Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка современного состояния и основные проблемы системы дошкольного, общего и дополнительного образования г. Саратова
В настоящее время система дошкольного, общего и дополнительного образования города включает в себя образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Основные показатели системы образования (на 5 сентября 2001 г.)
Уровни образования | Число образовательных учреждений, формы собственности |
Численность обучающихся (чел.) |
1. Дошкольное | 189 (в т.ч. 166 муниципальных, 22 ведомственных, 1 негосударственное) |
19911 (18021) |
2. Общее - общеобразовательные школы (дневные), |
129 (муниципальных) | 96420 |
в том числе | 10 гимназий | |
11 лицеев (в т.ч. 1 - негосударственный) |
||
9 школ с углубленным изучением предметов |
||
- специализированные школы-интернаты |
5 муниципальных |
757 |
- вспомогательные школы |
3 муниципальных |
483 |
- открытые сменные школы |
9 муниципальных |
2220 |
3. Дополнительное | 120 | 32840 |
В приложениях к Программе дан прогноз функционирования системы образования на период до 2005 года, а также предполагаемый контингент учащихся образовательных учреждений различного вида на указанный период (приложения 1-6).
Проводятся мероприятия по укреплению качественного состава руководящих и педагогических работников.
В образовательных учреждениях всех типов работает 10856 педагогов. Звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" имеют 91 педагог, значок "Отличник образования Российской Федерации" - 914 человек, Грант Сороса - 146. Ежегодно около 30% педагогов повышают свой профессиональный уровень, из них высшая категория присваивается в среднем 500 учителям, I категория - 1500, II категория - около 1200.
Уделяется внимание вопросам поднятия престижа учительской профессии, обеспечения социальных гарантий педагогов. С этой целью с 1 февраля 2001 г. установлены ежемесячные надбавки в размере 80 рублей к заработной плате молодым учителям, в размере 100 рублей социальным педагогам и педагогам, имеющим почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" (решение Саратовской городской Думы от 01.02.2001 N 3-20). С 1 сентября по 31 декабря 2001 года ежемесячные социальные надбавки к заработной плате в размере 100 рублей установлены работникам из категории обслуживающего персонала муниципальных школ-интернатов и детских домов (решение Саратовской городской Думы от 09.08.2001 N 11-87).
Приняты конкретные меры по сохранению действующей сети дошкольных учреждений. В течение последних трех лет их было передано в муниципальную собственность 53.
Наметилась тенденция уменьшения сокращения числа дошкольных образовательных учреждений:
в 1999 году закрыто 14,
в 2000 году закрыто 2.
По сравнению с 2000 годом с 48% до 52,4% увеличился охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет общественным воспитанием.
В 14 ДОУ (152 чел.) организованы новые формы воспитания детей - группы кратковременного пребывания (всего 23 группы).
С 1998 года проводится работа по привлечению в ДОУ детей из социально незащищенных категорий семей. В 2001 году привлечены 61 человек из многодетных, 468 из малообеспеченных и 26 из неблагополучных семей (всего 680).
4145 (22,1%) детей посещают ДОУ с льготной оплатой, из них 909 (5%) содержатся в ДОУ бесплатно.
Происходящие процессы обновления образовательного и воспитательного уровней привели к значительным изменениям в их содержании. Режим развития, в котором функционирует современная школа, основан прежде всего на максимальном развитии интересов, способностей, потребностей отдельного ученика и запросов общества.
В настоящее время в 67% школ используются системы развивающего обучения. В школах г. Саратова осуществляется переход на концентрическую структуру обучения предметов гуманитарного и естественно-математического циклов, идет апробирование примерных программ по химии, математике, биологии, физике, истории, экологии, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с Концепцией структуры и содержания общего образования.
23 общеобразовательных учреждения города вступили в федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 1 сентября 2001-2002 учебного года 1885 первоклассников и 978 учащихся 10-х классов начали заниматься по экспериментальным учебным планам и программам.
В образовательных учреждениях города создаются условия для обучения одаренных и способных учащихся. В олимпиадах различных уровней ежегодно принимают участие свыше 8 тысяч талантливых детей.
Воспитательный процесс в учреждениях образования ориентирован на становление гражданской позиции подрастающего поколения, возрождение патриотизма, приобщение к народной культуре, национальным традициям и обычаям.
Одним из приоритетных направлений продолжает оставаться профилактическая работа по предупреждению асоциальных явлений, работа с семьей.
Серьезное внимание в этом направлении уделяется организации досуговой деятельности детей и подростков. Упорядочить деятельность учреждений дополнительного образования в работе с детьми и подростками по месту жительства позволила передача в муниципальную собственность 63 подростковых клубов. В октябре 2000 года в поселке Юбилейный открыт новый подростковый клуб. В настоящее время в городе их функционирует 112, в т.ч. 16 - других ведомств.
Вопросы, касающиеся оказания помощи детям-воспитанникам школ-интернатов, детских домов, детям из малообеспеченных семей, находятся на постоянном контроле районных и городского органов управления. На приобретение учебной литературы для данной категории детей в течение трех последних лет администрацией города выделялось около 500 тысяч рублей, на приобретение ранцев, школьных принадлежностей - в среднем по 300-350 тысяч рублей в год.
Всего в органах опеки и попечительства города на 01.01.2002 стоят на учете 589 детей-сирот, 1635 детей, оставшихся без попечения родителей.
В последнее время наметилась тенденция к расширению сети детских оздоровительных лагерей:
в 1998 г. - 18 (8936 человек);
в 1999 г. - 19 (12 тысяч человек);
в 2000 г. - 20 (12 тысяч человек);
в 2001 г. - 20 (12,5 тысячи человек).
Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости проводится ежегодно для детей и подростков различных социальных категорий:
- на базе детских оздоровительных лагерей отдыхают в среднем 12 тысяч детей различных категорий;
- более 3000 детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей безработных родителей, детей-сирот отдыхают летом в лагерях, санаториях и др.;
- 1716 "трудных" подростков и детей "группы риска" охвачены различными формами отдыха.
Совместно с учреждениями здравоохранения на базе детских оздоровительных лагерей организуется оздоровление 2400 детей с патологией зрения, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, с заболеваниями кожи, сердечно-сосудистой системы.
Всего в период летних каникул формами организованного отдыха удается охватить около 94 тысяч учащихся, что составляет 93%.
Финансирование учреждений общего образования осуществляется из бюджета города.
В настоящее время осуществлен поэтапный переход на систему предварительного контроля исполнения расходной части бюджета города, что позволило повысить качество бюджетного планирования.
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, проведена определенная работа по сохранению, укреплению и развитию материально-технической базы образовательных учреждений. За последние 5 лет в городе введены в эксплуатацию две средние школы на 1296 ученических мест каждая, перепрофилировано под начальные школы 14 образовательных учреждений. Капитально отремонтировано 89 образовательных учреждений, на что было затрачено 28,2 млн. рублей из средств бюджета города. На средства бюджета города было также приобретено школьное оборудование на общую сумму 7,8 млн. рублей.
Вместе с тем в системе образования города имеются недостатки и нерешенные проблемы.
Недостаточное финансирование является одной из основных причин кризисной ситуации в системе образования. Бюджет образования города на 2002 год утвержден в сумме 763,0 млн. руб., что составляет 76,6% от потребности образовательных учреждений (2001 г. - 80,9%).
Утвержденным бюджетом на 2002 год предусмотрены ассигнования на погашение кредиторской задолженности по топливно-энергетическим ресурсам за прошлые годы в сумме 172,3 млн. руб., на погашение задолженности учителям по компенсации за книгоиздательскую продукцию - в сумме 12,8 млн. рублей.
В 1999-2001 годах удалось добиться своевременной выплаты заработной платы работникам образования.
В последнее время особую тревогу вызывает проблема ухудшения здоровья детей. Не последнюю роль здесь играет тяжелейшая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения, и это прежде всего отсутствие должной учебно-материальной базы: мебели, соответствующей возрасту учащихся, необходимого освещения рабочих мест, современных компьютеров.
Тормозит процесс воспитания физически развитой личности и острая нехватка оборудованных спортивных залов, площадок, стадионов, медицинских кабинетов, имеющих необходимое оснащение и препараты, отсутствие рационального питания в образовательных учреждениях. Большинство школ работает в режиме перегрузки. В образовательных учреждениях города мощностью 70,0 тысяч ученических мест обучается 100,0 тысяч учащихся.
Особо остро стоит проблема сохранения и укрепления материально-технической базы учреждений образования. Вследствие резкого сокращения капитальных вложений темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства. В незамедлительном капитальном ремонте нуждаются 96 образовательных учреждений, в аварийном состоянии находятся 7 зданий. Из-за ветхости требуют полной или частичной реконструкции 43 строения довоенной постройки. Из 7 школ-интернатов и 2 детских домов 6 нуждаются в капитальном ремонте.
В результате интенсивного строительства жилья в поселках Зональный, Завокзальный, в районе 1-й Дачной возрастает перегруженность близлежащих школ.
В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников. 628 работающих в школах учителей имеют пенсионный возраст. В школах города недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности учителей. Анализ показывает, что только в течение 2001 года в другие отрасли выбыло 157 молодых педагогов.
Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней образования, диагностики качества преподавания предметов гуманитарного и естественно-математического циклов.
В сложном положении находятся учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей, материально-техническая база многих из них остается крайне слабой.
Ежегодно растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос недостаточного количества мест в детских домах и школах-интернатах.
Проблемой является обеспечение жильем выпускников государственных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам уклоняются от обучения в школах или других образовательных учреждениях.
Вследствие сложившейся ситуации как никогда стали актуальны проблемы профилактической работы в борьбе за здоровый образ жизни по всем направлениям: наркомания, токсикомания, алкоголизм, СПИД, суицид. По-прежнему имеет место тенденция снижения возраста несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, проблемы развития системы образования города состоят в следующем:
1. Дефицит денежных ресурсов, отсутствие гарантированного финансирования в соответствии с законодательством.
2. Слабое развитие материально-технической базы образования.
3. Недостаточная разработанность кадровой политики в сфере образования.
4. Слабый уровень преемственности различных ступеней образования.
5. Недостаточная эффективность работы по сохранению контингента учащихся, обеспечению мер по охране здоровья, организации профилактических мероприятий по предупреждению асоциального поведения детей.
6. Несовершенство законодательной базы, механизма взаимодействия всех заинтересованных ведомств в системе помощи и поддержки детства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.