Председатель Саратовской областной Думы |
С.А.Шувалов |
Секретарь Саратовской областной Думы |
В.В.Мальцев |
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 24 сентября 2003 г. N 16-609
Областная целевая программа
"Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации (2003 год)"
Паспорт областной целевой программы "Развитие информационного
партнерства органов государственной власти Саратовской области со
средствами массовой информации" (2003 год)
1. Введение
2. Цели и основные задачи Программы
3. Основные принципы реализации Программы
4. Система программных мероприятий
5. Эффективность Программы
6. Программные мероприятия
Паспорт
областной целевой программы "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации" (2003 год)
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие
информационного партнерства органов
государственной власти Саратовской области
со средствами массовой информации" (2003
год) (далее - Программа)
Государственный заказчик - Правительство области
Программы
Основной разработчик - комитет по информации и печати области
Программы
Цели и основные задачи - консолидация усилий органов государственной
Программы власти области, общественных объединений,
граждан и средств массовой информации для
решения актуальных социально значимых
проблем;
повышение информированности населения о
причинах их возникновения и способах
устранения;
создание оптимальных условий для реализации
прав жителей области на доступ к информации;
формирование эффективного механизма
взаимодействия органов государственной
власти области со средствами массовой
информации;
активизация освещения в средствах массовой
информации области социально значимых тем;
повышение качества общедоступного
информационного продукта;
разработка и реализация новых форм и
способов информирования населения по
социально значимым темам;
формирование у журналистов устойчивого
интереса к освещению социально значимых тем;
создание здоровой конкурентной среды для
средств массовой информации в части
освещения социально значимых тем
Исполнители основных - комитет по информации и печати области, Союз
мероприятий Программы журналистов области, редакции средств
массовой информации, министерства и
ведомства области
Объем и источники - общий объем необходимых финансовых средств
финансирования Программы из областного бюджета для реализации
Программы в 2003 году составляет 4,5 млн.
рублей
Ожидаемые конечные - моделирование эффективного сотрудничества
результаты реализации средств массовой информации с органами
Программы государственной власти области;
разработка новых 15 информационных проектов;
проведение 4 открытых конкурсов на лучшее
освещение социально значимых тем;
активизация освещения социально значимых тем
Контроль за исполнением - контроль за исполнением Программы
Программы осуществляет комитет по информации и печати
области
1. Введение
Программа представляет собой комплекс мероприятий организационного и финансового характера, направленных на решение социально значимых проблем через повышение информированности населения, создание оптимальных условий для реализации прав жителей области на доступ к информации, стимулирование информационной открытости органов государственной власти области.
Программа ориентирована на разработку и внедрение модели эффективного сотрудничества средств массовой информации (далее - СМИ) с органами государственной власти области, общественными объединениями региона.
Обзор рынка СМИ области
Печатные областные СМИ. На территории области постоянно выходят 36 общественно-политических областных газет. В Саратове издаются 7 местных газет-вкладок на базе федеральных печатных СМИ: "Московский комсомолец" в Саратове", "Аргументы и факты" - Саратов", "Комсомольская правда" - Саратов", "Парламентская газета" в Саратове", "Российская газета" - Средняя Волга", "Известия - Саратовский выпуск", "Труд" в Нижнем Поволжье".
Суммарный разовый тираж всех областных газет социально-политической направленности составляет 385 тыс. экземпляров.
Печатные районные СМИ. В области выходят 38 городских и районных газет муниципальных образований области. В первом полугодии 2003 года разовый тираж указанных газет составляет 187 тыс. экземпляров.
Ведомственные газеты. На территории области выходят 30 ведомственных (многотиражных) газет. Их учредителями являются администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, государственные и общественные организации, профсоюзные комитеты. Совокупный разовый тираж превышает 36 тыс. экземпляров. Периодичность выхода - 1-2 раза в неделю. Наибольшее количество многотиражных газет выпускается в г. Саратове - 16 и г. Энгельсе - 8.
Прочие печатные СМИ. В области увеличивается число печатных периодических изданий, учредителями которых являются юридические лица, некоммерческие организации, физические лица. В Саратове их насчитывается 84, в муниципальных образованиях области - более 30. Совокупный тираж превысил в 2002 году 180 тыс. экземпляров.
Журналы. На территории области зарегистрировано 33 журнала, из которых выходят в свет 16.
В основном это цветные иллюстрированные тематические издания, рассчитанные на определенную аудиторию: управленческую и деловую элиту. Тираж каждого журнала варьируется от 500 до 7000 экземпляров.
Электронные средства массовой информации. В области действуют 70 электронных СМИ, в том числе 12 федеральных телевизионных каналов, на шести из которых выходят в эфир программы саратовских телеорганизаций, производящих собственный информационный продукт (ГТРК "Саратов", "НСН", "2я Садовая", "ИВК", "НСТ", "ТТВ").
В г. Саратове выходят в эфир 11 радиостанций. В городах и районах области вещают 47 телевизионных и радиовещательных организаций, из которых 37 - муниципальные, 10 - негосударственные. В районах области на одном из федеральных каналов выходят в эфир 11 муниципальных телепрограмм (муниципальные образования Александрово-Гайского, Балаковского, Балтайского, Балашовского, Вольского, Ершовского, Марксовского, Новоузенского, Советского, Федоровского, Энгельсского районов).
Общественная значимость проблемы
Решение социально значимых проблем современного общества возможно только при условии объединения усилий органов государственной власти области, общественных объединений, граждан и СМИ. При этом сам процесс преодоления отдельных негативных для жизни и здоровья человека явлений предполагает как исправление сложившейся ситуации, так и создание условий для ее локализации. Особое значение в этой связи приобретает профилактика поведения человека, приводящего к возникновению самой проблемы. Таким образом, речь идет не только о возможности решения имеющихся проблем, но и об оказании воздействия на причины их появления.
Следует признать, что основным каналом получения информации населением области остаются СМИ, так как именно они обладают наибольшим охватом. Так, зона охвата ГТРК "Саратов" составляет 97,7% населения области. Другие местные телекомпании, вещающие в г. Саратове, включают также приграничные районы в радиусе 40-70 км (это - г. Энгельс, р.п. Татищево, Саратовский район, частично Энгельсский, Татищевский, Новобурасский, Воскресенский, Красноармейский районы) и охватывают своим вещанием до 54,7% населения области. В районах области охват населения муниципальным телевещанием колеблется от 64,5% до 99,3% населения области.
25 муниципальных радиопрограмм выходят в рамках канала "Радио России". Объем городского и районного телерадиовещания варьируется от 30 минут до 5 часов 50 минут в неделю. Охват населения проводным радиовещанием составляет 78,5% населения области, в том числе 74,7% - в сельской местности.
По данным социологических исследований 64% населения области систематически читают газеты.
Таким образом, сложившаяся в области инфраструктура средств массовой информации достаточна для организации информирования населения. Следует отметить наличие у населения области устойчивого интереса к распространяемой информации. При этом две трети населения области к распространяемой информации относится с высокой степенью доверия.
По данным социологических исследований наибольший интерес у населения области в СМИ вызывают именно проблемы социального значения: сохранения здоровья (49%), развития социальной сферы (46%), нравственного состояния общества (35%).
В то же время значительную часть населения области не удовлетворяет содержание распространяемых материалов. 36% саратовцев и 15% жителей районов области считают, что получают через СМИ мало "полезной информации".
Такая ситуация связана с двойственной функцией самих средств массовой информации. С одной стороны, они являются институтом социального значения, удовлетворяющим одну из базовых потребностей населения - потребность в получении информации. С другой стороны, СМИ являются элементом системы рыночных отношений, при которой основная цель существования любой организации - получение прибыли. Желание повысить тиражи изданий и рейтинг передач является причиной увеличения числа так называемых "желтых" материалов в большинстве газет, а также теле- и радиоэфире. В результате выбранная информационная политика приводит к сокращению количества материалов, посвященных социально значимым темам.
2. Цели и основные задачи Программы
Программа разработана в связи с необходимостью увеличения в СМИ области количества материалов, освещающих социально значимые проблемы, пути и способы их решения, а также участия органов государственной власти области, общественных объединений и инициативных граждан в выработке новых форм и методов информирования населения области.
Следует отметить, что создание системы материальной заинтересованности журналистских коллективов СМИ в работе над социально значимой проблематикой приведет к повышению качества журналистских материалов, их жанровому разнообразию. Таким образом, партнерство выражается в объединении усилий всех заинтересованных сторон при условии развития гражданской инициативы.
Кроме того, реализация основных положений Программы будет способствовать формированию партнерских отношений между всеми ее участниками и приведет к постоянному расширению их числа.
Целями Программы являются:
консолидация усилий органов государственной власти области, общественных объединений, граждан и СМИ для решения актуальных социально значимых проблем;
повышение информированности населения области о причинах их возникновения и способах устранения;
создание оптимальных условий для реализации прав жителей области на доступ к информации.
Основными задачами Программы являются:
формирование эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти области со СМИ;
активизация освещения в СМИ области социально значимых тем;
повышение качества общедоступного информационного продукта;
разработка и реализация новых форм и способов информирования населения области по социально значимым темам;
формирование у журналистов устойчивого интереса к освещению социально значимых тем;
привлечение к информационному освещению социально значимых проблем широкого круга граждан;
создание здоровой конкурентной среды в сфере СМИ в части освещения социально значимых тем.
3. Основные принципы реализации Программы
Оказание организационной и финансовой поддержки СМИ в части создания системы информирования граждан по социально значимым проблемам.
Конкурсная основа распределения финансовых средств, направляемых на производство и тиражирование материалов социально значимой проблематики.
Приоритетность в реализации малозатратных информационных проектов.
Привлечение к реализации Программы максимального количества СМИ вне зависимости от форм собственности.
Приоритетность в реализации новых форм информирования населения области по проблематике Программы.
4. Система программных мероприятий
Осуществление предлагаемых мероприятий позволит создать систему реализации информационных проектов, направленных на освещение в СМИ области наиболее значимых социальных проблем по следующим направлениям:
формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения;
реализация молодежной политики;
защита материнства, семьи и детства;
формирование основ духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения.
В рамках данного направления предполагается оказание финансовой поддержки информационным проектам, пропагандирующим здоровый образ жизни и рассказывающим о профилактике асоциальных явлений среди подростков и молодежи: бродяжничества, наркомании и т.д. Особое внимание планируется уделить вопросам профилактики болезней, обусловленных асоциальным образом жизни.
Реализация молодежной политики.
Целью раздела является активизация участия молодых людей общественно-политической жизни области, а также распространение опыта муниципальных образований области в реализации молодежной политики, трудоустройства молодых, оказания содействия молодым семьям, обеспечения их жильем.
Защита материнства, семьи и детства.
Целью данного направления является освещение проблем материнства, семьи и детства в области, а также путей и способов их решения. Информационные проекты должны способствовать формированию в обществе ценности семьи и материнства, информировать общественность о сложностях демографической ситуации и причинах ослабления репродуктивного здоровья населения.
Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
В рамках тематики предполагается акцентировать внимание на решении проблем, связанных с духовно-нравственным формированием личности, определением роли церкви в этом процессе. Планируется оказывать содействие проектам, освещающим проблемы военно-патриотического воспитания, повышения престижа Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Эффективность Программы
Эффективность использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, выражается в увеличении числа информационных материалов, освещающих социально значимые проблемы и пути их решения.
Повышение качества информации будет способствовать усилению интереса и повышению доверия читателей к распространяемым материалам, что приведет к расширению аудитории региональных СМИ.
В результате реализации Программы в области будет разработана модель эффективного сотрудничества СМИ с органами государственной власти области, общественными объединениями.
В ходе реализации Программы будет создана система планового освещения социально значимых проблем и способов их решений.
Реализация мероприятий Программы направлена на повышение открытости деятельности органов государственной власти области и уровня информационного обеспечения областных целевых программ.
Ресурсное обеспечение Программы.
Общий объем необходимых для организации и проведения мероприятий Программы финансовых средств из областного бюджета в 2003 году составляет 4,5 млн. рублей.
Результаты реализации Программы.
В ходе реализации Программы планируется разработать и реализовать в различных СМИ в 2003 году не менее 15 информационных проектов.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации возлагается на комитет по информации и печати области, который осуществляет:
мониторинг исполнения мероприятий Программы;
организацию плановых мероприятий;
контроль за целевым расходованием выделяемых ресурсов.
6. Программные мероприятия
N | Мероприятия | Срок исполнения |
Финансовые затраты (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
1. | Разработка нормативного правового акта по вопросу проведения открытого конкурса информационных проектов |
июнь 2003 года |
комитет по информации и печати области |
|
2. | Объявление и проведение открытого конкурса информационных проектов |
III квартал 2003 года |
жюри конкурса информационных проектов |
|
3. | Реализация победивших в конкурсе информационных проектов |
IV квартал 2003 года |
4500 | комитет по информации и печати области |
Итого | 4500 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Саратовской областной Думы от 24 сентября 2003 г. N 16-609 "Об областной целевой программе "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации (2003 год)"
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления опубликован в "Информационном бюллетене Саратовской областной Думы" N 8 (55), часть 2, 2003 г., стр. 34