Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Саратова
от 31 марта 2004 г. N 76А
Методика
определения нормативной потребности г. Саратова
в объектах социальной инфраструктуры
Методические подходы к определению нормативной потребности г. Саратова
в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта,
культуры и искусства
Современное состояние и развитие отраслей социальной сферы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:
- несоответствием существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объемом оказываемых ими услуг потребностям населения;
- сокращением числа этих учреждений как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;
- снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства.
Имеющаяся материально-техническая база социальной сферы и недостаточное финансирование учреждений ее отраслей не обеспечивает потребности населения в гарантированном получении социальных услуг.
Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений социальной сферы требуют проведения политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов.
Согласно Положению об адресной инвестиционной программе города Саратова, утвержденному постановлением мэра города N 386 от 6 мая 2003 года, обязательным условием для выделения капитальных вложений из бюджета города на объекты социальной инфраструктуры является социально-экономическое обоснование их необходимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление мэра города Саратова от 6 марта 2003 г. N 386
Постановлением мэра города Саратова от 1 июня 2004 г. N 325 названное постановление признано утратившим силу
Экономическому анализу подлежат: сеть учреждений социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности; состояние их основных фондов, потенциальная мощность, фактическая загрузка; сеть учреждений иной собственности и их мощность (объем оказываемых услуг); обеспечение минимальных нормативных потребностей населения по видам социальных услуг.
При включении объектов в адресную инвестиционную программу города Саратова следует ориентироваться на:
- структурные изменения, происходящие в отраслях социальной сферы, включая ликвидацию избыточных площадей учреждений этой сферы;
- прогнозируемые объемы гарантированных социальных услуг, рассчитанные на основе нормативов потребности населения в этих услугах, с учетом полной профильной загрузки учреждений;
- расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих учреждений, работающих с перегрузкой;
- замену ветхих и аварийных зданий, а также помещений, не отвечающих санитарно-эксплуатационным нормам, в случае невозможности осуществления капитального ремонта и необходимости их ликвидации.
Расчеты потребности в объектах здравоохранения, образования и культуры должны осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений, социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, прогноза численности населения, в том числе детей, реструктуризации сети учреждений.
Разность между минимальной нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений.
Методика определения нормативной потребности в объектах образования
Методика предназначена для расчета нормативной потребности в двух основных типах образовательных учреждений (дошкольных и общеобразовательных учреждениях) на основе нормативов обеспеченности населения объектами образования, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р. В основу методики заложен экономический анализ по следующим показателям:
- сеть учреждений образования,
- фактическая загрузка учреждений образования,
- обеспечение минимальных нормативных потребностей населения города по видам образовательных услуг.
Необходимо также учитывать состояние основных фондов учреждений образования (изношенность оборудования, ветхость и аварийность зданий). Нормативная потребность в объектах образования определяется с учетом всех форм собственности.
Разность между минимальной нормативной потребностью в образовательных услугах и возможностями действующих учреждений образования всех форм собственности составит потребность в дополнительной сети учреждений (приложение 1).
Дошкольные образовательные учреждения
Необходимо рассчитать минимальную нормативную потребность мест в дошкольных образовательных учреждениях, исходя из фактического охвата детей дошкольными учреждениями (в возрасте от 0 до 6 лет включительно):
N min = N х Ч населения, где:
N min - минимальная нормативная потребность мест в дошкольных
образовательных учреждениях;
N - охват детей дошкольными учреждениями на расчетную
дату;
Ч населения - численность населения в городе в возрасте от 0 до 6
лет включительно, человек.
Потребность в дополнительной сети учреждений, как расчетный показатель необходимой потребности мест в муниципальных учреждениях, определяется следующим образом:
N потреб. = N min - N факт., где:
N потреб. - потребность мест в муниципальных учреждениях;
N факт. - фактическое количество мест (по проекту).
Кроме того, при расчетах необходимо учитывать расположенность учреждений в приспособленных зданиях (не соответствующих нормам и стандартам), конкретную ситуацию, создавшуюся по аварийности зданий, по увеличению или снижению в городе численности детей от 0 до 6 лет.
Общеобразовательные школы
При расчете необходимо определить минимальную нормативную потребность мест в общеобразовательных учреждениях, исходя из федерального норматива обеспеченности местами в общеобразовательных учреждениях - 85 мест на 100 детей в городской местности (в возрасте от 7 до 17 лет включительно) при условии, что вторая смена составляет 10%.
Минимальная нормативная потребность определится следующим образом:
N min = N мест х Ч населения, где:
N min - минимальная нормативная потребность мест в
общеобразовательных учреждениях;
N мест - федеральный норматив обеспеченности местами в
общеобразовательных учреждениях;
Ч населения - численность населения в городской местности от 7 до 17
лет включительно, человек.
Потребность в дополнительной сети учреждений, как расчетный показатель необходимой потребности мест в муниципальных учреждениях, определится следующим образом:
N потреб. = N min - N факт., где:
N потреб. - потребность мест в муниципальных учреждениях;
N факт. - фактическое количество мест (по проекту).
При расчетах необходимо следует также учитывать наличие в городе школ, находящихся в аварийном состоянии, и школ, требующих капитального ремонта.
Методика определения нормативной потребности в объектах здравоохранения
Методика предназначена для расчета нормативной потребности в объектах здравоохранения в целях планирования сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ).
Методические рекомендации разработаны на основании Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Социальные нормативы и нормы" и Методических рекомендаций о порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравом России, фондом обязательного медицинского страхования, Минфином России, постановления мэра города Саратова от 18 июля 2001 года N 566 "О концепции развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы" и направлены на создание единого механизма реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.
При построении перспективной сети ЛПУ необходимо учитывать следующие факторы:
- реструктуризацию видов и объемов медицинской помощи с переносом центра тяжести на амбулаторно-поликлинические виды медицинской помощи и стационарозамещающие технологии;
- обеспечение потребности населения во всех видах медицинской помощи в соответствии с уровнем и структурой заболеваемости;
- обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи федеральным нормативам и стандартам, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
- обеспечение соответствия мощности учреждений здравоохранения города планируемым объемам медицинской помощи и ожидаемым финансовым ресурсам;
повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения.
Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.
Минимально допустимым размером отделения стационара следует считать отделение на 20-30 однопрофильных коек, что соответствует величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.
По ряду узкоспециализированных видов помощи минимальной функциональной лечебной единицей целесообразно считать не отделение, а специализированное учреждение определенной мощности или типовой корпус.
Создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных.
Если контингенты больных недостаточны для создания самостоятельных специализированных подразделений оптимальной мощностью на 60 коек или минимально допустимой на 25-30 коек, то может быть принято одно из следующих решений:
- организация единых узкоспециализированных отделений для обслуживания детского и взрослого населения, а также единых подразделений для жителей города и приезжего населения;
- функциональное объединение близких специальностей и профилей коек.
Структура больниц должна предусматривать целесообразное сочетание в каждом конкретном учреждении различных профилей отделений, исключающих необоснованное дублирование небольших по мощности отделений стационара.
Существующая сеть ЛПУ должна являться составной частью перспективной сети после проведения необходимой реконструкции, модернизации и исключения, непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий.
При оценке системы оказания медицинской помощи населению учитывается ее доступность для населения, включая финансовую, наличие очередности, качество медицинской помощи по видам, профилям, соответствие (отклонение) фактических показателей нормативным, загруженность существующих мощностей по видам, профилям и уровням медицинской помощи.
Строительство новых лечебно-профилактических учреждений должно осуществляться с учетом схем перспективной застройки.
Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи
Расчет нормативов объемов медицинской помощи по г. Саратову возможно осуществить методом прямого счета и на основе федеральных нормативов.
Применение метода прямого счета возможно при наличии обоснованных данных о потребности населения в медицинской помощи.
Расчет нормативов объемов медицинской помощи по г. Саратову должен быть проведен в точном соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Кроме того, данный расчет может быть проведен с использованием метода аналогий (опосредованного).
Например, уровень госпитализации:
рассчитываются соответствующие показатели частоты госпитализации всего населения (детей и взрослых) по факту за отчетный период и данные вносятся в сопоставительные таблицы, по которым рассчитываются коэффициенты отклонений (или соответствия) от нормативов по Российской Федерации, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Коэффициенты отклонений (в долях единицы) находятся путем деления показателей по городу на показатели по Российской Федерации.
Анализ отклонений необходимо провести по всем видам помощи: скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей помощи по всем показателям, характеризующим как уровень объема, так и структуру оказанной медицинской помощи (приложение 2).
Аналогично проводится анализ заболеваемости населения (приложение 3).
Перечень берется из Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью по формированию территориальных программ государственных гарантий.
Показатели уровня госпитализации и уровня заболеваемости сопоставляются по профилям во избежание ошибок при планировании сети ЛПУ.
Показатели уровня госпитализации, находящиеся длительный период времени в пределах +/-10% от федеральных нормативов, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются зоной внимания; от 10% до 20% - зоной управленческих воздействий; более 20% - зоной активных плановых приоритетов.
Каждое значительное отклонение от российских показателей требует анализа с целью выявления причин данного отклонения.
Если это отклонение обусловлено объективными факторами, оно должно быть учтено при определении потребности в объектах здравоохранения и планировании сети ЛПУ.
Формирование расчетной модели сети ЛПУ и определение потребности
в объектах здравоохранения
Формирование расчетной модели сети ЛПУ осуществляется на основе федеральных нормативов потребности в объектах здравоохранения, рассчитанных на основе нормативов объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, путем их коррекции с учетом сложившихся условий.
Расчет сети стационаров.
Расчеты проводятся отдельно для взрослого и детского населения, а также для всего населения в целом.
Расчетные показатели "D " и "V " следует рассчитать следующим образом:
i i
i i
D = 365 - t - (t x F ), где:
i P np i
D - число дней занятости койки в году;
i
i
t - среднее время простоя (в днях) коек данного профиля в связи с
Р ремонтом и другими причинами;
i
t - среднее время простоя койки в связи с необходимостью ее санации
np после выписки больного, включая время вынужденного ожидания
больного;
F - планируемый оборот койки (число пролеченных больных).
i
В свою очередь, плановый оборот койки (F ) рассчитывается по
i
следующей формуле:
i
365 - t
р
F = --------- , где:
i i
Тдл + t
np
Тдл - средняя длительность пребывания больного на койке (в днях).
Расчет норматива числа коек (Vi) на 1000 жителей проводится по
i
следующей формуле:
i
n
k/d
V = --------.
i Di
i
n - число койкодней на 1000 населения,
k/d
Расчетные нормативы объема медицинской помощи, используемые для планирования сети больниц, приведены в приложении 4.
Необходимая потребность коек для населения г. Саратова рассчитывается с использованием норматива потребления коек по Российской Федерации на 1000 населения (приложение 5).
Расчет сети амбулаторно-поликлинических учреждений.
Расчет суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений проводится путем умножения территориальных нормативов амбулаторно-поликлинических посещений, рассчитанных на 1000 человек населения, на численность наличного населения.
Расчет потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях проводится путем деления суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на коэффициент пересчета годового показателя в сменный, равный 512. Данным коэффициентом учтено, что поликлиники работают 307 дней в году и 60% всех посещений приходится на первую смену.
При этом для определения минимальной численности населения, необходимой для введения расчетной должности, следует годовую функцию врачебной должности разделить на норматив посещений на одного жителя по каждой конкретной специальности. Годовая функция врачебной должности определяется путем умножения нагрузки врача на 1 час приема в поликлинике и обслуживания на дому на число часов по приему и обслуживанию на дому и на число рабочих дней в году. Любая специальность (функционально объединенные специальности) предусматривается на соответствующем иерархическом уровне медицинской помощи, если при расчете полученная величина составляет более 0,9 врачебной должности.
Методика определения нормативной потребности в объектах физической
культуры и спорта
При определении нормативной потребности в объектах физической культуры и спорта используются усредненные нормы и нормативы, представленные в следующей таблице:
Наименование норматива | Единица измерения | Количественная величина норматива |
Норматив единовременной пропускной способности |
тыс. человек на 10000 населения |
1,9 |
Норматив обеспеченности спортивными сооружениями по видам: |
||
спортивные залы | тыс. кв.м на 10000 населения |
3,5 |
плавательные бассейны | кв.м зеркала воды на 10000 населения |
750 |
плоскостные сооружения | тыс. кв.м на 10000 населения |
19,5 |
Федеральный уровень достижения этих нормативов рассчитан до 2015 года (плавательные бассейны в связи с низкой обеспеченностью до 2050 года).
Используя усредненные нормативы для обеспечения минимальной двигательной активности населения, рассчитываются необходимые площади материально-спортивной базы по трем основным типам спортивных сооружений на 10 000 населения: спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов по следующей формуле:
S = N x (C/10000), где:
S - площадь (общая) определенного типа спортсооружений;
N - норматив обеспеченности определенным типом спортивного
сооружения на 10 000 населения;
С - численность населения города.
Используя данные полученной площади определенного типа спортивного сооружения и его среднего размера (спортивный зал 400 кв.м, плавательный бассейн 200 кв.м зеркала воды, плоскостные сооружения в среднем 540 кв.м), определяется количество спортивных сооружений, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения.
Тип спортивного сооружения | Необходимое количество по нормативу |
Фактическое наличие |
спортивные залы | ||
плавательные бассейны | ||
плоскостные сооружения |
Исходя из численности населения и норматива единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений (N = 1900 человек на 10000 населения), определяется единовременная пропускная способность (Е) физкультурно-спортивных сооружений, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения по формуле:
Е = Ч/нас. х Н = Ч/нас, х 0,19, где:
Е - нормативная единовременная пропускная способность
физкультурно-спортивных сооружений;
Ч/нас. - численность населения города;
Н - норматив единовременной пропускной способности
физкультурно-спортивных сооружений 1900 человек на 10000
населения.
Определяя процентное соотношение величины пропускной способности существующих сооружений к величине необходимой пропускной способности, рассчитывается уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями (приложение 6).
Методика определения нормативной потребности в объектах
культуры и искусства
Данная методика предназначена для расчета нормативной потребности в объектах культуры на основании нормативов обеспеченности населения объектами культуры, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р.
Нормативная потребность в объектах культуры определяется независимо от ведомственной подчиненности и источников финансирования учреждений культуры.
Расчет показателей сети осуществляется следующим образом (приложение 7):
- для учреждений культуры, имеющих мощностные характеристики (учреждений клубного типа, театров, концертных залов), численность населения умножается на соответствующее нормативное количество мест на 1000 жителей;
- для детских школ искусств, школ эстетического образования сетевой показатель определяется исходя из расчета охвата 12 процентов учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ.
Учреждения клубного типа
Нормативная потребность в клубах или учреждениях клубного типа определяется следующим образом: численность населения на расчетный период умножается на соответствующее число зрительских мест на 1000 жителей и полученное число зрительских мест делится на соответствующую мощность клубного учреждения.
Библиотеки
Нормативная потребность в библиотеках определяется в соответствии с нормативами обеспеченности в зависимости от численности населения. При определении количества детских библиотек используется численность учащихся общеобразовательных школ.
Детские школы искусств, школы эстетического образования
При расчете количества школ используется численность учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ. Исходя из установленного норматива 12% охвата определяется численность учащихся детских школ искусств и эстетического образования. Для определения сетевых показателей это значение делится на среднюю вместимость школы, равную 180 человек.
Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха размещаются исходя из норматива 1 парк культуры на 100-200 тыс. жителей.
Количество парков культуры и отдыха рассчитывается путем деления численности населения города на соответствующий норматив обеспеченности.
Выставочные залы
Количество выставочных залов определяется для городов, имеющих районное деление - 1 зал на административный район.
Театры
Необходимое число мест в театрах определяется в зависимости от численности населения города из расчета 4-5 мест на 1000 жителей.
Для этого численность населения города умножается на соответствующее количество мест на 1000 жителей. Кроме того, число мест распределяется по жанрам театров в соответствии с приоритетами культурного развития города. В пределах нормативов обеспеченности объектами культуры город вправе самостоятельно определять театры каких жанров и с какими мощностными характеристиками требуются.
Концертные залы
Необходимое число мест в концертных залах определяется в зависимости от численности населения города из расчета 3-4 места на 1000 жителей.
Расчет потребности в концертных залах, выбор мощностных характеристик и типов концертных залов аналогичен расчету показателей для театров. В пределах нормативов обеспеченности населения учреждениями культуры город определяет требующийся вид концертного зала в соответствии с культурными приоритетами.
Кинотеатры и киноустановки
Количество кинотеатров и киноустановок определяется в зависимости от численности населения города из расчета 6 мест на 100 тыс. жителей.
Музеи
Количество музеев определяется исходя из норматива 0,14 на 10 тыс. жителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.