зона", посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря) в IV кв. 2003 г.;
- постановка молодежного спектакля "Игроки" (по проблемам наркомании в молодежной среде) в IV кв. 2003 г.;
- молодежная акция по сдаче донорской крови "Мы с тобой одной крови".
7. Развитие вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости молодежи:
- организация и проведение "Ярмарки вакансий";
- организация летних трудовых бригад подростков по благоустройству города и района;
- трудоустройство по программе "Молодежная практика";
- проведение конкурса среди молодежи, занятой в уборочной кампании "Урожай".
8. Укрепление молодой семьи, организации консультационной и информационной поддержки молодых семей - финансирование 20 тыс. руб.:
- работа клуба молодой семьи на базе подростковых клубов;
- создание консультационного центра при технологическом институте СГТУ;
- разработка программ поддержки молодых семей;
- организация конкурса "Молодая семья года" в IV кв. 2003 г.
Обсуждение на Комитете Энгельсского муниципального Собрания депутатов проекта областной программы "Жилье для молодежи на 2003-2010 гг.", организация экспериментальной площадки по внедрению программы содействия улучшению жилищных условий молодых семей (на базе одного из предприятий города).
9. Развитие социальных служб молодежи:
- организационное, кадровое и финансовое обеспечение деятельности Центра детского воспитания и спортивно-технического центра - финансирование 1749,5 тыс. рублей;
- реорганизация Центра детского воспитания в муниципальное учреждение "Молодежный центр";
- введение дополнительных ставок педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов;
- организация молодежно-правового лектория на базе вузов, техникумов, училищ;
- организация и совершенствование работы "Молодежной приемной";
- организация и совершенствование работы "Телефона доверия" для молодежи;
- организация работы "Кабинетов доверия" при вузах, техникумах, училищах;
- проведение городского конкурса на лучший подростковый клуб;
- создание службы юридической помощи подросткам.
3.10. Физкультура и спорт
Развитие физической культуры и спорта в ЭМО будет проводиться по направлениям на основании "Целевой программы развития физической культуры и спорта в ЭМО на 2001-2005 гг.", Годового календарного плана и Закона "О физической культуре и спорте в Саратовской области".
В Энгельсском муниципальном образовании в сфере физической культуры и спорта работают штатные спортивные работники в количестве 366 человек, из них 218 человек с высшим образованием и 93 со средним, учителей общеобразовательных школ - 168 человек, из них 114 - с высшим образованием, 54 - со средним.
40 преподавателей работают в ПУ, учебных заведениях и вузах, из них 39 с высшим образованием, 62 тренера-преподавателя работают в ДЮСШ ЭМО.
47 545 подростка и детей посещают уроки физкультуры в учебных заведениях.
Всего в ЭМО занимаются физической культурой и спортом по видам спорта, в секциях, ДЮСШ, клубах и группах оздоровительной направленности 24 069 человек, из них 6 556 женщин, что составляет 9,3% от общего населения ЭМО, а от 8 лет до 30 лет составляет 32%.
В ЭМО работают 5 ДЮСШ, в которых регулярно занимаются 4 976 ребят. Управление физической культуры и спорта работает в тесном контакте с руководителями школ, ведет учет перспективных спортсменов, помогая им в подготовке к областным, российским и международным соревнованиям, которые в основном базируются на спортсооружениях ЭМО.
К услугам занимающегося физической культурой и спортом населения предоставлена сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений ЭМО, которая в настоящее время состоит из 389 действующих различного вида спортзалов, стадионов, плоскостных сооружений, крытых и открытых бассейнов.
В целях сохранения и развития сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в ЭМО проводится реконструкция существующих спортсооружений с привлечением средств из федерального и областного бюджетов путем включения спортивных объектов в федеральные и областные целевые программы:
- в 2002 году в Федеральную целевую программу "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации" включен Центральный городской стадион с объемом финансирования 16,8 млн. руб;
- в Областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области на 2001-2005 годы" включены Центральный городской стадион и спортивный зал в селе Красный Яр;
- в Областную целевую программу "Подготовка спортсменов Саратовской области к XXVIII летним Олимпийским и XII Параолимпийским играм 2004 года в городе Афины (Греция)" включены Центральный городской стадион и водно-спортивная база "Олимпия".
Цели:
- создание условий для реализации "Целевой программы развития физической культуры и спорта в ЭМО на 2001-2005 гг.",
- создание условий для формирования здорового образа жизни среди населения ЭМО,
- вовлечение более широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом,
- улучшение состояния и развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.
Предложения по решению задач для достижения данных целей:
- открытие филиалов областных учреждений дополнительного образования "Сокол" по футболу с количеством занимающихся 200 человек и "Спартак" для занятий спортом детей-инвалидов с количеством занимающихся 130 человек, а также ГУДО "ДЮСШ "Урожай" для детей, занимающихся в сельской местности баскетболом, волейболом и футболом с количеством занимающихся 400 человек,
- открытие муниципальных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности,
- привлечение средств из федерального и областного бюджетов путем включения спортивных объектов ЭМО в федеральные и областные целевые программы,
- выделение средств на содержание и ремонт уже имеющихся спортсооружений на территории ЭМО (стадионы, спортзалы, турбазы, плоскостные сооружения),
- выделение средств на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в центральной части города,
- завершение строительства спортзала в с. Красный Яр,
- завершение строительства бассейна при средней школе N 32,
- строительство водно-спортивной базы "Олимпия" и водной базы по академической гребле ДЮСШ Управления образования.
Открытие муниципальных и областных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, сохранение и развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений ЭМО, завершение строительства и реконструкции существующих объектов, строительство новых современных физкультурно-оздоровительных комплексов позволит увеличить пропускную способность на 12%, количество занимающихся физической культурой и спортом детей, подростков и взрослого населения ЭМО по различным видам спорта на 4%, обеспеченность спортивными сооружениями по спортзалам на 3,4%, по бассейнам на 2,8%, по плоскостным сооружениям на 4,8%.
3.11. Культура
Основная цель развития культуры на 2003 год - создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия ЭМО, поддержка многообразия культурной жизни, культурных инноваций; создание равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей ЭМО и представителей разных социальных групп; модернизация отрасли.
Развитию культуры препятствует ряд проблем - слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование, низкий уровень заработной платы и отсутствие стимулирующих факторов.
Пути решения проблем - поиск дополнительных источников финансирования, использование современных способов менеджмента.
Основные мероприятия развития культуры на 2003 год:
выявление, изучение, учет памятников;
участие преподавателей, учащихся, лучших творческих коллективов в областных ассамблеях искусств, финансирование 45 тыс. руб.;
направление лучших творческих коллективов для участия во Всероссийских и областных конкурсах и фестивалях, финансирование 100 тыс. руб.;
создать новую экспозицию Краеведческого музея;
продолжить целенаправленное комплектование библиотечных фондов по приоритетным направлениям;
проводить районные фестивали и праздничные мероприятия к знаменательным датам, финансирование 830 тыс. руб.;
продолжить проведение традиционных национальных праздников - "Сабантуй", "День Ивана Купалы" и другие;
экспонирование выставок "Исследование культуры немцев Поволжья", "Покровск (Энгельс) - столица немецкой автономии" и др.;
приобретения литературы на национальных языках;
приобрести видеопроекционную аппаратуру для МКПУ "Центр кино";
провести ремонт системы отопления Узморского СДК, газификацию Терновского Дома досуга, реконструкцию ДШИ N 5;
приобрести звукотехническую аппаратуру и инструменты для учреждений культуры на сумму 200 тыс. рублей.
Выполнение мероприятий по развитию культуры в 2003 году позволит достичь следующих показателей:
количество читателей библиотек - 87600 человек;
количество книговыдачи в библиотеках - 2030 тыс. экземпляров;
количество учащихся в детских школах искусств и музыкальных школах - 4900 учащихся, в том числе 1000 учащихся на льготном обучении.
3.12. Земельные отношения
На 2003 год перед Управлением землепользования стоят следующие задачи:
увеличить поступления арендной платы в 1,5 раза;
увеличить поступления от арендной платы за счет применения к плате за землю коэффициента 2 за не используемые арендаторами земельные участки, используемые с нарушением сроков освоения;
увеличить количество выставляемых на аукцион земельных участков в 2 раза;
организовать ведение дежурной кадастровой карты о местоположении земельных участков. В настоящее время в Энгельсском муниципальном образовании такой карты нет, но за прошедший период работы накоплен значительный информационный ресурс, созданный на основании топографических съемок, который можно назвать электронной картой города. Необходимо придать данному ресурсу статус дежурной электронной карты;
кроме электронного информационного ресурса, существует архив документов, полученных в результате землеустройства. После реструктуризации органов исполнительной власти поддержанием муниципального архива занимается МУП "Геополис". Согласно Положению об управлении землепользования, ведение муниципального архива отнесено к полномочиям управления землепользования.
Скорейшая реализация данных полномочий благоприятно отразится на земельных отношениях;
автоматизировать процесс учета и взыскания арендной платы за землю;
завершить работы, связанные с инвентаризацией и последующим землеустройством. Данные, полученные в ходе проведения инвентаризации, необходимы для определения налогооблагаемой базы при определении размера арендной платы.
3.13. Муниципальная собственность
В свете выполнения программы социально-экономического развития на 2003 год основной и главной задачей для Комитета по управлению имуществом является - рационально и эффективно управлять муниципальной собственностью путем сокращения расходов с перенесением акцента на увеличение доходов.
Для решения своей основной задачи Комитет по управлению имуществом наметил на 2003 год ряд мероприятий, пути выполнения которых нашли свое отражение в "Концепции эффективного управления и использования муниципальной собственности в Энгельсском муниципальном образовании", утвержденной решением ЭМСД N 304/19-02 от 28.03.2002 г.
Реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения социально-экономической ситуации в Энгельсском муниципальном образовании и усиления функций регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за экономикой района.
В связи с этим необходимо в 2003 году:
1. Осуществить в установленном действующим законодательством порядке выход Энгельсского муниципального образования из состава учредителей ОАО "Спутник-ТВ", ОАО "Агрофирма Энгельсская" в связи с тем, что Энгельсское муниципальное образование, являясь владельцем акций на протяжении нескольких лет, не получает дивидендов.
2. Повысить тарифные ставки за аренду муниципальных нежилых помещений на 20%.
3. Провести повторную инвентаризацию муниципального имущества, находящегося на балансе в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, согласно графику, утвержденному постановлением Главы ЭМО от 17.12.2001 г. N 6271.
4. Привести в соответствие с ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" N 161-ФЗ от 14.11.2002 г. учредительные документы муниципальных унитарных предприятий. Разработать и представить на утверждение Главе ЭМО проект "Положения о разграничении полномочий по управлению муниципальными унитарными предприятиями Энгельсского муниципального образования Саратовской области".
5. Осуществить более четкое и тесное взаимодействие со службой судебных приставов в целях исполнения решений Арбитражного суда по взысканию долга по арендной плате.
6. Планомерно в соответствии с "Программой приватизации муниципальной собственности Энгельсского муниципального образования на 2003 год", утвержденной решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов от 25.10.2002 г. N 421/26-02, осуществить приватизацию муниципального имущества и обеспечить контроль за полным поступлением денежных средств в бюджет Энгельсского муниципального образования.
Все это позволит дополнительно получить в бюджет Энгельсского муниципального образования порядка 4-5 млн. рублей.
3.14. Инвестиционная политика
Основной целью инвестиционной политики на 2003 год является создание благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании путем формирования благоприятных экономических и правовых условий и проведение ряда организационных мероприятий, направленных на активизацию инвестиционного процесса.
Оживление деловой активности в ЭМО является тем главным средством, которое позволит решить весь комплекс проблем, связанных с занятостью населения, пополнением бюджета и решением социальных проблем. Необходимо использовать систему гарантий, предоставляемых предпринимательским структурам и кредитно-финансовым учреждениям, и начать активное продвижение пилотных инвестиционных проектов.
Одной из главных задач, стоящих перед администрацией, является мобилизация ресурсов муниципального образования на развитие инвестиционного процесса.
Задача: активизировать процесс привлечения инвестиций.
Мероприятия:
Отобрать 4-6 пилотных инвестиционных проектов и активно способствовать их реализации.
Создать комиссию по конкурсному отбору инвестиционных проектов на территории ЭМО.
Наладить работу администрации по отбору, экспертизе и продвижению значимых для муниципального образования проектов, формированию имиджа ЭМО как места, привлекательного для инвестирования.
Реализацию высокоэффективных проектов, по которым имеется перспектива расширения объема сбыта продукции на рынке России и за рубежом;
развитие производственной инфраструктуры;
дальнейшее развитие социальной сферы.
Одним из наиболее важных направлений инвестиционной политики станут инвестиции крупных промышленных предприятий в расширение производства, освоение новых технологий. Так, 10 наиболее крупных предприятий в 2003 году планируют инвестировать 197,2 млн. рублей.
N | Наименование предприятия | Сумма инвестиций, тыс. руб. |
ГУП "Практика" | 305 | |
ОАО "Трансмаш" | 15377 | |
ЗАО "Трубный завод" | 62252 | |
ОАО "Троллейбусный завод" | 30000 | |
ОАО "Покровск-Лада" | 700 | |
ОАО "Ниткан-Покровск" | 40000 | |
ООО "Хенкель-Юг" | 13464 | |
ОАО "Хлебокомбинат" | 12300 | |
ГУП "ЖБИ-6" | 9200 | |
ЗАО "Энгельсская мебельная фабрика" | 13700 | |
Всего | 197298 |
Ожидаемое оживление инвестиционного процесса связывается с жилищным сектором экономики, поскольку жилищное строительство чуть не единственная отрасль хозяйства, основным источником финансирования которой являются внебюджетные средства.
Для формирования благоприятного хозяйственного климата и роста инвестиций в жилищной сфере необходима эффективная и гибкая жилищная политика, ориентированная на поддержку населения с низкими и умеренными доходами, на обеспечение государственных гарантий по страхованию инвестиционных рисков.
Решению острейшей проблемы - финансирования социальной сферы муниципального образования в части жилищного строительства будет способствовать мобилизация и комбинирование средств из различных источников - федеральный, областного и местного бюджетов, юридических лиц. В целях привлечения внебюджетных источников финансирования необходима законодательно оформленная система льгот для негосударственных субъектов, инвестирующих средства в социальную инфраструктуру.
3.15. Жилищно-коммунальное хозяйство
Надежная работа жилищно-коммунального хозяйства, устойчивая подача воды, тепла, газа, электричества и других услуг связана с обеспечением стабильного финансирования отрасли, которое осуществляется из двух источников: платежей населения и поступлений из муниципального. Государственная политика направлена на повышение доли платежей населения и сокращение бюджетного финансирования жилищно-коммунальных услуг.
Система жилищно-коммунального хозяйства, доставшаяся в наследство от периода развития плановой экономики, является крайне неэффективной и затратной. В настоящее время содержание этой системы в ее конечном виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни для бюджета. Поэтому одним из основных направлений социально-экономических преобразований в отрасли ЖКХ является развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг с привлечением на конкурсной основе как можно большего числа хозяйствующих субъектов и, прежде всего, субъектов малого бизнеса.
Во-первых, повысится ответственность как со стороны производителя жилищно-коммунальных услуг, так и их потребителя. Во-вторых, жесткие правила административного управления заменяются гибким предпринимательским подходом. Применение новых форм управления позволит направить динамизм частного предприятия на выполнение социально значимых задач.
Предлагаемые меры основаны на анализе текущей социально-экономической и политической ситуации в ЭМО. Следует подчеркнуть, что антикризисность предлагаемых мер заключается в том, что они не только не предполагают использование каких-либо бюджетных средств, но основываются на создании механизмов сокращения бюджетного дотирования отрасли.
В 2003 году перед Комитетом, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства стоят следующие основные задачи:
Создать и совершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли.
Совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей.
Повышать инвестиционную привлекательность жилищно-коммунальной отрасли.
Поощрять инициативу граждан в вопросах управления жилищным фондом и создании товариществ собственников жилья.
Повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги - достаточно непопулярная социальная мера, затрагивающая практически все население; с другой стороны, эффективная работа служб адресной социальной помощи - служб жилищных субсидий позволяет обеспечить неповышение платы за жилищно-коммунальные услуги для низкодоходных слоев населения.
Снизить стоимость и повысить качество работ по обслуживанию муниципального жилого фонда. При этом основной задачей КЖКХ является выбор наиболее эффективных подрядчиков для выполнения работ и проведение открытых конкурсов на право выполнения работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда.
Для рассмотрения и утверждения тарифов должен быть определен регулирующий орган, который будет нести ответственность за экономическую обоснованность рекомендуемых тарифов и своевременность их введения.
Выход из ситуации накопления невозвратных долгов, заказывать объемы работ, исходя из реального финансирования, осуществляемого в настоящее время из двух источников: платежей населения и бюджета. Под реально имеющиеся денежные доходы необходимо заказывать объем работ.
Усилить контроль за качеством и объемом жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению;
активизировать работу по созданию условий, необходимых для образования и деятельности товариществ собственников жилья и других форм объединений жителей как альтернативного вида управления;
снизить непроизводительные затраты на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и на оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
реализовать комплекс мер по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства на основании сбалансированной тарифной политики, погашения задолженности за оказанные услуги и выполненные работы;
установить приборы учета потребления электрической энергии и теплоэнергии по каждому объекту жилищно-коммунального хозяйства;
приобрести блочно-модульные установки теплоснабжения;
организовать работу по созданию единой системы информирования населения - принцип открытости и публичности.
Процесс преобразования ЖКХ тесно связан с социальной сферой и оказывает влияние на бюджет каждой семьи. Высокая значимость реформирования отрасли оказывает влияние на темпы изменений, которые во многом зависят от того, насколько население воспринимает их цели и задачи. Очень важно открыто сообщить населению о путях развития жилищно-коммунальной отрасли, обозначить цели, сроки и ожидаемые результаты, вместе со средствами массовой информации организовать эту работу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.