Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 31 октября 2012 г. N 656-П
Концепция
развития движения студенческих отрядов в Саратовской области на 2012-2016 годы
Введение
Следствием нескольких лет устойчивого экономического роста в Саратовской области и стране в целом стал растущий дефицит трудовых ресурсов. При этом есть все основания предполагать, что эта тенденция в ближайшие годы только усилится.
Неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к современным 14-25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь будет основным трудовым ресурсом. Однако уже сейчас у молодежи возникают трудности в адаптации к современному рынку труда, что зачастую обусловлено недостатками профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, а в определенных случаях и низким уровнем активности при решении вопросов трудоустройства. Поэтому ранняя трудовая адаптация и высокая трудовая мобильность молодых людей являются необходимыми качествами молодежи в условиях современной конъюнктуры рынка труда.
Одной из форм обеспечения адаптации современной молодежи на рынке труда является участие в деятельности студенческих отрядов.
Привлечение молодежи Саратовской области к деятельности в студенческих отрядах на данный момент является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. Движение студенческих отрядов призвано охватить возрастную группу, на которую приходится пик безработицы, и является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.
По данным министерства занятости, труда и миграции области основную долю потребности в выпускниках учреждений профессионального образования составляют специалисты с рабочими профессиями - 60 процентов, далее следуют выпускники среднего профессионального образования - 21 процент и высшего профессионального образования - 19 процентов. В то же время в структуре выпуска с очных отделений доля специалистов с начальным профессиональным образованием составляет 26,6 процента, со средним профессиональным образованием - 31,2 процента, с высшим образованием - 42,2 процента.
Проведенный министерством образования области анализ баланса потребности и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов в Саратовской области показывает следующее:
баланс по рабочим профессиям носит ярко выраженный дефицитный характер - в целом по 28 укрупненным группам профессий потребность в 3,4 раза превышает выпуск. По группам, приоритетным для развития экономики области (группы "Сельское и рыбное хозяйство", "Металлургия, машиностроение и материалообработка", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Архитектура и строительство"), дисбаланс еще выше - в 4,3 раза; наибольший дефицит в выпускниках испытывает строительная отрасль - выпуск составляет 11,8 процента от потребности. Острый дефицит испытывает также энергетика - 13,1 процента от потребности, менее выраженный - сфера обслуживания (51 процент);
баланс по специалистам с высшим образованием, в том числе и гуманитарного профиля, имеет существенный профицит - потребность удовлетворяется на 160 процентов.
С другой стороны, как показало исследование общественного мнения, проведенное в октябре текущего года "Агентством социологических исследований Саратова", 34 процента молодых людей от 18 до 24 лет, а это как раз студенты и выпускники, к самым актуальным и значимым для себя проблемам относят трудоустройство. В наивысшей степени этим вопросом озабочены молодые люди, проживающие в муниципальных районах области. Так, по данным всероссийского исследования, проведенного в конце 2010 года Российским союзом сельской молодежи, таких молодых людей сейчас 38 процентов от общего числа молодых жителей страны.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из основных причин безработицы среди выпускников является несоответствие уровня их квалификации требованиям работодателей. Как правило, молодые специалисты, обладая высоким уровнем теоретической подготовки, не имеют практических навыков и способностей использовать полученные знания.
Принимая во внимание то, что современный региональный рынок труда перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, работа молодежи в студенческих отрядах позволяет приобрести дополнительные профессиональные навыки и специальности, в том числе и по востребованным рабочим профессиям.
Участие в деятельности студенческих отрядов является также эффективным инструментом самореализации личности молодого человека в том возрасте (от 14 до 30 лет), который является периодом важнейших событий жизненного цикла человека - завершения общего образования, выбора профессии и получения профессионального образования, начала трудовой деятельности, вступления в брак и рождения детей.
Исходя из анализа общей ситуации, можно конкретизировать следующие особенности движения студенческих отрядов:
желание молодых людей еще в процессе обучения найти работу со свободным графиком приоритетно по выбранной специальности;
движение располагает значительным потенциалом роста;
развитие движения в настоящее время невозможно без организационной, юридической и финансовой поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В Саратовской области в настоящее время движение студенческих отрядов насчитывает более 5000 человек. На территории области в 10 учреждениях высшего и среднего профессионального образования созданы и действуют 108 студенческих отрядов, в том числе 36 педагогических отрядов численностью 1552 человека, 17 строительных отрядов численностью 910 человек, 32 сельскохозяйственных отряда численностью 1399 человек. Большинство отрядов работают в рамках прохождения учебной и производственной практики на базе высших и средних специальных учебных заведений.
Несмотря на то, что в области наблюдается рост активности студентов, участвующих в движении студенческих отрядов, движение испытывает ряд существенных трудностей:
отсутствие понимания особенностей организации и деятельности студенческого отряда как у представителей работодателей, органов государственной власти, так и у самих участников движения студенческих отрядов;
отсутствие единых стандартов и подходов к подготовке и организации деятельности студенческих отрядов;
отсутствие единой системы защиты прав и законных интересов участников студенческих отрядов, информирования отрядов о приоритетных запросах рынка труда в различных субъектах Российской Федерации;
недостаточное количество объемов сезонных работ в сфере неквалифицированного или малоквалифицированного труда;
дискредитация студенческих отрядов вольнонаемными бригадами молодых людей, выдающих себя перед работодателями за студенческие отряды;
отсутствие единого подхода и понимания роли студенческих отрядов в процессе гражданского и патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях.
Перечисленные проблемы препятствуют развитию движения студенческих отрядов, достижению его целей - общественное воспитание, формирование гражданственности, патриотизма у молодежи, реализация социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретение молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, а также содействие личностному развитию.
При нынешнем разнообразии форм и методов формирования студенческих отрядов на базе учебных заведений и учреждений, занимающихся данными вопросами, назрела необходимость совершенствования организационных и правовых механизмов деятельности студенческих отрядов, повышения уровня их подготовки и качества выполняемых работ.
Концепция развития движения студенческих отрядов в Саратовской области на 2012-2016 годы (далее - Концепция) является основой для разработки конкретных программ, нормативных правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере развития движения студенческих отрядов.
Концепция предусматривает не только межведомственное взаимодействие, но и участие в ее реализации предприятий и организаций, что позволит создать на областном уровне единую систему содействия подготовке молодых квалифицированных кадров, в том числе обладающих практическими навыками работы по окончании учебного заведения в различных отраслях экономики.
1. Основные понятия, используемые в Концепции
В Концепции используются следующие основные понятия:
местный штаб студенческих отрядов - это общественная организация, основными задачами которой являются первичное формирование студенческих отрядов, информационное сопровождение и привлечение учащейся и студенческой молодежи к участию в деятельности студенческих отрядов;
региональный штаб студенческих отрядов - это некоммерческая организация, основными задачами которой являются содействие развитию движения студенческих отрядов, координация и обеспечение контроля за организацией деятельности студенческих отрядов области, ведение регионального реестра студенческих отрядов области, взаимодействие с органами государственной власти, осуществление методической, правовой и информационной поддержки деятельности студенческих отрядов в Саратовской области;
региональный реестр студенческих отрядов - перечень действующих студенческих отрядов области, в который заносятся данные о студенческих отрядах.
2. Цель и задачи Концепции
Основной целью реализации Концепции в краткосрочной и среднесрочной перспективе является самоопределение молодежи на рынке труда, вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи посредством трудовых объединений.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
создание условий для развития движения студенческих отрядов (организация и координация их деятельности по существующим направлениям и создание новых);
формирование правовой базы, направленной на развитие движения студенческих отрядов;
выработка специальных механизмов и технологии эффективного взаимодействия всех участников данного процесса в целях формирования пакета заказов для студенческих отрядов;
выработка мер, направленных на формирование положительной мотивации молодежи Саратовской области к участию в работе студенческих отрядов;
оказание помощи по вопросам заключения договоров, контроля их исполнения хозяйствующими субъектами и контроля охраны труда, подготовка и повышение квалификации командиров и комиссаров студенческих отрядов;
формирование и ведение реестра студенческих отрядов Саратовской области;
изучение и распространение положительного опыта работы студенческих отрядов;
организация межрегионального сотрудничества в сфере студенческих отрядов.
3. Субъекты реализации Концепции
Субъектами реализации Концепции являются:
органы исполнительной власти области;
учреждения высшего и среднего профессионального образования Саратовской области (по согласованию);
региональный и местные штабы студенческих отрядов (по согласованию);
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию);
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию);
предприятия промышленного сектора, агропромышленного комплекса и бизнес-сообщество (по согласованию);
учреждения социальной сферы (по согласованию);
средства массовой информации (по согласованию);
общественные объединения (по согласованию).
4. Основные направления реализации Концепции
Развитие студенческих отрядов в Саратовской области планируется осуществлять по следующим направлениям:
4.1. Формирование правовой базы, направленной на развитие движения студенческих отрядов.
Формирование правовой базы по поддержке и развитию студенческих отрядов является необходимым условием вовлечения молодежи Саратовской области в трудовую и экономическую деятельность, а также эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций.
Орган государственной власти области в сфере молодежной политики обеспечивает разработку и принятие иных правовых актов по поддержке и развитию студенческих отрядов, организует работу по заключению соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти и организациями. На основании данных соглашений во всех заинтересованных органах государственной власти, учреждениях и организациях принимаются правовые акты по поддержке и развитию студенческих отрядов.
4.2. Развитие инфраструктуры поддержки студенческих отрядов в Саратовской области.
Формирование инфраструктуры поддержки студенческих отрядов в Саратовской области может осуществляться в рамках разработки и реализации областных и местных программ развития и должно основываться на следующих принципах:
доступность участим и равенство молодых граждан в процессе развития движения студенческих отрядов (информационное, организационное, территориальное);
гарантированное участие молодежи в деятельности студенческих отрядов без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения.
Уполномоченными органами и организациями по развитию движения студенческих отрядов на территории области являются орган исполнительной власти области, осуществляющий на территории области функции в молодежной сфере, и Саратовский региональный штаб студенческих отрядов (по согласованию), в муниципальных районах области - местные штабы студенческих отрядов (по согласованию).
Орган исполнительной власти области, осуществляющий на территории области функции в молодежной сфере:
формирует информационную, научно-методическую и нормативно-правовую базу развития движения студенческих отрядов на территории области;
содействует вовлечению, поддержке и стимулированию представителей всех категорий молодежи для участия в деятельности студенческих отрядов;
разрабатывает механизмы поддержки, обеспечивающие создание инфраструктуры развития движения студенческих отрядов, анализирует организацию деятельности студенческих отрядов в Саратовской области;
осуществляет мероприятия по развитию студенческих отрядов области (проведение обучающих семинаров, конкурсов, "круглых столов", семинаров-совещаний), проводит конкурсы на лучший студенческий отряд за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию указанных мероприятий в рамках областных целевых и ведомственных целевых программ.
4.3. Создание системы профессиональной подготовки членов штабов и студенческих отрядов области.
В настоящее время квалификация руководителей и специалистов учреждений и организаций, работающих в области студенческих отрядов, явно недостаточна. Как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовленные специалисты по организации деятельности студенческих отрядов, вследствие чего действующие студенческие отряды далеко не всегда работают эффективно.
Деятельность специалиста по организации деятельности студенческих отрядов требует знания технологий организации формирования отрядов и навыков в области социальной работы, правовой поддержки, специальных знаний по видам деятельности студенческих отрядов, подготовки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массовых мероприятий, связей с общественностью.
Необходимо создание обучающих программ, обеспечивающих проведение данной деятельности на основе профессионализма, системной базы знаний и практического опыта. Необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в области управления студенческими отрядами.
Министерству занятости, труда и миграции области, министерству образования области необходимо оказывать в пределах компетенции содействие Саратовскому региональному штабу студенческих отрядов в организации профессионального обучения участников студенческих отрядов, их подготовке по охране труда и технике безопасности.
4.4. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития движения студенческих отрядов.
Важным фактором для развития студенческих отрядов является межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти области в таких сферах, как: социальная защита населения, молодежная сфера, строительство, сельское и лесное хозяйство, занятость, транспорт и дорожное хозяйство, здравоохранение. Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации совместных проектов по развитию движения студенческих отрядов государственными и негосударственными организациями.
4.5. Создание системы мотивации, поддержки развития и поощрения членов студенческих отрядов.
Основными мотивами деятельности студенческих отрядов являются:
материальное поощрение;
реализация личностного потенциала;
общественное признание, чувство социальной значимости;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
организация свободного времени.
В целях мотивации, поддержки развития и поощрения членов студенческих отрядов возможна реализация различных форм стимулирования граждан.
Формами стимулирования членов студенческих отрядов являются:
образовательное стимулирование - предоставление членам студенческих отрядов возможности участия в образовательных программах на льготной основе, приобретения опыта работы на различных направлениях деятельности;
стимулирование через социальное признание - подписанные известными людьми (политиками, промышленниками) благодарности и рекомендации для дальнейшей профессиональной и иной деятельности, получение наградного знака "За вклад в развитие движения студенческих отрядов России".
К формам поддержки деятельности членов студенческих отрядов относятся:
повышение статуса членов студенческих отрядов через постоянное общение с ними руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления области;
проведение конкурсов, слетов и прочих мероприятий для участников студенческих отрядов;
содействие формированию, функционированию и развитию инфраструктуры движения студенческих отрядов.
4.6. Содействие информационному обеспечению деятельности студенческих отрядов в средствах массовой информации.
В целях создания позитивного имиджа движения студенческих отрядов в средствах массовой информации области необходимо:
регулярно освещать работу по формированию и деятельности студенческих отрядов области;
содействовать распространению лучшего практического опыта организации и работы студенческих отрядов посредством освещения в средствах массовой информации.
Институтами информационной поддержки движения студенческих отрядов являются:
министерство информации и печати области;
министерство молодежной политики, спорта и туризма области;
субъекты реализации Концепции (по согласованию);
ресурсы сети Интернет, организаций, заинтересованных в развитии движения студенческих отрядов в Саратовской области;
средства массовой информации (по согласованию).
Формами информационной поддержки движения студенческих отрядов являются:
проведение публичных мероприятий;
подготовка и размещение в средствах массовой информации материалов о деятельности студенческих отрядов.
5. Механизмы и условия реализации Концепции
В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления области.
Механизмами реализации Концепции являются:
разработка и утверждение субъектами реализации Концепции планов мероприятий по развитию студенческих отрядов на соответствующие годы;
проведение мониторинга процесса создания и деятельности инфраструктуры поддержки развития студенческих отрядов на областном уровне;
создание системы передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами.
6. Заключительные положения
Реализация Концепции позволит:
расширить свободу участников студенческих отрядов в профессиональном самоопределении;
приобрести в студенческих отрядах практические навыки по основной специальности и опыт работы в коллективе, способствующие повышению конкурентоспособности молодого специалиста;
материально поддержать участников движения студенческих отрядов;
поддержать студенческие социально значимые проекты в области обеспечения занятости учащейся молодежи;
довести численность представителей молодежи, ежегодно вовлеченных в деятельность студенческих отрядов, к 2016 году до 10 тыс. человек;
создать условия для устойчивого и планомерного развития движения студенческих отрядов области, способствующего социально-экономической поддержке и развитию молодежи области;
создать эффективную систему и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон - адресатов Концепции и общественности;
активизировать деятельность молодежи посредством вовлечения в трудовую занятость;
повысить престиж рабочих специальностей среди молодежи области.
Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются:
количественный показатель - количество созданных студенческих отрядов, количество молодых людей, вовлеченных в их деятельность;
качественный показатель - увеличение оплаты труда участников студенческих отрядов, объема работ, выполненных участниками отрядов, в том числе в рамках государственного и муниципального заказа, охвата дополнительным обучением членов студенческих отрядов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 31 октября 2012 г. N 656-П "О Концепции развития движения студенческих... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.