Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Петровского муниципального района
Саратовской области
от 5 октября 2012 г. N 1119
Долгосрочная муниципальная целевая программа
"Развитие местного самоуправления в Петровском муниципальном районе Саратовской области" на 2013-2017 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Петровском муниципальном районе Саратовской области" на 2013-2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Саратовской области от 6 сентября 2012 года N 537-Пр "О долгосрочной областной целевой программы "Развитие местного самоуправления в Саратовской области" на 2013-2017 годы" |
Муниципальный заказчик Программы |
администрация Петровского муниципального района Саратовской области |
Основной разработчик Программы |
администрация Петровского муниципального района Саратовской области |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах. Задачи Программы: содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления; поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем: содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления; содействия в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления; информационно-аналитического и методического обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Важнейшие оценочные показатели Программы: степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения; доля муниципальных образований района, имеющих утвержденные в установленном порядке границы; доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований района, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации; количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления |
Срок реализации Программы |
2013-2017 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
администрация Петровского муниципального района Саратовской области |
Объем и источники обеспечения Программы |
общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы - 7381,9 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно); на 2013 год - 1961,0 тыс. рублей за счет средств местного бюджета - (прогнозно); на 2014 год - 2051,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно); на 2015 год - 1154,9 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно); на 2016 год - 1205,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно); на 2017 год - 1010,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит: повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры до 50 процентов от потребности за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники; за счет описания границ муниципальных образований района в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов; в результате проведения ежегодных конкурсов муниципальных образований области, сопровождения, модернизации и актуализации портала муниципальных образований Саратовской области, приобретения специализированного программного обеспечения для органов местного самоуправления обеспечить повышение информационной открытости органов местного самоуправления; в результате научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения реформирования местного самоуправления, подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений обеспечить повышение качества муниципального управления и выполнение требований законодательства в части периодичности повышения квалификации |
Система организации контроля за исполнением Программы |
администрация Петровского муниципального района Саратовской области. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его значение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения.
Президент Российской Федерации В.В.Путин уделяет большое внимание развитию местного самоуправления. Это нашло отражение в ряде программных выступлений, например, в статье "Демократия и качество государства" им было отмечено, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными, иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем.
На Втором Всероссийском форуме сельских поселений 10 июня 2011 года В.В.Путин также поставил ряд задач по государственной поддержке развития местного самоуправления, в том числе отметил, что "регионам следует расширить своё участие в подготовке и повышении квалификации муниципальных служащих - прежде всего, конечно, в сельской местности".
В Саратовской области реформа местного самоуправления начиналась в сложных условиях - заново формировался поселенческий уровень. Соответственно на поселенческом уровне опыт самостоятельной работы у муниципальных образований еще только нарабатывается, поэтому для их подготовки к решению полного перечня вопросов местного значения была избрана модель поэтапной передачи полномочий вновь образованным поселениям.
В Саратовской области была реализована поэтапная модель передачи полномочий вновь образованным поселениям в рамках переходного периода в соответствии с принимаемыми на каждый год законами области. С 1 января 2009 года все поселения на территории области приступили к решению полного перечня вопросов местного значения.
Учитывая актуальность и особую значимость развития местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются различные региональные программы, направленные на развитие и поддержку местного самоуправления.
В 2006 году Правительством Саратовской области была разработана областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы".
В рамках программы все городские и сельские поселения области оснащены новыми автомобилями, оргтехникой (компьютер, источник бесперебойного питания, модем, многофункциональное устройство лазерный принтер - копир - сканер - факс).
Проведено обучение руководителей и специалистов по основным направлениям работы муниципальных образований. Разработаны программы повышения квалификации для муниципальных образований области с использованием современных методик дистанционного обучения. Программно-методические комплексы, разработанные для обучения представителей муниципальных образований области по программам, связанным с реализацией положений Федерального закона, Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Поволжской академией государственной службы им. П.А.Столыпина неоднократно отмечались на всероссийских конкурсах, проводимых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Государственным университетом - Высшей школой экономики.
За счет средств программы в целях повышения качества работы и стимулирования деятельности глав администраций муниципальных образований области (городских и сельских поселений) по достижению высоких показателей в социально-экономическом развитии территорий и уровне жизни населения муниципальных образований по итогам работы в 2006 и 2007 годах проведены областные конкурсы глав администраций поселений.
Проведено оснащение муниципальных образований комплексами программного обеспечения для функционирования системы закупок для муниципальных нужд.
С 2009 года реализовывается областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы", в рамках которой удалось решить ряд задач по следующим направлениям:
формирования нормативной правовой базы местного самоуправления;
содействия в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
информационно-методического обеспечения муниципальной службы;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Однако требуется продолжение решения данных задач и дальнейшее содействие в развитии местного самоуправления. При этом перечень вопросов местного значения поселений, предусмотренный статьей 14 Федерального закона, с момента принятия закона был значительно расширен, в 2003 году в него входили 22 вопроса, только в течение 2011 года в него было дополнительно включено 6 вопросов, и в настоящее время он содержит 38 вопросов, относящихся к сферам деятельности практически всех органов государственной власти области, то есть проблема государственной поддержки решения этих вопросов носит межведомственный характер.
В рамках текущей деятельности органов государственной власти области не может быть решен вопрос о реализации мер государственной поддержки развития местного самоуправления, так как для решения значительной части вопросов требуются скоординированные усилия ряда министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
Так, например, статьей 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен принцип единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Статьей 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
В ходе проверки реализации положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", проводившейся в декабре 2011 года аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, была отмечена необходимость активного участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления.
Решение данных задач требует программного подхода и участия всех заинтересованных органов государственной власти.
Учитывая положения бюджетного законодательства, формирование доходной базы местных бюджетов зависит от полноты оформления земельных ресурсов, четкости установления границ муниципальных образований и актуальности кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению границ муниципальных образований. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года. Проведение данных работ, как и актуализация кадастровой оценки земель, требует значительных затрат и межведомственных усилий ряда органов исполнительной власти как регионального, так и федерального уровней.
Сохраняет актуальность вопрос укрепления материальной базы муниципальных образований для решения вопросов местного значения, связанных с организацией водоснабжения населения, благоустройства территории, содержания автомобильных дорог местного значения и вывоза мусора. К вопросам местного значения муниципальных образований отнесены указанные выше вопросы, и для оперативного решения возникающих проблем необходимо дооснащение муниципальных образований коммунальной техникой и приобретение для их нужд коммунальной техники. При этом выделение средств на данные цели из областного бюджета может способствовать получению субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования, что позволит ускорить решение данной проблемы.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:
содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2013-2017 годов.
3. Система (перечень) мероприятий Программы
Программа предусматривает следующие основные мероприятия:
приобретение автотранспорта и коммунальной техники в целях развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований области;
подготовка необходимых материалов для описания границ муниципальных образований области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
сопровождение, модернизация и актуализация портала муниципальных образований Саратовской области;
приобретение специализированного программного обеспечения, включая региональный и муниципальный компоненты;
научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального обучения муниципальных служащих;
участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником обеспечения Программы являются средства местного бюджета (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы - 7381,9 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно):
на 2013 год - 1961,0 тыс. рублей за счет средств местного бюджета (прогнозно);
на 2014 год - 2051,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно);
на 2015 год - 1154,9 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно);
на 2016 год - 1205,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно);
на 2017 год - 1010,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (прогнозно).
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения будут осуществляться администрацией Петровского муниципального района в соответствии с постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от N# "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения цели Программы и ее результативность
Реализация Программы в 2013-2017 годах реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит:
за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники для нужд муниципальных образований района повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований путем увеличения оснащенности коммунальной техникой и автотранспортными средствами до 50 процентов от потребности;
за счет описания границ муниципальных образований района в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов;
в результате сопровождения, модернизации и актуализации портала муниципальных образований Саратовской области, приобретения специализированного программного обеспечения для органов местного самоуправления обеспечить повышение информационной открытости органов местного самоуправления;
в результате научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений обеспечить повышение качества муниципального управления и выполнение требований законодательства в части периодичности повышения квалификации.
Важнейшие оценочные показатели:
степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;
доля муниципальных образований района, имеющих утвержденные в установленном порядке границы;
доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований области, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации;
количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.