АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ИХ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СВЕТЕ
ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1 июля 1996 г. истекает срок, в течение которого учредительные документы акционерных обществ открытого и закрытого типа должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством (т.е. гл.4 ГК РФ 1994 г. и Федеральным законом РФ N 208-ФЗ от 26.12.95 "Об акционерных обществах"). В соответствии со ст.94 Закона РФ "Об акционерных обществах" невнесение изменений в установленный срок будет служить основанием для признания документов недействительными, что, в свою очередь, может послужить основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (п.14 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482). Сделки, совершенные предприятием с момента аннулирования госрегистрации, будут считаться ничтожными, как не соответствующие требованиям Закона (ст.168, 49, 51 ГК РФ).
Полномочия по контролю за соответствием учредительных документов предприятий нормам действующего законодательства возложены на органы, осуществившие регистрацию предприятия. Недействительность учредительных документов устанавливается в судебном порядке по иску этого органа с соблюдением порядка досудебного урегулирования этого вопроса, предусмотренного пп.11, 12 указанного Положения о порядке государственной регистрации предприятий... В случае признания судом учредительных документов недействительными, регистрирующий орган аннулирует госрегистрацию в течение 7 дней со дня получения судебного решения.
Напоминаем нашим читателям о необходимости еще раз проверить свои учредительные документы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и предлагаем статью специалиста юридического агентства "Ирсан" М.Яковлева о некоторых положениях нового Закона, на которые руководителям акционерных обществ необходимо обратить особое внимание.
Как показывает практика применения нового законодательства об акционерных обществах, у предприятий достаточно часто возникают вопросы, на которые законодательство прямого ответа не дает, но решение которых может быть достаточно важным. Эта статья посвящена анализу ряда вопросов, возникающих в связи с этим в последнее время.
Ст.26 Федерального закона РФ N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает минимальные размеры уставных капиталов как для закрытого (100 минимальных размеров оплаты труда), так и для открытого (1000 минимальных размеров оплаты труда) общества. Тот факт, что основой для определения минимального размера уставного капитала служит непостоянная величина, уже сейчас порождает массу проблем для АО. Так, например, минимальный размер оплаты труда должен быть установлен Федеральным законом на дату регистрации самого общества. Поэтому если на дату регистрации АО уставный капитал не соответствовал данной сумме, то потребуется его увеличение до установленного Законом минимума, иначе устав АО может быть признан недействительным на основании п.3 ст.94 Закона - таковы требования нового законодательства. Налицо факт придания Закону обратной силы, что запрещено п.1 ст.54 Конституции РФ. Что касается вновь создающихся АО, то размер уставного капитала указывается в соответствии с п.5 ст.9 Закона сначала в договоре между учредителями о создании АО, а затем в соответствии с п.3 ст.11 Закона в уставе АО. Причем дата заключения договора, дата принятия учредителями устава и дата регистрации АО, как правило, бывают различными. В данном случае если после заключения договора по созданию АО или после принятия его устава изменился размер минимальной оплаты труда, то в регистрации общества может быть отказано, если размер уставного капитала не соответствует законодательству на дату регистрации.
Часто в учредительных документах действующих АО встречаются условия, включающие вопросы создания филиалов и открытия представительств (или последующее утверждение положений о них) в число полномочий общего собрания акционеров. В соответствии со ст.65 Закона подобные полномочия принадлежат теперь совету директоров, а исходя из смысла п.3 ст.48 Закона, общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом. На первый взгляд может сложиться впечатление о невозможности принятия общим собранием к своему рассмотрению данных вопросов. Однако одним из обязательных требований для филиала или представительства является наличие информации о них в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст.55 ГК РФ). Такие же положения содержит и п.6 ст.5 Федерального закона N 208-ФЗ: "Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах". При этом внесение изменений и дополнений в устав - исключительная компетенция общего собрания акционеров (ст.48 Закона). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров вправе не утвердить решение совета директоров о создании структурного подразделения, отказавшись вносить в устав соответствующие изменения.
Следует обратить внимание на то, что новым Законом РФ "Об акционерных обществах" подтверждена обязанность выделения имущества филиала или представительства на отдельный баланс (п.4 ст.5 Закона), содержащаяся ранее в п.153 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.12.90 N 601 (отменено постановлением Правительства РФ от 06.03.96 N 262). Выделение на отдельный баланс имущества структурных подразделений является для предприятий других организационно-правовых форм правом, а не обязанностью (п.4 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170).
Интересен с практической стороны также вопрос проведения голосования на общем собрании акционеров в обществе с числом акционеров более 1000. Ст. 50 Закона устанавливает возможность принятия решения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования. При этом абз.2 п.1 данной статьи запрещает проведение голосования таким способом для годового собрания, на котором решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, рассматриваются представляемый советом директоров (наблюдательным советом) годовой отчет общества и иные документы в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона. Заочное голосование проводится с использованием бюллетеней для голосования. Ст. 58 Закона устанавливает, что в случае направления акционерам бюллетеней для голосования голоса, представленные указанными бюллетенями, полученными обществом не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания акционеров, учитываются при определении кворума и подведении итогов голосования. Общество с числом акционеров (владельцев голосующих акций общества) более одной тысячи обязано направить акционерам бюллетени для голосования в сроки и в порядке, предусмотренные ст. 52 Закона, и осуществить прием бюллетеней для голосования в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона. Складывается такая ситуация, в которой АО с числом акционеров более 1000 обязано разослать бюллетени для голосования для проведения годового собрания, обязано учитывать их при определении кворума и определении итогов голосования независимо от фактического присутствия акционеров, а правомочность такого решения ставится в зависимость от фактического их присутствия (не менее 50% голосующих акций на момент окончания регистрации общего собрания - п.1 ст.58 Закона). Следовательно, для проведения годового собрания и принятия в его ходе решений по вышеперечисленным вопросам присутствие акционеров обязательно независимо от обязанности учитывать их бюллетени при подведении итогов.
Встречаются в уставах акционерных обществ положения, допускающие возможность покрытия убытков общества из каких-либо фондов общества или за счет дополнительных взносов учредителей. Покрытие убытков общества возможно за счет его участников, но это должно оформляться отдельными гражданско-правовыми договорами и не подлежит специальному закреплению в уставе. Если же возможные убытки при создании общества предполагалось покрывать за счет дополнительных взносов участников в уставный капитал АО, то это неверно, так как п.2 ст.100 ГК РФ запрещено увеличение уставного капитала для покрытия понесенных им убытков. Для покрытия убытков Закон предусматривает резервный фонд: "Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств" (абз.3 п.1 ст.35 Закона). Можно дополнить, что в соответствии с п.9 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1"О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении облагаемой прибыли предприятия валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд.
Закон РФ "Об акционерных обществах" употребляет термин "аффилированное лицо", не определяя и не раскрывая его содержания. Данное понятие в соответствии с п.1 ст.93 Закона должно определяться нормами антимонопольного законодательства. Помимо ст.93, данный термин упоминается в статьях 80-82 Закона. Закон РФ от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с учетом последующих изменений) не содержит требуемых определений. На сегодняшний день, исходя из требований не антимонопольного законодательства, а норм, регулирующих инвестиционную деятельность, в частности п.4 Положения об инвестиционных фондах (утверждено указом Президента РФ от 7.10.92 N 1186), можно использовать следующее определение понятия "аффилированное лицо": "аффилированное лицо физического или юридического лица (акционерного общества, товарищества, государственного предприятия) - его управляющий, директор и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежат 25 и более процентов голосующий акций".
Основываясь на ст.18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", можно лишь предполагать возможные коррективы: количество принадлежащих акций для отнесения к аффилированному лицу - более 20% голосующих акций общества.
Учредительные документы часто относят вопрос решения выплаты дивидендов к компетенции либо совета директоров, либо общего собрания акционеров. Новый Закон в ст.42 разделяет дивиденды на несколько видов в зависимости от сроков выплаты: годовые, полугодовые и квартальные. Причем полугодовые и квартальные дивиденды рассматриваются как промежуточные. Решение о размере и выплате годовых дивидендов - это вопросы компетенции общего собрания акционеров общества (ст.48 Закона). В данном случае совет директоров может давать рекомендации по размеру и форме годовых дивидендов (ст.65 Закона). При этом их размер не может быть более рекомендованного советом директоров и менее выплаченных промежуточных дивидендов. Что касается промежуточных дивидендов, то ст.42 Закона позволяет решать этот вопрос совету директоров.
П. 6 ст.66 ГК РФ говорит о возможности вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Основываясь на данных положениях, в уставах обществ часто встречаются положения, допускающие передачу прав по аренде имущества обществу в качестве вклада. В данной ситуации возможны два варианта: участник является собственником имущества и передает обществу его в аренду или он является арендатором и передает имущество в субаренду. Рассматривая первый вариант, можно сказать, что общество засчитывает вклад акционера в размере тех арендных платежей, которые оно произвело бы, арендуя его у третьего лица. Если подробнее рассматривать вторую ситуацию, то складывается следующая картина: а) акционер арендует имущество (т.е. на нем лежит обязанность выплачивать арендную плату арендодателю); б) данное право аренды он передает обществу и оценивает его либо стоимостью аренды, либо по более высокой цене. По сути, как в первом варианте, так и во втором происходит освобождение акционера от обязанности вклада в уставный капитал общества путем зачета требования к обществу, что прямо запрещено п.2 ст.99 ГК РФ. Однако в данном случае подобные положения уставов АО не будут влечь за собой полную их недействительность, так как сам Закон этого не запрещает. Противоречия с ГК РФ говорят лишь о недействительности некоторых положений учредительных документов, которые их содержат (ст.6 Закона РФ от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ").
Ст. 85 Закона говорит о создании ревизионной комиссии в АО. Ревизионная комиссия избирается общим собранием, и решение данного вопроса находится в его исключительной компетенции (п.1 ст.48 Закона). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора). На сегодняшний день существует большое количество ЗАО с минимальным числом учредителей (акционеров), которые одновременно являются членами совета директоров. В подобной ситуации избрание ревизионной комиссии будет невозможным. С точки зрения Закона этот вопрос может быть разрешен с использованием абз.2 п.1 ст.64: "В обществе с числом акционеров (владельцев голосующих акций) менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров". Поэтому если устав ЗАО это предусматривает, то право голосования за всеми акционерами остается и ревизионная комиссия (ревизор) может быть избрана в соответствии с требованиями Закона.
М. Яковлев,
Юридическое агентство "Ирсан"
Выпуск 12, июнь 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".