Приказ министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
"О совершенствовании организации гериатрической службы области
в 2003-2004 гг."
Приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 23 декабря 2016 г. N 2276 настоящий приказ признан утратившим силу
Демографическая ситуация в Саратовской области, как и в целом по Российской Федерации, остается неблагоприятной и характеризуется продолжающимся старением населения. Доля лиц пожилого и старческого возраста в общей структуре населения составляет 21,9%. Старение населения особенно выражено в сельской местности - 23,2% от общей численности сельских жителей (среди жителей городов - 19,9%). Соотношение женского и мужского населения в возрасте старше 60 лет составляет 2 : 1, в возрастной группе 75 лет и старше - 3 : 1.
Как правило, граждане пожилого и старческого возраста - это одинокие люди, страдающие множественными хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей организма, нуждающиеся в посторонней помощи и уходе. Ежегодный анализ деятельности гериатрической службы наглядно показывает, что уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и выше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.
Данная категория граждан составляет большинство пациентов в медицинских учреждениях. В старших возрастных группах увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи и обращаемость за амбулаторно-поликлинической помощью на дому при резком снижении количества посещений в поликлинике. Стационарная помощь гражданам пожилого и старческого возраста, как правило, оказывается в профильных отделениях стационаров, специализированных отделений для оказания помощи гериатрическим больным в настоящее время в ЛПУ области нет. Госпитализация одиноких престарелых людей в стационары часто обусловлена не медицинскими, а социальными показаниями. Экономический ущерб от неэффективно используемых коек в 2000 году составлял 492,1 тыс., в 2001 г - более 500 тыс. рублей. Несмотря на это, реструктуризация имеющегося круглосуточного коечного фонда с развертыванием на базе стационарных отделений коек сестринского ухода для данного контингента граждан идет низкими темпами. На сегодняшний день потребность в данных койках по области составляет 430 коек, развернуто - 122 койки (менее 1/3 от потребности) на базе участковых больниц в Балашовском, Вольском, Новобурасском, Питерском и Краснокутском районах.
Выходом из сложившейся ситуации является проведение структурных преобразований в учреждениях здравоохранения, направленных на увеличение объемов, качества и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым на амбулаторном и стационарном этапах. Это является одним из приоритетных направлений Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П постановление Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 г. N 97-П, утвердившее Концепцию развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 гг., признано утратившим силу
Одной из актуальных проблем в развитии гериатрической службы области является отсутствие в большинстве ЛПУ области подготовленных кадров врачей-гериатров. Всего в лечебных учреждениях области работает 17 врачей-гериатров, из них: 2 - в г. Энгельсе, 15 - в городе Саратове. Лицензию на право оказания гериатрической помощи имеют только 19 амбулаторно-поликлинических и 1 стационарное учреждение в городе Энгельсе. Значительным вкладом в решение данной проблемы явилось создание в 2002 году на базе центра реабилитации ОГВВ кафедры геронтологии и гериатрии СГМУ, где проводится обучение студентов университета и последипломная подготовка врачей-гериатров.
Основным специализированным лечебно-реабилитационным центром гериатрической помощи на территории области является Центр гериатрии, функционирующий с 1999 года на базе центра реабилитации ОГВВ. Ежегодно реабилитационную помощь здесь получают более трех тысяч пациентов пожилого и старческого возраста. За последние 3 года значительно усовершенствована материально-техническая база Центра, внедрены новые лечебные методики: апитерапия, лазеротерапия, использование 4-х камерных гальванических ванн и др.
Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями в развитии гериатрической службы области на 2003-2005 гг. необходимо считать следующие:
- подготовка квалифицированных медицинских кадров по вопросам гериатрии и геронтологии;
- совершенствование медико-социальной помощи в учреждениях здравоохранения;
- взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения по вопросам организации медико-социальной помощи.
Во исполнение приказов МЗ РФ от 28.07.1999 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ" и от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц" в целях дальнейшего совершенствования и развития гериатрической службы области,# приказываю:
1. Главному врачу ОГВВ В.А.Шульдякову обеспечить дальнейшую работу гериатрического центра на базе реабилитационного центра подведомственного лечебного учреждения в соответствии с "Положением об организации деятельности гериатрического центра", утвержденным приказом МЗ РФ от 28.07.1999 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ" (приложение 2).
2. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения области:
2.1. Предоставить в срок до 30.12.2002 заявки в министерство здравоохранения области на обучение врачей подведомственных ЛПУ в СГМУ по специализации "Гериатрия" и на информационных циклах по основным вопросам гериатрии;
2.2. Обеспечить ведение мониторинга о состоянии здоровья лиц пожилого возраста и старческого возраста с представлением ежеквартального письменного отчета по форме (приложение 1) главному внештатному гериатру МЗО С.Г.Семеновой в организационно-методический отдел ОГВВ (Соборная, 22, контактный тел: 33-18-92);
2.3. Осуществлять личный контроль за полнотой использования путевок в центры реабилитации и гериатрии ОГВВ, соблюдением порядка направления больных в данное лечебное учреждение;
2.4. Организовать в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастов и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому, в соответствии с "Положением об организации деятельности отделения медико-социальной помощи", утвержденным приказом МЗ РФ от 28.07.1999 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ" (приложение 3);
2.5. При проведении реструктуризации коечного фонда принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Обеспечить деятельность гериатрических больниц и отделений согласно "Положению об организации деятельности гериатрической больницы (отделения)" (приложение 4), утвержденного приказом МЗ РФ от 28.07.1999 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ"; деятельность домов (отделений) сестринского ухода - согласно "Положению о доме сестринского ухода, хосписе и отделении сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц", утвержденного приказом МЗ РФ от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц" (приложение 5). Срок - в течение 2003-2004 годов;
2.6. Обеспечить взаимодействие с местными учреждениями социальной защиты населения по вопросам организации медико-социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста в подведомственных лечебных учреждениях.
3. Главному внештатному геронтологу МЗО С.Г.Семеновой обеспечить:
3.1. Постоянный контроль за организацией медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в ЛПУ области. Вынесение выявленной дефектуры в оказании медицинской помощи гериатрическим больным на заседания областной комиссии по контролю за качеством оказания медицинской помощи и областной врачебно-отборочной комиссии при ОГВВ.
3.2. Проведение анализа состояния здоровья и медицинского обеспечения граждан пожилого и старческого возраста с представлением аналитической справки в управление организации медицинской помощи взрослому населению МЗО. Срок - ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
3.3. Разработку совместно с министерством труда и социального развития области (по согласованию) проекта комплексного плана организации медико-социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста на 2003-2004 гг. Срок - 25.12.2002.
3.4. Подготовку и проведение на базе центра реабилитации ОГВВ Дня геронтолога. Срок - ежеквартально. Дата проведения: 1 пятница первого месяца квартала, начало в 10.00.
3.5. Участие в подготовке и проведении областной научно-практической конференции "Пожилой больной. Качество жизни" с участием специалистов министерства труда и социального развития области (по согласованию). Срок - октябрь 2003 года.
3.6. Участие в подготовке и проведении коллегий МЗО, постоянно-действующих# семинаров для главных врачей и заместителей главных врачей по лечебной работе по вопросу организации гериатрической помощи населению согласно комплексному годовому плану МЗО.
3.7. Осуществлять проверки деятельности гериатрической службы в ЛПУ области при подготовке материала к административным обходам и коллегиям МЗО.
4. Предложить ректору СГМУ П.В.Глыбочко организовать на базе кафедры гериатрии и геронтологии проведение информационных циклов для врачей-специалистов терапевтического профиля по актуальным вопросам гериатрии. Срок - 2 раза в год.
5. Приказы МЗО от 13.02.1999 N 182-П "О совершенствовании оказания гериатрической помощи населению Саратовской области" и от 26.11.2001 N 865-П "О совершенствовании гериатрической помощи населению области и медицинского обслуживания ветеранов войн в 2002 году" считать утратившими силу.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления организации медицинской помощи взрослому населению Д.А.Кедрова.
Министр |
В.И.Завалев |
Приложение 1
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
См. форму отчета в редакторе MS-Word
Отчет
_____________________
(наименование ЛПУ)
о состоянии гериатрической помощи за ___________ 200__года
I. Лечебно-оздоровительная работа
1. Прикрепленного населения всего
2. Пожилого и старческого возраста (абс) всего
женщин 55-75 лет
76-90 лет
91 год и старше
мужчин 60-75 лет
76-90 лет
91 год и старше
3. Находится на диспансерном учете
из них взято впервые (+)
4. Стационарная помощь:
Нуждалось (абс)
Получили (абс): всего
в т.ч.:
- в Центре реабилитации и гериатрии ОГВВ
- в ОГВВ
- в гериатрических отделениях стационаров
- в дневных стационарах в стационаре
- на дому
5. Амбулаторное лечение (амб):
- нуждалось
- получили
6. Санаторно-курортное лечение:
- нуждалось (абс)
- получили (абс)
7. Умерло
II. Организация медико-социальной помощи
1. Численность медико-социальных отделений (запланировано/открыто). Указать# на базе каких амбулаторно-поликлинических учреждений открыты.
- укомплектованность штатов
- число посещений: на дому/на приеме
- количество пролеченных больных.
2. Нуждалось в направлении в Центры социального обслуживания населения/передано на обслуживание.
3. Наличие (отделений) больниц сестринского ухода. Указать# на базе каких лечебных учреждений открыты.
- численность коек
- источники финансирования
- наличие в штатах и укомплектование должности социального работника
- работа койки
- среднее пребывание на койке 1 больного
- число пролеченных больных
4. Наличие гериатрических отделений (стационаров). Указать# на базе каких лечебных учреждений открыты.
- численность коек
- источники финансирования
- работа койки
- среднее пребывание на койке 1 больного
- число пролеченных больных
III. Кадры
1. Наличие в штате врача-гериатра
2. Укомплектованность ставки врача-гериатра. Указать год первичной специализации врача-гериатра.
Руководитель______________________________________
Приложение 2
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
Положение
об организации деятельности гериатрического Центра
1. Общие положения
1.1. Гериатрический центр (далее - Центр) - учреждение здравоохранения, организуемое в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании с численностью населения от 300 тыс. человек.
1.2. Функции Центра могут быть возложены на госпиталь ветеранов войн, гериатрическую больницу либо на многопрофильную больницу, в структуре которой есть гериатрические отделения.
1.3. Центр предназначен для оказания специализированной стационарной и консультативно-диагностической медицинской помощи населению пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма, а также обеспечения организационно-методического руководства деятельностью медицинских, медико-социальных учреждений и специалистов по вопросам оказания гериатрической помощи.
1.4. В своей работе Центр руководствуется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минздрава России и территориальных органов управления здравоохранением.
1.5. Мощность Центра и профиль его стационарных отделений определяются территориальным органом управления здравоохранением с учетом демографической структуры и заболеваемости населения в соответствующей административной территории.
1.6. Центр может являться клинической базой медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений.
1.7. Контроль за деятельностью Центра осуществляет соответствующий территориальный орган управления здравоохранением и иные организации в пределах компетенции, установленной законодательством.
1.8. Организация и ликвидация Центра осуществляются по решению территориального органа управления здравоохранением в соответствии с утвержденным Уставом.
2. Цели и задачи Центра
2.1. Основной целью деятельности Центра является организация и оказание специализированной гериатрической медицинской помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения организма.
2.2. Для выполнения этой цели Центр решает следующие задачи:
- мониторинг состояния здоровья лиц старших возрастных групп и потребности их в медицинской и медико-социальной помощи;
- анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети, гериатрических и медико-социальных учреждений и подразделений по оказанию лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения организма;
- мониторинг выполнения государственных гарантий, в т.ч. льгот, по медицинскому и лекарственному обеспечению, отдельным видам протезирования;
- участие в разработке региональных и территориальных программ по совершенствованию медицинской помощи и лекарственного обеспечения указанным категориям граждан;
- оказание консультативной, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения;
- подбор адекватных лекарственных и немедикаментозных методик лечения в различных возрастных группах;
- внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и реабилитации, адаптированных к применению у пожилых больных и лиц с признаками преждевременного старения;
- проведение санитарно-просветительной работы, содействие в социально-психологической адаптации пожилым и обучение навыкам ухода за ними;
- оказание организационно-методической и практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и специалистам общей лечебной сети по вопросам гериатрии; проведение совещаний, конференций и семинаров по актуальным вопросам геронтологии и гериатрии;
- обеспечение взаимодействия с органами и учреждениями социальной защиты населения при решении медико-социальных вопросов.
3. Структура и штаты
3.1. В структуру Центра включаются:
- гериатрические стационарные отделения различного профиля;
- консультативное отделение;
- отделения диагностики;
- организационно-методический отдел;
- вспомогательные подразделения и службы.
3.2. Штатная численность медицинского персонала для стационарных отделений определяется главным врачом Центра в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского персонала госпиталей ветеранов войн, утвержденными в установленном порядке.
3.3. Рекомендуемые нормы нагрузки для консультативного приема в Центре:
- два посещения к врачу-консультанту в час (для дерматовенеролога, невропатолога, психиатра, терапевта, кардиолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, эндокринолога, травматолога-ортопеда, хирурга, ангиохирурга, уролога, гинеколога);
- три посещения к врачу-консультанту в час (для отоларинголога, офтальмолога, стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга).
3.4. Часовая норма нагрузки для медицинского персонала диагностических подразделений (рентгенологии, ультразвуковой диагностики, эндоскопии, функциональной диагностики и др.), а также вспомогательных лечебных отделений и кабинетов (физиотерапии, оксигено-баротерапии и др.) устанавливаются главным врачом Центра в зависимости от реальных затрат времени на исследование или процедуру с учетом данных хронометража.
3.5. В Центре необходимо предусмотреть консультативный прием специалистов по социально-правовым вопросам и медицинской психологии.
3.6. В штаты организационно-методического отдела Центра могут быть включены должности социолога и оператора ЭВМ.
3.7. Врачебный и средний медицинский персонал Центра должен иметь соответствующую подготовку по гериатрии.
4. Управление и финансирование
4.1. Руководство Центром осуществляет главный врач, назначаемый на должность территориальным органом управления здравоохранением и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Финансирование Центра может осуществляться из бюджета соответствующего уровня, средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
4.3. К решению вопросов, связанных с организацией деятельности Центра и выполнением поставленных задач, могут привлекаться территориальные органы и учреждения социальной защиты населения, Попечительский совет и иные общественные и религиозные организации.
Приложение 3
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
Положение
об организации деятельности отделения медико-социальной помощи
1. Общие положения
1.1. Отделение медико-социальной помощи (далее - Отделение) - структурное подразделение амбулаторно-поликлинического учреждения или поликлинического отделения, специализированного диспансера и медико-санитарной части независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
1.2. Отделение организуется для оказания долговременной медицинской (диагностической, лечебной и реабилитационной) и медико-социальной помощи, преимущественно на дому, больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию.
1.3. В своей деятельности Отделение руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативно-техническими документами Минздрава России и территориальных органов управления здравоохранением.
1.4. Мощность Отделения определяется главным врачом поликлиники, диспансера, медико-санитарной части исходя из потребности населения старших возрастных групп, проживающих в зоне ее обслуживания, из расчета не менее 250 обслуживаемых больных в течение года.
1.5. Руководство Отделением осуществляет врач-гериатр или медицинская сестра с высшим медицинским образованием и дополнительной подготовкой по гериатрии.
1.6. Контроль за деятельностью Отделения осуществляется в пределах компетенции руководством лечебно-профилактического учреждения, в составе которого находится Отделение.
1.7. Организация и ликвидация Отделения осуществляются в установленном порядке по решению руководства лечебно-профилактического учреждения.
2. Цели и задачи Отделения
2.1. Основной целью Отделения является обеспечение доступности медицинской и медико-социальной помощи больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию.
2.2. С этой целью Отделение выполняет следующие функции:
- в соответствии с назначениями лечащего врача организует и обеспечивает проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- проводит санитарно-просветительную работу, оказывает содействие в социально-психологической адаптации лицам пожилого возраста, осуществляет обучение правилам пользования средствами реабилитации, реабилитационной техникой и приспособлениями, навыкам ухода за пациентами;
- обеспечивает в пределах своей компетенции взаимодействие с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, медико-социальными экспертными комиссиями, организациями, осуществляющими продажу и прокат средств инвалидной техники, и другими государственными и общественными организациями и учреждениями.
3. Штаты Отделения
3.1. Штатная численность медицинского персонала Отделения определяется главным врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, упомянутых в п. 1.1 настоящего Положения, и нормами нагрузки, установленными в зависимости от реальных затрат времени на исследование или процедуру с учетом данных хронометража.
3.2. К работе в Отделении могут привлекаться специалисты по социальной работе в здравоохранении и/или социальные работники (по согласованию с органами социальной защиты населения).
3.3. Средний медицинский персонал Отделения должен иметь соответствующую подготовку по гериатрии.
4. Финансирование Отделения
Финансирование Отделения осуществляется в установленном порядке из средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 4
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
Положение
об организации деятельности гериатрической больницы (Отделения)
1. Общие положения
1.1. Гериатрическая больница (гериатрическое отделение многопрофильной больницы), далее - Больница (Отделение) - учреждение (структурное подразделение учреждения) здравоохранения, организуемое в муниципальном образовании с численностью населения от 50 тыс. человек, с учетом потребности в указанном виде медицинской помощи.
1.2. Больница (Отделение) предназначается для оказания плановой гериатрической, в т.ч. специализированной, стационарной медицинской помощи, а также долечивания и медицинской реабилитации после проведения курса интенсивного лечения в стационарах (отделениях) иного профиля, гражданам пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма.
1.3. В своей работе Больница руководствуется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минздрава России и территориальных органов управления здравоохранением.
1.4. Мощность и профиль Больницы (Отделения) определяются органом управления здравоохранением муниципального образования с учетом демографической структуры и заболеваемости населения в административной территории.
1.5. Больница (Отделение) может являться клинической базой медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений.
1.6. Контроль за деятельностью Больницы осуществляют территориальные органы управления здравоохранением и иные организации в пределах компетенции, установленной законодательством.
Контроль за деятельностью Отделения осуществляется руководством многопрофильной больницы в установленном порядке.
1.7. Организация и ликвидация Больницы осуществляются в соответствии с утвержденным Уставом по решению органа управления здравоохранением муниципального образования, а организация и закрытие Отделения - по решению руководства многопрофильной больницы.
2. Цели и задачи Больницы (Отделения)
2.1. Основной целью деятельности Больницы (Отделения) является оказание плановой специализированной гериатрической медицинской и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения организма.
2.2. В соответствии с этой целью Больница (Отделение) выполняет следующие задачи:
- оказание консультативной, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи пожилым гражданам и лицам с признаками преждевременного старения;
- оказание организационно-методической и практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и специалистам общей лечебной сети по вопросам гериатрии; проведение совещаний, конференций и семинаров по актуальным вопросам геронтологии и гериатрии.
3. Структура и штаты
3.1. В структуру Больницы могут включаться:
- стационарные отделения различного профиля;
- консультативное отделение;
- отделения диагностики;
- организационно-методический отдел (кабинет);
- вспомогательные подразделения и службы.
3.2. Отделение является структурным подразделением многопрофильной больницы.
3.3. Штатная численность медицинского персонала Больницы (Отделения) определяется главным врачом в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами и нормами нагрузки.
3.4. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного персонала для стационарных отделений Больницы (Отделения) устанавливаются из расчета 1 должность на следующее количество коек в отделениях (палатах):
Наименование отделений (палат) | Наименование должностей врачей |
Количество коек на 1 должность врача |
Неврологическое | невропатолог | 15 |
Офтальмологическое | офтальмолог | 20 |
Психиатрическое | психиатр | 15 |
Терапевтическое, в т.ч. кардиологическое, гастроэнтерологическое, пульмонологическое и др. |
терапевт (кардиолог, гастроэнтеролог, пульмонолог и др.) |
15 |
Травматолого-ортопедическое | травматолог-ортопед | 15 |
Хирургическое, в т.ч. сосудистой, гнойной хирургии и др. |
хирург (ангиохирург) |
15 |
Урологическое | уролог | 15 |
Гинекологическое | гинеколог | 15 |
Рекомендуемые штатные нормативы среднего медицинского персонала (палатных сестер) для стационарных отделений Центра устанавливаются из расчета круглосуточный дежурный пост на следующее количество коек в отделениях (палатах):
Наименование отделения (палат) | Количество коек на 1 круглосуточный дежурный пост |
|
при 3-степенной системе обслуживания больных |
при 2-степенной системе обслуживания больных |
|
Неврологическое Офтальмологическое Психиатрическое Терапевтическое, в т.ч. кардиологическое, гастроэнтерологическое, пульмонологическое и др. Травматолого-ортопедическое Хирургическое, в т.ч. сосудистой, гнойной хирургии и др. Урологическое Гинекологическое |
15 25 15 15 15 15 15 20 |
10 20 - 10 10 10 10 15 |
Дежурные посты палатных санитарок или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются в полном соответствии с числом дежурных постов медицинских сестер.
3.5. Рекомендуемые нормы нагрузки для консультативного приема в Больнице:
- два посещения к врачу-консультанту в час (для дерматовенеролога, невропатолога, психиатра, терапевта, кардиолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, эндокринолога, травматолога-ортопеда, хирурга, ангиохирурга, уролога, гинеколога);
- три посещения к врачу-консультанту в час (для отоларинголога, офтальмолога, стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга).
3.6. Разовая норма нагрузки для медицинского персонала диагностических подразделений (рентгенологии, ультразвуковой диагностики, эндоскопии, функциональной диагностики и др.), а также вспомогательных лечебных отделений и кабинетов (физиотерапии, оксигено-баротерапии и др.) устанавливаются главным врачом Больницы в зависимости от реальных затрат времени на исследование или процедуру с учетом данных хронометража.
3.7. В Больнице (Отделении) могут быть дополнительно введены должности специалистов по социальной работе и медицинской психологии.
3.8. Врачебный и средний медицинский персонал Больницы (Отделения) должен иметь соответствующую подготовку по гериатрии.
4. Управление и финансирование
4.1. Руководство Больницей осуществляет главный врач, назначаемый на должность органом управления здравоохранением муниципального образования и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководство Отделением осуществляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации главным врачом многопрофильной больницы, в состав которой входит Отделение.
4.2. Финансирование Больницы (Отделения в составе многопрофильной больницы) может осуществляться из бюджета соответствующего уровня, средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
4.3. К решению вопросов, связанных с организацией деятельности Больницы (Отделения) и выполнением поставленных задач, могут привлекаться территориальные органы и учреждения социальной защиты населения, Попечительский совет и иные общественные и религиозные организации.
Приложение 5
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 18 декабря 2002 г. N 290-П
Положение
о доме сестринского ухода, хосписе и отделении сестринского ухода
многопрофильных и специализированных больниц*
1. Общие положения
1.1. Дом (отделение) сестринского ухода, хоспис организуется на базе отдельных участковых больниц сельской местности, городских многопрофильных и специализированных (психиатрических, противотуберкулезных, онкологических и т.д.) больниц по решению местных Советов народных депутатов и согласованию с местными органами здравоохранения.
1.2. Дом (отделение) сестринского ухода предназначается для проведения курса поддерживающего лечения больным преимущественно пожилого и старческого возраста, одиноким, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в медицинском и социальном уходе.
При наличии соответствующих условий в них могут также получать поддерживающее лечение и социальный уход дети-инвалиды и дети в период оформления их в интернатные учреждения общего типа.
1.3. Для проведения симптоматического лечения больных в территориальных стадиях, организации им квалифицированного ухода, социально-психологической помощи больным и их родственникам создаются благотворительные медицинские учреждения - хосписы.
1.4. Мощность дома сестринского ухода определяется, исходя из существующих условий и потребности, органами здравоохранения; мощность отделения - главным врачом больницы.
1.5. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения дома (отделения) сестринского ухода и хосписа определяется действующим на данной территории хозяйственным механизмом в здравоохранении.
Источниками финансирования, кроме бюджетных средств органов здравоохранения и социального обеспечения (по решению местных Советов народных депутатов), могут быть средства, полученные от реализации медицинских и медико-социальных услуг по договорам с предприятиями, учреждениями, кооперативами и частными лицами, от оказания платных услуг населению, от благотворительных фондов, добровольных пожертвований общественных, благотворительных, религиозных организаций.
Медицинская помощь и уход в домах (отделениях) сестринского ухода и хосписа могут представляться на условиях хозрасчета по ценам, утвержденным исполкомом местного Совета по представлению органа здравоохранения.
Оплата за пребывание в хозрасчетном доме (отделении) сестринского ухода или хосписе может осуществляться больным или его родственниками, органами социального обеспечения, предприятиями и другими организациями.
В счет предстоящей оплаты может быть принято поручение больного о переводе (полностью или частично) его пенсии на указанный счет.
При досрочном выбытии из хозрасчетного стационара оставшаяся неиспользованной сумма возвращается больному или его родственникам.
Порядок оплаты и длительность пребывания в стационаре определяются назначенным курсом лечения и закрепляются в договоре между директором дома сестринского ухода или главным врачом больницы и родственниками больного или его поручителями.
1.6. Руководство домом сестринского ухода и хосписом осуществляется директором. Руководство отделением сестринского ухода осуществляется заведующим отделением.
1.7. Штаты дома (отделения) сестринского ухода и хосписа определяются руководителями лечебно-профилактического учреждения, в зависимости от объема оказываемой медико-социальной помощи и в пределах фонда заработной платы в соответствии с примерным штатным расписанием (приложение 2).
Для консультации больных могут приглашаться на договорной основе специалисты по реабилитации, психотерапевты, юристы.
К лечению и уходу могут привлекаться в установленном порядке члены общественных религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций.
Медицинский персонал домов (отделений) сестринского ухода и хосписов на договорных или иных условиях может оказывать необходимую помощь по проведению лечения и ухода больным на дому.
1.8. Направления на госпитализацию в дома (отделения) сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных, цеховых и сельских приписных участков, здравпунктов, врачебных амбулаторий или другими врачами-специалистами, по представлению фельдшеров, работников органов социального обеспечения, общественных и благотворительных организаций.
В направлении на госпитализацию отражается статус больного, полный клинический диагноз, рекомендации по проведению поддерживающего лечения.
1.9. Деятельность дома (отделения) сестринского ухода и хосписа регламентируется настоящим положением, действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящего органа здравоохранения (руководителя больницы) и Положением о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма.
1.10. Дом (отделение) сестринского ухода и хоспис ведет учет и представляет отчеты о своей работе по формам и в порядке, установленном Минздравом СССР.
Показатели деятельности дома (отделения) сестринского ухода и хосписа не влияют на общие показатели деятельности стационарных учреждений.
2. Задачи и функции дома (отделения) сестринского ухода
2.1. Основной задачей дома (отделения) сестринского ухода является повышение доступности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями.
2.2. В соответствии с поставленной задачей дом (отделение) сестринского ухода осуществляет:
- прием, размещение больных и престарелых соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;
- квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми;
- социальное обслуживание больных и престарелых;
- своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;
- медицинскую реабилитацию больных и престарелых с элементами трудотерапии;
- динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;
- своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;
- выписку больных в сроки, установленные органом здравоохранения и закрепленные в договоре (соглашении);
- оформление одиноких престарелых граждан в дома-интернаты.
2.3. Дом (отделение) сестринского ухода обеспечивает:
- первую экстренную и неотложную помощь;
- своевременный перевод больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения;
- периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц, в зависимости от состояния, но не реже одного раза в неделю;
- консультативную помощь хроническим больным по рекомендации врачей;
- психологическую помощь и адекватную симптоматическую терапию;
- питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями.
2.4. Противопоказания для направления в дом (отделение) сестринского ухода общесоматического профиля;
- активные формы туберкулеза;
- венерические заболевания;
- острые инфекционные заболевания;
- психические заболевания.
2.5. Основные задачи хосписа:
- формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных - благотворительной медицины;
- повышение доступности стационарной медицинской помощи больным терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи на дому;
- проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, организация им квалифицированного ухода с применением психотерапевтических и традиционных методик;
- подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;
- оказание социально-психологической помощи больным и родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.
3. Права и обязанности директора сестринского ухода и хосписа
3.1. Директором дома сестринского ухода и хосписа может, в зависимости от мощности, назначаться специалист с высшим и средним медицинским образованием. Назначение и увольнение осуществляется вышестоящим органом (учреждением) в установленном порядке.
3.2. Директор дома сестринского ухода, хосписа имеет право:
- разрабатывать и представлять на утверждение в установленном порядке организационную структуру дома сестринского ухода и хосписа, исходя из потребностей населения и интересов учреждения;
- формировать и утверждать штатное расписание, а также устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами в пределах фонда заработной платы,
- выбирать способ распределения средств единого финансового счета в соответствии с действующими положениями о новом хозяйственном механизме;
- заключать договоры с предприятиями, организациями, учреждениями, кооперативами и частными лицами на предоставление дополнительных медико-социальных услуг населению;
- определять потребность в ресурсах и приобретать их в порядке оптовой торговли или централизованно с учетом лимитов на данные ресурсы.
3.3. Директор дома сестринского ухода, хосписа обязан обеспечить:
- соблюдение санитарных норм и правил устройства, оборудования и эксплуатации для лечебных учреждений, а также требования санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- бесперебойную работу медицинской аппаратуры, машин и механизмов, инженерно-технических коммуникаций и сооружений;
- рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
- бесперебойное снабжение необходимыми средствами и материалами медицинского и хозяйственного назначения;
- ведение утвержденной медицинской документации, предоставление оперативной информации и статистической отчетности;
- учет результатов работы персонала и контроль текущей деятельности;
- составление (изменение) штатного расписания в пределах фонда заработной платы;
- тарификацию должностей, включенных в штатное расписание;
- подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание кадров;
- улучшение условий труда и отдыха персонала;
- соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.
------------------------------
* В дальнейшем именуются "дома и отделения сестринского ухода, хосписы"
Приложение 2
к Положению о доме сестринского ухода,
хосписе, отделении сестринского ухода
многопрофильных и специализированных больниц
Примерное штатное расписание отделения сестринского ухода на 25 коек
1. Заведующий отделением - 1,0 ст.
2. Старшая медсестра - 1,0 ст.
3. Медсестры отделения и процедурные - 6,0 ст.
4. Медсестра по массажу - 1,0 ст.
5. Инструктор по лечебной физкультуре - 1,0 ст.
6. Санитарки (в т.ч. - ванщицы) - 10 ст.
7. Санитарки-буфетчицы - 2 ст.
8. Сестра-хозяйка - 1 ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Саратовской области от 18 декабря 2002 г. N 290-П "О совершенствовании организации гериатрической службы области в 2003-2004 гг."
Текст приказа опубликован в "Саратовском медико-фармацевтическом вестнике" от 30 января 2002 г. N 5 (136), стр. 4
Приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 23 декабря 2016 г. N 2276 настоящий приказ признан утратившим силу