Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 15 июля 2003 г. N 36-325
Муниципальная целевая Программа
"Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в г. Саратове на 2003-2006 годы"
Паспорт Программы
Наименование программы Развитие донорства крови, плазмы, клеток
крови и обеспечение инфекционной
безопасности продуктов крови в г. Саратове
на 2003-2006 годы
Дата принятия решения о Постановление мэра города от 18 июля 2001
разработке программы, года N 566 "О Концепции развития
дата ее принятия здравоохранения города Саратова на
2002-2005 годы". Программа разработана в
2003 году, принята решением Саратовской
городской Думы от _________ N ______
Заказчик программы Администрация города Саратова
Основные разработчики Комитет здравоохранения
программы Комитет по образованию
Комитет по культуре
Комитет по труду и социальному развитию
Цель программы Обеспечение пациентов
лечебно-профилактических учреждений города
достаточным количеством эффективных и
безопасных компонентов и препаратов крови.
Задачи программы 1. Привлечение к донорству крови и ее
компонентов здорового населения города.
2. Пропаганда донорства как акта гуманизма
и проявления добродетели, составляющей
здорового образа жизни.
3. Совершенствование системы управления
донорством и службой крови.
4. Совершенствование
материально-технической базы службы крови и
обеспечение современного уровня гарантии
качества в производственной
трансфузиологии.
Сроки и этапы реализации Программа рассчитана на 2003-2006 годы.
программы 1 этап (2003-2004 годы):
1.1. Внедрение на территории города
стандарта качества донорской крови и ее
компонентов;
1.2. Создание электронного банка данных о
донорской базе;
1.3. Создание реестра лиц, награжденных
знаком "Почетный донор России";
1.4. Обеспечение социальной защиты доноров;
1.5. Дооснащение материально-технической
базы отделения переливания крови 1-й
городской клинической больницы;
1.6. Введение карантинизации донорской
плазмы на базе отделения переливания крови
1-й городской клинической больницы.
II этап (2005-2006 годы):
2.1. Переоснащение материально-технической
базы отделений переливания крови во 2-й и
8-й городских клинических больницах;
2.2. Дооснащение технологическим
оборудованием для хранения компонентов
крови лечебно-профилактических учреждений
г. Саратова;
2.3. Создание банка вирусобезопасной плазмы
и клеток крови на базе 1-й городской
клинической больницы.
Перечень основных 1. Проведение информационных кампаний по
мероприятий проблемам донорства с привлечением средств
массовой информации.
2. Внедрение на территории города стандарта
качества донорской крови и ее компонентов.
3. Создание информационной системы
(электронного банка данных) для мониторинга
состояния донорской базы.
4. Создание реестра лиц, награжденных
знаком "Почетный донор России".
5. Обеспечение социальной защиты доноров.
6. Подготовка специалистов по
трансфузиологии для
лечебно-профилактических учреждений.
7. Оснащение отделений переливания крови
1-й, 2-й и 8-й больниц современным
оборудованием.
8. Оснащение технологическим оборудованием
для хранения компонентов крови ЛПУ г.
Саратова.
9. Организация на базе 1-й городской
клинической больницы городского банка
карантинизированных компонентов крови.
Исполнители программы Комитет здравоохранения
Комитет по образованию
Комитет по культуре
Комитет по труду и социальному развитию
Объемы и источники Общие затраты на реализацию Программы
финансирования составляют 20182,8 тыс. рублей:
- из средств бюджета города:
всего 20182,8 тыс. рублей, в том числе
2003 год - 5165,0 тыс. рублей
2004 год - 6818,2 тыс. рублей
2005 год - 4455,8 тыс. рублей
2006 год - 3743,8 тыс. рублей
Ожидаемые и конечные - Увеличение показателя донорства в
результаты реализации г. Саратове с 3 до 14 доноров на
программы 1000 населения.
- Увеличение объема заготовки крови с 2000 л
до 4000 л и переработки ее до 99%.
- Исключение возможности передачи с
донорской кровью, ее компонентами и
препаратами вирусных трансмиссивных
инфекций (ВИЧ-инфекции, СПИД-
ассоциированных инфекций, гепатитов В, С и
др.).
Система организации Текущий контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет Комитет здравоохранения
программы администрации города Саратова путем
заслушивания ежемесячных, ежеквартальных,
полугодовых и годовых отчетов комитетов и
управлений администрации города о
реализации мероприятий Программы.
Отчет о ходе выполнения Программы
заслушивается в администрации города, на
заседаниях постоянной комиссии по местному
самоуправлению, вопросам социальной сферы,
законности, защите прав населения городской
Думы. Отчет утверждается Саратовской
городской Думой.
Промежуточные отчеты сдаются с
периодичностью один раз в год.
Один раз в год комитет здравоохранения
администрации города отчитывается об
исполнении Программы в Министерстве
здравоохранения Саратовской области.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В городе Саратове, как и в других регионах, отмечается постоянная потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови. Для обеспечения и удовлетворения потребности лечебных учреждений в продуктах крови предназначена служба крови. Современной медицине необходима развитая трансфузиологическая служба, способная удовлетворить клинические потребности в компонентах и препаратах крови. В то же время возникающие и существующие проблемы профилактики синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) и вирусного гепатита различной этиологии требуют оперативных и адекватных решений, которые невозможны без четкой организации службы крови города, ее технической оснащенности.
Служба крови города представлена тремя отделениями переливания крови, осуществляющими заготовку, переработку и хранение донорской крови. Саратовская область в структуре службы крови Российской Федерации по IV (Поволжской) зоне остается на восьмом - последнем - месте по числу кроводач, объему заготовки крови на одного жителя, обеспеченности лечебных учреждений компонентами и препаратами крови.
Заготовка крови на одного жителя города составляет 3 мл и постоянно снижается (средний показатель по Саратовской области 4 мл, по Российской Федерации 10,8 мл). Несмотря на то, что потребность лечебных учреждений города в компонентах и препаратах крови постоянно увеличивается, объем заготовки донорской крови ежегодно снижается на 5% и в настоящее время составляет 36% от необходимого минимального объема потребности крови и 50% по отношению к 1991 году. Трансфузионная активность даже в крупных лечебных учреждениях не превышает 10% при нормативе 30%. Дефицит компонентов крови существенно влияет на качество лечения, а также на длительность пребывания больного на лечении, исход заболевания и дальнейший прогноз жизни.
Для нормального функционирования лечебных учреждений при минимальном нормативе в городе должно заготавливаться 4000 литров крови в год: требуемое количество плазмы составляет 2000 л, эритромассы 1000 л, препаратов (альбумин, протеин и т.д.) крови 1000 литров. Реальная потребность лечебных учреждений города в компонентах и препаратах крови при сохранении среднего уровня заболеваемости населения будет перспективно увеличиваться. В связи с этим для своевременного оказания трансфузиологической помощи потребуется увеличить объем производства и производственные мощности. В противном случае потребности лечебно-профилактических учреждений в 2003 году будут удовлетворены в среднем на 40%.
Одной из главных проблем, которая приводит к снижению обеспеченности лечебных учреждений города компонентами и препаратами крови, является уменьшение количества активных доноров и снижение их пригодности к донорству крови. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 5% населения должно участвовать в донорстве, чтобы полностью обеспечить потребность города в продуктах крови. Показатель донорства в 2002 году составил 0,8% от общей численности населения города, что почти в 7 раз ниже европейского показателя (5-6%). Донорские кадры формируются из здоровой части населения, которая с каждым годом уменьшается. Около 10% обратившихся на сдачу крови в 2002 году отведено от донорства на этапе медицинского освидетельствования из-за наличия противопоказаний. Почти 7% донорской крови (9% доноров) не допущено в лечебную сеть после лабораторных исследований на основании выявления инфекционных маркеров.
Активность участия населения в безвозмездном донорстве крови, плазмы, клеток крови, особенно в специальных иммунных видах донорства, в ближайшие годы будет снижаться в связи с отсутствием в течение длительного времени реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству крови и ее компонентов. Снижение донорства на 20% ожидается и в 2003 году.
Таким образом, в службе крови города сегодня сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу обеспечение лечебных учреждений компонентами и препаратами крови, эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории города, а также донорскую базу города, являющуюся стратегическим ресурсом. Исходя из этого, необходимо в максимально сжатые сроки провести целый комплекс организационных, технологических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, которые позволили бы сохранить и развивать производственную базу, исключить передачу и распространение через гемотрансфузии вирусных инфекций, сохранить донорский ресурс и объемы заготовки крови. Успешно решить указанные проблемы возможно лишь программным методом.
Прежде всего необходимо создание новой действенной и активной системы целенаправленной агитации и пропаганды донорства, формирование реальных побудительных мотивов и стимулов, информирование населения по вопросам донорства, начиная с детского и юношеского возраста. Прогнозируется, что установление дополнительных льгот донорам, давшим свою кровь и компоненты добровольно и безвозмездно, будет способствовать увеличению числа таких лиц.
Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации, введение компьютеризированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость затрат финансовых средств и времени на повторные контрольные исследования крови доноров.
Снижение количества доноров требует максимально эффективно использовать каждую кроводачу (донацию), переходить от заготовки консервированной крови к методикам плазмафереза и цитафереза. Внедрение данных технологий поможет уменьшить дефицит донорских кадров в 1,5 и более раз.
Существующие технологии заготовки и переработки донорской крови, производство ее компонентов в городе не в полной мере соответствуют принципам глубокой переработки донорской крови, что не позволяет полностью исключить "внутрипроизводственные" потери в силу крайне ограниченного срока хранения живых клеток крови и многих препаратов, получаемых из донорской крови. Кроме того, укомплектованность оборудованием учреждений службы крови города составляет 30% от имеющейся потребности, при этом 70% оборудования является морально устаревшим, что не дает возможности производить необходимые и высокоэффективные продукты крови для лечебной сети.
Оснащение подразделений службы крови современным технологическим оборудованием позволит обеспечить выполнение плана производства, эффективную и качественную работу подразделений службы крови, повышение качества и безопасности для реципиентов заготавливаемой донорской крови, ее компонентов и препаратов, рациональное использование "сырьевых" ресурсов с учетом современных технологий производства.
Для увеличения производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих, внедрения новых современных технологий и расширения номенклатуры выпускаемых препаратов необходимо:
- обеспечить донацию крови в одноразовые пластиковые контейнеры с гемоконсервантом;
- максимально полно фракционировать донорскую кровь методом центрифугирования;
- увеличить объем заготовки плазмы методом плазмафереза (мануального, дискретного и аппаратного);
- обеспечить быстрое замораживание и низкотемпературное хранение всей заготовленной плазмы.
В первую очередь требуется организация банка крови для карантинизации плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови на базе 1-й городской клинической больницы. Применение методики криоконсервирования клеток крови существенно уменьшит опасность передачи вирусной инфекции, создаст условия для формирования банка аутокрови и запаса компонентов крови для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение технологий заготовки высокоочищенных компонентов крови с использованием современного оборудования и вспомогательного материала, переход от заготовки эритроцитарной массы к производству эритроцитарной взвеси со сниженным содержанием лейкоцитов, развитие аппаратного аутодонорства компонентов крови приведут к снижению риска передачи гемотрансмиссивных инфекций.
Применение комплекса мер позволит переориентировать региональную политику в отношении донорства и работы службы крови в городе.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель программы
Обеспечение пациентов лечебно-профилактических учреждений города достаточным количеством эффективных и безопасных компонентов и препаратов крови.
Задачи программы
1. Привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения города.
2. Пропаганда донорства как акта гуманизма и проявления добродетели, составляющей здорового образа жизни.
3. Совершенствование системы управления донорством и службой крови.
4. Совершенствование материально-технической базы службы крови и обеспечение современного уровня гарантии качества в производственной трансфузиологии.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2003-2006 годы.
I этап (2003-2004 годы):
1.1. Внедрение на территории города стандарта качества донорской крови и ее компонентов, введение карантинизации донорской плазмы;
1.2. Создание электронного банка данных о донорской базе;
1.3. Создание реестра лиц, награжденных знаком "Почетный донор России";
1.4. Обеспечение социальной защиты доноров;
1.5. Дооснащение материально-технической базы отделения переливания крови 1-й городской клинической больницы;
1.6. Введение карантинизации донорской плазмы на базе отделения переливания крови 1-й городской клинической больницы.
II этап (2005-2006 годы):
2.1. Переоснащение материально-технической базы отделений переливания крови во 2-й и 8-й городских клинических больницах;
2.2. Дооснащение технологическим оборудованием для хранения компонентов крови лечебно-профилактических учреждений г. Саратова;
2.3. Создание банка вирусобезопасной плазмы и клеток крови на базе 1-й городской клинической больницы.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач.
Основными мероприятиями программы являются:
- внедрение на территории города стандарта качества донорской крови и ее компонентов;
- активное привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения г. Саратова;
- совершенствование материально-технической базы подразделений службы крови в 1-й, 2-й и 8-й городских клинических больницах;
- обеспечение современного уровня производства компонентов и препаратов крови и контроля их качества;
- организационно-методическое обеспечение мероприятий по совершенствованию донорства и развитию производственной клинической трансфузиологии;
- подготовка кадров, отвечающих за реализацию программы службы крови;
- создание электронного банка данных о донорской базе;
- создание реестра лиц, награжденных знаком "Почетный донор России";
- обеспечение социальной защиты доноров;
- оснащение подразделений службы крови современным технологическим оборудованием, позволяющим заготавливать высокоочищенные компоненты крови с минимальным антигенным загрязнением;
- оснащение подразделений службы крови низкотемпературным холодильным оборудованием для криоконсервации плазмы с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные учреждения;
- оснащение технологическим оборудованием для хранения компонентов крови ЛПУ г. Саратова;
- создание банка вирусобезопасной плазмы и клеток крови на базе 1-й городской клинической больницы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
N п/п | Мероприятия | Бюджет города (тыс. руб.) | Ответственный исполнитель |
||||
Всего | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |||
1. Организационно-методические мероприятия | |||||||
1.1 1.2 1.3 |
Создание единой информационной системы (электронного банка данных) для мониторинга состояния донорской базы Создание реестра лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" Внедрение на территории г. Саратова стандарта качества донорской крови и ее компонентов, введение карантинизации донорской плазмы |
80,0 - - |
- - - |
40,0 - - |
20,0 - - |
20,0 - - |
Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения |
Итого | 80,0 | - | 40,0 | 20,0 | 20,0 | ||
2. Развитие системы информирования населения по донорству крови, плазмы | |||||||
2.1 2.2 |
Создание тематических теле- и радиопрограмм, публикации в СМИ Разработка, издание и распространение агитационных и пропагандистских материалов по проблемам донорства |
150,0 90,0 |
- - |
50,0 30,0 |
50,0 30,0 |
50,0 30,0 |
Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения Комитет по образованию Комитет по культуре |
Итого | 240,0 | - | 80,0 | 80,0 | 80,0 | ||
3. Укрепление материально-технической базы | |||||||
3.1 3.2 3.3 |
Приобретение криотехнологического оборудования для криоконсервации плазмы и клеток донорской крови с целью карантинизации (в т.ч. для 1-й, 2-й, 8-й больниц) Приобретение технологического оборудования для заготовки и хранения компонентов крови ЛПУ г. Саратова (в т.ч. для 1-й, 2-й, 8-й больниц) Приобретение криотехнологического оборудования для создания банка вирусобезопасной плазмы и клеток крови на базе 1-й городской больницы |
1490,8 2726,0 900,0 |
252,8 247,2 - |
340,0 1409,6 - |
170,0 719,6 900,0 |
728,0 349,6 - |
Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения |
Итого | 5116,8 | 500,0 | 1749,6 | 1789,6 | 1077,6 | ||
4. Расходные материалы | |||||||
4.1 | Приобретение расходных материалов для донорского плазмафереза и забора крови |
3960,0 | 600,0 | 1120,0 | 1120,0 | 1120,0 | Комитет здравоохранения |
Итого | 3960,0 | 600,0 | 1120,0 | 1120,0 | 1120,0 | ||
5. Внедрение новых технологий | |||||||
5.1 5.2 |
Внедрение современных методов заготовки и очистки компонентов крови Внедрение в подразделениях службы крови заготовки клеток крови |
1500,0 - |
- - |
500,0 - |
500,0 - |
500,0 - |
Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения |
Итого | 1500,0 | - | 500,0 | 500,0 | 500,0 | ||
6. Подготовка кадров по вопросам клинической и производственной трансфузиологии | |||||||
6.1 | Подготовка кадров на тематических циклах ведущих институтов страны по вопросам производственной и клинической трансфузиологии |
45,0 | - | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Комитет здравоохранения |
Итого | 45,0 | - | 15,0 | 15,0 | 15,0 | ||
7. Социальная защита доноров | |||||||
7.1 7.2 7.3 7.4 |
Оплата донорам за сдачу крови и плазмы, индексация компенсационных выплат Компенсация на питание донорам и индексация компенсационных выплат на питание донорам Обеспечение лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", льготными медикаментами согласно Закону РФ "О донорстве крови и ее компонентов" Обеспечение лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", льготами по коммунальным платежам согласно Закону РФ "О донорстве крови и ее компонентов" |
1500,0 750,0 543,6 6447,4 |
- - - 4065,0 |
500,0 250,0 181,2 2382,4 |
500,0 250,0 181,2 |
500,0 250,0 181,2 |
Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения Комитет здравоохранения Комитет по труду и социальному развитию |
Итого | 9241,0 | 4065,0 | 3313,6 | 931,2 | 931,2 | ||
Всего | 20182,8 | 5165,0 | 6818,2 | 4455,8 | 3743,8 |
VI. Механизм реализации Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета города, выделяемых городскому комитету здравоохранения. Предполагается проведение систематического мониторинга комплексной оценки Программы и при необходимости ее корректировка. Координатором выполнения Программы назначается комитет здравоохранения. Механизм реализации Программы предполагает поэтапную реорганизацию городской службы крови, ее качественное изменение, направленное на полноценное обеспечение лечебно-профилактических учреждений города качественной донорской кровью, ее компонентами и препаратами.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация города Саратова.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет Комитет здравоохранения администрации города Саратова путем заслушивания ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых и годовых отчетов комитетов и управлений администрации города о реализации мероприятий Программы.
Отчет о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседаниях постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения городской Думы. Отчет утверждается решением Саратовской городской Думы. Промежуточные отчеты в городскую Думу подаются один раз в год.
Один раз в год комитет здравоохранения администрации города Саратова отчитывается об исполнении Программы в Министерстве здравоохранения Саратовской области.
VIII. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации указанной Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить показатель донорства в г. Саратове с 3 до 14 доноров на 1000 населения;
- увеличить объем заготовки крови с 2000 до 4000 л и переработки ее до 99%;
- исключить возможность передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансмиссивных инфекций (ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциированных инфекций, гепатитов В, С и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.