В целях осуществления единой государственной политики в сфере регистрации недвижимости, создания эффективной системы управления недвижимостью и упорядочения деятельности на рынке недвижимости Саратовской области и с учетом Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 475 "Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до принятия Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" постановляю:
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принят Государственной Думой 17 июня 1997 г.
1. Утвердить Устав государственного учреждения "Саратовская областная регистрационная палата" (приложение N 1).
2. Утвердить Временное положение о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области (приложение N 2).
3. Утвердить Положение о регистрационных сборах, взимаемых при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приложение N 3).
4. Утвердить Положение о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости на территории области (приложение N 4).
5. Утвердить Положение о порядке заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приложение N 5).
6. Утвердить кадастровые номера муниципальных образований (приложение N 6).
7. Главам администраций муниципальных образований области в срок до 1 июня 1997 года утвердить кадастровые номера зон, земельных участков, зданий или сооружений, жилых и нежилых помещений, исходя из существующего порядка учета (приложение N 4), и определить организации, ответственные за присвоение вышеперечисленных кадастровых номеров.
8. До начала работы государственного учреждения "Саратовская областная регистрационная палата" на территории муниципальных образований области применяется существующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Директору государственного учреждения "Саратовская областная регистрационная палата" А.Н. Нарыкову до 1 ноября 1997 года создать на территории административно-территориальных единиц области территориальные отделения.
10. Признать утратившим силу постановление администрации Саратовской области от 6 сентября 1996 года N 717 "О введении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Положении о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядке заполнения форм государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним".
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство юстиции области (В.В.Попов) и министерство собственности и банкротства области (Н.В.Владимиров).
Приложение N 1
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 7 мая 1997 г. N 362
Устав
государственного учреждения "Саратовская областная регистрационная палата"
Статья 1. Общие положения
1.1. Государственное учреждение - Саратовская областная регистрационная палата (именуемое в дальнейшем Учреждение) учреждено на основании постановления Губернатора Саратовской области от 24 марта 1997 г. N 246 в соответствии с действующим законодательством.
1.2. Организационно-правовая форма - государственное учреждение.
1.3. Официальное наименование учреждения: полное - государственное учреждение Саратовская областная регистрационная палата; сокращенное - ГУ СОРП.
1.4. Учредители: министерство юстиции Саратовской области и комитет по управлению имуществом области.
1.5. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Саратовской области, постановлениями Саратовской областной Думы, другими нормативными актами, регулирующими деятельность Учреждения, и настоящим Уставом.
1.6. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, бланки, круглую печать и специальные печати для удостоверения факта государственной регистрации.
1.7. Комитет по управлению имуществом области совместно с министерством юстиции области координируют деятельность Учреждения.
1.8. Учреждение финансируется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, получаемых от разрешенной в установленном порядке деятельности. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством.
1.9. Учреждение может иметь в своем составе обособленные подразделения (филиалы, представительства), расположенные вне места нахождения Учреждения, представляющие его интересы и осуществляющие их защиту. Положения об указанных подразделениях утверждается директором Учреждения.
1.10. Местонахождение Учреждения: 410002 г. Саратов, ул. Кутякова, д. 5.
Статья 2. Цель и предмет деятельности Учреждения
2.1. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление на территории Саратовской области государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, а также государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.2. Учреждение осуществляет:
- государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничение этих прав, сделок с недвижимым имуществом;
- государственную регистрацию юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций) в том числе предприятий с участием иностранных инвестиций и предпринимателей без образования юридического лица;
- ведение Единого государственного реестра юридических лиц и предпринимателей;
- ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
- создание, ведение и обеспечение сохранности единого банка данных о правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
- создание, ведение и обеспечение сохранности единого банка данных о юридических лицах и иных предпринимателях, зарегистрированных на территории Саратовской области;
- предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
- регистрацию прав юридических и физических лиц на получение информации, относящейся к деятельности Учреждения;
- изучение опыта, в том числе зарубежного, в сфере государственной регистрации недвижимости, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- деятельность по разъяснению действующего законодательства в сфере государственной регистрации недвижимости, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- внесение предложений по разработке нормативных актов в сфере регистрации недвижимости, юридических лиц и предпринимателей.
2.3. Помимо основных функций Учреждение вправе осуществлять:
- проведение консультаций, научно-практических конференций, семинаров по проблемам в сфере недвижимости, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- вести издательскую деятельность по выпуску методической, юридической, нормативной и иной литературы;
- оказание дополнительных платных услуг юридическим и физическим лицам.
Статья 3. Организация деятельности
3.1. Учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, определяемых действующим законодательством и настоящим Уставом.
3.2. Для осуществления своей деятельности Учреждение имеет право:
- участвовать в разработке актов, связанных с оценочной деятельностью в сфере недвижимости;
- привлекать заинтересованные организации, предприятия, учреждения к решению задач внедрения эффективного механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также задач по созданию и регистрации юридических и иных лиц;
- запрашивать и получать от органов власти и управления, а также от других организаций, включая предприятия всех форм собственности, информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- вносить предложения в органы государственной власти по вопросам, относящимся к деятельности Учреждения;
- разрабатывать структуру, штаты, нормы, системы, размеры оплаты и условия труда работников;
- обеспечивать подбор, обучение и повышение квалификации своих работников;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.3. Учреждение обязано:
- обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- нести ответственность за сохранность документов, в том числе по личному составу;
- обеспечивать проведение мероприятий по гражданской обороне и ведение воинского учета;
- осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов своей деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах своей деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Статья 4. Имущество и финансы Учреждения
4.1. Имущество за Учреждением закреплено на праве оперативного управления комитетом по управлению имуществом Саратовской области. Имущество является областной собственностью.
4.2. Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются:
- основные и оборотные средства, закрепленные за ним в установленном порядке на праве оперативного управления;
- доход, полученный от разрешенной в установленном порядке деятельности.
4.3. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
4.4. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему из бюджета, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование.
4.5. Имущество, приобретенное за счет доходов от уставной деятельности Учреждения и иных не запрещенных законом поступлений, учитывается на отдельном балансе.
Статья 5. Управление Учреждением
5.1. Учреждение возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Министра собственности и банкротства области по согласованию с Министерством юстиции области.
5.2. Директор осуществляет руководство всей деятельностью Учреждения на основе единоначалия и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Директор Учреждения в соответствии с настоящим Уставом:
- издает обязательные для исполнения работниками приказы, распоряжения;
- утверждает положения о структурных подразделениях (филиалах) Учреждения, должностные инструкции работников Учреждения;
- принимает на работу (в том числе по контракту) и увольняет в соответствии с действующим законодательством о труде работников Учреждения, поощряет их и налагает на них взыскания;
- открывает и закрывает в учреждениях банков счета Учреждения;
- организует финансово-хозяйственную деятельность Учреждения;
- разрабатывает структуру, штаты, нормы, системы, размеры оплаты и условия труда работников;
- без доверенности действует от имени Учреждения и представляет его в отношениях со всеми юридическими лицами и гражданами;
- в соответствии с законодательством распоряжается имуществом и средствами Учреждения, заключает договоры;
- обеспечивает соблюдение финансовой, трудовой дисциплины;
- проводит мероприятия по повышению квалификации, организует
обучение и переподготовку работников Учреждения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Контроль
Контроль за деятельностью Учреждения по вопросам государственной регистрации осуществляется министерством юстиции Саратовской области. Контроль за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества осуществляется комитетом по управлению имуществом Саратовской области.
Статья 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения
7.1. Реорганизация и ликвидация Учреждения производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.2. При реорганизации Учреждения все документы передаются в соответствии с установленными правилами правопреемнику, а при ликвидации - органам архивной службы.
7.3. Учреждение считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
7.4. Все изменения и дополнения к настоящему Уставу вносятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение N 2
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 7 мая 1997 г. N 362
Временное положение о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области
1. Общие положения
1.1. Основные термины и определения
Для целей настоящего положения используются следующие основные термины:
- вещные права на недвижимое имущество - разновидность гражданских (имущественных) прав, которые носят абсолютный характер. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право членов семьи собственника жилого помещения, право залогодержателя при ипотеке, право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом;
- кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся на территории Российской Федерации номер объекта недвижимого имущества. Кадастровый номер присваивается при регистрации объекта недвижимого имущества в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимого имущества существует как единый объект зарегистрированного права;
- недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Положением - земельные участки (в том числе земельные доли), участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;
- обременения - права третьих лиц на недвижимое имущество, устанавливаемые по соглашению сторон. При обременении субъект, которому принадлежат конкретные права, конкретизирован;
- ограничения - предусмотренные соответствующим законодательством условия, стесняющие правообладателя при осуществлении им права собственности, либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Ограничения устанавливаются в отношении неопределенного круга лиц;
- правообладатель - лицо, которое обладает правами на недвижимое имущество, подлежащими государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением;
- сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать
вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
- формирование объекта недвижимого имущества - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения и иного), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Формирование объекта недвижимого имущества завершается присвоением ему кадастрового номера;
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация) - процедура, которая начинается с момента регистрации заявления либо иного основания для начала процедуры регистрации и завершается внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
1.2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1.2.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, обременения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.2.2. Объектами государственной регистрации в соответствии с настоящим положением являются права собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации обременения и ограничения прав из него, в том числе сервитут, ипотека (залог недвижимого имущества), доверительное управление, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, аренда, арест имущества, установленные в отношении прав использования недвижимого имущества, а также заявления третьих лиц о праве требования в отношении указанного имущества (правопритязания), а также право на земельную долю.
1.2.3. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Положения.
1.3. Орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области.
1.3.1 Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области осуществляет Саратовская областная регистрационная палата (далее - Палата).
1.3.2. Отказ в государственной регистрации, либо уклонений Палатой от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
1.4. Субъекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Субъектами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правообладатели недвижимого имущества, обладатели иных, подлежащих государственной регистрации, прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, годной стороны, и Палата с другой.
1.5. Действие ранее возникших прав.
1.5.1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Положения и оформленные в соответствии с действующим законодательством, признаются действительными. Такие права регистрируются по желанию правообладателей и считаются возникшими со дня оформления правоустанавливающих документов, на основании которых производится государственная регистрация.
1.5.2. В случае, если переход ранее возникших прав на недвижимое имущество другому лицу, установление обременений, ограничений, приращение соответствующих прав происходит после введения в действие настоящего Положения, права на недвижимое имущество и соответствующие обременения, ограничения подлежат обязательной государственной регистрации на общих основаниях.
1.5.3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами или Юридическими лицами в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
2. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.1. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество
2.1.1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
2.1.2. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество включает в себя три раздела, содержание которых определяется в пункте 2.2. настоящего Положения. К Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения прилагаются книга учета документов и дела о правах на недвижимое имущество.
2.1.3. Все записи о правах на недвижимое имущество, об их возникновении, о переходе, об обременении, ограничении и о прекращении идентифицируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество кадастровым номером объекта недвижимого имущества.
2.1.4. На каждый объект недвижимого имущества, права на который регистрируются, открывается дело о праве на недвижимое имущество. Номер этого дела совпадает с кадастровым номером данного объекта.
2.1.5. До принятия Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество на территории Саратовской области ведется по форме, которая утверждается министерством юстиции области.
2.1.6. Палата осуществляет формирование и использование Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Единого банка данных об этих правах.
2.1.7. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, архив документов на недвижимость, единый банк данных о правах на недвижимость являются собственностью Саратовской области.
2.2. Порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество
2.2.1. Внесению записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество предшествует учет документов, поступающих на государственную регистрацию, в книге учета документов, в которой должны быть указаны следующие сведения:
- входящий номер документа;
- название документа;
- дата его поступления;
- кадастровый номер объекта недвижимого имущества;
- фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица Палаты;
- особые отметки должностного лица Палаты;
- фамилия, имя, отчество, реквизиты удостоверения личности и подпись лица, представившего документы, или реквизиты юридического лица.
В книгу учета документов вносятся также сведения о выдаче выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о правах на конкретные объекты недвижимого имущества с указанием исходящего номера выписки, фамилии, имени, отчества, реквизитов удостоверения личности или реквизитов юридического лица, получивших выписку, и фамилии, имени, отчества, должностного лица Палаты, выдавшего выписку, и его особых отметок.
2.2.2. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество содержит информацию о существующих и прекращенных правах, а также сведения, позволяющие идентифицировать правообладателей зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества по кадастровому номеру.
2.2.3. Записи вносятся о каждом объекте недвижимого имущества в три раздела. В разделе 1 дается описание каждого объекта недвижимого имущества: подраздел 1-1 - земельный участок; подраздел 1-2 - здания, сооружения; подраздел 1-3 - жилые, нежилые помещения, прочие составляющие недвижимости. В описании объекта недвижимого имущества, в частности, указывается кадастровый номер этого объекта и его местоположение. В раздел 2 вносятся записи о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества с указанием правообладателя, вида права, размера доли в праве, наименования документов о возникновении и прекращении права, времени возникновения права и его прекращения.
В раздел 3 вносятся записи об обременениях, ограничениях права собственности и иных вещных прав на объект недвижимого имущества (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других). В записях об обременениях, ограничениях указываются содержание обременения, ограничения срок действия, время наступления, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита под ипотеку, наименование документов, на основании которых возникает обременение, ограничение время прекращения обременения, ограничения.
2.2.4. В деле о правах на недвижимое имущество содержатся копии (или первые экземпляры, если их изготавливается несколько) документов о правах на недвижимое имущество и совершении сделок с ним, об обременениях, ограничениях и заявления о праве требования в отношении недвижимого имущества.
2.2.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество является вечным, в нем указываются все сведения о любых существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества. Уничтожение утративших силу документов о правах на объект недвижимого имущества, а равно исключение (изъятие) из дела о правах на недвижимое имущество каких-либо документов или сведений не допускаются.
2.2.6. Дело о правах на недвижимое имущество открывается одновременно с государственной регистрацией вновь возникших прав.
Если вновь возникшие права на недвижимое имущество привели к отделению какой-либо его части в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, в новом деле о правах на недвижимое имущество делаются ссылки на дело о правах на указанное недвижимое имущество до его разделения.
2.2.7. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество ведется на бумажных носителях и в электронном виде, в случае обнаружения противоречивых сведений приоритет имеет регистрационная запись на бумажных носителях.
2.3. Порядок проведения государственной регистрации
2.3.1. Государственная регистрация проводится на основани заявления правообладателя в следующем порядке:
- принятие от правообладателя или уполномоченного им лица заявления и документов, необходимых для государственной регистрации и составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внесение записей в книгу учета документов;
- проверка документов;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации);
- удостоверение проведенной государственной регистрации.
2.3.2. Государственная регистрация обременений, ограничений прав собственности и иных вещных прав может проводиться также по инициативе других лиц, имеющих права на соответствующие объекты недвижимого имущества. При этом во всех случаях, кроме регистрации решений суда, регистрация производится при наличии письменного согласия собственника.
2.3.3. Государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
2.3.4. Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей о правах в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
2.3.5. После внесения указанных записей сделка считается зарегистрированной, а право считается вступившим в силу с даты ранее зарегистрированного заявления. При переходе права в связи со смертью правообладателя считается вступившим в силу с даты смерти. Правовые последствия решения суда для третьих лиц наступают после государственной регистрации прав судебного решения. Судебные решения подлежат регистрации в течение суток с момента представления в орган регистрации.
2.4. Удостоверение государственной регистрации
2.4.1. Удостоверение проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случаях, если права возникают на основании актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, судебного решения или вследствие событий, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление прав, осуществляется посредством выдачи свидетельства о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр, форма которого утверждается директором Палаты по согласованию с министерством юстиции области.
2.4.2. Если права возникают на основании договоров и иных сделок, удостоверение проведенной регистрации прав по желанию сторон может быть осуществлено посредством совершения на документе, выражающем содержание сделки, специальной надписи о зарегистрированном праве на объект недвижимого имущества. Форма указанной надписи утверждается директором Палаты по согласованию с министерством юстиции.
2.5. Представление документов на государственную регистрацию
2.5.1. Государственная регистрация проводится на основании заявления установленной формы правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
В случае, если права возникают из акта государственного органа или органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается одной из сторон договора. В случае, если правоустанавливающий документ является договором, не имеющим нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида договора), заявление о государственной регистрации подают стороны договора. В случае, если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки за приостановление государственной регистрации несет уклоняющаяся сторона.
2.5.2. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ей проведения.
2.5.3. В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
2.5.4. Вместе с заявлением о государственной регистрации и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется квитанция об уплате регистрационных сборов. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность, а представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, за исключением случаев, если представитель юридического лица в силу закона или учредительных документов этого юридического лица выступает от его имени. Должностное лицо Палаты в присутствии заявителя производит необходимые выписки из этих документов, предъявляет их заявителю и незамедлительно возвращает ему документы.
2.6. Указание даты представления документов на государственную регистрацию
2.6.1. При получении полного пакета документов, необходимых для государственной регистрации, должностное лицо Палаты на лицевой стороне каждого документа проставляет дату его представления.
2.6.2. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию с их перечнем, а также с указанием даты их представления. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию.
2.7. Основание для государственной регистрации
2.7.1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, обременения, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются следующие документы:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения этого недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее осуществления;
- свидетельства о праве на наследство;
- решения суда, арбитражного суда, третейского суда;
- свидетельства о праве собственности, выдаваемые нотариусами супругам (супругу);
- соглашения о разделе наследственного имущества, удостоверенные нотариусами;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи этих прав на момент ее совершения.
Проверка юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется Палатой.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, кроме указанных в настоящем пункте.
2.8. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию
2.8.1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, обременение, ограничение прав на недвижимое имущество, принимаются на государственную регистрацию при соответствии их требованиям, установленным действующим законодательством.
2.8.2. Документы, представляемые на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должны содержать описание недвижимого имущества и название соответствующего права, в случаях, установленных законом, должны быть нотариально удостоверены, иметь надлежащие подписи (сторон, определенных законодательством, должностных лиц) и в установленных законодательством случаях должны быть скреплены печатями.
Не подлежат приему на государственную регистрацию документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
2.8.3. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения.
Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью.
2.8.4. План (чертеж границ) земельного участка должен быть удостоверен государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству муниципального образования, а планы другого недвижимого имущества - соответствующими уполномоченными органами.
2.8.5. Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю.
2.9. Основания для приостановления государственной регистрации
2.9.1. При возникновении и процессе регистрации сомнений в наличии основании для государственной регистрации в течение месяца принимаются необходимые меры по получению дополнительных сведений. Палата обязана немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства оснований для государственной регистрации.
2.9.2. Государственная регистрация может быть приостановлена не более чем на один месяц (не считая срок, указанный в пункте 2.9.1. настоящего положения) при направлении представленных документов на подтверждение их подлинности. Палата обязана в письменной форме уведомить заявителя о своем решении приостановить государственную регистрацию заявленных прав и об основаниях такого решения. Если в течение указанных в настоящем пункте сроков не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации, Палата обязана отказать заявителю в государственной регистрации и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
2.9.3. Государственная регистрация может быть приостановлена не более, чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя или уполномоченного им на то лица, при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, и срок, необходимый для приостановления. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прерывает течение срока, установленного пунктом 2.9.1. настоящего Положения. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.
2.9.4. В случаях, предусмотренных пунктами 2.9.1-2.9.3 настоящего положения, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество производится соответствующая запись в графе "Особые отметки".
2.10. Основания для отказа в государственной регистрации
2.10.1. В государственной регистрации может быть отказано в случаях если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Положением;
- с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
- документы на регистрацию не соответствуют требованиям, установленным настоящим положением;
- заявляемое право на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано как право лица или лиц, не являющихся сторонами договора или иной сделки;
- акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на этот объект недвижимого имущества.
2.10.2. Отсутствие или незаконченность работ по формированию объектов недвижимого имущества не являются основанием для отказа в первичной государственной регистрации. В этом случае государственная регистрация осуществляется по условному номеру при наличии чертежа границ земельного участка в соответствии с пунктом 2.8.4. настоящего Положения.
2.10.3. При отказе в государственной регистрации заявителю в письменной форме в пятидневный срок направляется сообщение о причине отказа и копия этого сообщения помещается в дело о правах.
2.10.4. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
2.11. Оспаривание зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Зарегистрированные права на недвижимое имущество и сделки с ним могут быть оспорены в судебном порядке.
2.12. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации
2.12.1. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации, исправляются в случаях, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи. Исправление производится по решению директора Палаты в трехдневный срок после обнаружения ошибки. При этом обязательным является уведомление об исправлении в письменной форме в трехдневный срок правообладателя и иных заинтересованных лиц.
2.12.2. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда.
2.13. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Саратовская областная регистрационная палата несет ответственность за своевременность и точность записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, полноту и подлинность выдаваемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.
3. Особенности государственной регистрации отдельных видов прав
3.1. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на недвижимое имущество
3.1.1. При представлении на государственную регистрацию договора об отчуждении жилого дома, квартиры, части жилого дома или части квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этими жилыми помещениями, обязательно наличие перечня этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемыми жилыми помещениями (статья 558 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3.1.2. Переход или прекращение права на недвижимое имущество в связи со смертью физического лица регистрируются на основании свидетельства о смерти и свидетельства о наследовании имущества, свидетельства о праве собственности, выдаваемого нотариусом пережившему супругу, а также соглашения о разделе наследственного имущества, удостоверенного нотариусом.
3.1.3. Переход или прекращение права на недвижимое имущество, связанные с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица, регистрируются на основании документов, которые свидетельствуют о ликвидации (реорганизации) юридического лица, и документов, в соответствии с которыми переходит право на недвижимое имущество этого юридического лица.
3.1.4. При переходе права на недвижимое имущество все обременения (ограничения) этого права должны сохраняться, если в момент перехода права одновременно не происходит прекращение этих обременений (ограничений) или если к данному моменту обязательства по ним не были исполнены либо не утратили каким-либо другим образом своей юридической силы.
3.2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в товариществах собственников жилья
3.2.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в товариществах собственников жилья проводится в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" и настоящим Положением.
3.2.2. При государственной регистрации возникновения, перехода. обременения, ограничения или прекращения права на жилое или нежилое помещение в товариществах собственников жилья одновременной государственной регистрации подлежит неразрывно связанное с ним право общей долевой собственности на общее имущество.
3.3. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним
3.3.1. Государственная регистрация сделок с предприятием (частью предприятия) как имущественным комплексом, а также прав на него осуществляется по месту регистрации юридического лица.
3.3.2. Государственная регистрация перехода прав на предприятие как имущественный комплекс является основанием для внесения соответствующих записей о переходе права на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Едином государственном реестре по месту нахождения объекта.
3.4. Государственная регистрация права на вновь создаваемый объект недвижимого имущества
3.4.1. Право на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
3.4.2. В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на этот объект недвижимого имущества может быть зарегистрировано на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, проектно-сметной документации, а также на основании документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
3.5. Государственная регистрация права аренды недвижимого имущества.
3.5.1. Право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено действующим законодательством. С заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию, прилагается план (чертеж границ) земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
3.5.2. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади, либо указывается номер по кадастру (реестру), под которым зарегистрирован соответствующий объект недвижимости.
3.6. Государственная регистрация сервитутов
3.6.1. Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на основании заявления собственника недвижимого имущества, заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, или заявления уполномоченного органа, по решению которого установлен сервитут. Действие сервитута вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре.
3.6.2. Государственная регистрация сервитутов является обязательной. К документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагаются план (чертеж границ) земельного участка и (или) план иного недвижимого имущества, на которых отмечена сфера действия сервитута.
3.7. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда
3.7.1. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, арбитражного суда или третейского суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Палата не вправе отказать в государственной регистрации права на недвижимое имущество, установленного решением суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившим в силу.
3.7.2. В случае, если права на недвижимое имущество оспариваются в судебном порядке, Палата делает запись о том, что в отношении данных прав заявлено право требования со стороны конкретного лица.
3.8. Государственная регистрация ипотеки
3.8.1. Государственная регистрация ипотеки прояснится на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество. К заявлению залогодателя или залогодержателя прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами.
3.8.2. В государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистраций прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3.8.3. При государственной регистрации ипотеки указываются данные о залогодержателе и залогодателе, предмете ипотеки, сроке выполнения обязательства, сумме ссуды и условиях начисления процентов стоимости заложенного имущества.
3.8.4, Регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодержателя, совместного заявления залогодателя и залогодержателя или вступившего в силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о прекращении ипотеки.
3.9. Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом.
Любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих эти отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.
4. Документация Палаты и ее архив
4.1. Документация Палаты
Для осуществления деятельности по регистрации в Палате и ее территориальных отделениях ведется документация унифицированного формата. Состав документации, ее содержание и порядок ведения устанавливаются распоряжениями директора Палаты, согласованными с Министерством юстиции области.
4.2. Архив
Палата и ее территориальные отделения формируют архив, состоящий из копий документов, подтверждающих права на недвижимость. Архив формируется по объектам недвижимости.
5. Предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и порядок оплаты
5.1. Порядок предоставления информации
5.1.1. Государственная регистрация носит открытый характер. Информация о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является информационным ресурсом и предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 1996 г. N 1270 заинтересованным в ее получении пользователям - гражданам, юридическим лицам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
5.1.2. Предоставление информации о регистрации осуществляется на основании письменного запроса, в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
5.1.3. Информация о регистрации предоставляется только по конкретному объекту недвижимого имущества. Предоставление обобщенной информации не допускается.
5.1.4. Информация о регистрации предоставляется в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в которой указываются наименование объекта недвижимости, его кадастровый номер, площадь (размер доли), местоположение, наименование правообладателя, вид зарегистрированного права, установленные обременения, ограничения в течение трех дней ("Выписка из форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
5.1.5. Держатель прав на недвижимость или лицо, имеющее надлежащим образом оформленную доверенность, может получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество относительно его прав.
5.1.6. Палата не вправе отказать правообладателю в предоставлении информации о лицах, получивших сведения о его правах на недвижимое Имущество.
5.1.7. Информация в отношении прав отдельного лица или лиц на имеющиеся у него (у них) объекты недвижимости предоставляется исключительно по запросам судов, уполномоченных правоохранительных и налоговых органов.
5.1.8. Использование любыми лицами сведений, содержащихся в реестре прав на недвижимое имущество, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5.1.9. Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
5.2. Порядок оплаты за предоставление информации
Информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество предоставляется за плату, если иное не установлено действующим законодательством.
Приложение N 3
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 7 мая 1997 г. N 362
Положение о регистрационных сборах, взимаемых при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Общие положения
1.1. Об установлении регистрационных сборов, взимаемых при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1.1.1. Настоящим Положением в соответствии с частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", от 11 декабря 1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", от 27 августа 1996 года N 1270 "Об утверждении Порядка предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 475 "Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Порядком установления платы за предоставление информации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 1996 года N 90, вводятся регистрационные сборы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
1.1.2. Регистрационные сборы взимаются за совершение действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу свидетельств о зарегистрированном праве или сделке (регистрационных удостоверений, свидетельств о праве на землю, на имущество и т.д.) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, предоставление выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, предоставление информации о зарегистрированном праве или сделке.
1.2. Плательщики регистрационного сбора
Плательщиками регистрационных сборов являются физические и юридические лица - заявители, в интересах которых совершаются регистрационные действия и предоставляется информация из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
1.3. Взимание регистрационных сборов
Регистрационные сборы взимаются за:
- регистрацию сделок с недвижимостью;
- регистрацию прав на недвижимость;
- регистрацию ограничений прав на недвижимость (сервитут, ипотека), доверительное управление, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, аренду, арест имущества;
- регистрацию заявлений третьих лиц о праве требования в отношении указанного имущества;
- выдачу свидетельств о зарегистрированном праве;
- выдачу дубликата свидетельства о зарегистрированном праве или сделке взамен утраченных, ветхих, пришедших в негодность;
- выдачу копий документов, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество;
- выдачу выписок, справок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
- внесение изменений записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, в свидетельства о зарегистрированном праве или сделке.
2. Порядок исчисления, взимания регистрационных сборов и зачисления их в бюджет
2.1. Исчисление регистрационных сборов
2.1.1. Регистрационные сборы устанавливаются в кратном отношении к минимальному месячному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации.
2.1.2. Минимальный месячный размер оплаты труда при установлении размера регистрационного сбора исчисляется на дату письменного обращения заявителя в регистрирующий орган для совершения соответствующих действий.
2.1.3. При изменении минимального месячного размера оплаты труда или при изменении ставок регистрационных сборов по принятым заявлениям перерасчет внесенных (уплаченных) сумм не производится.
2.1.4. Размеры регистрационных сборов, установленные настоящим Положением, определены для прав, регистрируемых Саратовской областной регистрационной палатой.
2.2. Порядок уплаты регистрационных сборов
2.2.1. Регистрационный сбор уплачивается до подачи заявления о совершении регистрационных и других действий, указанных в пункте 1.3. настоящего Положения.
2.2.2. Регистрационный сбор уплачивается наличными деньгами в кредитиве учреждения либо перечисляется со счета плательщика в кредитные учреждения. Прием кредитными учреждениями регистрационных сборов от физических лиц осуществляется во всех случаях с выдачей квитанций установленного образца.
2.2.3. Платежные поручения на безналичное перечисление регистрационного сбора, квитанции банков об уплате регистрационного сбора приобщаются к заявлениям, подаваемым для проведения регистрационных и других действий, указанных в пункте 1.3. настоящего Положения, и остаются в делах регистрирующего органа. В книге учета подаваемых документов указываются название платежного документа, его дата и номер, уплаченная сумма. Плательщик имеет право получить копию платежного документа.
2.3. Порядок зачисления регистрационных сборов.
Регистрационный сбор зачисляется в размере 30 процентов в областной бюджет, в размере 20 процентов - в бюджет органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимое имущество, в размере 50 процентов на расчетный счет регистрирующего органа.
3. Размеры регистрационных сборов
3.1. Размеры регистрационных сборов
3.1.1. Регистрационный сбор за регистрацию прав на недвижимость и выдачу при этом свидетельства о зарегистрированном праве или сделке (регистрационного удостоверения, свидетельства о праве на землю) взимается с граждан в размере одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, для юридических лиц - в размере двух минимальных месячных оплат труда установленных законом.
3.1.2. Регистрационный сбор за регистрацию сделки с недвижимостью требующую нотариального удостоверения взимается с граждан в размере трех минимальных месячных оплат труда установленных законом, с юридических лиц- в размере шести минимальных месячных оплат труда установленных законом.
3.1.3. Регистрационный сбор за регистрацию сделки с недвижимостью не требующую нотариального удостоверения взимается с граждан и юридических лиц в размере 1 % от суммы сделки, но не менее десяти минимальных месячных оплат труда установленных законом.
3.1.4. Регистрационный сбор за регистрацию ограничений прав на недвижимость взимается в следующих размерах:
- за регистрацию договоров ипотеки (залога недвижимого имущества) с граждан в размере трех минимальных месячных оплат труда установленных законом, с юридических лиц в размере шести минимальных месячных оплат труда установленных законом;
- за регистрацию договора доверительною управления, с граждан в размере одной минимальной месячной оплаты труда установленной законом, с юридических лиц в размере двух минимальных месячных оплат труда установленных законом;
- за регистрацию договоров права хозяйственного ведения с юридических лиц в размере шести минимальных месячных оплат труда установленных законом;
- за регистрацию договоров права оперативного управления с юридических лиц в размере шести минимальных месячных оплат труда установленных законом;
- за регистрацию договоров аренды с граждан в размере двух минимальных месячных оплат труда установленных законом, с юридических лиц в размере четырех минимальных месячных оплат труда установленных законом;
- за регистрацию ареста имущества, с граждан в размере 50% одной минимальной месячной оплаты труда установленной законом, с юридических лиц в размере одной минимальной месячной оплаты труда установленной законом;
3.1.5. Регистрационный сбор за регистрацию заявлений третьих лиц о праве требования в отношении указанного имущества взимается с граждан в размере 50% минимальной месячной оплаты труда, установленной законом, с юридических лиц в размере одной минимальной месячной оплаты труда, установленной законом.
3.1.6. Регистрационный сбор за выдачу дубликата свидетельства (регистрационного удостоверения, свидетельства о праве на земли) о зарегистрированном праве или сделке взамен утраченных, ветхих, пришедших в негодность взимается с граждан в размере 50% минимальной месячной оплаты труда, установленной законом, с юридических лиц в размере одной минимальной месячной оплаты труда, установленной законом.
3.1.7. Регистрационный сбор за выдачу копий документов, зарегистрированных в Едином государственном реестре, взимается с граждан в размере 50% минимальной месячной оплаты труда установленной законом, с юридических лиц в размере одной минимальной месячной оплаты труда установленной законом.
3.1.8. Регистрационный сбор за выдачу выписок, справок из Единого государственного реестра взимается с граждан в размере 50% минимальной месячной оплаты труда, установленной законом, с юридических лиц - одной минимальной месячной оплаты труда, установленной законом.
3.1.9. Регистрационный сбор за внесение изменений записей в Единый государственный реестр, в свидетельства о зарегистрированном праве или сделке взимается с граждан в размере 50% минимальной месячной оплаты труда, установленной законом, с юридических лиц - в размере одной минимальной месячной оплаты труда, установленной законом.
4. Порядок возврата регистрационных сборов
4.1. Случаи возврата регистрационных сборов
Регистрационные сборы возвращаются полностью или частично в случаях:
- внесения сбора в размерах, больших, чем предусмотрено;
- прямо предусмотренных федеральным законодательством.
4.2. Случаи отказа возврата регистрационных сборов
Регистрационные сборы не возвращаются полностью в случае официального отказа в регистрации по причине нарушения действующего законодательства. Такой отказ оформляется в письменном виде.
4.3. Основания для возврата регистрационных сборов
Возврат регистрационного сбора производится по заявлению плательщика на основании решения регистрирующего органа или в судебном порядке.
5. Порядок взимания платы за предоставление информации ("Выписка из форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
5.1. Порядок предоставления информации
5.1.1. Информация о регистрации предоставляется в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в которой указываются наименование объекта недвижимости, его кадастровый номер, площадь (размер доли), местоположение, наименование правообладателя, вид зарегистрированного права, установленные обременения (ограничения) согласно "Выписке из форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 13 сентября 1996 г.
5.1.2. Плата за предоставление информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество взимается с заинтересованных в ее получении организаций и граждан.
5.2. Исчисление платы за предоставление информации
5.2.1. Плата взимается в следующих размерах:
- с физических лиц - 25% установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- с юридических лиц - одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
5.2.2. По мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового органа, органов государственной власти и органов местного самоуправления информация, находящаяся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию, предоставляется бесплатно.
5.3. Порядок зачисления платы за предоставление информации
5.3.1. Плата за предоставление информации зачисляется в местные бюджеты по месту нахождения органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество.
5.3.2. Плата за предоставление информации учитывается в доходах и расходах соответствующих местных бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на создание и развитие информационного банка данных о правах на недвижимое имущество.
5.3.3. Не использованные в течение года средства не изымаются и используются по целевому назначению в следующем году.
6. Срок действия
Настоящее Положение действует до принятия Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Приложение N 4
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 7 мая 1997 г. N 362
Положение
о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости на территории Саратовской области
1. Настоящее Положение определяет структуру и порядок учета кадастровых номеров, присваиваемых объектам недвижимости в целях их идентификации.
2. Присвоение кадастрового номера является необходимым условием осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости и позволяет однозначно определить этот объект.
3. Кадастровый номер недвижимого имущества имеет иерархическую структуру - от номера субъекта Российской Федерации до номера конкретного объекта недвижимости - А:Б:В:Г:Д:Е, где:
А - номер субъекта Российской Федерации - Саратовской области, определяется Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству;
Б - номер административно-территориальной единицы, определяемый настоящим Постановлением (Приложение 6);
В - номер зоны (микрорайона, квартала, иной учетной единицы);
Г - номер земельного участка;
Д - номер здания или сооружения;
Е - номер жилого или нежилого помещения.
Вышеперечисленные номера присваиваются органами исполнительной власти муниципальных образований, исходя из существующей системы учета. : - разделитель составных частей кадастрового номера.
4. Отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению, расположенным на этом участке. В таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного участка ставится 0 (ноль), а номер зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению присваивается в общем порядке.
5. Присвоение и учет кадастровых номеров объектам недвижимого имущества производятся Саратовской областной регистрационной палатой в соответствии с настоящим Положением.
6. Учет кадастровых номеров осуществляется по мере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В целях систематизации процесса присвоения кадастровых номеров их учет ведется в специальном журнале, в котором указываются кадастровый номер объекта недвижимости, его местоположение и наименование правообладателя.
7. Кадастровый номер объекта недвижимости остается неизменным в течение всего времени существования объекта недвижимости. При переходе прав на объект недвижимости к другому правообладателю, а также при изменении вида прав кадастровый номер данного объекта не меняется.
8. В целях учета кадастровых номеров земельных участков в случае их слияния или разделения при государственной регистрации прав на такие участки указываются прежние и новые кадастровые номера.
Приложение N 5 к постановлению
Губернатора Саратовской области
от 7 мая 1997 г. N 362
Положение о порядке заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое мущество и сделок с ним
1. Настоящий Порядок определяет правила заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" (далее именуются - формы).
2. Формы являются источником юридически значимой информации для определения прав на недвижимое имущество.
3. При ведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на бумажных и электронных носителях в случае обнаружения противоречивых сведений приоритет имеет регистрационная запись на бумажных носителях.
4. Формы организуются в виде картотеки или книги, разделенной на блоки, содержащие сведения о регистрации прав на объекты недвижимости.
5. В случае расположения зданий, сооружений и помещений, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, на территориях различных регистрирующих органов регистрация прав проводится по месту нахождения каждого из этих объектов. Копии форм направляются в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, по месту нахождения юридического лица.
6. Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляются подлинники документов, которые после регистрации возвращаются владельцу прав, а также их копии.
7. Документы, подтверждающие возникновение, прекращение, переход и ограничение прав на недвижимое имущество, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации.
Документы, имеющие не оговоренные и не удостоверенные исправления (подчистки, приписки, зачеркнутые слова и т.п.), не принимаются.
8. Регистрация прав на каждый объект недвижимости осуществляется путем заполнения соответствующего подраздела в каждом из разделов форм:
- описание недвижимости (раздел 1);
- запись о праве собственности и других вещных правах (раздел 2),
- запись об обременениях (ограничениях) вещных прав (раздел 3). При отсутствии обременений и ограничений в соответствующем подразделе ставится прочерк.
9. Формы заполняются по графам в соответствии с их названиями, четко, без помарок и исправлений. Подписи должны быть расшифрованы фамилией и инициалами и удостоверены печатью.
10. В целях учета кадастровых номеров земельных участков при их слиянии или разделении в формах указываются прежние и новые кадастровые номера.
11. В графе "Местоположение (адресные ориентиры)" либо указывается почтовый адрес объекта недвижимости (если он позволяет точно определить его расположение), либо местоположение описывается в произвольной форме.
12. В графе "Общая характеристика" дается описание зданий, сооружений и помещений в произвольной форме, например, "кирпичный дом".
13. В графе "Другие параметры" в произвольной форме указывается наличие или отсутствие элементов благоустройства (отопление, водопровод, канализация, газоснабжение и т.п.), а также их характеристика.
14. Доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества указывается в виде простой дроби.
15. Необходимые дополнения, пояснения, уточняющие записи о регистрации прав указываются в колонке "Особые отметки регистратора".
16. При заполнении раздела 3 форм в колонке "Содержание" указывается установленное обременение (ограничение) права и дается его описание, в колонке "Срок" указывается дата начала и дата окончания действия обременения (ограничения) права.
17. При переходе прав (доли в праве) к другому правообладателю, изменении вида права, обременения, сроков действия права регистратор заполняет колонки "Прекращение права" и/или "Прекращение обременения (ограничения)" в соответствующих разделах форм, после чего все записи в колонках "Возникновение права" и/или "Возникновение обременения" зачеркиваются одной тонкой чертой красного цвета чернилами или шариковой ручкой. Таким же способом исправляется допущенная при регистрации ошибка, из-за которой может возникнуть вероятность причинения ущерба (нарушения законных прав) правообладателю или третьим лицам.
18. Обычные технические ошибки (описки) исправляются зачеркиванием только самой ошибки, без зачеркивания всей записи. Такие исправления должны быть оговорены в примечании, удостоверены подписью регистратора и заверены печатью. Например: "Исправленному "жилое" на "нежилое" верить", подпись регистратора.
19. При выявлении обстоятельств, существенно влияющих на определение зарегистрированного права на объект недвижимого имущества, которые не были известны на момент регистрации, аннулирование регистрации права производится в судебном порядке.
20. На каждый объект недвижимого имущества при регистрации прав на него заводится дело, в которое помещаются копии документов, на основании которых было принято решение о регистрации права.
В указанное дело помещаются также по мере их заполнения листы формы с включением их в опись документов, находящихся в деле. При этом все незачеркнутые записи с заполненного листа переносятся на новый лист, заполненный лист перечеркивается и в графе "Запись о закрытии листа" пишется: "Продолжение на листе N ...". Вместо изъятого вводится новый лист, в правом верхнем углу которого пишется: "Продолжение листа N ..." и ставится подпись регистратора. Документы, находящиеся в деле о правах на недвижимое имущество, являются документами постоянного хранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Саратовской области от 7 мая 1997 г. N 362 "О введении в действие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Саратовской области от 5 марта 2005 г. N 51
Постановление Губернатора Саратовской области от 15 декабря 2004 г. N 346
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Постановление Губернатора Саратовской области от 12 мая 1998 г. N 274
Постановление Губернатора Саратовской области от 15 декабря 1997 г. N 895