Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Саратовской областной Думы от 21 сентября 2005 г. N 43-1723 в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 16 июля 2003 г. N 14-510
Областная целевая программа
"Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004-2010 годы
21 сентября 2005 г.
Паспорт
областной целевой программы "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004-2010 годы
Наименование Программы - областная целевая программа
"Градостроительное планирование развития
территорий и поселений Саратовской
области на 2004-2010 годы" (далее -
Программа)
Государственные заказчики - Правительство области, комитет по
Программы строительству и стройиндустрии области
Основные разработчики - Главное управление архитектуры и
Программы градостроительства комитета по
строительству и стройиндустрии области,
Саратовский Академический
научно-творческий центр
Цель Программы - улучшение условий проживания населения и
устойчивого территориального развития
Саратовской области посредством
совершенствования системы расселения,
застройки, благоустройства городских и
сельских поселений, их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,
рационального природопользования, охраны
и использования объектов
историко-культурного наследия, сохранения
и улучшения окружающей природной среды
Задача Программы - разработка документов по
территориальному планированию
Саратовской области на 2004-2010 годы
Сроки реализации Программы - 2004-2010 годы
Исполнители основных - комитет по строительству и стройиндустрии
мероприятий области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области,
органы местного самоуправления (по
согласованию), исполнителей областной
Программы определяет государственный
заказчик на конкурсной основе
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составит 125,0 млн. руб. за счет средств
областного бюджета
Ожидаемые конечные - создание:
результаты Программы научно-методических основ и экономических
обоснований для систем стратегического
планирования развития области;
комплекта документов территориального
планирования, обеспечивающих устойчивое
развитие территорий Саратовской области
Введение
Качество жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одной из главных является достойная среда обитания (необходимые условия для труда, быта и отдыха человека), формировать которую призвано градостроительство.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в XXI век.
Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991,2 тыс. человек, или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек, или 26 процентов населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка являются отправной точкой разработки документов территориального планирования.
В настоящее время лишь 10 процентов муниципальных образований области обеспечены относительно современными документами территориального планирования. Документы территориального планирования области были разработаны в 80-х годах прошлого столетия и не корректировались.
На передний план сегодня выходят вопросы территориального планирования муниципальных образований области. Без разработки документов территориального планирования области эти вопросы не решить.
Разработка документов территориального планирования позволит получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом муниципальном образовании;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного муниципального образования. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.
В настоящее время область не имеет документов территориального планирования, учитывающих изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации и муниципальные районы до 2006 года, а поселения и городские округа до 2008 года.
Отсутствие в области документов территориального планирования муниципальных образований приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие документов территориального планирования дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
Главными причинами, препятствующими обновлению документов территориального планирования, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки.
Основными аспектами, рассматриваемыми документами территориального планирования, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов: федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех документов территориального планирования обязательно присутствует раздел "Социально-экономическое развитие".
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;
созданию документов территориального планирования градостроительных регламентов.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Задачей настоящей Программы является разработка документов по территориальному планированию области.
Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих вопросов:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
См. Положение об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Саратовской области, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 14 ноября 2006 г. N 345-П
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов.
4. Система мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Стоимость (млн. руб.) |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Обновление карт и планов населенных пунктов области, не имеющих или имеющих устаревшие топографические материалы, приобретение материалов космической съемки территории области Всего |
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
6,3 6,0 5,0 5,5 5,5 7,0 35,3 |
министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства области |
2. | Разработка схемы территориального планирования области, плана реализации схемы территориального планирования области, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения Всего |
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
20,3 7,0 6,0 5,0 5,0 5,5 6,0 54,8 |
комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства области |
3. | Совместная подготовка проектов документов территориального планирования Правительством области и органами местного самоуправления (по согласованию) Всего |
2006 год 2007 год 2008 год |
2,5 2,0 3,0 7,5 |
органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. | Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования и иной документации в сфере градостроительства Всего |
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
0,7 - 1,0 1,0 1,0 2,0 5,7 |
министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства области |
5. | Ведение градостроительного кадастра Саратовской области, в том числе программное обеспечение, приобретение технических средств программное обеспечение, приобретение технических средств программное обеспечение, приобретение технических средств Всего |
2004 год 2005 год 2006 год |
5,2 1,5 3,7 1,0 0,3 0,7 0,5 0,15 0,35 6,7 |
комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства области |
6. | Разработка схем территориального планирования зон с особыми условиями использования территории Всего |
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
- 3,0 1,0 4,0 7,0 15,0 |
министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства области |
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, обеспечивающее целевое использование средств, выделенных на реализацию Программы, в соответствии с утвержденными мероприятиями; взаимодействие между их исполнителями.
7. Объем финансирования Программы
(млн. руб.)
2004 год - 25,5
2005 год - 15,0
2006 год - 15,0
2007 год - 16,0
2008 год - 15,5
2009 год - 16,0
2010 год - 22,0
Всего 125,0
8. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни области.
Наряду со значительным эффектом, имеющим региональное значение, реализация Программы позволит существенно повысить уровень социально-экономического развития каждого муниципального образования. Это, прежде всего, дальнейшее развитие экономической базы населенных пунктов, уход от узкой специализации в сторону усиления ее социальной направленности, обеспечения разнообразия занятости населения при росте его численности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Саратовской областной Думы от 16 июля 2003 г. N 14-510 "Об областной целевой программе "Градостроительное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.