Решение Арбитражного суда Саратовской области
от 17 апреля 2003 г. N А-57-1507/03-5
Арбитражный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Вулах Г.М.,
судей: Калининой А.В., Стиксова В.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Викленко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению заместителя прокурора Саратовской области к региональной энергетической комиссии по Саратовской области, г. Саратов
3-им лицам: СПГЭС, ОАО "Саратовэнерго", ОАО "Облкоммунэнерго", Правительству Саратовской области, Саратовской областной Думе, Саратовской городской Думе, администрации города Саратова о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Саратовской области от 5 января 2003 года N 1/2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения области"
при участии в судебном заседании: представителя прокуратуры Саратовской области - Занько А.Е., служебное удост. N 33941; представителя ответчика - Андреева С.В., консультант, дов. N 251/06 от 17.03.2003 г.; представителей 3-х лиц: Правительства Саратовской области - Братченко В.В., консультант, дов. N 1-07-09-89 от 24.01.03 г., СПГЭС - Демидова Л.А., начальник юр. отдела, доверенность N 501 от 03.02.2003 г., ОАО "Саратовэнерго" - Князева Ю.И., ведущий юрисконсульт, дов. N Д/02-204 от 09.09.02 г., ОАО "Облкоммунэнерго" - Фадеева О.В., юр., дов. N 80 от 03.10.02 г., Михайлова С.И., юр., дов. N 108 от 15.04.03 г., Саратовская городская Дума - Чесноков С.Ю., консультант, дов. N 08-01-51 от 12.02.03 г., администрации города Саратова - Васейко А.В., консультант, дов. N 02-44-8 от 03.02.03, Саратовская областная Дума - представитель не явился, извещен,
установил:
заместитель прокурора Саратовской области, выступая в защиту общественных интересов, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Саратовской области от 5 января 2003 года N 1/2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения области".
Удовлетворив ходатайство региональной энергетической комиссии Саратовской области (далее - РЭК) и ОАО "Саратовнерго", суд привлек ОАО "Саратовэнерго", ЗАО "СПГЭС", ОАО "Облкоммунэнерго" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд также удовлетворил ходатайство представителя заявителя о привлечении Правительства Саратовской области, Саратовской областной Думы и Саратовской городской Думы к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Администрация города Саратова привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по инициативе суда.
По мнению представителя заявителя, оспариваемое постановление нарушает требования ст. 2 Федерального закона РФ от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ, вступившими в силу с 14 января 2003 года, в соответствии с которой "изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации не допускается.
Кроме того, оспариваемое постановление РЭК области противоречит пункту 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.02 г. N 226, который устанавливает, что период регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую организациям, финансируемым за счет средств бюджетов соответствующих уровней, не может составлять менее одного года.
В ходе судебного разбирательства заместителем прокурора Саратовской области заявлены дополнения к заявлению.
По мнению представителя заявителя, своим постановлением РЭК области нарушил принцип сбалансированности бюджета, не исполнив требования ст.ст. 33, 83 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих возможность увеличения бюджетных расходов на основании принятого нормативного акта с необходимостью определения источников и порядка финансирования новых видов расходов бюджета и внесении соответствующих изменений в закон о бюджете. В Думу Саратовской области соответствующий законопроект о внесении изменений и дополнений в бюджет области на 2003 год не вносился. Также неправомерно были включены в структуру тарифов расходы на содержание РЭК Саратовской области и ряд других отчислений.
Региональная энергетическая комиссия Саратовской области с предъявленным заявлением не согласна.
Представитель РЭК области в судебном заседании заявленное требование считает не подлежащим удовлетворению, так как требование пункта 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 г. N 226 распространяется исключительно на организации, финансируемые из бюджетов соответствующих уровней и не регулирует вопросы, связанные с установлением тарифов для населения.
Кроме того, при определении периода регулирования необходимо исходить из соответствия понятий расчетного периода и периода регулирования. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226, расчетным периодом регулирования является "период, на который устанавливаются тарифы (цены), равный календарному году". Понятия "расчетный период регулирования" и "период регулирования" являются равнозначными. Это подтверждается пунктом 3 методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском рынке, утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31 июля 2002 года N 49-э/8. С учетом положений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.02 г. N 226, и ст. 12 Бюджетного кодекса РФ означает распространение указанного запрета в части однократности изменения тарифов за период с 1 января по 31 декабря текущего года. На момент утверждения тарифов (05.01.2003 г.) Федеральный закон от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" определял, что срок действия тарифов не может быть менее трех месяцев. Данное требование РЭК области не нарушило, т.к. предыдущие тарифы были утверждены 15.03.2002 г. и введены в действие с 1 апреля 2002 года.
Оспариваемое постановление принято в точном соответствии с постановлением Правительства РФ N 226 от 02.04.2002 г. и связаны с необходимостью компенсации роста экономически обоснованных расходов энергоснабжающих организаций.
По мнению представителя РЭК области ссылка заявителя на несоблюдение при введении новых тарифов ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с изменениями от 10.01.2003 г. также необоснованна, поскольку оспариваемое постановление РЭК области принято 05.01.2003 г., а Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ вступил в силу 14.01.2003 г., нормы данного закона не распространяются на оспариваемое постановление, так как указанный выше закон не имеет обратной силы.
Кроме того, внесенные законом изменения касаются только предельных уровней тарифов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого постановления РЭК области и на день рассмотрения арбитражным судом данного дела Правительством Российской Федерации не были приняты в установленном законом порядке предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию. Формулировка закона о порядке изменения "указанных тарифов" означает, что процедура по изменению тарифов подлежит применению только в отношении тарифов, установленных в рамках предельных уровней, а с учетом того факта, что бюджеты всех уровней на момент принятия Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ уже приняты, означает распространение требований вышеуказанного закона, касающейся процедуры по изменению тарифов, лишь начиная с будущего, 2004 финансового года.
Установленные РЭК области для населения тарифы на электрическую энергию являются пониженными и не обеспечивают покрытие всех экономически обоснованных расходов энергоснабжающей организации, поэтому население Саратовской области оплачивает электрическую энергию не по повышенным, а по пониженным тарифам, таким образом, права жителей области оспариваемым постановлением нарушены не были.
Представитель РЭК области указал, что составлению проектов бюджетов, как это предусматривает глава 20 Бюджетного кодекса РФ, предшествует прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, исходя из прогнозных показателей инфляции по отраслям экономики, на основе которого орган исполнительной власти осуществляет разработку проекта бюджета (статья 169 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса РФ исходным макроэкономическим показателем для составления проекта бюджета является уровень инфляции (темп роста цен). При формировании проекта бюджета органы исполнительной и законодательной власти Саратовской области должны были руководствоваться предварительным прогнозом показателей инфляции на 2003 год, утвержденным Минэкономразвития РФ, в соответствии с которым рост цен в отрасли электроэнергетики в 2003 году составил 23 процента (данный рост дается в среднем, без разбивки по группам потребителей). Уровень роста среднего тарифа на электрическую энергию в Саратовской области составил 18,5 процента. При выполнении требований вышеперечисленных нормативных актов у бюджета не возникают дополнительные расходы. Следовательно, оспариваемое постановление РЭК области не является решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, приведшим к увеличению расходов бюджета и поэтому ссылка заявителя на статью 33 и 83 Бюджетного кодекса РФ безосновательна.
Включение в структуру тарифов расходов на содержание РЭК субъектов РФ предусмотрено федеральным законодательством, в частности вышеуказанным Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ с изменениями от 26 марта 2003 года, и применение аналогий налоговое законодательство не допускает.
Представитель ОАО "Саратовэнерго" считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по аналогичным основаниям. Кроме того, по мнению представителя энергоснабжающей организации протокольное решение Правительства РФ от 11.12.2002 г. N 46 не является нормативным актом, носит гриф "для служебного пользования" и является служебным документом Правительства РФ, поэтому он не может использоваться в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию.
Оспариваемое постановление РЭК области полностью соответствует принципу сбалансированности бюджета, т.к. при составлении бюджета области на 2003 г. был предусмотрен рост тарифов на электроэнергию, помимо этого, заявителем не указано каким образом изменение тарифов на электрическую энергию для населения способно повлечь за собой появление новых видов расходов бюджета области.
Кроме того, ОАО "Саратовэнерго" считает, что оспариваемым постановлением установлены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию в соответствии с принципами предусмотренными Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии".
Представитель ЗАО "СПГЭС" не согласилась с приведенными в заявлении доводами по основаниям, аналогичным основаниям, приведенным РЭК области.
Кроме того, доводы заявителя о том, что введение новых тарифов приведет к несбалансированности бюджета, ничем не подтверждены.
Представитель ОАО "Облкоммунэнерго" поддерживает позицию РЭК области, просит в удовлетворении требования заместителя прокурора Саратовской области отказать.
Представитель Правительства Саратовской области просит признать постановление РЭК Саратовской области от 05.01.03 г. N 1\2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию" соответствующим действующему законодательству, и отказать в удовлетворении требований, заявленных заместителем прокурора Саратовской области на основании доводов, изложенных в отзыве.
Саратовской областной Думой на рассмотрение суда представлена копия Протокола N 3 заседания согласительной комиссии по подготовке к рассмотрению в первом чтении проекта закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2003 год".
Администрация г. Саратова и Саратовская городская Дума поддержали требование, изложенное в заявлении заместителя прокурора Саратовской области, поскольку, по их мнению, введение новых тарифов на электрическую энергию может неблагоприятно отразиться на состоянии расходной части бюджета.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд считает требования, заявленные прокуратурой Саратовской области, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением РЭК области 05.01.2003 г. N 1/2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения области" установлены и введены в действие с 25.01.2003 г. новые тарифы на электрическую энергию, потребляемую населению, для городского населения - 90 коп./кВтч., для сельского населения - 63 коп./кВтч.
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Саратов СП" за 9 января 2003 г.
Считая, что данное постановление в части утверждения и введения тарифов на электрическую энергию вынесено с нарушением требований действующего законодательства, заместитель прокурора Саратовской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Правомочность региональных энергетических комиссий по утверждению тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям, судом установлена и на момент вынесения оспариваемого постановления определялась ст.ст. 5, 12 Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.95 г. (в ред. ФЗ РФ от 11.02.1999 г. N 33-ФЗ).
В соответствии с п. 3 "Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 226, период регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую организациям, финансируемым за счет средств бюджетов соответствующих уровней, не может составлять менее одного года. Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что она распространяется лишь в отношении тех случаев, когда в качестве потребителей электрической и тепловой энергии выступают организации, финансируемые из бюджета, к такой категории потребителей как "население" она не относится. Таким образом, ссылка заявителя на противоречие оспариваемого постановления РЭК области пункту 3 вышеуказанных Правил несостоятельна. Срок действия установленных тарифов на дату вынесения оспариваемого постановления определялся ст. 2 Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и составлял три месяца. До введения в действия новых тарифов действовали тарифы, установленные постановлением РЭК Саратовской области от 15.03.2002 г. и введенные в действие с 01.04.2002 г.
Таким образом, нарушений, допущенных РЭК области при вынесении оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" суд не усматривает.
Отсутствуют и основания для признания постановления РЭК области от 5 января 2003 года N 1/2 недействительным по мотиву несоответствия оспариваемого нормативного акта требованиям ст. 2 Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ опубликован в N 4 "Российской газеты" 14 января 2003 года.
Таким образом, Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ вступил в силу 14 января 2003 года, норм о придании ему обратной силы не содержит и не распространяется на отношения, возникшие до даты его вступления в силу.
Согласно абзацу 3 статьи 1 вышеуказанного федерального закона, предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Ни на момент принятия оспариваемого постановления, ни на дату рассмотрения дела судом Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке не издано постановление, устанавливающее предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год. При этом, принятие Правительством Российской Федерации указанных предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год невозможно в силу того, что уже принят Федеральный закон от 24.12.02 N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год", и предельные уровни тарифов можно установить не на текущий 2003 год, а только на очередной, то есть на 2004 год.
В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Федерального закона от 10.01.03 г. N 6-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно указанной норме регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в субъектах Российской Федерации возможно осуществить только при наличии решения Правительства РФ по предельным уровням указанных тарифов и только до принятия закона субъекта РФ о бюджете. В связи с отсутствием решения Правительства РФ о предельных тарифах, а также тот факт, что на дату вступления вышеуказанного Закона N 6-ФЗ от 10.01.2003 г. в силу уже был принят и действовал Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2003 год" N 114-ЗСО от 16.12.2002 г. применение изложенного в Федеральном законе от 10.01.2003 года N 6-ФЗ механизма ценообразования в субъектах Российской Федерации возможно, только начиная с очередного 2004 года.
Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ определено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о Федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Ограничение по поводу изменения тарифов, установленное абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ, распространяется только на те тарифы, которые будут устанавливаться в рамках указанного Федерального закона на очередной финансовый год, начиная с 2004 года и не затрагивает процедуру ценообразования на 2003 год.
Частью четвертой статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ предусмотрена возможность изменения "указанных" тарифов. При этом слово "указанных" относится именно к предельным тарифам и тарифам, которые были установлены в рамках предельных. Федеральный закон N 6-ФЗ не может быть применен к оспариваемому постановлению РЭК области, поскольку оно изменяет тарифы, установленные до вступления его в силу, а не "указанные" тарифы в буквальном толковании данного закона.
Таким образом, анализ положений Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с точки зрения сроков его принятия, вступления в силу и механизмов его реализации позволяет сделать вывод о том, что он может быть реализован Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации только соответственно при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете и проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта на 2004 и последующие годы.
Не может суд согласится и с доводами заявителя о нарушении РЭК области положений бюджетного законодательства, связанных с обеспечением принципа сбалансированности бюджета.
Государственные органы власти и управления в сфере публичных отношений обладают специальным статусом и действуют строго в рамках своей компетенции, определенной в законах и иных нормативных актах. Ни на один государственный орган не может быть возложена какая-либо правовая обязанность, которая не предусмотрена законом или иным нормативным актом и которая расходится с его правовым статусом и противоречит возложенным на него задачам и функциям.
Исходя из анализа правовых норм, содержащихся в ст.ст. 33 и 83 Бюджетного кодекса, в системной связи с другими положениями Бюджетного кодекса РФ, определяющих сферу регулирования бюджетных отношений (ст. 1 БК РФ), а также участников и процедуру бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ), следует, что обязанность по определению источников и порядку финансирования новых видов расходов бюджетов, в случае принятия какого-либо правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, распространяется лишь на те органы и лица, деятельность которых непосредственно связана с бюджетным процессом (участники бюджетного процесса). РЭК субъектов РФ не являются участниками бюджетного процесса, они не наделены ни правом законодательной инициативой, ни полномочиями в сфере составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, на РЭК не возложены и функции по контролю за его исполнением. Правовой статус РЭК субъектов РФ определен Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 11.02.1999 г. N 33-ФЗ), в соответствии со ст. 6 которого на РЭК возложена функция по осуществлению государственного регулирования тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям. Ст. 12 вышеуказанного Закона, определяя полномочия региональных энергетических комиссий, не содержит указания о том, что утверждение или вступление в силу новых тарифов обусловлено обязанностью РЭК по определению источников и порядка финансирования новых видов расходов бюджета. Обусловленность возможности изменения тарифов с внесением органом исполнительной власти субъекта проекта закона субъекта о внесении изменений и дополнений в закон субъекта о бюджете на текущий финансовый год установлена ст. 2 Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ, которая не распространяется на оспариваемое постановление.
Довод заявителя о том, что изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию произведено без одновременного внесения РЭК области в Саратовскую областную Думу проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О бюджете Саратовской области на 2003 год" судом отклоняется.
Кроме того, ни заявителем, ни его представителем так и не было доказано, что изменение тарифов каким-либо образом отразится на расходной части бюджета Саратовской области и приведет к его несбалансированности. В представленной Саратовской областной думой копии Протокола N 3 Заседания согласительной комиссии по подготовке к рассмотрению в первом чтении проекта закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2003 г." содержится информации о принятии к сведению, что в 2003 г. предполагается рост тарифов как минимум на 15%", что подтверждает что при принятии бюджета области было предусмотрено, что тарифы вырастут не менее чем на 15 процентов.
В приобщенном к материалам дела письмом министра финансов Саратовской области от 08.04.2003 г. исх. N 03-2-07 указывается, что при формировании консолидированного бюджета области на 2003 год сумма средств, необходимая для возмещение убытков от предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (в том числе электроэнергия) рассчитана с учетом предполагаемого роста тарифов и обращения граждан на получение субсидий в размере 30 процентов.
Формирование и утверждение бюджетов осуществляется с обязательным учетом предполагаемого уровня инфляции. Таким образом, увеличение тарифов, произведенное оспариваемым постановлением не влечет несбалансированности бюджета области.
По вопросу обоснованности включения в структуру тарифов расходов, связанных с содержанием РЭК Саратовской области и иных отчислений, суд не находит оснований для признания их неправомерными.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. расходы на содержание Федеральной энергетической комиссий и региональных энергетических комиссии возмещаются за счет отчислений, предусматриваемых в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) энергоснабжающих организаций в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Иного порядка финансирования РЭК действующим законодательством не предусмотрено. Само по себе включение в структуру тарифов вышеуказанных отчислений наряду с прочими расходами не изменяет их правовой природы и не превращает их в налоговые платежи.
Кроме того, экономическая обоснованность и соблюдение РЭК области при установлении тарифов на электрическую энергию для населения области постановления Правительства РФ N 226 от 02.04.2002 г., была подтверждена Федеральной энергетической комиссией РФ (протокол от 04.03.2003 г.). Суд считает, что обоснованных доводов о неправомерности включения в тарифы тех или иных составляющих, либо об экономической необоснованности утвержденных тарифов заявитель не представил.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления заместителя прокурора Саратовской области о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Саратовской области от 5 января 2003 года N 1/2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения области".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать постановление региональной энергетической комиссии Саратовской области от 5 января 2003 г. N 1\2 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения области" соответствующим Федеральному закону РФ N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Бюджетному кодексу РФ от 31.07.98 г. N 145-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии".
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Саратовской области о признании нормативного акта недействующим отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2003 г. N А-57-1507/03-5
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вступления в законную силу
Текст решения официально опубликован не был