Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 17 октября 2001 г. N 58-2568
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы"
27 октября 2004 г.
Постановлением Саратовской областной Думы от 27 октября 2004 г. N 28-1191 в паспорт программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в
Саратовской области на 2002-2006 годы"
(далее - Программа)
Государственный заказчик - Правительство области
Программы
Основные разработчики - министерство области по делам гражданской
Программы обороны и чрезвычайным ситуациям
Цель Программы - снижение рисков и смягчение последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий в
Саратовской области для повышения уровня
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
Задачи Программы - формирование нормативно-правовой базы
обеспечения государственного контроля и
нормирования рисков возникновения
чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов
регулирования деятельности по снижению рисков
и смягчению последствий чрезвычайных
ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования
и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения
управления рисками возникновения чрезвычайных
ситуаций, модернизация автоматизированных
систем управления, совершенствование систем
связи и оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях;
совершенствование материально-технического
обеспечения деятельности по снижению рисков
и смягчению последствий чрезвычайных
ситуаций;
разработка и внедрение передовых технологий
и инженерно-технических средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки
специалистов по управлению рисками
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также
подготовки населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях
Сроки и этапы реализации - Программа выполняется в 2002-2006 годах.
Программы Выполнение Программы разделено на два
связанных между собой этапа - результаты
работ на первом этапе Программы (2002-2003
годы) становятся основой для реализации
второго этапа (2004-2006 годы)
Исполнители основных - министерство области по делам гражданской
мероприятий Программы обороны и чрезвычайным ситуациям,
по Саратовской области, министерство
сельского хозяйства области, министерство
по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству области, министерство
здравоохранения и социального развития
области
Объемы и источники - Общий объем финансирования Программы за счет
финансирования Программы средств областного бюджета составляет
24,564 млн. рублей.
Ожидаемые конечные - преодоление неблагоприятной тенденции роста
результаты реализации в Саратовской области количества чрезвычайных
Программы ситуаций;
снижение на 40-50 процентов рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций для
населения, проживающего в районах,
подверженных воздействию опасных факторов
природного и техногенного характера;
сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию
чрезвычайных ситуаций;
уменьшение на 30-40 процентов потерь
населения при чрезвычайных ситуациях
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Мировой и отечественный опыт показывает, что на современном этапе чрезвычайные ситуации стали более частыми, масштабными и более опасными. На этом фоне основными причинами техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации, в том числе и на территории области, являются:
резкое ослабление государственного управления безопасностью в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на всех уровнях производства, которые произошли в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;
высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;
повышение технологической опасности и сложности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов, изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;
недостаточно полная нормативно-правовая база, обеспечивающая в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств предприятий, стимулирующая реализацию мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий, а также повышающая ответственность руководителей потенциально опасных объектов;
отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью применительно к условиям функционирования отечественной промышленности.
Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в чрезвычайных ситуациях и необходимость ее решения обусловливается тем, что в Саратовской области насчитывается свыше 252 потенциально опасных объектов различного типа и различной ведомственной подчиненности. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций проживает 800 тыс. человек, что составляет 32 процента населения области. Высокую угрозу несут радиационно-опасные объекты. В области функционирует два таких объекта: Балаковская АЭС и пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) спецкомбината "Радон", обслуживающий 7 областей Российской Федерации.
Особую опасность представляет Балаковская АЭС. Несмотря на то, что вероятность возникновения крупных аварий на Балаковской АЭС с расплавлением активной зоны составляет 0.00005 на один реактор в год (что говорит о надежности реакторов), на Балаковской АЭС ежегодно случаются аварийные ситуации, связанные с остановкой действующих реакторов. При гипотетической аварии в 30-ти километровую зону АЭС попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения 233 тыс. человек. Примерный ущерб может составить свыше 4 млрд. рублей.
В области функционирует более 90 химически опасных объектов с общим количеством аварийных химически опасных веществ (АХОВ) 8000 тонн.
Оценка прогнозирования зон химического заражения на объектах с АХОВ показывает, что площадь заражения может составить более 4500 км2, в зоны химического заражения может попасть более 500 тыс. человек, вероятность аварии на химически опасных объектах составляет 0.04 в год, что эквивалентно четырем крупным авариям за 100 лет. Ежедневно по железным и шоссейным дорогам перевозится до 60 тонн АХОВ, причем железнодорожные пути проходят по центральным районам г. Саратова.
Вероятность аварии при перевозке АХОВ железнодорожным транспортом составляет 0.008 на 1 км, т.е. 8 аварий на 1000 км пути.
На территории области сохраняется уровень угрозы чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением и переработкой отравляющих веществ в р.п. Горный Краснопартизанского района. Причем при аварии на объекте хранения и переработки отравляющих веществ (р.п. Горный) в связи с уничтожением химического оружия площадь защитных мероприятий составляет 77 км2 (5 - километровая зона). Химическому заражению могут быть подвергнуты такие населенные пункты, как Большая Сакма, Михайловский-4, Горный и Отрадный, риск аварии на складах отравляющих веществ р.п. Горный 0.00001 - 0.000001 1/год.
На территории Саратовской области острой остается проблема обеспечения промышленной безопасности в производствах, использующих АХОВ: происходит физический износ технологического оборудования, на отдельных производствах отсутствуют обваловка вокруг емкостей, поддоны, система нейтрализации. Не решается вопрос о строительстве объединенного склада для хранения баллонов с хлором, реагентов и нейтрализующих веществ на станции "Зоринская". За чертой города Саратова не ведется строительство водозабора из подземных источников в районе с. Генеральское Энгельсского района производительностью 150 тыс. мз/сутки.
По территории 15 сельских районов области проходит аммиакопровод с общей протяженностью 547 км, в каждой секции (длиной 5-7 км.) которого находится до 500 т аммиака. Аммиакопровод пересекает водные преграды в 21 месте, в 7 местах - железные дороги, в 10 местах - автодороги, в 11 местах - газопроводы, в 4 местах - нефтепроводы.
В качестве базовой частоты аварийных ситуаций, сопровождающихся истечением аммиака из трубопроводов, принята величина 0.00001 1/год, км. Следует отметить, что статистический материал по отказам аммиакопровода крайне ограничен. За 20 лет эксплуатации аммиакопровода при общей длине 1386 км зарегистрировано два случая незначительных утечек, которые не привели к крупной аварии. Индивидуальный риск населения составляет 0.000072 1/год, км.
На территории области имеется свыше 103 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К таким объектам следует отнести и промышленные предприятия, в производстве которых используются взрывчатые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт. Ежегодно на территории области происходит более 4000 пожаров, погибает в среднем более 250 человек, материальные ценности уничтожаются на сумму около 2 млн. рублей.
В области согласно материалам инвентаризации гидротехнических сооружений имеется 3050 водохозяйственных объектов, из числа которых подлежат декларированию:
пруды и водохранилища - 350 шт., пруды-накопители сточных вод - 3 шт., инженерные защитные сооружения - 8 шт.
Не все благополучно и с обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, в частности, Саратовской ГЭС. Безотлагательно требуется осуществление работ по дренажной и ливневой системам.
По данным статистики аварий на гидродинамических сооружениях значения риска составляют 0.001 - 0.00001 1/год в зависимости от типа сооружений.
Так, верхние и нижние границы нормативного риска для сооружений IV класса капитальности имеют значения соответственно 0.006 и 0.00005 что соответствует 6 авариям в год на одну тысячу водонапорных сооружений и 5 аварий в год на десять тысяч данных сооружений.
Имеют место аварии, связанные с порывами внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов. На буровых установках области ежегодно происходит 8-10 аварий, на ликвидацию которых затрачивается до 12 процентов общего календарного времени бурения, убыток от которых составляет более 10 млн. рублей.
Обустройство 90 процентов месторождений проводилось в 50-е - 60-е годы, поэтому продолжительность службы нефтяных пунктов, промысловых и межпромысловых трубопроводов составляет более 30 лет. Оборудование нефтесборных пунктов и головных сооружений промыслов в последние годы практически не заменяется на новое из-за отсутствия средств у предприятий.
Наиболее реальную опасность представляют резервуарные парки, так как 50 процентов резервуаров построено до 1974 года. Основными техническими неисправностями являются появление свищей в нижних поясах и днищах резервуаров. На балансе предприятий ОАО "Саратовнефтегаз" находится 2,3 тыс. км нефтепроводов и 56 км водоводов, 50 процентов из них эксплуатируются 30 и более лет. Важно отметить, что без крупных капитальных вложений в нефтеперерабатывающий комплекс области наладить безаварийную работу предприятий и объектов сложно. Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние безопасности и противоаварийной устойчивости на предприятиях - владельцах продуктопроводов.
По результатам диагностического обследования подлежат срочной замене более 30 км нефтепровода "Куйбышев-Тихорецк", введенного в эксплуатацию в 1974 году.
Инструментальное обследование нефтепровода, проведенное центром технической диагностики в 1995 году, показало наличие 17-ти мест, где в результате точечной коррозии потеря толщины стенки трубопровода составляет от 50 до 70 процентов. В целом надежность трубопровода мала, и он подлежит плановой замене. Такое же состояние дел на магистральном нефтепроводе "Куйбышев-Лисичанск", введенном в эксплуатацию в 1977 году.
Подтверждением износа трубопроводов служат аварии, которые происходят в области ежегодно.
Вероятность разрыва одного километра газопровода в год составляет 0.0008 км/год, т.е. на 1000 км газопровода может произойти 0,8 отказов при среднем времени восстановления трубопровода - 24 часа, а на нефтепроводах - 0.00037 1/год.
На объектах газового хозяйства области за период с 1992 по 2000 год произошло чрезвычайных ситуаций - 17, пострадали - 10 человек, погибли - 3 человека, материальный ущерб составил свыше 3 млн. рублей.
Большую тревогу вызывает положение дел с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. При перевозке опасных грузов имеют место утечка АХОВ из подвижного состава, возгорание опасных грузов, сход вагонов с опасными грузами, что объясняется изношенностью рельсов на 30 процентов, недопоставкой новых рельсов на 15 процентов и низкой трудовой дисциплиной на железнодорожном транспорте. Сохраняется опасность возникновения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях области из-за нарушений "Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом".
Определенную угрозу населению области несут объекты коммунального хозяйства. Техническое состояние водопроводов в области оказывает немаловажное влияние на гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Так 85 км эксплуатируемых магистральных водоводов полностью изношены и требуют замены, подлежат замене 550 км водопроводных сетей и 3260 единиц водоразборных колонок. Необходим капитальный ремонт водоразборных и очистных сооружений, требует замены длительно эксплуатирующееся насосное и технологическое оборудование. Для выполнения ремонтных работ на сооружениях и сетях необходимы специальная техника, механизмы, так как существующая техника отработала два и даже три нормативных срока и требует капитального ремонта.
Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства области.
Вследствие вышеперечисленных и иных причин в период с 1995 по 1999 год возникло около 344 аварийных и чрезвычайных ситуации, в которых пострадали 15,8 тыс. человек, в том числе погибли 355 человек. При этом экономика области понесла большие материальные потери, причинен значительный ущерб природной среде области (на сумму свыше 5 млрд. рублей).
Это подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость общегосударственного подхода к ее решению.
Такой подход должен обеспечить координацию действий различных ведомств области, что может быть достигнуто в рамках областной целевой программы.
Кроме чрезвычайных ситуаций техногенного характера, территории области подвержены воздействию широкого спектра опасных природных явлений, из которых наибольшую опасность представляют ветры со скоростью 25 м/с и более, засухи, сильные ливни, снегопады и снежные заносы, лесные пожары, переработка (размыв) берегов, паводки и половодья.
Особенно большой материальный ущерб приносят ветры со скоростью 25 м/с и более, которые наблюдаются с частотой примерно 2-3 раза в год.
Из крупномасштабных и длительных опасных природных явлений наибольшую опасность представляют засухи и суховеи. В Саратовской области засухи и суховеи отмечаются ежегодно.
Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.