В целях дальнейшего совершенствования семеноводства, обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, акционерных товариществ, обществ, ассоциаций, колхозов, совхозов семенами наиболее ценных районированных сортов сельскохозяйственных культур постановляю:
1. Утвердить Временное положение о семенах, направленное на полное и стабильное обеспечение хозяйств области семенами и посадочным материалом с учетом максимального сочетания интересов производителей, потребителей семян и Государства (прилагается).
Настоящее Положение обязательно к выполнению всеми юридическими лицами и гражданами.
2. Обязать НПО "Элита Поволжья", НПО "Саратовсорго", филиал "Саратовсемена", областную Государственную семенную инспекцию осуществлять необходимую помощь производителям семян в проведении организационно-хозяйственных мероприятий по дальнейшему улучшению семеноводства зерновых, масличных культур и трав.
3. Областному управлению сельского хозяйства и продовольствия, областной Государственной семенной инспекции установить контроль за выполнением на местах настоящего постановления.
4. Настоящее Положение ввести в действие с 25 мая 1994 года.
5. Решение малого Совета от 13 мая 1993 года N 108 "О семенах" считать утратившим силу.
Глава администрации области |
Ю.В.Белых |
Приложение
к постановлению администрации Саратовской области
от 12 апреля 1994 г. N 152
Временное положение
по Саратовской области "О семенах"
Настоящее Положение регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с правовой охраной, производством, реализацией, использованием семенного и посадочного материала сельскохозяйственных растений, обеспечивает юридические основы деятельности авторов, патентообладателей, производителей семян и охраняет их права.
Статья 1. Применение Положения
1. Настоящее Положение применяется к семенам и посадочному материалу тех видов растений, которые находятся в производстве и реализации.
2. Настоящее Положение действует на всей территории Саратовской области по отношению ко всем авторам, патентообладателям, производителям, потребителям семенного и посадочного материала, заготовительным, торгующим, транспортным организациям, включая юридических лиц и граждан.
Статья 2. Право на производство и реализацию семян
1. Право на производство и реализацию семян имеют научно-исследовательские и учебные учреждения, научно-производственные объединения и системы, сельскохозяйственные предприятия, товарищества, фирмы, акционерные общества и кооперативы, арендаторы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения, другие предприятия, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, и граждане.
2. Производители семян имеют право:
- выращивать и продавать семена охраняемых сортов при наличии разрешения патентообладателя исходных охраняемых селекционных достижений;
- самостоятельно определять объемы производства семян и реализовывать их по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке семян;
- оспаривать в судебном порядке решение патентообладателя или Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений об отказе в выдаче лицензии на использование сортов.
3. Производители семян обязаны использовать семена сортов зерновых и зернобобовых культур не ниже пятой, подсолнечника - второй репродукции, допущенных к использованию в производстве, имеющих документ о качестве, выданный обслуживающей государственной семенной инспекцией или иным аккредитованным его органом. Посев некондиционными семенами по сорным примесям не допускается.
4. Производители семян должны сохранять сортовую чистоту на всех стадиях семеноводческого процесса, при хранении и реализации семян, в том числе для пшеницы не ниже первой категории.
5. Все производители семян обязаны вести учет:
- количества, происхождения реализованных семян, их сортовых и посевных качеств;
- количества, происхождения использованных в собственном хозяйстве семян, их сортовых и посевных качеств;
- местонахождения семян, на которые в процессе определения посевных качеств не выдан документ о качестве (сертификат).
Материалы учета и подтверждающие документы должны храниться в течение трех лет.
6. Производители семян:
- организуют проведение апробации сортовых посевов в соответствии с существующими нормативными актами;
- отбирают пробы от каждой партии семян, предназначенной для использования на собственные нужды и для реализации, с целью определения семенных качеств;
- осуществляет обследование посевов на выявление карaнтинных объектов, а также мероприятия по борьбе с ними;
- предоставляют свободный доступ авторам, патентообладателям селекционных достижений, работникам государственных семенных инспекций, специалистам управления сельского хозяйства, инспекции по карантину растений при исполнении ими своих функций к семенам, семеноводческим посевам, ко всем партиям семян, предоставленным для проведения анализов на посевные качества, складским и бухгалтерским документам.
Статья 3. Порядок производства сортовых семян зерновых, зернобобовых, масличных культур и трав и снабжения ими хозяйств области
В области производство семян суперэлиты, элиты и первой репродукции обеспечивают НПО "Элита Поволжья", НПО "Саратовсорго", учхоз "Муммовское" ТСХА и другие хозяйства (АО, колхоз, совхоз, фермер) по договору и под руководством НПО.
Семена зерновых культур II-V репродукции, а подсолнечника и горчицы I-II репродукции для товарных посевов своих хозяйств выращивают семеноводческие подразделения этих хозяйств.
Реализация семян производится на договорной основе.
Реализация семян высших репродукций на сортосмену и сортообновление, получившая поддержку из бюджета, производится только по распоряжению областного управления сельского хозяйства.
Статья 4. Сортовые и посевные качества семян
1. По сортовым и посевным качествам семена должны отвечать требованиям государственных стандартов на семена.
2. Изменение требований к посевным и сортовым качествам семян в необходимых случаях допускается только с разрешения администрации области.
Статья 5. Нормативно-техническая документация на семена и порядок определения их качества
1. Семена на территории области могут быть использованы производителями для собственных нужд и торговли при обязательном наличии документа о качестве, происхождении и лицензии патентообладателя.
2. Дополнительно к стандартам областное управление сельского хозяйства руководствуется рекомендациями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Статья 6. Ввод семян в торговый оборот
1. Считается незаконным ввод в торговый оборот семян:
- сортов, не допущенных к использованию в производстве;
- если тара не отвечает требованиям стандарта;
- не имеющих документа о качестве, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, или с истекшим сроком его действия;
- обработанных химическими и биологическими препаратами насыпью.
Статья 7. Гарантии
1. Вводимые в торговый оборот семена являются гарантией их соответствия по виду и сорту требованиям настоящего Положения.
2. Покупатель не может требовать от продавца компенсации ущерба, если последний доказывает, что отсутствие гарантированного пунктом 1 настоящей статьи признака вызвано обстоятельствами, за которые он не несет ответственности.
3. Для предъявления претензии действует срок давности один год.
Статья 8. Запрет на дезинформацию
1. Семена не должны вступать в торговый оборот с этикетками или сопроводительными документами, вводящими в заблуждение в отношении свойства, происхождения, качества, правового статуса.
2. В торговле семенами считается незаконным распространение ложных рекламных объявлений.
Статья 9. Фонды семян, их формирование и использование
Для поставок семян в районы, не производящие семена или имеющие ограниченные возможности их производства, реализации спецпотребителям или в зарубежные страны согласно международным договорам, а также для оказания помощи в случаях стихийных бедствий создаются федеральный и региональный (областной) фонды семян.
1. Региональный фонд семян создается в составе административных районов, хлебоприемных пунктов по сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в производстве.
2. Объемы регионального фонда семян по группам культур определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок семян у производителей на контрактной основе как в своих административных границах, так и за их пределами, а также по импорту.
3. Органы исполнительной власти административных районов, дирекция научно-исследовательских учреждений, вузов и техникумов, а также другие производители семян на основе ежегодно составляемых балансов производства и использования семян заключают между собой договоры о соотношении их закупок конкретно по районам и хозяйствам области в федеральный и региональный фонды семян.
4. В целях организации работ по закупке и поставке семян в региональный фонд администрацией области и районов определяются заказчики с правом передачи на конкурсной основе части своих полномочий предприятиям, организациям, фирмам.
Для расчетов за семена, поставляемые в региональный фонд, заказчикам, производителям и другим поставщикам предоставляются льготные кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти районов или администрации учреждений и хозяйств-производителей семян.
5. Производители семян заключают контракты с государственным или областным заказчиком на поставку семян в федеральный либо региональный фонды.
6. Семена, закупленные в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации.
Региональный (областной) фонд является собственностью области. Распоряжается фондом администрация области.
7. На случай экстремальных условий создаются запасы сортовых семян в следующих размерах: в научно-производственных объединениях, научно-исследовательских учреждениях, вузах и техникумах, питомниках размножения 100 % потребности для сортообновления, суперэлиты 50 %, элиты и 1 репродукции 30 %, для остальных репродукций 15 %.
Статья 10. Внешняя торговля семенами
1. Решение по объему закупок семян в федеральный фонд по импорту принимается Правительством Российской Федерации и осуществляется в централизованном порядке через государственных заказчиков.
Органы исполнительной власти области, внешнеторговые организации, фирмы, другие предприятия, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, вправе самостоятельно закупать семена за рубежом за счет собственных валютных средств.
2. Запрещен ввоз на территорию области:
- семян, не имеющих документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества;
- семян, не имеющих импортного карантинного разрешения на ввоз в страну и транзит, а также фитосанитарного сертификата или свидетельства, выданного страной-экспортером;
- семян, обработанных химическими и биологическими препаратами насыпью.
3. Запрещается пересылка семян в почтовых отправлениях из зарубежных стран в адрес граждан, проживающих в Саратовской области, а также провоз их в багаже.
4. Экспортируемые семена должны отвечать условиям, предусмотренным торговыми договорами или международными соглашениями, и не входить в Перечень объектов, не подлежащих вывозу из Российской Федерации.
5. Областное управление сельского хозяйства уполномочено:
- задерживать для контроля партии семян вместе с транспортными средствами, емкостями, упаковками;
- регулировать процедуру контроля, предусматривать обязательства по уведомлению, регистрации, информации, допуску к ознакомлению со служебной документацией и мерам, которые осуществляются вспомогательными службами при осуществлении контроля.
Статья 11. Контроль за исполнением Временного положения
1. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет областная Государственная семенная инспекция через свою сеть районных госсеминспекций и специалистами управлений сельского хозяйства.
2. Руководители колхозов, совхозов, кооперативов и других товаропроизводителей области по мере засыпки семян обязаны производить проверку их на посевные качества в районных госсеминспекциях, которые выдают соответствующий документ о качестве. Партия семян считается засыпанной, если имеется документ о кондиционности семян согласно ГОСТам. Закупленные партии семян из других хозяйств, областей, регионов должны отбираться в пятидневный срок в районных семинспекциях с отбором проб в двух экземплярах, а в случае арбитража - в присутствии незаинтересованных сторон.
3. При установлении некондиционности семян сельскохозяйственных культур товаропроизводители обязаны принять неотложные меры по доведению их до посевных кондиций или замене семян на кондиционные.
4. Работникам Государственных семенных инспекций и специалистам управления сельского хозяйства предоставляется право:
- беспрепятственно входить на территорию элеваторов, хлебоприемных и перерабатывающих предприятий, складов колхозов, совхозов, опытных и научно-исследовательских организаций, других организаций и отдельных лиц, а также на предприятия, занимающиеся производством и реализацией семян сельскохозяйственных культур;
- получать от товаропроизводителей сведения о качестве семян, все документы по семеноводству;
- запрещать высев семян, не прошедших проверку в госсеминспекциях, некондиционных по засоренности. В случае игнорирования запрещения виновные подвергаются штрафу, налагаемому в установленном порядке;
- отбирать контрольные пробы семян для определения соответствия качества семян ранее выданному документу;
- осуществлять контроль и проведение апробации сортовых посевов.
Статья 12. Ответственность за нарушение Положения
1. Ущерб, нанесенный потребителю вследствие приобретения некачественных, фальсифицированных семян и сортов, покрывается за счет производителя, поставщика. При этом потребитель вправе требовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на другую партию семян аналогичного сорта;
- расторжения договора и возмещения убытков.
Размер ущерба определяется в служебном порядке. Иски предъявляются в суд по месту нахождения потребителя либо по месту нахождения ответчика. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Производитель, поставщик не несут ответственности за потерю сортовой чистоты и посевных качеств семян, если это случилось по не зависящим от них причинам.
2. Производители, высеявшие или реализовавшие семена без документа о качестве, подвергаются штрафу в размере их рыночной стоимости.
3. Производители, поставщики, высеявшие или реализовавшие семена, содержащие карантинные объекты, подвергаются штрафу в размере их двойной рыночной стоимости и возмещают затраты по очистке и обеззараживанию.
4. Лица, действующие в противоречии с настоящим Положением, подвергаются штрафу в размере десяти минимальных уровней заработной платы, если они:
- вводят в торговый оборот семена, запрещенные настоящим Положением;
- допускают дезинформацию при введении в торговый оборот семян согласно статье 4;
- нарушают права авторов и патентообладателей.
5. Лица, действующие в противоречии с настоящим Положением, подвергаются штрафу в размере пяти минимальных уровней заработной платы, если они:
- противодействуют работникам, исполняющим функции по контролю за качеством семян и карантину растений;
- не ведут учет или ведут его неправильно и неполно, не хранят материалов учета и подтверждающих документов согласно статье 2;
- предъявляют для анализа фальсифицированные пробы семян;
- неправильно этикируют семена.
6. За высев некондиционных семян по засоренности, а также без документов на их качество, задержку проверки их на качество и очистки до высоких посевных кондиций виновные подвергаются штрафу:
- на граждан - однократного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
- на должностных лиц - трехкратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации.
Штраф на виновных лиц налагается госсеминспекциями и перечисляется в бюджет района, области.
Взимаемый штраф используется на нужды семеноводства по распоряжению администрации области или района.
7. Карантинные мероприятия в части семенного материала сельскохозяйственных культур осуществляются согласно "Правилам по охране территорий Саратовской области от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков и ответственности за их нарушение".
8. Областное управление сельского хозяйства по согласованию с администрацией области уполномочено создавать дополнительные органы по контролю за исполнением настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Саратовской области от 12 апреля 1994 г. N 152 "О семенах"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Саратовской области от 23 марта 2004 г. N 96