Об итогах социально-экономического развития города за I полугодие 2005 г. см. решение коллегии при мэре города Саратова от 27 июля 2005 г. N 5
Заслушав и обсудив доклад "Об итогах социально-экономического развития Саратовской области за 2003 год и задачах на 2004 год", собрание актива считает, что в результате совместных действий органов исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов власти, коллективов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в прошедшем году удалось обеспечить стабильное, динамичное развитие, сохранить общественное согласие, укрепить социальное партнерство.
Решение собрания актива области 2003 года в основном выполнено.
Валовой региональный продукт превысил 126 млрд. рублей, темп роста к уровню прошлого года составил 108,1 процента. Объемы промышленного, сельскохозяйственного производства, грузооборота транспорта росли более высокими темпами, чем в целом по Российской Федерации, внешнеторговый оборот впервые достиг 1,3 млрд. долларов США.
Среднемесячная заработная плата выросла на 25 процентов и составила 3317 рублей. Реальные денежные доходы населения возросли на 13,8 процента.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась за прошедший год с 36 до 23 процентов, или на 338,3 тыс. человек. Снизился уровень безработицы. Инфляция составила 10 процентов против 12 процентов в 2002 году.
Достигнутый рост в основных отраслях экономики позволил увеличить на 27,5 процента собственные доходы бюджета области. Консолидированный бюджет области составил 20,9 млрд. рублей, из которых 9,6 млрд. рублей, или 46,4 процента, были направлены на финансирование отраслей социальной сферы.
Вместе с тем не все задачи, поставленные на 2003 год, удалось выполнить в полном объеме:
заработная плата увеличилась на 25 процентов против 30, предусмотренных решением собрания актива;
объемы производства на предприятиях промышленности строительных материалов и легкой промышленности снижены соответственно на 3,3 и 2,5 процента;
объем произведенной валовой продукции сельскохозяйственной отрасли не достиг намеченного уровня, прежде всего в связи с сокращением производства продукции животноводства в общественном секторе;
не выполнены задания по вводу жилья, строительству и ремонту дорог (70, 90 и 86 процентов соответственно).
Собрание актива области считает главными задачами в 2004 году:
последовательное повышение уровня жизни населения области и ликвидацию бедности за счет роста заработной платы работающим и оказания адресной социальной поддержки малоимущим;
обеспечение конституционных прав жителей области на труд за счет создания новых рабочих мест массовых профессий с достойным уровнем оплаты труда, эффективного регулирования спроса и предложения на рабочую силу;
укрепление института семьи, защиту материнства и детства, воспитание патриотизма, гражданской позиции у подрастающего поколения, формирование у жителей области норм и практики здорового образа жизни;
создание условий для повышения доступности жилья;
дальнейшее развитие диалога и взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти области и бизнеса, согласование стратегических интересов области в целом и интересов ее отдельных рыночных субъектов, обеспечение равной конкурентной среды для всех форм собственности;
сохранение опережающих темпов роста в базовых отраслях экономики по сравнению со среднероссийским уровнем и увеличение объема валового регионального продукта до 150 млрд. рублей, дальнейшие шаги по интеграции области в общемировое экономическое пространство;
повышение качества социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и бюджетного планирования, реорганизация административно-управленческого аппарата за счет последовательного сокращения избыточных и дублирующих государственных функций, включение области в полномасштабную административную реформу;
поддержка развития малого и среднего бизнеса как стабильного источника собственных доходов при формировании местных бюджетов и основы формирования в области среднего класса.
Для реализации поставленных задач необходимо:
Правительству Саратовской области во взаимодействии с федеральными органами законодательной и исполнительной власти:
осуществить необходимые меры по обеспечению реализации на территории области Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (отв. - Хазов Г.В, Титаев А.А., Степанов А.А., Ларионов А.А., Усков Е.И., Владимиров Н.В.);
продолжить реформирование системы органов государственного управления в рамках федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации" (2003-2005 годы) (отв. - Вахлаев А.А.);
обратиться к депутатам Государственной Думы, избранным от Саратовской области, с наказом: добиться при формировании бюджета Российской Федерации на 2005 год в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределения налоговых поступлений в пропорции 50 процентов в федеральный бюджет - 50 процентов в региональные бюджеты (отв. - Ларионов А.С.);
в социально-трудовой сфере:
разработать проект закона Саратовской области "О развитии персонала" и проект программы развития персонала на 2005-2007 годы (отв. - Левин А.И.);
развивать несельскохозяйственную занятость населения на основе реализации принципов комплексности развития сельских территорий (отв. - Катков А.П., Фогель А.Ф.);
обеспечить проведение в 2004 году единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся образовательных учреждений области по предметам "русский язык", "география", "обществознание" в рамках эксперимента по отработке общероссийской системы единых государственных экзаменов (отв. - Чепляев В.Л.);
обеспечить охват дошкольным воспитанием не менее 75 процентов детей (отв. - Чепляев В.Л.);
продолжить подключение общеобразовательных школ к сети Интернет и обучить современным информационным технологиям не менее 1000 учителей и руководителей образовательных учреждений (отв. - Чепляев В.Л.);
организовать круглогодичное оздоровление и отдых не менее 12 тысяч детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке (отв. - Левин А.И.);
увеличить охват физической культурой и спортом до 17 процентов взрослого населения области, занятиями в спортивных школах детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет - до 22 процентов (отв. - Марченко А.Б.);
осуществить комплекс мер по подготовке и празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (отв. - Левин А.И., Брызгалов М.А., Чепляев В.Л.);
обеспечить участие саратовских спортсменов в XXVIII Летних и XII Параолимпийских играх 2004 года в г. Афины (Греция) (отв. - Марченко А.Б.);
обеспечить доступность первичной врачебной медицинской помощи жителям удаленных сельских населенных пунктов области посредством реформирования амбулаторной помощи по принципу "врача общей практики" и "семейного врача" (отв. - Новиков А.В.);
сделать доступным льготное лекарственное обеспечение ветеранов в удаленных селах области через систему аптечных пунктов (отв. - Левин А.И.);
в сфере инвестиционной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства:
принять меры по привлечению инвестиций в экономику и социальную сферу области в объеме не менее 50 млрд. рублей (отв. - Степанов А.А., Лисовский С.М., Соколов А.И., Фогель А.Ф., Джлавян Г.Д., Земсков Ю.Л., Левин А.И., Чепляев В.Л., Новиков А.В., Брызгалов М.А.);
разработать и утвердить план инвестиционного развития социальной и инженерной инфраструктуры области до 2008 года с учетом уровня фактической обеспеченности и недопущения роста незавершенного строительства (отв. - Степанов А.А., Земсков Ю.Л., Лисовский С.М., Соколов А.И., Фогель А.Ф., Джлавян Г.Д., Левин А.И., Чепляев В.Л., Новиков А.В., Брызгалов M.A.);
обеспечить в полном объеме реализацию областных целевых программ "Строительство жилья для работников бюджетной сферы на 2002-2005 годы", "Обеспечение жильем молодых семей до 2010 года", "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы" (отв. - Земсков Ю.Л., Степанов А.А., Лисовский С.М., Соколов А.И., Фогель А.Ф., Джлавян Г.Д., Левин А.И., Чепляев В.Л., Новиков А.В., Брызгалов М.А.);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название программы следует читать: "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы"
Постановлением Саратовской областной Думы от 28 декабря 2005 г. N 48-1951 программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы признана утратившей силу
Постановлением Саратовской областной Думы от 28 декабря 2005 г. N 48-1951 программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы признана утратившей силу
разработать и утвердить областную комплексную целевую программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы и на период до 2015 года", ориентированную на достижение среднего ежегодного ввода жилья в объемах не менее 1 кв.м на жителя области (отв. - Земсков Ю.Л., Степанов А.А., Фогель А.Ф.);
разработать организационно-технические и нормативно-правовые мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту существующего жилищного фонда (отв. - Земсков Ю.Л.);
завершить процедуру приема на балансы энергоснабжающих организаций бесхозных электрических сетей и коммуникаций и составление реестра котельного оборудования на территории области (отв. - Соколов А.И.);
в сфере промышленной и инновационной политики и развития предпринимательства:
продолжить практику заключения договоров с крупными бизнес-группами в интересах региона для развития ресурсной, материально-технической и финансовой базы области (отв. - Лисовский С.М., Соколов А.И.,);
увеличить объем промышленного производства на 6,5 процента за счет совершенствования управления промышленными предприятиями и внедрения новых производственных технологий в наукоемких и высокотехнологичных отраслях (отв. - Лисовский С.М.);
принять исчерпывающие меры к ликвидации убыточных предприятий во всех отраслях экономики в соответствии с действующим законодательством (отв. - Степанов А.А., Лисовский С.М., Фогель А.Ф., Соколов А.И., Джлавян Г.Д., Земсков Ю.Л.);
увеличить до 550 количество пунктов коллективного доступа в Интернет (отв. - Лисовский С.М., Чепляев В.Л.);
сократить количество нетелефонизированных населенных пунктов области с 250 до 100, содействовать полному охвату территории области сотовой связью (отв. - Лисовский С.М.);
обеспечить выработку 40 млрд. КВт-ч электроэнергии и не менее 14 тыс. Гкал тепловой энергии (отв. - Соколов А.И.);
развивать деятельность центра субконтрактации при Саратовской губернской торгово-промышленной палате для получения малыми предприятиями области заказов от крупных российских и зарубежных промышленных предприятий малым предприятиям области (отв. - Фатеев М.А., Степанов А.А., Лисовский С.М.);
создать условия для увеличения до 25 процентов доли налогов малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений (отв. - Степанов А.А., Фатеев М.А., Лисовский С.М., Фогель А.Ф., Соколов А.И., Земсков Ю.Л., Джлавян Г.Д., Макрушин А.В., Ларионов А.А., Новиков А.В., Брызгалов М.А., Левин А.И., Чепляев В.Л.);
сократить до оптимального уровня количество областных государственных унитарных предприятий (отв. - Степанов А.А., Земсков Ю.Л., Лисовский С.М., Соколов А.И., Фогель А.Ф., Джлавян Г.Д., Марченко А.Б., Никифоров И.В.);
сформировать реестр неиспользуемых производственных мощностей и площадей, принять меры по их загрузке и вовлечению в хозяйственный оборот (отв. - Степанов А.А., Усков Е.И., Харитонов А.П., Земств Ю.Л., Лисовский С.М., Соколов А.И., Фогель А.Ф., Джлавян Г.Д.);
в сфере сельского хозяйства и землепользования:
обеспечить производство зерна в объеме не менее 3,5 млн. тонн, подсолнечника на маслосемена - 311 тыс. тонн, сахарной свеклы - 200 тыс. тонн, мяса скота и птицы в живом весе - 200 тыс.тонн, молока - 870 тыс. тонн, яиц - 890 млн. штук (отв. - Фогель А.Ф.);
обеспечить привлечение средств федерального бюджета в рамках реализуемых федеральных и областных целевых программ по развитию сельской территории в объеме не ниже уровня 2003 года, продолжить практику государственной поддержки при страховании рисков в сельском хозяйстве (отв. - Фогель А.Ф., Ларионов А.С., Степанов А.А.);
продолжить работу по разграничению государственной собственности на землю (отв. - Усков Е.И., Харитонов А.П., Владимиров Н.В.);
завершить работы по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения и земель водного фонда, уточнению состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения (отв. - Владимиров Н.В.);
обеспечить проведение выборочного статистического обследования сельскохозяйственных производителей - пробной переписи в III квартале 2004 года в Петровском и Пугачевском муниципальных образованиях области (отв. - Телятников Н.Б., Фогель А.Ф., Степанов А.А.).
Органам местного самоуправления:
обеспечить рациональное использование бюджетных средств, экономии и оптимизации расходов, сокращение муниципальных долговых обязательств, привлечение дополнительных доходов в местные бюджеты;
организовать и провести конкурсы социальных и культурных проектов с привлечением общественных организаций и бизнеса;
создать условия безбарьерного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
осуществить переход на систему адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг и создание предпосылок унификации всех видов социальной помощи;
обеспечить стабильное функционирование жилищно-коммунального хозяйства социальной сферы, подготовку объектов жизнеобеспечения к работе в зимних условиях 2004-2005 года;
обеспечить владельцам личных подворий предоставление информационно-консультационных услуг в сфере животноводства и растениеводства, транспортных и ветеринарных услуг, обустроенных торговых мест при реализации произведенной ими продукции;
принять меры по решению вопросов улучшения жилищных условий, обеспечения транспортом и средствами связи участковых инспекторов милиции.
Руководителям организаций, ассоциациям предпринимателей (Союз товаропроизводителей и работодателей области, Саратовская губернская торгово-промышленная палата и др.):
считать главной задачей в современных условиях повышение социальной ответственности бизнеса: рост налоговых платежей в бюджеты всех уровней, своевременную выплату заработной платы и повышение ее среднего размера до 5 тысяч рублей в месяц;
развивать коллективно-договорные отношения работодателей и наемных работников, предусматривающие развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
принять меры по снижению вредных производственных факторов на рабочих местах, улучшению условий и охраны труда работников, снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
создать систему стимулирования использования результатов интеллектуальной деятельности, применения в производстве продукции новых технологий, разработанных самостоятельно или приобретенных по лицензии, повысить ответственность со стороны предприятий за нарушение прав на интеллектуальную собственность третьих лиц;
предприятиям-недропользователям, осуществляющим поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на территории области, принять меры по неукоснительному выполнению лицензионных соглашений в части объемов и сроков проведения геологоразведочных работ, уровней добычи углеводородного сырья, выполнения природоохранных мероприятий и заключения социально-экономических договоров с муниципальными образованиями.
Профсоюзным и общественным организациям:
усилить контроль за соблюдением трудового законодательства в части установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, целевым использованием средств, предназначенных на оплату труда, своевременной их выплатой;
включать в коллективные договоры положения, предусматривающие обязательную индексацию заработной платы, сохранение рабочих мест, переподготовку и обучение новым профессиям высвобождаемых работников;
осуществлять совместную деятельность с правительством области, областной Думой при принятии ими управленческих решений, направленных на повышение качества жизни населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение собрания актива Саратовской области от 31 января 2004 г. "Итоги социально-экономического развития Саратовской области за 2003 год и задачи на 2004 год"
Текст решения опубликован в газете "Саратов-СП" от 10 февраля 2004 г. N 25 (976)