Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования области
1.1. Основные показатели системы образования области
Дошкольное, общее, дополнительное образование. В области функционирует 1171 дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), общее количество детей в которых составляет 67006 человек (46 процентов детей от 1,5 до 7 лет). Из них муниципальных ДОУ - 1019, ведомственных - 152.
Система общего образования включает в себя 1479 образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов с 367 тысячами учащихся. Растет количество инновационных образовательных учреждений. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов. На треть выросло количество детских домов. На сегодняшний день в области насчитывается 15 учреждений подобного типа.
За последние годы произошли качественные изменения в содержании общего образования, значительную часть учебного плана которого теперь составляет время на предметы регионального и школьного компонентов. Разработаны региональные образовательные программы по экологии, экономике, литературе, истории, информатике, праву.
Растет число выпускников, оканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями.
В области формируется система непрерывного образования: подготовка на уровне детский сад-школа, лицей-вуз, колледж-вуз, профориентационная и довузовская подготовка, дополнительное образование, в том числе и профессиональное.
Проведена оптимизация системы учреждений дополнительного образования. В 1998 году были реорганизованы областные центры научно-технического творчества и детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий в областной центр дополнительного образования "Поиск". В структуру центров дополнительного образования Ленинского, Октябрьского, Кировского, Фрунзенского, Волжского районов г. Саратова, г. Балашова вошли подростковые клубы. Все это позволило более успешно координировать деятельность учреждений дополнительного образования, школ по совершенствованию форм и методов работы с детьми.
Несмотря на трудности, сохранена и развивается система оздоровительного отдыха. Количество загородных оздоровительных лагерей увеличилось за последние три года с 66 до 74, а количество отдохнувших в них детей и подростков (*) с 43 до 49 тысяч человек. Имеется 1040 лагерей с дневным пребыванием (более 57 тысяч детей), 140 лагерей труда и отдыха (более 11 тысяч детей). Кроме этого, в системе учреждений министерства труда и социального развития области в летний период поправляют здоровье 5450 детей, в оздоровительных группах при центральных районных больницах за лето проходят курс оздоровления 12,5 тысячи человек.
В учреждениях общего образования занято около 47 тысяч педагогических работников. За последние годы улучшился качественный состав педагогических кадров. Почти 80 процентов учителей имеют высшее образование (средний уровень по Российской Федерации - 77 процентов). С 1997 года количество учителей, имеющих почетное звание "Заслуженный учитель", возросло на 35 процентов.
N | Уровни образования | Число образователь- ных учреждений |
Численность обучающихся (тыс.чел.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Дошкольное | 1171 | 67,0 |
2. | Общее | 1479 | 367,0 |
3. | Начальное профессиональное | 67 | 31,3 |
4. | Среднее профессиональное | 53 | 48,8 |
5. | Высшее профессиональное | 11, в т.ч. 3 филиала |
82,5 |
6. | Дополнительное | 118 | 75,3 |
7. | Вечерние (сменные) общеобразовательные школы |
29 | 6,4 |
Профессиональное образование. Система начального профессионального образования области включает в себя 67 образовательных учреждений с контингентом обучающихся 31,3 тысячи человек и 2,8 тысячи работающих в них преподавателей и мастеров производственного обучения. Имеется 45 учебных комплексов, 48 общежитии, 364 учебно-производственные мастерские, 221 лаборатория, 31 учебное хозяйство с площадью пахотных земель 19 тысяч га, 7056 ед. оборудования, 425 ед. автотранспорта, 1557 ед. сельскохозяйственной техники.
В профессиональных училищах области реализуются все уровни образовательных программ, предусмотренные в Государственном стандарте начального профессионального образования и Законе Российской Федерации "Об образовании". Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров составляет около 14,2 тысячи человек.
В области функционируют 53 учебных заведения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 48,8 тысячи человек (142 студента на 10 тысяч человек населения), прием на обучение в 2000 году - 17,1 тысячи человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием - 13,1 тысячи человек.
Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Поволжье в сфере высшего профессионального образования. В области насчитывается 8 государственных высших учебных заведений и 3 филиала московских государственных вузов. Помимо этого работают 4 филиала московских негосударственных высших учебных заведений.
Число студентов государственных вузов в 1999-2000 учебном году выросло по сравнению с предыдущим учебным годом на 9,2 процента и составило 269 человек на 10 тысяч населения, что превысило среднероссийский показатель - 256 человек на 10 тысяч населения. По итогам приема в вузы в 2000 году общее количество студентов увеличилось еще на 13 процентов. По абсолютной численности студентов вузов - 82,5 тысячи человек - область находится на 13 месте в Российской Федерации.
В вузах области работают 5,5 тысячи преподавателей, 53 процента из которых (2,9 тысячи человек) имеют ученую степень кандидата наук, 10 процентов (0,54 тысячи человек) - доктора наук.
Область одна из первых начала интеграцию профессионального образования в России. Созданы образовательные комплексы на базе Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова, Саратовского государственного технического университета. Опыт их работы показывает, что в рамках новых образовательных структур достигается не только значительная экономия финансовых ресурсов, но и повышение качества образования за счет лучшего сочетания теоретической и практической подготовки, совершенствования кадрового потенциала.
Достигнуты определенные результаты в создании системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Совместно с министерством труда и социального развития области созданы 5 студенческих кадровых агентств, организуются ярмарки вакансий, заключено 260 прямых договоров с предприятиями и организациями на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.
С 1997 года в вузах и средних профессиональных учебных заведениях осуществляется целевая подготовка специалистов для муниципальных образований области. За это время количество студентов-целевиков, принимаемых на 1-й курс, возросло со 157 человек в 1997 году до 1830 человек в 2000 году.
Нормативно-правовая база. Основным элементом нормативно-правовой базы является Закон Саратовской области "Об образовании", принятый в 1999 году. Принят также Закон Саратовской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Правительством области утверждена Концепция семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы.
Финансово-экономическое положение. Экономическая политика в сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.
В 2000 году финансирование образования возросло на 3 процента, достигнув почти одной пятой части от средств областного бюджета. Наблюдается тенденция роста внебюджетных средств учебных заведений, получаемых за счет дополнительных образовательных услуг, производственной деятельности учебных мастерских и подсобных сельских хозяйств. Продолжается работа по созданию попечительских советов в образовательных учреждениях. Из 858 средних школ попечительские советы созданы в 746.
Осуществляется поэтапный переход к системе предварительного контроля исполнения расходной части бюджета образования, что позволит обеспечить оперативное управление процессами финансирования на областном и муниципальном уровнях, создаст условия экономного расходования бюджетных средств.
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. С 1996 года введено в эксплуатацию 82 учреждения образования на 23,8 тысячи ученических мест, учебный корпус и библиотека Саратовского государственного социально-экономического университета, 4-й и 10-й корпуса Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Капитально отремонтированы 1688 учреждений, на что было затрачено 237,5 миллиона рублей. На средства областного бюджета приобретено оборудования и компьютерных классов на 28,4 миллиона рублей.
Это позволило сократить дефицит ученических мест, количество школ, расположенных в аварийных зданиях, занимающихся в две смены, увеличить число образовательных учреждений, находящихся в типовых зданиях.
1.2. Проблемы образования
Наиболее важными проблемами, затрагивающими все ступени образования, остаются проблемы финансового, материально-технического обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты работников образования.
Несмотря на ежегодное увеличение доли расходов на образование в областном бюджете, финансовые потребности отрасли удовлетворяются менее чем на 70 процентов. В области пока не осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование образования, хотя при формировании расходной части бюджета применяются элементы нормативного финансирования при расчете потребности средств на питание, мягкий инвентарь, содержание опекаемых детей.
Имеются недостатки в финансовой деятельности органов управления и учреждений образования. Слабо контролируется целевое использование образовательными учреждениями бюджетных средств, целесообразность использования внебюджетных источников.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не разрешается проблема рационального питания в общеобразовательных учреждениях.
Недостаточно средств выделяется на развитие материально-технической базы, капитальный ремонт, приобретение оборудования. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. В незамедлительном капитальном ремонте нуждается 383 образовательных учреждения, в аварийном состоянии находится 20 зданий.
В связи с этим остается актуальной задача улучшения условий обучения, в первую очередь в учреждениях образования городов Саратова, Балаково, Энгельса. В школах мощностью на 162 тысячи ученических мест обучаются более 180 тысяч детей. Потребность в строительстве по области составляет 122 учреждения.
Из-за отсутствия средств средний срок эксплуатации учебного оборудования составляет 20-25 лет при норме 5-7 лет. Отсутствие мебели, соответствующей росту учащихся, недостаточное освещение рабочих мест, использование электронно-вычислительной техники устаревших моделей не позволяет создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса в значительной части образовательных учреждений.
Существует серьезная проблема в обеспечении жизнедеятельности интернатных учреждений. 10 процентов из них не имеют нормальных санитарных условий, 44 процента требуют капитального ремонта. Имеются трудности в обеспечении детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.
Весьма остро во многих муниципальных образованиях области стоит проблема доступности дошкольного образования. В целом менее 50 процентов детей дошкольного возраста посещают детские сады. В Алгайском, Самойловском, Балаковском районах этот показатель не превышает 30 процентов. Такое положение снижает подготовленность детей к начальной школе.
Актуальна проблема качества общего образования. Уровень обученности значительной части выпускников общеобразовательных школ не отвечает современным требованиям, не подтверждается при их поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Не обеспечивается должная преемственность уровней образования: дошкольного и начального, начального и основного общего, общего и профессионального. Требует качественного улучшения содержание образования, в том числе его региональный компонент.
Не устранен разрыв системы обучения и воспитания, недостаточна роль в воспитании подрастающего поколения детских и юношеских общественных организаций. Содержание образования всех уровней не в полной мере создает духовную опору, формирует гражданственность и подлинные жизненные ценности, ориентирует молодежь на здоровый образ жизни. Все это ведет к обострению проблемы социальной дезадаптации детей и подростков, росту безнадзорности и преступности в их среде.
Серьезные трудности в сфере общего образования вызывает низкая эффективность управления, прежде всего, на муниципальном уровне. Недостаток теоретической подготовки и практического опыта отрицательно сказывается на квалификации управленцев среднего звена. Отсюда, с одной стороны, неадекватная оценка реальной ситуации в образовательных учреждениях, с другой - невозможность доведения установок и рекомендаций, выдвигаемых на областном уровне, до практических результатов. Наиболее существенными негативными факторами в управлении образованием являются: преобладание оперативного управления над программно-целевым; противоречие между законодательно закрепленными компетенциями органов исполнительной власти в сфере образования, муниципальных органов управления, образовательных учреждений и существующими административными методами управления; недостаточный уровень развития реального государственно-общественного управления образованием.
В настоящее время затруднено получение достоверной информации о всех элементах системы образования области из-за отсутствия единой системы информационного обеспечения, специализированной службы сбора и анализа информации, слабого развития технической базы.
В сфере профессионального образования, особенно начального и среднего, существует проблема несоответствия профессионально-квалификационной структуры обучения и потребностей экономического и социального развития региона. Уже сейчас ощущается значительная нехватка квалифицированных рабочих машиностроительного, транспортного, строительного профилей для начинающей подниматься промышленности области. С другой стороны, по целому ряду специальностей имеется перепроизводство специалистов, не востребованных на рынке труда.
Остра проблема кадрового обеспечения системы образования - значительное увеличение среднего возраста профессорско-преподавательского состава, низкий социальный престиж профессии педагога и ученого. Слабыми сторонами кадровой политики являются недостаточная разработанность механизма прогнозирования потребности в педагогических кадрах; недостаточное количество школьных психологов, социальных работников и валеологов; отсутствие значительных мер обеспечения жилищных, финансовых и других условий нормального педагогического труда.
По-прежнему низок уровень заработной платы работников образования. В течение ряда лет в бюджете не предусматриваются средства на выплату надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы, расходы на оплату труда в связи с аттестацией педагогических кадров, а также на оплату льгот и гарантий педагогическим работникам, установленных законодательством. Не в полном объеме предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, проживающим в сельской местности.
Таким образом, основные проблемы развития областной системы образования состоят в следующем:
1. Дефицит денежных ресурсов, неотработанность схемы многоканального, в том числе внебюджетного, финансирования. Недостаточное развитие материально-технической базы образования.
2. Отсутствие системного мониторинга состояния образования в области, единой системы информационного обеспечения, специализированной службы сбора и анализа информации.
3. Недостаточная разработанность кадровой политики в сфере образования.
4. Низкий уровень учебно-методической базы преподавания предметов регионального компонента образовательных программ.
5. Преобладание оперативного управления образованием над программно-целевым.
6. Недостаточное участие родителей и общественных организаций в реализации областной политики в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.