Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 2 ноября 2004 г. N 241-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 23 сентября 2003 г. N 105-П
Областная программа
"Реформирование государственной службы области (2003-2005 годы)"
13 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.
О государственной гражданской службе Саратовской области см. Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 г. N 15-ЗСО
Паспорт программы
Наименование Программы - областная программа "Реформирование
государственной службы Саратовской
области (2003-2005 годы)" (далее -
Программа)
Основание для разработки Программы - Указ Президента Российской
Федерации от 19 ноября 2002 года
N 1336 "О федеральной программе
"Реформирование государственной
службы Российской Федерации
(2003-2005 годы)"
Государственный заказчик Программы - аппарат Губернатора области
Основные разработчики Программы - аппарат Губернатора области,
министерство здравоохранения и
социального развития области,
министерство финансов области,
управление делами Правительства
области, министерство
экономического развития и торговли
области, министерство информации
и печати области, Поволжская
академия государственной службы
им. П.А.Столыпина, Саратовская
государственная академия права,
Саратовский государственный
социально-экономический университет
Цели и задачи Программы, важнейшие - основными целями Программы
оценочные показатели являются: повышение экономической
эффективности государственной
службы области; оптимальное
организационно-правовое обеспечение
государственной службы области;
внедрение современных
управленческих технологий на
государственной службе области;
профессиональное развитие
государственных служащих
государственной службы области;
формирование профессиональной
системы управления государственной
службой. Достижение целей Программы
позволит создать в области систему
государственного управления,
ориентированную на интересы
социально-экономического развития
региона, с тем, чтобы область была
конкурентоспособной и был создан
привлекательный для капитала
инвестиционный и
предпринимательский климат, чтобы
работа органов государственной
власти области высоко ценилась
гражданами. В процессе достижения
поставленных целей предстоит
обеспечить выполнение следующих
задач: апробация современных
экономических подходов к
планированию, финансированию,
стимулированию и оценке
деятельности государственных
служащих, оценка их сильных сторон
и возможных негативных последствий
до момента внедрения в практику
деятельности государственных
органов; создание комплексной
нормативной правовой базы области,
отвечающей задачам реформирования
государственной службы, исключающей
пробелы и противоречия в
законодательстве; соотнесение
ресурсного обеспечения органов
государственной власти области с
объемом и качеством выполняемых ими
функций, создание адекватных
условий труда государственных
служащих области; адаптация
актуальных методов и технологий по
управлению персоналом в условиях
государственной службы области и
активизация их применения;
обеспечение роста профессионального
уровня государственных служащих
области путем совершенствования
программ подготовки, переподготовки
и повышения их квалификации на
основе открытого конкурсного
отбора, а также конкурсного отбора
образовательных учреждений;
развитие системы управления
государственной службой на основе
соблюдения принципов
профессионализма, подотчетности,
единства
Сроки и этапы реализации Программы - Программа рассчитана на реализацию
в течение 2003-2005 годов в 2
этапа: 2003 год - подготовительная
работа по реализации Программы с
частичной реализацией отдельных
мероприятий Программы согласно
утвержденному государственным
заказчиком плану; 2004-2005 годы -
последовательная реализация
Программы в полном объеме
Основные исполнители Программы - органы исполнительной власти
области
Ожидаемые конечные результаты - последовательная реализация
реализации Программы Программы позволит обеспечить:
приведение нормативной правовой
базы по вопросам государственной
службы области в соответствие со
сложившимися общественными
отношениями и новыми экономическими
условиями; создание
профессиональной государственной
службы на основе принципов учета и
оценки результатов служебной
деятельности государственных
служащих области; внедрение
должностных (служебных) регламентов
государственных служащих области;
достижение качественного уровня
исполнения государственными
служащими области должностных
(служебных) обязанностей; создание
условий для открытости и
подконтрольности деятельности
аппаратов государственных органов и
государственных служащих области;
создание основы для
совершенствования
финансово-экономического
обеспечения государственной службы
области; повышение эффективности
кадровой политики в системе
государственной службы области в
целях улучшения кадрового состава
государственных служащих области;
внедрение механизмов выявления и
разрешения конфликта интересов на
государственной службе области;
повышение профессионального уровня
государственных служащих области;
оптимизация численности
государственных служащих области;
создание материально-технических
условий для эффективного исполнения
государственными служащими области
должностных обязанностей;
формирование системы управления
государственной службой
Система организации контроля за - Контроль за ходом выполнения
исполнением Программы Программы осуществляет аппарат
Губернатора области с ежегодным
информированием Правительства
области
Введение
Областная программа "Реформирование государственной службы Саратовской области (2003-2005 годы)" (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)".
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государственные служащие выступают субъектами государственного управления. От того, кем принимаются управленческие решения, каким образом они реализуются, зависит благополучие области и ее населения. Необходимо достичь оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, эстетических начал в профессии государственного служащего. При этом крайне важно, чтобы весь процесс моделирования государственной службы был подчинен установке на создание условий, когда престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, на благо области и в интересах человека.
На сегодняшний день государственной службе области присущи некоторые негативные тенденции ее развития:
нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием незаполненных вакансий;
несоответствие социального и правового положения государственного служащего области степени возлагаемой на него ответственности;
деятельность государственных органов недостаточно регламентирована;
высокая текучесть кадров в органах государственного управления в связи с низкой средней заработной платой, снижением престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;
недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы области:
недостаточный уровень профессиональной подготовки и управленческой культуры государственных служащих области;
необходимость оптимизации структуры должностей государственных служащих области, усложненность которой не отвечает реальной дифференциации функций и фактически замещает развитую систему стимулирования эффективности труда. Уровень материального и социального обеспечения государственных служащих не соответствует замещаемой должности, ее значению в деятельности государственного органа, степени ответственности государственного служащего и недостаточен для обеспечения необходимых жизненных потребностей;
сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих области;
отсутствие единого информационного банка данных, объединяющего ведомственные информационные базы данных государственных органов власти федерального, областного и муниципального уровней на территории области.
Непростая ситуация сложилась с профессиональной подготовкой государственных служащих. На сегодняшний день не оправдывает себя механизм проведения аттестации государственных служащих области, который предполагает обобщенную уровневую оценку служащих, на основании которой принимаются административные решения (вплоть до увольнения). В целях усиления эффективности работы государственных служащих акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Это позволит восполнить пробелы в образовании некоторых государственных служащих, выявленные в ходе их аттестации. В условиях возрастающей интеграции научного познания управленец обязан владеть достаточно широким спектром информации. Кроме того, чиновнику нередко приходится при смене должностей менять сферы, а значит, и специализацию деятельности. Отсюда актуальность получения дополнительного образования, постоянного расширения кругозора на основе углубленного изучения экономических, социальных, политических, духовных процессов, новых тенденций в стране и интенсивно развивающемся мировом сообществе. Чем дальше, тем больше будет ощущаться недостаточность связанных с государственной службой узко прикладных, теоретических знаний, практических умений и навыков в рамках одной специализации. В то же время с возрождением и ростом отечественного производства, с сохранением регулирующей роли государства, его аппарата в развитии рыночной экономики растет потребность в чиновниках, имеющих техническую профессиональную подготовку.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств областного бюджета.
Реформируемая государственная служба области призвана более профессионально и эффективно исполнять функции органов власти и способствовать повышению уровня жизни и благосостояния жителей области.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основными целями Программы являются:
повышение экономической эффективности государственной службы области;
оптимальное организационно-правовое обеспечение государственной службы области;
внедрение современных управленческих технологий на государственной службе области;
профессиональное развитие государственных служащих государственной службы области;
формирование профессиональной системы управления государственной службой области.
В рамках реформирования государственной службы области предстоит решить такие задачи, как:
проведение эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования материально-технического обеспечения деятельности участников эксперимента с последующим внедрением в практику государственных органов управления;
развитие нормативной правовой базы области для эффективного управления государственной службой области в свете реформирования правового регулирования государственной службы на федеральном уровне;
разработка правовых механизмов реализации государственной политики в сфере управления государственной службой области;
создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы области и исполнения государственными служащими государственной службы области своих обязанностей;
рациональное использование ресурсов в системе государственной службы области;
совершенствование методов работы с персоналом, разработка технологий кадровых процессов на государственной службе;
обеспечение развития государственной службы области через экономику знаний - инвестирование средств в подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала;
развитие системы управления государственной службой области на основе соблюдения принципов профессионализма, подотчетности, единства.
Реформирование государственно-служебной деятельности преследует публичные интересы общества в создании эффективно действующей системы государственной службы, отвечающей экономическим потребностям в получении социально-управленческих услуг, предоставляемых государственным аппаратом.
Программа имеет среднесрочный характер и будет реализовываться в 2003-2005 годах.
Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:
2003 год - подготовительная работа по реализации Программы с частичной реализацией отдельных мероприятий Программы согласно утвержденному государственным заказчиком плану;
2004-2005 годы - последовательная реализация Программы в полном объеме.
III. Система программных мероприятий
Программой предусмотрены конкретные мероприятия по Перечню согласно приложению к Программе и основные направления их реализации.
Для решения поставленных в Программе задач запланированы мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы области;
создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы области;
совершенствование работы по управлению персоналом в государственных органах области;
дальнейшее развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации государственных служащих государственной службы области;
создание системы непрерывного профессионального образования государственных служащих государственной службы области;
реализация программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы;
формирование системы управления государственной службой.
Проекты нормативных правовых актов будут разработаны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной службы и должны обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации государственной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих области, открытости государственной службы, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной службы области, управлению государственной службой.
Создание материально-технической базы государственной службы области предусматривает:
анализ имеющейся материально-технической базы государственной службы области;
разработку стандартов служебных мест государственных служащих области и нормативов их размещения;
подготовку предложений по техническому оснащению зданий и помещений государственных органов области.
Функционирование системы по управлению персоналом включает в себя:
комплексную и объективную оценку профессионального уровня, деловых качеств государственных служащих государственной службы области и результатов их деятельности при отборе, расстановке и продвижении по службе;
систематическое рациональное обновление кадров с сохранением преемственности, качественного укрепления за счет постоянного притока новых сил, использования возможностей и способностей кадров всех возрастов;
формирование качественного резерва кадров на государственные должности государственной службы области.
Развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы области предполагает:
совершенствование программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы;
реализацию программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих государственной службы области;
эффективное использование возможностей существующих учебных заведений для подготовки и переподготовки специалистов, замещающих должности государственной службы;
обеспечение повышения квалификации различных возрастных групп и должностных категорий государственных служащих в соответствии с задачами государственного администрирования;
применение новых прогрессивных и наиболее экономичных образовательных технологий, оптимизацию учебного процесса;
разработку и внедрение механизмов согласования результатов текущей аттестации государственных служащих государственной службы области и обоснованного планирования необходимого повышения квалификации по результатам диагностики;
организацию мониторинга качества обучения;
формирование у государственных служащих патриотизма, ответственности перед государством и обществом.
Система управления государственной службой области необходима для обеспечения единства государственной службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу области, прохождения и прекращения государственной службы области, а также профессионального развития государственных служащих области.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе:
единства системы управления государственной службой области;
координации деятельности подразделений государственных органов по вопросам государственной службы области;
взаимодействия с органами местного самоуправления;
открытости системы управления государственной службой области для граждан и гражданского общества.
V. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик Программы - аппарат Губернатора области в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в министерство финансов области бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется исполнителями - органами государственной власти области.
В целях обеспечения реализации Программы исполнители ежегодно к 1 июня представляют в аппарат Губернатора области утвержденные предложения по реализации Программы на следующий год, в которых должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование с обоснованиями.
На основании представленных предложений аппарат Губернатора области ежегодно до 15 июля утверждает обобщенный план по реализации Программы на следующий год.
Органы государственной власти области ежегодно к 1 июня формируют заявку на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих области и представляют ее в аппарат Губернатора области. На основе поступивших заявок и анализа реальной потребности государственных служащих в образовательных услугах аппарат Губернатора области утверждает план обучения государственных служащих на следующий год и представляет предложения по корректировке финансирования подпрограммы с учетом реальной потребности в образовательных услугах государственных служащих области. Финансирование Программы осуществляется через управление делами Правительства области.
Аппарат Губернатора области определяет субъектов по оказанию образовательных услуг на основе открытого конкурсного отбора.
Ежегодно к 1 февраля исполнители Программы представляют в аппарат Губернатора области отчет о реализации Программы за истекший год.
Экспертный и финансовый контроль за ходом выполнения Программы осуществляется аппаратом Губернатора области с информированием Правительства области к 1 марта ежегодно по 2006 год включительно.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Результатом реформирования государственной службы должно стать кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и повышения благосостояния населения области.
Последовательная реализация Программы позволит обеспечить:
приведение нормативной правовой базы по вопросам государственной службы области в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
создание профессиональной государственной службы области на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих;
внедрение должностных регламентов государственных служащих области;
достижение качественного уровня исполнения государственными служащими области должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;
создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих;
создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной службы области;
повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы области в целях улучшения кадрового состава государственных служащих области;
внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе области;
повышение профессионального уровня государственных служащих области;
оптимизацию численности государственных служащих области;
создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными служащими области должностных обязанностей;
формирование системы управления государственной службой области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.