Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Организация материально-технического, инженерного, медицинского и финансового обеспечения мероприятий по ликвидации разливов нефти
3.1. Медицинская, инженерная, противопожарная защита
Разливы нефти приводят к загрязнению водоемов, атмосферы и сельскохозяйственных угодий. Причем, если нефть попадает в водозаборы для обеспечения водой населения, то это приводит к нарушению жизнеобеспечения района или города.
В жаркое время года могут воспламениться нефтяные пары и вызвать возгорание нефти, что приведет к поражению людей. Поэтому при любой ситуации, связанной с разливом нефти, должна вызываться автомашина скорой помощи и дежурить пожарная автомашина. Кроме того, осуществляется дежурство санпостов в месте ликвидации аварии.
Инженерная защита - это осуществление надежности работы объекта с помощью диагностики состояния трубопроводов, организации электрохимзащиты, планирование своевременной замены трубопроводов, содержание в постоянной готовности людей и техники для быстрой ликвидации аварии.
Транспортное обеспечение осуществляется в соответствии с расчетом привлекаемых технических средств для ликвидации аварийных ситуаций по временным показателям.
3.2. Мероприятия по утилизации нефтяных отходов и финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации разливов
В ОАО "Нефть" для сбора нефти используются запасы сорбита типа "Максойл", "Лее-Сорб" и др., для чего создан неснижаемый запас 1000 кг сорбита "Лее-Сорб". Нефть, собранная с поверхности грунта, в случае разлива, проходит стадию разделения по существующей технологии и возвращается в производство в виде товарной продукции.
Что касается твердых отходов (грунт, пропитанный нефтью), здесь технология переработки значительно сложнее и она практически отсутствует на территории Саратовской области.
В связи с этим, реальным мероприятием оказывается транспортировка загрязненного нефтью грунта на специально оборудованные для этих целей шламовые амбары. Количество транспортируемого загрязненного нефтью грунта, как показано в разделе 1, составляет по сценариям А-1, А-2, А-3, А-4 соответственно: 5,2 м3, 24 м3, 31,7 м3 и 45,4 м3.
Поэтому нефтяные отходы будут размещены в шламовом амбаре объемом 206 м3 на участке в 5 км на восток - юго-восток от с. Шумейка (заключение ФГУП "Саратовская гидрогеологическая экспедиция" от 21 марта 2002 года N 4732 и в соответствии с письмом от 25 марта 2002 года N 280 руководителя Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Саратовской области, разрешающим захоронение бурового шлама).
В плане ликвидации аварийных разливов нефти должны быть проработаны вопросы финансирования мероприятий.
В связи с этим в таблице 15 приведены затраты, необходимые для обеспечения работы привлекаемых технических средств и реагентов.
Таблица 15
Затраты, необходимые для обеспечения работы привлекаемых технических средств и реагентов
N п/п | Технические средства, реагенты |
Удельная стоимость работ, руб./час |
Время работы, час |
Затраты, руб. |
Удельная стоимость работ, руб./час |
Время работы, час |
Затраты, руб. |
Сценарий А-3 (летом) | Сценарий А-3 (зимой) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Нефтевозы "Камаз" |
2 х 168 = 336 | 4 | 1344 | 2 х 252 = 504 | 4 | 2016 |
2 | Нефтесборные устройства |
1 х 312 = 312 | 2 | 624 | 1 х 468 = 468 | 2 | 936 |
3 | Бульдозер Т-170 |
2 х 300 = 600 | 2 | 1200 | 2 х 450 = 900 | 2 | 1800 |
4 | Экскаватор Э02626 |
1 х 250 = 250 | 4 | 1000 | 2 х 375 = 750 | 4 | 1400 |
5 | Самосвалы | 2 х 168 = 336 | 4 | 1344 | 2 х 252 = 504 | 4 | 2016 |
6 | Автомобили грузовые |
2 х 100 = 200 | 4 | 1800 | 2 х 150 = 300 | 4 | 1200 |
7 | Передвижной насосный агрегат ПНА (Q = 130 м2/ч) |
1 х 312 = 312 | 4 | 1248 | 1 х 468 = 468 | 4 | 1872 |
8 | Подъемный кран |
1 х 249 = 249 | 1 | 249 | 1 х 373 = 373 | 1 | 373 |
9 | Автобус | 1 х 165 = 165 | 6 | 990 | 1 х 247 = 247 | 6 | 1482 |
10 | Пожарная а/м АЦ-40 |
1 х 163 = 163 | 6 | 978 | 1 х 224 = 224 | 6 | 1347 |
11 | Сварочный агрегат |
1 х 237 = 237 | 3 | 711 | 1 х 355 = 355 | 3 | 1065 |
12 | Передвижная паровая установка ППУЛ 1600/100 |
- | - | - | 1 х 312 = 312 | 4 | 1248 |
13 | Бензовоз | 1 х 165 = 165 | 6 | 990 | 1 х 247 = 247 | 6 | 1482 |
14 | Треллер с тягачом |
1 х 600 = 600 | 6 | 3600 | 1 х 900 = 900 | 6 | 5400 |
15 | Сорбент "Лее-Сорб" |
1 кг х 7 = = 7 руб. |
1000 кг | 7000 | - | - | - |
Итого | 22075 | 33113 |
Представляет интерес оценка возможного ущерба при попадании нефти в водоем.
Исходя из величины удельного ущерба сбросов нефти в водоемы для территории Саратовской области в 2002 году составляет 163,6 тыс. руб./т.
При загрязнении почв удельный ущерб для территории Саратовской области в 2002 году составляет 20,2 тыс. руб./т .
В нашем случае для сценария А-4, т.е. при выбросе 77,75 т ущерб составит 1,57 млн руб.
Приведенные данные по величине возможного максимального ущерба при развитии аварий по сценариям А-2, А-4, А-4, Д могут быть основой для корректировки страховой суммы в договоре страхования гражданской ответственности ОАО "Нефть" при эксплуатации опасного производственного объекта.
3.3. Организация связи, оповещения и управления
Оповещение об аварийном разливе нефти производится по принципу поэтапной информации соответствующих должностных лиц,.
Схемы оповещения и списки оповещаемых должностных лиц составляются в соответствии со структурой и штатными расписаниями акционерного общества.
Поступившая информация от посторонних лиц, линейных обходчиков, первыми заметивших аварийный разлив нефти, срочно должна быть передана через телефонную связь или радиосвязь руководству акционерного общества, в т.ч. главному инженеру - руководителю работ по ликвидации аварийных разливов нефти, который немедленно приступает к организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти.
Схема оповещения работников ОАО "Нефть" и других структур в случае аварийных разливов нефти показана на рисунке 12.
Сбор и доставку на пункт сбора обеспечивают следующие водители:
руководителя работ - водитель N 1;
главных специалистов - водитель N 2;
аварийно-ремонтную группу - водитель N 3;
при аварийном разливе, пожаре и возгорании на СПН обеспечивает водитель N 4.
Организация обменом информации
При поступлении информации в министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Саратовской области оперативным дежурным осуществляется контроль достоверности информации. После этого информация докладывается министру по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Саратовской области и по его распоряжению на место аварии выезжает оперативная группа МЧС по Саратовской области. Контролируется выезд милиции, пожарной автомашины, скорой помощи, сообщается в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Саратовской области.
Рис. 12. Схема оповещения работников ОАО "Нефть" и других структур в случае аварийных разливов нефти на трубопроводах
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.