Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Устав (Основной Закон) Саратовской области изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Устав (Основной Закон) Саратовской области
Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года.
В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край.
Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года.
Мы, депутаты Саратовской областной Думы,
- следуя историческим традициям и нравственным принципам предков, передавшим нам веру в добро и справедливость;
- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Саратовской области;
- стремясь обеспечить благополучие и процветание Саратовской области, гарантировать права, свободы и безопасность населения области;
- учитывая своеобразие естественно-исторического положения Саратовской области и ее правовой статус субъекта Российской Федерации;
- руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и Федеративного договора;
- выражая волю и интересы населения области,
принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Саратовской области.
Глава I. Саратовская область в составе Российской Федерации
Статья 1. Устав - Основной Закон Саратовской области
Устав (Основной Закон) Саратовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, закрепляет основы экономической и социальной политики области, определяет систему и полномочия органов государственной власти области, основные начала местного самоуправления.
Статья 2. Территория области
Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.
Территория и границы области не могут быть изменены без учета мнения населения области.
Статья 3. Социальная политика в области
Деятельность органов государственной власти области и местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, традиций, быта, этнического состава населения, сфер занятости людей.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, оказывают особое внимание многодетным и неполным семьям.
Органы государственной власти области совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями принимают меры к развитию в городах, селах и других населенных пунктах культурных, духовных, языковых, бытовых традиций граждан различных национальностей, вероисповедания, уклада жизни.
В области осуществляется молодежная политика, гарантирующая молодежи возможность реализовать свои права.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и других малоимущих и социальнонезащищенных# жителей области.
В области обеспечиваются гарантированные государством бесплатная медицинская помощь и среднее (полное) общее образование в государственных и муниципальных учреждениях.
Статья 4. Конституционные основы статуса области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации область находится в составе Российской Федерации. Как равноправный субъект Российской Федерации область осуществляет совместно с Российской Федерацией или самостоятельно следующие полномочия:
а) совместные полномочия Российской Федерации и области;
б) полномочия вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий, реализуемые областью самостоятельно.
Область содействует реализации полномочий, относящихся к ведению Российской Федерации.
Статья 5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и области
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Фередативным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Реализация полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и области на территории области обеспечивается Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами между Российской Федерацией и областью, федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) области, другими законами и нормативными правовыми актами области.
Статья 6. Способы реализации предметов совместного ведения
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и области по предметам совместного ведения разграничиваются на основе:
а) разделения функций управления между органами государственной власти Российской Федерации и области;
б) распределения предприятий и учреждений по подчиненности.
Разграничение предметов ведения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном законом области.
Статья 7. Предметы самостоятельного ведения области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава (Основного Закона) области, других законов области, контроль за их исполнением;
б) административно-территориальное устройство области;
в) установление структуры органов государственной власти области, порядка их формирования и деятельности;
г) государственная собственность области и управление ею;
д) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;
е) областной бюджет, областные налоги и сборы;
ж) международные и внешнеэкономические связи области;
з) государственная служба области и вопросы организации муниципальной службы;
и) областные награды и почетные звания;
к) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.
Статья 8. Статус и правовая основа области
Статус области определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом (Основным Законом) области.
Статус области не может быть изменен без ее согласия.
Область самостоятельно решает вопросы изменения своего наименования.
Изменение статуса, наименования области, ее разделение, а также объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области и обладающих избирательным правом.
Правовую основу области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, настоящий Устав (Основной Закон) области, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области.
Статья 9. Передача полномочий
Органы исполнительной власти области вправе в соответствии с федеральными законами и законами области передавать часть своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти других субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Статья 10. Межрегиональные и международные связи
Область в лице своих органов государственной власти самостоятельно устанавливает связи с иными субъектами Российской Федерации, а также участвует во внешнеэкономических и международных связях.
Статья 11. Территориальная принадлежность области
На территорию области распространяется суверенитет Российской Федерации.
Область как субъект Российской Федерации неотделима от нее.
Статья 12. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Саратовской области.
Органы государственной власти области оказывают указанным органам содействие в их деятельности и создании необходимых условий для работы.
Глава II. Административно-территориальное устройство области
Статья 13. Административно-территориальное устройство
Область составляют города областного значения, сельские районы и другие административно-территориальные единицы и населенные пункты, перечень которых определяется реестром административно-территориального деления области, утверждаемым по представлению Губернатора области областной Думой.
Административно-территориальные единицы области являются территориальной основой местного самоуправления.
Административным центром области является город Саратов, статус которого определяется законом области.
Статус города Саратова как муниципального образования определяется Уставом города.
Статья 14. Полномочия области по административно-территориальному устройству
Административно-территориальное устройство области осуществляется в границах существующего административно-территориального деления.
Область самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство, статус административно-территориальных единиц в соответствии с действующим законодательством.
Преобразования в административно-территориальном устройстве области осуществляются областной Думой в порядке, установленном законом области.
Статья 15. Целостность территории области
Органы государственной власти области обеспечивают целостность исторически сложившихся административно-территориальных единиц с учетом социально-экономических интересов жителей соответствующих территорий как основы местного самоуправления и государственного устройства области.
Статья 16. Символы
Область, ее города и муниципальные образования могут иметь символы. Символы области утверждаются законом области.
Глава III. Статус человека и гражданина на территории области
Статья 17. Права человека на территории области
Каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории области, гарантируются права и свободы, а также охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, его имущества, установленные Конституцией Российской Федерации, законами и международными правовыми нормами.
В области признаются многопартийность, свобода вероисповедания. Все общественные объединения равны перед законом.
На территории области не допускаются тайный политический сыск, цензура, создание внесудебных и других органов, чья деятельность направлена на попрание или ущемление прав и свобод человека и гражданина.
Статья 18. Дополнительные гарантии прав граждан, проживающих на территории области
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, могут иметь дополнительные права, которые устанавливаются законами области на основе законодательства Российской Федерации.
Статья 19. Социальное обеспечение граждан
В соответствии с законодательством Российской Федерации и области гражданам гарантируются социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, по беременности и родам, пособия семьям, имеющим детей, по безработице, а также компенсации за проживание в зоне экологического риска.
Статья 20. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Каждому гражданину Российской Федерации и другим лицам на территории области гарантируются защита прав и свобод, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти области или их должностных лиц.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином порядке в соответствии с действующим законодательством.
Статья 21. Уполномоченный по правам человека в области
Уполномоченный по правам человека в области осуществляет деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, их соблюдения и уважения органами государственной власти, местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Полномочия, порядок назначения и деятельности Уполномоченного по правам человека в области определяются законом области.
Статья 22. Административная ответственность в области
Областная Дума принимает законы и устанавливает правила, предусматривающие административную ответственность. Санкции за правонарушения при этом избираются из числа установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Выборы депутатов и должностных лиц
В соответствии с законодательством граждане избирают депутатов областной Думы, Губернатора области, органы местного самоуправления.
Статья 24. Избирательная комиссия
Организацию выборов в области обеспечивают избирательная комиссия области и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с действующим законодательством.
Избирательная комиссия области является государственным органом, ее статус и полномочия определяются законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Избирательная комиссия области из своего состава избирает председателя, заместителя и секретаря комиссии.
Статья 25. Областной референдум
Высшей непосредственной формой выражения власти населения области является областной референдум.
Областной референдум проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Принятое областным референдумом решение имеет высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам органов государственной власти области и может быть отменено только путем референдума, проводимого не ранее чем через два года после принятия решения, либо признано недействительным в судебном порядке.
Статья 26. Обсуждение населением вопросов жизнедеятельности области
Граждане могут в индивидуальном порядке или коллективно обращаться в органы государственной власти области с заявлениями, предложениями, жалобами в соответствии с законодательством.
Наиболее важные вопросы жизнедеятельности области выносятся по предложению областной Думы, Губернатора области на народное обсуждение. Средства массовой информации освещают обсуждение.
Областная Дума, Губернатор области и Правительство области обеспечивают гласность в своей работе и деятельности других государственных органов области, открытость заседаний областной Думы и Правительства области, информируют население о своей работе.
Областная Дума и ее комитеты могут проводить публичные слушания по вопросам жизнедеятельности области с участием органов государственной власти и местного самоуправления, граждан, представителей трудовых коллективов и общественности.
Глава IV. Экономические основы области
Статья 27. Формы собственности в экономической системе области
Экономическую систему области составляют: государственная собственность (федеральная собственность, имеющаяся в области, и собственность области), муниципальная, частная и иные формы собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) области и защищаемые равным образом.
Экономическая система обеспечивает жизнедеятельность области и служит основой благосостояния, удовлетворения социально-культурных потребностей населения, способствует развитию экономики Российской Федерации.
Статья 28. Разграничение объектов федеральной, областной и муниципальной собственности
Разграничение объектов государственной собственности в области на федеральные и областные устанавливается федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом области.
Разграничение объектов собственности области на областные и муниципальные устанавливается федеральным законодательством и нормативными правовыми актами области.
Статья 29. Передача объектов собственности области в муниципальную собственность
Объекты собственности области могут быть переданы в муниципальную собственность:
а) по инициативе органов государственной власти области при согласии соответствующих органов местного самоуправления;
б) по предложениям органов местного самоуправления, направленным в Правительство области.
При решении вопросов о передаче объектов собственности учитываются их направленность на удовлетворение потребностей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов.
Статья 30. Полномочия органов государственной власти области в отношении объектов федеральной собственности
Органы государственной власти области в отношении объектов федеральной собственности, имеющихся на территории области, осуществляют контроль в пределах своих полномочий за эффективным размещением ее производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, выполнением мер по социальной защите населения.
Статья 31. Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность области
Органы государственной власти области в пределах своей компетенции вправе вносить в органы государственной власти Российской Федерации представления о передаче в государственную собственность области предприятий и иных объектов федеральной собственности, обеспечивающих жизнедеятельность области и занимающих на областном рынке товаров (работ, услуг) доминирующее положение.
Статья 32. Компенсация при изъятии и передаче государственной собственности области в федеральную собственность
В случае изъятия объектов государственной собственности области и передачи их в федеральную собственность область получает за них компенсацию в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Содействие предпринимательской деятельности
Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения области, наполнения рынка области продовольственными и промышленными товарами содействуют путем установления соответствующих приоритетов финансовой, налоговой и бюджетной политики предпринимательской деятельности, развитию производства товаров народного потребления, оказанию услуг населению области, созданию рабочих мест.
В области защищаются права потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их интересов.
Органы государственной власти области содействуют развитию конкуренции на территории области. Любые действия организаций, учреждений, предприятий, а также должностных лиц и граждан, направленные на ограничение свободы конкуренции, преследуются по закону.
Статья 34. Порядок использования объектов, не являющихся государственной собственностью области
В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее населения органы государственной власти области на договорной основе с соответствующими собственниками вправе использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, собственности общественных объединений и другие объекты, не входящие в состав государственной собственности области.
Статья 35. Государственная собственность области - вид государственной собственности
Государственная собственность области является одним из видов государственной собственности. Органы исполнительной власти области осуществляют правомочия собственника в объеме и порядке, установленных законами области.
К государственной собственности области относятся объекты, переданные области в результате разграничения государственной собственности или приобретенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 36. Объекты государственной собственности области
В государственной собственности области находятся:
а) средства областного бюджета и областных внебюджетных и валютных фондов;
б) земли, закрепленные в собственность области в установленном порядке;
в) природные объекты, энергетические ресурсы, объекты инженерной инфраструктуры и другие ресурсы и объекты, имеющие областное значение;
г) имущество органов государственной власти области как юридических лиц;
д) предприятия и объединения, образовательные учреждения, учреждения науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или переданные области в установленном порядке;
е) объекты государственной собственности области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами на основе федерального и областного законодательства, а также законодательства соответствующих иностранных государств и субъектов Российской Федерации.
Статья 37. Управление и распоряжение объектами государственной собственности области
Управление и распоряжение объектами государственной собственности области осуществляет Правительство области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Перечень объектов государственной собственности области утверждается областной Думой.
Статья 38. Закрепление объектов государственной собственности области за предприятиями и учреждениями
Имущество, являющееся государственной собственностью области, может быть закреплено в установленном порядке Правительством области за предприятиями и организациями на правах хозяйственного ведения; учреждениям, финансируемым из областного бюджета, имущество передается в их оперативное управление.
Государственная собственность области может быть передана в трастовое (доверительное) управление хозяйствующим субъектам с условием перечисления части полученной прибыли в областной бюджет.
Статья 39. Использование земель и природных ресурсов
Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется законодательством Российской Федерации и законами области.
Органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, экологически безопасным, соответствующим законодательству использованием земель и природных ресурсов на территории области независимо от их форм собственности; обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.
Статья 40. Область - участник внешнеэкономических связей
Область является самостоятельным участником внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава (Основного Закона) области и других законов области.
Статья 41. Формы внешнеэкономических связей области
Внешнеэкономические связи области осуществляются в форме:
а) заключения соглашений с зарубежными партнерами о реализации и приобретении продукции за счет средств валютных фондов и на иной основе;
б) создания акционерных обществ и товариществ с участием иностранного капитала;
в) организации приграничной торговли;
г) заключения соглашений на привлечение зарубежных инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики области.
Используются и другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 42. Экономические, экологические и социальные планы и программы
В целях обеспечения жизнедеятельности области, удовлетворения потребностей населения в области осуществляется экономическое, экологическое и социальное планирование по отдельным направлениям.
Планирование проводится на следующих основных началах:
а) сочетания интересов области с интересами каждой ее административно-территориальной единицы;
б) координации с экономической, экологической и социальной политикой Российской Федерации;
в) направленности на комплексное, рациональное, эффективное и экологически безопасное развитие всех отраслей производства и социальной сферы области;
г) определения приоритетности объектов, исходя из их значения для удовлетворения первоочередных потребностей и повышения благосостояния населения, охраны окружающей среды и восстановления природных ресурсов, укрепления экономического потенциала области;
д) обеспечения намечаемых планов и программ необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.
Глава V. Финансы области
Статья 43. Финансовые ресурсы области
Финансовые ресурсы области составляют средства областного и местных бюджетов, внебюджетных целевых и валютных фондов, предприятий, организаций и учреждений, находящихся в государственной собственности области и муниципальной собственности, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовые ресурсы, состоящие в собственности области, не закрепленные за предприятиями, организациями и учреждениями и сосредоточенные в областном бюджете, областных внебюджетных и валютных фондах, находятся в непосредственном распоряжении органов государственной власти области.
Средства местных бюджетов, местных внебюджетных целевых и валютных фондов относятся к собственности муниципальных образований и находятся в распоряжении органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов. В пределах своих полномочий органы законодательной и исполнительной власти области регулируют и контролируют их распределение и использование.
Статья 44. Объединение финансовых ресурсов области с другими финансовыми ресурсами
Финансовые ресурсы области могут быть на договорной основе объединены с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, российских и иностранных предприятий, учреждений, общественных объединений и граждан для финансирования совместных экономических, экологических, правоохранительных и социальных программ, включая межрегиональные.
Статья 45. Налоги, сборы и другие обязательные платежи на территории области
На территории области взимаются налоги, сборы, пошлины, другие обязательные платежи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и области, актами органов местного самоуправления и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной или местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Введение обязательных платежей на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаемым Российской Федерацией. Налоговая политика области направлена на стимулирование производства, предпринимательской и деловой активности, инвестиционной деятельности, обеспечение бездефицитности бюджетной системы области.
Часть поступлений по федеральным налогам в виде отчислений от них или в другом порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, зачисляется в областной бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Областная Дума вправе устанавливать на территории области областные налоги, сборы и другие обязательные платежи, ставки и льготы по ним, решать иные вопросы налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Областные налоги и сборы зачисляются в областной бюджет и могут быть переданы в местные бюджеты.
Областная Дума устанавливает экономически обоснованные ставки и дополнительные льготы в случаях и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Бюджетная система области
Бюджетная система области состоит из областного бюджета и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), каждый из которых является ее самостоятельной частью.
Порядок формирования и исполнения бюджетной системы области, перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами устанавливается областной Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 47. Консолидированный бюджет области
Правительство области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, представляющий собой свод областного бюджета и местных бюджетов, используемый для расчетов и анализа.
Статья 48. Областной бюджет
Средства областного бюджета используются для финансирования:
а) экономических, экологических и социальных планов и программ, имеющих общеобластное значение;
б) деятельности и развития учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета;
в) деятельности органов государственной власти области.
В составе областного бюджета могут быть образованы целевые бюджетные фонды.
Областная Дума самостоятельно утверждает областной бюджет, составляемый Правительством области, контролирует исполнение, утверждает отчет об исполнении областного бюджета. Данные отчета публикуются в средствах массовой информации.
Статья 49. Доходы областного бюджета
Областной бюджет формируется за счет закрепленных за ним и регулирующих доходов.
В доходы областного бюджета зачисляются:
а) областные налоги, сборы, другие обязательные платежи юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством;
б) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности области;
в) дивиденды от использования собственности области;
г) платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с порядком и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и области;
д) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности области, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) выявленные государственным контролем сокрытые (заниженные) от налогообложения доходы (прибыль) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности области;
ж) иные поступления и платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Помимо названных, в областной бюджет передаются регулирующие доходы в виде отчислений от федеральных источников доходов.
Статья 50. Регулирование местных бюджетов
Органы государственной власти области принимают меры по сбалансированности местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Нормативы отчислений доходов указанным бюджетам по предложениям Правительства области определяются областной Думой при утверждении областного бюджета на текущий год, если иное не установлено законодательством области.
Статья 51. Обеспечение устойчивости областного бюджета
В соответствии с действующим законодательством областному бюджету компенсируются из федерального бюджета потери в доходах и дополнительные расходы в том случае, если они связаны с изменением действующего федерального законодательства и принятием иных актов федеральных органов. Дополнительные доходы, поступившие в областной бюджет, полученные областным бюджетом в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате превышения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются Правительством области в соответствии с правовыми актами, принимаемыми областной Думой.
В целях обеспечения минимально необходимых затрат областного бюджета на текущие расходы и развитие области используются социальные и финансовые нормативы, установленные федеральными и областными законами.
Статья 52. Областные внебюджетные целевые фонды
Областная Дума вправе образовывать областные внебюджетные целевые фонды и утверждать положения о них.
Статья 53. Областные валютные фонды
Областная Дума в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует областные валютные фонды и утверждает положения о них.
Средства валютных фондов хранятся на счетах в банковских учреждениях и используются Правительством области.
Статья 54. Кредитные ресурсы области
Органы государственной власти области для привлечения дополнительных средств в целях реализации экономических, экологических и социальных программ вступают в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитные отношения с банками, другими финансово-кредитными учреждениями, населением.
Источниками кредитных ресурсов и формами кредитных отношений являются:
а) выпуск областных займов, в том числе целевых, для развития производства и социальной сферы;
б) заимствование Правительством области средств (получение кредитов) по решению областной Думы в кредитных учреждениях для покрытия расходов бюджета или при временных финансовых затруднениях, получение для этих же целей процентных или беспроцентных ссуд из федерального бюджета или других звеньев бюджетной системы Российской Федерации;
в) использование иных форм кредитных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 55. Финансовые планы и балансы области
Правительство области в установленных федеральными органами формах разрабатывает финансовые планы и балансы с целью определения финансовой основы экономических, экологических и социальных планов, программ и перспектив их развития.
Правительство области составляет:
а) проект областного бюджета;
б) финансовые планы образования и использования (бюджеты) целевых внебюджетных и валютных фондов;
в) консолидированный бюджет области;
г) финансовый баланс;
д) баланс денежных доходов и расходов населения и другие балансы в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 56. Банковская система в области
На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России), другие банки и иные финансово-кредитные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Социальная сфера области
Статья 57. Образование
На основе Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об образовании" систему образования в области независимо от форм собственности составляют учреждения:
а) дошкольные;
б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
в) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
д) дополнительного образования;
е) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный и воспитательный процесс.
Органы государственной власти области осуществляют следующие полномочия:
1) областная Дума:
а) утверждает планы и программы развития образования;
б) устанавливает нормативы финансирования образования;
в) принимает правовые акты, обеспечивающие функционирование и развитие образования в области;
г) устанавливает областной компонент государственных образовательных стандартов;
2) Правительство области:
а) принимает меры по обеспечению бесплатного среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
б) устанавливает численность и территориальное размещение учреждений образования областного подчинения;
в) создает в соответствии с порядком, установленным областной Думой, учреждения образования;
г) разрабатывает и реализует программы - планы развития образования в области;
д) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических кадров.
Органы местного самоуправления организуют и обеспечивают работу муниципальных образовательных учреждений.
Статья 58. Наука
На территории области расположены и ведут научные исследования научные учреждения Российской академии наук и других государственных отраслевых академий, научно-исследовательские, опытно-технологические, проектные, изыскательские и другие научно-технические организации министерств и ведомств, научные организации областного уровня, негосударственные организации научного обслуживания, добровольные общественные объединения научных работников.
Органы государственной власти области осуществляют следующие полномочия:
1) областная Дума:
а) утверждает программы по решению важнейших научно-технических проблем областного значения;
б) устанавливает объемы финансирования научной и научно-технической деятельности из областного бюджета и нормативы отчислений бюджетных средств в областные внебюджетные фонды поддержки науки и образования;
в) образовывает областные внебюджетные фонды поддержки науки и образования;
2) Правительство области:
а) обеспечивает реализацию программ по решению важнейших областных научно-технических проблем;
б) осуществляет финансирование научной и научно-технической деятельности из областного бюджета;
в) через отраслевые органы управления обеспечивает работу научных учреждений областного подчинения;
г) осуществляет контроль за деятельностью научных организаций федерального уровня по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти области.
Статья 59. Культура и искусство
Систему учреждений культуры и искусства области составляют:
а) государственные театрально-зрелищные предприятия;
б) массовые государственные библиотеки;
в) государственные клубные учреждения;
г) государственные музеи и их филиалы;
д) государственные парки культуры и отдыха;
е) другие учреждения культуры и искусства, осуществляющие деятельность в сфере культуры.
Органы государственной власти области обеспечивают осуществление государственной политики в сфере культуры, искусства и использования историко-культурного наследия:
1) областная Дума:
а) утверждает областные программы развития культуры и искусства;
б) устанавливает нормативы финансирования культуры;
в) устанавливает дополнительные к установленным федеральными органами государственной власти льготы, виды и нормы материального обеспечения организаций и работников культуры;
г) контролирует обеспечение государственных гарантий и создание условий для сохранения и развития культур народов, проживающих на территории области;
д) обеспечивает совместно с Правительством области создание условий для реализации жителями области права на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
2) Правительство области:
а) содействует реализации федеральной политики в сфере культуры и искусства;
б) разрабатывает и обеспечивает выполнение областных программ развития культуры и искусства.
Органы местного самоуправления обеспечивают работу муниципальных учреждений культуры.
Статья 60. Физическая культура и спорт
В области создаются условия для занятий физической культурой и спортом, поддерживаются традиционные виды спорта, создаются условия для внедрения и развития новых видов.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти области самостоятельно осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 61. Организация охраны здоровья населения области
Органы государственной власти области принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряют деятельность по укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, организуют на территории области функционирование лечебных и профилактических учреждений.
Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют привлечение средств предприятий на развитие объектов здравоохранения путем предоставления льгот по аренде, налогообложению в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обеспечивают деятельность муниципальных учреждений здравоохранения.
Статья 62. Социальная защита населения
На основе решений областной Думы, с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных объединений Правительство области принимает меры по социальной защите населения.
Органы государственной власти области и местного самоуправления содействуют созданию новых рабочих мест, переобучению граждан новым профессиям.
Областная Дума по представлению Правительства области утверждает критерии социальной поддержки малоимущих граждан, выплаты дополнительных пособий по безработице и основания их выплаты.
Правительство области обеспечивает исполнение законодательства о занятости населения и социальной защите граждан, работающих на предприятиях независимо от форм собственности, разрабатывает мероприятия по дополнительным мерам защиты инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных групп граждан.
Глава VII. Законодательная (представительная) власть области
Статья 63. Осуществление власти населением
Законодательная (представительная) власть в области осуществляется населением непосредственно и через областную Думу.
Статья 64. Областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти области
Областная Дума - постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти области.
Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений, заявлений, обращений и осуществления контрольной деятельности.
Нормативные и иные правовые акты, принятые областной Думой в пределах ее компетенции и вступившие в законную силу, обязательны для исполнения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Областная Дума имеет статус юридического лица.
Статья 65. Выборы областной Думы
Областная Дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается принимаемым ею законом области.
Статья 66. Организация работы областной Думы
Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на 15-й день после избрания. Первое заседание областной Думы открывает председатель избирательной комиссии Саратовской области.
С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.
Заседания областной Думы являются открытыми. Порядок и формы деятельности областной Думы определяются ее Регламентом.
Областная Дума вправе в соответствии с Регламентом принять решение о проведении закрытого заседания.
Областная Дума избирает из своего состава Председателя областной Думы и его заместителей.
Председатель областной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком областной Думы.
Областная Дума образует постоянные, временные комитеты и комиссии, рабочие группы. Общественные комиссии и рабочие группы возглавляют депутаты областной Думы.
Для осуществления контроля за исполнением законов области, областного бюджета и состоянием законности областная Дума может создавать контрольные комиссии, созыв и порядок деятельности которых определяется Регламентом областной Думы.
Областная Дума, ее комитеты могут проводить слушания по вопросам жизнедеятельности области и разрабатываемым законопроектам.
Статья 67. Предметы ведения областной Думы
К ведению областной Думы относятся:
а) принятие Устава (Основного Закона) области и внесение в него изменений и дополнений;
б) согласование договоров (соглашений), заключаемых Правительством области с субъектами Российской Федерации, хозяйствующими и иными субъектами иностранных государств, по вопросам торгово-экономического сотрудничества, платежных и кредитных отношений;
в) принятие законов области и постановлений, внесение в них изменений и дополнений, толкование принятых законов, осуществление контроля за их исполнением;
г) утверждение по представлению Губернатора области областного бюджета и отчета о его исполнении, контроль за его исполнением;
д) утверждение изменений в административно-территориальном устройстве области с учетом мнения населения соответствующих населенных пунктов;
е) образование областных внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов об их использовании;
ж) установление областных налогов, сборов и других обязательных платежей, а также порядка их взимания, определение порядка выпуска областных займов и ценных бумаг;
з) определение порядка использования земли и других природных ресурсов областного значения, охраны объектов истории, культуры и природы, приватизации имущества области, передачи объектов государственной собственности области в муниципальную;
и) установление основ государственного управления областью;
к) установление порядка организации местного самоуправления;
л) учреждение областных наград и почетных званий;
м) согласование кандидатур на должности Председателя Правительства области, первых заместителей и заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области и других должностных лиц области в соответствии с законодательством;
н) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и внебюджетных фондов областная Дума образует Счетную палату Саратовской области.
Руководители органов федерального подчинения на территории области назначаются на должности по согласованию с органами государственной власти области в соответствии с действующим законодательством.
Статья 68. Законодательная инициатива областной Думы
Областная Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации от имени области как субъекта Российской Федерации.
Статья 69. Право областной Думы обращаться в суд
Областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды Российской Федерации для разрешения споров, защиты прав и законных интересов области.
Статья 70. Досрочное прекращение деятельности областной Думы
Областная Дума прекращает свою деятельность досрочно на основании решения о самороспуске либо по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Статья 71. Избрание депутата областной Думы
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. Гражданин, отвечающий этим требованиям, может избираться депутатом областной Думы неоднократно.
Депутатами областной Думы не могут быть государственные и муниципальные служащие, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Избранный депутат после подтверждения его полномочий областной Думой, а также ежегодно должен представлять декларацию об имеющихся у него собственности и доходах.
Статья 72. Статус депутата областной Думы
Статус и полномочия депутата областной Думы определяются законом области. Депутаты областной Думы по ее решению могут работать на постоянной оплачиваемой основе.
Статья 73. Председатель областной Думы
Председатель областной Думы избирается на заседании областной Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы и исполняет свои обязанности до прекращения полномочий областной Думы.
Председатель областной Думы подотчетен областной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании областной Думы по инициативе одного или нескольких комитетов областной Думы.
Председатель областной Думы:
а) представляет областную Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;
б) осуществляет руководство подготовкой заседаний областной Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение областной Думы;
в) созывает и ведет заседания областной Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня; обеспечивает соблюдение Регламента областной Думы;
г) подписывает постановления областной Думы, протоколы заседаний, другие документы областной Думы;
д) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.
Статья 74. Счетная палата Саратовской области
Счетная палата Саратовской области является органом областного государственного финансового контроля, действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Счетная палата образуется Саратовской областной Думой и подотчетна ей.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется законодательными актами Российской Федерации и области, законом о Счетной палате Саратовской области.
Глава VIII. Исполнительная власть области
Статья 75. Исполнительные органы государственной власти области
Исполнительную власть в области осуществляет Губернатор области непосредственно и через Правительство области, возглавляемое Председателем Правительства области.
Статья 76. Губернатор области
Губернатор области является высшим должностным лицом исполнительной власти области.
Статус Губернатора области устанавливается законом области.
Статья 77. Выборы Губернатора области
Губернатор области избирается населением области путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Губернатора области более двух раз подряд.
Порядок выборов Губернатора области определяется Законом области.
Статья 78. Присяга Губернатора области
Губернатор области вступает в должность с момента принесения присяги:
"Вступая в должность Губернатора Саратовской области, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы Саратовской области.".
Присяга приносится на совместном заседании областной Думы и Правительства области не позднее десяти дней со дня избрания Губернатора области.
Статья 79. Полномочия Губернатора области
Губернатор области непосредственно или через органы исполнительной власти области решает вопросы социально-экономической жизни области, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции по вопросам своей компетенции.
Губернатор области:
а) обеспечивает и защищает права и свободы граждан, территориальную целостность области, законность и правопорядок;
б) подписывает законы области и в установленном порядке обнародует нормативные правовые акты области;
в) определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей области;
г) устанавливает структуру исполнительной власти области, формирует органы исполнительной власти и определяет их полномочия;
д) назначает и освобождает вице-губернаторов области, устанавливает их полномочия;
е) назначает и освобождает с согласия областной Думы Председателя Правительства области; назначает по представлению Председателя Правительства области и по согласованию с областной Думой первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и освобождает их от должности по представлению Председателя Правительства области; назначает и освобождает по представлению Председателя Правительства области министров области; принимает отставку Правительства области; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к указанным должностным лицам;
ж) назначает и освобождает в соответствии с действующим законодательством руководителей других органов исполнительной власти области;
з) координирует деятельность Правительства области и контролирует исполнение полномочий Правительства области, закрепленных в настоящем Уставе (Основном Законе) области и законах области;
и) от имени области своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде в рамках полномочий, установленных настоящим Уставом (Основным Законом) области; заключает и подписывает в установленном порядке от имени области договоры и соглашения;
к) представляет или поручает представлять иным лицам интересы области в федеральных органах государственной власти;
л) согласовывает назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке;
м) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;
н) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов, принятие которых находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти;
о) представляет область на официальных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;
п) приостанавливает и отменяет полностью или в части действие правовых актов органов исполнительной власти области;
р) оспаривает в суде противоречащие действующему законодательству правовые акты областной Думы, органов местного самоуправления;
с) представляет к государственным наградам Российской Федерации, награждает почетными грамотами и иными знаками отличия области в соответствии с действующим законодательством;
т) учреждает и формирует совещательные и консультативные органы при Губернаторе области;
у) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом (Основным Законом) области, другими законами области.
В случаях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих безопасности и здоровью жителей области, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения области, поддержанию правопорядка, Губернатор области принимает необходимые меры по предупреждению опасных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.
По вопросам своей компетенции Губернатор области принимает постановления и издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории области.
Губернатор области имеет гербовую печать.
В случае отсутствия Губернатора области его полномочия исполняет Председатель Правительства области.
Статья 80. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области
Губернатор области прекращает исполнение полномочий досрочно в случаях:
1) отставки по личному заявлению о сложении полномочий;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
3) утраты им гражданства Российской Федерации;
4) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Отставка Губернатора области принимается областной Думой на основании его письменного заявления. При непринятии отставки Губернатор области исполняет свои обязанности в течение двух месяцев со дня подачи заявления, после чего он вправе сложить с себя полномочия.
Отрешение Губернатора области от должности возможно в случае нарушения им федеральных законов, настоящего Устава (Основного Закона) области и других законов области в порядке, установленном федеральным законодательством.
При досрочном прекращении полномочий Губернатора области его права и обязанности переходят в полном объеме к Председателю Правительства области. Областная Дума в течение месяца со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора области назначает досрочные выборы Губернатора области, которые проводятся не позднее четырех месяцев со дня назначения выборов.
Статья 81. Полномочия Губернатора области в областной Думе
Губернатор области вправе:
а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях областной Думы;
б) предлагать вопросы в повестку дня заседания областной Думы;
в) вносить на рассмотрение областной Думы проекты законов области и иных правовых актов;
г) выступать с докладами или содокладами по вопросам повестки дня заседания областной Думы;
д) иметь постоянного представителя в областной Думе;
е) делегировать на заседания областной Думы представителей других органов исполнительной власти области;
ж) вносить правовые акты областной Думы на повторное рассмотрение.
Проекты правовых актов, внесенные Губернатором области, подлежат первоочередному рассмотрению в областной Думе.
Статья 82. Доклад Губернатора области в областной Думе
Губернатор области ежегодно представляет областной Думе доклад о деятельности органов исполнительной власти по социально-экономическому развитию области.
Статья 83. Правительство области
Правительство области является коллегиальным органом исполнительной власти области.
Правительство области состоит из Председателя Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области, руководителей других органов исполнительной власти области.
Правительство области возглавляет Председатель Правительства области.
Правительство области ответственно перед Губернатором области и слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором области.
Правительство области подконтрольно областной Думе по вопросам исполнения законов области.
Освобождение от должности Председателя Правительства области влечет за собой отставку Правительства области.
Правительство области является юридическим лицом.
Правительство области принимает постановления и распоряжения, которые подписываются Председателем Правительства области.
Статья 84. Председатель Правительства области, первые заместители Председателя Правительства области, заместители Председателя Правительства области и их полномочия
Председатель Правительства области назначается на должность и освобождается от должности Губернатором области с согласия областной Думы.
Областная Дума вправе выступить с предложением об отставке Председателя Правительства области.
Предложение по кандидатуре Председателя Правительства области вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность Губернатора области или после отставки Правительства области либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры областной Думой.
Областная Дума рассматривает представленную Губернатором области кандидатуру Председателя Правительства области не позднее двух недель со дня внесения предложения о кандидате.
До назначения в установленном порядке Председателя Правительства области его полномочия может исполнять Губернатор области.
Первые заместители и заместители Председателя Правительства области назначаются на должность Губернатором области по представлению Председателя Правительства области и по согласованию с областной Думой. Указанные должностные лица освобождаются от должности Губернатором области по представлению Председателя Правительства области.
Статья 85. Отрасли и сферы деятельности Правительства области
Правительство области осуществляет свою деятельность в следующих отраслях и сферах государственного управления:
а) планирование, бюджет, финансы и учет;
б) управление собственностью области, взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности;
в) контроль за использованием земельного фонда и других природных ресурсов, охраной окружающей природной среды;
г) жилищное хозяйство;
д) благоустройство территории;
е) промышленность и сельское хозяйство;
ж) энергетика, инженерное обеспечение;
з) строительство и реконструкция;
и) транспорт, дорожное хозяйство;
к) связь и коммуникации;
л) торговля, общественное питание, коммунальное, бытовое и иные виды обслуживания населения;
м) труд и занятость населения;
н) здравоохранение, социальное обеспечение;
о) образование, культура и спорт;
п) законность, порядок и безопасность, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности;
р) предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;
с) иные сферы, связанные с обеспечением жизнедеятельности области.
Управление отраслями и сферами, обслуживающими население, осуществляется с учетом предложений органов местного самоуправления и носит характер регулирования и координации.
Статья 86. Полномочия Правительства области
В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 85 настоящего Устава (Основного Закона) области, Правительство области:
а) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы социально-экономического развития области, проекты областного бюджета и консолидированного бюджета области; определяет источники доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов области; обеспечивает выполнение принятых программ и областного бюджета; представляет областной Думе отчеты об исполнении областного бюджета;
б) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику в области, принимает меры по ограничению монополизма;
в) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует организации государственного и частного страхования и единой системы учета и статистики;
г) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране его труда и здоровья, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
д) осуществляет мероприятия по развитию образования, охране семьи, материнства и детства; разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; принимает меры по реализации государственной молодежной политики;
е) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития предприятий торговли, бытового и других видов обслуживания населения; осуществляет мероприятия по защите прав потребителей;
ж) организует строительство объектов областного значения за счет средств областного бюджета; утверждает градостроительные нормативы и документацию, организует лицензирование строительного производства;
з) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию, выдает лицензии на недропользование; организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
и) обеспечивает рациональное размещение производительных сил; содействует комплексному экономическому и социальному развитию муниципальных образований области;
к) осуществляет внешнеэкономические связи;
л) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области, охране всех форм собственности, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
м) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению порядка и безопасности граждан, общества, государства;
н) отменяет в пределах своей компетенции полностью или в части правовые акты органов исполнительной власти области;
о) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты областной Думы, органов местного самоуправления;
п) организует воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и сборы по мобилизации, выполняет мобилизационные планы и задания, участвует в планировании и обеспечении мероприятий по гражданской территориальной обороне;
р) осуществляет мероприятия по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти области, настоящим Уставом (Основным Законом) области и законами области.
Статья 87. Заключения Правительства области по законопроектам области
Правительство области представляет обязательные заключения по проектам нормативных актов области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске областных займов, об изменении финансовых обязательств области, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет областного бюджета.
Статья 88. Согласование правовых актов органов государственной власти области
Постановления и распоряжения Губернатора области и Правительства области направляются в трехдневный срок со дня принятия в областную Думу. Областная Дума вправе обратиться к Губернатору области и в Правительство области с предложением о внесении изменений и дополнений в указанные акты или об их отмене, может обжаловать их в судебном порядке.
Правовые акты, принятые областной Думой, направляются в установленном порядке Губернатору области и в Правительство области, которые могут обратиться в областную Думу с предложением об их приостановлении, отмене, дополнении и изменении, обжаловать в судебном порядке.
Статья 89. Порядок разрешения споров
Споры между органами государственной власти области по вопросам их полномочий, принятия правовых актов и иным вопросам решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. При отсутствии согласия по истечении установленного срока спор разрешается в судебном порядке.
Глава IX. Судебная власть
Статья 90. Органы правосудия
Судебная власть в области осуществляется судами в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 91. Судебная система
Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Глава X. Основы государственной и муниципальной службы в области
Статья 92. Государственная служба области
Служба граждан Российской Федерации в областной Думе, аппарате Губернатора области, Правительстве области, других органах исполнительной власти области (государственная служба Саратовской области) регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом (Основным Законом) области, законами области.
Статья 93. Государственный служащий
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Лица, замещающие должности в органах государственной власти области в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы области, считаются состоящими на государственной службе.
Статус государственных служащих определяется федеральным законом и законом области.
Статья 94. Муниципальный служащий
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, уставом муниципального образования, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статус муниципальных служащих определяется федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) области, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований.
Глава XI. Правовые акты органов государственной власти области
Статья 95. Правовые акты органов государственной власти области
Правовые акты принимают областная Дума, Губернатор области, Правительство области и другие органы исполнительной власти области.
Принятые законы области в течение 7 дней направляются Губернатору области для подписания и обнародования.
Губернатор области в течение 10 дней подписывает законы области и обнародует их.
Если Губернатор области в течение 10 дней с момента поступления закона области отклонит его, то областная Дума в установленном порядке вновь рассматривает его. Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы, он подлежит подписанию Губернатором области в течение 3 дней и обнародованию.
Статья 96. Право законодательной инициативы
Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Губернатору области, депутатам областной Думы, Правительству области, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований области. Право законодательной инициативы принадлежит также Саратовскому областному суду, арбитражному суду Саратовской области по вопросам их ведения.
Статья 97. Основания приостановления и отмены правовых актов областной Думы, Губернатора области, Правительства области
Основаниями для рассмотрения и признания незаконными правовых актов областной Думы, Губернатора области, Правительства области могут быть:
а) обжалование акта;
б) протест прокурора;
в) обжалование Губернатором области законов области и постановлений областной Думы;
г) обжалование областной Думой постановлений и распоряжений Губернатора области;
д) результаты проверок контрольных федеральных органов.
Приостановление (отмена) правовых актов областной Думы, Губернатора области или Правительства области осуществляется органом, принявшим акт, либо в судебном порядке.
Статья 98. Публикация и толкование правовых актов
Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти области устанавливается законом области.
Официальное толкование вступивших в силу правовых актов дают органы, принявшие акты.
Глава XII. Обеспечение порядка и безопасности в области
Статья 99. Обязанность соблюдать и охранять порядок и безопасность
Граждане, должностные лица, а также юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны соблюдать требования государственного порядка, порядка управления, общественного порядка и правила безопасности личности, общества, государства.
Все государственные органы на территории области, должностные лица обязаны обеспечивать и охранять в пределах своей компетенции государственный порядок, порядок управления, общественный порядок, правила безопасности личности, общества, государства и нести ответственность за обеспечение и охрану порядка и безопасности.
Статья 100. Надзор за законностью на территории области
Надзор за законностью на территории области в соответствии с федеральным законодательством осуществляют органы прокуратуры.
Статья 101. Органы внутренних дел. Милиция
Органы внутренних дел на территории области призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств, вести активную борьбу с преступлениями и другими правонарушениями.
Начальник управления внутренних дел области назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Губернатором области и областной Думой.
Органы местного самоуправления вправе дополнительно за счет средств местных бюджетов и долевого участия физических и юридических лиц создавать милицию общественной безопасности (муниципальная милиция), подразделения муниципальной пожарной охраны.
Статья 102. Обеспечение безопасности
Безопасность личности, общества и государства на территории области в соответствии с действующим законодательством обеспечивают территориальные органы соответствующих федеральных служб.
Областная Дума и Правительство области получают информацию о деятельности названных государственных структур и координируют их деятельность в пределах своей компетенции.
На территории области запрещается использование вооруженных сил и других вооруженных формирований, подразделений милиции против своего народа, в том числе во время мирных демонстраций, шествий, митингов, пикетов.
Статья 103. Адвокатура. Нотариат
Органы государственной власти области оказывают содействие адвокатуре и нотариату в объеме и формах, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 104. О правовом статусе граждан в условиях чрезвычайного положения
Вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения в области, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
На период чрезвычайного положения применяются лишь те ограничения, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В случае введения на территории области чрезвычайного положения, а также на период мобилизации органы государственной власти области продолжают осуществлять свои полномочия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Глава XIII. Местное самоуправление в области
Статья 105. Право на местное самоуправление
В области гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 106. Муниципальные образования
Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях.
Жители осуществляют свои полномочия непосредственно (выборы, референдум, собрания, сходы, конференции) и через образуемые ими органы местного самоуправления.
Территория муниципального образования может быть изменена с учетом мнения жителей соответствующих населенных пунктов.
Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность гласно и под контролем жителей.
Статья 107. Порядок формирования органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления формируются в порядке, установленном федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований.
Статья 108. Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления
Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления составляют вопросы местного значения в пределах, установленных действующим законодательством, а также отдельные государственные полномочия органов исполнительной власти области, переданные органам местного самоуправления законом области.
Реализация переданных органам местного самоуправления государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации, создавать совместные органы.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе принимать правовые акты по вопросам своей компетенции, обязательные для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований.
Правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить федеральным законам, настоящему Уставу (Основному Закону) области и законам области.
Статья 109. Гарантии местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальное имущество, природные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления.
Органы государственной власти области обеспечивают создание условий для выравнивания уровня жизни на территориях муниципальных образований.
Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственных органов области, компенсацию в случаях нанесения ущерба муниципальному образованию, его природной среде в результате производственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Порядок и основания прекращения полномочий органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований.
Статья 110. Территориальное общественное самоуправление
По инициативе населения муниципальных образований на части их территорий может формироваться территориальное общественное самоуправление (уличные, поселковые, квартальные и иные комитеты, советы) в порядке, установленном законом области.
Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления некоторые свои функции, материальные и финансовые ресурсы на договорной основе в соответствии с федеральными законами и законами области.
Глава XIV. Заключительные положения
Статья 111. Принятие Устава (Основного Закона) Саратовской области, вступление его в силу
Устав (Основной Закон) области принимается областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Устав (Основной Закон) области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правовые акты области, действующие на ее территории до вступления в силу настоящего Устава (Основного Закона) области, применяются в части, не противоречащей Уставу (Основному Закону) области.
Статья 112. Поправки к Уставу (Основному Закону) области. Пересмотр Устава (Основного Закона) области
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) области могут вносить: Председатель областной Думы, Губернатор области, Правительство области, группа депутатов областной Думы численностью не менее семи человек, население - путем сбора не менее 25000 подписей, Саратовский областной суд, арбитражный суд Саратовской области, прокурор Саратовский области, а также муниципальные образования (по инициативе не менее трех).
Поправки и предложения к Уставу (Основному Закону) области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Саратовской области от 6 мая 1999 г. N 20-ЗСО "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Саратовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.