Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 30 января 2002 г. N 63-2656
Областная целевая программа
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы
21 апреля 2004 г.
Паспорт
областной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Старшее
поколение" на 2002-2004 годы (далее -
Программа)
Заказчик и основной - министерство труда и социального развития
разработчик Программы области
Цели Программы - повышение уровня защиты прав и интересов
пожилых людей;
повышение уровня жизни пожилых граждан,
улучшение среды их жизнедеятельности;
обеспечение доступа пожилых людей к
медицинской помощи, социальному
обслуживанию и уходу,
культурно-досуговым, образовательным и
другим услугам;
содействие развитию учреждений социальной
сферы новых типов, повышение уровня и
качества социального обслуживания пожилых
людей;
сохранение и развитие социальных связей
пожилых людей в обществе;
создание дополнительных условий для
адаптации пожилых людей всех возрастных
групп к изменяющимся
социально-экономическим условиям;
привлечение общественности к решению
проблем пожилых людей
Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы
Основные исполнители - министерство труда и социального развития
Программы области, министерство здравоохранения
области, министерство культуры области,
министерство транспорта и связи области,
министерство жилищно-коммунального
хозяйства области, областной фонд
социальной поддержки населения,
Саратовский областной совет ветеранов
войны, труда, Вооруженных Сил и
правоохранительных органов
Источники финансирования - средства областного бюджета и иные не
Программы запрещенные действующим законодательством
источники
Ожидаемые конечные - повышение качества жизни пожилых людей и
результаты реализации улучшение их социального положения за
Программы счет удовлетворения их потребностей в
предоставляемых услугах в полном объеме;
оказание адресной социальной помощи
пожилым гражданам;
создание и развитие новых типов
социальных учреждений для пожилых
граждан, в том числе геронтологических
центров, домов-интернатов малой
вместимости, центров-клубов по интересам
и др.;
вовлечение общественных организаций и
объединений в процесс предоставления
социальных услуг пожилым гражданам, в том
числе социального заказа, реализации
областных социальных грантов;
создание в обществе позитивного отношения
к пожилым людям, повышение духовной
значимости пожилых граждан в молодежной
среде
Контроль за реализацией - осуществляют Правительство области и
Программы министерство труда и социального развития
области
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в Саратовской области, как и в большинстве регионов Российской Федерации, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возрастов.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 593995 человек (22 процента постоянного населения Саратовской области), из них 424666 человек - городское население (72 процента от числа лиц пенсионного возраста), 169329 человек - сельское население (28 процентов от числа лиц пенсионного возраста).
Старение населения отчетливее выражено у сельских жителей:
в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента.
Затруднения полноценного существования пожилых людей как членов общества вызываются наличием значительного числа одиноких, одиноко проживающих пожилых людей и пожилых супружеских пар.
На 1 января 2001 года в Саратовской области проживают 95 человек в возрасте 100 и более лет, 3,4 тысячи супружеских пар, отметивших 50-летний юбилей совместной жизни.
За третий квартал 2001 года прожиточный минимум пенсионеров в Саратовской области составил 1058 рублей, среднемесячная пенсия - 1108,51 рубля. 151629 пенсионеров (21%) получают пенсию в минимальном размере - 660 рублей.
Ухудшение материального положения вынуждает пенсионеров активнее искать работу. Начиная с 1999 года, среди обратившихся в органы государственной службы занятости населения пенсионеров заметно увеличилась доля трудоустроенных (в 1996 году - 10 процентов, в 1997 году - 0,8 процента, в 1998 году - 0,3 процента, в 1999 году - 7,8 процента, в 2000 году - 18,3 процента). Однако процесс поиска работы затруднен малым количеством и структурой вакансий, предназначенных для лиц пенсионного возраста. По состоянию на начало сентября 2001 года из 15,7 тысячи вакансий, содержащихся в банке данных по г. Саратову, всего 65 ориентированы непосредственно на лиц пенсионного возраста и около 200 могут быть им предложены. Большей частью это малооплачиваемые работы, связанные с определенными ограничениями по здоровью (сторожа, лифтеры, слесари-сантехники, электрики, уборщики служебных помещений и т.п.).
Медицинское обслуживание лиц пожилого и старческого возрастов на территории Саратовской области регламентируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июля 1999 года N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации" и приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 13 февраля 1999 года N 182-П "О совершенствовании оказания гериатрической помощи населению Саратовской области".
Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. В структуре заболеваемости пожилых так же, как и в структуре их смертности, хронические заболевания сердечно-сосудистой системы и злокачественные новообразования занимают первое и второе места.
Во всех лечебно-профилактических учреждениях городов и районов области выделены врачи, ответственные за медицинское обеспечение лиц пожилого возраста. В 12 районах области выделены штатные должности врачей-гериатров.
Старение сопровождается потребностью в разнообразной помощи и уходе.
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи во всех лечебно-профилактических учреждениях осуществляется, в основном, по территориальному принципу. Кроме того, консультативную амбулаторно-поликлиническую помощь оказывает поликлиника областного госпиталя ветеранов войн, поликлиника областной клинической больницы, поликлинические отделения всех лечебно-профилактических учреждений областного назначения и областных специализированных центров.
Основу амбулаторной помощи составляют комплексные осмотры, которым подвергаются все ветераны войн, состоящие на диспансерном наблюдении.
Вместе с тем в организации амбулаторной помощи лицам пожилого возраста имеются определенные недостатки: в большинстве муниципальных образованиях # области в штаты базовых поликлиник не введена должность врача-гериатра;
отмечается недостаточное льготное и бесплатное лекарственное обеспечение в аптечной сети;
повсеместно охват бесплатным и льготным зубо- и слухопротезированием составляет не более 50 процентов от нуждающихся лиц пожилого и старческого возрастов.
Для оказания стационарной помощи ветеранам и инвалидам войн в лечебно-профилактических учреждениях области выделено 819 больничных коек (23 на 1 тысячу ветеранов войн), в том числе в лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения 25 палат с 60 койками, в г. Саратове - 56 палат со 155 койками, в областном госпитале ветеранов войн - 350 коек, в лечебно-профилактических учреждениях других городов и районов области 254 койки.
Для оказания стационарной помощи лицам пожилого и старческого возрастов на базе центра реабилитации областного госпиталя ветеранов войн в 1998 году был организован областной центр гериатрии. Мощность областного центра гериатрии составляет 70 коек. По структуре коечного фонда 50 коек - терапевтического профиля и 20 коек - неврологического профиля.
В 1999 году в указанном центре находились на лечении 717 человек, в 2000 году - 890 человек.
В 2000 году наряду с госпитализацией на круглосуточную койку для стационарного лечения лиц пожилого возраста использовались также стационар-замещающие формы медицинской помощи (стационар на дому, дневной стационар, стационар одного дня).
На базе областного центра гериатрии работает постоянно действующая школа пожилых больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В 17 районах области на базе участковых больниц организованы дома сестринского ухода на 435 коек.
Социальное обслуживание пожилого населения в стационарных условиях и на дому осуществляется государственными учреждениями:
домами-интернатами для инвалидов и престарелых, психоневрологическими интернатами, центрами социального обслуживания населения, отделениями социальной помощи по обслуживанию пожилых людей на дому, центрами реабилитации инвалидов. На территориях муниципальных образований области необходимую помощь данной категории людей оказывают местные органы социальной защиты.
В области работает 47 центров социального обслуживания населения. Для обеспечения комплексной работы с нуждающимися категориями пожилых граждан в структуре центров имеется 520 отделений социального обслуживания на дому, 119 отделений специализированной медицинской помощи на дому, 45 отделений срочной социальной помощи, 29 социально-реабилитационных отделений.
При многих центрах действуют библиотеки, клубы общения, пункты проката медицинского и реабилитационного оборудования, созданы пункты приема и выдачи вещей.
В центрах социального обслуживания населения внедряются такие формы работы, как социальный магазин, хозрасчетное отделение по оказанию социально-бытовой помощи населению, "телефон доверия" для пожилых людей и инвалидов, служба, предлагающая услуги сиделки пожилым людям и инвалидам, служба "социальное такси".
В области функционирует 18 домов-интернатов на 3815 койко-мест, из которых 9 - для престарелых и инвалидов на 2105 койко-мест, 9 - психоневрологических на 1710 койко-мест.
В области насчитывается около 400 тысяч человек пожилого возраста, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" право на льготы по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта. В полном объеме льготы по оплате проезда, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом, предоставляются на всех видах пассажирского транспорта, кроме автомобильного.
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны на маршрутных такси независимо от форм собственности перевозятся бесплатно.
Актуальным остается вопрос установления квартирных телефонов ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны. Стоимость установки телефона в настоящее время достаточно высока, финансирование на эти цели не соответствует степени нуждаемости.
Пожилые люди, проживая в частных или муниципальных жилых помещениях, не имеют ни физических сил, ни денежных средств отремонтировать их.
Действующее федеральное и областное законодательство в настоящее время не исполняется в полном объеме в силу недостаточного финансирования. Свидетельством тому являются очереди на получение мотоколясок и автомобилей, установку телефонов, задержка в выплате положенных компенсаций за неиспользованное санаторно-курортное лечение, содержание транспорта и др.
Старение населения, неустойчивое материальное положение, невосполнимая потеря родных, друзей, ухудшение состояния здоровья, боязнь одиночества, переживание собственной беспомощности - проблемные вопросы пожилых людей, требующие к себе постоянного внимания.
Период, в течение которого реализовывалась утвержденная постановлением Саратовской областной Думы от 23 апреля 1997 года N 40-725 областная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы, характеризуется устойчивым вниманием к нуждам и запросам граждан пожилого возраста со стороны общественных организаций, органов местного самоуправления. Наметились определенные тенденции более заинтересованного, нравственного отношения общества к пожилым людям.
Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий по коренному улучшению положения граждан данной категории. Решение такого рода задач возможно лишь в рамках областной целевой программы с применением комплексного подхода.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
повышение уровня жизни пожилых граждан, улучшение среды их жизнедеятельности:
повышение уровня защиты прав и интересов пожилых людей;
обеспечение доступа пожилых людей к медицинской помощи, социальному обслуживанию и уходу, культурно-досуговым, образовательным и другим услугам;
содействие развитию учреждений социальной сферы различных типов, повышение уровня и качества социального обслуживания пожилых людей;
сохранение и развитие социальных связей пожилых людей с общественностью.
Принципиально новым является выдвижение на первый план признания активной роли пожилых людей в социальном развитии, интересы которых не ограничиваются удовлетворением своих потребностей, вовлечение самих пожилых людей в созидательную деятельность, развитие сети объединений пенсионеров и пожилых людей.
В рамках данной Программы предусматривается решить следующие приоритетные задачи:
разработать и внедрить новые стратегии ухода и предоставления социальных услуг пожилым людям с учетом масштабов и темпов старения населения, приблизить социальное обслуживание к ожидаемой потребности в нем;
укрепить взаимодействие государственных, муниципальных и иных систем, служб и общественности на принципах социального партнерства в решении проблем старшего поколения, а также содействовать процессу социального взаимодействия с участием пожилых людей;
увеличить объем и повысить качество медико-социальной помощи, улучшить лекарственное обеспечение и облегчить пожилым людям доступ к услугам в сфере здравоохранения, в том числе специализированных медицинских учреждений геронтологического профиля;
расширить сеть и совершенствовать деятельность учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социальных услуг;
обеспечить социализацию пожилых граждан и сохранение их связей с обществом через обеспечение занятости, развитие культурно-оздоровительной и досуговой работы;
привлечь общественность к решению проблем пожилых граждан, повысить значимость их заслуг перед обществом и государством;
совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников и специалистов других профессий, оказывающих помощь и услуги гражданам старших возрастных групп.
III. Система программных мероприятий
Программа определяет порядок организации и реализации мер по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения, проживающих в отдаленных сельских районах, пожилых людей без определенного места жительства.
Защита пожилых людей предусматривает осуществление мероприятий, направленных на устранение или предотвращение нарушения прав граждан пожилого возраста, снижение или предотвращение рисков, вызываемых присущими пожилому возрасту функциональными изменениями, меняющимися условиями социального окружения.
Проведение организационно-методических мероприятий направлено на разработку и внедрение новых подходов в предоставлении социальных услуг, повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания населения, развитие творческой инициативы, новаторства, распространение передовых форм и методов работы с гражданами пожилого возраста, привлечение дополнительных ресурсов, эффективную организацию работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Осуществление организационно-методических мероприятий предусматривает проведение мониторинга и оценки эффективности проведения мероприятий Программы.
Улучшение социального положения пожилых людей связано с реализацией мер по адаптации граждан старшего поколения в ситуациях неустойчивого материального положения и невозможности собственными силами изыскивать способы его улучшения, в том числе с развитием системы предоставления им адресной помощи и социальных услуг.
Эта деятельность будет основываться на объективных данных о положении пожилых людей, полученных в ходе мониторинга, обследований материально-бытовых условий ветеранов и пожилых людей.
Предусматриваются мероприятия, нацеленные на обеспечение доступа пожилых граждан к услугам здравоохранения, улучшение материально-технической базы и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения, обслуживающих пожилых людей, организацию системы геронтологической службы, оказание реабилитационной помощи ветеранам и организацию мероприятий по их отдыху и социальной адаптации.
Программа предусматривает продолжение работы по совершенствованию форм социального обслуживания пожилых граждан в стационарах и на дому, оснащению учреждений социальной службы оборудованием, транспортными средствами, укреплению их материальной базы.
Включенные в Программу мероприятия по реализации проектов (опытно-экспериментальных, пилотных) направлены на решение основных вопросов, связанных с повышением качества обслуживания пожилых людей.
Создание необходимых условий для организации культурно-досуговой и образовательной работы с гражданами старшего поколения связано с развитием сети культурно-оздоровительных учреждений.
Программой предусматривается выполнение мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений пожилых людей, осуществляемой в интересах старшего поколения, созданию общественных попечительских советов при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к пожилым гражданам, пропаганде позитивной роли пожилых людей в обществе с целью усиления внимания коллективов предприятий к бывшим работникам, оказание им необходимой социальной поддержки и помощи.
В настоящей Программе сохраняется система базовых мероприятий одноименной Программы, реализованной в 1997-2001 годах. Предусматривается продолжить выполнение отдельных мероприятий, сохраняющих свою актуальность в рамках новых программных целей, а также мероприятий предшествующей Программы, не завершенных или не реализованных по причине неполного финансирования.
Постановлением Саратовской областной Думы от 21 апреля 2004 г. N 24-963 раздел IV изложен в новой редакции
IV. Ресурсное обеспечение Программы
В Программу включены мероприятия по социальной поддержке граждан старшего поколения, источниками финансирования которых являются средства областного бюджета и иные не запрещенные действующим законодательством источники (далее - иные источники).
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы в 2002-2004 годах в ценах 2001 года составляют 36,566 миллиона рублей, в том числе из:
областного бюджета 30,363 млн. руб.;
иных источников 6,203 млн. руб.
В 2002 году затраты составят 8,626 миллиона рублей, в том числе из:
областного бюджета 6,323 млн. руб.;
иных источников 2,303 млн. руб.
В 2003 году затраты составят 13,47 миллиона рублей, в том числе из:
областного бюджета 11,47 млн. руб.;
иных источников 2,0 млн. руб.
В 2004 году затраты составят 14,47 миллиона рублей, в том числе из:
областного бюджета 12,57 млн. руб.;
иных источников 1,9 млн. руб.
Затраты на строительство социальных объектов, предусмотренных Программой за счет средств областного бюджета, подлежат уточнению в пределах лимитов капитальных расходов на соответствующий финансовый год по отрасли "Учреждения социального обеспечения".
V. Ожидаемые результаты и эффективность реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
усилить защиту прав граждан старшего поколения мерами правового регулирования различных сторон их жизни, обеспечить необходимые для этого условия;
повысить уровень и качество жизни пожилых людей;
улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по развитию адресной социальной помощи и услуг в трудных жизненных ситуациях;
оптимизировать сеть учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, в том числе создать специализированные учреждения новых типов, улучшить качество социального и медицинского обслуживания пожилых людей;
стимулировать и поддерживать различные формы социального участия пожилых людей в посильной трудовой деятельности, общественных организациях и объединениях;
обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам;
укрепить взаимодействие между государственными и общественными организациями и объединениями по предоставлению гражданам старшего поколения услуг социальной сферы на основе социального партнерства.
Критерием эффективности реализации Программы станет улучшение социально-экономического положения и социального самочувствия граждан старшего поколения.
VI. Организация контроля реализации Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляется Правительством области, министерством труда и социального развития области. Основные исполнители Программы обеспечивают проведение ведомственного контроля - ежегодной проверки хода реализации программных мероприятий.
Исполнителями Программы в качестве методов оценки эффективности реализации Программы используются анкетные опросы целевых групп, анализ статистической и финансовой отчетности, аттестация специалистов, занимающихся оказанием помощи пожилым гражданам.
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы по мере необходимости будут рассматриваться на заседаниях областной Думы, Правительства области, коллегиях, совещаниях в министерстве труда и социального развития области и других заинтересованных министерствах и ведомствах с участием общественных объединений и представителей старшего поколения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.