Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 2 сентября 2005 г. N 306-П
Областная целевая программа
"Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 годы
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Охрана репродуктивного
Программы здоровья населения" на 2006-2008 годы (далее -
Программа)
Основание для Распоряжение Правительства Саратовской области от 12 мая
разработки 2005 года N 126-Пр "О подготовке проекта областной
Программы целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья
населения" на 2006-2008 годы"
Государственный Министерство здравоохранения и социальной поддержки
заказчик и области
разработчик
Программы
Исполнители Министерство здравоохранения и социальной поддержки
основных области; министерство образования области;
мероприятий государственное учреждение "Главное управление
капитального строительства Саратовской области"
Цель и задачи Цель - создание предпосылок для улучшения
Программы демографической ситуации в области, создание условий для
сохранения и улучшения репродуктивного здоровья
населения, успешной реализации его репродуктивной
функции, рождения желанных и здоровых детей.
Основные задачи Программы:
укрепление материально-технической базы областных
специализированных лечебно-профилактических учреждений;
развитие системы пренатальной диагностики путем
обеспечения качественного ультразвукового,
биохимического, инфекционного скринингов беременных;
развитие системы специализированной гинекологической
помощи через внедрение эндоскопических и малоинвазивных
органосохраняющих технологий;
обеспечение доступности квалифицированной
специализированной медицинской помощи для женщин,
проживающих в сельской местности, путем
совершенствования деятельности выездных поликлиник;
строительство лечебно-диагностического неонатального
корпуса на базе областной клинической больницы;
развитие межведомственного взаимодействия по внедрению в
образовательные учреждения программ "Основы здорового
образа жизни", "Основы здоровья семьи" и программ
профилактики хронических заболеваний;
разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий
обучения;
реализация просветительских программ, направленных на
пропаганду здорового образа жизни
Сроки реализации 2006-2008 годы
Программы
Объемы и Общий объем финансирования из областного бюджета на
источники реализацию мероприятий Программы - 439701,5 тыс. рублей,
финансирования в том числе капитальные расходы - 274000 тыс. рублей:
Программы в 2006 году - 96432 тыс. рублей, в том числе
капитальные расходы 40000 тыс. рублей
в 2007 году - 100527 тыс. рублей, в том числе
капитальные расходы 40000 тыс. рублей
в 2008 году - 242742,5 тыс. рублей, в том числе
капитальные расходы 194000 тыс. рублей
Ожидаемые Снижение показателя младенческой смертности до 9 на 1000
конечные родившихся живыми, в том числе:
результаты смертности детей до года от врожденных пороков развития
реализации до 2,2 на 1000 родившихся живыми;
Программы стабилизация показателя материнской смертности не выше
24 на 100 тысяч живорожденных детей;
снижение показателя абортов до 30 на 1000 женщин
фертильного возраста за счет повышения охвата надежными
методами контрацепции до 45 процентов женщин данной
категории;
снижение показателя общей заболеваемости детей на 10
процентов;
снижение показателя инвалидности среди детей с
хронической патологией на 5 процентов
Система Контроль и координация исполнения Программы
организации осуществляется министерством здравоохранения и
контроля за социальной поддержки области совместно с министерством
исполнением экономического развития и торговли области в
Программы соответствии с постановлением Правительства Саратовской
области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки
и реализации областных целевых программ"
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В Саратовской области сохраняется сложная демографическая ситуация, которая характеризуется почти двукратным (в 1,8 раза) превышением смертности населения над рождаемостью (в среднем по России в 1,5 раза). Кроме того, за последние 15 лет показатель рождаемости населения в Саратовской области снизился на 30 процентов (с 13,4 на 1000 населения в 1990 году до 9,4 в 2004 году), в среднем по России - на 28 процентов. Несмотря на ежегодное сокращение количества абортов, оно превышает число родившихся. Статистика свидетельствует, что 19 процентов супружеских пар, проживающих в городах, и 17 процентов, проживающих в сельской местности, страдают бесплодием. Более того, 27 процентов женщин фертильного возраста имеют серьезную соматическую патологию, препятствующую рождению здоровых детей. За 2004 год выявлено 102 случая внутриутробной патологии плода, несовместимой с жизнью.
Способность к воспроизводству населения во многом определяется состоянием физического и психического здоровья в детском и подростковом возрасте. Однако в течение последних трех лет наблюдается рост общей заболеваемости детей. Показатель распространенности отклонений в состоянии здоровья детей в Саратовской области составляет 2082 на 1000 детей (среднероссийский показатель - 2084,4). По данным диспансеризации детского населения в 2004 году 54 процента детей имели отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ только 10 процентов абсолютно здоровы, около 60 процентов - имеют хронические заболевания, в том числе 20 процентов девушек - нарушения в репродуктивной сфере. Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие в учебных заведениях здоровьесберегающих технологий, недостаточное использование имеющегося потенциала здравоохранения, социальной сферы, образования, культуры, физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей, формирования позитивных репродуктивных установок и семейных ценностей.
Высокий уровень репродуктивной патологии и заболеваемости детей обусловлен также распространенностью патологии щитовидной железы (14 процентов), что связано с эндемическими факторами йодного дефицита на территории Саратовской области. Однако до настоящего времени не решен вопрос проведения массовой йодной профилактики среди населения. В 2004 году йодной профилактикой охвачены 50,2 процента от числа беременных, вставших на диспансерный учет.
Негативные тенденции репродуктивного здоровья сельских жителей еще более выражены, чем городских. В структуре материнской смертности на долю жительниц села приходится 50 процентов случаев, показатель младенческой смертности (11,3 промилле) превышает городской (10,7 промилле) и среднеобластной (10,8 промилле - данные 2004 года). Такое положение связано с ограниченным доступом к высококвалифицированной медицинской помощи. Низкая укомплектованность врачами в сельской местности ведет к снижению объема ежегодных профилактических осмотров женского населения и низкой выявляемости заболеваний.
Бесплатная медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на соответствующий год не предусматривает высокотехнологичных методов реабилитации для семей с нарушением репродуктивного здоровья. Вместе с тем традиционные методы лечения приводят к успеху лишь в 10-15 процентах случаев, а протоколы лечения с использованием новейшего технологического оборудования позволят увеличить эффективность лечения до 40-45 процентов, то есть уровня, соответствующего мировым стандартам.
Необходимо качественное обновление медицинского оборудования и диагностической аппаратуры в Саратовском областном центре планирования семьи и репродукции (далее - Центр), который является головным организационно-методическим и лечебно-диагностическим учреждением по проблемам репродуктивного здоровья в Саратовской области. Число обращений в Центр ежегодно увеличивается, в 2004 году оно достигло 72 тысяч. В Центре обслуживалось более 21 тыс. человек, из которых 13,5 процента страдают бесплодием. Среди пациентов каждый третий (36 процентов) житель района области.
Тем не менее за последние 4 года ситуация в сфере репродуктивного здоровья населения области улучшилась, этому способствовала и реализация мероприятий областной целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2002-2005 годы.
Так, по сравнению с 2001 годом в 2004 году на 40 процентов снизился показатель младенческой смертности: с 17,4 промилле до 10,8 промилле (среднероссийский показатель 2004 года - 11,4 промилле). На 20 процентов снизился показатель материнской смертности и составил 24,1 на 100 тысяч живорожденных (среднероссийский показатель 2004 года - 31,9). На 29 процентов снизился показатель абортов: с 46,7 на 1000 женщин фертильного возраста в 2001 году до 33,5 - в 2004 году (среднероссийский показатель 2004 года - 42,9).
Внедрение в общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования программ "Основы здорового образа жизни" и "Основы здоровья семьи" способствовало снижению на четверть показателя абортов среди подростков (с 26,3 промилле в 2001 году до 18,7 промилле в 2004 году), заболеваний, передающихся половым путем (в том числе в 2 раза - сифилиса), в 1,4 раза - наркотизации в детской и подростковой среде.
Однако в настоящее время материально-техническая база большинства учреждений родовспоможения и детства остается слабой, в связи с чем не решен вопрос оказания специализированной медицинской помощи как детям, так и женщинам с использованием органосберегающих технологий в оперативной гинекологии, современных скрининговых программ обследования и ранней диагностики отклонений в гинекологическом здоровье. В 2004 году только 3,1 процента оперативных вмешательств в области выполнено с применением эндоскопической техники, тогда как в Волгоградской и Самарской областях выполняется до 7 процентов подобных операций.
Неудовлетворительная материально-техническая база имеющихся отделений патологии новорожденности детских больниц не позволяет осуществлять качественное лечение и реабилитацию детей в патологии раннего возраста и ведет к росту первичной инвалидизации. Для повышения доступности высококвалифицированной помощи новорожденным необходимо строительство и оснащение неонатального корпуса на базе областной детской клинической больницы.
Не решены вопросы пренатального скрининга для ранней диагностики врожденных некоррегируемых пороков развития плода, в том числе пороков сердца. Отсутствие ультразвуковой аппаратуры экспертного класса не позволяет диагностировать данную патологию.
Повышению доступности квалифицированной медицинской помощи будет способствовать создание выездных специализированных поликлиник по вопросам репродуктивного здоровья, населения, оборудованных современной медицинской техникой. Эти бригады, состоящие из высококвалифицированных врачей и среднего медперсонала Центра, позволят проводить комплексную диагностику патологии молочных желез, гинекологических заболеваний, выявлять причины супружеского бесплодия, в том числе - андрологическую патологию.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в области, создание условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, успешной реализации его репродуктивной функции, рождения желанных и здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы областных специализированных лечебно-профилактических учреждений;
развитие системы пренатальной диагностики путем организации на базе Центра отделения пренатальной диагностики с созданием филиалов ультразвуковой диагностики на базе крупных лечебно-профилактических учреждений, с организацией биохимического и инфекционного скрининга беременных;
развитие системы специализированной гинекологической помощи через внедрение эндоскопических и малоинвазивных органосохраняющих технологий;
обеспечение доступности квалифицированной специализированной медицинской помощи для женщин, проживающих в сельской местности, путем совершенствования деятельности выездных поликлиник;
строительство лечебно-диагностического неонатального корпуса на базе областной детской клинической больницы;
развитие межведомственного взаимодействия по внедрению в образовательные учреждения программ "Основы здорового образа жизни", "Основы здоровья семьи" и программ профилактики хронических заболеваний; разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения;
реализация просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Для решения указанных целей и задач Программой предусмотрено выполнение мероприятий по перечню согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2006-2008 годы.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы составит 439701,5 тыс. рублей, в том числе - капитальные расходы 274000 тыс. рублей:
в 2006 году - 96432 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 40000 тыс. рублей
в 2007 году - 100527 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 40000 тыс. рублей
в 2008 году - 242742,5 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 194000 тыс. рублей.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Организационное управление реализацией Программы осуществляет министерство здравоохранения и социальной поддержки области.
Контроль и координация исполнения Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области с участием министерства финансов области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения и социальной поддержки области представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год.
Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
снизить показатель младенческой смертности до 9 на 1000 родившихся живыми, в том числе смертности детей до года от врожденных некоррегируемых пороков развития - до 2,2 на 1000 родившихся живыми;
стабилизировать показатель материнской смертности не выше 24 на 100 тысяч живорожденных детей (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации планируется достичь к 2007 году показателя 30,2 на 100 тысяч живорожденных детей);
снизить число абортов до 30 на 1000 женщин фертильного возраста за счет повышения охвата надежными методами контрацепции до 45 процентов женщин такой категории;
снизить показатель общей заболеваемости детей на 10 процентов;
снизить показатель детской инвалидности на 5 процентов;
повысить удельный вес оперативных вмешательств, выполняемых с применением эндоскопической техники, до 6,2 процента.
Показатели оценки эффективности реализации мероприятий Программы отражены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.