Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 30 декабря 2003 г. N 41-383
Муниципальная целевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей г. Саратова на 2004-2010 годы"
Паспорт Программы
Наименование программы Муниципальная целевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей
г. Саратова на 2004-2010 годы" (далее -
Программа)
Дата принятия решения Программа принята решением Саратовской
о разработке программы, городской Думы от 30.12.2003 N 41-383
дата ее утверждения
Заказчик программы Администрация г. Саратова
Основные разработчики Комитет по физической культуре и спорту,
программы комитет по капитальному строительству,
комитет по финансам администрации города
Цель и задачи программы Основная цель Программы - обеспечение
жильем молодых семей, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
Важнейшие целевые Обеспечить жильем около 4,8 тысяч
показатели молодых семей, ввести в эксплуатацию не
менее 162 тыс. кв.м нового жилья
в г. Саратове. Тем самым, достигнуть
укрепления семейных отношений и снижения
социальной напряженности в обществе, что
в свою очередь позволит положительно
повлиять на репродуктивное поведение
молодежи: увеличить количество
заключаемых браков, увеличить
рождаемость, снизить количество
расторгнутых браков.
Основные мероприятия - нормативно-правовое и методологическое
программы обеспечение мероприятий по улучшению
жилищных условий молодых семей;
- разработка и внедрение финансовых
и организационных механизмов оказания
муниципальной поддержки молодым семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных
условий;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных
ресурсов на финансирование строительства
жилья для молодых семей.
Сроки и этапы первый этап (2004-2005 годы) -
реализации программы разработка правовой, финансовой и
2004-2010 годы: организационной базы муниципальной
поддержки молодых семей, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, отработка
механизмов предоставления субсидии и
кредитов на строительство (приобретение)
жилья;
второй этап (2006-2010 годы) -
совершенствование методологической и
нормативной базы обеспечения жильем
молодых семей, внедрение механизмов
реализации Программы в г. Саратове
Исполнители программы и Комитет по физической культуре и спорту,
основных мероприятий комитет по капитальному строительству,
комитет правового обеспечения и
взаимодействия с правоохранительными
органами, комитет по экономике и
инвестиционной политике, комитет по
финансам
Объемы и источники Объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составляет 1 692,141 млн.
программы рублей, из них:
- 541,234 млн. рублей - бюджетные
средства, в том числе
федеральный бюджет - 321,169 млн.
рублей:
2004 г. - 35,815 млн. руб.
2005 г. - 39,543 млн. руб.
2006 г. - 43,107 млн. руб.
2007 г. - 46,049 млн. руб.
2008 г. - 48,691 млн. руб.
2009 г. - 49,986 млн. руб.
2010 г. - 57,978 млн. руб.
областной бюджет - 101,523 млн.
рублей:
2004 г. - 11,748 млн. руб.
2005 г. - 12,704 млн. руб.
2006 г. - 13,565 млн. руб.
2007 г. - 14,439 млн. руб.
2008 г. - 15,211 млн. руб.
2009 г. - 15,787 млн. руб.
2010 г. - 18,069 млн. руб.
бюджет города - 118,542 млн. рублей:
2004 г. - 13,736 млн. руб.
2005 г. - 14,841 млн. руб.
2006 г. - 15,836 млн. руб.
2007 г. - 16,855 млн. руб.
2008 г. - 17,756 млн. руб.
2009 г. - 18,428 млн. руб.
2010 г. - 21,090 млн. руб.
внебюджетные источники - 1 150,907
млн. рублей, в том числе:
2004 г. - 134,534 млн. руб.
2005 г. - 144,660 млн. руб.
2006 г. - 153,592 млн. руб.
2007 г. - 163,314 млн. руб.
2008 г. - 171,864 млн. руб.
2009 г. - 178,925 млн. руб.
2010 г. - 204,018 млн. руб.
Ожидаемые конечные - обеспечение жильем около 4,8 тысяч
результаты реализации молодых семей, нуждающихся в улучшении
программы жилищных условий;
- строительство современного жилищного
фонда общей площадью 169 тыс. кв.м
Система организации Общий контроль за ходом реализации
контроля за исполнением Программы осуществляет администрация
программы города Саратова. Текущий контроль за
реализацией Программы осуществляет
комитет по физической культуре и спорту
администрации города путем заслушивания
ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых
и годовых отчетов комитетов
администрации города о реализации
мероприятий Программы, а также
контрольные и финансовые органы
администрации города в установленном
порядке. При предоставлении отчетов об
исполнении Программы указывается объем
средств, выделенных городу из
федерального и областного бюджетов с
указанием направления их расходования.
Отчет о ходе выполнения Программы
заслушивается в администрации города, на
заседаниях постоянной комиссии по
местному самоуправлению, вопросам
социальной сферы, законности, защите
прав населения Саратовской городской
Думы. Отчет утверждается Саратовской
городской Думой. Промежуточные отчеты
сдаются с периодичностью один раз в год.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В г. Саратове по состоянию на 1 января 2003 года проживает более 40 тыс. молодых семей, из которых более 12% нуждаются в улучшении жилищных условий.
В 2002-2003 году было заключено 9546 браков, расторгнуто - 4384, родилось 15089 детей. Ежегодно число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличивается на 5,5 процента. Если не принимать мер по решению жилищного вопроса молодых семей, то прогноз числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году составит более 7,5 тысяч семей.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Происходит приток молодых семей за счет переездов из других регионов и районов области. Для улучшения демографической ситуации в городе необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основные задачи Программы:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
- разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания муниципальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- мобилизация внебюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей и бюджетных ресурсов на предоставление субсидий для компенсации части затрат на строительство (приобретение) жилья, или на погашение процентной ставки кредитов, полученных на эти цели.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа обеспечения жильем молодых семей рассчитана на период с 2004 года по 2010 год.
Реализацию Программы планируется провести в два этапа:
первый этап (2004-2005 годы) - разработка правовой, нормативной и организационной базы муниципальной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья;
второй этап (2006-2010 годы) - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, внедрение механизмов реализации Программы в г. Саратове.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям (приложение 1):
- правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей;
- организационное обеспечение реализации Программы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Исходя из поставленных задач, проведен расчет потребности инвестиций на строительство и приобретение жилья для обеспечения жильем молодых семей.
На первом этапе реализации Программы для обеспечения жильем молодых семей необходимо ввести не менее 45 тыс. кв.м нового жилья.
С учетом возможностей бюджета города Саратова потребность в бюджетных инвестициях на первом этапе составляет 28,577 млн. рублей.
На втором этапе планируемый ввод жилья - 117 тыс. кв.м, потребность в инвестициях бюджета города Саратова - 89,965 млн. рублей.
Обеспечение жильем молодых семей будет осуществляться в виде квадратных метров жилья, полученных за счет обременений.
Предполагаемые источники финансирования строительства жилья:
млн. рублей
Всего 1 692,141
Бюджетные средства, 541,234
в том числе:
прогноз средств 118,542
муниципального бюджета в т.ч.
2004 г. - 13,736
2005 г. - 14,841
2006 г. - 15,836
2007 г. - 16,855
2008 г. - 17,756
2009 г. - 18,428
2010 г. - 21,090
прогноз привлечения средств областного
бюджета в форме субсидий 101,523
прогноз потребности в помощи
федерального бюджета в форме субвенций 321,169
Внебюджетные средства
в том числе: 1 150,907
прогноз привлечения средств 506,894
предприятий и организаций
прогноз привлечения средств населения 644,013
Конкретный размер инвестиций из областного и муниципального бюджетов определяется законом области о бюджете на очередной финансовый год, бюджетом города на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
6.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Юридические вопросы обеспечения жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, решаются в рамках жилищного законодательства.
Реализация Программы предполагает совершенствование городской нормативно-правовой базы, определяющей условия предоставления жилья молодым семьям.
Участник Программы - молодая семья (возраст одного из супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории города Саратова.
При этом должны учитываться следующие положения:
- сохраняется установленный порядок предоставления молодым семьям, стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, жилья из государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке по договорам социального найма;
- субсидии и ипотечные кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья, в том числе и за счет областного и муниципального бюджетов в пределах выделенных лимитов, будут являться основными формами оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
- молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка могут быть предоставлены субсидии за счет федерального, областного и городского бюджетов на компенсацию затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья;
- близким родственникам более старшего возраста, проживающим совместно с молодой семьей, разрешается участие в Программе при условии, что будет достигнуто решение жилищной проблемы молодой семьи без преференции;
- очередность предоставления субсидий и кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья определяется "Положением о порядке предоставления безвозмездной и возмездной помощи за счет средств бюджета города на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий", утверждаемым Саратовской городской Думой.
6.2. Механизм улучшения жилищных условий молодых семей
Для улучшения жилищных условий молодых семей будут совершенствоваться механизмы:
- предоставления жилья на условиях социального найма администрацией города в пределах норм общей площади и требований, определяемых Законом Саратовской области "О предоставлении жилья в Саратовской области";
См. Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО"О предоставлении жилых помещений в Саратовской области"
- предоставления молодым семьям, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и городского бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
- предоставления молодым семьям, изъявившим желание, долгосрочных ипотечных кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и не кредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов государственной власти области и муниципального образования;
- предоставления молодым семьям, изъявившим желание, вторичного муниципального жилья, использовавшегося ранее участниками Программы и сданного в муниципальный фонд;
- содействия администрации города Саратова при организации новых молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов.
6.3. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения жилищных проблем молодых семей формируются за счет бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных источников, в том числе собственных средств населения.
Реализация Программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
6.3.1. Использование бюджетных ресурсов
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и городского бюджетов, используемые для обеспечения жильем молодых семей.
Указанные средства направляются на:
- совместное финансирование строительства социального жилья;
- предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья молодым семьям;
- предоставление молодым семьям при рождении ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение жилья), или погашение части процентной ставки по кредитам (займам) кредитных организаций.
6.3.2. Привлечение внебюджетных ресурсов
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- кредиты банков;
- облигационные займы (эмиссии жилищных сертификатов);
- средства организаций, направляемые на предоставление субсидий, ссуд и займов своим работникам;
- средства населения, направляемые:
а) на строительство (приобретение) жилья с использованием субсидий и кредитов (займов);
б) на долевое участие в строительстве жилья.
6.3.3. Получатели средств бюджета
Получателями средств бюджета являются:
- в части финансирования на строительство (приобретение) жилья молодым семьям - комитет по капитальному строительству администрации г. Саратова;
- в части получения субсидий на строительство (приобретение) жилья - физические лица, участники Программы.
6.4. Организационное обеспечение Программы
Организационное обеспечение мероприятий Программы предусматривает:
- формирование единой информационной системы мониторинга уровня обеспеченности жильем молодых семей в городе;
- привлечение общественных молодежных объединений и организаций к реализации мероприятий Программы;
- информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации о целях, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей.
7. Организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации
Заказчик Программы осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы, координирует взаимодействие структурных подразделений администрации города по вопросам обеспечения жильем молодых семей.
В целях привлечения средств федерального и областного бюджетов администрация города Саратова действует на основании договора, заключенного заказчиком Программы с государственным заказчиком Программы - органом исполнительной власти области, уполномоченным решением органа государственной власти области выступать государственным заказчиком областных целевых программ. Условия договора определяются заказчиком Программы по согласованию с комитетом по финансам администрации города.
Отчеты о результатах реализации Программы в установленные сроки представляются заказчиком Программы государственному заказчику, в Саратовскую городскую Думу, комитет по финансам, комитет по экономике и инвестиционной политике.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляют комитет по физической культуре и спорту администрации города Саратова путем заслушивания ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых и годовых отчетов комитетов администрации города о реализации мероприятий Программы, а также контрольные и финансовые органы администрации города в установленном порядке. Отчет представляется ежемесячно, до 7 числа месяца, следующего за отчетным, в комитет по экономике и инвестиционной политике администрации города Саратова.
При предоставлении отчетов об исполнении Программы указывается объем средств, выделенных городу из федерального и областного бюджетов, с указанием направления их расходования.
Отчет о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседаниях постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Саратовской городской Думы. Отчет утверждается Саратовской городской Думой.
Промежуточные отчеты сдаются с периодичностью один раз в год.
8. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
По окончании первого этапа реализации Программы (в 2005 году) предполагается:
- собрать и систематизировать информацию о потребности в жилье молодых семей и на основе анализа данных скорректировать мероприятия второго этапа реализации Программы;
- предоставить более 20 тысяч кв.м жилья за счет субсидий и кредитов (займов) на его строительство (приобретение).
Для этого планируется осуществить строительство 45 тыс. кв.м общей площади жилья для молодых семей.
На втором этапе планируется ввести более 117 тыс. кв.м общей площади жилья для молодых семей.
В ходе строительства жилья планируется освоить более 1 692 тыс. руб.
Предоставить около 1000 квартир по договорам социального найма.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
- совершенствование механизмов оказания поддержки молодым семьям в решении жилищного вопроса;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе, что в свою очередь позволит положительно повлиять на репродуктивное поведение молодежи: увеличение количества заключаемых браков, увеличение рождаемости, снижение количества расторгнутых браков.
9. Прогнозируемые источники финансирования строительства жилья для молодых семей на 2004-2010 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
2004-2010 гг. |
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Предполагаемая стоимость 1 м2 | 8702 р. | 9486 р. | 10150 р. | 10760 р. | 11200 р. | 11420 р. | ||
Индекс-дефлятор к предыдущему году |
1,11 | 1,09 | 1,07 | 1,06 | 1,04 | 1,02 | 1 | |
Бюджетное финансирование, в т.ч.: |
541,254 | 61,299 | 67,088 | 72,508 | 77,343 | 81,658 | 84,201 | 97,137 |
субвенции федерального бюджета | 321,169 | 35,815 | 39,543 | 43,107 | 46,049 | 48,691 | 49,986 | 57,978 |
областной бюджет | 101,523 | 11,748 | 12,704 | 13,565 | 14,439 | 15,211 | 15,787 | 18,069 |
бюджет города | 118,542 | 13,736 | 14,841 | 15,836 | 16,855 | 17,756 | 18,428 | 21,090 |
внебюджетное финансирование | 1150,907 | 134,534 | 144,660 | 153,592 | 163,314 | 171,864 | 178,925 | 204,018 |
средства населения | 644,013 | 80,695 | 85,068 | 88,573 | 92,209 | 95,139 | 96,913 | 105,416 |
средства предприятий и организаций |
506,894 | 53,839 | 59,592 | 65,019 | 71,105 | 76,725 | 82,012 | 98,602 |
Итого: | 1692,141 | 195,835 | 211,748 | 226,1 | 240,657 | 253,522 | 263,126 | 301,155 |
Примечание. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей федерального, областного и городского бюджетов на соответствующий год. Обеспечение жильем молодых семей будет осуществляться в виде квадратных метров жилья, полученных за счет обременений.
10. Ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников финансирования
2004-2010 гг. |
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Количество нуждающихся семей | 4716 | 4488 | 4296 | 4137 | 4008 | 3905 | 3661 | |
Количество нуждающихся человек | 11791 | 11220 | 10741 | 10343 | 10020 | 9764 | 9154 | |
прирост числа нуждающихся: | 11632 | 12214 | 12825 | 13466 | 14139 | 14846 | 15588 | |
в т.ч.: за счет увеличения числа семей |
10840 | 11382 | 11951 | 12549 | 13176 | 13835 | 14527 | |
за счет рождения детей | 792 | 832 | 873 | 917 | 963 | 1011 | 1062 | |
Срок ожидания в очереди (лет) | 6,8 | 6,6 | 6,4 | 6,2 | 6 | 5,8 | 5 | |
Обеспечение жильем за год (квартиры) | 4822 | 694 | 680 | 672 | 668 | 668 | 674 | 733 |
во вторичном жилом фонде | 967 | 139 | 136 | 135 | 134 | 134 | 135 | 147 |
в новостройках | 3855 | 555 | 544 | 537 | 534 | 534 | 539 | 586 |
в т.ч.: за счет средств предприятий и средств населения |
1268 | 142 | 152 | 163 | 175 | 188 | 203 | 235 |
Доля участия предприятий в финансировании |
25% | 28% | 30% | 33% | 35% | 38% | 40% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.