Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Саратовской области от 29 августа 2003 г. N 96-П "Проект областной целевой программы "Государственная поддержка и регулирование развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных форм малого предпринимательства на селе, личных подсобных хозяйств в Саратовской области на 2004-2010 годы"

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра сельского хозяйства и продовольствия области Фогеля А.Ф.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

Губернатор Саратовской области

Д.Ф.Аяцков

 

Приложение

к постановлению Правительства Саратовской области

от 29 августа 2003 г. N 96-П

 

Областная целевая программа
"Государственная поддержка и регулирование развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных форм малого предпринимательства на селе, личных подсобных хозяйств в Саратовской области на 2004-2010 годы"

 

Паспорт программы

 

Наименование программы        Областная         целевая         программа
                              "Государственная поддержка и  регулирование
                              развития               сельскохозяйственных
                              потребительских               кооперативов,
                              потребительских    обществ,    крестьянских
                              (фермерских)  хозяйств,  иных  форм  малого
                              предпринимательства   на    селе,    личных
                              подсобных хозяйств в Саратовской области на
                              2004-2010 годы" (далее - Программа)

 

Основание для разработки      Постановление   Правительства    Российской
Программы                     Федерации от 7 декабря 2000 года N  927  "О
                              государственной     поддержке      развития
                              фермерства  и   других   субъектов   малого
                              предпринимательства в сельском  хозяйстве",
                              распоряжение    Губернатора     Саратовской
                              области от 15 ноября 2002 года N 1046-р  "О
                              рабочей  группе   по   подготовке   проекта
                              областной        программы         "Закупка
                              сельскохозяйственной продукции у населения,
                              ее переработка и реализация"

 

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 23 апреля 2004 г. N 306-р вышеназванное распоряжение признано утратившим силу

 

Государственный заказчик      Министерство    сельского    хозяйства    и
Программы                     продовольствия области

 

Основные разработчики         Министерство    сельского    хозяйства    и
Программы                     продовольствия области;
                              Ассоциация             сельскохозяйственных
                              кооперативов,  арендаторов  и  крестьянских
                              (фермерских) хозяйств  Саратовской  области
                              "Возрождение"       (далее       Ассоциация
                              "Возрождение);
                              Саратовский областной союз  потребительских
                              обществ;
                              межведомственная    рабочая    группа    по
                              разработке  областной   целевой   программы
                              "Закупка сельскохозяйственной  продукции  у
                              населения, ее переработка  и  реализация  в
                              Саратовской области на 2003-2010 годы";
                              Саратовский    межрегиональный     сельский
                              кредитный    потребительский     кооператив
                              "Кооператор  Поволжья"  (далее   -   СМСКПК
                              "Кооператор Поволжья")

 

Цели и задачи Программы,      Цели: обеспечение  устойчивого  развития  и
важнейшие целевые показатели  повышения                     эффективности
                              сельскохозяйственных        потребительских
                              кооперативов,   потребительских    обществ,
                              крестьянских (фермерских) хозяйств,  других
                              форм малого  предпринимательства  на  селе,
                              личных   подсобных   хозяйств;   социальная
                              защита сельских жителей.
                              Задачи:      создание      и       развитие
                              социально-экономических,   организационных,
                              правовых    и    финансовых     институтов,
                              обеспечивающих   эффективную   деятельность
                              форм      малого      сельскохозяйственного
                              предпринимательства;      совершенствование
                              механизма     государственной     поддержки
                              индивидуального       сельскохозяйственного
                              сектора  на  областном   уровне;   создание
                              системы закупки, переработки  и  реализации
                              сельскохозяйственной             продукции,
                              производимой       личными       подсобными
                              хозяйствами;        развитие        системы
                              сельскохозяйственной        потребительской
                              кооперации,    потребительских     обществ,
                              формирование  рыночной  инфраструктуры   на
                              основе     кооперации     и     интеграции;
                              совершенствование   земельных    отношений,
                              развитие         рыночного          оборота
                              сельскохозяйственных   земель,   расширение
                              крестьянских   землевладений,   обеспечение
                              защиты  прав  граждан  на  землю;  развитие
                              органов управления сектора малого сельского
                              предпринимательства;    развитие    системы
                              учебного,   информационно-консультационного
                              обеспечения    крестьянских    (фермерских)
                              хозяйств,   личных   подсобных    хозяйств,
                              потребительских         обществ           и
                              сельскохозяйственных        потребительских
                              кооперативов;     содействие     ресурсному
                              обеспечению  крестьянских  (фермерских)   и
                              личных   подсобных   хозяйств.    Важнейшие
                              целевые  показатели:  создание   областного
                              гарантийного   фонда   сельской   кредитной
                              кооперации;     образование      областного
                              лизингового фонда; гарантийное  обеспечение
                              лизинговых      операций;      формирование
                              страхового    фонда    сельскохозяйственных
                              потребительских       кооперативов        и
                              потребительских  обществ;  создание   новых
                              рабочих мест и повышение  уровня  занятости
                              сельского населения

 

Сроки и этапы реализации      2004-2010 годы
Программы                     I этап: 2004-2006 годы
                              II этап: 2007-2010 годы

 

Исполнители основных          Министерство    сельского    хозяйства    и
мероприятий                   продовольствия области;
                              министерство   экономики    и    инвестиций
                              области;
                              Ассоциация "Возрождение" (по согласованию);
                              Саратовский областной союз  потребительских
                              обществ (по согласованию);
                              органы    местного    самоуправления    (по
                              согласованию);
                              Союз                   сельскохозяйственных
                              товаропроизводителей     и     кооперативов
                              (Сельскохозяйственная      палата)      (по
                              согласованию);
                              СМСКПК    "Кооператор     Поволжья"     (по
                              согласованию);
                              некоммерческое  партнерство   -   областной
                              учебно-консультационный,     информационный
                              центр "Сократ" (далее -  НП  УКИЦ  "Сократ)
                              (по согласованию)

 

Объемы и источники            Прогноз субсидий федерального бюджета - 703
финансирования                млн. руб.
                              Областной бюджет - 892,76 млн. руб.
                              Прогноз внебюджетных средств - 602,72  млн.
                              руб.

 

Ожидаемые конечные результаты Создание институциональной  базы  поддержки
реализации Программы          малого предпринимательства на селе;
                              формирование системы собственников и  новых
                              экономических отношений,  развитой  системы
                              сельскохозяйственной        потребительской
                              кооперации;
                              создание   условий   для   эффективного   и
                              рационального    использования    земельных
                              угодий;
                              улучшение социального положения  населения,
                              проживающего в сельской местности, создание
                              дополнительных  рабочих   мест,   повышение
                              уровня жизни сельского населения;
                              повышение    экономической    эффективности
                              крестьянских (фермерских) хозяйств и личных
                              подворий граждан;
                              увеличение объемов производимой фермерами и
                              личными  подсобными   хозяйствами   валовой
                              продукции сельского хозяйства к 2010 году в
                              1,5-2 раза;
                              увеличение в 1,5-2 раза доходов  областного
                              и  местных  бюджетов  от   производства   в
                              аграрной сфере

 

I. Введение

 

Индивидуальный сектор* сельской экономики Саратовской области становится все более значимой частью аграрного производства. По объемам производства сельскохозяйственной продукции в последнее время он выдвигается на ведущие позиции.

В 2002 году 8250 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, обрабатывающими пятую часть сельскохозяйственных угодий области, было произведено 35,5 процента зерна, 37,2 процента подсолнечника, 65,2 процента сахарной свеклы, 6,2 процента мяса и более 8,5 процентов молока.

Не менее значительный вклад в обеспечение продовольствием жителей области внесли также личные подсобные хозяйства населения (далее - ЛПХ), произведя 99,6 процента картофеля, 78,5 процента овощей. За последние десять лет удельный вес производства продукции ЛПХ в области возрос: по мясу (в живом весе) - с 30 процентов до 72,1 процента, по молоку - с 26 процентов до 63,9 процента, по яйцам - с 14 процентов до 60,4 процента.

В целом фермеры и хозяйства населения производят около 70 процентов валовой продукции сельского хозяйства области.

Развитию сельского индивидуального сектора области в последние годы стали присущи следующие устойчивые процессы:

1. Рост среднего размера крестьянского землевладения, начиная с 1991 года по настоящее время, составил 2,4 раза и достиг 215 га. С учетом аренды и кооперации размеры фактического землепользования значительно выше. В целом же площадь земли, принадлежащей в Саратовской области фермерам, увеличилась за последние 5 лет более чем в 2 раза и достигла 1778,4 тыс. га. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к количественному росту крестьянских хозяйств.

2. Сдвиги в специализации сельского индивидуального сектора в сторону увеличения доли животноводческой отрасли. Только за последние два года поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 40,5 процента, свиней на 34,3 процента, овец и коз на 90 процентов. В личных подсобных хозяйствах эти показатели составили соответственно 25,7, 29,6 и 26,8 процента. Стабильно растет доля кормового клина в структуре посевных площадей крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. В области появились муниципальные образования с преобладанием крестьянских (фермерских) хозяйств: в 11 районах доля крестьянских землевладений в общей площади пашни превышает 30 процентов (из них в 7 более 40 процентов).

4. Личные подсобные хозяйства становятся устойчивым источником доходов сельского населения, решают проблему сельской безработицы.

5. Наряду с укрупнением отдельных крестьянских землевладений активизировался процесс потребительской кооперации. За последние годы создано и работает более 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля: кредитных, снабженческо-сбытовых, обслуживающих, социальных; сформирован межрегиональный кооператив второго уровня** - "Кооператор Поволжья".

6. Создан и начал действовать областной фермерский учебно-консультационный, информационный центр.

Однако имеющаяся тенденция к росту индивидуального сектора сельского хозяйства Саратовской области существенно сдерживается из-за нерешенности целого ряда проблем правового, институционального и экономического характера, выражающихся в конечном счете в отсутствии ресурсной поддержки, недоступности для подавляющего большинства субъектов малого агробизнеса и личных подсобных хозяйств финансово-кредитных и имущественных ресурсов. Не отработаны эффективные механизмы участия малого сельскохозяйственного предпринимательства в общегосударственной схеме производства продукции. До сих пор не завершена работа по определению правового статуса некоторых хозяйствующих субъектов данного сектора, отсутствует точная статистика.

Сформировавшиеся в последние годы направления развития индивидуального сектора сельского хозяйства области не были обусловлены какой-либо целенаправленной, дифференцированной в его отношении региональной аграрной политикой, особыми мерами государственного регулирования и поддержки. Преобладавшие в первые годы становления фермерского движения меры федеральной поддержки в форме льготных кредитов "отошли в прошлое", а такие более цивилизованные меры, как компенсация процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств, субсидирование лизинговых платежей и другие, пока не получили широкого применения для индивидуального сектора.

Тем не менее, в основе устойчивых процессов, сложившихся в аграрной сфере Саратовской области и заметно выделяющих ее на фоне других регионов России, лежат вполне конкретные причины. Среди них - одно из самых либеральных земельных законодательств, отсутствие искусственных барьеров, сдерживающих процессы реорганизации коллективных предприятий и другие.

Занимая шестое место в России по количеству крестьянских (фермерских) хозяйств, третье по площади их посевов, область по общей сумме финансово-кредитной и инвестиционной поддержки занимает только 21 место, по сумме поддержки в расчете на 1 хозяйство - только 27 место (всего 2 тыс. рублей, при 20 тыс. в Оренбургской области, 22 тыс. в Алтайском крае, 25 тыс. в Татарстане, 45 тыс. в Орловской области).

Перераспределение объемов сельскохозяйственного производства в сторону индивидуального сектора в области не сопровождалось соответствующим изменением системы государственного управления. Мало изменились структура и функции министерства сельского хозяйства и продовольствия области, управлений сельского хозяйства и продовольствия органов местного самоуправления.

Именно поэтому в области при отсутствии государственного влияния стала выстраиваться модель самоуправления индивидуального сельскохозяйственного сектора. Она имеет кооперативную основу и ориентируется на выполнение таких новых функций, как информационно-консультационное обеспечение, финансовое обеспечение, маркетинг и образование.

Однако несмотря на заметные положительные тенденции в самоорганизации индивидуального сектора, данные процессы протекают недостаточно быстро. Более чем половина районов области до настоящего времени не имеет сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в 17 районах отсутствуют ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Пока не охвачены в должной степени потребительской кооперацией личные подсобные хозяйства, производящие половину сельскохозяйственной продукции. В настоящее время ее производством занимаются 290 тыс. семей. Однако, только небольшая часть продукции ЛПХ закупается перерабатывающими предприятиями области, в 2002 году ими закуплено всего 12 процентов мяса скота и птицы (в живом весе) и 6 процентов молока.

Создалась парадоксальная экономическая ситуация: товарная продукция личных подсобных хозяйств, которая составляет более половины всей животноводческой продукции области, не идет на перерабатывающие предприятия. При этом многие из них используют производственные мощности только на 10-20 процентов из-за отсутствия сырья: мяса и молока.

Такое положение требует незамедлительного формирования в области системы закупок у населения сельскохозяйственной продукции. Это даст простор дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств, переходу их к цивилизованным рыночным отношениям с закупочными, перерабатывающими, торговыми предприятиями.

Тем не менее, практика показывает, что индивидуальный сектор сельского хозяйства не только сформировался, прочно занял свое особое место в экономике области, но и динамично развивается. Став объективной реальностью, он с одной стороны требует реализации мер государственного регулирования, с другой стороны - имеет право на получение мер поддержки пропорционально своему вкладу.

В условиях ограниченности бюджетных средств меры государственной поддержки индивидуального сектора предусматривается направить преимущественно на поддержку уже четко наметившихся и на практике оправдавших себя процессов его самоорганизации, на формирование малозатратных моделей, использование внутренних резервов, заложенных в частных формах хозяйствования.

Настоящая Программа ориентирована на рыночные рычаги повышения эффективности производства субъектов малого сельского предпринимательства и личного подсобного хозяйства. Вместе с тем она имеет четко выраженную социальную направленность. Такой подход становится особенно актуальным ввиду предстоящего вступления страны во Всемирную торговую организацию, членство в которой предусматривает перенесение центра тяжести в мерах поддержки на федеральном и региональном уровнях с непосредственно сельскохозяйственного производства на развитие рыночных структур, институтов самоуправления, разработку и реализацию социальных программ.

Реализация мер государственной поддержки и регулирования развития индивидуального сектора сельской экономики области будет основываться на следующих принципах: соблюдения равенства условий поддержки индивидуального и коллективного сельскохозяйственного секторов посредством использования механизмов квотирования; взаимного согласования интересов органов государственного управления и интересов всех субъектов индивидуального сектора сельской экономики; обеспечения гарантии возвратности и целевого использования финансовых ресурсов, направляемых на поддержку индивидуального сектора; преимущественной поддержки рыночных механизмов регулирования; социальной ориентированности поддержки.

Ориентированная на среднесрочный период (до 2010 года) Программа содержит как первоочередные меры по созданию правовых, организационных и экономических условий для устойчивого развития индивидуального сектора сельской экономики, так и перспективные формы и методы его регулирования. Будучи направленной на поддержку сельской потребительской кооперации, развитие научной и информационно-консультационной поддержки, участниками и пользователями которых могут выступать все без исключения сельскохозяйственные товаропроизводители, Программа тем самым отвечает интересам не только крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, но и всего аграрного сектора области в целом.

 

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, других форм малого предпринимательства на селе, личных подсобных хозяйств, социальная защита сельских жителей области в условиях рыночных отношений.

Задачами Программы являются:

создание и развитие социально-экономических, организационных, правовых и финансовых институтов, обеспечивающих эффективную деятельность всех форм индивидуального сектора сельской экономики;

совершенствование механизма государственной поддержки сектора малого сельского предпринимательства на областном уровне;

обеспечение закупки, переработки и реализации основных видов продукции, производимой личными подсобными хозяйствами;

формирование рыночной и социальной инфраструктур на основе кооперации и интеграции, развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;

совершенствование земельных отношений, развитие рыночного оборота сельскохозяйственных земель, расширение землевладений индивидуальных сельских товаропроизводителей, обеспечение защиты прав граждан на землю;

развитие самоуправления сельского населения, формирование в селах, где прекратили деятельность сельскохозяйственные предприятия коллективного типа, кооперативов, других форм объединений по обслуживанию социальной сферы;

развитие системы учебного, информационно-консультационного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

содействие ресурсному обеспечению крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Указанные задачи планируется решать в два этапа.

На первом этапе (2004-2006 годы) будут осуществляться меры по совершенствованию нормативно-правовой базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств. Должны быть, в основном, решены вопросы выдачи собственникам правоустанавливающих документов на земельные участки.

На втором этапе (2007-2010 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки будет в значительной степени сформирована рыночная и социальная инфраструктура. Ускорятся процессы специализации хозяйств, создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе занимающихся вопросами страхования и обслуживания объектов социальной инфраструктуры, других малых форм. Улучшится финансирование социальной сферы села. В основном будут сформированы системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и учебно-консультационного, информационного обеспечения.

Предполагается увеличить число субъектов индивидуального сектора сельской экономики, получающих краткосрочные и долгосрочные кредиты. Этому будет способствовать создание кооперативного сельскохозяйственного банка. Значительно укрепится экономика крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов, других форм предпринимательства на селе, а также личных подсобных хозяйств. Будут решены многие социальные проблемы, в том числе связанные со строительством на селе.

 

III. Система программных мероприятий

 

Мероприятия и работы по реализации Программы сгруппированы по следующим основным направлениям:

совершенствование правовой поддержки развития индивидуального сектора сельского хозяйства;

земельные отношения, совершенствование механизма частного землевладения и землепользования;

поддержка развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

финансово-кредитная и инвестиционная поддержка потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

создание системы закупки сельскохозяйственной продукции через базовые предприятия, формирование интегрированных предприятий: личных подсобных хозяйств, закупочных, перерабатывающих, реализующих предприятий с активным участием банковского капитала;

развитие системы учебно-консультационного обслуживания, информационного обеспечения;

становление отраслевой и территориальной системы самоуправления индивидуального сельскохозяйственного сектора на областном и местном уровнях.

 

3.1. Совершенствование правовой поддержки развития индивидуального сектора сельского хозяйства

 

Правовое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств нуждается в существенном обновлении как на федеральном, так и на региональном уровне, направленном на создание условий для их эффективного функционирования и дальнейшего развития.

В целях совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность агропромышленного комплекса, предусматривается создание постоянно действующей рабочей группы, основные усилия которой будут направлены на формирование благоприятной правовой среды деятельности субъектов индивидуального сектора аграрной экономики. В частности, предполагается внести в установленном порядке предложения, предусматривающие:

льготное налогообложение сельскохозяйственных потребительских кооперативов в части, зачисляемой в областной бюджет;

налогообложение сельскохозяйственных потребительских кооперативов как некоммерческих организаций и устранение системы двойного налогообложения, а также включение сельскохозяйственных потребительских кооперативов в число получателей льгот наравне с сельскими товаропроизводителями;

распространение на сельские потребительские кредитные кооперативы права получения от банков целевых кредитов, предназначенных для сельхозтоваропроизводителей.

Кроме того, предусматриваются обращения в установленном порядке с предложениями о дальнейшем совершенствовании налогового законодательства в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств в целях повышения их заинтересованности в расширении товарного производства. Меры будут направлены на совершенствование механизма применения единого сельскохозяйственного налога на основе опыта Лысогорского района, снижение налоговых ставок. Будут разработаны также меры в области социального обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств.

Меры по правовому обеспечению личных подсобных хозяйств будут включать в себя разработку нормативно-правовых актов, определяющих меры государственной поддержки хозяйств данной категории. Данные документы будут содержать положения о распространении на личные подсобные хозяйства мер государственной поддержки. Вместе с тем, законодательство в области налогообложения личных подсобных хозяйств не должно допускать ухудшения условий их деятельности, должно способствовать развитию производства в указанной категории хозяйств.

 

3.2. Земельные отношения, совершенствование механизма частного землевладения и землепользования

 

Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли в соответствии с положениями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", создание новых крестьянских хозяйств и увеличение до оптимальных размеров действующих путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды и покупки земельных участков.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам будут предоставляться долгосрочные (на 5, 10 и более лет) кредиты для приобретения земли. Предполагается осуществить комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактному размещению земельных участков, обеспечивающему рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель, создание условий для кооперирования сельских товаропроизводителей.

Предполагается разработать комплекс мер, направленных на обеспечение погашения затрат по землеустройству вновь создаваемым крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Принятые меры позволят усилить контроль за целевым использованием сельскохозяйственных угодий субъектов индивидуального сектора.

 

3.3. Поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

 

Основными направлениями развития сельскохозяйственной потребительской кооперации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на современном этапе являются:

кредитование;

переработка, хранение и сбыт продукции;

снабжение основными и оборотными средствами;

производственно-техническое обслуживание;

совместное использование техники и обработка земли;

социальное обслуживание;

страхование.

В ближайшие четыре года предусматривается сформировать сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов, помогающих решать задачи частных сельских товаропроизводителей в каждом муниципальном образовании Саратовской области. Поддержка кооперации приведет к созданию в муниципальных образованиях снабженческо-сбытовых кооперативов, которые будут заниматься вопросами хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также снабжения хозяйств горюче-смазочными материалами, техникой и запчастями, минеральными удобрениями и ядохимикатами, семенами и т.д.

В условиях предельного износа машинно-тракторного парка и нехватки у фермеров средств на его обновление расширится кооперирование хозяйств по совместному приобретению и использованию современной техники. Такие кооперативы будут объединять небольшое число прежде всего мелких крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в достаточной близости друг от друга. Предусматривается предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам права на приобретение техники и оборудования на условиях лизинга.

Будет завершено формирование системы сельской кредитной кооперации, ориентированной на крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты малого сельскохозяйственного предпринимательства. В период действия настоящей Программы будут созданы 18-20 кооперативов. Кредитной кооперацией будут охвачены все сельские районы области. По мере наращивания уставных капиталов кредитных кооперативов будет образована небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитные и кредитные операции, а затем и кооперативный сельскохозяйственный банк области.

Предусматриваются меры поддержки, в том числе выделение средств из областного бюджета на поддержку областного гарантийного фонда сельской кредитной кооперации, областного лизингового фонда. С ростом экономической устойчивости кооперативы начнут привлекать средства населения и других инвесторов, осуществлять сберегательную деятельность. Предполагается, что многие кредитные кооперативы будут работать во взаимодействии со снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими и другими обслуживающими кооперативами.

Начнется работа по созданию и укреплению системы сельских страховых кооперативных организаций. Данным организациям предусматривается оказание стартовой государственной поддержки, направленной на формирование уставных фондов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, образующиеся в результате полной реорганизации сельскохозяйственных предприятий коллективного типа, будут создавать обслуживающие кооперативы по совместному использованию объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Получит развитие сельскохозяйственная потребительская кооперация, ориентированная на личные подсобные хозяйства. Данные кооперативы будут заниматься сбором (при необходимости переработкой) и реализацией молока, мяса, яиц, шерсти, овощей, картофеля, бахчевых и другой продукции, выращенной в подсобных хозяйствах населения.

Предусматривается разработка и реализация мер по укреплению и дальнейшему развитию межрегионального кооператива второго уровня, созданного в целях содействия стабильной работе первичных потребительских кооперативов в области, координации их деятельности, защите их прав и интересов в органах государственной власти, а также для оказания услуг в области кредитования, снабжения, лизинга, сбыта, консалтинга, обучения, правового обеспечения, аудита, страхования, информационного обеспечения и т.д.

Существенное развитие каждого отдельного направления кооперации создаст реальные условия для организации отраслевых кооперативов областного уровня.

Продолжится активное участие саратовских кооператоров в деятельности общественных объединений в целях защиты прав и интересов сельскохозяйственных кооперативов в органах государственной власти, совершенствования законодательной базы кооперации.

Планируется расширить работу по подготовке и повышению квалификации крестьян и работников органов управления сельским хозяйством по вопросам кооперации с учетом всего спектра деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Будет введен курс сельскохозяйственной кооперации в программы высших и средних учебных заведений сельскохозяйственного профиля области, предусматривающий выпуск специалистов для сельскохозяйственной потребительской кооперации, организовано издание специальной методической и нормативной литературы по кооперативной тематике.

 

3.4. Закупка сельскохозяйственной продукции у населения, ее переработка и реализация

 

Результатом решения проблем закупки сельскохозяйственной продукции у населения, ее переработки и реализации станет значительное увеличение производства продукции в личных подворьях, что приведет к росту благосостояния сельского населения. Все это требует комплексного решения вопросов развития личных подсобных хозяйств. В качестве базы для разработки перечня мероприятий в этой области, определения сроков их реализации стали следующие концептуальные положения:

продовольственная безопасность населения области в современных условиях не может быть обеспечена без развития личных подсобных хозяйств;

на первом этапе (2004-2005 гг.) создать в области систему закупки сельскохозяйственной продукции с разработкой механизма закупок через базовые предприятия;

ежегодно на конкурсной основе производить отбор базовых предприятий, которые будут выполнять функции закупки, переработки и реализации;

на втором этапе (2006-2010 гг.) перейти к формированию интегрированных предприятий, включающих личные подсобные хозяйства, закупочные, перерабатывающие, реализующие предприятия с активным участием банковского капитала;

осуществить разработку правового обеспечения развития личных подсобных хозяйств, статуса базового предприятия, интегрированного предприятия, законодательно определить меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции.

Законодательная база Российской Федерации, Саратовской области позволяет развиваться частному подворью по следующим, логически возрастающим периодам:

частное подворье как вспомогательное хозяйство, имеющее основной целью удовлетворение личных потребностей в продуктах питания;

определение товарной направленности в сельскохозяйственном производстве, поиск оптимального варианта взаимодействия с государственными и коммерческими структурами по переработке и реализации произведенной продукции;

накопление личного капитала за счет активной продажи собственной сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности ее производства, вложение капитала в первичную переработку продукции, внедрение механизации и передовых приемов производства;

вступление в члены кооператива, активное использование договорных отношений, разделение труда, тесная кооперация с организованными хозяйствами, переход к интегрированным схемам вспомогательного процесса.

На первом этапе (2004-2005 гг.), исходя из логики развития личных подсобных хозяйств, усложнения интеграционных процессов, наметившихся организационно-правовых процессов в деятельности личных подсобных хозяйств области, предусматривается разработать и принять следующие правовые акты:

Положение "О базовом предприятии (организации), осуществляющем закупку и переработку произведенной продукции личными подсобными хозяйствами области";

Закон Саратовской области "О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством и реализацией сельскохозяйственной продукции";

внести изменения в законодательные акты области в соответствии с принятым Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";

разработать и внедрить систему межбюджетных отношений, стимулирующих деятельность органов местного самоуправления, муниципальных образований и их руководителей по увеличению производства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.

На втором этапе (2006-2010 гг.):

обобщить эффективность действия Закона "О личном подсобном хозяйстве";

разработать и принять Закон "Об интегрированных сельскохозяйственных предприятиях Саратовской области".

Проблему создания эффективной системы закупок предусматривается решать в следующем порядке:

маркетинговое и информационное обслуживание товаропроизводителей всех форм собственности проводится информационно-консультативными службами (ИКС) муниципальных образований и менеджерскими пунктами в муниципальных округах;

организация закупок осуществляется базовыми предприятиями с использованием базы данных сельскохозяйственной продукции у населения;

базовым предприятиям предоставляются выплаты по определенной доле процентов за пользование банковскими кредитами, полученными под реализацию инновационных и инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством области;

закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах осуществляются на первом этапе базовыми предприятиями, на втором будут осуществляться через активное взаимодействие личных подсобных хозяйств в деятельности интегрированных предприятий.

 

3.5. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, их объединений, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

 

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств в ближайшие годы будет направлена на создание условий для укрепления их материально-технической базы, увеличения объемов и повышения эффективности производства, развития производственной и социальной инфраструктур. Средства поддержки будут предоставляться из областного бюджета, а также могут предоставляться из федерального и местных бюджетов и других, не запрещенных законом источников. Значительная часть средств для реализации мероприятий Программы будет вложена самими сельскими товаропроизводителями и их кооперативами.

Выделение средств из областного бюджета на финансово-кредитную и инвестиционную поддержку будет осуществляться на возвратной и дотационной основе пропорционально их доле в общем объеме производства валовой продукции или доле в площади землепользования. Средства будут предоставляться в форме:

компенсации части страховых платежей при страховании урожая;

компенсации части процентных ставок по получаемым целевым кредитам;

создания гарантийного фонда обеспечения лизинга;

финансирования мероприятий по повышению плодородия почв и мер по ветеринарному обслуживанию;

дотирования производства элитных семян и разведения племенных животных и птицы;

компенсации затрат товаропроизводителям, специализирующимся на производстве высококлассных семян овощных, бахчевых и кормовых культур;

дотирования работ по закладке и уходу за молодыми многолетними насаждениями, а также производства посадочного материала;

оказания стартовой помощи вновь создающимся крестьянским (фермерским) хозяйствам, включающей в себя гарантии получения кредитов (в том числе долгосрочных), поддержку мероприятий по мелиорации земель, закладке многолетних насаждений, приобретению сельскохозяйственной техники;

компенсации до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;

предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам долгосрочных (на 5, 10 и более лет) кредитов для приобретения земли;

разработки комплекса мер по обеспечению гигиены труда фермеров, работников крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, владельцев личных подсобных хозяйств, профилактике и лечению профессиональных заболеваний;

выплаты пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Средства на возвратной и безвозвратной основе будут также выделяться на инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, развитие производственной инфраструктуры, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, других объектов производственного сельскохозяйственного назначения, приобретение техники, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель сельскохозяйственного назначения, выплату дотаций на отдельные виды продукции.

Средства государственной поддержки будут распределяться на конкурсной и адресной основах, направляться в первую очередь тем хозяйствам и кооперативам, которые обеспечивают экономически устойчивое производство, целевое и эффективное использование средств.

Будет осуществляться также кредитование затрат сезонного характера пропорционально доле частного сектора в площади используемых земель.

Предполагается привлечение бюджетных средств для разработки и введения системы мониторинга условий труда в секторе малого сельского предпринимательства. На основе определения основных неблагоприятных условий труда, являющихся факторами риска для здоровья, Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены будет осуществлена разработка комплекса организационных и санитарно-гигиенических мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности и охраны труда фермеров, работников крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, владельцев личных подсобных хозяйств. Средства государственной поддержки будут направляться также на разработку и реализацию на практике мероприятий по профилактике и лечению профессиональных заболеваний представителей данных категорий.

Намечается расширение привлечения средств коммерческих банков для долгосрочного кредитования потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

 

3.6. Развитие системы учебно-консультационного, информационного обслуживания

 

Для обеспечения потребностей индивидуального сектора сельской экономики в информационно-консультационных услугах, обучении будет создана взаимосвязанная областная учебно-консультационная, информационная система.

В каждом объединенном муниципальном образовании и отдельных крупных фермерообразующих селах будут созданы консультационные центры. Специалисты НП УКИЦ "Сократ" и указанных центров будут оказывать консультационные услуги в области создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, бизнес-планирования, бухучета, аудита, по различным вопросам правового характера, а также в области современных технологий и информационного поля, организовывать семинары по проблемам малого сельскохозяйственного бизнеса, демонстрационные мероприятия, так называемые "дни поля", обучающие поездки.

В учебные программы Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова, Саратовского государственного социально-экономического университета, Саратовской государственной академии права по согласованию с их руководством будут введены специальные курсы по проблемам сельскохозяйственной кооперации (в первых двух - по экономическим проблемам, в академии права - по юридическим). Расширится сотрудничество учебных заведений с Ассоциацией "Возрождение", областным союзом потребительских обществ по организации учебной практики студентов. Получит дальнейшее развитие практика стажировок фермеров, работников кооперативов совместно с преподавателями учебных заведений сельскохозяйственного профиля в лучших отечественных крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также за рубежом.

Базой профессиональной подготовки фермеров, других представителей малого сельскохозяйственного бизнеса будет служить Центр подготовки фермеров Поволжского межрегионального учебного центра. Повышать свою квалификацию представители крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов будут в НП УКИЦ "Сократ", фермерских консультационных центрах на местах, а также в Региональном институте переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса, Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И.Вавилова, Саратовском государственном социально-экономическом университете.

Учебно-консультационным структурам для малого агробизнеса предполагается оказать поддержку, в том числе и финансовую.

Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для кооперативов, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств. Предусматривается оказание государственной поддержки в проведении ежегодных областных и районных смотров-конкурсов данных организаций, выставок-продаж, научно-практических конференций и семинаров по проблемам личных подсобных хозяйств, фермерского и кооперативного движения.

 

3.7. Становление отраслевой и территориальной системы самоуправления индивидуального сельскохозяйственного сектора

 

Развитие самоуправления представителей малого агробизнеса будет происходить на основе объединения крестьянских (фермерских) хозяйств, других мелких сельских предпринимателей и личных подсобных хозяйств в кооперативы и ассоциации, которые, в свою очередь, войдут в ассоциации, союзы, кооперативные организации областного уровня. Данные организации будут координировать хозяйственную деятельность субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства, защищать их интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, структурах хозяйственного управления товаропроизводителей аграрной сферы, профсоюзных и иных организациях.

В так называемых "фермерообразующих" селах предполагается развивать кооперативы, ассоциации, другие формы объединений фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств, занимающиеся обслуживанием сельской социальной сферы. Данным организациям предполагается предоставить в установленном порядке компенсации по оплате электроэнергии, газового топлива и воды, а также льготы в области налогообложения.

Органы управления малых сельских товаропроизводителей будут привлекаться органами государственной власти области к разработке и реализации программ социально-экономического развития сельских территорий и аграрно-промышленного комплекса, к решению землеустроительных вопросов, к деятельности по совершенствованию нормативно-правовой базы, формированию рыночной производственной и социальной инфраструктуры, систем финансового, агросервисного, технологического, информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей.

Органы государственной власти области будут взаимодействовать с Ассоциацией "Возрождение", областным Союзом потребительских обществ, СМСКПК "Кооператор Поволжья" и другими органами управления малого сельского предпринимательства на основании договоров и соглашений.

 

IV. Контроль за ходом реализации Программы

 

Государственным заказчиком Программы является министерство сельского хозяйства и продовольствия области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком.

Для осуществления взаимодействия между исполнителями ее основных мероприятий государственным заказчиком будет создан межведомственный координационный совет, в состав которого предполагается включить специалистов органов исполнительной власти области, Ассоциации "Возрождение", отдельных представителей фермеров, их кооперативов и других объединений, участвующих в реализации Программы, а также представителей научных и общественных организаций по согласованию с их руководителями.

Межведомственный координационный совет будет отслеживать выполнение Программы, осуществлять (не реже одного раза в полугодие) анализ целевого использования выделяемых финансовых средств. Информация о ходе реализации Программы доводится до Правительства области. Органом, осуществляющим контроль за использованием выделяемых финансовых средств, является министерство финансов области.

На основании анализа хода выполнения программных мероприятий министерство сельского хозяйства и продовольствия области при участии Ассоциации "Возрождение" готовит ежегодные заявки на финансирование мероприятий Программы и направляет их в министерство экономики и инвестиций области и министерство финансов области.

Для получения и использования финансовых средств государственной поддержки будут разработаны проекты нормативных правовых актов:

о Гарантийном фонде сельской кредитной кооперации;

о гарантийном обеспечении лизинга;

о субсидировании 2/3 процентной ставки по кредитам, выдаваемым для приобретения земли;

о финансировании создания страхового фонда сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

о выплате единовременного денежного пособия для желающих стать фермерами переселенцев в сельскую местность;

о порядке возмещения фермерам затрат на реконструкцию и строительство производственных и обслуживающих объектов;

о порядке компенсации затрат для вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств на проведение землеустроительных работ;

о финансировании областного учебно-консультационного, информационного центра;

о финансировании медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности и охраны труда фермеров, работников крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, владельцев личных подсобных хозяйств.

В ходе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие меняющуюся динамику развития сектора малого сельского предпринимательства, кооперативного сектора, а также появление новых теоретических и практических разработок.

 

V. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы

 

Реализация Программы создаст благоприятные условия для развития крестьянских (фермерских), других субъектов малого агробизнеса, личных подсобных хозяйств, позволит обеспечить существенное повышение экономической эффективности их деятельности. Будут заложены основы институциональной базы поддержки малого предпринимательства на селе. Расширятся кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой, с владельцами личных подсобных хозяйств и другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса, в основном будет сформирована развитая система сельскохозяйственной потребительской кооперации, выполняющая функции переработки и сбыта продукции, снабжения хозяйств средствами производства, агросервисного обслуживания, кредитования, страхования и социального обустройства села. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских потребительских кооперативов, произойдет усиление их материально-технической базы, существенно повысятся производительность труда и ориентация на рынок.

Объемы производства продукции субъектами индивидуального сектора сельской экономики к 2010 году увеличатся примерно в 1,5-2 раза. Рост производства будет обеспечен:

ростом численности крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов индивидуального сельского предпринимательства;

более высокой эффективностью производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (если производство валовой продукции сельского хозяйства в коллективных хозяйствах в расчете на 1 га увеличилось с 806 рублей в 1999 году до 1184 рублей в 2001 году, то в фермерском секторе наблюдаются более высокие темпы - соответственно с 815 до 1720 рублей. В 2001 году крестьянские (фермерские) хозяйства по данному показателю превзошли коллективный сектор в 1,5 раза);

повышением численности поголовья и увеличением продуктивности скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах (за последние 2 года поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах области выросло на 57 процентов, в коллективном секторе оно уменьшилось на 22,5 процента, поголовье свиней - соответственно выросло на 33 процента и уменьшилось на 38 процентов, овец и коз - соответственно увеличилось на 215 процентов и сократилось на 9 процентов);

увеличением урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота в индивидуальном секторе экономики за счет усиления государственной поддержки в области поставок техники, минеральных удобрений, ядохимикатов, племенного скота и т.д.;

стимулированием деятельности сельских товаропроизводителей посредством введения на территории области единого сельскохозяйственного налога.

Представители мелкого сельского предпринимательства и личные подсобные хозяйства будут производить 1,8 млн. тонн зерна, 150 тыс. тонн подсолнечника, 700 тыс. тонн картофеля, 210 тыс. тонн овощей, 220 тыс. тонн мяса, 900 тыс. тонн молока. Частный сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства области, станет более конкурентоспособным на рынке продовольствия.

Рост производства и реализации продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, кооперативов позволит существенно повысить доходы и уровень жизни сельского населения. Улучшатся социальное положение и благосостояние сельских жителей, повысится их профессиональный уровень, расширится сфера занятости на селе. На новый качественный уровень выйдет самоуправление сельского населения, произойдет заметное укрепление сельской социальной сферы. В результате создания хороших социально-бытовых и культурных условий жизни ожидается снижение миграции и привлечение в село высококвалифицированных кадров и молодежи. В целом улучшится демографическая ситуация в сельской местности.

Доходность областного и местных бюджетов повысится в 1,5-2 раза. Данное повышение будет обеспечено увеличением сумм собираемых налогов вследствие роста объемов производства и реализации продукции, увеличения числа налогоплательщиков в связи с ростом численности крестьянских (фермерских) хозяйств, созданием новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также выводом из теневого сектора экономики значительных объемов доходов сельских товаропроизводителей в результате введения единого сельскохозяйственного налога.

 

VI. Комплекс мероприятий по реализации Программы и их финансирование из областного бюджета на 2004-2010 годы

 

Наименование
мероприятий
Срок Ответственные
исполнители
Финансовые затраты, млн. рублей
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Организационные мероприятия 0,16             0,16
Подготовка и
проведение
конференции по
проблемам
совершенствования
правовой
базы
сельскохозяйствен-
ных
потребительских
кооперативов,
крестьянских
(фермерских) и
личных
подсобных
хозяйств
II кв.
2004
года
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК "Кооператор
Поволжья"
(по согласованию),
НП УКИЦ "Сократ" (по
согласованию),
Саратовская
государственная
академия права
(по согласованию),
Саратовский
государственный
аграрный
университет им.
Н.И.Вавилова (по
согласованию)
0,16 - - - - - - 0,16
Совершенствование земельных отношений 1,3 1,4 1,5 1,6 1,6 1,7 1,8 10,9
Субсидирование 2/3
процентной
ставки по
кредитам,
выдаваемым для
приобретения
земельных участков
в частную
собственность
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию)
1,3 1,4 1,5 1,6 1,6 1,7 1,8 10,9
Поддержка развития сельскохозяйственной
потребительской кооперации
крестьянских хозяйств и подворий
5,3 8,1 8,4 8,9 9,6 9,9 10,1 60,3
Субсидирование из
областного
бюджета 2/3
процентной ставки
по кредитам,
выдаваемым
сельскохозяйствен-
ным
потребительским
кооперативам
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
5,3 5,8 6 6,5 7,1 7,4 7,6 45,7
Поддержка
областного
гарантийного фонда
сельской кредитной
кооперации
2005-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию),
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
сельскохозяйственные
потребительские
кооперативы области
(по согласованию)
  2 2 2 2 2 2 12
Предоставление
компенсаций по
оплате
сельскохозяйствен-
ными
потребительскими
кооперативами
электроэнергии,
газового топлива и
воды в
установленном
порядке
2005-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК "Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
  0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 2,6
Закупка сельхозпродукции у населения, ее
переработка и реализация
20,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0 152,0
Поддержка
потребительских
обществ системы
областного
потребительского
союза
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области
10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0
Финансирование
базовых
предприятий в
рамках областной
адресной
инвестиционной
программы на
соответствующий
финансовый год,
определяемых на
конкурсной основе
2004-
2010
годы
министерство
экономики и
инвестиций области
10,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 82,0
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка 58,4 51,3 111,6 99,9 105,7 111,6 117,7 656,2
Предоставление
средств для
осуществления
лизинговых
операций
2004-
2006
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК "Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
22 7 16         45
Гарантийное
обеспечение
лизинговых
операций
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
министерство
экономики и
инвестиций области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию)
25 30 35 38 42 46 50 266
Выделение субсидий
на погашение части
затрат
крестьянским
(фермерским)
хозяйствам и
другим субъектам
малого предпри-
нимательства -
юридическим и
физическим лицам,
осуществляющим
сельскохозяйствен-
ное производство,
по видам работ, по
которым
оказывается
государственная
поддержка
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию)
11,4 12,3 13,3 14,3 15,7 17,6 19,7 104,3
Компенсация части
страховых взносов
крестьянских
(фермерских)
хозяйств за
страхование
посевов из
областного бюджета
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию)
    45 45 45 45 45 225,0
Реализация
комплекса мер по
обеспечению
гигиены труда и
лечению фермеров,
работников
крестьянских
(фермерских)
хозяйств и
кооперативов,
граждан, ведущих
личные подсобные
хозяйства
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, федеральное
государственное
учреждение
"Саратовский
научно-исследова-
тельский институт
сельской гигиены"
Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
(по согласованию)
  2 2,3 2,6 3 3 3 15,9
Развитие системы учебно-консультационного,
информационного обслуживания
1,12 0,81 0,93 0,99 1,08 1,13 134 7,4
Оказание поддержки
областному
учебно-
консультационному,
информационному
центру
2005-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области, Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию), НП
УКИЦ "Сократ" (по
согласованию)
  0,18 0,18 0,21 0,27 0,3 0,36 1,5
Подготовка и
повышение
квалификации
фермеров и
работников
кооперативов
2004-
2010
годы
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию), НП
УКИЦ "Сократ" (по
согласованию),
Поволжский
межрегиональный
учебный центр
Министерства труда
и социального
развития Российской
Федерации (по
согласованию),
федеральное
государственное
образовательное
учреждение
профессионального
образования
(повышение
квалификации
специалистов)
Саратовский
региональный
институт
переподготовки и
повышения
квалификации
и специалистов
агропромышленного
комплекса (по
согласованию),
аграрный университет
(по согласованию),
Саратовский
государственный
социально-экономиче-
ский университет
(по согласованию)
0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 4,1
Оказание поддержки
в освещении
деятельности
крестьянских
(фермерских) и
личных подсобных
хозяйств,
сельскохозяйствен-
ных
потребительских
кооперативов в
средствах массовой
информации
2004
год
комитет по
информации и печати
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК "Кооператор
Поволжья" (по
согласованию), НП
УКИЦ "Сократ" (по
согласованию)
0,5             0,5
Издание
учебно-
методических
пособий и
справочно-
нормативной
литературы по
проблемам
крестьянских
(фермерских) и
личных подсобных
хозяйств,
сельскохо-
зяйственной
потребительской
кооперации
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию), НП
УКИЦ "Сократ"
(по
согласованию)
0,1 0,1 0,12 0,15 0,18 0,2 0,25 1,1
Оказание поддержки
в формировании
базы данных о
сельскохозяйствен-
ных
потребительских
кооперативах,
крестьянских
(фермерских) хо-
зяйствах, а также
личных подсобных
хозяйствах
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
НП УКИЦ "Сократ" (по
согласованию),
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию)
0,02 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03 0,2
Прочие мероприятия 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 1 5,8
Организация
правового
обеспечения
деятельности
Ассоциации
"Возрождение",
районных
ассоциаций
крестьянских
(фермерских)
хозяйств, СМСКПК
"Кооператор По-
волжья", сельс-
кохозяйственных
потребительских
кооперативов и
других органов
фермерского
управления
2004-
2010
годы
министерство
сельского хозяйства
и продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение" (по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию), НП
УКИЦ "Сократ" (по
согласованию)
0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 1 5,8
Всего: 86,98 84,31 145,23 134,19 140,88 147,23 153,94 892,76

 

VII. Система (перечень) программных мероприятий

 

Наименование
мероприятия
Срок
испол-
нения
Объем
финан-
сирова-
ния
(млн.
руб.
в
дейст-
вующих
ценах)
всего
В том числе
средств
Кол-во
сохра-
няемых
рабо-
чих
мест
Кол-во
созда-
ваемых
рабо-
чих
мест
Ответственные
за выполнение
Ожидаемый
результат
феде-
раль-
ного
бюджета
(прог-
ноз)
обла-
стного
бюдже-
та
вне-
бюд-
жетных
источ-
ников
(прог-
ноз)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Организационные
мероприятия
0,16   0,16          
Подготовка и
проведение
конференции по
проблемам
совершенствования
правовой базы
сельскохозяйствен-
ных
потребительских
кооперативов,
крестьянских
(фермерских) и
личных подсобных
хозяйств
II кв.
2004
года
0,16   0,16       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию),
Саратовская
государственная
академия права
(по
согласованию),
Саратовский
аграрный
университет им.
Н.И.Вавилова
(по
согласованию)
разработка
предложений
по совер-
шенствованию
правовой
базы
сельскохо-
зяйственной
потреби-
тельской
кооперации,
крестьянс-
ких
(фермерских)
и личных
подсобных
хозяйств
Совершенствование
земельных отношений
10,9   10,9     1000    
Субсидирование 2/3
процентной ставки
по кредитам,
выдаваемым для
приобретения
земельных участков
в частную
собственность
2004-
2010
годы
10,9   10,9     1000 министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию)
клин
фермерских
угодий
увеличится
на 1 млн. га
Поддержка развития
сельскохозяйственной
потребительской
кооперации
крестьянских хозяйств и
подворий
556,62 84,5 60,3 411,82   7    
Субсидирование 2/3
процентной ставки
по даваемым
сельскохозяйствен-
ным
потребительским
кооперативам
2004-
2010
годы
130,21 84,5 45,7       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области, Ассо-
циация "Возрож-
дение" (по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
сумма
кредитов,
которые
выданы
сельско-
хозяйствен-
ными
кредитными
кооператива-
ми в 2004
году,
составит
более 100
млн. рублей.
К 2010 году
произойдет
увеличение
объемов
более
чем в 5 раз
Кредитование 2004-
2010
годы
391,0     391,0     СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию),
"Возрождение"
(по
согласованию)
кредитование
за счет
собственных
источников
увеличится
в 8 раз
Поддержка
областного
гарантийного фонда
сельской
кредитной
кооперации
2005-
2010
годы
19,82   12,0 7,82     СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию),
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
сельскохо-
зяйственные
потреби-
тельские
кооперативы
области (по
согласованию)
формирование
гарантийного
фонда
позволит
привлечь на
нужды
кредитования
дополни-
тельные
внебюджетные
средства,
50 млн.
рублей
средств
населения
Создание
небанковской кре-
дитной организации
2006
год
13     13   7 СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию),
первичные
сельскохозяйст-
венные
потребительские
кредитные
кооперативы
области (по
согласованию)
создание
небанковской
кредитной
организации
явится
первым шагом
по созданию
в 2009 году
кооператив-
ного
сельскохо-
зяйственного
банка
Предоставление
компенсаций по
оплате сельскохо-
зяйственными
потребительскими
кооперативами
электроэнергии,
газового топлива и
воды в
установленном
порядке
2005-
2010
годы
2,6   2,6       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
укрепятся
существующие
и будет
создано
около 50
новых
сельскохо-
зяйственных
потреби-
тельских
кооперативов
различных
направлений
деятельности
Закупка сельхозпродукции у
населения, ее переработка
и реализация
152,0   152,0     135    
Поддержка
потребительских
обществ системы
областного
потребительского
союза
2004-
2010
годы
70,0   70,0     15 министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области
произойдет
удвоение
производства
продукции
ЛПХ. В 2010
году они
будут
производить
мяса (в
живом весе)
170,8 тыс.т,
молока 719,1
тыс. т, яиц
968 млн. шт.
Данная
продукция
получит
гарантиро-
ванный сбыт
Финансирование
базовых
предприятий в
рамках областной
адресной
инвестиционной
программы на
соответствующий
финансовый год,
определяемых на
конкурсной основе
2004-
2010
годы
82,0   82,0     120 министерство
экономики и
инвестиций
области
Финансово-кредитная и
инвестиционная поддержка
1448,3 618,5 656,2 173,6        
Предоставление
средств для
осуществления
лизинговых
операций
2004-
2006
годы
45,0   45,0       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
Поволжья" (по
согласованию)
фермеры
получат
реальную
возможность
обновления
изношенного
машинно-
тракторного
парка
Гарантийное
обеспечение
лизинговых
операций
2004-
2010
годы
266   266       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
министерство
экономики и
инвестиций
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию)
Выделение субсидий
на погашение части
затрат
крестьянским
(фермерским)
хозяйствам и
другим субъектам
малого предпри-
нимательства
юридическим и
физическим лицам,
осуществляющим
сельскохозяйствен-
ное производство,
по видам работ, по
которым
оказывается
государственная
поддержка
2004-
2010
годы
324,2 219,9 104,3       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию)
часть
затрат КФХ
по видам
работ, по
которым
осуществля-
ется
господдерж-
ка, будет
гарантиро-
ванно
погашаться
за счет
бюджетных
средств
Компенсация части
страховых взносов
крестьянских
(фермерских)
хозяйств за
страхование
посевов
2004-
2010
годы
750,0 375,0 225,0 150,0     министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию)
значительно
снизятся
убытки КФХ в
случаях
гибели
урожая по
причинам
природного и
техногенного
характера
Реализация
комплекса мер по
обеспечению
гигиены труда и
лечению фермеров,
работников
крестьянских
(фермерских)
хозяйств и
кооперативов,
граждан, ведущих
личные подсобные
хозяйства
2005-
2010
годы
63,1 23,6 15,9 23,6     министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
государственное
учреждение
"Саратовский
научно-исследо-
вательский
институт
сельской
гигиены" (по
согласованию)
фермеры
получат
равные с
другими
сельскими
товаропроиз-
водителями
права на
пользование
услугами в
области
медико-
профилакти-
ческих и
лечебных
мероприятий
Развитие системы
учебно-консультационного,
информационного
обслуживания
13,9   7,4 6,5   96    
Оказание поддержки
областному учебно-
консультационному,
информационному
центру
2004-
2010
годы
1,92   1,5 0,42   6 министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию)
будет
сформирована
и начнет
эффективно
работать
система
учебно-
консульта-
ционного,
информацион-
ного обслу-
живания.
В результате
повысится
эффектив-
ность
производства
сектора
малого
сельскохо-
зяйственного
предпринима-
тельства



























































повысится
информиро-
ванность об-
щественности
роли сектора
малого
предпринима-
тельства,
что будет
способство-
вать
увеличению
внимания к
разработке
мероприятий
по повышению
эффектив-
ности
производст-
ва в данном
секторе
Оказание поддержки
районным, сельским
учебно-консульта-
ционным центрам
в объединенных
муниципальных
образованиях
2004-
2010
годы
0,98     0,98   90 министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию),
Саратовский
государственный
аграрный
университет им.
Н.И.Вавилова
(по
согласованию)
Подготовка и
повышение
квалификации
фермеров и
работников
кооперативов
2004-
2010
годы
8,2   4,1 4,1     ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию),
Поволжский
межрегиональный
учебный центр
(по
согласованию),
Федеральное
государственное
образовательное
учреждение
профессиональ-
ного
образования
(повышение
квалификации
специалистов)
Саратовский
региональный
институт
переподготовки
и повышения
квалификации
руководящих
кадров и
специалистов
агропромышлен-
ного комплекса
(по
согласованию),
Саратовский
государственный
аграрный
университет им.
Н.И.Вавилова
(по
согласованию),
Саратовский
государственный
социально-эко-
номический
университет (по
согласованию)
Оказание поддержки
в освещении
деятельности
крестьянских
(фермерских) и
личных подсобных
хозяйств, сельско-
хозяйственных
потребительских
кооперативов в
средствах массовой
информации
2004
год
1,5   0,5 1,0     комитет по
информации и
печати области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
СМСКПК
Поволжья" (по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию)
Издание
учебно-
методических
пособий и
справочно-норма-
тивной литературы
пo проблемам
крестьянских
(фермерских) и
личных подсобных
хозяйств, сельско-
хозяйственной
потребительской
кооперации
2004-
2010
годы
1,1   1,1       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию)
повысится
информиро-
ванность
фермеров в
области про-
грессивных
организа-
ционных форм
и техноло-
гий, что
приведет к
росту эффек-
тивности
производства
Оказание поддержки
в формировании
базы данных о
потребительских
кооперативах,
потребительских
обществах,
крестьянских
(фермерских),
других субъектах
малого сельского
предпринимательст-
ва, личных
подсобных
хозяйствах
2004-
2010
годы
0,2   0,2       министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия,
НПУКИЦ "Сократ"
(по
согласованию),
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию)
формирование
информацион-
ной
прослеживать
процессы,
происходящие
в сфере
малого
сельского
предпринима-
тельства,
способство-
вать свое-
временному
принятию
мер, обеспе-
чивающих ее
устойчивое
развитие
Прочие мероприятия 16,6   5,8 10,8        
Организация
правового
обеспечения
деятельности
Ассоциации
"Возрождение",
районных
ассоциаций
крестьянских
(фермерских)
хозяйств,
СМСКПК
"Кооператор"
сельскохозяйствен-
ных
потребительских
кооперативов и
других органов
фермерского
хозяйства
2004-
2010
годы
16,6   5,8 10,8     министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия
области,
Ассоциация
"Возрождение"
(по
согласованию),
СМСКПК
"Кооператор
согласованию),
НП УКИЦ
"Сократ" (по
согласованию)
повысится
роль органов
фермерского
управления в
разработке и
реализации
целевых
программ, в
общественной
жизни облас-
ти
Всего: 2198,48 703,0 892,76 602,72   1238    

 

------------------------------

* Здесь и далее под индивидуальным сектором понимаются крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы различных направлений деятельности, потребительские общества, членами которых являются крестьянские (фермерские), другие предприниматели на селе, связанные с сельскохозяйственным производством, а также личные подсобные хозяйства доходов сельского населения, решают проблему сельской безработицы.

** Согласно пункту 12 статьи 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Саратовской области от 29 августа 2003 г. N 96-П "Проект областной целевой программы "Государственная поддержка и регулирование развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных форм малого предпринимательства на селе, личных подсобных хозяйств в Саратовской области на 2004-2010 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания


Текст постановления официально опубликован не был


Настоящий документ снят с контроля