2. Утвердить Положение об участии страховых компаний в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных ими в связи с участием в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год, Положение о порядке отбора опорного банка Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год, Положение о порядке компенсации части расходов сельскохозяйственных культур в Саратовской области согласно приложениям N 2, 3, 4.
3. Компенсации подлежат страховые платежи сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования посевов сельскохозяйственных культур в соответствии с Программой.
4. Установить, что источники средств, направляемых на компенсацию страховых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей, определяются в соответствии с Законом Саратовской области "Об областном бюджете и бюджете областного дорожного фонда на 2001 год".
5. Министерству экономики области подготовить предложения о внесении необходимых изменений в постановление Губернатора Саратовской области от 25 сентября 2000 года N 373 "Вопросы экспертного совета по вопросам страхования при Правительстве Саратовской области" в соответствии с указанной в пункте 1 настоящего постановления Программой.
6. Министерству экономики области, министерству финансов области, министерству сельского хозяйства и продовольствия области при разработке проекта областного бюджета на 2002 год предусмотреть средства на компенсацию страховых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Шувалова С.А.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение N 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 20 июня 2001 г. N 71-П
Программа
государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год
Паспорт Программы
Наименование Программа государственной поддержки развития
Программы страхования посевов сельскохозяйственных культур в
Саратовской области на 2001 год
Государственный Министерство экономики области
заказчик
Программы
Основные Министерство экономики области, Высший экономический
разработчики совет при Губернаторе Саратовской области, министерство
Программы сельского хозяйства и продовольствия области
Цель и основные Целью Программы является: использование страхования
задачи Программы для создания условий благоприятного развития
растениеводческой отрасли сельского хозяйства области,
обеспечение эффективной защиты имущественных интересов
сельскохозяйственных товаропроизводителей и защиты
бюджетных средств, направляемых на поддержку аграрного
сектора экономики области. Основными задачами
Программы являются:
создание системы взаимодействия органов
исполнительной власти области, финансовых и страховых
институтов, обеспечивающей доступность страхования
посевов сельскохозяйственных культур для
сельскохозяйственного товаропроизводителя;
создание системы согласованного управления
основными финансовыми потоками при осуществлении
страхования посевов сельскохозяйственных культур в
рамках установленных правил;
создание системы государственной поддержки
участников страхования посевов сельскохозяйственных
культур, ведущей к сокращению их финансовых издержек;
использование страхования для повышения
инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных
товаропроизводителей области;
создание механизма, повышающего надежность
страхования посевов сельскохозяйственных культур;
создание условий, обеспечивающих инвестирование
средств страховщиков - участников реализации Программы
в экономику области;
формирование необходимых механизмов по снижению
рисков в сфере страхования посевов
сельскохозяйственных культур
Сроки и этапы 2001 год
реализации
Программы
Исполнители Министерство сельского хозяйства и продовольствия
основных области, министерство экономики области
мероприятий
Программы
Объемы и Основными источниками финансирования программы являются
источники средства областного бюджета в объеме,
финансирования 30 млн. рублей
Программы
Ожидаемые Создание эффективной защиты имущественных интересов
конечные предприятий растениеводческой отрасли; создание системы
результаты компенсации 70 процентов потерь предприятий
реализации растениеводческой отрасли сельского хозяйства области;
Программы привлечение в агропромышленный комплекс области в ходе
реализации Программы до 130 млн. рублей инвестиционных
ресурсов; привлечение (на безвозвратной основе) до 20
млн. рублей внебюджетных средств в растениеводческую
отрасль сельского хозяйства области на финансирование
мероприятий по снижению возникновения страхового случая
(снижение урожайности) и ликвидацию его последствий.
Введение
Программа государственной поддержки страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год (далее - Программа) представляет собой взаимосвязанный по содержанию, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий правового, экономического и финансового характера, направленных на решение проблем развития растениеводческой отрасли сельского хозяйства области. Программа учитывает специфику Саратовской области, современную стратегическую роль страхования, как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, занимающего до 18 процентов в структуре валового внутреннего продукта области.
Правовой и методологической основой для разработки Программы послужили нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие вопросы страховой деятельности, а также установленная и реально действующая система государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культурна федеральном уровне. Программа должна стать одной из наиболее реальных точек роста растениеводческой отрасли сельского хозяйства области, выстроив систему взаимоувязанных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя и обеспечив рентабельное ведение производства сельскохозяйственной продукции.
Стартовые условия.
Состояние аграрного сектора экономики области
Аграрный сектор является системообразующим для 95 процентов территории Саратовской области. Он обеспечивает работой почти 30 процентов населения области. При наличии заметных позитивных сдвигов за последние три года финансово-экономическая ситуация в отрасли тем не менее продолжает оставаться напряженной. Если по итогам 1998 года убытки сельскохозяйственных товаропроизводителей составили 1361 млн. рублей, в 1999 году получена прибыль в сумме 275 млн. рублей, то в 2000 году деятельность только 45 процентов сельскохозяйственных предприятий являлась рентабельной, прибыль составила 568,2 млн. рублей. Убытки 55 процентов сельскохозяйственных предприятий отрасли составили 552 млн. рублей.
Главной причиной кризисной ситуации в сельскохозяйственной отрасли области стали макроэкономические условия, а именно проведение государством необоснованной ценовой и финансово-кредитной политики, что проявляется в неэквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью. Межотраслевой дисбаланс привел к тому, что выбытие основных фондов происходит быстрее, чем их восстановление.
Фондооснащенность сельского хозяйства области в 10-15 раз ниже нормативной. Только за последние 5 лет тракторный парк сократился на 26 процентов, количество комбайнов - более чем на 30 процентов.
На фоне ухудшения общего финансового состояния, технического уровня производства в последние годы сохраняется устойчивая тенденция сокращения и других элементов производственного потенциала отрасли.
В процентах к 1990 году
/--------------------------------------------------------\
| | На конец 1995 года| На конец 2000 года|
|----------------+-------------------+-------------------|
|Площадь пашни | 99,6 | 92,8 |
|----------------+-------------------+-------------------|
|Крупный рогатый | 59,5 | 41,2 |
|скот | | |
|----------------+-------------------+-------------------|
|свиньи | 40 | 32,6 |
|----------------+-------------------+-------------------|
|Овцы и козы | 33,7 | 13,8 |
\--------------------------------------------------------/
Вследствие недостатка технических средств сельскохозяйственные предприятия не в состоянии выполнить весь комплекс механизированных работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства, что ведет к недопустимому замедлению сева, уборки и других важнейших операций, и, как следствие, влечет недобор урожая.
Таким образом, в условиях значительно усилившегося отрицательного воздействия финансово-экономических и технических факторов, низкой инвестиционной привлекательности отрасли многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.
Состояние дел на региональном рынке страховых услуг
В 2000 году на территории Саратовской области действовало 34 страховых компаний. Из них - 13 компаний, зарегистрированных в области, и 21 филиал страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Объем страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) составил около 500 млн. рублей страховых взносов, что в 2,4 раза больше, чем в 1999 году. По темпам роста страховой рынок области занимает первое место в Поволжском регионе, опережая соседние регионы более чем на 100 процентов.
Состояние страхования посевов сельскохозяйственных культур
Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Саратовской области большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей находится в зоне рискованного земледелия. Ущерб от недорода урожая по различным оценкам превысил в 1998 году 1,2 млрд. рублей, а в 1999 году, несмотря на более благоприятные погодные условия, - около 1 млрд. рублей.
Однако страхование урожая сельскохозяйственных культур, предусматривающее частичную компенсацию страховых взносов за счет средств федерального бюджета, было осуществлено в 1998 году всего в 312, а в 1999 году - в 287 хозяйствах области. При этом из-за тяжелого финансового положения сельскохозяйственные товаропроизводители практически не оплачивали свою часть страховых взносов. Так, из начисленных в 1998 году страховых взносов на сумму 52 млн. рублей, хозяйствами фактически было оплачено 776 тыс. рублей, а в 1999 году из начисленных 129 млн. рублей - 1448 тыс. рублей.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является: создание благоприятных финансовых условий для стабильного развития растениеводческой отрасли сельского хозяйства области, обеспечение эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и защита бюджетных средств, направляемых на поддержку аграрного сектора экономики области посредством использования страхования.
Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
согласования действий органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, направленных на обеспечение доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
создания системы согласованного управления основными потоками при осуществлении страхования посевов сельскохозяйственных культур в рамках действующего законодательства;
повышения в рамках действующего законодательства эффективности использования государственной поддержки сельских товаропроизводителей;
использования механизма страхования в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
создания механизма, повышающего надежность страхования посевов сельскохозяйственных культур для всех заинтересованных участников;
создания условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников реализации Программы в экономику области;
формирования необходимых механизмов снижения рисков в сфере страхования посевов сельскохозяйственных культур.
Основные принципы развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
Основными принципами развития страхования сельскохозяйственных культур в Саратовской области, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:
добровольность;
право страхователя на получение качественной страховой услуги;
доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;
заинтересованность органов исполнительной власти области в поддержке развития данного вида страхования;
гарантия защиты страхователя от недобросовестного поведения страховщика;
гарантия защиты страхователя от недобросовестного поведения страхователя;
гарантия возвратности финансовых ресурсов, вложенных кредитными и страховыми организациями в реализацию Программы;
согласованность Программы с принципами и правилами государственной поддержки страхования посевов сельскохозяйственных культур на федеральном уровне.
Сдерживающие факторы развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
Основными сдерживающими факторами в развитии страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области являются:
дискредитация самой системы страхования в начале 90-х годов из-за крушения ряда страховых компаний, неисполнения ими своих обязательств перед страхователями, в том числе по государственным программам страхования;
недостатки общей деловой этики потенциальных страхователей, выражающиеся, в том числе, в низкой страховой культуре;
низкая привлекательность страхователя как заемщика для кредитных организаций;
высокая степень риска по данному виду страхования для климатической зоны Саратовской области.
В связи с этим Программа одновременно направлена не только на решение основных задач, но и на устранение этих препятствий.
Формирование благоприятного климата развития страхования посевов сельскохозяйственных культур на территории области
Саратовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов для резкой активизации развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:
системообразующий характер аграрного сектора, обеспечивающего работой почти 30 процентов населения области;
заинтересованность органов исполнительной власти области в развитии сельскохозяйственной отрасли, переводе ее из дотационной в самоокупаемую на первом этапе, и в донорскую - на последующих этапах;
поиск со стороны государства подходов к решению проблемы создания условий защищенности воспроизводства продукции отрасли, не зависящие в большей степени от климатических условий;
активная деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;
наличие механизмов государственного регулирования на региональном уровне развития рынка страховых услуг и значительный опыт в данной сфере;
формирование на территории области единой политики органов исполнительной власти области в вопросах регулирования развития страхового рынка региона и т. д.
Правительство области, учитывая сложившиеся условия, способствующие развитию данного вида страхования на территории области, а также с целью минимизации потерь при преодолении сдерживающих факторов, заинтересовано в создании благоприятного климата, позволяющего обеспечить резкий рост данного сегмента страхового рынка области. Это в свою очередь позволит аккумулировать значительное количество финансовых ресурсов участников Программы (бюджетных средств, средств страховщиков, иных финансовых институтов). Фактически благоприятный климат развития страхования посевов сельскохозяйственных культур может обеспечить привлечение в аграрный сектор экономики области уже на первом этапе следующие ресурсы (таблица 1).
При этом к благоприятным условиям развития страхования посевов сельскохозяйственных культур относятся:
во-первых, доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя;
во-вторых, привлекательность участия в реализации данной страховой программы для страховых компаний.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Средства на проведение мероприятий, направленных на повышение плодородности земли, борьбу с вредителями и т.д. |
22767 |
Инвестиционные ресурсы для финансирования реализации проектов в сфере агропромышленного комплекса |
129791 |
Средства на информационную поддержку (обучение персонала, реклама и т.д.) |
717 |
Дополнительные доходы хозяйств по компенсированным потерям |
104635 |
Первые складываются из механизмов:
компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;
льготного кредитования страхователя на сумму страхового взноса;
финансирования деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;
предоставления страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;
государственного контроля за действиями страховых компаний - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.
Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний.
Формально, формируя благоприятные условия для страхователя, Правительство области, создавая к тому правовые условия, с одной стороны, и участники Программы, с другой стороны, концентрируют капитал, участвующий в Программе, и направляют его на повышение преимуществ Программы перед программами, самостоятельно реализуемыми страховыми компаниями, создавая для страхователя не просто условия защиты урожая, но одновременно и формируя для него доступные инвестиционные ресурсы, средства для финансирования мероприятий, повышающих плодородность земли, снижающих последствия засухи и т.д. Страхователь убеждается, что средства, направленные им в страховую компанию, реально возвращаются назад в виде дешевых кредитов, бесплатных удобрений и т.п.
Для страховщика очевидно, что денежные средства, направленные им в аграрный сектор экономики области в рамках настоящей Программы, работают не просто на развитие растениеводческой отрасли, но, одновременно, и даже в большей степени, на рост этого сегмента страхового рынка, то есть на рост объемов страховых сборов и снижения вероятности возникновения страхового случая.
По мере реализации Программа повышает заинтересованность всех участников ее реализации в достижении максимального результата не только для себя, но и для своего партнера. Такая согласованность интересов участников реализации Программы позволяет создать систему своеобразного резонанса - чем больше страхуются сельские товаропроизводители, тем больше средств они получают для своего развития, что в свою очередь повышает объем страховых платежей и т.д.
Повышение страховой культуры сельских товаропроизводителей
Решение задачи развития отдельно взятого вида страхования, как и всего страхового рынка в целом, не может быть осуществлено без повышения культуры пользователя этого вида услуг - страхователя. Необходим переворот в отношении потенциального пользователя к страховой услуге. Крайне важен ее перевод из раздела "косвенного" дополнительного "налога", в раздел рационального современного управления ресурсами предприятия.
Дополнительной сложностью в решении этого вопроса является подрыв доверия к самой процедуре страхования у населения, вызванный крушением ряда страховых компаний в 1990-1995 годах, в том числе к государственным страховым программам из-за невыполнения органами государственного страхования своих обязательств по договорам до 1993 года.
Исходя из этого, одной из основных задач настоящей Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.
Решение этой задачи в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно обеспечить:
"прозрачность" движения всех финансовых ресурсов;
обеспечение квалификационных консультаций по вопросам участия в реализации Программы;
развитие системы бесплатного обучения;
полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.
Создание организационного механизма такого сопровождения возлагается на уполномоченные органами исполнительной власти области организации, отобранные на конкурсной основе, а финансовое обеспечение его деятельности может быть осуществлено из ресурсов страховщиков - участников реализации Программы.
Использование страхования как инструмента для повышения инвестиционной привлекательности
В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Большинство хозяйств, в том числе обеспечивающих окупаемость затрат, не в состоянии обновлять основные средства, в первую очередь технику. Из-за дефицита оборотных средств и техники сельскохозяйственные предприятия вынуждены упрощать технологию производства продукции растениеводства, что ведет к снижению урожайности, исключению из севооборота культур, требующих более сложных методов возделывания. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств и потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных предприятий имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов (таблица 2). Высокая степень риска вложений в сельскохозяйственную отрасль обусловила в свою очередь невыгодность разного рода бартерных и вексельных схем.
Таблица 2
Наименование показателя |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Сальдированный финансовый результат (млн. руб.) |
- 564,7 |
- 280,5 |
- 1315,2 |
34,2 | 16,2 |
Удельный вес убыточных предприятий в % от общего числа |
79 | 64 | 88 | 47 | 55 |
Инвестиции в основной капитал (млн. руб.) |
242,4 | 349,7 | 215,2 | 453,3 | 544,5 |
Процент к общей сумме инвестиций в основной капитал области |
6,1 | 6,6 | 4,8 | 7,2 | 5,3 |
Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (%) |
15,9 | 14,2 | 7,54 | 17 |
В силу указанных причин ежегодно увеличиваются потребности сельского хозяйства области как в долгосрочных финансовых вложениях, так и в кредитных ресурсах для сезонного пополнения оборотных средств.
Основными нерешенными вопросами привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики остаются:
доступность кредитных ресурсов для заемщика (низкая кредитная ставка, упрощенная система получения);
гарантии возвратности вложенных средств для кредитора;
возможность осуществления контроля за целевым расходованием полученных кредитных ресурсов.
Эти нерешенные вопросы обусловили необходимость постановки и обоснования в рамках Программы таких элементов как:
а) создание реального и ликвидного предмета залога у заемщика;
б) формирование достаточно недорогих инвестиционных ресурсов, направляемых на решение стратегически важных задач развития отрасли;
в) создание действенного механизма мониторинга целевого использования привлеченных ресурсов.
При этом:
первый элемент создается посредством страхования будущего урожая,
второй формируется из размещенных (по установленным правилам) страховых резервов страховых компаний - участников реализации Программы:
третий обеспечивается установленной Программой системой отчетности всех участников реализации, контролем со стороны органов исполнительной власти области и финансовых институтов.
Механизм согласованного управления финансовыми потоками
Органы исполнительной власти области, направляя в рамках законодательства области об областном бюджете бюджетные средства на компенсацию расходов по осуществлению страхования будущего урожая сельскохозяйственным товаропроизводителям, заинтересованы в решении следующих задач:
защите имущественных интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя и привлечения внебюджетных источников компенсации его потерь при возникновении чрезвычайной ситуации (страхового случая);
повышении инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного товаропроизводителя посредством обеспечения его ликвидным имуществом (застрахованный урожай);
привлечении внебюджетных источников финансирования мероприятий по снижению вероятности возникновения страхового случая, повышению плодородности земель, реализации инвестиционных проектов.
Если в первых двух случаях стоящие перед органами исполнительной власти области задачи решаются непосредственно развитием данного вида страхования как такового в любых его формах, то решение последней задачи возможно только через реализацию специальной областной программы. При этом она должна устанавливать условия:
размещение в рамках действующего законодательства страховых резервов страховальщиков - участников ее реализации;
возможности в условиях привлечения средств страховых резервов в качестве инвестиционных ресурсов;
направления и порядка расходования резервов предупредительных мероприятий:
определения источников формирования и направлений расходования средств областного страхового резерва;
порядка привлечения к реализации и контроля за деятельностью участников реализации Программы;
порядка привлечения государственных средств для компенсации части расходов сельского товаропроизводителя при осуществлении страхования в соответствии с Программой.
Предлагаемый Программой механизм движения финансовых потоков представляет собой (Схема 1) систему правил, устанавливающих в рамках действующего законодательства порядок размещения резервов страховых компаний, формирования различных фондов, повышающих привлекательность Программы.
Схема 1
/-------------\ /-----------------------------------------------------------------------\
| | | /---------------------------------\ |
| /------------\ 2.0 | |
| /--| Страховщик | | 1.1 /------------------\ |
| | \----------------------1.0------------------------------| С/х предприятие | |
| |3.2 | | \------------------/ |
| | | | /------------------\ |
| | | Банк |--1.1--| С/х предприятие | |
| | /--------------\ | | \------------------/ |
| | /---| Страховщик |-----------| |--------------------------\ |
| | | \--------------| 1.0 \---------/ 1.1 | С/х предприятие | |
|3.1 | | | | \------------/ | \------------------/ |
| | 3.2| 3.1 | | | |
| /-----\ /------\ | | |2.1 |
| /----\ /----\ /----\ /----\ | | 2.0 | 4.0 |
| |Село| |Село| |Село| |Село| | | /----------------\ |
| \----/ \----/ \----/ \----/ | | | Программа | |
| |3.0 |3.0 |3.0 | | | | информационного| |
| /------------------------\ | |4.0 | обеспечения | /------------------\
\----| Минсельхозпром области |-/ | \----------------/ | Областной |
\------------------------/ \-----------------------------------| страховой резерв |
\------------------/
Где: 1.0 - размещение страховщиками страховых резервов в опорном банке (40 процентов страховых резервов);
1.1 - предоставление Банком инвестиционных кредитов;
2.0 - формирование страховщиком фонда информационного сопровождения (0,2 процента страховых сборов);
2.1 - финансирование программ информационного обеспечения;
3.0 - подача заявок от сельскохозяйственных предприятий на выделение средств для проведения предупредительных мероприятий;
3.1 - формирование министерством сельского хозяйства и продовольствия области программы предупредительных мероприятий и передача ее страховщикам;
3.2 - финансирование страховщиками программы предупредительных мероприятий, разрабатываемой министерством сельского хозяйства и продовольствия области (1 процент от объема страховых сборов);
4.0 - формирование страховщиками страхового резерва области (0,35 процента от объема страховых сборов).
Для упрощения схемы в ней не приведена структура взаимоотношения банков - участников Программы, которые обозначены единым значком "Банк". На самом деле в реализации Программы (Схема 2) участвуют несколько банков (задача которых - размещение на своих депозитных счетах страховых резервов страховщиков - участников реализации Программы) и опорный банк (в его задачу входит концентрация собранных уполномоченными банками ресурсов посредством продажи им своих векселей, формирование из данных ресурсов фондов Программы и финансирование из ресурсов фондов, решение стоящих перед ними задач) При этом опорный банк определяется на конкурсной основе Правительством области, участвовать же в реализации Программы может любой банк, подписавший договор с опорным банком о совместной реализации Программы (условия договора должны быть согласованы с министерством экономики области и едины для всех банков).
Схема 2
/--------------------------\
| 1 /--------------------------\ 2
| | Банк, заключивший |------------------\
| | договор с опорным банком | |
| \--------------------------/ |
/------------\ 3 |
/---| Страховщик |--------------------------------------------------\ |
| \------------/ 1 /--------------------------\ | |
| \----------------| Банк, заключивший |----------------------\
| /----------------| договор с опорным банком | 2 | Опорный |--4----------
| | 1 \--------------------------/ | Банк |
| | /-------------------------------------------------/
| /------------\ 1 | Банк, заключивший | 2 | |
| | Страховщик |----------| договор с опорным банком | | |
| \------------/ 3 \--------------------------/ | |
| | \----------------------------------------------------/ |
| 1 | |
| | /--------------------------\ 2 |
| | | Банк, заключивший |-------------------/
| | 1 | договор с опорным банком |
| | \--------------------------/
| \---------------------/ |
| |
\-----------------------------------------/
Где: 1 - размещение страховщиком сформированных в связи с реализацией Программы страховых резервов (не более 15 процентов от всей суммы страховых взносов);
2 - покупка банком, заключившим договор с опорным банком, векселя опорного банка (на сумму размещенных страховщиком средств);
3 - размещение страховщиком средств областного страхового резерва и средств, предназначенных на информационную поддержку Программы в опорном банке на своем расчетном счете;
4 - финансирование опорным банком соответствующих мероприятий.
Подобное движение финансовых потоков обусловлено следующими условиями:
обязанностью страховщика (в соответствии с действующим законодательством) формировать и расходовать средства фонда резерва предупредительных мероприятий (РПМ);
предоставлением страховщику возможности разгрузить часть своих финансовых ресурсов, направляемых на агентское вознаграждение и ведение дела.
Программа, учитывая это, позволяет аккумулировать средства страховщиков и согласованно направлять их на решение наиболее острой проблемы, тем самым повысить эффективность их использования.
Условия участия страховых компаний в реализации Программы
Учитывая высокую степень риска осуществления данного вида страхования в климатической зоне Саратовской области (в среднем, каждый четвертый год погодные условия оказываются неблагоприятными для выращивания сельскохозяйственных культур), Программа устанавливает требования, обеспечивающие дополнительные гарантии по исполнению страховщиками принятых на себя обязательств. Они включают в себя, в частности:
наличие у компании-претендента разветвленной филиальной сети, расположенной в разных климатических зонах Российской Федерации, и доминирование в ее страховом портфеле договоров страхования сельскохозяйственных рисков;
опыт работы компании в сфере страхования посевов сельскохозяйственных культур.
Государственная поддержка развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
Мировой опыт развития сельского страхования доказывает необходимость регулирования и стимулирования развития данного процесса со стороны государства. При этом, как правило, одновременно существуют как государственные программы поддержки, так и программы ведущих страховых компаний, конкурирующие с государственными программами более упрощенными правилами страхования и меньшими страховыми тарифами. Однако, несмотря на высокие страховые тарифы, более усложненные правила страхования, государственные программы имеют существенные преимущества перед программами ведущих страховщиков. В частности, данные преимущества заключаются:
в более эффективной системе контроля за участниками реализации государственной программы;
в предоставлении участникам государственной программы льгот (преимуществ);
в компенсации части затрат страхователя (страховщика), возникших в связи с реализацией государственной программы и т.д.
Учитывая мировой и российский опыт развития страхования посевов сельскохозяйственных культур, сегодняшнее состояние данного сектора рынка страховых услуг характеризуется:
дефицитом свободных денежных средств у страхователя;
отсутствием устоявшихся отношений между основными участниками (страховщик-страхователь);
наличием на рынке достаточно большого количества страховых продуктов, предлагаемых к реализации ведущими страховщиками России;
установленной на федеральном уровне системой государственной поддержки аграрного сектора экономики.
Настоящая Программа устанавливает порядок и определяет формы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур на областном уровне.
Устанавливаемая система мер государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур базируется и органично вписывается в действующую систему государственной поддержки аграрного комплекса на федеральном уровне, установленную Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 года N 1399 "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства".
Подобный выбор обусловлен потребностью построения согласованной от федерального до муниципального уровня системы государственного управления развитием указанного сектора страхового рынка, что в свою очередь позволяет создать единую, взаимодополняющую систему государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в стране.
Данная система состоит из:
на федеральном уровне -
установленного порядка компенсации за счет средств федерального бюджета части затрат страхователя, понесенных им в связи со страхованием посевов сельскохозяйственных культур, в соответствии с письмом Министерства финансов России от 6 июня 1995 года N 09-02-02 и Министерства сельского хозяйства и продовольствия России от 7 июня 1995 года N 4-25/461 (Условия страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 25 процентов страховых платежей за счет средств федерального бюджета);
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года N 758 "О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства" Условия страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 50 процентов страховых платежей за счет средств федерального бюджета);
предоставления налоговых льгот (в части включения затрат страхователя по страхованию в себестоимость продукции);
на областном уровне -
порядка компенсации части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных ими в связи с участием в реализации Программы;
порядка формирования и расходования инвестиционных фондов и внебюджетных источников финансирования мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения страхового случая, уменьшение ущерба от его возникновения (разрабатывается и рекомендуется экспертным советом по вопросам страхования при Правительстве области, созданным постановлением Губернатора Саратовской области от 25 сентября 2000 года N 373);
требований к претендентам на льготы (кредиты, гарантии и т. д.), осуществляющим свою производственную деятельность в аграрном секторе экономики, страховать свои риски в соответствии с настоящей Программой;
на муниципальном уровне -
возможности стимулирования со стороны соответствующего муниципального образования области развития данного сектора страхового рынка на своей территории.
При этом устанавливаемая Программой система мер государственной поддержки учитывает специфику регулирования развития страхового рынка, находящегося в исключительном ведении Российской Федерации, и является составной частью установленного Российской Федерацией порядка осуществления данного вида страхования.
Таким образом на областном уровне создается возможность (посредством компенсации из областного бюджета части понесенных страхователем затрат, создания системы льготного кредитования страхователя для осуществления им страхования) регулирования движения финансовых потоков для:
обеспечения страховой защиты будущего урожая и создания условий минимальных гарантированных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
формирования достаточно недорогих и долгосрочных инвестиционных ресурсов и направления их на реализацию приоритетных задач развития отрасли;
сокращения бюджетных затрат по финансированию мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения страхового случая, а также снижения размеров ущерба от его возникновения.
Кроме этого возможность установления разного размера компенсации для различных культур и районов области позволяет органам исполнительной власти области цивилизованными методами регулировать развитие отрасли, стимулировать производство отдельной культуры (культур) на той или иной территории.
Муниципальные образования области, стимулируя развитие данного вида страхования на своей территории, получают возможность обеспечения гарантированных минимальных доходов для сельскохозяйственных предприятий и организаций, расположенных на своей территории, и, соответственно, минимального обеспечения доходной части своего бюджета.
В дополнение к этому подобное построение обеспечивает создание многоуровневой системы контроля за всеми участниками страхования на каждом этапе реализации Программы, позволяющей не допускать нарушение ими установленных правил и взаимных обязательств, минимизировать возможные потери, произошедшие в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, эффективно использовать привлеченные ресурсы.
Анализ эффективности Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
В качестве подтверждения целесообразности поддержки деятельности по страхованию посевов сельскохозяйственных культур со стороны органов государственной власти области следует рассмотреть развитие событий на примере пяти предыдущих лет. При этом, сначала будет представлено простое изложение событий, соответствующее действительности (без учета Программы). Затем будет показано, что могла бы получить область и сельскохозяйственные товаропроизводители в случае, если бы Программа была реализована несколько лет назад.
Возможность развития бизнеса определяется прежде всего финансовыми возможностями потенциальных его участников. Общая финансово-экономическая ситуация, сложившаяся в отрасли за последние 5 лет, представлена в таблице 3. Несмотря на некоторое улучшение текущего финансового состояния сельского хозяйства области в 2000 году (сальдированный финансовый результат составил 16,2 млн. руб. прибыли), не удается приостановить обвальный рост неплатежей. За 1999 год по данным годовых отчетов кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составила 3,9 млрд. руб., а в 2000 году - 4,9 млрд. рублей. Дебиторская задолженность в 1999 году составила 628 млн. рублей, в 2000 году - 826,9 млн. рублей.
Состояние расчетов с поставщиками и потребителями в отрасли предопределяет возможности восстановления ее потенциала. Наиболее реальными источниками для развития по-прежнему остаются собственные средства сельскохозяйственных предприятий и небольшие возможности бюджетов. Так, в 1999 году из общей суммы инвестиций в основной капитал, вложенных в сельскохозяйственную отрасль, собственные средства предприятий составили 91,7 процента, бюджетные средства около 6 процентов, а заемные средства и средства других организаций всего около 1,4 процента.
За 1999 и 2000 годы Правительство области на поддержку сельскохозяйственной отрасли и рыболовства фактически смогло направить соответственно 430,3 и 441,5 млн. руб. (около 12 процентов от общей суммы расходной части областного бюджета). Доля средств, направляемых непосредственно на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, еще меньше, в абсолютном размере в 1999 и 2000 годах она составила соответственно 134,1 и 172,2 млн. рублей.
Таблица 3
Наименование показателя | 1996 Млн. руб. |
1997 Млн. руб. |
1998 Млн. руб. |
1999 Млн. руб. |
2000 Млн. руб. |
Средства из областного бюджета на сельское хозяйство |
255 | 270,2 | 204,4 | 134,1 | 172,1 |
Кредиторская задолженность сельских товаропроизводите- лей |
1341,1 | 2138,7 | 3163,9 | 3857,9 | 4921,5 |
В том числе просроченная | 1017 | 1658,4 | 2580,6 | 3179,4 | 3980,2 |
Дебиторская задолженность сельских товаропроизводите- лей |
268,4 | 391,4 | 423,9 | 628 | 826,9 |
В том числе просроченная | 156 | 231,5 | 268,7 | 386,5 | 511,5 |
Объем инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство |
242,4 | 349,7 | 215,2 | 453,3 | 544,5 |
Для оценки эффективности Программы предлагается рассмотреть предложенный Программой механизм и определить, какие дополнительные ресурсы могла получить растениеводческая отрасль сельского хозяйства области, если бы данная Программа начала действовать с 1996 года (таблица 4). Подобная постановка вопроса достаточно корректна, т. к. позволяет проследить развитие событий в реальной ситуации с заранее известными исходными данными.
Данные расчеты произведены по четырем основным культурам: пшеница озимая и яровая, рожь озимая, подсолнечник. Расчет по всем высеваемым в области культурам не окажет значительное влияние на результаты анализа, и, в случае необходимости, может быть произведен по ходу реализации Программы.
Таблица 4
Наименование показателя |
1996 тыс. руб. |
1997 тыс. руб. |
1998 тыс. руб. |
1999 тыс. руб. |
2000 тыс. руб. |
Недополученный доход хозяйств: |
141298 | 3531 | 663795 | 458533 | 149479 |
Страховой взнос всего: |
109319 | 129081 | 155204 | 341913 | 358539 |
В том числе: Страховой взнос страхователя |
81989 |
96811 |
116403 |
256435 |
268904 |
Федеральный бюджет |
27330 | 32270 | 38801 | 85478 | 89635 |
Компенсация ущерба (страховые выплаты) |
98908 | 2472 | 464657 | 320973 | 104635 |
Превышение выплат над страховым взносом страхователя (+/-) |
16919 | -94339 | 348254 | 64538 | - 164269 |
Средства для предупреждения чрезвычайных ситуаций |
6942 | 8197 | 9855 | 21712 | 22767 |
Фонд информационного сопровождения Программы |
219 | 258 | 310 | 684 | 717 |
Инвестиционные ресурсы |
39574 | 46727 | 56184 | 123773 | 129791 |
Приведенные расчеты показывают, что в растениеводческую отрасль сельского хозяйства области с 1996 по 2000 годы могли поступить:
средства на мероприятия, снижающие вероятность возникновения страхового случая (против засухи, борьба с вредителями, сорняками, повышение плодородности и т.д.) в размере 69,2 млн. руб. (график 1);
инвестиционные ресурсы в размере 396 млн. рублей;
средства на информационную поддержку Программы в размере 2.2 млн. рублей;
компенсация из федерального бюджета страховых взносов страхователей в размере 273,4 млн. рублей (график 2).
Следует также обратить внимание на то, что в период с 1996 по 1999 год (*) страховой взнос, уплаченный страхователем, равен приблизительно 3 процентам стоимости произведенной за этот же период продукции растениеводческой отрасли. При этом страховые выплаты за этот же период составили около 5 процентов стоимости продукции.
Кроме этого, преимущество данной схемы страхования подтверждает тот факт (график 3), что за 5 анализируемых лет страховые платежи, уплаченные страхователем (без учета средств федерального бюджета) были бы значительно ниже суммы компенсированных страховщиком потерь сельскохозяйственного товаропроизводителя.
-----------------------------------------------------------------------
(*) Отсутствие на момент подготовки Программы данных по данному показателю за 2000 год не позволяют сделать полное сравнение.
Система программных мероприятий по реализации программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год, финансовое обеспечение и контроль за ходом ее реализации
N п/п |
Наименование мероприятия | Объем финансирования |
Срок | Ответственный |
1 | Определение порядка отбора и участия в Программе элеваторов, хлебоприемных пунктов и т. д. |
Не предусмотрено | Июнь 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
2 | Разработка типового договора на участие элеватора, хлебоприемного пункта в реализации Программы |
Не предусмотрено | Июнь 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
3 | Конкурсный отбор элеваторов | Не предусмотрено | Июнь 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
4 | Разработка положения о фонде информационного сопровождения Программы, положения о страховом резерве области |
Не предусмотрено | Июнь 2001 года | Экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве области |
5 | Определение формы и порядка отчетности участников реализации Программы в соответствующие министерства области |
Не предусмотрено | Июнь 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики области, министерство финансов области |
6 | Аккредитация страховых компаний, участвующих в реализации Программы |
Не предусмотрено | 2001 год | Экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве области |
7 | Разработка мероприятий информационного сопровождения Программы |
Не предусмотрено | Август 2001 года | Министерство информации и печати |
8 | Разработка мер, способствующих предотвращению возникновения страхового случая, снижению размеров ущерба от его возникновения |
Не предусмотрено | Июль 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
9 | Разработка проекта закона Саратовской области о государственной поддержке развития страхования в агропромышленном комплексе области |
Не предусмотрено | Август 2001 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики области |
10 | Разработка положения о конкурсе инвестиционных проектов, претендующих на финансирование в рамках Программы |
Не предусмотрено | Сентябрь 2001 года | Министерство экономики области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
11 | Конкурсный отбор опорного банка Программы |
Не предусмотрено | Июль 2001 года | Министерство экономики области |
12 | Заключение соглашения с опорным банком Программы о совместной реализации Программы |
Не предусмотрено | Июль 2001 года | Министерство экономики области |
13 | Организация работы консультационных пунктов |
Не предусмотрено | 2001 год | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики области |
14 | Разработка и распространение информационных материалов Программы |
Не предусмотрено | С августа 2001 года |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики области |
15 | Оценка эффективности Программы | Не предусмотрено | Февраль 2002 года | Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики области |
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет министерство экономики области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство финансов области.
Приложение N 2
к постановлению Правительства области
от 20 июня 2001 г. N 71-П
Положение
об участии страховых компаний в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год
1. Положение об участии страховых компаний в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год (далее - Положение) разработано с целью привлечения к реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год (далее - Программа) устойчивых и надежных страховых компаний, действующих на территории области.
2. Настоящее Положение определяет форму и условия участия страховой компании в реализации Программы.
3. Для участия в реализации Программы страховая компания должна пройти аккредитацию при экспертном совете по вопросам страхования при Правительстве области (в дальнейшем - Совет), порядок и условия которой определяет настоящее Положение.
4. Подготовку заседания Совета по вопросам аккредитации осуществляет министерство экономики области. При этом в его обязанность входит:
а) сбор и анализ поданных документов;
б) проверка их достоверности;
в) подготовка краткой информации о страховой компании - претенденте;
г) передача подготовленной информации членам Совета;
д) оформление решения заседания Совета и извещение о результатах рассмотрения документов страховой компании - претендента.
5. Для получения аккредитации страховая компания подает в министерство экономики следующие документы:
а) заявление на имя председателя Совета об аккредитации компании с перечнем прилагаемых документов (в двух экземплярах);
б) информацию о наличии филиальной сети компании, расположенной в разных регионах Российской Федерации, участвующих в страховании посевов сельскохозяйственных культур в соответствии с Условиями страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 25 процентов страховых платежей за счет средств федерального бюджета (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 09-02-02 и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 4-25/461), (с указанием местоположения филиала, общего объема страховых взносов за последние два года, общего объема выплат за последние два года, объема страховых взносов по страхованию посевов сельскохозяйственных культур за последние два года и объема выплат за этот же период по данному виду страхования), заверенные руководителем страховой компании и печатью компании;
в) информацию о страховом портфеле страховой компании за последние 2 года, заверенную руководителем компании и печатью компании;
г) копию лицензии на право страховой деятельности, выданной федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, правила по данному виду страхования с приложением образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов), страховых тарифов и структур тарифных ставок;
д) нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
е) справку банка или иные документы, подтверждающие оплату уставного капитала;
ж) аудиторские заключения за три последних завершенных финансовых года;
з) баланс страховой организации, заверенный налоговым органом с приложением отчета о финансовых результатах (форма N 2), отчета о платежеспособности (форма N 6), отчета о формировании страховых резервов (форма N 8), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 марта 1996 года N 31 для годовой бухгалтерской отчетности, по состоянию на первое число 4, 7 и 10 месяцев, предшествующих дате подачи документов;
и) документы, подтверждающие размещение страховой компанией первоначального взноса на депозитном счете (покупки ценных бумаг) уполномоченного Правительством области банка;
к) филиалы страховых организаций, осуществляющие свою деятельность на территории Саратовской области, предоставляют консолидированный баланс страховой организации и аудиторское заключение, а также баланс филиала.
6. К заявке может быть приложена пояснительная записка, в которой могут даваться пояснения к представленным документам, сообщаться данные о наличии и местонахождении филиалов и отделений страховой организации на территории области, об оплате работы на страховом рынке, сведения о кадровом составе и техническом оснащении страховой организации, любая другая подтвержденная соответствующими документами дополнительная информация.
7. Министерство экономики области, принимая документы, возвращает один экземпляр заявки страховой компании - претенденту, отмечая на нем дату подачи документов, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, принявшего документы, в течение десяти дней проводит анализ документов и передает их на рассмотрение Совета.
8. Совет на очередном своем заседании принимает решение об аккредитации компании. Решение об аккредитации компании принимается открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равенства голосов, голос председателя Совета считается решающим.
9. Страховой компании, которая решением Совета признана аккредитованной, вручается свидетельство об аккредитации, подписанное председателем Совета и заверенное печатью министерства экономики области.
10. Аккредитованная страховая компания в течение 10 дней со дня принятия Советом решения об аккредитации заключает с Правительством области договор о реализации Программы. Условия договора о реализации Программы определяются министерством сельского хозяйства и продовольствия области по согласованию с министерством экономики области.
11. Страховая компания, претендующая на участие в реализации Программы, должна отвечать следующим условиям:
а) наличие филиальной сети компании в различных регионах Российской Федерации;
б) доминирование в страховом портфеле компании страховых договоров о страховании посевов сельскохозяйственных культур и осуществление данного вида страхования в соответствии с условиями страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 25 процентов страховых платежей за счет средств федерального бюджета (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 09-02-02 и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 4-25/461);
в) устойчивость и независимость от привлеченного капитала, рассчитанные в соответствии с коэффициентом устойчивости и независимости;
г) наличие оплаченного уставного капитала в соответствии с требованиями действующего законодательства;
д) наличие лицензии на осуществление данного вида страхования;
е) обеспеченность страховыми резервами, соразмерными принятым на себя обязательствам;
ж) отсутствие задолженностей по уплате налогов и сборов, а также по возмещению страхователям убытков по страховым случаям в соответствии с заключенными договорами страхования;
з) размещение на территории области страховых резервов по заключенным на территории области договорам страхования за вычетом средств, направленных на перестрахование;
и) размещение на депозитном счете уполномоченного банка первоначального взноса.
12. Аккредитованная страховая компания обязана:
а) осуществлять страхование посевов сельскохозяйственных культур в соответствии с Условиями страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 25 процентов страховых платежей за счет средств федерального бюджета (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 09-02-02 и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 4-25/461);
б) разместить на депозитном счете опорного банка первоначальный взнос участника;
в) размещать на срок 5 лет 40 процентов сформированных страховых резервов по данному виду страхования на депозитных счетах банков - участников Программы;
г) расходовать средства фонда предупредительных мероприятий, сформированного в связи с реализацией Программы в рамках действующего законодательства и по согласованию с министерством сельского хозяйства и продовольствия области и министерством экономики области направлениям;
д) аккумулировать 0,35 процента средств от страховых взносов для формирования областного страхового резерва;
е) аккумулировать 0,2 процента средств от страховых сборов для финансирования программ информационного обеспечения Программы;
ж) предоставлять информацию о своей деятельности в соответствии с формами и сроками, утвержденными министерством сельского хозяйства и продовольствия области и министерством экономики области.
13. Страховой компании может быть отказано в аккредитации в случае предоставления недостоверной информации либо несоответствия одного из параметров требованиям, установленным в пункте 11 настоящего Положения.
14. Осуществление страхования посевов сельскохозяйственных культур в порядке, установленном Программой, может быть осуществлено только аккредитованной страховой компанией.
Приложение N 3
к постановлению Правительства Саратовской области
от 20 июня 2001 г. N 71-П
Положение
о порядке компенсации части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных ими в связи с участием в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год
1. Настоящее Положение определяет порядок и условия компенсации части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя, понесенных им в связи с участием в реализации Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год (далее - Программа).
2. Компенсации подлежит часть страхового взноса сельскохозяйственного товаропроизводителя, уплаченного им страховой компании по договору страхования посевов сельскохозяйственных культур, в соответствии с Программой.
3. Компенсация производится за счет средств областного бюджета.
4. Размер компенсации устанавливается постановлением Правительства области. При этом компенсация может устанавливаться в одном из двух вариантов:
а) с фиксированной процентной ставкой;
б) с фиксированной суммой компенсации.
5. Компенсация с фиксированной процентной ставкой означает установление Правительством области фиксированного процента страхового взноса, уплаченного сельским товаропроизводителем в соответствии и на условиях Программы. При этом затраты областного бюджета на компенсацию зависят от количества заключенных договоров в рамках Программы.
6. Компенсация с фиксированной суммой определяет объем средств областного бюджета, направляемых на компенсацию части страхового взноса сельхозтоваропроизводителя, уплаченного в соответствии и по правилам Программы. При этом фактически компенсируемый процент страхового взноса зависит от количества и объема заключенных в рамках Программы договоров страхования, и Правительство области устанавливает только верхний компенсируемый предел.
7. С целью государственного регулирования производства сельскохозяйственных культур в области для разных сельскохозяйственных культур и муниципальных образований области может устанавливаться разный размер и условия компенсации, не противоречащие настоящему Положению.
8. Компенсация не может превышать 20 процентов страхового взноса страхователя (сельского товаропроизводителя), уплаченного им в рамках и в соответствии с Программой.
9. Компенсация предоставляется только страхователям, полностью уплатившим страховой взнос за вычетом средств, компенсируемых из федерального бюджета, в сроки, установленные Правительством области для заключения договоров страхования.
10. В течение 5 дней после окончания срока, отведенного Правительством области для заключения договоров страхования, банк и страховая компания, уполномоченные Правительством области для реализации Программы, предоставляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия области информацию о количестве заключенных договоров, страховой сумме договоров, начисленному страховому взносу и фактически оплаченному страхователями страховому взносу.
11. Страхователи, претендующие на компенсацию, предоставляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия области следующие документы:
а) заявление о компенсации с указанием реквизитов страхователя;
б) информацию о заключенном договоре страхования посевов (номер договора, дата заключения, название страховщика, страховая сумма, начисленный и фактически оплаченный страховой взнос).
12. По результатам проверки предоставленных документов министерство сельского хозяйства и продовольствия области в десятидневный срок предоставляет в установленном порядке в министерство финансов области реестра перечисление из областного бюджета средств на компенсацию страхователям.
13. Министерство финансов области в установленном порядке перечисляет на основании полученного реестра средства из областного бюджета на лицевой счет министерства сельского хозяйства и продовольствия области.
14. В пятидневный срок после поступления средств на счет министерства сельского хозяйства и продовольствия области:
а) предоставляет в установленном порядке в министерство финансов области документы для перечисления на расчетные счета страхователей, оплативших свою часть страхового взноса за счет собственных средств (без привлечения кредита банка), причитавшихся им компенсаций;
б) предоставляет в установленном порядке в министерство финансов области документы для перечисления в банк компенсации для страхователей, оплативших свою часть страхового взноса за счет полученного в банке льготного кредита, в счет погашения полученного ими кредита.
15. В соответствии с Программой и при наличии соответствующих средств в областном бюджете на соответствующий финансовый год министерство финансов области выделяет средства на компенсацию равными траншами в течение 6 месяцев, начиная с 1 июля - по яровым и с 15 октября - по озимым культурам.
16. Министерство сельского хозяйства и продовольствия области несет ответственность за целевое использование бюджетных средств, выделенных на компенсацию части страховых взносов страхователей.
17. Министерство сельского хозяйства и продовольствия области по окончании текущего года представляет министерству финансов области отчет об использовании средств, полученных для компенсации страхователям части страховых взносов.
18. Страховщики, заключившие договоры на страхование посевов сельскохозяйственных культур, обязаны ежеквартально предоставлять министерству сельского хозяйства и продовольствия области информацию о результатах страхования посевов.
19. Банк ежеквартально предоставляет в министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство финансов области и министерство экономики области информацию по согласованным формам о формировании и использовании фондов в соответствии с Программой.
Приложение N 4
к постановлению Правительства Саратовской области
от 20 июня 2001 г. N 71-П
Положение
о порядке отбора опорного банка Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет условия отбора опорного банка Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год (далее - Программа), призванного осуществлять концентрацию ресурсов участников Программы с целью оптимизации их управления.
2. Отбор опорного банка Программы осуществляет экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве области (далее - Совет) на основании конкурсного отбора.
3. Положение о конкурсе по отбору опорного банка Программы утверждается Советом.
4. Информация о конкурсе публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 20 дней до его проведения.
5. Конкурс по отбору опорного банка Программы является открытым для участия в нем всех банков.
6. Основным условием выбора опорного банка является согласие банка осуществлять льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с нижеприведенными условиями.
2. Условия льготного кредитования
7. Получателем льготного кредита может быть предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, отвечающий следующим условиям:
а) зарегистрирован на территории Саратовской области;
б) является сельскохозяйственным товаропроизводителем;
в) имеет договор страхования посевов сельскохозяйственных культур с аккредитованной страховой компанией.
8. Основанием для получения льготного кредита страхователем является договор страхования посевов выращиваемых им сельскохозяйственных культур, в соответствии с настоящей Программой.
9. В качестве обеспечения льготного кредита страхователь предоставляет вексель на срок в соответствии с заключенным с опорным банком Программы кредитным договором на сумму кредита с процентами под гарантии будущего урожая.
10. Получаемый льготный кредит является целевым и не может быть использован на цели, не соответствующие условиям его предоставления.
11. Условием предоставления льготного кредита является необходимость оплаты страхователем его страхового взноса в соответствии с Программой и отсутствие у страхователя возможности (желания) направления на эти цели собственных средств.
12. Банком, предоставляющим льготный кредит страхователю, является определенный Правительством области для реализации программы банк, в дальнейшем опорный банк Программы.
13. С целью предотвращения расходования страхователем льготного кредита на решение не установленных его предоставлением задач, опорный банк Программы производит от имена страхователя (кредитозаемщика) уплату страхового взноса на основании предоставленного им договора страхования.
14. Льготный кредит предоставляется на срок до 6 месяцев, в размере до 75 процентов от страхового взноса. При этом начисляемые на него проценты не могут превышать 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день его выдачи.
3. Заключительные положения
15. Совет может определять дополнительные условия участия банков в конкурсе на статус опорного банка Программы.
16. Решение о назначении банка опорным банком Программы утверждается Правительством области.
17. Опорный банк Программы в 5-дневный срок подписывает с министерством сельского хозяйства и продовольствия области договор об участии в реализации Программы, условия которого утверждаются Советом до объявления конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 20 июня 2001 г. N 71-П "О государственной поддержке страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 6, июнь 2001 г., стр. 851 (подписано в печать 16 июня 2001 г.)
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 г. N 126-П настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Саратовской области от 9 августа 2002 г. N 72-П
Постановление Правительства Саратовской области от 30 ноября 2001 г. N 124-П